Конспект на тему «Социальный контроль» — 4ЕГЭ
10 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Обществознание
Механизмы социального контроля играют решающую роль в укреплении всех институтов общества. По отношению к обществу социальный контроль имеет две основные функции: защиту и стабилизацию.
Социальный контроль — это особый механизм поддержания общественного порядка социальной стабильности и включает в себя такие понятия, как социальные нормы, правила, санкции, власть.
Социальные нормы — это типичные стандарты, требования, желания и ожидания соответствующего (социально утвержденного) поведения.
Нормы — это некие идеальные паттерны (паттерны), которые описывают то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в определенных ситуациях. Они различаются по своим масштабам.
Социальные предписания — запрет или разрешение делать (или не делать) что-либо, адресованное человеку или группе и выраженное в любой форме-устной или письменной, формальной или неформальной, явной или неявной.
Нормы интегрируют людей в общее сообщество, коллектив и образуют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Санкции — это не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Нормы защищены с двух сторон-от ценностей и от санкций.
Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за согласие с ними, то есть за конформизм, и наказаний за отклонение от них, то есть отклонение.
Выделяют четыре типа санкций:
→ позитивные
→ негативные
→ формальные
→ неформальные
С социальными нормами тесно связаны ценности.
Ценности — это социально одобренные и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеальным для всех людей. Для описания того, на каких ценностях ориентируются люди, используется термин ценностная ориентация. Этот термин описывает выбор определенных ценностей конкретным индивидом или группой индивидов в качестве нормы поведения.
Согласно схеме, разработанной П. Бергером, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих различные виды, виды и формы социального контроля.
Внешний круг — это политико-правовая мораль, затем наступает профессиональная система и система неформальных требований, общечеловеческий круг социального контроля формирует семью и личную жизнь.
В отличие от внутреннего самоконтроля, внешний контроль представляет собой совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он делится на формальные (институциональные) и неформальные (внутригрупповые).
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении официальными органами и органами власти.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении группой родственников, друзей, знакомых, а также общественным мнением, выраженным обычаями и традициями или средствами массовой информации.
→ sk.docx
→ Презентация по теме: 4ege. ru/obshestvoznanie/61239-prezentacija-po-obschestvoznaniju-socialnyj-kontrol.html
Автор: Мухина Инна Игоревна.
Лекция 9. Социальный контроль
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:
Видеозанятия по обществознанию:
Социальные нормы — важнейшее средство социального контроля. Социальный контроль — механизм регулирования поведения человека, отношений людей с целью поддержания и укрепления правопорядка и социальной стабильности. Это общественный контроль, который можно понимать как совокупность всех видов контроля — нравственного, политического, культурного и т.д.
Выделяют два главных элемента контроля: социальные нормы и социальные санкции. Санкции — благоприятные или неблагоприятные последствия совершённых человеком действий; реакция остальных людей на поведение человека. Не следует думать, что санкции бывают только отрицательными и проявляются только в виде наказания.
По критерию последствий санкции бывают:
— позитивные — влекут благоприятные последствия для человека, совершившего поступок. Примерами таких санкций могут быть выплата премии, объявление благодарности, награда, присвоение учёной степени, аплодисменты и т.п.;
— негативные — предполагают отрицательные последствия содеянного человеком. К негативным санкциям можно отнести отказ поддерживать отношения, уголовное наказание в виде лишения свободы, выговор по месту работы и т.п.
— формальные — официальные, закреплённые на бумаге. Примеры: выплата премии, объявление благодарности, присуждение награды, уголовная ответственность и т.п.;
— неформальные — неофициальные, выраженные только в общественном мнении. К таким санкциям, например, можно отнести отказ поддерживать отношения, аплодисменты, устная благодарность и т.п.
К примеру, выплата работодателем денежной премии работнику является позитивной формальной санкцией; презрительное отношение к человеку со стороны его друзей — негативной неформальной; административное наказание в виде штрафа за превышение скорости на автомобиле — негативной формальной; аплодисменты зрителей труппе театра за прекрасно сыгранный спектакль — позитивной неформальной. Чаще всего социальный контроль применяется с помощью нескольких санкций одновременно. Так, награждение грамотой работника обычно сопровождается доброжелательным отношением, или уголовное наказание — кроме того отказом поддерживать отношения с осужденным со стороны его бывших друзей.
Специалисты в области социологии выделяют две формы социального контроля:
— внутренний контроль (самоконтроль) — осуществляется самим индивидом. Главный механизм самоконтроля — совесть;
— внешний контроль — осуществляется институтами, которые гарантируют соблюдение норм всеми людьми (правоохранительные учреждения, суды, воспитательные организации, семья, школа, группа людей и т.п.).
Чем сильнее в обществе развит внутренний контроль у каждого его члена, тем меньше приходится прибегать к внешнему контролю. Однако, он необходим в той или иной степени в любом обществе. Следует учесть, что внешний социальный контроль должен быть оптимальным. Чем он жёстче, тем меньше развиты инициатива и возможности творческого самовыражения людей.
В России созданы официальные органы социального контроля. К ним можно отнести, например, Прокуратуру РФ, Счётную Палату, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу безопасности и т.д. Кроме официальных государственных органов контроля всё большую роль играют общественные организации, осуществляющие социальный контроль. Таковыми являются, например, союза защиты прав потребителей и т.д.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Социальные нормы и социальные санкции • Институт социального капитала. социальный капитал, социальные нормы, социальные санкции
Социальные нормы и социальные санкции обычно упоминаются как элемент реляционного измерения социального капитала. Другими измерениями социального капитала являются структурные и когнитивные измерения. Эта концептуализация, различающая структурные, реляционные и когнитивные измерения, является одним из основных подходов к социальному капиталу. Этот подход был систематически изучен и разъяснен Нахапиетом и Гошалом (19).98) [1] , опираясь на обсуждение Грановеттера (1992) [2] структурной и реляционной встроенности.
Социальные нормы – это действия, рассматриваемые группой лиц как правильные или правильные, или неправильные и неправильные
Социальные нормы – это социально реализуемые ожидания относительно того, что представляет собой нормальные и соответствующие действия в конкретном контексте [3] . Социальные нормы «определяют, какие действия рассматриваются совокупностью лиц как должные или правильные, или как неправильные и неправильные» [4] . Нормы – это правила, убеждения, нравы и привычки, регулирующие поведение [5] .
Социальные нормы служат основой поддержания общественного порядка и необходимы для функционирования любой социальной группы, включая общество. Нормы производятся, воспроизводятся и закрепляются посредством нормального поведения в повседневной жизни [6] . Социальные нормы отличаются от других норм, таких как моральные нормы и правовые нормы, тем, что они социально определены и соблюдаются [7] . Важность социальных норм и поддерживающих их неформальных социальных санкций невозможно переоценить, поскольку без них не может существовать ни одно человеческое общество [8] .
Типы социальных норм
Обычно различают нормы, описывающие, что люди делают, и что люди должны делать. Они называются описательными нормами и предписывающими нормами соответственно. Описательные нормы — это «нормы того, что есть» и представляют поведение группы, тогда как предписывающие нормы — это «восприятие того, что большинство людей одобряет или не одобряет».0005 [9] [10] . Помимо этой широкой категоризации, Эльстер (1989) [7] перечислил различные примеры норм, таких как нормы потребления, нормы против поведения, «противоречащего природе», нормы, регулирующие использование денег, нормы взаимности, нормы возмездия, нормы труда, нормы сотрудничества и нормы распределения. Это иллюстрирует широкое разнообразие человеческой деятельности, регулируемой социальными нормами.
Роль социальных санкций
Социальные нормы поддерживаются ожиданием наказания за нарушения
Социальные нормы подкрепляются санкциями за их нарушение. Нормы в своем существовании полагаются на санкции, потому что без наказания за нарушение норма вряд ли может существовать [11] . Чтобы социальная норма была устойчивой, она должна обеспечивать соответствующие стимулы и препятствия для ее соблюдения. Это требует наказания лиц, уклоняющихся от желаемого поведения, а лицо, которое не наказывает, в свою очередь, подвергается санкциям [12] . Нормы соблюдаются в расчете на то, что нарушения стандарта поведения будут наказаны [8] . Ожидание наказания необходимо для поддержания социальных норм.
К санкциям могут быть привлечены «вторые стороны», которые непосредственно затронуты нормативным отклонением, а также могут быть задействованы «третьи стороны», которые не затронуты напрямую [8] . Именно эти сторонние санкции и считаются сутью социальных норм [3].
Социальные нормы на разных уровнях анализа
Каждая социальная группа вырабатывает свои собственные, хотя и связанные, социальные нормы
Социальные нормы представляют собой сложные многоуровневые явления, действующие одновременно в многочисленных и перекрывающихся социальных группах на разных уровнях социальной организации. От широких общесоциальных норм на макроуровне к нормам, которые в большей степени относятся к конкретным социокультурным группам на мезоуровне, к нормам, которые развиваются в конкретных социальных группах, таких как организации, семьи и группы по интересам на микроуровне. Нормы актуальны на разных уровнях анализа одновременно. Нормативные стандарты действий макроуровня широко применимы и применимы, что влияет на характер норм социальных групп. Нормы формируются через социальное взаимодействие в контексте социальной группы, в контексте норм макроуровня [13] .
Социальные нормы и социальный капитал
Социальные нормы являются жизненно важным аспектом социального капитала
Социальные нормы и поддерживающие их неформальные санкции были описаны как один из наиболее важных элементов социального капитала [14] . Нормы включены практически во все концепции социального капитала, возможно, за исключением тех, которые используют самые крайние формы методологического индивидуализма. Оба Патнэма (1995) [15] и Coleman (1990) [16] прямо указывали на важность социальных норм. Некоторые ученые утверждают, что неформальные санкции являются основным фактором, определяющим социальный капитал общества, поскольку они являются ключом к обеспечению соблюдения неявных соглашений и социальных норм [17] .
Schneider (2009) [18] утверждал, что все определения социального капитала содержат три жизненно важных элемента: сети, доверие и (общие) нормы и культуру. Нормы являются важным аспектом социального капитала, поскольку нормы сильно влияют на характер человеческих действий. Сильный социальный капитал связан с нормами, которые поощряют просоциальные действия, препятствуют эксплуатации и создают связи и сотрудничество для взаимной выгоды.
Значение влияния норм на человеческую деятельность может быть завышено или занижено. Многие социологи середины двадцатого века заметили, что нормы являются значительной силой в социальной жизни, и пришли к выводу, что все социальные действия проистекают из них [19] . В экономической науке распространена противоположная крайность, предполагающая, что наблюдаемые нормы отобраны по их экономической эффективности (там же). Важность норм в социальном капитале подчеркивает роль религии, общей истории и культуры, а также того, как нормы передаются в культуре [20] .
Перспектива рационального выбора Коулмана
С точки зрения рационального выбора Коулмана социальные нормы влияют на затраты и выгоды, которые люди учитывают при осуществлении выбора, поскольку они сопровождаются потенциальными вознаграждениями (за соблюдение) или наказаниями (за несоблюдение). С этой точки зрения «социальные нормы истолковываются как ориентированные на результат условные ограничения, которые обеспечивают эффективную координацию и реализацию индивидуальных предпочтений и личных интересов в рамках социальной структуры» 9.0005 [21] . Эта ориентация на результат включает в себя универсализацию предположений путем игнорирования действий, не основанных на результатах.
Демократическая перспектива Патнэма
С демократической или гражданской точки зрения Патнэма социальные нормы не служат исключительно для облегчения эффективной реализации индивидуальных предпочтений. Они также способствуют рефлексивному социальному сотрудничеству, которое позволяет коллективной реализации демократических идеалов [22] . Таким образом, социальные нормы облегчают взаимные обязательства и совместные действия, благодаря которым демократия работает [23] . Этот подход не сводит социальные нормы к рациональным нормам, как это делает подход рационального выбора, а, скорее, раздувает их до универсально позитивных норм.
Марксистская перспектива Бурдье
С марксистской точки зрения Бурдье социальные нормы являются прежде всего дорефлексивными предрасположенностями, формирующими индивидуальные и коллективные практики. Основополагающая теория человеческого действия Бурдье разработана в его концепции габитуса . Для Бурдье габитус — это общий набор устойчивых диспозиций, перцептивных схем и укоренившихся ориентаций, который делает возможным и ограничивает индивидуальные и коллективные практики в определенном контексте 9.0005 [24] . Эта точка зрения избегает редукционизма и инфляции, однако имеет тенденцию подчеркивать непроизвольное предрасположенное воспроизведение человеческих действий и ассоциаций.
Сбалансированная перспектива
Вывод о том, что нормы возникают из сетей, верен, однако ничего не говорит о природе этих норм и о том, являются ли они просоциальными, продуктивными или поощряют сотрудничество и коллективные действия. В литературе по социальному капиталу часто встречаются утверждения о том, что взаимодействия и связи между людьми порождают нормы доверия и взаимности 9. 0005 [25] . Это может быть результатом, и, возможно, чаще всего является результатом, однако вместо этого результатом могут быть негативные нормы недоверия и личного интереса. Очевидно, что существуют и другие факторы, влияющие на характер исхода, но они редко упоминаются в литературе. Этот надзор может быть в интересах упрощения очень сложных социальных процессов.
Сноски
- Нахапиет, Дж., и Гошал, С. (1998). Социальный капитал, интеллектуальный капитал и организационное преимущество. 9
Чтение HSPT — основные идеи отрывков по общественным наукам — бесплатный практический вопрос
- Войти
- Биографии репетитора
- Подготовка к тесту
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
- ACT Репетиторство
- Репетиторство по программе SAT
- Репетиторство PSAT
- ASPIRE Репетиторство
- ШСАТ Репетиторство
- Репетиторство STAAR
ВЫСШАЯ ШКОЛА
- Репетиторство MCAT
- GRE Репетиторство
- Репетиторство по LSAT
- Репетиторство по GMAT
К-8
- Репетиторство AIMS
- Репетиторство по HSPT
- Репетиторство ISEE
- Репетиторство по ISAT
- Репетиторство STAAR
Поиск 50+ тестов
- Академическое обучение
репетиторство по математике
- алгебра
- Исчисление
- Элементарная математика
- Геометрия
- Предварительное исчисление
- Статистика
- Тригонометрия
репетиторство по естественным наукам
- Анатомия
- Биология
- Химия
- Физика
- Физиология
иностранные языки
- французский
- немецкий
- Латинский
- Китайский мандарин
- Испанский
начальное обучение
- Чтение
- Акустика
- Элементарная математика
прочее
- Бухгалтерия
- Информатика
- Экономика
- Английский
- Финансы
- История
- Письмо
- Лето
Поиск по 350+ темам
- О
- Обзор видео
- Процесс выбора наставника
- Онлайн-репетиторство
- Мобильное обучение
- Как мы работаем
- Наша гарантия
- Влияние репетиторства
- Обзоры и отзывы
- Освещение в СМИ
- О преподавателях университета
Звоните прямо сейчас, чтобы записаться на обучение:
(888) 888-0446
Создайте учетную запись, чтобы отслеживать свои результаты
и создавать свои собственные пробные тесты:
Завести аккаунт Создать практический тест
«Социология девиантности» Джозефа Ритчи (2014 г. )
Социологически девиантность определяется как поведение или действия, нарушающие неформальные или формальные социальные санкции. Официальная социальная санкция устанавливается соответствующим органом власти, например законодательным органом штата или федеральным органом. Формальные законы и санкции часто применяются и распространяются официальным органом или организацией, например полицейскими управлениями и судами. Неформальные санкции известны как «народные обычаи» и «нравы». Неформальные санкции не предлагаются в качестве закона и применяются неформальными средствами, такими как исключение, избегание или негативные настроения. Девиантность и соблюдение социальных норм, как формальных, так и неформальных, играют важную роль в построении общества и его ценностей.
Социолог Эмиль Дюркгейм выдвинул гипотезу о том, что девиантность является важной и необходимой частью организации общества. Он заявил, что девиантность выполняет следующие функции: она утверждает культурные нормы, определяет моральные границы, укрепляет связи общества посредством их принуждения и продвигает социальную революцию. Это считается структурно-функционалистской теорией, потому что она описывает функцию девиантности в структуре и устройстве общества.
Роберт Мертон описал девиантность как продукт взаимодействия между культурными целями человека и средствами достижения этих целей, создаваемыми обществом или институтами. Культурные цели можно описать как финансовый успех, получение ученых степеней или стремление к «американской мечте». Институционализированные средства лучше всего можно описать как предлагаемые обществом пути достижения культурных целей. Мертон выдвинул гипотезу о том, что принятие или неприятие культурных целей и институционализированных средств достижения определяет уровень девиантности человека. Конформисты принимают культурные нормы и институционализированные средства, в то время как ретритисты отвергают и нормы, и средства. Новатор примет культурные цели, но отвергнет институционализированные средства их достижения. Ритуалист примет правила, установленные обществом, но упустит из виду и отвергнет культурные нормы. Наконец, мятежные личности создадут контркультуру, которая не только отвергнет цели и средства общества, но и создаст новые культурные нормы и средства для достижения этих целей.
Девиантность играет роль в обществе, которая изучалась различными социологами. Некоторые считают, что это необходимый элемент, используемый в структуре и функционировании общества, в то время как другие считают, что он определяет взгляд человека на социальные нормы и средства достижения. Девиантность можно охарактеризовать как поведение, противоречащее принципам поведения, которое общество считает приемлемым. Явления, существующие в его составе и назначении, будут и впредь изучаться исследователями в стремлении лучше понять общество и культуру.
1. | Законы, принимаемые законодательными органами, лучше всего описываются с помощью какого из следующих терминов? |
Формальные социальные санкции
Неформальные социальные санкции
Народные обычаи
Сообщить об ошибке Уведомление об авторских правах
View Tutors
Mithra
Сертифицированный преподаватель
Техасский университет в Далласе, бакалавр наук, неврология.
Посмотреть репетиторов
Нора
Сертифицированный преподаватель
Главный кампус Университета Цинциннати, бакалавр технологии, биомедицинские науки.
Посмотреть репетиторов
Ана
Сертифицированный репетитор
Университет Гранд-Каньон, бакалавриат, образование. Университет Гранд-Каньон, магистратура, образование.
Потратьте 15 секунд на создание учетной записи.
Начни прямо сейчас! Создайте бесплатную учетную запись и получите доступ к таким функциям, как:
- Полноразмерные диагностические тесты
- Пригласи друзей
- Доступ к сотням практических тестов
- Отслеживайте свой прогресс с течением времени
- Управление тестами и результатами
- Следите за успеваемостью вашего класса и учащихся
Нажимая «Создать учетную запись», вы подтверждаете, что вам исполнилось 13 лет, и вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности Varsity Tutors LLC.