Психологические механизмы регуляции социального поведения личности
Поведение, согласно справочной психологической литературе – это взаимодействие живых существ с окружающей средой, опосредованное их внутренней, психической активностью. Объективные методы исследования поведения формировались на основе теории Ч.Дарвина о естественном отборе в процессе эволюции. В русле биологического детерминизма сформировалось учение о высшей нервной деятельности как физиологической основы поведения человека. Поведение социально обусловлено, ориентировано знаково-смысловыми системами, формировалось в процессе длительного социогенеза. Своеобразие индивидуального поведения обусловлено ценностным ориентациями личности, типом ее высшей нервной деятельности, обобщенным способами поведения, сформированными в конкретных социальных условиях, групповыми нормами и социально-ролевыми предписаниями.
Различают поведение адекватное и неадекватное реальным условиям. Неадекватное поведение может быть обусловлено ситуативной зависимостью индивида, личностными акцентуациями («слабыми местами»), пограничными и патологическими состояниями, дефектами воспитания и волевой регуляции, расщеплением реальных и вербальных планов повеления.
Различают два аспекта поведения: аффективный (импульсивный) и когнитивный (интеллектуально-волевой). Аффективное поведение – рефлекторное, когда существует жесткая связь между стимулом и поведенческой реакцией, сформированной генетически или в прошлом опыте индивида. При интеллектуальной форме индивид прогнозирует возможные последствия своего поведения, анализирует наиболее оптимальные его варианты, сознательно прогнозирует моделирует сове поведение, осуществляет ориентировку ситуации, принимает решения, вырабатывает план действий, сознательно, критически оценивает достигнутый результат, сличает его с намеченной целью и мотивом.
Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного, воспитания, в ходе социализации. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, интеграцию и социализацию.
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которое направлено все воспитательное пространство: семья, воспитатели, учителя и другие люди, окружающие ребенка. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Однако не каждый человек проходит данную стадию развития легко и благополучно. Известны затруднения в социализации, усвоении социальных ролей на данной стадии. Примером слабого усвоения социального опыта могут быть люди, которые воспитывались в изоляции либо в сообществе животных (К.Линней).
На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом азаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.
Интеграция предполагает достижение определенного баланса между индивидом и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.. Человек находит тот вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе. А также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.
Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, то есть такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социально группе.
Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.
Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспринимает социальный опыт и выступает как субъект социальныно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.
Более детально механизм процесса социализации отражен в териях ролей.
Социальное поведение личности и его регуляция
Главная / По типу материала / Педагогика социальная
Скачать
53.5 КБ, 1082754.doc Автор: Бусыгин Сергей Леонидович, 5 Мая 2015
Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это — система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.
Субъектом социального поведения выступает
Автор: Бусыгин Сергей Леонидович
Похожие материалы
Тип | Название материала | Автор | Опубликован |
---|---|---|---|
документ | Социальное поведение личности и его регуляция | Бусыгин Сергей Леонидович | 5 Мая 2015 |
презентация | Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. | Есипова Алевтина Александровна | 20 Мар 2015 |
презентация | Самосознание и социальное поведение | Проскурина Надежда Васильевна | 20 Мар 2015 |
видео | Спасик и его друзья. Поведение в городе. | Урусова Джамиля Измаиловна | 1 Апр 2015 |
документ | Тема: «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | Заозерская Людмила Валентиновна | 21 Мар 2015 |
документ | Челбогашева Екатерина Алексеевна | 20 Мар 2015 | |
презентация, документ | Отклоняющееся поведение и его причины. | Петрова Елена Геннадьевна | 20 Мар 2015 |
документ | Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция | Алексеева Инна Игоревна | 31 Мар 2015 |
документ | Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция Гиперактивный ребенок в школе ………………………… | Мандражий Инна Юрьевна | 31 Мар 2015 |
документ | СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ. | Золотухина Ирина Ивановна | 1 Апр 2015 |
презентация, документ | «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка. Радость общения. | 31 Мар 2015 | |
документ | Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка» | Кучер Светлана Анатольевна | 2 Янв 2016 |
разное | Влияние совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» | Кукаркина Наталья Адольфовна | 31 Мар 2015 |
документ | «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие». | Агафонова Юлия Игоревна | 31 Мар 2015 |
документ | АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ Ерошкова Ирина Владимировна педагог-психолог МБОУ СОШ № 75 (филиал) | III Международная научно-практическая заочная (дистанционная) конференция | 20 Мар 2015 |
документ | Статья »Как темперамент школьника влияет на его поведение и успеваемость» | Волик Алла Владимировна | 4 Апр 2015 |
разное | Урок ОБЖ 5 класс — тема: «Антиобщественное поведение и его опасность» | Жужкова Мария Игоревна | 20 Мар 2015 |
документ | Конференция для родителей «Нравтсвенный облик человека и его поведение» | Рыбакова Вера Васильевна | 20 Мар 2015 |
документ | Речевое поведение на примере анализа речевой характеристики Незнайки, героя произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» | Ткаченко Алена Викторовна | 30 Мар 2015 |
документ | Конспект урока по ОБЖ Тема: «Поведение пешеходов в городе и за его пределами». | Богомолова Екатерина Анатольевна | 4 Апр 2015 |
документ | Диагностика развития личности и его самоопределения | Дмитриевская Татьяна Владимировна | 20 Мар 2015 |
разное | Детское творчество и его помощь в развитии полноценной, самостоятельной,гармоничной личности. | Таглина Ольга Николаевна | 31 Мар 2015 |
разное | Школьный коллектив и его роль в формировании личности . | Белонощенкова Татьяна Васильевна. | 1 Апр 2015 |
презентация | Девиантное поведение личности | Мамышева Ирина Юрьевна | 30 Мар 2015 |
документ | Девиантное поведение личности | Мамышева Ирина Юрьевна | 30 Мар 2015 |
документ | Статья «Формирование гражданской активности через социальное проектирование Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование. | Шелестюк Светлана Григорьевна | 30 Мар 2015 |
документ | «Регуляция качества дошкольного образования в условиях его вариативности» | Никитина Светлана Евгеньевна | 5 Апр 2015 |
разное | Социальное самопределение личности в условиях деятельности детского объединения | Морозова Елена Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Украинцева Ирина Антанасовна | 31 Мар 2015 | |
документ | Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка | Монгуш Виктория Валерьевна | 1 Апр 2015 |
презентация, документ | Социальное проектирование как способ социализации личности школьника | Конкина Наталья Фёдоровна | 5 Апр 2015 |
документ | Методическое сообщение «Социальное становление личности школьника» | МелентьеваАннаАгафоновна | 5 Апр 2015 |
документ | Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция. | Карпенко Оксана Николаевна | 21 Мар 2015 |
презентация, документ | Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система | Лещук Оксана Николаевна | 21 Мар 2015 |
документ | тест Координация и регуляция | Сутугина Ирина Владимировна | 21 Мар 2015 |
презентация | Нервная и гуморальная регуляция функций организма | Мокина Ирина Владимировна | 21 Мар 2015 |
документ | Тест «Координация и регуляция» 6 класс. | Инсапова Диана Евгеньевна | 21 Мар 2015 |
документ | Дыхательные движения и их регуляция | Астахова Лариса Николаевна | 31 Мар 2015 |
документ | Нервная и гуморальная регуляция деятельности в организме | Чарикова Ирина Викторовна | 29 Дек 2015 |
документ | «Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей» | Масленникова Ольга Александровна | 31 Мар 2015 |
Что такое регулирование поведения? И какое это имеет отношение к языковому развитию?
Лорен Лоури
Hanen Certified SLP and Clinical Staff Writer
Представьте себе следующий сценарий:
После долгого рабочего дня вы направляетесь в продуктовый магазин. Вы закончили покупки и идете в кассу, где выбираете очередь и ждете некоторое время. Через несколько минут вы решаете сменить очередь, думая, что заметили более быструю кассу. Теперь в вашей новой очереди вы ждете… и ждете… и ждете… скоро понимаете, что эта новая очередь не быстрее, чем ваша исходная линия. Вы решаете проверить свой телефон на наличие сообщений электронной почты и очистить свой почтовый ящик. Когда это завершено, вы начинаете ерзать, становясь нетерпеливым. Наконец настала ваша очередь выгружать продукты на конвейерную ленту. После разгрузки вы понимаете, что они не движутся по ленте, потому что покупатель впереди вас спорит о цене одного из своих товаров. Кассир требует проверить цену. Когда эта проблема решена, кассир, наконец, приветствует вас и говорит: «Привет, как дела?» Ваш ответ: «Я в порядке, спасибо, как дела?»
Интересно, что большинство из нас ответило бы именно так, вместо того чтобы дать более точный ответ на вопрос кассира, например: «Ну, я расстроен», или «Этому магазину нужно нанять больше кассиров», или «Мне нужно нанять больше кассиров». Я ждал здесь 15 минут!» Что именно позволяет нам терпеть такие сценарии, не теряя их полностью?
Это называется регулированием поведения.
Что такое регулирование поведения?
Регулирование поведения, иногда также известное как «саморегуляция», относится к нашей способности:
- использовать самоконтроль, чтобы вести себя надлежащим образом – это может означать контроль над своими импульсами, чтобы мы перестали что-то делать (например, пить алкоголь), или это может означать делать что-то, даже если мы этого не хотим (быть вежливым с наш менеджер, хотя он/она был действительно несправедлив к нам).
- управлять нашей энергией, эмоциями, вниманием и поведением социально приемлемыми способами и помогать нам достигать наших целей [1]
- сохранять спокойствие, сосредоточенность и бдительность [2]
- иметь дело с вещами, которые нагружают нашу систему, такими как слишком много шума, усталость, сложные ситуации или задачи или отвлекающие факторы [1]
Наша способность регулировать или управлять своим поведением позволяет нам сосредотачиваться, когда есть отвлекающие факторы, обращать внимание на самую важную информацию, чередоваться, ждать, следовать правилам, приспосабливаться к новым ситуациям, делать то, что ожидается в обществе, подавлять вспышки гнева , и принимайте вызовы. Регуляция поведения развивается постепенно в детстве. Этот процесс не происходит в одночасье, и некоторые дети легче справляются с ежедневными стрессами, чем другие.
Способность ребенка регулировать свое поведение влияет на его дальнейшее развитие.
Способность ребенка регулировать свое поведение влияет на его дальнейшее развитие. Это было подчеркнуто в известном эксперименте по саморегуляции [3], в котором 4-летним детям давали одну зефирку и говорили, что они могут съесть одну зефирку сразу или несколько зефирок, если они дождутся, пока взрослый вернется в комнату. . Около 30% детей могли ждать, и эти дети лучше учились в школе и университете в более позднем возрасте, проявляли меньше антиобщественного поведения и реже употребляли наркотики [1].
Связь между регулированием поведения и языком
Существует тесная связь между регулированием поведения и языком. Исследования показывают, что:
- детей ясельного возраста с большим словарным запасом лучше развивают навыки саморегуляции [4]
- детей дошкольного возраста с лучшими навыками регуляции поведения имеют лучшие ранние навыки грамотности, словарный запас и математические навыки [5]
В исследованиях детей с задержкой развития речи исследователи обнаружили, что:
- дети с лучшей регуляцией поведения усваивают больше словарного запаса во время занятий с логопедом, чем дети с плохой регуляцией поведения – это может быть связано с тем, что дети с лучшей регуляцией поведения могут лучше концентрировать внимание и больше упорствовать в решении задач во время занятий с логопедом, что позволяет им получить больше пользы от терапии [6].
- детей ясельного возраста, которые поздно начинают говорить, находятся в группе риска по нарушению регуляции поведения в детском саду [7]
- детей с задержкой развития речи хуже регулируют поведение в детском саду, чем дети с типично развивающейся речью [7] – это может быть связано с тем, что у детей с меньшими языковыми навыками меньше способов выразить себя и объяснить свои эмоции.
Из-за связи между регулированием поведения и языком для родителей, особенно для родителей детей с языковыми трудностями, важно научиться способам поощрения способности своего ребенка регулировать свое поведение. Это поможет ребенку получить пользу от речевой и языковой терапии, общаться с членами семьи и другими детьми и учиться в школе.
Как родители могут развивать навыки регуляции поведения своего ребенка?
Регулирование поведения заключается в создании среды, в которой дети могут делать выбор, понимать ожидания, чувствовать себя расслабленно, выбрасывать пар и иметь запас энергии для решения проблем в повседневной жизни.
Помочь детям научиться регулировать свое поведение не значит помочь им научиться сидеть на месте, выполнять указания и контролировать себя. Речь идет о создании среды, в которой дети могут сделать выбор, понять ожидания, расслабиться, выпустить пар и получить энергию для решения проблем в своей повседневной жизни.
Вот несколько простых советов, которые помогут вашему ребенку регулировать поведение:
- Внимательно наблюдайте за своим ребенком – Стюарт Шанкер, профессор Йоркского университета в Торонто, который занимается исследованиями саморегуляции, предлагает «быть детективом». [1]. Это означает попытку выяснить требования, предъявляемые к ребенку, факторы, которые помогают ребенку оставаться спокойным и внимательным, что ребенок делает, чтобы контролировать себя, и что вызывает у ребенка недостаточную или чрезмерную стимуляцию.
Наблюдайте за реакцией вашего ребенка на различные ситуации и действия. Как только вы узнаете о стрессовых факторах вашего ребенка, вы можете попытаться свести их к минимуму и создать среду, в которой ваш ребенок сможет оставаться спокойным и сосредоточенным.
- Продемонстрируйте саморегуляцию – В повседневной деятельности используйте слова, действия и «разговор с самим собой», демонстрирующие регуляцию поведения [8]. Разговор с самим собой — это язык, который вербализует ваши мысли и чувства.
Играя в настольную игру, вы можете продемонстрировать, как контролировать свое стремление ходить первым, сказав: «На этот раз я позволю вам выбрать игру, так как я выбирал в прошлый раз». Если игрушка сломана, вы можете продемонстрировать, как справляться со своим разочарованием: «О, это разочаровывает. Я очень хотел поиграть с тобой в эту игрушку. Хммм… посмотрим, сможем ли мы найти что-нибудь еще, с чем можно поиграть. Или, если задание сложное, вы можете продемонстрировать решение проблемы и настойчивость: «Хммм… это сложно. Что, если мы сначала попробуем сделать эту часть?»
- Научите ребенка выражать свои мысли и эмоции словами . Это даст ему некоторые инструменты, которые помогут ему регулировать свое поведение.
Некоторые простые, рано развивающиеся слова для описания эмоций включают «счастливый», «безумный», «испуганный» и «грустный». Для детей с большим количеством речи вы можете смоделировать более сложные слова, такие как «чувствовать», «думать», «расстроен» или «спокойствие». Вы можете использовать эти слова, чтобы описать мысли и эмоции вашего ребенка в повседневной жизни. Например, если ваш ребенок расстроен внезапным изменением рутины, вы можете выразить словами то, что он думает, сказав: «Вы, кажется, расстроены, потому что нам пришлось изменить наш план».
- Создавайте рутину и четко формулируйте ожидания – Дети в меньшей степени контролируют свое поведение и эмоции, когда ожидания неясны или они не знают, что будет дальше.
Использование расписаний, списков, предупреждений об изменениях, таймеров или любых других инструментов, обеспечивающих детям рутину и предсказуемость, может помочь минимизировать стресс и помочь детям понять, что будет дальше [9].
- Поощряйте игры с другими детьми – Если вашему ребенку трудно регулировать свое поведение, планируйте игровые встречи с ребенком, у которого хорошие навыки регулирования поведения. Таким образом, ваш ребенок может учиться на ролевой модели другого ребенка [8].
Планируйте игровые свидания с ребенком, который умеет ходить по очереди, ждать, договариваться о правилах и играть честно.
- Помогите вашему ребенку играть с воображением – Во время ролевых игр дети практикуют многие аспекты регуляции поведения. Чтобы взять на себя притворную роль (например, притвориться врачом), им нужно подавить свои естественные реакции и вместо этого представить себе реакцию врача. Дети должны принимать решения и следовать правилам во время ролевой игры, в том числе решать, какие игрушки использовать и какие дети будут играть определенные роли. Притворство также включает в себя планирование и отыгрывание различных эмоций и сценариев, а также их последствий [10].
Поощряйте ролевые игры вашего ребенка, поощряя ролевые игры (притворитесь пожарным или официанткой) и притворяйтесь с игрушками (притворяйтесь, что водите игрушечные машинки на автомойку). Вовлекайте других детей в притворство, когда это возможно.
- Следуйте примеру вашего ребенка – Поощрение интересов ребенка во время игры и других занятий повысит его концентрацию, внимание и мотивацию [1].
Следование примеру вашего ребенка означает отказ от ваших планов и соблюдение интересов вашего ребенка. Когда вы позволяете ребенку руководить разговором и игрой, вы обнаружите, что ваше взаимодействие длится дольше, и ваш ребенок уделяет больше внимания тому, что вы говорите и делаете.
- Играть в игры с правилами – Способность следовать правилам, устанавливать правила и применять правила к себе – все это часть развития саморегуляции [11].
Играйте дома в игры с простыми правилами, такие как погоня, прятки, рыбалка или простые настольные игры.
- Поощряйте физические игры – Стюарт Шанкер предлагает ограничить время, проводимое перед экраном, и увеличить количество игр на свежем воздухе и физических игр [12]. Отсутствие физических упражнений может быть «стрессовым фактором» для организма вашего ребенка, а увеличение физической активности и игр может улучшить его способность регулировать свое поведение.
Игры с людьми — отличный способ поощрения физических игр. Это физические игры, в которые играют с людьми (без игрушек), такие как погоня, кольцо вокруг Рози или катание на лошадях.
- Позвольте детям делать выбор и ставить цели – Предоставление детям возможности выбора позволяет им в некоторой степени контролировать свое окружение. А помощь детям в постановке перед собой целей также помогает развить их самоконтроль [13].
Дети могут ставить цели о том, как провести летние каникулы или субботний день, планировать мероприятия для предстоящего игрового дня или выбирать, что они наденут на следующий день.
Сводя к минимуму стресс и требования в повседневной жизни детей и создавая среду, в которой дети могут быть спокойными, внимательными и сосредоточенными, у детей будет достаточно энергии, чтобы учиться в своем окружении и справляться с повседневными проблемами [2]. Кроме того, поощряя регуляцию поведения детей, мы способствуем их языковым способностям и, возможно, их более позднему успеху в школе.
Для получения дополнительной информации о саморегулировании посетите веб-сайт Канадской инициативы саморегулирования (CSRI).
Ссылки
- Шанкер С. (без даты). Саморегулирование. Получено онлайн 20 мая 2014 г.: http://www.self-regulation.ca/download/pdf_documents/magforbooklet.pdf.
- TVOparents.com (26 ноября 2010 г.). Саморегуляция и детский сад. Интервью со Стюартом Шанкером. Получено онлайн 20 мая 2014 г.: http://www.youtube.com/watch?v=wJRtbcChy0Y.
- Мишель, В., Шода, Ю. и Родригес, М.Л. (1989). Задержка удовлетворения у детей. Науки, 244, 933-938.
- Валлоттон, К. и Аюб, К. (2011). Используйте свои слова: Роль языка в развитии саморегуляции у малышей. Ежеквартальное исследование детей раннего возраста, 26, 169–181.
- Макклелланд, М.М., Кэмерон, К.Э., Коннор, К.М., Фаррис, К.Л., Джукс, А.М., и Моррисон, Ф.Дж. (2007). Связь между регулированием поведения и грамотностью, словарным запасом и математическими способностями дошкольников. Психология развития, 43, 947–959.
- Шмитт, М.Б., Джастис, Л.М., и О’Коннелл, А. (2014). Расширение словарного запаса у детей с языковыми расстройствами: вклад регулирования поведения детей и эмоционально-поддерживающей среды. Американский журнал патологии языка и речи, doi: 10.1044/2014_AJSLP-12-0148.
- Аро, Т., Лааксо, М., Мяэтта, С., Толванен, А., и Пойккеус, А. (2014). Связь между общением в детском возрасте и навыками саморегуляции в детском саду. Журнал исследований речи, языка и слуха, doi: 10.1044/2014_JSLHR-L-12-0411.
- Перри, Б. (nd) Саморегуляция: вторая основная сила. Раннее детство сегодня. Получено 5 мая 2014 г. с http://teacher.scholastic.com/professional/bruceperry/self_regulation.htm.
- Гровс Гиллеспи, Л. и Сейбел, Н.Л. (2006). Саморегуляция: краеугольный камень развития детей младшего возраста. Национальная ассоциация образования детей младшего возраста, Дети младшего возраста, 1-6.
- Леонг Д. и Бодрова Э. (nd) Саморегулирование. Получено 5 мая 2014 г. с http://www.toolsofthemind.org/philosophy/self-regulation/.
- Бодрова, Э. и Леонг, Д. Дж. (2008). Развитие саморегуляции в детском саду: Можем ли мы держать всех сверчков в корзине? Дети младшего возраста, 63 года, Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. Доступно в Интернете: https://www.naeyc.org/files/yc/file/200803/BTJ_Primary_Interest.pdf.
- Шанкер, С. и Николс, Л. (2011). Важность саморегуляции. ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ – Информационный бюллетень по охране психического здоровья младенцев , 58, с. 1-2.
- Галлинский, Э. (2012). Развитие самоконтроля: это может быть не то, что вы думаете! Получено в Интернете 20 мая 2014 г.: http://www.huffingtonpost.com/ellen-galinsky/promoting-self-control-it_b_1291129.html.
The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом. Его миссия состоит в том, чтобы предоставить родителям, опекунам, педагогам дошкольного образования и логопедам знания и подготовку, необходимые им, чтобы помочь маленьким детям развить наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности. Сюда входят дети с задержкой речи или подверженные риску задержки развития речи, дети с проблемами развития, такими как аутизм, и дети с типичным развитием.
Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о том, как Hanen может помочь вам помочь детям общаться:
Социальное поведение животных | Британика
Национальный парк Серенгети, Танзания: стадо гну (гну)
Смотреть все медиа
- Связанные темы:
- репродуктивное поведение общение с животными поведение избегания обучение каста
Просмотреть весь связанный контент →
социальное поведение животных , набор взаимодействий, которые происходят между двумя или более отдельными животными, обычно одного и того же вида, когда они образуют простые скопления, сотрудничают в сексуальном или родительском поведении, участвуют в территориальных спорах. и доступ к товарищам, или просто общаться в космосе.
Посмотрите, как два благородных оленя сражаются за первенство во время гона
Посмотреть все видео к этой статьеСоциальное поведение определяется взаимодействием, а не тем, как организмы распределены в пространстве. Группировка людей не является требованием социального поведения, хотя и увеличивает возможности для взаимодействия. Когда одинокая самка мотылька испускает букет феромонов, чтобы привлечь потенциальных самцов, она участвует в социальном поведении. Когда самец благородного оленя ( Cervus elaphus ) издает громкий рев, чтобы показать свое превосходство и отпугнуть других самцов, он также ведет себя общительно.
Социальное поведение животных вызвало интерес у специалистов по поведению животных и биологов-эволюционистов, а также привлекло общественность благодаря кинематографистам, работающим в области биологических наук, которые запечатлели драму и потрясающее разнообразие социальных взаимодействий животных в документальных фильмах и других медиапрограммах.
Общие характеристики
Социальное поведение варьируется от простого влечения между людьми до жизни в сложных обществах, характеризующихся разделением труда, сотрудничеством, альтруизмом и участием большого числа людей в воспроизводстве относительно небольшого числа людей. Однако наиболее широко признанные формы социального поведения включают взаимодействие внутри скоплений или групп индивидуумов. Социальное поведение, его адаптивная ценность и лежащие в его основе механизмы представляют основной интерес для ученых в области поведения животных, поведенческой экологии, эволюционной психологии и биологической антропологии.
Слово социальный часто означает дружеское взаимодействие, объясняя распространенное заблуждение, что социальное поведение всегда предполагает сотрудничество для достижения какой-либо взаимовыгодной цели. Биологи больше не верят, что кооперативное поведение обязательно развивается на благо вида. Вместо этого они считают, что единицей естественного отбора обычно является индивидуум и что социальное поведение сопряжено с конкуренцией. Английский натуралист Чарльз Дарвин, который первым обратил внимание всего мира на эволюцию посредством естественного отбора, ввел эту парадигму для размышлений о социальном поведении, отметив, что выживают и размножаются лучшие конкуренты внутри вида, «наиболее приспособленные» особи. Как только генетика была интегрирована в эту концепцию эволюции, стало очевидно, что такие люди будут передавать большинство копий своих генов будущим поколениям.
В соответствии с идеями Дарвина социальные организмы часто считаются жестоко конкурирующими и агрессивными. Например, дружеское общение между детьми на детской площадке может быстро превратиться в ожесточенную конкуренцию, если мячей или качелей будет слишком мало. Кроме того, интенсивные конкурентные взаимодействия, приводящие к телесным повреждениям, могут происходить даже между членами семьи. Социальное поведение предназначено для повышения способности человека накапливать ресурсы и формировать союзы, которые помогают ему выживать и размножаться. Современный взгляд на социальное поведение состоит в том, что оно является продуктом конкурирующих интересов вовлеченных в него людей. Люди развивают способность вести себя эгоистично, сотрудничать или конкурировать, когда им это выгодно. Таким образом, ожидается, что хрупкий баланс кооперативного и конкурентного поведения будет характеризовать сообщества животных.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Классификация разнообразия социального поведения
Социальное поведение включает в себя широкий спектр взаимодействий, от временных кормящихся скоплений или брачных роев до семейных групп, состоящих из нескольких поколений, с совместной заботой о потомстве. За прошедшие годы было предпринято много попыток классифицировать разнообразие социальных взаимодействий и понять эволюционное развитие социального поведения.
Серия американских энтомологов-ветеранов, начиная с 1920-х годов с Уильяма Мортона Уиллера и продолжая до 1970-х годов с Говарда Эванса, Чарльза Миченера и Э. О. Уилсон разработал категоризацию социальности по двум направлениям, названным парасоциальной последовательностью и субсоциальной последовательностью. Эта классификация основана в первую очередь на участии родителей насекомых в их детенышах, тогда как классификации социальности позвоночных часто основаны на пространственном поведении или системе спаривания. Оба пути достигают кульминации в «эусоциальности», системе, в которой о молодежи заботятся совместно, а общество разделено на разные касты, предоставляющие разные услуги.
В парасоциальной последовательности взрослые одного поколения помогают друг другу в разной степени. На одном конце спектра находятся самки коммунальных видов; эти самки сотрудничают в строительстве гнезда, но выращивают свои выводки отдельно. У квазисоциальных видов выводки посещаются совместно, и каждая самка все еще может размножаться. Полусоциальные виды также практикуют совместную заботу о расплоде, но внутри колонии они имеют рабочую касту особей, которые никогда не размножаются. Эусоциальные виды обычно занимаются совместным уходом за расплодом; кроме того, у них есть отдельные касты, выполняющие разные функции, и совпадение поколений внутри колонии.
Субсоциальная последовательность, альтернативный путь к эусоциальности, предполагает все более тесную связь между самками и их потомством. У примитивных субсоциальных видов самка какое-то время обеспечивает непосредственную заботу, но уходит до того, как детеныши становятся взрослыми. За этой стадией следуют две промежуточные субсоциальные стадии: одна, когда забота о детенышах распространяется до момента, когда мать присутствует, когда ее потомство созревает, а другая, когда сохраняется потомство, помогает в выращивании дополнительных выводков. В эусоциальном конце этой последовательности некоторые зрелые потомки дифференцируются в постоянно бесплодную касту рабочих — стадия, которая отражает тот же эусоциальный результат, достигнутый парасоциальной последовательностью, описанной выше.
Э.О. Уилсон, чья книга Sociobiology: The New Synthesis послужила основой для исследований в этой области, когда она была опубликована в 1975 году, считала, что общие классификации обществ неизменно терпят неудачу, поскольку они зависят от качеств, выбранных для разделения видов, которые заметно различаются от группы к группе. группа. Вместо этого Уилсон составил набор из 10 основных качеств социальности, в том числе (1) размер группы, (2) распределение различных возрастных и половых классов, (3) сплоченность, (4) количество и модель связанности, (5) «проницаемость». », или степень, в которой общества взаимодействуют друг с другом, (6) «компартментализация», или степень, в которой подгруппы действуют как отдельные единицы, (7) дифференциация ролей среди членов группы, (8) интеграция поведения внутри групп, (9) общение и поток информации и (10) доля времени, посвященная социальному поведению, а не индивидуальному обслуживанию. Эти перекрывающиеся качества обществ дают хорошее представление о сложностях, связанных с классификацией, а тем более с пониманием весьма разнообразного социального поведения животных.
Хотя категории социального поведения могут быть полезными, они также могут сбивать с толку и вводить в заблуждение. Нынешняя тенденция состоит в том, чтобы рассматривать социальность как многогранный континуум от простых скоплений до высокоорганизованных и сложных уровней социальной организации, характерных для эусоциальных видов.