О новом социальном пессимизме / От редакции / Независимая газета
Если граждане не верят в светлое будущее, их сложно мобилизовать проверенными политическими методами
Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency via Getty Images
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в конце прошлой недели поделился результатами опроса, посвященного социальным настроениям, ожиданиям от ближайшего будущего, оценкам среднесрочных перспектив. Выяснилось, что пессимистов в стране по сравнению с февралем текущего года стало значительно больше. В феврале доля тех, кто говорил, что жизнь в России в ближайшие полгода-год станет хуже, составляла 20%. Она снизилась на 8% по сравнению с ноябрем 2019 года. Сейчас же 31% респондентов заявили, что в ближайший год не ждут ничего хорошего.
Зимний оптимизм теоретически можно связать с назначением нового премьера и правительства. Такие назначения всегда сопровождаются обновлением социальных гарантий, обещаниями повысить внимание к регионам и их развитию.
Почему настроения так резко изменились, тоже можно понять. Пандемия и трехмесячный простой экономики, ожидание второй волны коронавируса, невозможность предугадать, какие ограничения она с собой принесет, – все это не может вселять оптимизм. Люди не знают, в какой мере власть сможет поддержать их предприятия, пострадает ли их зарплата, лишатся ли они работы.
Социологи ФОМа спрашивали граждан и о том, чего они ждут в ближайшие 3–5 лет. Здесь тоже доля пессимистов выросла с 20% в феврале до 29% сейчас. Можно считать этот пессимизм сугубо эмоциональным, неаналитическим. Но можно увидеть в этом и сложившуюся оценку реальной динамики политико-экономической системы в стране: она медленно и не всегда адекватно реагирует на перемены, а общество это замечает.
Политика, активность власти, в том числе и информационная, – все это влияет на социальные настроения. Однако есть и обратная зависимость. Социальный оптимизм или пессимизм определяет характер публичной политики. Власть, как кажется, в значительной мере исчерпала мобилизационный ресурс «сытых» нефтяных нулевых. Бенефициары тех перемен могли сравнивать свою жизнь в 90-х с жизнью в новом десятилетии: их благосостояние выросло, их будущее стало более предсказуемым, они могли позволить себе новое качество потребления. Им было проще объяснить, почему нужно сплотиться вокруг власти, которая «все это обеспечила». Посткрымский санкционный кризис – вплоть до президентских выборов 2018 года – правящая элита России прошла именно на этом ресурсе.
Однако за это время выросло новое поколение – люди, которым сейчас от 18 до 30. Они получили или получают образование, начинают работать (по профессии или нет), заводят семьи, берут ипотеку. Нынешнюю стагнацию и кризис это поколение может сравнивать с благополучными нулевыми.
Примечательно, что молодые пессимисты вполне оптимистично оценивают свои личные перспективы – в отличие от перспектив страны. 45% говорят, что у них все станет лучше в ближайшие полгода – год. 61% ждет улучшений в ближайшие 3–5 лет. Парадокс? Отчасти. Молодые люди могут просто не связывать свою судьбу с судьбой страны, что сложно считать положительным итогом последнего десятилетия.
Чтобы выжить, надо верить в лучшее: как «прокачать» в себе оптимизм — советы социального психолога
Познать себяПрактики how toЧеловек среди людей
- Фото ru» data-v-586212d6=»»>Shutterstock/Fotodom.ru
Psychologies: Французы – чемпионы по пессимизму. Опросы показывают, что по этому показателю они опережают даже жителей Афганистана и Ирака. Может ли их, в таком случае, привлечь разговор об оптимизме?
Филипп Габийе: Во Франции очень стойки рефлексы прошлого. Наш разум привык замечать только мрачную сторону вещей. Нам трудно признавать наши достоинства и сильные стороны, трудно верить в хорошее. В отличие, к примеру, от американцев – они обладают невероятной способностью действовать. В их представлении нет ничего невозможного. Для нас оптимизм – неловкое упражнение по самоутверждению. Ни англичанин, ни немец, ни американец так к нему не относятся.
Какое бы вы дали определение оптимизму?
Ф. Г.: Оптимизм – это энергия, уверенность в том, что решение проблемы возможно и мы способны его найти. Сталкиваясь с неизвестностью, катастрофами мирового масштаба, сначала я осмысляю ситуацию, а затем пытаюсь увидеть светлую сторону, понять, что можно сделать. Если у нас нет ни малейшей крупицы надежды, все кончено.
Вы действительно полагаете, что пессимизм парализует, лишает нас способности действовать? Вспомните бойцов Сопротивления в годы Второй мировой войны — едва ли они располагали поводами для оптимизма. Тем не менее они действовали…
Ф. Г.: Но они были оптимистами, у них была надежда на лучшие времена, они были убеждены, что наступят перемены, что нацизм не вечен. Сколько времени он продержится, год или больше, они не знали. Но знали, что это ненадолго. Оптимизм набирает силу как раз тогда, когда все плохо.
Оптимизм и желание изменить положение вещей — это две стороны одной и той же силы, не так ли?
Ф. Г.: Желание может подогревать оптимизм при условии, что у нас есть возможность действовать в заданной ситуации. Оптимист — тот, кто опирается на реальность, на то, чем он располагает. Он оптимизирует свои ресурсы. Давайте престанем себя жалеть. Да, у нас есть проблемы, но жизнь полна и хороших вещей, не все так плохо.
Но можно ведь действовать и от безнадежности…
Ф. Г.: Нет, я так не думаю. Главная причина, побуждающая нас действовать сегодня, в том, что мы верим, что будет завтра, ради которого стоит это делать. Тот, кто не верит в будущее, сомневается в нем, погружается в состояние депрессии.
Человеку свойственно задаваться мрачными экзистенциальными вопросами. Они появляются очень рано, уже в детстве…
Ф. Г.: Да, это правда, но дети обладают также способностью восхищаться. Растущий ребенок — живое доказательство того, что оптимизм заложен у нас в генах. Вы никогда не увидите, чтобы малыш прекратил попытки научиться ходить. Кстати, в смысле эволюции и пессимизм тоже должен быть реабилитирован. Потому что и вы, и я — все мы являемся потомками пессимистов. Если бы наши далекие предки ими не были, их бы сожрали при первом удобном случае. Таким образом, мы располагаем двумя опорами, но использовать их надо разумно. У законченных пессимистов ущербный взгляд на мир, они видят лишь одну его сторону, но и абсолютный оптимизм — тоже не признак ума.
Существует великое множество книг на эту тему. Почему оптимизм так моден сейчас?
Ф. Г.: Я думаю, люди испытывают чувство бессилия, глядя на то, что происходит на земле. Я, маленький человек, ничего не могу сделать, чтобы предотвратить мировой кризис или глобальное потепление. Одновременно растет общий уровень образования. А что если мы заключим пари — оптимизм победит? В конце концов, оптимизм — вне религии, это понятие возникло в ХVIII веке в эпоху Просвещения. Человек обладает способностью оптимизировать, умножать то, что ему дано. И стало быть, надежда может существовать и без упования на Господа. Да, мир несовершенен, полон драм, растет безработица, но в нем живут люди, которые не опускают руки, затевают новое, создают компании и выходят победителями!
Интерес к позитивной психологии в нашем обществе, возможно, объясняется тем, что оно становится все более и более индивидуалистским?
Ф. Г.: Безусловно. Благосостояние, комфорт, хорошее самочувствие — эти ценности современного мира выводят на первый план индивидуальные интересы. Часть общества стремится к оптимизму. Что делать остальным? Если мы не ощущаем себя оптимистами, выход может быть таким: начнем вести себя так, как будто мы оптимисты. Как известно, аппетит приходит во время еды. Так же и с оптимизмом.
Вы наделяете оптимизм моральной ценностью…
Ф. Г.: Да, кажется, Вольтер говорил, что быть веселым — это проявление вежливости. Я бы добавил: а быть оптимистом — это нравственно. Проявлять его — наш долг перед другими людьми. Оптимизм достигается тренировкой, его можно нарастить, как мускулы. Нам надо привыкнуть смотреть на ситуацию с положительной стороны. Смотреть и общаться под углом «все хорошо». С незапамятных времен мы находили решения проблем, пусть они были временными и несовершенными, но это работало. Так что да здравствует несовершенство, энергия и движение вперед.
Оптимистический подход к работе оказывает влияние на нашу личную жизнь?
Ф. Г.: Да, если в работе вы ежедневно находите решения сложных проблем, ваша личная жизнь тоже меняется. Лучше жить бурной, насыщенной событиями жизнью, чем заниматься бесконечным поиском счастья. Пессимисту рано или поздно грозит встреча с бедой или несчастьем. Если же мы ценим каждое мгновение и стремимся проживать его насыщенно и ярко, нам может грозить лишь рутина и скука.
Татьяна Мужицкая «Роман с самим собой. Как уравновесить внутренние ян и инь и не отвлекаться на всякую хрень»
Дэниел Фрайер «Вредные мысли. Четыре психологические установки, которые мешают нам жить»
Мэтт Хейг «Планета нервных. Как жить в мире процветающей паники»
Текст:Беседовала Кристия Пеле-Дуэль
Новое на сайте
«Меня ненавидят мать, сестры и братья. Как пережить травлю в семье?»
Как пережить любые жизненные потрясения и стать сильнее
Хронобиологическая диета: как питаться с учетом биоритмов — 5 главных принципов
«Не могу забыть любовника, но и от мужа уходить не хочу, пусть он и абьюзер»
«Муж так сильно меня ревнует, что общение с одноклассником приходится держать в тайне»
Вернуться в большой секс: как побороть страх после долгого перерыва — разбор с психологами
Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним: 2 главных правила
Почему так трудно с тем, кто не любит себя: самоценность и отношения в паре
Индукция социального пессимизма снижает реакцию на боль
. 2021 20 октября; 22 (2): 374-384.
doi: 10.1515/sjpain-2021-0111. Печать 2022 26 апреля.
Клаудия Хорн-Хофманн 1 , Дженнифер Дж. Пилот 1 , Астрид Шютц 1 , Рой Ф. Баумайстер 2 , Штефан Лаутенбахер 1
Принадлежности
- 2 Университет Квинсленда, Брисбен, Австралия.
- PMID: 34670034
- DOI: 10. 1515/sjpain-2021-0111
Бесплатная статья
Клаудия Хорн-Хофманн и соавт. Сканд Джей Пейн. .
Бесплатная статья
. 2021 20 октября; 22 (2): 374-384.doi: 10.1515/sjpain-2021-0111. Печать 2022 26 апреля.
Авторы
Клаудия Хорн-Хофманн 1 , Дженнифер Дж. Пилот 1 , Астрид Шютц 1 , Рой Ф. Баумайстер 2 , Штефан Лаутенбахер 1
Принадлежности
- 1 Университет Бамберга, Бамберг, Германия.
- 2 Университет Квинсленда, Брисбен, Австралия.
- PMID: 34670034
- DOI: 10.1515/sjpain-2021-0111
Абстрактный
Цели: Прошлые работы показали, что оптимизм снижает реакцию человека на боль, но последствия пессимизма не ясны. Поэтому мы давали пессимистические прогнозы будущей социальной жизни участников и измеряли изменения их болевой реакции. В частности, некоторым участникам сказали, что они останутся в жизни одинокими.
Методы: Было обследовано 75 человек в трех состояниях (прогноз отрицательный, прогноз положительный, отсутствие прогноза) на предмет изменения болевого порога и порога переносимости боли.
Индукция боли при надавливании осуществлялась с помощью альгометров, управляемых человеком или машиной. Случайно назначенный поддельный прогноз, обещающий либо одинокое, либо социально удовлетворительное будущее, якобы был основан на личностном опроснике и задаче эмоционального точечного зондирования. В качестве потенциальных ковариантов были даны опросники, оценивающие диспозиционный оптимизм (LOT-R), катастрофизацию боли (PCS) и самооценку (SISE).Полученные результаты: Болевые пороги предполагали изменение в сторону невосприимчивости только в условиях отрицательного прогноза, с небольшими различиями между способами индукции боли (то есть, человеком или машиной). Результаты для порогов толерантности к боли были менее четкими также из-за ограничения интенсивности стимуляции по соображениям безопасности. Ковариаты не были связаны с этими изменениями.
Выводы: Таким образом, люди, ожидавшие одинокого будущего, стали умеренно менее восприимчивы к боли. Этот ошеломляющий эффект не модулировался личностными показателями ни в защитной манере через диспозиционный оптимизм и самооценку, ни в повышающей риск манере через катастрофизацию боли. В будущих исследованиях следует изучить альтернативные механизмы действия.
Ключевые слова: модуляция боли; болевой порог; толерантность к боли; пессимизм; социальное будущее.
© 2021 Walter de Gruyter GmbH, Берлин/Бостон.
Похожие статьи
Связь большего диспозиционного оптимизма с меньшим эндогенным облегчением боли косвенно передается через более низкие уровни катастрофизации боли.
Гудин Б.Р., Гловер Т.Л., Сотолонго А., Кинг К.Д., Сибилль К.Т., Герберт М.С., Круз-Алмейда И., Санден С.Х., Стауд Р., Редден Д.Т., Брэдли Л.А., Филлингим Р.Б. Гудин Б.Р. и соавт. Джей Пейн. 2013 Февраль;14(2):126-35. doi: 10.1016/j.jpain.2012.10.007. Epub 2012 4 декабря. Джей Пейн. 2013. PMID: 23218934 Бесплатная статья ЧВК.
Общие и специфичные для боли когниции: Катастрофизация боли, но не оптимизм влияет на условную модуляцию боли.
Тракслер Дж., Ханссен М.М., Лаутенбахер С., Оттава Ф., Петерс М.Л. Тракслер Дж. и др. Евр Джей Пейн. 2019 Янв; 23 (1): 150-159. doi: 10.1002/ejp.1294. Epub 2018 28 августа. Евр Джей Пейн. 2019. PMID: 30074678 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Диспозиционный оптимизм и сердечно-сосудистая реактивность, сопровождающие гнев и печаль у молодых людей.
Баджадж А., Бронсон К.А., Хабель М., Рахман С., Вайсберг Х.Р., Контрада Р. Дж. Баджадж А. и др. Энн Бехав Мед. 2019 28 марта; 53 (5): 466-475. doi: 10.1093/abm/kay058. Энн Бехав Мед. 2019. PMID: 30084860
Суицидальная идея.
Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.
Диспозиционный оптимизм.
Карвер С.С., Шайер М.Ф. Карвер С.С. и др. Тенденции Cogn Sci. 2014 Июн;18(6):293-9. doi: 10.1016/j.tics.2014.02.003. Epub 2014 13 марта. Тенденции Cogn Sci. 2014. PMID: 24630971 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Рекомендации
- Geurts, JW, Willems, PC, Lockwood, C, van Kleef, M, Kleijnen, J, Dirksen, C. Ожидания пациентов в отношении лечения хронической нераковой боли: систематический обзор. Health Expect 2017; 20:1201–17. https://doi.org/10.1111/hex.12527.
- Sipilä, RM, Haasio, L, Meretoja, TJ, Ripatti, S, Estlander, AM, Kalso, EA. Ожидание большей боли делает ее более интенсивной? Факторы, связанные с болевыми ощущениями в течение первой недели после операции по поводу рака молочной железы. Боль 2017; 158: 922–30. https://doi.org/10.1097/j.pain.0000000000000859.
- Хейден, Дж. А., Уилсон, М. Н., Райли, Р. Д., Айлз, Р., Пинкус, Т., Огилви, Р. Индивидуальные ожидания восстановления и прогноз результатов при неспецифической боли в пояснице: обзор прогностических факторов. Кокрановская система базы данных, ред. 2019 г.;11. https://doi.org/10.1002/14651858.CD011284.pub2.
- Петерс, М.Л., Вилер, Дж.С.Э., Лаутенбахер, С. Диспозиционный и индуцированный оптимизм приводят к тому, что внимание отдается предпочтениям лиц, демонстрирующих положительные эмоции: исследование с помощью системы отслеживания глаз. J Posit Psychol 2016; 11: 258–69. https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1048816.
- Бастен-Гюнтер, Дж., Петерс, М., Лаутенбахер, С. Оптимизм и переживание боли: систематический обзор. Behav Med 2019; 45: 323–39. https://doi.org/10.1080/08964289. 2018.1517242.
термины MeSH
Социальный пессимизм — RSA
Я плавал в море социального пессимизма. Прошлой ночью это было в центре моего выступления на мероприятии Фонда Джозефа Раунтри о новых социальных пороках. Этим утром я пошел (в личном качестве) на семинар Прогресса, посвященный тезису о «сломанном обществе». Семинар показал предсказуемый раскол между теми, кто призывает министров и прогрессивных комментаторов опровергнуть тезис о несостоятельности общества и раскрыть стоящие за ним мотивы, и теми, кто предупреждает, что, если правительство не покажет, что оно реагирует на общественные опасения (какими бы неуместными или анекдотичными они ни были), оно будет выглядеть самодовольный и вне связи.
Эти варианты были сформулированы ранее, затем были попытки предложить средний путь: сопереживать социальному пессимизму, но утверждать, что с этим что-то делается; или поощрять оптимизм, но с «просоциальным» акцентом на ответственности граждан за вклад в дальнейший прогресс.
Несомненно, одним из выступавших сегодня утром был Бен Пейдж из IPSOS MORI. Бен, как вы помните, давал увлекательные и авторитетные обзоры общественного настроения на каждой из трех партийных конференций ЮАР. Уходя с семинара, я загнал его в угол по другому вопросу.
На прошлой неделе Бен выступал здесь, в RSA. Но его выводы, подчеркивающие общественную непоследовательность и пессимизм, были поставлены под сомнение профессором Полом Доланом из Имперского колледжа. Долан утверждает, что данные опросов по таким вопросам, как состояние страны, имели очень небольшую ценность по трем веским и частично совпадающим причинам. Во-первых, люди редко задумываются о таких грандиозных проблемах, поэтому ответ, который они дают, должен быть скорее неуместным, чем обдуманным. Во-вторых, формулировка вопросов очень наводит на мысль о конкретных ответах; Просто вопрос «Как вы думаете, движется ли страна в правильном направлении?» кажется, предназначен для того, чтобы вызвать ответ: «Ну, если вы спрашиваете, я думаю, ответ должен быть «нет». В-третьих, существует множество свидетельств того, что наши ответы на такие вопросы сильно зависят от эфемерных недавних событий. Люди дадут больше положительных ответов в солнечные дни и гораздо больше положительных ответов, если с ними только что случилось что-то хорошее.
Это задело меня за живое, так как в недавних беседах и беседах я превозносил достоинства теории культуры (да, это снова). Что касается типов государственного сектора, то мы подчеркиваем важность взаимодействия с индивидуалистической точкой зрения; мнение о том, что природа устойчива и что мир будет продолжаться нормально, если мы все будем делать то, что естественно для нас. Проблема в том, что инструмент, который советы используют для выяснения того, чего хотят люди, как правило, представляет собой опрос (обычно проводимый коллегами Бена Пейджа). Но, как я теперь склонен утверждать, ввиду ограничений опросов, им следует тратить гораздо меньше времени на то, чтобы спросить людей, что они думают, и гораздо больше времени на то, чтобы узнать, что люди делают.