Социофобия православие: Что такое социофобия с точки зрения православной веры?

Что такое социофобия с точки зрения православной веры?

Анна, Киев

31 мая 2021

Здоровье и болезни #Православие, #Душа

Доброго здоровья! Разъясните, пожалуйста, что такое социофобия с точки зрения православной веры?

Ответ:

Доброго здоровья! Для того чтобы разобраться, как понимается социофобия с точки зрения православия, нужно рассмотреть, как трактуется само понятие фобии. Фобия — это болезненное опасение определенного явления или определенной ситуации. Это страх, проявляющийся только при каких-то определенных условиях, в определенной ситуации. Отношение к страху, как чувству, переживаемому человеком, в православии отражено на страницах Священного Писания, в трудах святых отцов. Многие авторы указывают, что наличие страха в душе верующего человека говорит об отсутствии любви. Страх — это противоположное качество относительно качества любви. Т.е. чем больше любви, тем меньше страха, и наоборот.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.

Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18) .

 Иоанн Лествичник писал:

Страх есть лишение твердой надежды. Гордая душа есть раба страха.

Многие святые отцы указывают на то, что за страхом часто кроется тщеславие. Особенно это касается как раз страха общения с людьми. В глубине души человек, часто не осознавая, боится показаться глупее или менее талантливее, чем он, как ему кажется, есть на самом деле.

Поскольку социофобия — это страх перед социумом (обществом), страх перед людьми, то, основываясь на приведенных выше цитатах Священного Писания и трудах святых отцов, она рассматривается как отсутствие мира в душе — внутреннего смирения, отсутствие веры в добродетели, отсутствие необходимого качества любви к окружающему, в том числе — к окружающим людям, наличие тщеславия. 

В отсутствии любви к окружающему и людям, без крепкой веры, при наличии скрытого тщеславия, человек проявляет определенные черты поведения: робость, стремление к одиночеству.

Он практически в любой ситуации ожидает худшего развития событий, так как не имеет твердой веры в Божий промысел; избегает любых действий на людях — выступление, перекусы, чтение; проявляет тревогу и неуверенность при переговорах, общении по телефону, посещении многолюдных мест. Даже при посещении храма он «боится» поставить свечу «на глазах у всех», боится что-то спросить, даже если ему это нужно.

Если страх перед людьми возникает от тщеславия, осознание этого помогает довольно быстро избавиться от него. Когда человек начинает осознавать свою боязнь выглядеть недостаточно успешно перед другими людьми, смиряется, позволяет себе ошибку или промах, больше думает не о том, как он выглядит в глазах других, не о том, как сказать, а о том, что сказать, помня, что он все говорит и делает перед лицом  Бога, — фобия исчезает. В душе обретаются мир и покой.

Именно поэтому избавиться от социофобии помогают самопознание, духовное совершенствование и укрепление веры.


Ответила православный психолог Ирина Игнатьева

Как православному справиться с социофобией? – Православный журнал «Фома»

7 марта 2021 Автор: ЕФАНОВ Андрей, протоиерей

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Как православному справиться с социофобией? Я стараюсь избегать общения с чужими людьми, так как многие замечают мой мягкий, феминный голос. Я много пережил от социума из-за этого. Поэтому у меня и страх перед людьми образовался. И я бы сказал, что чувствую обиду на общество и становлюсь также мизантропом. Как мне справиться с этими проблемами?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Это очень трудный вопрос для того, чтобы его решать в письме, поэтому я Вам советую, во-первых, честно поговорить обо всем со священником, которому Вы исповедуетесь, во-вторых, обратиться к психологу, думаю, лучше к православному. Дело в том, что есть некоторые проблемы, которые нужно решать именно на уровне психологии. В каких-то случаях человек, поразмыслив, может справиться с ними сам, и слава Богу. В других случаях ему нужна помощь специалиста, который вместе с ним сядет, рассмотрит проблему и подскажет пути решения. В итоге так и так человек должен будет действовать сам, психолог просто поможет понять точку приложения собственных усилий.

А дальше Вы будете действовать, молясь Богу каждый раз о том, чтобы Он Вам помог преодолеть страх и обиду.

С обидой справиться возможно, если понять, каковы ее корни. Часто это несбывшиеся ожидания. Например, Вы ждали от человека (или общества) одного отношения — а получили совсем другое. Один, другой, третий раз… И так накапливается большой комок обиды. Справиться с этим непросто, но нужно перестать чего-то ожидать от общества, а просто делать то, что Вы считаете нужным. Я понимаю, что это тоже не так легко, но это тот механизм, который позволит Вам продвигаться вперед к своим целям. И вот тут надо разбираться лично, потому что неясно, какая у Вас цель. Если цель — чтобы к Вам хорошо относились и перестали замечать Ваш голос, это не очень удачная формулировка, потому что Вы не можете влиять ни на отношение к Вам, ни на то, что что человек обращается внимание: других мы не можем менять.

Но Вы можете поставить цель, например, быть таким специалистом, к которому будут с радостью обращаться люди, настоящим профессионалом своего дела. И вот это в Ваших силах, потому что зависит от Ваших собственных усилий — насколько Вы сможете освоить свою профессию. Понимаете? Сместите фокус на то, что Вы сами можете делать, и делайте, не ожидая похвалы, а просто смотрите, как Ваши дела оценивают те, кто разбирается в профессии, и корректируйте свои ошибки. Несколько месяцев труда — и Вы сильно повысите свой уровень. Чем это хорошо? Как правило, когда человек специалист в своем деле, его кажущиеся недостатки перестают замечать или воспринимают как просто как его отличительную черту, и все, и это не мешает общению с ним.

Подробнее об обидах можете посмотреть материалы Обида, или Кому и зачем нужно прощение и Не могу справиться с обидой. Что делать?

По поводу страхов нужно говорить лично и работать над этим, потому что так просто свой стереотип поведения и ожидания от людей плохого перестроить нелегко.

Можете попробовать самый простой способ: молиться Богу перед каждый контактом с людьми и не реагировать на замечания о голосе либо спрашивать: «Тебе не нравится мой голос? Почему?». Допустим, Вам ответят, что он женский. Вы можете спросить: «И что дальше? Ты делаешь из этого какой-то вывод? Ты что-то хочешь сказать мне своим замечанием?». Я думаю, что во многих случаях человек просто не найдется, что ответить, и замнет ситуацию, а Вы окажетесь в сильной позиции. На замечание о голосе спокойно и твердо просто спрашивайте, к чему Вам это говорят. Если скажут что-то обидное, можете сказать: «Я удивлен тем, что ты так говоришь, это не имеет отношение к делу, о котором мы разговариваем». «Ты не прав, это твои домыслы. Давай перейдем к разговору о деле». И так далее. Не избегайте общения с людьми, напротив, общайтесь и потренируйтесь реагировать на их неуместные замечания, задавая вопросы и утверждая свою позицию. Можете сказать: «Ты не очень оригинален, мне все говорят про мой голос». «Я живу со своим голосом много лет.
 я знаю, какой он. Почему ты решил вдруг сказать мне о нем?». И так далее. Это Ваш голос, он такой, какой есть, и Вы имеете право жить с таким голосом, какой есть, и делать все доброе и хорошее, что Вы хотите делать, понимаете? А с людьми — спокойно. Можете ради интереса записывать в блокноте свой вопрос и реакцию людей на него, Вы увидите потом, возможно, некоторые закономерности.

И, может быть, Вам стоит попробовать петь? Подумайте.

А еще можете попробовать записывать свой голос на диктофон и регулировать его тембр, поэкспериментируйте, какие есть возможности у Вашего голоса и как Вам больше нравится, привыкнете к нему.

И просите Бога о помощи, об уверенности, о силах преодолеть накопленный страх. В Боге нет страха, Он любит Вас и не оставит.

А со своей реакцией на замечания людей Вы справитесь, я в это верю.

Помоги Вам Бог!

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Идолопоклонство приводит к тревоге | Сайт Русской Православной Церкви

Римлянам 5:1-10; Матфея 6:22-33

Наш век тревог. Многих людей одолевает беспокойство о делах больших и малых. Некоторым, безусловно, нужна помощь врачей и психологов, чтобы справиться со своими страхами. Однако болезнь наших душ остается в самом сердце всей нашей коллективной и личной разбитости. Если наши души нездоровы, мы никогда не обретем мира, который действительно удовлетворил бы нас как детей Божьих, носящих Его образ и подобие.

Господь говорил о здоровье наших душ с точки зрения зрения: «Глаз — светильник для тела. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; а если око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет в тебе тьма, то какова же тьма!» Христос учил, что если наше духовное видение ясно и сфокусировано, мы увидим себя и свои проблемы в свете Царства Божьего. Тогда мы сможем служить нашему единственному истинному Господину и обрести силу для того, чтобы пребывать в покое, независимо от обстоятельств нашей жизни.

Однако, если наше духовное зрение затуманено и расфокусировано, у нас не будет сил увидеть наши проблемы и вызовы в свете Царства. Вместо этого мы будем спотыкаться во тьме до такой степени, что превратим преходящие вещи этой жизни в наши постоянные навязчивые идеи, что ведет только к еще большему беспокойству, беспокойству и страху. Например, многие люди делают деньги и имущество ложными богами, ради которых они готовы пожертвовать чем угодно. Иисус Христос учит, что мы не должны беспокоиться о еде, питье и одежде. Вместо этого мы должны верить, что наш Небесный Отец знает, что мы нуждаемся в этих вещах. «Ищите прежде Его царства и правды, и все это будет также и вашим».

Это учение не осуждает разумное обеспечение достойной жизни для нас самих и наших семей. Он не отрицает, что жизненные нужды — это добрые благословения Божьи. Наоборот, она дает нам ясный пример того, как духовная слепота порабощает нас идолопоклонством, что ведет только к постоянному беспокойству. Нищета, голод и голод всегда возможны в нашем мире. Экономическая депрессия, стихийные бедствия, войны, преступность, болезни и инвалидность — очевидные угрозы для адекватного питания, одежды и крова. Мы просто не можем полностью защитить себя от таких опасностей. Если мы сделаем физические потребности жизни нашими богами, мы не сможем избежать беспокойства о них. Такого рода идолопоклонство неизбежно подпитывает тревогу.

Однако, если глаза нашей души обретут ясность и сосредоточенность, мы не будем слепо считать жизненные потребности высшим благом и не будем делать их отсутствие величайшим злом. Наоборот, мы будем освещены светом Христа до такой степени, что будем видеть даже худшие обстоятельства жизни в этом мире как возможность служить нашему единственному истинному Господу. Мы уже будем участвовать в Божьем правлении, когда научимся более полно доверять тому, что наш Небесный Отец даст нам то, в чем мы нуждаемся в этой жизни и за ее пределами.

Когда мы изо всех сил пытаемся увидеть, что Бог заботится о нас посреди наших испытаний, мы должны помнить пример св. Павла, который использовал страдания и трудности для возрастания в святости: «Мы также хвалимся скорбями, зная, что скорбь производит терпение, и настойчивость характера и характер надежды». Не просто желаемое за действительное, надежда Павла основана на «любви Божией… излитой в сердца наши Духом Святым, данным нам». Христос умер за нечестивых, включая нас, и послал Святого Духа в наши сердца и души, чтобы просветить нас славой Царства. В этом контексте наши трудности и нужды — это возможности для большего исцеления наших душ. Мы должны использовать эти невзгоды, чтобы обрести большую духовную силу, ясность и видение, возрастая в доверии, смирении и терпении.

Когда нас одолевает беспокойство по поводу какой-либо проблемы или угрозы в жизни, мы должны использовать свою слабость как возможность обрести большую духовную силу:  как напоминание о необходимости охранять свои мысли, когда мы переключаем свое внимание с одержимости тем, что мы не можем изменить, на искренняя, смиренная мольба об исцеляющей милости Господа. Так мы откроемся для большего участия в Его жизни и, таким образом, обретем истинный покой.

Некоторые теряют радость жизни из-за беспокойства, подпитываемого любовью к деньгам; другие становятся несчастными из-за господства гнева, страха, похоти, чревоугодия, самодовольства или других страстей. Эти и все другие наши привычные грехи являются симптомами нашей духовной слепоты, наших омраченных душ, которые мешают нам видеть себя, других и все творение в славном свете Царства. Пока мы остаемся в темноте, мы никогда не увидим ничего ясно и легко спотыкаемся и падаем.

Те, кто болен, не нуждаются в облегчении только своих симптомов; они требуют исцеления от причин их болезни. Им нужна терапия, которая касается сути дела. Такое исцеление мы найдем в духовной жизни, если: откроем наши души свету Христову через ежедневную молитву; чтение Библии, житий и учений Святых; и следить за своим разумом и устами, чтобы отвергать мысли и слова, неугодные Богу. Мы найдем его постом, чтобы смириться перед Господом и укрепиться в отказе от порабощения себялюбивых желаний. Мы найдем его, регулярно исповедуясь, принимая милость Господа через искреннее покаяние. Мы найдем его, прощая тех, кто причинил нам зло, и прося прощения у тех, кого мы обидели; щедро отдавать наше время, внимание и ресурсы тем, кто в них нуждается; и регулярное посещение Божественной литургии, так как мы принимаем Тело и Кровь Христовы как можно чаще.

Этот образ жизни предназначен для нашего исцеления; это для нашего блага. Это то, что нам необходимо, чтобы открыть наши помраченные души яркому свету Христа, когда мы учимся искать прежде всего Царства Божьего и Его праведности. Именно так мы можем обрести ясность и силу служить нашему единственному истинному Учителю, по мере того как мы начинаем рассматривать наши проблемы, страхи и беспокойства в контексте доверия к Господу, Который победил даже саму смерть для нашего спасения исключительно из любви к Богу. Его сыновья и дочери.

Независимо от формы, которую тьма принимает в нашей жизни, мы не должны отчаиваться. Вместо этого мы должны использовать нашу слабость и боль как напоминания о том, чтобы открыть себя свету Христа, насколько это возможно. Спотыкаться с закрытыми глазами — хороший способ дезориентироваться и причинить себе вред. Все мы, вероятно, узнали на собственном опыте, что от принятия духовной слепоты не возникает ничего, кроме сломленности, боли и беспокойства. Поскольку Бог создал нас по Своему образу и подобию, мы никогда не найдем окончательного удовлетворения, ища удовлетворения в преходящих вещах этого мира. Это только сделает нас несчастными и слабыми.

Итак, давайте откроем себя исцеляющему свету Христа, веря, что Он милостиво ответит даже на наши маленькие нерешительные шаги, чтобы поместить нашу жизнь в контекст Его Царства. Это окончательное лекарство от наших забот. Если мы верим прежде всего в себя и в то, что можем получить, используя мирские вещи по своему собственному замыслу, нас неизбежно поглотят тревога и страх. Но если мы обретем духовную ясность, чтобы созерцать все в свете Его славы, мы познаем мир из глубины своей души. Тот, Кто обитает в наших сердцах, победил даже саму смерть и сделал нас участниками Своей вечной жизни. Он избавляет нас от рабства страхов, коренящихся в нашей слепоте. Он дает нам возможность испытать радость небес уже тогда, когда мы живем и дышим в этом мире со всеми его и нашими проблемами. Как сказал Господь: «Ищите прежде Его царства и правды, и все это будет также и вашим».

Мысли священника о депрессии, тревоге, душе, теле и мозге

Мне было 19 лет, когда у меня впервые случилась паническая атака. Я пытался заснуть в своей комнате в общежитии, когда вдруг мое сердце забилось быстрее, мой разум ускорился вперед, с чем-то вроде сумасшедших, отчаянных мыслей. Это было в начале 70-х и словосочетания «паническая атака» еще не придумали. Чего я не знал, так это того, что это было началом синдрома, который останется со мной в течение следующих 40 лет. Временами это ограничивало мою жизнь ужасным и постыдным образом. Я начал типичную схему адаптации, в которой я избегал различных вещей, которые ощущались как «триггеры». Иногда казалось, что все и ничего не было спусковым крючком. Это также было началом пути к самообразованию, чему способствовали как неоднократные неудачи в лечении, так и возможный успех и свобода. У меня нет паники около пяти лет, хотя я не предполагаю, что она не может вернуться.

Паника не в твоей голове. Это не набор мыслей, даже если он вызывает бег определенных мыслей.

У моей собаки панические атаки во время грозы (у него сейчас гроза). У него нет «набора мыслей». Паника физическая . По сути, это «адреналиновый шторм», каскад химических веществ, которые организм вырабатывает вполне нормально, когда чувствует непосредственную опасность (синдром «бей или беги»). В этом смысле паника — это дар от Бога. В неправильной ситуации (например, при попытке заснуть) это кажется подарком из ада.

Хотя возникновение паники неизвестно, люди, страдающие тревогой и депрессией, гораздо более уязвимы. Действительно, это рассматривается как подмножество тревоги. Это может быть результатом травмы или отсроченным результатом стресса или других подобных вещей. Первая атака, чаще всего, просто появляется из ниоткуда.

Паника не по вашей вине. Говорить кому-то: «Но тут нечего бояться» — бесполезно. Мысли приходят после того как началась атака. Правильнее описывать «мысли», сопровождающие панику, как нечто иное, чем «мысли». Они не являются результатом рассуждений или убеждений. Они шум ваш мозг издает, когда он принимает ванну с адреналином.

То же самое можно сказать и о депрессии и тревоге. Эти ментальные переживания также являются физическими состояниями, которые можно описать, измерить и диагностировать. Однако это физические состояния, в которые вовлечена нейробиологическая система. Таким образом, они вызывают мысли, влияют на наши эмоции и вызывают другие психофизические симптомы.

Несколько проблематичным, на мой взгляд, является нередкое различие между тревогой и депрессией как физическими/медицинскими проблемами и так называемыми «духовными» проблемами. Нет такого различия. У нас нет «духовных» проблем, которые не были бы и физическими проблемами, просто потому, что мы не существуем как какие-то делимые существа. Можно сказать, что все дело духовное (включая медицину). У нас нет «духовной» жизни, не связанной с нашим телом. Мы люди. Среди самых мучительных вещей, которые я пережил в первый год своих страданий, было то, что вокруг меня собралась группа благонамеренных христиан, чтобы изгонять бесов, некоторые из них были убеждены, что в моей жизни был какой-то «неисповеданный грех». Мне повезло, что моя вера в Бога сохранилась.

Тем не менее, здоровые духовные дисциплины являются важной частью исцеления и восстановления от этих проблем. Если вы будете искать святоотеческий материал, вы можете задаться вопросом, где же в нем упоминается депрессия и тревога. Они скрыты в довольно распространенном слове: acedia (иногда пишется как «accidie»). Его описывают как самую трудную из всех страстей, и он получил прозвище «полуденный дьявол». Вот краткое описание от св. Иоанна Кассиана:

Он с тревогой озирается из стороны в сторону и вздыхает, что никто из братии не приходит к нему, и часто входит и выходит из своей келии, и часто взирает на солнце, как будто оно слишком медленно садится, и поэтому какое-то неразумное смятение ума овладевает им, как какая-то мерзкая тьма.

Габриэль Бунге, православный отшельник и исследователь творений Евагрия, предлагает такое понимание того, что он называет «унынием»: Точно так же определяет его и Евагрий: «Духовное уныние есть вялость (атония) души, именно вялость души, не обладающая тем, что соответствует ее природе.

Меня интересует, что современные дискуссии о тревоге и депрессии имеют тенденцию чередоваться между очень физическим объяснением («у вас химический дисбаланс») и очень психологическим/эмоциональным объяснением (как в когнитивно-поведенческой терапии). Правда в том, что это и/и. У нас нет настроений, мыслей и эмоций, которые не имеют основы в электрических химических компонентах нашего мозга. Наше мышление и чувства не отделены от нашего тела. Однако наши тела не безразличны к нашим мыслям. Комплексность нашего существования означает, что мы можем и должны заниматься своим здоровьем таким образом, чтобы вовлечь человека в целом.

У отцов пустыни не было психотропных препаратов. Их выводы основывались на том, что у них было. Следует иметь в виду, что среди них не было ничего необычного в самоубийствах (есть множество историй, которые напоминают о таких вещах). Поэтому было бы ошибкой предполагать, что они знали все, что можно было знать по этому вопросу, или что всегда и вполне достаточно следовать их примеру. Нет, это не так.

Но они многое знали. Многое из того, что они знали, погребено под и внутри терминологии пустынного аскетизма. Точно так же, как ацедия в значительной степени эквивалентна тревоге и депрессии, многие лекарства также замаскированы. Смирение часто описывается как важная составляющая преодоления acedia. Современные читатели в недоумении. Как смирение полезно при депрессии? Описываемое ими смирение, конечно же, глубоко укоренено в дисциплине исповеди. На самом деле это практика «нести немного стыда».

Современные исследования в области теории аффектов определили стыд как «главную эмоцию» и как основной корень беспокойства и депрессии. Конечно, мы живем в культуре, которая, хотя и пронизана стыдом, часто относится к этой теме как к запретной. Особенно это касается мужчин. Книга, которую я прочитал несколько лет назад о мужской депрессии, была метко названа « Проблемные мужчины никогда не обсуждают ». Если депрессия является табу, то стыд тем более. Отцы пустыни напали на Дьявола Полудня в самом его корне, обнаружив, что «путь вверх — это путь вниз». Следуя путем Христа в Его добровольном принятии позора Креста, они открыли свободу, которая приходит, когда излечивается самая глубокая из всех ран. В этом исцелении они нашли истинный покой, способность любить и прощать и место глубокого сердца.

Недавно я смотрел интервью с о. Захария Эссекского, в котором он сказал: «Только работа, которую мы делаем, чтобы найти глубокое сердце, остается с нами за могилой». Это знание, которое приходит только из опыта.

Опять же, многие продолжают проводить ложное различие между психологическими/эмоциональными/физическими/духовными вопросами. Это, я думаю, является продуктом неадекватного понимания нашего человеческого устройства. Изнуряющая боль депрессии и тревоги часто значительно облегчается современными лекарствами (СИОЗС и т.п.). Иногда они спасают жизнь. Однако они не являются «лечением» депрессии и тревоги. Они не устраняют его причину и не лечат. Они просто делают это терпимым — и в этом нет ничего зазорного.

В книге Наши мысли определяют нашу жизнь рассказывается о жизни и учении старца Фаддея В. , современного сербского монаха. Он много лет боролся с тревогой, перенес два нервных срыва. Он пробовал лекарства, но безрезультатно (конечно, это было задолго до действующих протоколов). В его рассказе описаны некоторые глубокие духовные выводы, в том числе радикальное принятие промысла Божия, которое в конце концов дало ему покой. Ее стоит прочитать всем, кто борется с этими вещами — хотя бы ради примера святости среди этой ужасной формы внутренней борьбы.

Современный старец Афона делает следующее наблюдение:

Образ, который мы можем использовать для описания отношений души и мозга, — это скрипка со скрипачом. Как даже лучший музыкант не может хорошо музицировать, если скрипка сломана или не натянута, так и поведение человека не будет целостным (см. 2 Тим. 3:17), если его мозг представляет собой некоторое расстройство, и в этом случае душа нельзя правильно выразить. Именно это расстройство мозга помогают исправить некоторые лекарства и, таким образом, помогают душе правильно выражать себя. (старец Епифаний Феодоропулос)

Интересно, что мужчины в современной культуре так не любят стыда. Это, конечно, болезненно для всех во все времена. Однако боязнь идти туда требует мужества, что наша культура склонна восхвалять. Я часто поражался мужеству некоторых очень сломленных людей, людей, которых другие сочли бы «неудачниками», которые нашли способ проникнуть в самые темные места, вынести невыносимое и вернуться с определенной долей целостности. Они мои герои.

Все мы христиане в пустыне, а пустыня — это ландшафт наших душ. Отцы пустыни нашли то, что каждый нашел бы, если бы осмелился войти в это место, просто потому, что они были такими же людьми, как и мы. Они вошли в пустыню не для того, чтобы «уйти от вещей». Они вошли в пустыню, чтобы сразиться с самыми глубокими вещами и величайшими демонами. Они пошли туда, чтобы не отвлекаться на что-либо, что могло бы отвлечь их от битвы.

Наша культура полна отвлекающих факторов. Однако полуденный дьявол пробрался в города и в каждый уголок нашей культуры. В некоторых сегментах американского общества до 50 процентов принимают те или иные лекарства от беспокойства/депрессии. Опять же, это не лекарство. Но это указывает на то, насколько широкое распространение получила битва.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мира, и тысячи душ вокруг тебя спасутся». Это мужественный труд в наши дни и время, требующий мудрости и терпения. Легкие шуточки со стороны принадлежат только тем, кто никогда там не был, или боится в этом признаться. Я вздрагиваю, когда слышу, как кто-то называет лекарства «костылем». Я слышал то же самое о религии. Учитывая, насколько мы калеки, нет смысла презирать костыли.

Важно выйти за рамки временных мер, которые просто «поддерживают нас». Есть серьезная работа сердца, к которой призывает нас Евангелие. Св. Макарий заметил:

Само сердце — сосуд малый, а драконы там есть, и львы тоже; есть ядовитые звери и все сокровища зла. Но там и Бог, и ангелы, и жизнь, и царство, и свет, и апостолы, и грады небесные, и сокровищницы благодати — все там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *