Социальные компетенции дошкольников: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

Содержание

Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

В ТЕЛЕГРАМ
Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Педагогика
Автор: Петрик Наталия Александровна   
04. 01.2018 17:16

Формирование социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала формирования многих базовых качеств, в том числе и для развития социальной компетентности ребенка. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность.

Социальная компетентность детей является интегративной характеристикой личности, включающей систему знаний и представлений ребенка о социальной действительности, ценностное отношение к собственному здоровью, желание самосовершенствования, эмоционально-положительное отношение к культурным и духовным ценностям общества, а также социальные навыки и умения эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка.

Структура социальной компетентности детей состоит из комплекса компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого, содержание которых определяется подсистемами личности (биологической, социальной, духовной).

Технология формирования социальной компетентности у детей основывается на взаимодействии принципов природосообразности, аксиологического, культуросообразности, принципа приоритетности социального опыта ребенка, социальной общности и сотрудничества, педагогического взаимодействия с семьей ребенка. Каждое ДОУ должно не только воспитывать и образовывать ребенка, но и вести просветительскую работу по вопросам воспитания и образования дошкольников в процессе взаимодействия с семьей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи выступает, как показатель эффективности взаимной деятельности по формированию ключевых компетентностей у старших дошкольников. Основной целью данного взаимодействия является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по вопросам компетентностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста.

 

К современным тенденциям формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста исследователи относят: комплексное, целенаправленное воздействие на определенные личностные структуры, объединение усилий педагогов и родителей; накопление разнообразного практического социального опыта старшим дошкольником, что также возможно через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка; создание условий для «правилосообразной линии поведения в новых условиях»; учет степени эмоциональной вовлеченности и характер участия в действиях сверстника, взрослого при организации совместной деятельности; организация проблемных ситуаций накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

После мероприятий, позволяющих детям и взрослым решать проблемы социально-нравственного характера, создавать совместный творческий продукт, обмениваться впечатлениями от результатов совместной деятельности, нами отмечена склонность детей к проявлениям интереса к эмоциональному состоянию сверстника, родителя, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Дети чаще стали выражать чувство доверия (к представителям своего и противоположного пола).

Составляющими социальной компетентности являются:

Когнитивный компонент:

  • представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;
  • представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;
  • понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;
  • понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
  • отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;
  • отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами
  • отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;
  • умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;

Поведенческий компонент:

  • умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок—сверстники», «ребенок-взрослый»;
  • умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Начальный уровень взаимодействия с родителями зависит, по мнениисследователей, от образовательного потенциала семьи.

< Предыдущая  
Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

Список социальных компетенций дошкольника — Психологос

31 дек. 2009 г.

Навыки адаптации к образовательному учреждению

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

;;

0Подробнее

31 дек. 2009 г.

Навыки альтернативы агрессии

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

0Подробнее

31 дек. 2009 г.

Навыки обхождения с чувствами

​Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Навыки общения со сверстниками

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

0Подробнее

31 дек. 2009 г.

Навыки преодоления стресса (школьники)

Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

0Подробнее

Как воспитать добрых и компетентных детей

© 2006-2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Социальные навыки дошкольного возраста зависят от нескольких основных компетенций, включая самоконтроль, эмпатию и вербальные способности. И хотя они включают в себя знание основ этикета — например, знание того, когда сказать «пожалуйста» и «спасибо», — наиболее важными навыками являются психологические.

Чтобы стать социально адаптированными, дети должны много узнать об эмоциях и человеческой природе. Им нужно научиться

  • справиться с негативными эмоциями, такими как гнев и печаль;
  • обращайте внимание на социальные сигналы вокруг себя;
  • распознавать эмоции других людей ;
  • рассматривать другие перспективы и точки зрения;
  • заметить, когда кто-то борется, и предложить помощь;
  • выразить сочувствие;
  • разрешить конфликт, не прибегая к агрессии;
  • заводить и поддерживать дружеские отношения;
  • предложить прощение; и
  • выразить раскаяние и загладить вину после проступка.

Это очень много, и нет никакой конечной точки. Мы можем продолжать оттачивать свои социальные способности на протяжении всей жизни. Но награда может быть велика.

Маленькие дети с сильными социальными навыками с большей вероятностью будут приняты своими сверстниками (Blandon et al 2010). У них больше шансов преуспеть в учебе и меньше вероятность развития проблем с поведением (Арнольд и др., 2012; Борнстейн и др., 2012).

Итак, как развивать дошкольные социальные навыки? Я слышал, как люди утверждают, что маленькие дети должны проводить много времени с детьми своего возраста. Но история и антропология говорят нам об обратном.

В большинстве обществ прошлого дети социализировались в разновозрастных игровых группах, а не в дошкольных учреждениях. Малыши научились важным социальным навыкам у взрослых, подростков и детей старшего возраста, а не у других малышей. А как могло быть иначе?

Маленькие дети менее склонны моделировать правильное поведение и реакцию. Они социальные новички, поэтому они не лучшие социальные наставники.

Нет, самые полезные социальные влияния оказывают дети старшего возраста, подростки и взрослые. Они более опытные и знающие. У них более обширный эмоциональный и когнитивный набор инструментов для решения проблем, что делает их более надежными образцами для подражания.

А родители? Особенно важны родители. Они не просто служат потенциальными образцами для подражания и наставниками. Они также формируют раннее окружение своих детей, заставляя детей чувствовать себя в безопасности; защита детей от стресса; помогая детям высыпаться. И все это влияет на социальное поведение.

Итак, вот несколько советов по развитию социальной смекалки вашего ребенка: Основанные на фактических данных советы по развитию социальных навыков дошкольного возраста.

1. Поддерживайте любящие и безопасные отношения со своим ребенком.


Когда родители показывают себя заботливыми и надежными — чуткими и отзывчивыми к потребностям своих детей — у детей больше шансов развить надежные отношения привязанности.

А дети надежно привязанные с большей вероятностью проявят социальную компетентность (Groh et al., 2014; Rydell et al., 2005). Например:

  • Дошкольники с надежной привязанностью в возрасте 2 и 3 лет продемонстрировали большую способность решать социальные проблемы и меньше признаков одиночества (Raikes and Thompson, 2008).
  • Маленькие дети с надежной привязанностью чаще проявляют эмпатию и приходят на помощь людям, попавшим в беду (Waters et al 1979; Kestenbaum et al 1989; Barnett 1987; Elicker et al 1992).
  • Дошкольники с более надежными привязанностями чаще делятся и проявляют щедрость по отношению к тем, кто им не нравится (Paulus et al 2016).

Почему надежные привязанности связаны с социальной компетентностью?

Вероятно, это как-то связано со стрессом. Как я уже отмечал в другом месте, надежные привязанности защищают детей от последствий токсического стресса. Дети менее склонны к беспокойству. Они реже чувствуют угрозу.

Таким образом, дети с надежной привязанностью, вероятно, чувствуют себя более комфортно, общаясь с другими, и они могут лучше сосредоточиться на изучении социальных навыков.

Этот причинно-следственный путь может быть особенно сильным для некоторых детей. Исследования показывают, что некоторые люди обладают генами, которые делают их особенно чувствительными к благотворному воздействию безопасных отношений привязанности (Bakermans-Kranenburg et al 2008; Bakermans-Kranenburg and van Iizendoorn 2011; Knafo et al 2011; Kochanska et al 2011).

Но давайте проясним: чуткие и отзывчивые родители не гарантируют, что ваш ребенок станет социальной суперзвездой. Это даже не гарантирует, что ваш ребенок станет надежно привязанным. Многие другие факторы, в том числе генетические факторы, также играют роль.

Например, на способность ребенка обращать внимание отчасти влияют генетические факторы (Faraone and Larsson 2018). А плохие навыки внимания могут мешать как развитию надежных привязанностей, так и развитию социальных навыков (Storebø et al 2016; Papp et al 2013).

Так чуткое и отзывчивое воспитание не должно быть единственным пунктом в нашем контрольном списке. Развитие безопасных привязанностей — и социальных навыков — гораздо сложнее. Но чуткое и чуткое воспитание детей является важной отправной точкой. Вы можете прочитать больше о многих преимуществах для здоровья чуткого и чуткого воспитания в этой статье «Наука о воспитании».

2. Будьте «учителем эмоций» своего ребенка.


Эмоциональная компетентность является ключом к сильным дошкольным социальным навыкам (Denham 1997). Чем лучше дети понимают эмоции, тем больше они нравятся сверстникам (Denham et al, 1990; McDowell et al, 2000).

Например, застенчивые дети подвергаются большему риску быть отвергнутыми сверстниками, но когда застенчивые дети обладают хорошо развитой способностью распознавать эмоции, этот риск значительно снижается (Sette et al 2016).

Итак, как мы можем помочь детям понять эмоции? Вовлекая их в разговор. Обсуждая с ними ситуации и события, которые вызывают эмоции.

Что заставляет нас злиться? Что заставляет нас грустить? Что заставляет нас чувствовать себя счастливыми? Волновался? Испуганный? Когда взрослые объясняют эмоции и их причины, а также делятся конструктивными советами, как справиться с негативными чувствами, дети учатся лучше себя контролировать.

В одном исследовании родители, которые использовали «более частые и сложные» выражения эмоций, имели детей, которые лучше справлялись с гневом и разочарованием (Denham et al, 1992).

В другом эксперименте родители, которых поощряли тренировать своих детей, были вознаграждены улучшением поведения. Дошкольники лучше справлялись со своим разочарованием (Loop and Roskam, 2016).

Чтобы получить совет о том, как помочь детям понять эмоции, ознакомьтесь с моим руководством о том, как стать тренером по эмоциям вашего ребенка.

Кроме того, см. статью Parenting Science «Обучение эмпатии: доказательные советы по развитию эмпатии у детей».

3. Будьте спокойны и поддерживайте, когда дети расстроены, и не игнорируйте их негативные эмоции.


Это неразрывно связано с работой тренера по эмоциям вашего ребенка. Когда ребенок начинает, казалось бы, иррационально рыдать, естественно, ему или ей хочется заткнуть рот. Но простое указание ребенку замолчать не поможет этому ребенку учиться.

Исследования показывают, что у детей больше шансов развить социально-эмоциональную компетентность, если мы признаем плохие чувства и показываем детям лучшие способы решения их проблем. Примеры?

В исследовании, отслеживающем малышей в течение двенадцати месяцев, родители, которые использовали этот подход, с большей вероятностью в конечном итоге имели очень просоциальных детей. Это было верно даже после того, как исследователи скорректировали первоначальные тенденции ребенка (1) испытывать стресс и (2) участвовать в просоциальных действиях (Eisenberg et al 2017).

Другие исследования показывают, что маленькие дети, получающие эмоциональную поддержку, с меньшей вероятностью направляют негативные эмоции на сверстников (Denham, 1989; Denham and Grout, 1993). Они также лучше нравятся сверстникам (Sroufe et al 1984) и оцениваются учителями как более социально компетентные (Denham et al 1990; Denham 1997).

4. Следите за тем, чтобы ваш ребенок высыпался.


Вы уже заметили, что плохой ночной сон делает вашего ребенка капризным и менее внимательным. Но что делать, если заболевание хроническое? С чем связан регулярный дефицит сна у ребенка?

Исследования продолжают говорить нам одно и то же: продолжительность сна связана с социальными навыками и проблемами с поведением.

Например, в ходе исследования дошкольников исследователи обнаружили, что дети с большей вероятностью демонстрируют хорошие социальные и эмоциональные навыки, если каждую ночь спят больше времени. Эти люди с хорошим сном также с большей вероятностью будут приняты своими сверстниками (Vaughn et al 2015).

Другое исследование показало, что у дошкольников с проблемами сна чаще развиваются проблемы с вниманием и гиперактивностью (Touchette et al 2007) — проблемы, влияющие на социальное функционирование ребенка.

Поэтому важно не упускать из виду влияние хороших привычек сна. Возникли проблемы? Посмотрите это руководство по воспитанию детей, чтобы решить проблемы со спальней.

5. Практика индуктивной дисциплины.


Во всем мире многие родители используют индуктивную дисциплину , практику объяснения причин правил и спокойного и чуткого разговора с детьми, когда они плохо себя ведут (Robinson et al 1995).

Индуктивная дисциплина является одним из ключевых компонентов авторитетного воспитания, стиля воспитания детей, связанного с меньшим количеством проблем с поведением. И есть свидетельства того, что такой разговорный подход к дисциплине способствует развитию эмпатии и морального сознания (Креванс и Гиббс 19).96; Кнафо и Пломин, 2006 г.; Патрик и Гиббс, 2012 г.; Спинрад и Гал, 2018).

Например, в ходе исследования, в котором в течение трех лет наблюдалось около 300 дошкольников, Дебора Лейбл и ее коллеги обнаружили, что дети были более просоциальными , если их матери практиковали индуктивную дисциплину (Laible et al 2017).

Более раннее исследование показало, что дети дошкольного возраста «индуктивных» матерей были более просоциальными и более популярными среди сверстников. Их тоже было меньше склонны к деструктивному, антиобщественному поведению (Hart et al 1992).

Вы боретесь с таким поведением? Ознакомьтесь с этими научно обоснованными советами, как справляться с агрессией и неповиновением у детей.

Общие советы о том, как удержать детей на правильном пути, не прибегая к угрозам и наказаниям, см. в моих полезных советах для родителей.

6. Используйте повседневные возможности, чтобы вызвать сочувствие.

Эмпатия — часть человеческой природы. Даже младенцы проявляют признаки эмпатии. Но это не значит, что эмпатия развивается автоматически, без обратной связи со средой. Развитие эмпатии частично зависит от обучения. И это то, с чем мы можем помочь детям.

Если кто-то страдает, мы можем привлечь внимание к этому факту и попросить детей представить, что чувствует этот человек.

Исследования учащихся начальной школы показывают, что достаточно просто попросить детей подумать о чьем-то тяжелом положении, чтобы усилить их чувство сопереживания (Sierksma et al 2015).

Исследователи также использовали тренировочные упражнения в заботе , прося детей активно думать об эмоциях других людей, чтобы развивать у дошкольников эмпатию и социальные навыки (Flook et al 2015).

7. Учите детей ходить по очереди и поощряйте их практиковать очередность в повседневной жизни.


Очередь необходима для всех видов социального взаимодействия. Это способствует чувству порядка, взаимного уважения и взаимности. И, как обнаружили Родольфо Кортес Барраган и Кэрол Двек, это может даже спровоцировать проявления доброты.

В ходе серии экспериментов исследователи показали, что маленькие дети становятся более альтруистичными после участия в простой взаимной деятельности.

После непродолжительной игры — катания мяча вперед и назад с незнакомцем — эти дети проявили великодушие к своему новому товарищу по играм. Имея возможность, они с большей вероятностью разделят приз.

Напротив, дети давали меньше, если они испытали только «параллельную игру», играя рядом с незнакомцем, но без обмена мячом (Cortes Barragan and Dweck, 2014).

8. Вдохновляйте детей ободряющими словами —

, а не критикой.

Маленькие дети очень любят похвалу, особенно когда мы хвалим их хороший выбор и поступки.

Как насчет критики? Здесь мы должны действовать осторожно, потому что у детей может сложиться впечатление, что мы рассматриваем их как низших или плохих . И это восприятие подрывает их мотивацию к совершенствованию.

Поэтому рекомендуется избегать негативных выражений, когда социальное поведение ребенка разочаровывает. Хватит злиться. Я не могу взять тебя никуда. Вы вышли из-под контроля! Почему ты такой стеснительный? В запале такие разговоры могут показаться оправданными. Но это бесполезно, и вы рискуете усугубить ситуацию.

Лучше всего действует конструктивный подход — побуждать детей думать, как они могли бы добиться большего успеха. Подробнее об этом читайте в моей статье «Коррекция поведения: волшебные слова, которые помогают детям справляться с ошибками.

9. Предоставляйте детям бесплатные, непринужденные возможности испытывать

эмоциональных награды за раздачу.

Почему люди великодушно относятся друг к другу? Есть много причин. Мы чувствуем эмпатическую заботу о нуждающихся людях. Мы можем испытывать чувство ответственности. Или моральный императив действовать.

Но есть и корыстный мотив. Отдавать приятно. Это дает нам приятный прилив. Это поднимает нам настроение. И даже маленькие дети испытывают этот эффект (Паулюс и Мур, 2017).

Таким образом, мы можем способствовать просоциальному поведению, побуждая детей совершать повседневные акты щедрости. Дети узнают, что добрые дела эмоционально вознаграждают, и со временем становятся более щедрыми.

Но будьте осторожны, не форсируйте события. Когда дети вынуждены давать, они, вероятно, не испытают этого приятного эмоционального порыва. И опыт «принудительной отдачи» не учит дошкольников быть щедрее. Наоборот, это делает их менее склонными к спонтанным проявлениям щедрости в будущем (Черняк и Кушнир, 2013).

Ваш лучший выбор? Следуйте проверенному исследователями подходу: предоставьте ребенку бесплатные, непринужденные возможности проявить щедрость. Кому-то грустно? Кому-то нужна поддержка? Поговорите с ребенком о том, что могло бы помочь этому человеку, и позвольте ребенку сделать выбор (Черняк и Кушнир, 2013).

10. Будьте осторожны, предлагая

материалов награды за добрые дела.

Исследования малышей и детей младшего школьного возраста показывают, что мы можем подорвать стремление наших детей быть полезными, когда подкупаем их материальными наградами за доброту. Подробнее см. в этой статье Parenting Science об опасностях поощрения просоциального поведения.


Если у вашего ребенка проблемы с общением со сверстниками, поощряйте его позитивное и конструктивное отношение. Пусть ваш ребенок знает, что все иногда получают отказ и отвергнуты. В одном исследовании около половины всех социальных инициатив дошкольников отвергались сверстниками (Corsaro 19). 81).

Дети с самыми сильными социальными навыками воспринимают отказы как временные неудачи, которые можно исправить. Мы можем поощрять такое отношение, помогая детям интерпретировать отказ в менее угрожающем свете. Может быть, не хочет играть, потому что стесняется. Может быть, она просто хочет играть сама с собой прямо сейчас.

Кроме того, мы можем помочь детям найти решения и побудить их предсказывать, как могут работать различные социальные тактики.

Подобные мысленные эксперименты побуждают детей задуматься о том, что чувствуют другие люди (Zahn-Waxler et al. 19).79). Они также помогают детям изучить способы адаптации и «вписаться».

Например, ребенок, встретивший сопротивление («Вы не можете играть с нами в пожарных, потому что в пожарной машине недостаточно места»), может найти другой способ присоединиться к игре («Помогите! Огонь!»). Это один из секретов детей с сильными дошкольными социальными навыками. Они реагируют на игру других и знают, как связать свое поведение с поведением потенциальных товарищей по играм (Mize 19). 95).

12. Покажите детям, как извиняться, загладить вину и предлагать прощение.


Увлекательные эксперименты над малышами показывают, что они понимают разницу между непреднамеренным вредом, который они причиняют, и вредом, причиняемым другими. Например, когда двух- и трехлетние дети считают, что они стали причиной несчастного случая, они испытывают большее желание помочь исправить ситуацию (Хепач и др., 2017).

Более того, эксперименты показывают, что маленькие дети замечают, когда нарушители не извиняются и не предлагают помощь. Это может не поднять плохое настроение жертвы, но может исправить плохие чувства по отношению к правонарушителю. Когда нарушителям не удается протянуть руку таким образом, они вредят своему положению в глазах сверстников. Со временем они могут оказаться все более отвергнутыми другими детьми.

Итак, дети готовы учиться примирению и имеют к этому естественный стимул. Но что делать после того, как вы стали слишком напористыми и опрокинули чей-то замок из блоков? Или брякнул что-то подлое, что заставило кого-то плакать?

Маленьким детям может быть трудно понять, что делать в таких ситуациях. Мы можем помочь, показав им конкретные действия, которые нужно предпринять — как заговорить, извиниться, вмешаться, чтобы помочь исправить ущерб, и предложить жертве что-то ободряющее или дружеское (например, возможность вместе сыграть в игру).

Мы также можем показать детям, как с достоинством принимать извинения и помнить, что все совершают ошибки. Для детей важно принять мышление, основанное на усилиях: понимание того, что люди не плохие и не хорошие, а скорее несовершенные личности, способные учиться на своих ошибках.

Исследования показывают, что такое мышление защищает детей от ощущения подавленности и беспомощности перед переменами. Для получения дополнительной информации см. эти статьи Parenting Science об образе мышления, требующем усилий, и о том, как взрослые могут помочь детям принять его.

13. Моделируйте — и говорите — благодарность.

Выражения благодарности помогают смазать колеса социальной машины. Они необходимы для того, чтобы ладить в приличном обществе. Но эксперименты показывают, что они также улучшают наше настроение и мировоззрение. Они заставляют нас чувствовать себя менее отчужденными и более связанными с дружелюбными, заботливыми людьми. На самом деле, простое воспоминание о полученной доброте может сделать нас более просоциальными.

По этим причинам исследователи, разрабатывающие дошкольные программы социальных навыков, подчеркивают важность благодарности.

В программе дошкольного образования, разработанной в Университете Висконсин-Мэдисон, дети читают истории о повседневных добрых делах, которые люди совершают друг для друга по всему миру. Они узнают о людях в своих сообществах, которые помогают другим (например, о пожарных, врачах и водителях автобусов), и берут на себя роли этих людей, играя с ними. Учителя делятся своим чувством благодарности и на собственном примере показывают, как его выразить (Flook et al 2015).

Исследователи сделали эту учебную программу общедоступной бесплатно. Вы можете подписаться на копию здесь.

14. Познакомить детей с кооперативными играми.

Как я объясняю в этой статье, кооперативные игры больше подходят для развития способностей дошкольников. И, как и игры с чередованием, совместные игры, по-видимому, побуждают детей вести себя более великодушно по отношению друг к другу (Toppe et al 2019).

15. Обеспечьте возможность поиграть с детьми старшего возраста и взрослыми.


В дошкольном возрасте притворная игра является одним из наиболее важных способов установления дружеских отношений между детьми (Gottman 1983; Данн и Каттинг, 1999).

Дошкольники, которые притворяются вместе, менее склонны ссориться или иметь проблемы с общением, чем другие дети (Данн и Каттинг, 1999).

А драматические ролевые игры, в которых дети разыгрывают определенные сценарии и изображают действия и эмоции разных персонажей, могут помочь детям развить определенные формы самоконтроля.

Например, недавнее экспериментальное исследование показало, что четырехлетние дети улучшили свой эмоциональный контроль после участия в групповых сеансах драматической ролевой игры (Goldstein and Lerner 2018).

Итак, игра в притворство — многообещающий инструмент для развития социальной компетентности, но имейте в виду: дошкольникам может понадобиться толчок с нашей стороны, чтобы воспользоваться всеми преимуществами.

В ходе экспериментального исследования драматической притворной игры исследователи не просто просили дошкольников играть понарошку. Они ставили перед детьми конкретные задачи (например, «наденьте поварской колпак и испеките мне торт на день рождения»). Взрослые поощряли детей «физически разыгрывать игры и оставаться на задании» (Гольдштейн и Лернер, 2018). И это участие взрослых могло иметь решающее значение.

Еще один момент для рассмотрения? Важно не быть властным. Исследования показывают, что у детей с сильными дошкольными социальными навыками есть родители, которые играют с ними в веселой, совместной манере (MacDonald 1987).

Для получения дополнительной информации см. мою статью «Наука о воспитании детей» о пользе игр, в том числе притворных игр.

16. Не откладывайте разговоры о расе.

Это распространенный просчет, который допускают некоторые родители, особенно белые родители. Они предполагают, что их дети слишком малы, чтобы говорить о расе. Мой ребенок даже не заметил, что существуют расовые категории. И разве это не хорошо? Разве это не поможет гарантировать, что мой ребенок вырастет свободным от расовых предрассудков?

Это может показаться интуитивно понятным. Но исследования подтверждают, что наши дети улавливают расовые признаки задолго до того, как научились говорить. Они подвергаются воздействию расовых стереотипов в массовой культуре. И когда мы не говорим с нашими детьми открыто и честно о расе и расовых предубеждениях в обществе, у наших детей больше шансов развить собственные расовые предубеждения.

Для получения дополнительной информации см. мою статью «6 ошибок, которые допускают белые родители в отношении расы».

17. Выбирайте телепрограммы, не содержащие насилия и соответствующие возрасту.

Исследования показывают, что это имеет значение.

В ходе рандомизированного контролируемого исследования Дмитрий Кристакис и его коллеги поручили некоторым родителям заменить более жестокие программы, которые обычно смотрели их дошкольники, ненасильственными образовательными телешоу (например, «Улица Сезам » и «Дора-путешественница »).

Шесть месяцев спустя дети в этой группе продемонстрировали лучшие дошкольные социальные навыки и меньше проблем с поведением, чем дети в контрольной группе (Christakis et al 2013).

18. Поймите, что некоторые формы обмена проще, чем другие.


Некоторые виды обмена относительно просты для дошкольников. Если есть большой запас вкусностей, которыми можно поделиться, у дарения мало недостатков. Но что, если даяние — это игра с нулевой суммой — например, одолжить свою любимую игрушку кому-то, чтобы вы не могли играть с ней сами?

Как отмечалось выше (№8), такие акты щедрости могут доставить детям удовольствие. Но хорошие чувства возникают, когда дети делятся добровольно. Когда мы пытаемся заставить его, тактика дает обратный эффект. Дети в конечном итоге чувствуют себя на менее щедрыми в будущем.

Так что нам нужно набраться терпения и признать трудности, с которыми сталкиваются дети, когда их просят поделиться. В частности, у маленьких детей может быть больше проблем с мышлением, выходящим за рамки «здесь и сейчас». Если мы попросим их одолжить свою игрушку, им может быть трудно поверить, что они получат свою игрушку назад. И, честно говоря, иногда дети, которые одолжили игрушки, не хотят их возвращать.

Вынос? Мы должны быть избирательны в том, что мы просим наших детей поделиться, и избегать форсирования проблемы.

19. Разбивайте клики с негативной атмосферой и следите за отказом сверстников.

Иногда дети выявляют друг в друге худшее. Например, в одном исследовании исследователи наблюдали за детьми во время свободных игр в дошкольном учреждении. Они заметили, какие дети склонны играть вместе, и наблюдали за их поведением.

Некоторые из групп характеризовались необычным количеством негативных эмоций и антиобщественным поведением, и эти негативные группы были оценены их учителями и родителями как менее социально компетентные.

Более того, участие в негативной группе предсказывало плохие социальные навыки дошкольников через год (Denham et al 2001).

Что нам делать, если мы видим такой негатив?

Если дети борются с проблемами агрессивного поведения, нам нужно научить их мирно разрешать конфликты. Эти советы по воспитанию детей могут помочь. А иногда лучше сделать дополнительный шаг, разрушить клику — найти новых товарищей по играм для вашего ребенка, с которыми он сможет общаться.

Что делать, если ваш ребенок страдает от негативного поведения — его отвергают сверстники? Не менее важно принимать участие, и исследования показывают, что мы можем помочь детям, обучая их искусству заводить друзей.

Исследования показывают, что дружба с одним сверстником может защитить дошкольников от постоянной агрессии и отторжения (Criss et al, 2002; Hodges et al, 1999). А у дошкольников больше шансов расположить к себе сверстников, если они ведут себя просоциально (Витаро и др., 1990; Коте и др., 2002; Айзенберг и др. 19).99) и адекватно реагировать на разговор (Kemple et al 1992).

Советы, как помочь детям завести друзей, см. в этой статье «Наука о воспитании».

20. Не принимайте близко к сердцу.

Несмотря на популярный голливудский образ детей как мудрых циников, знающих лучше своих родителей, маленьким детям мешает плохое понимание мира.

Например, у них есть проблемы с отслеживанием ментальных точек зрения других людей. В частности, большинство детей в возрасте до 4 лет еще не освоили представление о том, что разные люди могут верить в разные вещи — даже в вещи, которые объективно ложно (Гопник и др., 1999).

Поэтому неудивительно, что у детей также возникают проблемы с пониманием понятия «ложь» (Mascaro and Sperber, 1999). Маленькие дети склонны характеризовать все ложные утверждения, даже те, которые говорящий считает правдой, как ложь (Berthud-Papandropoulou and Kilcher, 2003).

И хотя они понимают, что лгать плохо, им не хватает способности старшего ребенка предвидеть, какие чувства их слова вызовут у других людей. Влияние лжи — и мораль лжи — это то, чему они должны научиться.

Если ваш дошкольник сказал что-то грубое или обидное, не принимайте это на свой счет. Но и не игнорируйте это. Воспользуйтесь возможностью, чтобы объяснить, как слова могут ранить наши чувства. Когда ваш ребенок осознает силу слов, он улучшит свои дошкольные социальные навыки.


Подробнее

Ищете мероприятия, которые способствуют развитию социальной компетентности? См. это руководство по воспитанию детей, посвященное социальным навыкам для детей.

Советы о том, как помочь детям завести дружбу, можно найти в моей статье «Как помочь детям завести друзей».


Было проведено большое количество исследований социальных навыков дошкольников. В дополнение к научным ссылкам, приведенным в этой статье, любой вводный учебник по когнитивному развитию должен помочь вам получить представление о дошкольных социальных навыках вашего ребенка.

Online Жаклин Миз и Эллен Абель, профессора детского развития, предлагают основанное на исследованиях руководство по обучению дошкольным социальным навыкам в разделе «Поощрение социальных навыков у маленьких детей: советы, которыми учителя могут поделиться с родителями».

Вы также найдете советы по социальным навыкам дошкольников в главах 7-8 книги Эйнштейн никогда не использовал карточки (2004) К. Хирш-Пасек, Р. Михник Голинкофф и Д. Айер.

Если эта статья о социальных навыках дошкольников оказалась для вас полезной, ознакомьтесь с другими предложениями на ParentingScience.com.

Изображение предоставлено для «Дошкольные социальные навыки»:

изображение дошкольников, обедающих на траве. Автор: iStock / Николь С. Янг.

. Изображение отца и сына с баскетболом. 0017

изображение спящей девочки от istock/ Deepak Sethi

изображение отца, разговаривающего с маленьким мальчиком в постели от istock / Liderina

изображение девочки с закрытыми глазами и улыбающегося мальчика от Shutterstock / YanLev

улыбающаяся женщина у ребенка с пластиковыми матрешками от Rawpixel / istock

изображение маленького мальчика, утешающего малыша на пляже от KarinaBost / istock

Последнее изменение содержимого 12/2020

Социальная компетентность детей

| Что такое социальная компетентность | Почему важна социальная компетентность | Как развиваться |

Джейсон — 4-летний мальчик в детском саду. Когда он видит группу своих друзей в песочнице, он тоже хочет поиграть. Но как ему подойти к ним? Должен ли он подойти и спросить? Должен ли он сесть рядом с группой и начать играть без приглашения? Должен ли он взять игрушки для грузовиков, чтобы зачерпнуть песок? Что, если дети попросят его построить замок, а он не знает, как это сделать?

Общение со сверстниками — ключевая социальная ситуация, с которой Джейсон собирается справиться. Развитие социальной компетентности будет зависеть от того, насколько успешно он взаимодействует в конкретных ситуациях, подобных этой.

Что такое социальная компетентность

Социальная компетентность — это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в социальной среде. Это включает в себя способность читать социальные сигналы, реагировать соответствующим образом и разрешать социальные конфликты, когда они возникают. ​1​ .

В социальных ситуациях компетентность включает в себя взаимодействие с другими, влияние на них, взаимодействие с окружающей средой или использование личных ресурсов для достижения социальных целей надлежащим образом. Это также способность решать социальные проблемы в сложных межличностных взаимодействиях при сохранении позитивных отношений ​2​ .

Почему важна социальная компетентность

Отношения со сверстниками

По мере взросления ребенка социальные отношения и навыки межличностного общения со сверстниками приобретают все большее значение.

Социальная активность с участием других детей возрастает примерно с 10% в возрасте 2 лет до 20% в возрасте 4 лет и чуть более 40% в возрасте от 7 до 11 лет ​3​ .

Социальная компетентность детей напрямую связана с признанием сверстников в раннем детстве. Социально приемлемое поведение обычно отличает популярных детей от непопулярных ​4​ .

Напротив, внешнее поведение, такое как разрушительное и агрессивное поведение, с большей вероятностью приведет к отвержению сверстников, особенно для мальчиков.

Со временем антиобщественное поведение усиливается негативным и предвзятым отношением со стороны других детей ​5​ .

Возможности для конструктивного взаимодействия с другими детьми, которые улучшают просоциальное поведение, уменьшаются.

Становится все более вероятным, что ребенок останется в ловушке антиобщественной позиции, поскольку он скатывается к крайностям социальной некомпетентности и антисоциальным наклонностям.

Успеваемость

Психологи давно обнаружили тесную связь между социальной компетентностью в детстве и результатами жизни ​6​ .

Социальные компетенции детей дошкольного возраста часто являются мощным предиктором их успехов в учебе в будущем.

Социально адаптированные дети, как правило, пользуются общественным признанием своих сверстников и хорошо учатся в школе. Те, кто социально отвергнут, особенно подвержены риску академической неудачи ​7​ .

Самоуважение

Дети, которым не хватает сильных социальных навыков, как правило, имеют более низкую самооценку.

С более низкой самооценкой и неудачным социальным взаимодействием нелюбимый ребенок может избегать других и наносить удары, когда злится, чтобы еще больше саботировать свои социальные отношения.

Психическое здоровье

Отсутствие важных социальных навыков и положительного взаимодействия может препятствовать психосоциальному и социальному развитию, что приводит к проблемам психического здоровья в позднем подростковом возрасте, таким как депрессия, тревога, социальная изоляция ​8​ , употребление психоактивных веществ ​9​ и т. д.

Правонарушения

Дети с плохим социальным поведением обычно неприятны, импульсивны, агрессивны и склонны к разрушительным действиям. Их часто не любят и избегают другие дети. В конце концов, они могут оказаться с девиантными сверстниками, которые столь же агрессивны и отвергнуты, или демонстрируют проблемы с делинквентным поведением.

Дети, находящиеся под влиянием этих сверстников, подвержены риску правонарушений, преступлений и других негативных последствий ​10​ .

Как развивать социальную компетентность у детей

Социальную компетентность ребенка можно улучшить, развивая с помощью родителей комплекс социально-когнитивных навыков.

Стиль воспитания

Несмотря на кажущийся широкий спектр необходимых специальных навыков, все они связаны с воспитанием детей. На самом деле детско-родительские отношения и качество взаимодействия играют важную роль в социальном опыте ребенка.

Дети, родители которых проявляют теплоту, отзывчивость и поддержку, с большей вероятностью будут социально компетентными ​11​ . Они лучше развивают эмоциональные навыки и коммуникативные навыки.

И наоборот, дети с авторитарными родителями, которые холодны, невосприимчивы и не поддерживают, как правило, имеют более плохие поведенческие навыки, более низкую самооценку и более высокий уровень депрессии ​12​ .

Взгляд на перспективу

Очень маленькие дети считают себя центром мира. По мере того, как ребенок развивается, он начинает понимать, что другие люди могут не смотреть на действие или ситуацию так же, как они.

Способность ребенка принимать точку зрения другого человека позволяет ему понимать, что другие чувствуют и говорят.

Для формирования более зрелых и продвинутых отношений необходима социальная осведомленность и способность видеть точку зрения других ​13​ .

Родители могут помочь своим детям развить навыки восприятия перспективы, побуждая их смотреть на вещи под разными углами.

Навыки решения социальных проблем

Социальный мир поощряет и приветствует детей, которые могут успешно решать межличностные дилеммы. Но дети, которым не хватает навыков межличностного решения проблем, могут чувствовать себя нежеланными в этой среде ​14​ .

Поддерживающее воспитание, которое побуждает детей разрешать конфликты, помогает им развивать навыки разрешения конфликтов ​15​ .

Принятие точки зрения других для поиска взаимоприемлемых решений также улучшает навыки управления конфликтами ​16​ .

Эмпатия

Способность сочувствовать другим является одним из наиболее важных навыков социальной компетентности.

Требуется как аффективная эмпатия (реагирование на эмоции других), так и когнитивная эмпатия (учет точек зрения других).

Теплота, отзывчивость и поддержка родителей способствуют развитию у ребенка эмпатии.

Регулирование эмоций

Эмоциональное здоровье может сильно повлиять на межличностные отношения.

Способность детей гибко контролировать свои эмоциональные реакции играет центральную роль в их социально-эмоциональном развитии.

Для развития навыков эмоциональной регуляции требуется родительская совместная регуляция посредством теплого и чуткого воспитания ​17​ .

Список литературы

  1. 1.

    Роуз-Краснор Л. Природа социальной компетентности: теоретический обзор. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, март 1997 г .: 111–135. doi:10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x

  2. 2.

    Уотерс Э., Сроуф Л.А. Социальная компетентность как конструкт развития. Обзор развития . Опубликовано в Интернете, март 1983 г .: 79–97. дои: 10.1016/0273-2297(83)

      -2

    • 3.

      Баркер Р.Г., Райт Х.Ф. Средний Запад и его дети: психологическая экология американского города . Петерсон; 1955.

    • 4.

      Hartup WW. Отношения со сверстниками в раннем и среднем детстве. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 257-281. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_11

    • 5.

      Цена JM, Dodge KA. Реактивная и активная агрессия в детстве: отношения к статусу сверстников и измерениям социального контекста. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете в августе 1989 г .: 455–471. дои: 10.1007/bf00915038

    • 6.

      Фостер С.Л., Ричи В.Л. Вопросы оценки социальной компетентности у детей. J Appl Behav Anal . Опубликовано в Интернете 1979: 625-638. doi:10.1901/jaba.1979.12-625

    • 7.

      Вентцель КР. Отношения между социальной компетентностью и академической успеваемостью в раннем подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в сети 19 октября91:1066. дои: 10.2307/1131152

    • 8.

      Борнстейн М.Х., Хан К.С., Хейнс О.М. Социальная компетентность, экстернализация и интернализация поведенческой адаптации с раннего детства до раннего подросткового возраста: каскады развития. Дев-психопат . Опубликовано в Интернете 1 октября 2010 г .: 717–735. doi:10.1017/s0954579410000416

    • 9.

      Джонс Д.Э., Гринберг М., Кроули М. Раннее социально-эмоциональное функционирование и общественное здоровье: связь между социальной компетентностью в детском саду и будущим благополучием. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете в ноябре 2015 г.: 2283-2290. doi:10.2105/ajph.2015.302630

    • 10.

      Саймонс Р.Л., Уитбек Л.Б., Конгер Р.Д., Конгер К.Дж. Факторы воспитания, социальные навыки и ценностные обязательства как предвестники неуспеваемости в школе, отношения с девиантными сверстниками и делинквентное поведение. J Подростковый возраст . Опубликовано в Интернете, декабрь 1991 г .: 645–664. дои: 10.1007/bf01537367

    • 11.

      Spinrad TL, Eisenberg N, Gaertner B, et al. Взаимосвязь материнской социализации и активного контроля малышей с адаптацией детей и их социальной компетентностью. Психология развития . Опубликовано в Интернете в сентябре 2007 г .: 1170–1186. дои: 10.1037/0012-1649.43.5.1170

    • 12.

      Дорогая Н. Стиль воспитания и его корреляты. ЭРИК Дайджест . Опубликовано в Интернете в 1999 г.

    • 13.

      Семруд-Кликеман М. Социальная компетентность у детей. Социальная компетентность у детей .:1-9. дои: 10.1007/978-0-387-71366-3_1

    • 14.

      Рубин К.Х., Роуз-Краснор Л. Решение межличностных проблем и социальная компетентность у детей. Справочник социального развития . Опубликовано в Интернете 1992: 283-323. дои: 10.1007/978-1-4899-0694-6_12

    • 15.

      Лейди М.С., Герра Н.Г., Торо Р.И. Позитивное воспитание, сплоченность семьи и социальная компетентность детей среди латиноамериканских семей иммигрантов. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 2010: 252-260. дои: 10.1037/a0019407

    • 16.

      Ленхарт Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *