Социальный бихевиоризм: Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Социальный бихевиоризм Дж. Мида

29.05.2012

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;
• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией.

Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;
• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т.е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т. е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «

обобщенного другого».

Ключевые слова: Бихевиоризм

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Общая характеристика бихевиоризма

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы

Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное…

Бихевиористский (поведенческий) подход

Бихевиоризм. Основные теории

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Особенности необихевиористских подходов

Бихевиоризм и необихевиоризм

Исходные посылки бихевиоризма

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Бихевиоризм: основные положения

Мельник С.Н., Психология личности

Методологические основы бихевиоризма: структурный анализ

 

4. Социальный бихевиоризм

 

     На  основе социального бихевиоризма бихевиористы изучали социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

     Американский  ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в  Чикагском университете, попытался  учесть своеобразие обусловленности  человеческого поведения в своей  концепции, названной социальным бихевиоризмом.

     Исследования  этапов вхождения ребенка в мир  взрослых привели Д. Мида к мысли  о том, что личность ребенка формируется  в процессе его взаимодействия с  другими. При этом в общении с  разными людьми ребенок играет разные «роли». Таким образом, его личность является как бы объединением различных  ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей  имеет игра, в которой дети впервые  учатся принимать на себя различные  роли и соблюдать определенные правила.

     Теория  Мида называется также и теорией  ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости  от ожиданий взрослого. Именно в зависимости  от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному  играют одни и те же роли. Так, роль ученика  ребенок, от которого родители ожидают  только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого «сдали» в школу только по тому, что это  надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

     Мид различает игры сюжетные и игры с  правилами. Сюжетные игры учат детей  принимать и играть различные  роли, изменять их по ходу игры, как  это потом придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль ребенка в своей семье. Теперь они учатся быть и мамой, и  летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям  развивать произвольность поведения, овладевать теми нормами, которые приняты  в обществе, так как в этих играх  существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т.

е. правило, которое дети должны выполнять (понятие «обобщенный другой» было введено Мидом для  того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни). C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним  обобщенным партнером, который со стороны  следит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.

     Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами  этого направления. Так, Д. Доллард  разработал теорию фрустрации (фрустрация дезорганизация поведения, вызванная  невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание  слабых проявлений агрессивности (которые  явились результатом прошедших  фрустраций (психологического состояния, возникающего в ситуации разочарования, неосуществления какой-нибудь значимой для человека цели, потребности и  проявляющееся в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности)) может привести к их сложению и  создать очень мощную агрессивность.

Согласно этому мнению, возможно, что  все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте.

     Большое значение имеют и работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные  коррекции девиантного (отклоняющегося) поведения.

     Исследования  процесса социализации детей привели  бихевиористов и к открытию таких  важных феноменов, как конформизм и  негативизм. Необходимо отметить, что  исследования ученых этой школы открыли  многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации  процесса обучения и воспитания детей. 

 

      5. Современный бихевиоризм: Б.Ф.Скиннер 

     Мечте или надежде Уотсона не суждено  было реализоваться в его собственных  трудах и еще менее – в сомнительных открытиях и бессистемных методах, перемежающих его полемические трактаты. Но после того, как он заложил  основу своей концепции, началась опустошительная  мировая война, в ходе которой  злодейский враг возвел принцип наследственности до уровня политической идеологии.

 Нужный  человек появился как раз в  подходящее время – им был  Б.Ф.Скиннер, предложивший в своих  книгах и статьях гораздо более  сложную и многообещающую версию  бихевиористской психологии.[1]

     Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения  и научиться им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу  психического развития, т. е. исходил  из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами. От констатации Скиннер  переходит к разработке методов  целенаправленного обучения и управления поведением. А потому в психологию он вошел в первую очередь как  теоретик обучения, разработавший различные  программы обучения и коррекции  поведения.

     Классическая  экспериментальная демонстрация заключалась  в нажатии на рычаг в скиннеровском  ящике. В этом эксперименте крыса, лишенная пищи, помещалась в ящик и получала полную возможность исследовать  его. В ходе исследований она неизбежно  должна была задеть рычажок, который  приводил в действие механизм, выдвигающий  полочку с пищей. После получения  нескольких порций пищи, которые должны были служить подкреплением, у крысы  довольно быстро формировался условный рефлекс. Обратите внимание, что поведение  крысы (нажатие на рычаг) оказывает  воздействие на окружающую среду  и является инструментом приобретения пищи. Зависимая переменная в этом эксперименте проста и понятна: это  скорость реакции.

     На  основании этого эксперимента Скиннер  сформулировал свой закон приобретения, который гласит, что сила оперантного  поведения возрастает, если поведение  сопровождается подкрепляющим стимулом.

     Несмотря  на то, что для формирования быстрой  реакции нажатия на рычажок требуется  практика, ключевым параметром все-таки является подкрепление. Практика сама по себе ничего не дает: она только предоставляет  возможность возникновения дополнительного  подкрепления.[2]

     Не  меньшее значение имеет и тот  факт, что обучение при оперантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем, что экспериментатор  имеет возможность наблюдать  не только за конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполнения действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые в заданной последовательности). Фактически происходит экстериоризация, «вынесение вовне» не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Что особенно важно, такой  подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям.

     Однако  у этих программ был и существенный недостаток, так как экстериоризация, играющая положительную роль при  начале обучения, тормозит развитие свернутых, умственных действий, так как не дает возможности интериоризовать  действие и свернуть развернутую  педагогом схему решения задачи.

     Несмотря  на эти недостатки подход Скиннера дал реальную возможность корректировать и направлять процесс обучения, процесс  формирования новых форм проведения. Он оказал огромное влияние на психологию.[3] 
 

Заключение 

     Бихевиоризм (или поведенческая психология) родился  не так, как обыкновенное продолжение  определенного направления в  науке, а именно так представляют свою историю бихевиористы. Однако известно, что задачей этого течения  было не просто завершение опытов Моргана  и Торндайка над животными. Бихевиоризм  изначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чем  свидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологии Уотсона о том, что бихевиоризм  предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти  такой механизм в человеке, через  который можно было бы управлять  человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего  класса.

     Основным  понятием бихевиоризма является известная  формула — «стимул- реакция». В рамках этого понятия укладываются все  виды поведения ― от животных до социальных. Поведение животного  и человека бихевиористы рассматривают, как сумму реакций организма  на внешние раздражители ― стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера  связи раздражителей и реакций  дает возможность предугадывать  поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие  ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.

     Проблема  изучения человеческого фактора  включает широкий круг вопросов ―  от порогов чувствительности до состояния  напряженности нервно-психических  функций.

      В данной контрольной работе я исследовал тему: методологические основы бихевиоризма: структурный анализ. Для этого я поднял такие вопросы, как: история бихевиоризма; методологические основы бихевиоризма; сущность бихевиоризма; социальный бихевиоризм и современный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера.

 

Список  литературы 

1. Дэниел Н. Робинсон / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / Перевод М.Тимофеевой. — М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005.

2. Шульц Д.П., Шульц Э.С. / История современной психологии. / пер. с англ. Говорунов А.В. — СПб.: Евразия, 1998.

3. Ярошевский М.Г. / История психологии. От античности до середины ХХв. уч. пос. — М., 1996.

4. История психологии (10-е ― 30-е гг. Период открытого кризиса): тексты /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. ― Екатеринбург: Хрестоматия, 1999. ― 480с.

5. М.Г. Ярошевский. Социальный бихевиоризм. ― М., 1990.

6. Основные  направления психологии в классических  трудах. Бихевиоризм. Э. Торидайк. Принципы обучения, основанные на  психологии. Джон Б. Уотсон. Психология  как наука о поведении. ―  М.: ООО «Издат-во АСТ-АТД», 1998. ―  704с.

7. К.Г.  Юнг Избранные труды по аналитической  психологии. Том. III, Перевод О. Раевской. ― М.: Цюрих, 1950. ― 447с. 

Социальный бихевиоризм в книге Джорджа Герберта Мида «Разум, Я и общество»

Марьям Ферси

Марьям Ферси

координатор проекта «Предупреждение и противодействие насильственному экстремизму» | Специалист по работе с заинтересованными сторонами | Сторонник гендерной и социальной интеграции

Опубликовано 13 июля 2022 г.

+ Подписаться

Джордж Герберт Мид был американским социологом, выросшим в очень религиозной семье; он верил и его учили, что каждая частица нашего социального «я» и нашей личности проистекает из окружающих нас людей и наших социальных взаимодействий. Он считал, что люди рождаются с пустым разумом, готовым к вырезанию; мы замечаем это у детей, когда они начинают расти, подражая своим родителям, а затем повторяя все, что они слышат или видят. По мере взросления они начинают развиваться по отношению к другим людям через взаимодействие, это приводит к развитию самосознания того, что их окружает, и к осознанию того, что они не являются центром мира.

Мид объяснил, что человека нельзя изолировать от других людей, потому что у него не разовьется личность или самоощущение, потому что они приобретаются через социальные взаимодействия. По сути, все, что люди делают, и все их взаимодействия в конечном итоге создают общество. Мид расширил идею Кули о зазеркалье «я» (эта теория «описывает процесс, в котором люди основывают свое самоощущение на том, как, по их мнению, их видят другие). Используя социальное взаимодействие как своего рода «зеркало», люди используют суждения, которые они получают от других. измерять собственную значимость, ценности и поведение» (Университет Лесли, nd)) и то, как личность создается посредством социализации и взаимодействия с детства и развивается на разных этапах; Подготовительный этап, игровой этап и игровой этап.

На подготовительном этапе дети склонны подражать и копировать своих родителей, братьев и сестер и других, потому что им не хватает самоощущения и они не могут отличить себя от других. Следующий этап, через который проходят дети, — это этап игры, когда они начинают притворяться, что они — роли других людей, например, роль врача или матери, заботящейся о своих детях. Наконец, они достигают точки, когда осознают, что они не такие, как другие люди, и начинают осознавать всех вокруг себя. Они начинают понимать людей и то, что у этих людей есть мнение о них, в основном их родители, друзья и семья.

Мидс считает, что когда ребенок начинает понимать окружающий мир, у него развивается «Я» и «Я». «Я» представляет социальное «я» или точку зрения общества, а «я» — это индивидуальная реакция на то, что думает общество.

«Разум, личность и общество» Мида все еще актуальны и по сей день, и мы используем его теорию для анализа людей в социальных сетях, того, как их образ всегда связан с тем, что думают другие, поэтому они делают все возможное, чтобы показать идеальную жизнь, чтобы получить хорошие отзывы. , следовательно, они чувствуют себя хорошо о себе. Это также отражается на нас, нормальных людях, как мы одеваемся, чтобы произвести впечатление, и как мнение других людей настолько важно, что некоторые люди принимают его на свой счет до такой степени, что оно начинает влиять на то, как они видят себя.

Ссылки:

Восприятие есть реальность: Зазеркалье . (н.д.). Университет Лесли | Университет Лесли. https://lesley.edu/article/perception-is-reality-the-lasting-glass-self

  • Подавленная память

    24 марта 2022 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Определение социального бихевиоризма в социологии.

(имя существительное)

Обсуждаемый в книге «Разум, личность и общество» социальный бихевиоризм относится к возникновению разума и личности в процессе общения между организмами.

  • Социальное поведение потребителей

    • Понимание потребительского социального поведения онлайн и офлайн имеет важное значение для разработки жизнеспособных стратегий маркетинговых коммуникаций.
    • Цифровые и социальные средства массовой информации побудили бренды разработать исследовательскую тактику, которая оттачивает социальное поведение потребителей в Интернете.
    • Появление социальных сетей и социальных средств массовой информации предоставляет людям простой способ общения в Интернете.
    • Для мониторинга и измерения поведения в социальных сетях медиа-сайтов, компании используют аналитические инструменты, предоставляемые социальной медиа-платформой или внешними поставщиками.
    • Опишите, как социальные сети средства массовой информации помогают изучать и измерять поведение потребителей
  • Социальный контекст и сексуальное поведение

    • Социальный контекст влияет на сексуальное поведение ; сексуальность выражается и понимается посредством социализированных процессов.
    • Поскольку сексуальность выражается через средства, усвоенные социализацией , социальный контекст неизбежно влияет на сексуальное поведение .
    • Социализация обязательно подразумевает внедрение норм или поведения , которые общество отмечает как ценные.
    • Поскольку социализация учит членов общества вести себя, поведение, которому специально не обучают, как нормализованные и социально приемлемые, помечаются как девиантные.
    • Таким образом, социальный контекст важен, когда рассматривается потенциально сексуальное поведение .
  • Введение в социальную психологию и социальное восприятие

    • Социальные восприятия могут влиять на поведение и отношение человека.
    • Существует большой интерес к тому, как восприятие и мысли, а также социальные сигналы влияют на индивидуальное поведение в этой области.
    • Во-вторых, социальная психология пытается описать влияние, которое индивидуальное восприятие и поведение оказывают на поведение групп.
    • В-третьих, социальная психология объясняет динамику групп как поведенческих сущностей.
    • Он включает вопросы о природе социального поведения : например, является ли социальное поведение в конечном счете проистекающим из индивидуума, или оно в значительной степени является продуктом социализация , взаимодействие и более социальных структур?
  • Социальная психология

    • Социальная психология изучает людей в социальном контексте и изучает, как ситуационные переменные влияют на поведение .
    • Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций.
    • Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы влиять на поведение .
    • Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации.
    • По сути, люди изменят свое поведение , чтобы соответствовать социальной текущей ситуации.
  • Введение

    • Термин коллективное поведение относится к социальным процессам и событиям, которые не отражают существующей социальной структуры (законов, соглашений и институтов), но возникают «спонтанно».
    • Эти разнообразные действия относятся к области, которую социологи называют коллективным поведением .
    • 1) коллективное поведение предполагает ограниченное и кратковременное социальное взаимодействие, в то время как группы, как правило, дольше остаются вместе
    • 2) коллективное поведение не имеет четких социальных границ; любой может быть членом коллектива, в то время как членство в группе обычно более избирательно
    • Традиционно коллективное поведение в социологии включает четыре формы: толпа, публика, масса и социальное движение.
  • Поведенческий подход

    • Поведение Наука использует исследования и научные методы для определения и понимания поведения на рабочем месте.
    • Поведенческая наука опирается на ряд различных областей и теорий, прежде всего психологию, социальную неврологию и когнитивную науку.
    • Поведение Наука использует исследования и научные методы для определения и понимания поведения на рабочем месте.
    • Эта область занимается обработкой стимулов из социальной среды когнитивными сущностями, чтобы участвовать в принятии решений, социальном суждении и социальном восприятии.
    • Поведенческие науки также включают реляционные науки, которые имеют дело с отношениями, взаимодействием, коммуникационными сетями, ассоциациями и реляционными стратегиями или динамикой между организмами или когнитивными единицами в социальной системе.
  • Поведенческая экономика: иррациональные действия

    • Поведенческая экономика — это изучение воздействия социальных когнитивных и эмоциональных фактов на финансовые решения отдельных лиц и учреждений.
    • Поведенческая экономика — это изучение влияния социальных , когнитивных и эмоциональных факторов на экономические решения отдельных лиц и организаций.
    • Поведенческий экономика имеет специфические характеристики в зависимости от того, что изучается.
    • Поведенческая теория игр: анализирует интерактивные стратегические решения и поведение с использованием методов теории игр, экспериментальной экономики и экспериментальной психологии.
    • Изучает интерактивное обучение, социальные предпочтения, альтруизм, фрейминг и справедливость.
  • Роль социализации

    • Социализация готовит людей к социальной жизни, обучая их общим нормам, ценностям, убеждениям и поведению группы.
    • Роль социализации заключается в ознакомлении лиц с нормами социальной группы или общества.
    • Социализация – важный процесс для детей, которые социализируются дома и в школе.
    • В широком смысле, социализация — это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения для будущих членов группы.
    • Термин « социализация » относится к общему процессу, но социализация всегда имеет место в определенных контекстах.
  • Модификация поведения

    • Стратегии модификации поведения (позитивные и негативные) уменьшают нежелательное поведение и помогают сотрудникам проявлять подходящее поведение на рабочем месте .
    • Поведение Стратегии модификации – это систематические предпосылки и последствия для изменения нежелательных поведение .
    • Стратегии поведения являются лучшим средством для уменьшения нежелательного поведения сотрудников и позволяют им демонстрировать подходящее обучение, а также эмоциональное, социальное и психологическое поведение .
    • Два связанных термина: поведенческая терапия и прикладной поведенческий анализ.
    • Поскольку методы, основанные на поведенческой психологии, как правило, наиболее эффективны для изменения поведение , большинство практиков считают поведение модификацией вместе с поведением терапией и применяют поведение анализ , основанный на бихевиоризме .
  • Социализация ребенка

    • Начальная и вторичная социализация — это две формы социализации , которые особенно важны для детей.
    • Например, если ребенок увидел, как его или ее мать выражает дискриминационное мнение о группе меньшинств, то этот ребенок может подумать, что это поведение является приемлемым и может продолжать иметь такое мнение о группах меньшинств.
    • Вторичная социализация относится к процессу обучения тому, что является надлежащим поведением члена небольшой группы в более широком обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *