Социальное действие и социальное поведение: Социальное действие: понятие и сущность

Содержание

Социальное действие | это… Что такое Социальное действие?

Социа́льное де́йствие — «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него»[1]. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) • наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы : • субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; • объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; • средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; • результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение — это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие — это только некоторые виды поведения. Социальные действия — это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели — изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих.

Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели, 

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 

4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием.

Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее.
Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии.
Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели — без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»).
Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит.
Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Примечания

  1. Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 532.

Литература

  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990.
  • Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический проект, 2000.
  • Эфендиев «Общая социология»

Смотри также

  • Социальное взаимодействие

Социальное действие: определение понятия и примеры

Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.


Определение понятия

Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?

Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь  — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.

Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉

Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на  телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….

Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора!  Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!

В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!

Типы социального действия по Максу Веберу

Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!

Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:

1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.

Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.

Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…

2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?

А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!

3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….

А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂

4. Традиционное действие —  обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.

Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

    Теория социального действия Макса Вебера: краткое изложение

    Теория социального действия: в этой статье вы найдете практическое объяснение теории социального действия Макса Вебера . В нем рассказывается, что такое теория социального действия, каковы ее четыре типа, а также примеры и каковы преимущества этих четырех типов. Он также затрагивает типы господства, влияние социального действия и разницу между теорией социального действия и теорией социальных фактов Эмиля Дюркгейма. Прочитав эту статью, вы поймете основные понятия этой социологической теории поведения человека и то, как это поведение влияет на поведение других людей, их взаимодействие и реакцию. Наслаждайся чтением!

    Что такое теория социального действия Макса Вебера?

    Теория социального действия была разработана немецким социологом Максом Вебером, который с помощью этой теории стремился подчеркнуть важность человеческого поведения в связи с причиной и следствием (инструментально рациональным) в социальной сфере.

    Согласно Максу Веберу, люди адаптируют свои действия в соответствии с социальным контекстом и тем, как эти действия влияют на поведение других.

    Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

    Определение

    Для Макса Вебера социальное действие объясняет поведение, эффекты и последствия человеческого поведения и то, как это поведение может влиять на поведение других людей и становиться социальным движением, где оно больше не является изолированным поведением, а частью целого (общества). Вебер опирался на существующие исследования, чтобы доказать, что социология имеет фундаментальное значение для научных исследований.

    Согласно Максу Веберу, социальное действие может запускать средства и цели для социальных акторов и социального взаимодействия, которые хотят достичь чего-то определенного.

    Например, компания организует деятельность для каждого человека и назначает каждому сотруднику свою роль, но каждое действие, выполняемое сотрудниками, связано друг с другом, чтобы поддерживать работу организации.

    Обязанности и правила, которые берут на себя сотрудники, помогают организовать социальные действия, и эти люди взаимодействуют друг с другом в организации для достижения результатов, которых хочет организационная иерархия.

    Суть теории можно резюмировать следующим предложением: Действия других развивают собственное поведение .

    Четыре типа социальных действий по Максу Веберу

    В своей работе «Экономика и общество» (1921) Макс Вебер упоминает четыре формы социальных действий:

    1.

    Традиционные социальные действия (обычай)

    Это действия, которые результат традиций и обычаев и которые выполняются в определенных ситуациях.

    Пример традиционной социальной акции

    Каждое воскресенье обед с семьей. Традиционные действия могут стать культурным ориентиром. Традиция делится на две подгруппы: обычаи и привычки. Обычай — это практика, которая знакома, обычно практикуется и популяризируется в культуре.

    Таможня, напротив, может передаваться из поколения в поколение. Привычка — это то, что постепенно усваивается, а иногда это то, что нормализуется в повседневной жизни и даже привязывается к личности человека.

    2. Аффективное социальное действие

    Также известное как эмоциональное действие, когда человек действует импульсивно и не обязательно думает о последствиях.

    Пример аффективного социального действия

    Плач при победе или плач на похоронах — это аффективные социальные действия. Это социальное действие делится на две подгруппы: неконтролируемая реакция и эмоциональное напряжение.

    При неконтролируемой реакции человек меньше принимает во внимание чувства других и ставит в центр внимания собственные чувства человека. Эмоциональное напряжение — это разочарование, которое может возникнуть у человека, когда он не реализует свои стремления, и именно тогда внутреннее напряжение создает неудовлетворенность.

    3. Рациональное социальное действие с ценностями

    Это социальное действие, рациональное действие характеризуется моральными или этическими принципами, которые осуществляются коллективно на благо общества. Поэтому рациональное действие руководствуется идеологией или коллективной этикой.

    Рациональное социальное действие с ценностями пример

    Религия.

    4. Рационально-инструментальное социальное действие

    Это действия, которые осуществляются для достижения определенного результата.

    Рационально-инструментальное социальное действие Пример

    Наталье 19 лет, и она хочет изучать медицину, однако она осознает, что ей нужно сдать строгий экзамен, чтобы иметь возможность поступить в университет и изучать то, что она хочет изучать . Этот экзамен заставляет Наталью заниматься каждый день, чтобы сдать экзамен и, наконец, заняться медициной.

    Если принять во внимание этот пример из повседневной жизни, то можно понять желание Натальи достичь своей цели и то, что она должна для этого сделать.

    Затем Наталья применяет социальное инструментальное социальное действие, потому что каждый шаг, который она предпринимает для достижения своей цели, будет иметь положительные или отрицательные последствия в зависимости от того, как она выполняет этот процесс, в этом случае ее процесс — это процесс дисциплины и обучения.

    Каждое из этих состояний действия имеет свои преимущества, некоторые из которых описаны ниже.

    Теория социальных действий Преимущества 4 действий

    В приведенном выше примере можно выполнить другие отсутствующие социальные действия, которые действительно сошлись бы в поведении Натальи, чтобы она могла учиться в медицине. Наталья, под влиянием требований университета, чтобы иметь возможность поступить в медицинский институт, отправляется в путешествие, чтобы достичь своей конечной цели.

    Таким образом, ее поведение соответствует требованиям университета, в которых она нуждается. Ее аффективность и эмоции вызывают у Натальи желание пойти в медицину из-за личных заслуг, а также потому, что ее отец и дед были врачами, что Наталья хочет уважать, чтобы пойти по стопам своей семьи.

    Для этого Наталья должна быть логичной и рациональной из-за экзамена, который она должна выиграть, поэтому решимость и поведение Натальи формируются университетом, в который она хочет поступить, чтобы иметь возможность учиться.

    Теория социального действия: виды господства по Веберу

    Для осуществления воли над другими, по Веберу, существуют следующие виды господства:

    Харизматическое господство

    Это господство силы, которая осуществляется над другим, это часто наблюдается у лидеров.

    Традиционное господство

    Это господство, которое можно найти в религиозных или других типах культов, которые осуществляются как традиции, передаваемые из поколения в поколение.

    Рациональное правовое господство

    Тип господства современной эпохи, основанный на законах и конституции и которому подчиняются все люди. Это означает, что это то, чему следуют все люди, поскольку это социальная ответственность и уважение к власти.

    С вышесказанным Вебер связывает идеальные типы, с которыми имеет дело социология. Эти типы помогают понять реальность социальных явлений. Чистых социальных типов не бывает, но они всегда смешанные.

    Влияние социального действия

    Для Макса Вебера на социальное действие влияют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому социальное действие в результате со временем претерпевает какие-то изменения. Социальное действие может постоянно развиваться по мере изменения времени, и человеческое поведение может развиваться, улучшаться, модифицироваться или изменяться.

    Социальное действие не может быть изолировано, поскольку оно требует поведения людей и того, как они могут определенным образом влиять на поведение других людей в рамках своей социальной структуры.

    Критерии социального характера действия

    • Люди должны учитывать поведение и существование других как свои собственные.
    • Намерение, направленное на других людей
    • Значение: действие субъекта должно иметь символическое значение.
    • На поведение людей в социальном действии влияет их восприятие значимости действия других и собственного действия.

    Макс Вебер против Эмиля Дюркгейма

    Для Макса Вебера социальное действие имеет субъективное определение, тогда как для Эмиля Дюркгейма социальное действие объективно.

    Различия между социальным действием и социальными фактами

    Чтобы понять разницу между этими двумя теориями, обе из которых имеют большое значение в социологии, нужно сначала понять, что такое Теория социальных фактов, разработанная Эмилем Дюркгеймом, французским социологом. и философ.

    Социальные факты влекут за собой поведение, способ видения, мышления, действия и чувства, которые являются внешними по отношению к сознанию. Это в социальной группе может уважаться или не уважаться и может делиться или не разделяться.

    Это означает, что социальный факт есть способ чувствовать и жить вне, таким образом ориентируя их поведение. Для Эмиля Дюркгейма социальный факт состоит из культурных ценностей, которые заставляют субъектов действовать определенным образом.

    Таким образом, он усваивает свою внешность и может приспособить ее к своему поведению, сознательно или бессознательно трансформируя ее, чтобы действовать и мыслить определенным образом.

    Социальные факты навязываются, нравится это людям или нет.

    Напротив, Макс Вебер со своей Теорией социального действия объясняет, что поведение людей строится посредством взаимодействия одного или нескольких субъектов, которые изменяют свое поведение под влиянием другого.

    Краткое изложение теории социального действия

    Теория социального действия не является имитацией поведения человека. Социальное действие выходит за рамки воспроизведения или имитации, которые могут быть осуществлены людьми.

    Макс Вебер рассматривает социальное действие как субъективную форму, которую человек может иметь в своем образе мышления и действия, и то, как эти формы могут влиять на поведение других, формируя общество по мере того, как оно взаимодействует и связывается с другими. Группа людей с похожим поведением, которые верят во что-то родственное, не забывая при этом о своей личности.

    Теория социального действия Макса Вебера разделила типы социального действия на 4 упомянутые выше категории: традиционное социальное действие, аффективное социальное действие, рациональное социальное действие с ценностями и инструментальное социальное действие. Они направляют это теоретическое исследование, чтобы понять действия человека в обществе и то, как поведение проистекает из субъективности и может влиять на поведение других людей.

    С помощью социальных действий, объясненных Вебером, были сформированы культуры, способы мышления и действия в сообществе, которые начинаются с человека и обобщаются другими (обществом). Эти социальные действия претерпели трансформации и модификации с течением времени.

    Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

    Теперь ваша очередь

    Что вы думаете? Верите ли вы, что Теория социального действия по-прежнему оказывает большое влияние на человеческое поведение сегодня? Изучали ли вы ранее Теорию социального действия Макса Вебера, если да, расскажите нам об этом или поделитесь своими мыслями по этому поводу. Есть ли у вас какие-либо предложения или что-то еще, чтобы добавить?

    Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

    Дополнительная информация

    1. Экстрем, М. (1992). Причинное объяснение социального действия: вклад Макса Вебера и критического реализма в генеративный взгляд на каузальное объяснение в социальных науках
      . Acta Sociologica, 35(2), 107-122.
    2. Джонс, П., Брэдбери, Л., и ЛеБутилье, С. (2011). Знакомство с социальной теорией . Политика.
    3. Гейн, Н. (2005). Макс Вебер как социальный теоретик: «Класс, статус, партия ’. Европейский журнал социальной теории, 8(2), 211-226.

    Как цитировать эту статью:
    Оспина Авендано, Д. (2021). Теория социального действия Макса Вебера . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/sociology/social-action-theory/

    Опубликовано: 06.12.2021 | Последнее обновление: 05.03.2023

    Добавьте ссылку на эту страницу на свой сайт:

    Toolshero: Теория социальных действий Макса Вебера

    Вы нашли эту статью интересной?

    Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

    Средняя оценка 4.6 / 5. Всего проголосовало: 18

    Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

    Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

    Давайте улучшим этот пост!

    Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

    Метки: Социальная психология

    Теория социального действия (Вебер): определение и примеры

    Обновлено

    Шарлотта Никерсон

    Стажер-исследователь Гарвардского университета

    Бакалавриат Гарвардского университета

    Шарлотта Никерсон — студентка Гарвардского университета, помешанная на пересечении психического здоровья, продуктивности и дизайна.


    Узнайте о нашем редакционном процессе. 05

    Сол Маклеод Кандидат психологических наук, квалифицированный преподаватель психологии с опытом работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет.


    Узнайте о нашем редакционном процессе

    Теория социального действия — это критическая теория в социологии, которая утверждает, что общество строится посредством взаимодействий и значений людей, составляющих общество.

    Макс Вебер создал теорию социального действия. Он исследовал социальное действие в ряде социологических областей, от классового поведения до политики и религии.

    Ключевые выводы

    • Теории социального действия исследуют мотивы и смыслы людей, когда они принимают решения о своем поведении.
    • Макс Вебер (1864-1920), создатель теории социального действия, считал, что существует четыре типа социального действия: два рациональных и два социальных.
    • Символическая интеракционистская школа теории социального действия утверждает, что социальные действия создаются через значения, которые люди создают в ситуациях.
    • Драматургическая теория Гоффмана, тем временем, рассматривает все человеческие действия как происходящие на сцене, когда актеры предпринимают действия, основанные на «лице» или образе, который они хотят проецировать в мир.

    Типы социального действия

    1. Инструментальное рациональное действие : Социальные акторы разрабатывают наиболее эффективный способ достижения цели. Например. Самый эффективный способ получить прибыль — платить низкую заработную плату.
    2. Ценность Рациональное действие : Действие по достижению цели, которая рассматривается как желаемая ради нее самой. НАПРИМЕР. Вера в Бога и выполнение ритуалов для достижения спасения.
    3. Традиционное действие: Рутинные, обычные или привычные действия, которые совершаются без размышлений или выбора; больше похоже на «мы всегда так делали»
    4. Аффективное действие : Действие, выражающее эмоции. Вебер считал это важным в религиозных и политических движениях с харизматическими лидерами, которые привлекают последователей на основе эмоциональной привлекательности. Например. плач от горя или насилие, вызванное гневом.

    Разделы теории социального действия

    Verstehenn — это немецкий термин, означающий понимать, воспринимать, знать и постигать природу и значение явления или понимать или постигать значение, задуманное или выраженное другим человеком.

    Вебер (Weber, 1936) использовал этот термин для обозначения попыток социологов понять как намерение, так и контекст человеческого действия.

    Вебер определил четыре основных типа социального действия. Это:

    1. Действия, которые руководствуются ожиданиями того, как вещи и люди в чьем-либо окружении будут действовать и реагировать.
    2. Действия, которые руководствуются чьими-то абсолютными ценностями. Они могут быть воплощены в этическом, эстетическом или религиозном кодексе.
    3. Действия, обусловленные эмоциональным откликом или чувствами по отношению к людям и вещам, окружающим кого-либо.
    4. Действия, совершаемые как часть давней социальной традиции.

    Из этих четырех типов социальных действий последние два считаются более рациональными и менее социальными, чем первые два.

    Вебер полагал, что, как правило, действия управляются некоторой комбинацией этих социальных и рациональных факторов (Campbell, 1996).

    Вебер пошел дальше в этой типологии, руководствуясь пониманием того, чем современное общество отличается от общества прошлого (Dawe, 1970).

    Вебер предположил, что основной отличительной чертой современного общества является изменение мотивации индивидуального поведения.

    Он полагал, что социально ориентированное поведение было поглощено рациональным поведением, ориентированным не только на средства, но и на цель.

    Самая важная идея символического интеракционизма заключается в том, что представления людей о себе основаны на их понимании того, как их воспринимают другие. Это называется зазеркальем (Cooley, 1902)

    В результате люди действуют Их действия основаны на значении, которое они придают ситуациям, людям и так далее.

    Каждый действует по отношению к другим на основе того, как он интерпретирует свои собственные символические действия; однако одно и то же действие может быть интерпретировано разными людьми по-разному.

    Вот почему символический интеракционизм считает ключевой ролью социологов понять эти специфические значения, чтобы понять действия людей.

    Люди также, с точки зрения символического интеракционизма, постоянно берут на себя роль «другого». Этот «другой» — это то, чего общество ожидает от людей, а также разные нормы и ценности разных ролей в обществе (Blumer, 1986).

    Это означает, что они думают о том, как их видят люди, и действуют соответственно. Это активный и осознанный процесс. Тем не менее, социальные роли могут меняться со временем.

    Интерпретация социальных ролей сама по себе зависит от интерпретации.

    Например, то, что считается «быть родителем», может сильно отличаться от одного человека к другому (Thompson, 2016).

    Теория навешивания ярлыков фокусируется на том, как значения, которые люди придают ситуациям или другим людям, могут влиять на то, как они и те, кого навешивают ярлыки, ведут себя (Becker, 1963)

    власти, как правило, имеют больше возможностей навязывать свои определения ситуациям, чем те, у кого их нет.

    В результате теория навешивания ярлыков требует, чтобы социологи понимали, где люди находятся в этой социальной структуре власти, чтобы полностью понять процесс навешивания ярлыков и построения идентичности (Thompson, 2016).

    Драматургическая модель социального действия Гофмана (1959) уподобляет обычное социальное взаимодействие театральному представлению.

    Таким образом, сеттинг или контекст взаимодействия считается стадией. Люди, которые действуют, являются актерами; а те, кто смотрит, и есть зрители.

    Роли, которые люди берут на себя во взаимодействии, представляют собой действия, стратегически созданные для проецирования определенных образов на других, на аудиторию.

    Когда люди действуют в социальном мире, они создают прикрытие, чтобы спроецировать определенный желаемый образ самих себя. Чтобы создать этот фронт, они манипулируют обстановкой, в которой они выступают, своим внешним видом и поведением.

    Эта манипуляция представляет собой управление впечатлением, и актеры должны постоянно быть начеку, чтобы контролировать свое выражение на сцене.

    Эти прикрытия не являются ни полностью искренними, ни полностью надуманными, и большинство людей на протяжении всей своей жизни и ролей колеблются между искренностью и цинизмом.

    Поскольку постоянное отыгрывание социальных ролей требует от людей закулисной жизни, у них также есть закулисные зоны, где они могут отбросить свой вид и быть более расслабленными или закрытыми для своего «истинного я». (Wood, 2004)

    Критическая оценка

    Теории социального действия получили большое количество похвал и критики. Теории социального действия предпочтительнее структуралистских теорий действия, потому что они признают, что люди сложны, придают миру свое собственное значение и что мотивы разнообразны и могут варьироваться от человека к человеку.

    Теории социального действия также лишают индивидуумов пассивной роли в обществе. В отличие, скажем, от марксизма, где люди определяются как эксплуатируемые другими на основе их социального класса и, как говорят, имеют «ложное сознание», погружающее их в свою эксплуатацию, теории социального действия утверждают, что люди не обязательно придерживаются индивидуальных убеждений. и мотивации, связанные с их ролью (Tuomela, 2012).

    Теория навешивания ярлыков, в частности, также подчеркнула важность взаимодействий на малых уровнях в формировании личности людей и тот факт, что те, у кого есть власть, в большей степени способны определять других.

    Например, ряд криминологов использовали теорию навешивания ярлыков, чтобы объяснить, почему определенные группы (например, правонарушители в детстве) чаще совершают преступления в будущем, чем другие, и что те, кто в основном навешивает эти ярлыки на детей, находятся у власти, например в качестве школьных администраторов.

    Тем не менее, теория социального действия подверглась равной критике за недостаточное внимание к тому, как социальные структуры ограничивают действие; и игнорирование распределения власти в обществе, например, разрыва во влиянии между классами, полами и этническими группами.

    Теория навешивания ярлыков подвергалась критике за детерминированность, предполагающую, что «бессильные» люди, получившие ярлыки, обязаны их принять (Tuomela, 2012).

    Теория социального действия против структурализма

    В то время как сторонники структурной теории утверждают, что поведение людей и жизненные шансы во многом определяются их социальным происхождением, сторонники теории социального действия утверждают, что это не так.

    Эта перспектива подчеркивает роль индивидуальной идентичности. Чтобы понять, как работают человеческие действия, социологи должны понять собственные мотивы действий этого человека (Thompson, 2016).

    Ссылки

    Baehr, P. (2001). «Железная клетка» и «твердая как сталь оболочка»: Парсонс, Вебер и метафора Stahlhartes Gehäuse в протестантской этике и духе капитализма. История и теория, 40 (2), 153-169.

    Беккер, HS (1963). Посторонние  (Том 1973 г.). Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Блумер, Х. (1986). Символический интеракционизм: перспектива и метод . Калифорнийский университет Press.

    Кэмпбелл, К. (1996). О понятии мотива в социологии. Социология , 30 (1), 101-114.

    Кули, CH (1902). Зазеркалье себя. Производство реальности: Очерки и чтения по социальному взаимодействию, 6, 126-128.

    Герт, Х. Х., и Миллс, К. В. (2014). Из Макса Вебера: очерки по социологии. Рутледж.

    Гоффман, Э. (2002). Представление себя в повседневной жизни. 1959. Гарден-Сити, Нью-Йорк, 259.

    Гулднер, А. В. (1954). Модели промышленной бюрократии .

    Парсонс, Т. (1947). Некоторые первоисточники и закономерности агрессии в социальной структуре западного мира. Психиатрия, 10 (2), 167-181.

    Сагер, Ф., и Россер, К. (2009). Вебер, Уилсон и Гегель: теории современной бюрократии. Обзор государственного управления, 69 (6), 1136-1147.

    Сведберг, Р., (1998). Макс Вебер и идея экономической социологии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

    Томпсон, К. (2018) Макс Вебер : Протестантская этика и дух капитализма . Пересмотреть социологию.

    Томпсон, К. (2016). Теория социального действия.

    Туомела, Р. (2012). Теория социального действия (Том 171). Springer Science & Business Media.

    Вебер, М. (1905). Die Protantische Ethik und der Geist des Kapitalismus . Берлин.

    Вебер, М. (1921). Город .

    Вебер, М. (1930). Протестантская этика и дух капитализма . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера,
    (переиздание 1958 г.).

    Вебер, М. (1936). Социальные акции .

    Вебер, М., (1964), Теория социальной и экономической организации , под редакцией и с введением Парсонса, Талкотта, Нью-Йорк: The Free Press.

    Вебер, М., (1976), [1930]. Протестантская этика и дух капитализма . Лондон: Аллен и Анвин, введение Энтони Гидденса.

    Вебер, М., и Калберг, С. (2013). Протестантская этика и дух капитализма . Рутледж.

    Вуд, Дж. Т. (2004). Теории коммуникации в действии: введение (3-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *