Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….
Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV??? Жду ответы в комментариях!
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
С уважением, Андрей Пучков
Поделиться в соц. сетях
4. Понятие поведения и социального действия, различия между ними.
Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.
Социальное поведение — это качественная характеристика социального действия и взаимодействия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социальной среде.
Социологи проводят различие между поведением и действием. Фундаментальное различие между действием и поведением впервые было проведено М. Вебером, определявшим социологию как науку, которая стремится интерпретировать смысл действия. Социальным действием он называл «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него».
Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности: оно должно быть, во-первых, осознанным и, во-вторых, ориентировано на поведение других людей.
5. Основные теоретические направления в социологии.
Рассмотрим следующие наиболее авторитетные направления современной социологической мысли (признавая некоторую условность и возможную неполноту этой классификации):
структурный функционализм;
символический интеракционизм;
феноменологическая социология;
этнометодология и социология повседневности;
постиндустриализм;
социологические теории П. Бурдье, И. Лумана и Я. Морено.
Структурный функционализм
Это влиятельное течение социологической мысли восходит к работам О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Оно рассматривает общество как большой организм, отдельные части которого выполняют определенные функции. Поэтому социальная структура, общественные институты возникают и действуют ради удовлетворения общественных функций. Всевозможные социальные конфликты и противоречия рассматриваются в структурном функционализме как дисфункции, подлежащие устранению.
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм, как теория социального взаимодействия, рассматривает человеческое общение как постоянный диалог, осуществляемый с помощью символов. При этом важное значение имеют не только реальные поступки, но и намерения социальных субъектов в ходе взаимодействия.
Предшественниками теории символического интеракционизма были американские социологи Ч. X. Кули (1864-1929) и У.Томас (1863-1947)
Феноменологическая социология
Согласно теории символического интеракционизма, в ходе социальных действий индивиды символически демонстрируют себе и другим смысл своего поведения. Более детальный анализ феноменологии поведения провел австро-американский ученый А. Шюц (1899-1959). Его единственное прижизненное сочинение «Смысловое строение социального мира» (1932) имеет многозначительный подзаголовок «Введение в понимающую социологию», что подчеркивает связь теории Шюца с теорией М. Вебера. Однако Шюц критиковал Вебера за недостаточное, по его мнению, философское обоснование социологической теории. Поэтому сам Шюц поставил задачу этого обоснования, опираясь на философские труды Э. Гуссерля.
Теория социального действия Макса Вебера – ReviseSociology
Verstehen и протестантская этика – вот две вещи, благодаря которым Вебер хорошо известен
Содержание
Макс Вебер (1864-1920) был одним из отцов-основателей социологии. Вебер считал, что как структурный, так и практический подходы необходимы для полного понимания общества и социальных изменений.
Теория социального действия — Изучение истории…
Пожалуйста, включите JavaScript
Теория социального действия — Сайт изучения истории
Для целей социологии высшего уровня мы можем свести обширный вклад Вебера в социологию к трем вещам:
Макс Вебер: три ключевых момента
- изменение, пункт, который он подчеркивал в своем классическом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма»;
- , во-вторых, он полагал, что мы можем делать обобщения относительно основных типов мотивации человеческой деятельности (существует четыре основных типа) и
- в-третьих, он по-прежнему утверждал, что структура формирует человеческое действие, потому что определенные общества или группы поощряют определенные общие типы мотивации (но внутри этих общих типов возможны большие вариации).
Этот последний пункт можно проиллюстрировать цитатой из одной из его самых важных работ «Экономика и общество», впервые опубликованной в 1920-х годах, в которой он сказал: «Социология — это наука, занимающаяся интерпретационным пониманием социального действия и тем самым с причинным объяснением его хода и последствий» 9.0003 Макс Вебер – НЕ счастливый кролик
Социальное действие и VerstehenВебер утверждал, что прежде чем установить причину действия, необходимо понять значение, придаваемое ему индивидуумом. Он различал два типа понимания.
Сначала он упомянул Aktuelles Verstehen — или прямое наблюдательное понимание, когда вы просто наблюдаете за тем, что делают люди. Например, можно наблюдать за тем, что делают люди — например, вы можете наблюдать, как кто-то рубит дрова, или вы даже можете установить (с достаточной уверенностью) чье-то эмоциональное состояние по языку их тела или выражению лица. Однако одного только понимания наблюдения недостаточно для объяснения социального действия.
Второй тип понимания — это Eklarendes Verstehen — или Эмпатическое понимание — при котором социологи должны попытаться понять значение действия с точки зрения мотивов, которые его породили. Этот тип понимания потребует от вас выяснить, почему кто-то рубит дрова — делают ли они это, потому что им нужны дрова, расчищают ли они лес просто как часть своей работы, работают ли они от гнева, делают ли это просто потому, что им это нравится? Это? Чтобы добиться этого, Вебер утверждал, что нужно встать на место людей, выполняющих ту или иную деятельность.
Протестантская этика и дух капитализмаВ этой знаменитой работе Вебер утверждал, что набор религиозных идей был ответственен за появление капитализма в Северной Европе в 16-17 -м -м веке. Вебер утверждал, что нам нужно понять эти идеи и то, как они заставляют людей думать о себе, чтобы понять возникновение капитализма. (Примечание. Появление капитализма — одно из самых значительных социальных изменений в истории человечества)
Приведенное ниже видео из Школы Жизни предлагает полезный обзор идей Макса Вебера о появлении капитализма
Четыре типа действий Вебера (и типов общества) что люди формируют общество — общества поощряют определенные типы мотивов к действию — например, религия кальвинизма побуждала людей экономить деньги, что в конечном итоге привело к капитализмуВебер считает, что существует четыре идеальных типа социальных действий. Идеальные типы используются в качестве инструмента для просмотра реальных случаев и сравнения их с идеальными типами, чтобы увидеть, куда они попадают. Ни одно социальное действие не является просто одним из четырех типов.
- Традиционное социальное действие: действия, контролируемые традициями, «так, как это делалось всегда»
- Аффективное социальное действие: действия, определяемые конкретными привязанностями и эмоциональным состоянием, вы не думаете о последствиях
- Ценностное рациональное социальное действие : действия, которые определяются сознательной верой в неотъемлемую ценность типа поведения (например, религия)
- Инструментально-рациональное социальное действие: действия, которые осуществляются для достижения определенной цели, вы делаете что-то, потому что это приводит к результат
Чтобы проиллюстрировать эти различные типы действий, рассмотрим кого-то, кто «ходит в школу» с точки зрения этих четырех идеальных типов: Традиционно человек может учиться в колледже, потому что его бабушка и дедушка, родители, тети и дяди тоже учатся. Они хотят продолжить семейную традицию и продолжить обучение в колледже. Когда речь идет об аффективных, можно ходить в школу только потому, что им нравится учиться. Они любят ходить в колледж, независимо от того, разорятся ли они от этого. С рациональными ценностями человек может поступить в колледж, потому что частью его/ее религии является то, что каждый должен получить надлежащее образование. Следовательно, этот человек посещает колледж только по этой причине. Наконец, можно поступить в колледж, потому что он/она может захотеть получить прекрасную работу в будущем, и для того, чтобы получить эту работу, ему/ей нужен диплом колледжа.
Макса Вебера особенно интересовал последний из них — он считал, что современные общества поощряют «Инструментальное действие» — то есть нас поощряют делать что-то наиболее эффективным способом (например, ехать на работу), а не думать
Вебер считал, что современные общества одержимы эффективностью — модернизацией и выполнением задач, так что вопросы этики, привязанности и традиции отодвинуты на второй план. с одной стороны — это приводит к тому, что люди становятся несчастными и ведут к огромным социальным проблемам. На самом деле Вебер был очень подавлен этим, и к концу жизни у него случился психический срыв.0003
Оценка теории социальных действий Макса Вебера- Положительный — Он признал, что нам нужно понять индивидуальные значения, чтобы понять, как меняются общества (в отличие от марксизма)
- 15151818 —
- . Идея о том, что индивидуальные мотивы могут привести к огромным структурным изменениям, таким как появление капитализма, особенно интересна!
- Отрицательный — Все еще слишком много внимания уделяется обществу, формирующему личность — символический интеракционизм утверждает, что у людей больше свободы в формировании своей идентичности.
- Отрицательный — типов мотивации вполне может быть больше, чем четыре типа .
Sign Posting
Теория действия Макса Вебера является ключевой социальной теорией, обычно изучаемой как часть темы теории и методов на втором курсе социологии.
Обзор теорий действия в более общем плане, включая интеракционизм и теорию навешивания ярлыков, см. в этом посте, в котором обобщаются теории социального действия.
Работа Макса Вебера также является основой «интерпретативистской» части «Позитивизма против интерпретативизма».
Источники:- Хараламбос и Холборн: Социологические темы и перспективы
- Макс Вебер: экономика и общество.
Теория социального действия – Резюме – ReviseSociology
Краткое изложение Драматургической теории Верстехена Гоффмана Вебера, символического интеракционизма и маркировки.
Содержание
В отличие от структурных теоретиков, теоретики социальных действий утверждают, что поведение людей и их жизненные шансы не определяются их социальным происхождением. Вместо этого теоретики социального действия подчеркивают роль активного человека и взаимодействия между людьми в формировании личной идентичности и, в свою очередь, общества в целом. Чтобы понять человеческое действие, нам необходимо раскрыть собственные мотивы действий человека.
Теория социального действия — изучение истории…
Пожалуйста, включите JavaScript
Теория социального действия — сайт изучения истории
В этом посте представлен краткий обзор основных идей теории социального действия для студентов-социологов, изучающих эту теорию на уровне A и методы темы на втором году обучения, фокус AQA.
Макс Вебер: Verstehen и социальные изменения- Одного наблюдения недостаточно, чтобы понять человеческую деятельность, нам необходимо чуткое понимание. Обретение Verstehen является основным пунктом социологии.
- Понимание индивидуальных мотивов имеет решающее значение для понимания изменений в социальной структуре (как показано в книге «Протестантская этика и дух капитализма»).
- Вебер все еще пытался сделать обобщения о типах мотива действия – существует четыре основных типа мотива действия – Инструментально-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное действие и аффективное действие
- Различные общества и разные группы подчеркивают важность разных типов мотивов «общий мотив» действия — так общество все же влияет на индивидуальные мотивы, но в общем виде.
- Я-концепция людей основана на их понимании того, как другие воспринимают их (зазеркалье).
- Мы действуем по отношению к другим на основе того, как мы интерпретируем их символическое действие, одно и то же действие может быть по-разному истолковано разными людьми — нам необходимо понять эти специфические значения, чтобы понять действия людей.
- Мы «постоянно «берем на себя роль другого» — думая о том, как люди видят нас, и реагируя соответственно, это очень активный, сознательный процесс.
- У каждого из нас в глубине души есть представление об «обобщенном другом» — то есть об обществе — о том, что общество ожидает от нас, которое состоит из разных норм и ценностей, связанных с разными ролями в обществе.
- Эти социальные роли не являются конкретными или фиксированными; их можно интерпретировать по-разному.
- Люди — актеры на «социальной сцене», которые активно создают впечатление о себе
- Когда мы действуем в социальном мире, мы надеваем «лицо», чтобы спроецировать определенный образ самих себя (назовем эту часть нашей «социальной идентичности» (например, наша гостиная), наш внешний вид (например, наша одежда) и наши манеры (наше эмоциональное поведение). контроль’, когда на социальной сцене.
- Отыгрывание социальных ролей требует больших усилий, поэтому в дополнение к сценическому аспекту нашей жизни у нас также есть закулисные области, где мы можем откинуться назад и быть более расслабленными, ближе к нашему «истинному я»
- Большинство актеров не являются ни полностью «искренними», ни полностью «надуманными», и большинство людей колеблются между искренностью и цинизмом в течение дня и на протяжении всей роли, которую они играют.
- Основное внимание уделяется тому, как определения (значения), которые люди навязывают ситуациям или другим людям, могут иметь реальные последствия (даже если эти определения не основаны на реальности)
- Люди у власти, как правило, имеют больше возможностей навязывать свои определения ситуациям, чем бессильные, и навешивать эти ярлыки на последствия по сравнению с молодежью из рабочего класса. Теория навешивания ярлыков
- Нам все еще нужно понять, где люди находятся во властной структуре общества, чтобы полностью понять процесс навешивания ярлыков и построения идентичности.
Положительные оценки теории социального действия
- Признает, что люди сложны и активны и имеют свои собственные разнообразные значения и мотивы для действий
- Преодолевает детерминизм структурных теорий, таких как марксизм, которые склонны рассматривать людей как пассивных.
- Драматургическая теория Гоффмана кажется особенно полезной сегодня, в эпоху социальных сетей. , а также тот факт, что люди, находящиеся у власти, часто более способны «определить ситуацию».
- Методы углубленного исследования, связанные с теорией социального действия, часто имеют высокую достоверность
Критика теории социального действия
- Не уделяется достаточного внимания тому, как социальные структуры ограничивают действия – например, материальные лишения могут иметь реальное, объективное влияние на вашу способность хорошо учиться в школе, поэтому неудача – это не просто все о маркировке.
- Склонен игнорировать распределение власти в обществе — он не может объяснить классовые, гендерные, этнические закономерности.
- Если люди такие активные, то почему так много людей предпочитают быть такими нормальными?
- Теория маркировки также может быть подвергнута критике за детерминированность
- Мелкомасштабные методы, связанные с этой теорией, могут быть в равной степени подвергнуты критике за недостаточную надежность и