Аскетизм что это простыми словами: Кто такой аскет? Что такое аскетизм, аскеза?

Аскетизм: что это простыми словами

Содержание

  1. Формы аскетизма
  2. Правильная мотивация для аскезы
  3. Плюсы и минусы аскетизма
  4. Аскетизм в благости, страсти и невежестве
  5. Осознанное потребление как форма аскетизма
  6. Аскетизм в христианстве
  7. Аскетизм в буддизме
  8. Аскетизм как образ жизни
  9. Как аскезы применяются в йоге
  10. Чистое питание

Из этой статьи вы узнаете, что такое аскетизм и как наиболее эффективно использовать эту древнюю методику сегодня. Древнегреческий термин «аскесис» означает ‘упражнение, тренировка’. Добровольные аскезы применяются во многих религиях и традициях по всему земному шару. Простыми словами, аскетизм — это отказ от того, что доставляет человеку удовольствие. Ещё это приверженность практикам, сопряжённым с физическими ограничениями. Таким образом человек укрепляет свой ум, очищает душу и становится лучшей версией самого себя.

Шива в одной из своих ипостасей предстаёт как бог отрёкшихся и может являться своим преданным в видениях как аскет со спутанными волосами.

В древнеиндийском тексте «Законы Ману» говорится, что «тапасвину» (‘терпящему аскезу’) никогда нельзя причинять вред. В буддизме аскетизм — один из признаков духовно развитой личности. Это также верно для христианства и большей части других религий.

В некоторых древних религиях принципы аскетизма возводились в культ. На территории современной Индии тех, кто добровольно отрекался от всего мирского, называли «санньяси» или «тапасвин». Такие люди могли жить в лесу, вдали от людских поселений, довольствуясь лишь небольшим набором вещей и плодами природы. Древнеиндийские эпосы описывают суровые аскетические подвиги людей и демонов. Благодаря огню аскезы, или «тапасу» (санскр.), они достигали исполнения заветных желаний. Иные обретали могущество, превосходящее даже силу богов.

Для многих подвижников тех времён концепция аскетизма

становилась смыслом жизни. Некоторые аскетические практики, на санскрите иногда называемые «тапах», включали:

  • длительное стояние на одной ноге с воздетыми к небу руками;
  • многочасовое нахождение в холодной воде;
  • выполнение практик только в набедренной повязке под палящим индийским солнцем.

Нередко такое подвижничество приводило к серьёзным травмам и заболеваниям. Как правило, в наши дни методики аскетизма применяются в более умеренных формах. При этом они, наоборот, полезны для здоровья. Это могут быть:

  • физические упражнения,
  • закаливания,
  • очистительные техники,
  • голодание,
  • информационные детоксы.

Аскетизм начала ХХI века — это экологичный образ жизни, в котором нет места бездумному потреблению товаров

. Отрекаясь от какой-то части благ цивилизации, человек вносит свой вклад в сохранение природы и жизни на Земле. Термин «аскетизм» означает этичный образ жизни, что в первую очередь выражается в отказе от поедания мясных и рыбных продуктов, покупки изделий из кожи и т. д.

Аскетизм связывают с соблюдением в жизни принципа безбрачия. Это справедливо, но лишь в какой-то степени. Философия аскетичной жизни не ограничивается вопросами половых взаимоотношений. Путь полного воздержания подходит не всем, и он вовсе не обязателен, тем не менее правила целибата применяются во многих религиях и традициях.

Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, утвердившись в воздержании от наслаждений, садхака (‘практик’) обретает знание и силу. Смысл аскетизма — полный или временный отказ от чувственных удовольствий, в том числе от сексуальных утех.

Духовный аскетизм способствует практике йоги.

Он летит по воздуху,
Глядя вниз на все формы.
Аскет каждому богу добрый
Друг, готовый на благое деяние.

Ригведа, гимн «Косматые аскеты»
Аскезные практики — длительное стояние на одной ноге с воздетыми к небу руками

Переживание лишений не принесёт пользы, если преследуются эгоистические цели. Важно, чтобы усилия совершались как акт служения, то есть для блага других. В таком случае аскетизм имеет смысл, иначе, разменяв накопленную аскезой энергию на временные цели, духовный искатель в итоге придёт лишь к новым страданиям.

Даже если аскеза совершается с целью попадания после смерти в рай, это ошибочный путь. Райская жизнь рано или поздно закончится, и придётся начинать путь эволюции заново — с самых низов. Для понимания важности правильной мотивации рекомендуем прочитать историю Будды и Чунгавы. Важный момент: не хвастайтесь способностью претерпевать лишения, так как аскетический подвиг гибнет от гордости.

Что оставил, то пропало; что отдал, то твоё.

Народная мудрость
Аскетизм начала ХХI века — это экологичный образ жизни

Проходят тысячелетия, сменяются эпохи, но аскетизм и в современном мире всё также актуален. Однако у этой методики, помимо положительных сторон, есть и отрицательные.

Плюсы аскетизма

  • Разумный (умеренный) аскетизм продлевает жизнь.
  • Улучшает здоровье и самочувствие.
  • Укрепляется ум, возрастает сила воли.
  • Тело становится более сильным и выносливым.
  • Потребляя меньше продуктов, человек наносит меньше вреда экологии.
  • Согласно «Йога сутрам» Патанджали, путём аскезы можно достичь сиддх (‘сверхспособностей’).
  • В Айтарея упанишаде говорится, что лишённые пороков аскеты видят Атман (высшее «Я»).

В «Законах Ману» об аскетизме говорится:

  • это одно из четырёх главных средств достижения заслуг наряду со знанием, жертвоприношениями и щедростью;
  • посредством аскетизма достигается то, что с трудом получается и исполняется;
  • аскетическим подвигом человек освобождается от совершённых грехов;
  • аскезой очищается душа человека.

Когда развязываются узлы, удушающие сердце, смертный становится бессмертным.

Катха упанишада

Минусы аскетизма

  • Это неприятно, доставляет неудобства и страдания.
  • Иногда, чтобы был результат, нужно делать сверхусилие, что также тяжело.
  • В некоторых техниках есть доля риска для здоровья.
  • При перегибании палки может потеряться вера в саморазвитие.
  • Возможно непонимание со стороны близких и коллег, к примеру при переходе на вегетарианство.
  • Возможны удивлённые взгляды прохожих, к примеру при занятиях физкультурой во дворе рано утром первого января.
  • Дополнительные затраты времени: тренировки, чистки, сортировка мусора и т. п.
  • В целом это движение против течения, оно более трудное.
Монахи, которые выбрали аскетичный образ жизни

Аскеза — инструмент, который можно использовать совершенно по-разному

. К примеру, молотком можно ломать, а можно строить — смотря в чьих руках он находится. Подобно этому, результат усилий аскета напрямую будет зависеть от того, в каком состоянии сознания он находится в момент практики.

Аскетизм в саттве (‘благости’)

Аскеза в саттва-гуне совершается в благостном умонастроении. Практикующий сосредоточен и ясно понимает, что и зачем делает; его сознание чисто, и он не привязан к результатам действий. Аскет прилагает усилия бескорыстно, с целью принести всеобщее благо. В саттва-гуне ум спокоен, в нём отсутствуют противоречия. В этом состоянии легче всего переносятся суровые аскезы.

Аскетизм в раджасе (‘страсти’)

В раджа-гуне человек действует страстно и эмоционально. Практикующий аскезу преследует эгоистичные цели — на пользу себе и ближайшему окружению (семье, родственникам). Аскеза совершается напоказ, из гордости или для воплощения страстных желаний. Возможны сверхусилия и травмы. Из-за беспокойства ума и эмоциональных перепадов совершающий аскезу действует необдуманно, импульсивно.

Аскетизм в тамасе (‘невежестве’)

Аскетизм в тамо-гуне приводит к негативным последствиям. Находясь в омрачённом состоянии ума, практикующий аскезу действует непоследовательно и ошибается. Мотивацией служит воплощение личных желаний — самых примитивных и эгоистичных. Находясь в энергии «тамас», практикующий инертен и прилагает мало усилий. В таком состоянии человек вообще редко по доброй воле способен заставить себя практиковать аскетизм.

В начале XXI века в информационном пространстве планеты главную позицию занимает культ потребления. Желание отхватить кусок побольше порождает конкуренцию, конфликты, ненависть и войны. В погоне за прибылью и удовольствиями люди не замечают страданий окружающих.

Человечество движется к глобальной экологической, гуманитарной или военной катастрофе. Есть ли выход?

Никому не под силу изменить всё человечество, но каждый в силах изменить себя и свои привычки. Концепция минимализма и осознанного потребления призвана ослабить конкуренцию и понизить общий градус страданий на планете. Не нужно, следуя моде, постоянно обновлять предметы интерьера, гаджеты и одежду. В моду должны войти такие понятия, как аскетизм и минимализм. Тогда у человечества появится шанс.

В христианской традиции существует термин «умерщвление плоти». Так последователь христианского учения искореняет собственную греховную природу. Аскетизм способствует раскаянию человека в совершённых проступках. К примеру, христианский аскет может на голом теле носить вериги — тяжёлые металлические цепи, кольца, железные подошвы или шляпу. Христиане также практикуют посты и воздержание от приёма пищи.

Упоминания о голодании в Библии:

  • Иисус Христос голодал 40 дней,
  • Моисей — 40 дней,
  • Илия — 40 дней,
  • Давид — 7 дней,
  • Лука — два раза в неделю.

Примечательна история жизни иеромонаха Саровского монастыря Серафима Саровского. Этот святой также придерживался весьма аскетичного образа жизни: жил отшельником, ходил в одной и той же одежде. Известно, что Серафим Саровский около трёх лет питался одной только снытью. Также он совершил аскетический подвиг: 1000 суток провёл в молитве на каменном валуне. Три года Серафим провёл в полном молчании.

Другой выдающийся христианский аскет, итальянский католический монах Франциск Ассизский, отрёкшись от богатого наследства, несколько месяцев бродил как нищий. Затем он обошёл город Ассизи в поиске камней для восстановления собора Святого Дамиана. Франциск отнёс камни к собору и собственными руками полностью восстановил часовню. Ведя жизнь аскета, он ухаживал за прокажёнными в домах Лазаря близ Ассизи. Впоследствии Франциск стал основателем ордена францисканцев и издал для своих последователей свод правил, в которых утверждались аскетические нормы поведения.

Аскеза Серафима Саровского

Согласно буддийским текстам, перед просветлением принц Гаутама, будущий Будда, прошёл длинный аскетический путь, полагая, что аскезы позволят ему достичь совершенства. Покинув дворец, он шесть лет совершал суровые аскетические практики. На шестом году к Гаутаме присоединились пять отшельников. Сухим голоданием они довели себя до полного истощения; их тела высохли и стали походить на скелеты, обтянутые кожей; состояние было близкое к смерти. Однажды аскеты занимались совместной медитацией. В какой-то момент, глубоко погрузившись в себя, Гаутама вдруг осознал, что приверженность самоистязаниям проистекает от гордыни. Чрезмерный аскетизм — это крайность, такая же, как и жизнь ради удовольствий. В момент этого осознания получил своё начало «Великий Срединный Путь Будды».

Принц с трудом встал на ноги и побрёл к реке. Упав в воду, он начал пить. Течение понесло его ослабевшее тело. На рассвете местная девушка увидела тело обессиленного аскета, прибившееся к берегу. Пожалев подвижника, она накормила его. Увидев, что принц ест, оставшиеся пять аскетов разочаровались в нём. Они ушли практиковать аскезу в другом месте.

Спустя некоторое время Гаутама нашёл ветвистое дерево, сел около него и произнёс клятву, что не поднимется с места, пока не обретёт полное и окончательное Просветление. Затем он вошёл в состояние медитации и стал Буддой Шакьямуни.

Со временем у Будды появились ученики, которые странствовали вместе с ним, стараясь достичь духовной реализации. Благословенный установил свод правил для своих последователей. Монахи вели довольно аскетичный образ жизни. Им было запрещено иметь дом, носить одежду, помимо кусков старой материи. Имущество монаха составляло лишь несколько самых необходимых вещей. Питались они строго до полудня тем, что получали в качестве подаяния. После полудня есть было запрещено, как и откладывать еду на следующий день. Аскетичные правила жизнеустройства необходимы были для того, чтобы ученики полностью, без отвлечений, посвящали себя пути, ведущему к Просветлению. Великие мастера прошлого достигали вершин духовной эволюции благодаря тому, что отказывались от удовольствий и удобств. Многие жили в нищете и затворничестве. Одним из таких практиков был Миларепа. Долгие годы он провёл в холодных горных пещерах, питаясь лишь крапивой. Его кожа обрела серо-зелёный цвет, а изредка встречаемые люди принимали его за духа или выходца с того света.

Учитель школы Ньингма, Джигме Лингпа, так писал о своём ретрите, длившемся три с половиной года:

«В связи с недостатком пищи и суровыми погодными условиями вся моя негативная карма и кармические долги из прошлых жизней начали вызревать в моём теле. Из-за нарушения энергетического баланса моя спина болела так, словно меня закидали камнями. В результате взбудораженного кровообращения и циркуляции воздуха моя грудь болела так, будто в неё вбивали гвозди. Из-за ослабления обмена веществ в нижней части тела ноги больше меня не держали, и я не мог даже встать с места. Как столетнего старика, меня покинули все силы. У меня даже пропал аппетит. После трёх шагов моё тело начинало трястись и шататься. Но, несмотря на всё это, я думал: «Если я умру, то в совершенстве исполню наставления древних мастеров, которые учили: «Нацель свой ум на Дхарму. Нацель свою практику Дхармы на нищету»». Достигнув уверенной реализации в Великом совершенстве, я не испытывал ни малейших опасений и тревог о себе, напротив, во мне пробудилось великое сострадание ко всем страдающим от старости и мучающимся от болезней».

В одном из направлений буддизма, дзэне, суровые аскетические практики, напротив, не поощряются. В этой традиции приветствуется участие человека в общественной жизни. В дзен-буддизме считается, что труд помогает реализовать духовный потенциал человека. При этом, выполняя какую-либо работу, нужно быть полностью погружённым в процесс и поддерживать предельную осознанность.

Аскеза — это духовная практика. Осознав пользу добровольных ограничений, каждый может добавить в свою жизнь долю самодисциплины. Принципы аскетизма отвергают излишний комфорт, бездумное потребление товаров, переедание, бесполезные развлечения и т. п. Если у вас появилось намерение изменить образ жизни, совсем не обязательно отказываться от всего и сразу, чтобы не превратить жизнь в одно сплошное страдание. При таком подходе в какой-то момент психика может не выдержать. Маятник сорвётся и с размаху качнётся в обратную сторону. Чтобы этого не случилось, следует повышать градус аскезы постепенно.

К примеру, можно приучить себя вставать раньше обычного на 1–2 часа. Комплекс Сурья Намаскар поможет проснуться. Поначалу это будет трудно, но только до тех пор, пока занятия не превратятся в привычку. Затем можно постепенно добавлять пранаяму или медитацию.

Если возможно, откажитесь от ежедневных поездок на транспорте. Пешие прогулки полезны для здоровья и не вредят экологии. Когда и это станет привычным, добавьте другие элементы. В процессе перехода на аскетичный образ жизни ум будет постепенно обретать качества саттва-гуны (‘благости’).

Хотим мы того или нет, аскеза уже присутствует в наших повседневных делах. В «Законах Ману» говорится, что в зависимости от касты, аскетизм принимает разные формы:

  • для брахмана это изучение священных текстов;
  • для кшатрия — защита общества от врагов;
  • для вайшьев — труд по хозяйству;
  • для шудр — услужение.

Прилагая усилия в своих повседневных делах, нужно согласовывать действия с голосом совести и нравственными принципами, к примеру с Ямой и Ниямой.

Существуют и более радикальные методы аскетизма: чтобы достичь пробуждения сознания, йоги уходят от мира и помещают себя в суровые условия — в ашрам, пещеру и т. п. Так они ограничивают отвлечения ума. Для тех, кто идёт по пути йоги, ценность затворничества очень велика. Однако для того чтобы пробудиться, нужно накопить много заслуг и благой кармы. Без бескорыстной деятельности на благо других аскеза не принесёт желаемого результата. Одна из лучших форм служения — преподавание йоги и распространение знаний о саморазвитии.

Андрей Верба на курсах преподавателей йоги

Слову «аскетизм» соответствует санскритский термин «тапас/тапасья». Другие значения этого термина — ‘горение’, ‘жар’, ‘мучение’. Тапас — это магический жар, энергия, которую вырабатывает человек благодаря добровольным ограничениям, отказу от лишнего и терпению. В огне аскезы практик йоги сжигает все свои несовершенства и ментальные загрязнения. Как принцип аскетизма, тапас означает дисциплину и пылкое желание двигаться по пути саморазвития.

Тапас очищает ум от первопричины страданий — авидьи (невежества — одной из пяти клеш). Очистив в огне аскезы ум от невежества, практикующий совершит меньше эгоистичных поступков. Подобно тому, как прожаренное семя не даст росток, такой человек произведёт меньше самскар — психических отпечатков от совершённых действий. Его карма будет менее драматична.

Приверженность принципам аскетизма несёт пользу для окружающих. Сила авидьи побуждает человека быть эгоистом, жить для себя. Эгоист — это раковая клетка на теле общества, которая живёт за счёт других. Огонь тапаса выжигает из ума человека невежество.

При этом аскет обнаруживает в себе альтруистичные тенденции. Обществу, в котором живёт такой человек, становится легче.

При выполнении аскез физическое тело может нагреваться. Это свидетельствует о его очищении. Таким образом, при выполнении человеком асан или дыхательных упражнений, его тело избавляется от накопленных токсинов. Однако жар тапаса имеет в большей степени не физическую, а психическую природу. В комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати отмечает, что огонь аскезы может вырабатываться:

  • ахимсой (отказом от причинения вреда),
  • брахмачарьей,
  • голоданием,
  • хатха-йогой,
  • пранаямой,
  • мудрами и бандхами,
  • концентрацией ума.

Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств.

Патанджали

Превосходит йогин аскетов, йогин выше, чем тот, кто знает, йогин выше, чем делатель жертвы; устремляйся же к йоге, Арджуна!

Бхагавад-Гита

Истощение в аскезе Будды Шакьямуни

Говоря об аскетизме, невозможно обойти тему питания. Великие духовные деятели и мыслители прошлого были аскетами. К примеру, Пифагор был вегетарианцем и голодал 40 дней, чтобы получить доступ к египетской школе философов. Вегетарианцами были Гиппократ, Леонардо да Винчи, Л. Н. Толстой, Д. И. Менделеев.

В странах, которые считаются богатыми и развитыми, полки супермаркетов заполнены продуктами питания, большая часть которых полна вредных химикатов. Для сохранения здоровья выбирайте простую пищу, необработанные продукты.

Вегетарианство и веганство — типы питания, придерживаясь которых человек существенно экономит природные ресурсы. К сожалению, продовольствия на планете хватает не всем. Изменение кулинарных привычек людей в развитых странах поможет решить проблему голода. Чтобы умерить аппетит, нужно изучить правила здорового питания и начать применять их в жизни.

Вегетарианство – жизнь

Список использованной литературы:

  1. «Законы Ману». Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. И. Ильиным.
  2. Айтарея Упанишада. Перевод А. Я. Сыркина.
  3. «Вишну Смрити». Перевод и комментарий Н. А. Корнеевой.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати. «Йога-сутра Патанджали. Комментарии».
  5. Т. К. В. Дешикачар. «Сердце йоги».
  6. Б. К. С. Айенгар. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение».
  7. Парамаханса Йогананда. «Автобиография Йога».
  8. Свами Сватмарама. «Хатха-йога прадипика». С комментариями Свами Муктибодхананды.
  9. А. Корниенко. «Буддизм. Просто о сложном».
  10. Кхенчен Трангу Ринпоче. «Наставления по медитации Срединного пути».
  11. Лама Сонам Дордже. «Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту».
  12. Дзонгсар Кхьенце. «Отчего вы не буддист».
  13. В. П. Андросов. «Будда Шакьямуни и индийский буддизм».
  14. Калу Ринпоче. «Углублённый буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне».
  15. Герберт Шелтон. «Ортотрофия: основы питания и лечебного голодания».

АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины

АСКЕТИЗМ — что это простыми словами. Виды и причины

Что такое аскетизм?

Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.


Аскетизм

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм — отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

См. также: Аксиология — что это такое. Учение о ценностях

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти — бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
  5. Безбрачие и бедность.

Значение слова аскетизм

(от гр.

asketes упражняющийся, подвижник)

1)

учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия) в целях достижения морального или религиозного идеала.; в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип;

2)

религиозное подвижничество;

3)

крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.

…………

☼ (греч.

упражняющийся, применяющий усилие), установка на добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Практика А. (аскеза) в самых различных культурах включает одни и те же моменты: ограничение себя в еде (пост), воздержание от сексуальных отношений (безбрачие, или целибат), уединение, молчание, в более крайних формах — нищета, бездомность (странничество), причинение себе боли (напр., самобичевание) и т. п. При этом мотивы А. могут быть различными: некоторые из них дополняют, некоторые, напротив, исключают друг друга.

А. как источник сверхъестественных сил — представление, которое восходит к первобытной практике подготовки к шаманскому общению с духами при помощи голода, бессонницы и т. и. Этот мотив особенно характерен для индийской традиции (легенды об отшельниках, чрезвычайно изобретательных в самоистязаниях, посредством которых разжигается огненная энергия тапаса). Поиски способа контролировать космический процесс, который мыслится одним и тем же в теле человека и теле Вселенной, непосредственно продолжали установку шаманизма и позволяли без конфликта сочетать самые духовные цели с самыми земными, а порыв преодолеть человеческую природу как таковую — с изощренным культивированием чувственности. Психотехнику А., соответствующую, по индийским понятиям, плану дхармы, в плане камы дополняет эротическая методика «Кама-сутры». Типологически сходные явления имеют место в практике даосизма. Для теистических религий невозможны не только они, но и сам апофеоз человека, средствами А. навязывающего свою волю богам: мотив А. как пути к чудотворству выступает либо в преобразованном виде (христианские легенды часто говорят об аскетах, получающих дар чудотворства, но это именно дар, а не выслуженная награда и тем более не механическое следствие самого факта А.), либо на бытовой периферии религиозного сознания. Древняя мотивация А. — идея удовлетворения, приносимого за свои или чужие грехи. Самые архаические культуры знают концепцию жертвы как наиболее сильнодействующего средства обеспечить благо общине, связать силы зла и восстановить порядок мироздания, поколебленный случаями нарушения религиозно-моральных запретов. По мере того, как практика человеческих жертвоприношений вытеснялась культурным развитием, возникала потребность в некоем эквиваленте жертвоприношения, когда, напр., в древней Спарте юноши уже не умерщвлялись, но проливали свою кровь на алтарь Артемиды Ортии под бичами, и в назначении этого обряда ритуально-магический момент (перенесение боли как выкуп за общину) неотделим от морального (испытание стойкости юношей). В спиритуализированном осмыслении этот мотив мог быть без существенных изменений воспринят христианством; он характерен для католической традиции (напр., Роза из Лимы в начале XVII в. подвергала себя бичеванию три раза в день — за свои грехи, за грехи живых и умерших). Мотив соблюдения ритуальной чистоты как условия выполнения сакральных функций, часто обосно-выващий практику безбрачия, также является древним и повсеместно распространенным. Даже те религиозные традиции, для которых А. не был характерен (напр., греко-римское язычество или религия Ветхого Завета), требовали воздержания от брачных отношений перед совершением религиозных актов, когда человек «предстает» перед божеством; из этого легко было вывести, что люди, вся жизнь которых проходит в непрерывном контакте со святыней, должны оставаться безбрачными, как весталки в языческом Риме. По-видимому, таково же происхождение безбрачия ессеев: еврейский военный лагерь был местом, особо посвященным Яхве и требовавшим ритуальной чистоты, и ессеи, ожидавшие эсхатологической священной войны, распространили на всю свою жизнь обязательства, связанные с сакральным положением призванного воина. Католический священник должен быть безбрачным как постоянный совершитель таинств, прежде всего мессы. С этим мотивом тесно переплетаются некоторые другие. Один из них — отрешение индивида от своих земных интересов ради дела, понимаемого как святое (напр., проповеди веры): «Неженатый заботится о Господнем (…), а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33). Другой мотив — подготовка к мистическому переживанию, создание условий для медитации и экстаза. В теистических религиях и везде, где цель мистического пути понимается как личная встреча с Богом в любви, практика А. — еще и способ доказать свою любовь к Богу и предъявить в самой действенной форме просьбу об ответной любви. В католической мистике позднего Средневековья пафос А. приобретает черты морали рыцаря, берущего на себя намеренно трудные подвиги во славу своего короля (Христа) и своей дамы (обычно Девы Марии), у Г. Сузо — божественней Премудрости, Софии. С этим мотивом, как и с мотивом удовлетворения за свои и чужие грехи, связан мотив, специфический для христианства — стремление соучаствовать в страданиях Христа. Принимая на себя добровольные тяготы и терпеливо перенося невольные, верующий, по мистическому учению Нового Завета, «во плоти своей восполняет недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24) Это представление оттеснено в протестантизме тезисом об абсолютной исключительности единократной жертвы Христа на Голгофе (в связи с чем практика А. закономерно уходит из жизни). Сострадание Христу как бы овеществляется в стигматах Франциска Ассизского и других католических аскетов; вся жизнь христианина мыслится проходящей как бы в Гефсиманском саду, где забыться в беспечности — значит предать Христа, Который просит бодрствовать с ним. Если подражание Христу в Его бедности, характерное для русских странников и юродивых, как и для Франциска, не могло быть обязательным для всех, то Новый Завет требует от каждого христианина подражания Христу в Его отказе от своей воли — послушании «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7)

.

Общим для разных мировоззрений, как религиозных, так и философски-моралистических, является мотив А. как освобождения, господствующий, напр., в песнях буддийских монахов и монахинь («Тхе-рагатха» и «Тхеригатха»), известный греческой философии, особенно Антисфену и киникам, и находящий многочисленные отголоски в христианской традиции, позднее переосмысленный в некоторых идеологических движениях Нового и Новейшего времени. Мотив этот, однако, получает различные акценты в зависимости от вопроса — свобода от чего и для чего имеется в виду? Это может быть свобода от собственного тела, а через это — от материального мира вообще; по буддийскому изречению, «нет несчастья большего, чем тело» («Дхам-мапада» XV, 202, пер. В. Н. Топорова). Для манихейства, видящего источник зла в соединении духовного света с пленившей его «тьмой» материи, А. есть путь к желаемой диссоциации этих начал. Подобный негативизм в отношении к космосу вообще и к телу в частности мог иногда стимулировать наряду с А. допущение вольности нравов, как это было, напр., в некоторых направлениях гностицизма: если тело — «тьма», которую нельзя ни просветить, ни очистить, то безразлично, что с ним происходит, между тем как нарушение табу морали, приличий и общественного порядка — своего рода А. навыворот — желательно, поскольку обособляет «посвященного» от мира и приближает цель — конечное разрушение основ космического бытия. Поздний вариант такой установки встречается в культуре декаданса (программа систематической денормализации воображения у А. Рембо и сюрреалистов), в практике некоторых направлений оккультизма, в жизни «коммун» хиппи, соединивших элементы А. со вседозволенностью «сексуальной революции». Напротив, в христианстве уже не душа (как в платонизме или манихействе) должна быть освобождена от тела, но тело должно быть освобождено от гнездящегося в нем принципа своеволия — «плоти», чтобы стать «храмом Духа» (1 Кор. 6:19).

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Виды аскетизма

Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких — благоприятную судьбу.
  2. Аскетизм тела — ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
  3. Аскетизм ума — чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.

Аскетизм в истории

Раннее христианство, отстаивая свое место среди мировых религий, выжило только за счет достаточно утрированных примеров аскетического образа жизни подвижников и экстренной канонизации самых рьяных самоистязателей. Протестанты не стали требовать вериг и власяниц от своих последователей, но ввели в понятие аскетизма разделение на «светскость» и «духовность».

В истории было достаточно значимых периодов, когда аскетизм служил протестом против излишества. Но к понятию высокой морали данный факт не имел никакого отношения. Речь идет о пролетарских движениях первых рабоче-крестьянских объединений, выражающих свое презрение к высшему обществу (знати), с которым не желали существовать на одном уровне общественных устоев. О том, что такое аскетизм в истинном понимании слова, большинство адептов раннего коммунистического движения даже не догадывались.

Как живут аскеты?

В современном обществе аскет это — человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический — это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:

  1. Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
  2. Минимум вещей.
  3. Большое значение придается развитию внутреннего мира.
  4. Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
  5. Благотворительность.

Аскетизм — причины

Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» — это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:

  • потеря здоровья, неизлечимые болезни;
  • познание своего «Я»;
  • расширение границ сознания;
  • у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
  • достижение сверхспособностей;
  • улучшение кармы;
  • стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).

См. также: Совесть — что это. Что значит – жить по совести

Аскетизм в философии

Что касается прародительницы аскезы, Эллады, то и она трактовала понятие настолько широко, что совершенно заблудилась бы в противоречиях, если бы не объясняла отказ от бренности всего сущего языком сразу нескольких философских школ. Школа киников – одно из самых известных философских учений того периода, дошедшее до нас благодаря самоотверженности (или тяги к бродяжничеству?) своего последователя и вдохновителя Диогена Синопского. Данная школа, как нетрудно понять, ориентировала адептов на отказ от материальных благ.

Другое философское течение (стоиков) подходило к решению вопроса, что такое аскетизм, как к некому собранию свода законов против аморальности и нарушений социальных правил. Собственно, это и было то самое возрождение духа для прекрасного и подавление в себе низменного, благодаря которому аскеза не скатилась в глухое проповедование юродства (Диоген, как мы помним, был не от мира сего и явно обнаруживал в себе антисоциальную личность).

Основные принципы аскетизма, сложившиеся в учениях таких просвещенных стоиков, как Марк Аврелий и Сенека, призывали к следующему:

  • познанию мира не через влияние сильных его, а сквозь призму душевной целостности и добродетель;
  • духовному подавлению низменных желаний плоти;
  • возвышенности мыслей и поступков;
  • согласию с божественным разумом;
  • отказу от насилия.

Аскетизм — польза

Аскетизм как образ жизни подхватило сегодняшнее поколение молодежи. Люди, вставшие на путь самоограничения задаются вопросами о целесообразности аскез. Разумный аскетизм действительно приносит ощутимую пользу для человека, соответствующую смыслу ради чего аскеза совершается. Практические результаты аскетизма:

  • усиление связи со своей Душой;
  • укрепление духа и воли;
  • ясность мышления и сознания;
  • улучшение нравственных качеств личности;
  • развитие интуиции, ясновидения, предвидения;
  • избавление от болезней;
  • исполнение истинных желаний;
  • трансформация личности в целом.

Происхождение понятия аскетизма

Практическое значение аскеза получила в Древней Греции, где отказ от земных благ расценивался двояко: сначала для физической и моральной подготовки атлетов к соревнованиям, затем как некое продвижение ментальной личности человека на более высокую ступень совершенства.

Первый фактор носил временный характер. Спортсмены в периоды усиленных тренировок должны были сосредоточиться на будущих достижениях, а потакание телесным потребностям отвлекало от основной цели. Это был исключительно деловой подход, при котором люди сознательно отодвигали все радости жизни для поднятия духа и четкой направленности. Атлеты переходили на грубую пищу, спали на дощатом голом настиле, не знали плотской любви и отказывали себе во всяком эстетическом и физическом наслаждении. К тому же они переносили ежечасные тренировки.

Второй фактор служил своеобразным ментальным тренажером для духа, получившим более тонкое и развитое обоснование в индийских учениях. Различные дервиши, гипнотизеры, мастера левитации – все эти уникальные и свойственные только Древнему Востоку явления возникли именно вследствие усмирения тактильных грубых начал в пользу духовного развития.

аскетизм – определение и значение

  • Дайте определение
  • Связать
  • Список
  • Обсудить
  • См.
  • Услышать
  • и Любовь

Определения

из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.

  • сущ. Принципы и практики аскета; крайнее самоотречение и аскетизм.
  • сущ. Учение о том, что аскетическая жизнь освобождает душу от рабства тела и позволяет соединиться с божественным.

из словаря века.

  • сущ. Жизнь или практика аскета; принципы и исторический путь подвижников.
  • сущ. В теология , теория или систематическое изложение средств, отрицательных, как самоотречение и воздержание, или положительных, как проявление естественных и христианских добродетелей, с помощью которых достигается полное согласие с божественной волей. может быть достигнуто. См. Аскетическое богословие, под аскет.

из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.

  • сущ. Состояние, практика или образ жизни аскетов.

из Викисловаря, Creative Commons Attribution/Share-Alike License.

  • сущ. Принципы и практики аскета; крайнее самоотречение и аскетизм.

из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.

  • сущ. черта большого самоотречения (особенно воздержание от мирских удовольствий)
  • сущ. учение о том, что через отказ от мирских удовольствий можно достичь высокого духовного или интеллектуального состояния
  • сущ. строгое самоотречение и активное самоограничение

Этимологии

Извините, этимологии не найдено.

Поддержка

Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово аскетизм.

Примеры

  • Слово аскетизм происходит от греческого аскезис, что означает практика, телесные упражнения и, в особенности, атлетическая тренировка.

    Католическая энциклопедия, том 1: Ахен-Ассайз

  • Но он душит желание только большего конечного блага; оно отвергает то ненужное подавление части себя, которое мы называем аскетизм и чрезмерное подчинение себя другим.

    Проблемы поведения

  • Миссис Браунинг пожаловалась своему мужу на то, что она называет аскетизмом Пасхи, второй частью его тома 1850 года; его ответ заключался в том, что в нем была изложена «одна сторона вопроса».

    Роберт Браунинг

  • Слово « аскетизм » восходит к греческому, обозначающему «спортивную подготовку», и стремление освободиться от темницы эгоизма буквально или фигурально отправило многих людей в «пустыню» в поисках этой спины против безотлагательность стены, которая так важна для творчества.

    Forbes.com: Новости

  • День для подвижничества ушел, или скажем ночь?

    Письма Кемптона-Уэйса

  • Хотя она и не имела ясного представления о том, что означает слово аскетизм , но и она считала, что милому Яше не мешало бы немного передохнуть, повидаться с людьми, показать себя.

    Сказки и стихи в прозе

  • Записи тех суровых, теплых, полнокровных времен приходят с пьянящим привкусом и старосветским привкусом в тонкий аскетизм сегодняшнего дня.

    Канадские города романтики

  • И все же кажется странным слышать восхваление Саванаролы в поэме, в которой аскетизм осуждается.

    Нобелевская премия по литературе 1906 — Презентационная речь

  • Я знаю, что употреблять слово аскетизм в повседневной практике — значит навлечь на себя осуждение всех тех, кого мир называет добрыми людьми, чей девиз — живи и давай жить другим, или любой другой афоризм удобного и всеобщего отпущения.

    Апология Диффидентис

  • Хотя она понятия не имела, что означает слово аскетизм , она тоже считала, что дорогому

    не повредит

    Сказки о снах и стихи в прозе

аскетизм — Англо-русский словарь на WordReference.com

    • См. также:
      • Асенез
      • Вознесение
      • восхождение
      • День Вознесения
      • восходящий
      • подъем
      • установить
      • аскеза
      • аскетизм
      • аскет
      • аскетизм
      • Аш
      • Ашаффенбург
      • Ашам
      • Ашелминф
      • Тест Ашгейма-Цондека
      • Корпус Ашоффа
      • аски
      • асцидиан
      • асцидий
      • сумчатый
    • Последние поиски:
    • Посмотреть все

Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/əˈsɛt ɪ sɪzəm/US:USA произношение: respellingUSA произношение: respelling(ə set ə siz’09m)

ⓘ Одна или несколько тем форума точно совпадают с поисковым запросом

на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня


WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023

as•cet•i•cism (ə set ə siz’əm), произношение США n.

  1. Философия образ жизни, практика или принципы аскета.
  2. Философское учение о том, что человек может достичь высокого духовного и нравственного состояния, практикуя самоотречение, самоуничижение и тому подобное.
  3. строгое самоотречение;
    крайнее воздержание;
    аскетизма.
  • ascetic + -ism 1640–50

WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English н. [число]

  1. Религия Человек, практикующий самоотречение и ведущий простую, суровую жизнь без роскоши и удовольствий, обычно по религиозным причинам.

прил. Кроме того, asˈcet•i•cal .

  1. ведет аскетический образ жизни.
  2. , показывающий последствия аскетической жизни: худощавое аскетическое лицо.

as•cet•i•cal•ly, adv.
as•cet•i•cism /əˈsɛtɪˌsɪzəm/США произношение  &nbsp ; н. [uncountable]

WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023

as•cet•ic (ə набор ik), произношение США сущ.

  1. человек, который посвятил свою жизнь преследованию созерцательных идеалов и практикует крайнее самоотречение или самоуничижение по религиозным причинам.
  2. человек, ведущий строгий простой образ жизни, особ. тот, кто воздерживается от обычных удовольствий жизни или отказывает себе в материальном удовлетворении.
  3. (в раннехристианской церкви) монах;
    отшельник.

прил. Кроме того,  as•cet i • кал.

  1. , относящийся к аскетизму.
  2. строго воздерживается;
    аскетизм: аскетическое существование.
  3. чрезвычайно строгий или суровый в религиозных упражнениях или самоуничижении.
  • Греческий askētikós при условии строгих упражнений, трудолюбивый, эквивалентный. к аскэ- (см. аскесис) + -tikos -tic
  • 1640–50

as•cet i•cal•ly , нареч.

    • 3. См. соответствующую запись в Полном тексте отшельника, отшельника; ценобит.
    • 5. См. соответствующую запись в Unabridged строгий, скромный, простой.
    • 6. См. соответствующую запись в Unabridged fanatic.

аскетизм ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

Десаи — Елизавета Венгерская — Ессен — Джайнизм — Средний путь — аскет — ашрама — аскетизм — гедонизм — умерщвление


Найдите слово «аскетизм» в Merriam-Webster
Посмотрите слово «аскетизм» в Dictionary. com

На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | арабский

Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения

Объявления
Объявления
Сообщить о неприемлемом объявлении.
Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *