Апперцепция что такое: АППЕРЦЕПЦИЯ • Большая российская энциклопедия

АППЕРЦЕПЦИЯ — Литературная энциклопедия — Литература

АППЕРЦЕПЦИЯ

[латинск. apperceptio — восприятие] — термин описательной психологии, родовое название для всех психических актов, благодаря которым, при активном участии внимания и при воздействии ранее сложившихся комплексов психических элементов, мы ясно и отчетливо воспринимаем данное психическое содержание. В психологии нового времени термин «Апперцепция» прошел несколько этапов развития. Впервые в новую психологию понятие «апперцепция» ввел Лейбниц [1646–1716], противопоставивший «апперцепцию» простой «перцепции». В то время как перцепция есть внутреннее состояние души, представляющей внешний мир, — «апперцепция» есть «сознание или рефлексия этого внутреннего состояния». Лейбниц подчеркнул

196 активный характер А. В актах А. представления не просто даются нам, но мы овладеваем ими, как нашим достоянием. Т. к. деятельностью отчетливого представления необходимо предполагается субъект, то, по Лейбницу, акты А.

обусловлены самосознанием. Дальнейшее развитие понятие А. получило у Канта [1724–1804]. По Канту, А. есть высшая и в каждом субъекте тождественная форма самосознания, благодаря к-рой все многообразие наглядных представлений относится к представлению того субъекта, в к-ром это многообразие находится. В А. Кант подчеркивает синтетический характер ее актов. По Канту, А. есть высшее условие единства всех понятий рассудка; единством А. обусловлена возможность априорных синтетических суждений в науке и в философии. — В то время как Лейбниц и Кант выдвинули на первый план гносеологическую функцию А., кантианец Гербарт [1776–1841] перенес центр тяжести в психологическое содержание этого понятия. По Гербарту, А. есть акт ассимиляции вновь вступающих в поле сознания представлений, посредством воздействия на них со стороны сложных комплексов, образовавшихся в прошлом психическом опыте. Возможность А. обусловлена, по Гербарту, механизмом сознания. Представления, исчезающие из сознания, не погибают бесследно, но, подвергшись торможению, продолжают существовать в качестве «стремления к представлению».
Посредством ассоциаций (см.) или посредством самопроизвольного движения представления, ушедшие из кругозора сознания, могут вновь в него возвратиться. Процесс А. состоит в том, что ушедшие из поля сознания массы представлений не остаются пассивными, но, посредством особого рода притяжения, стремятся присоединить к своему составу вновь появляющиеся представления. Учение Гербарта об А. было сплошь механистично и интеллектуалистично, ибо оно сводило всю психическую жизнь к механическому движению и к механической борьбе одних лишь представлений. В духе волюнтаризма теорию А. развил знаменитый психолог Вильгельм Вундт [1832–1920], учение к-рого об А. есть синтез всей предыдущей истории этого понятия, начиная с Лейбница. Под А. Вундт разумеет всякий отдельный процесс, посредством к-рого мы ясно воспринимаем какое-нибудь психическое содержание. Характерный признак А. состоит, по Вундту, в напряжении внимания; восприятие, не сопровождаемое состоянием внимания, Вундт называет перцепцией. Вундт различает два вида А.
: пассивную, при к-рой новое содержание схватывается вниманием мгновенно и без предварительной эмоциональной установки, и активную, при к-рой восприятие содержания предваряется чувством ожидания, а внимание

197 направляется на новое содержание еще до его появления. — В эстетике понятие А. широко применяется при изучении эстетического восприятия. Особенное значение понятие А. получило в тех эстетических теориях, к-рые стремятся из устанавливаемых психологией законов и условий эстетического восприятия вывести нормативные предписания, регулирующие художественный процесс. Дело в том, что изучение А. выдвинуло такие вопросы, как вопрос об объеме воспринимающего сознания, т. е. о количественном пределе эстетических впечатлений, могущих быть воспринятыми в одном представлении; вопрос о прерывистом или непрерывном характере эстетического восприятия при перенесении внимания с одного психического содержания на другое; вопрос о градации моментов напряжения и ослабления в процессе эстетического восприятия и т.

д. В зависимости от ответов на все эти вопросы нормативные теории эстетики пытались указывать свойства эстетического объекта, к-рые должны быть налицо — чтобы объект во всем содержании своих элементов и с исчерпывающей полнотой мог быть воспринят в эстетическом впечатлении. Особенные надежды возлагались на теорию А. при обсуждении таких вопросов, как проблема синтеза искусств. При этом исходили из мысли, что возможность синтеза искусств зависит не только от возможности объединения двух или нескольких искусств в лице одного художника, но также и от обусловленной законами психики возможности восприятия синтетических продуктов искусства. На этом основании многие эстетики [в том числе Лев Толстой (см.) ] отрицали всякую возможность синтеза искусств, полагая, что даже если бы могли быть созданы совершенные произведения синтетического искусства, они, в силу ограниченности объема апперцепирующего сознания, не могли бы быть полностью усвоены. Нормативные теории, основанные на законах А., явно несостоятельны.
Несмотря на то, что к изучению А. давно уже стали применять экспериментальные методы исследования, акты А. до настоящего времени не изучены еще в такой мере, чтобы на них можно было строить какие бы то ни было нормативные выводы в эстетике. К тому же формы А., ее объем, состав, условия осуществления не суть постоянные, неподвижные психические величины; они изменяются вместе с изменением психики общественного человека. С другой стороны в основе всех нормативных теорий лежит неверная психологическая гипотеза, будто эстетическое восприятие покоится исключительно на законе экономной траты сил. Новейшие работы по эстетике и в частности по теории лит-ры убедительно показали, что диалектика художественного процесса в целом ряде случаев побуждает художников к

198 введению материалов, приемов и форм, не облегчающих, но напротив затрудняющих процесс эстетического восприятия. Условия, при к-рых художники испытывают необходимость в введении компонентов, затрудняющих усвоение произведения, определяются не имманентной логикой формального развития искусства, но социологическими причинами: диалектикой классового сознания и диалектикой развития самих общественных классов.

В. Асмус

Литературная энциклопедия. 2012


это, определение слова, понятие. Что такое Апперцепция, значение, словарь, энциклопедия

Skip to Main Content Area

(от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннеесостояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта. В психологии под А. понимается процесс, посредством которого новоесодержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

Апперцепция

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Апперцепция [лат. ad — к, perceptio — восприятие] — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное…

Апперцепция

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. ad – к и perceptio восприятие), ясное осознание, зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию зависимость восприятия от устойчивых особенностей…

Апперцепция

Новейший философский словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ (лат ad — к и percepcio — восприятие) — термин, введенный Г Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта, обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады С тех пор А является одним из ведущих понятий…

Апперцепция

Психологический словарь

(от лат. ad — к и perceptio — воспринимаю) — влияние на восприятие — предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин «»апперцепция»» был введен Г.&nbsp

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

(Apperception). Восприятие, включающее субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

(Apperception; Apperzeption) — термин, принадлежащий в равной степени общей психологии; обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его личностных и индивидуальных особенностей. Юнг различает активную и пассивную…

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

(лат. ad — к, до, при, perceptio — восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным…

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. ad — к + perceptio — воспринимаю. Автор. Г.Лейбниц. Категория. Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия. Специфика. Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов…

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

Психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся содержаниям, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное. /78- Bd.I. S.322/ Различают активную и пассивную апперцепцию; первая есть процесс, при котором субъект от себя, по…

Апперцепция

Психологическая энциклопедия

(apperception) — (в психологии) состояние, при котором характеристики предмета, окружающая обстановка и т.д. воспринимаются человеком с учетом имеющихся у него знаний и опыта.

Поделиться:


Тест на апперцепцию, который решил мою судьбу: Design Observer

Когда в 1960-х годах бэби-бумеры, такие как мы, достигали раннего полового созревания, когнитивные психологи были в ярости у многих наших родителей. Их работа заключалась в том, чтобы определить, есть ли у детей «величайшего поколения» какие-либо личностные дефекты, которые могли бы помешать их участию в послевоенной американской мечте. Вооружившись батареями тестов для определения остроты ума и когнитивных способностей молодых бумеров, у меня было по крайней мере пять психологов, которые в течение трех дней работали над оценочными исследованиями, чтобы определить, нужна ли поведенческая коррекционная терапия. Многие тесты были визуальными триггерами, которые вызывали сознательные и подсознательные поведенческие реакции, и один из таких тестов, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), изменил ход моей жизни.

Апперцепция – это усвоение настоящего опыта на основе прошлого опыта. Это процесс установления связи между новыми стимулами, поступающими от органов чувств, и информацией, хранящейся в уме в результате прошлых восприятий. … Апперцепция сознательна, она преднамеренна.

Согласно онлайн-энциклопедии психических расстройств , ТАТ (разработанная в 1930-х годах Генри А. Мюрреем и Кристианой Д. Морган в Гарвардском университете) «представляет собой проективную меру, предназначенную для оценки моделей мышления, отношений, наблюдательности человека, и эмоциональные реакции на неоднозначные тестовые материалы». Эти «неоднозначные материалы» включают в себя набор карточек размером 8 на 10, на которых изображены мужчины, женщины, дети — молодые и старые — нарисованные черно-белым карандашом или углем случайные декорации и угрожающие ситуации. В отличие от теста Роршаха, каждое реалистичное ТАТ-изображение было наполнено преднамеренно прозаичными деталями, предназначенными для того, чтобы вызвать личные интерпретации, раскрывающие конкретную причуду. «Испытуемого просят рассказать экзаменатору историю о каждой карточке, включающую следующие элементы: событие, изображенное на картинке; что к этому привело; что чувствуют и думают герои картины; и исход события». Я отчетливо помню аспекты этого процесса — на самом деле было весело придумывать истории для сопровождения картинок (процесс, который я использовал гораздо позже, когда, будучи арт-директором в

New York Times Book Review , у нас была статья, в которой я просил известных авторов «иллюстрировать» рисунки словами, а не наоборот).
Но мало ли я знал в то время, что я был под микроскопом, и все, что я сказал, имело последствия. Недавно мне напомнили об одной карте — той (показанной здесь), которая, как мне кажется, изменила человека, которым я должен был стать.

Если это звучит как мелодрама, подумайте о любом искусстве, музыке или писательстве, которые изменили вашу жизнь. На меня повлияли многие образы, звуки и слова, но я не знал, что мое будущее зависело от моей реакции на ТАТ. Мои родители «заплатили хорошие деньги за тест, и мы не собираемся игнорировать результаты», сказала мне моя мать, и я до сих пор помню обличающее повествование, вызванное этим изображением, историю настолько абсурдную и неуклюжую, но извращенную. что в итоговой оценке меня заклеймили как «преждевременного» («указывающего на раннее развитие»), что было нелепо, потому что я понятия не имел, о чем говорю — я просто знал кучу провокационных словечек с улицы.

Мне едва исполнилось 12 (на самом деле мне было 11 ½), и я практически не знал табу, тайн и удовольствий жизни, за исключением нескольких уроков гигиены в начальной школе (я не читал

Тропик рака Генри Миллера , который я, честно говоря, никогда не читал, а «Над пропастью во ржи» был в списке для чтения на следующий год). Но каким-то образом этот образ возбудил мое инфантильное либидо, как реклама Maidenform в журнале New York Times Magazine ; мой странный рассказ закончился моим безудержным истерическим смехом. Я не буду раскрывать эту историю, потому что она все еще ребяческая и несколько смущающая, но в то время я думал, что поступил умно, превратив то, что казалось трагическим сценарием, в секс-комедию, которая сегодня хорошо подошла бы для мини-сериала HBO. серии.

Мне до сих пор непонятно, зачем 11,5-летнему ребенку показывать такие похотливые иллюстрации, предназначенные для пожилых людей. Или почему эта и другие фотографии в ТАТ были такими печально-мрачными. И откуда мне было знать, что мой неконтролируемый смех над удивительно сексуальными вещами, о которых я ничего не знал, был неуместной реакцией, вызванной, без сомнения, мысленными тычками и подталкиваниями во время двухчасовой части трехдневного экзамена в безоконной комнате. Смотровая комната Нью-Йоркского университета?

Когда несколько недель спустя конверт с оценками прибыл по почте, мои родители проводили меня в мою комнату, чтобы они могли просмотреть содержимое в одиночестве. После часа молчаливого чтения и тихого шепота мне ничего об этом не сказали. И я благополучно не спросил. Я и не подозревал, что именно из-за результатов ТАТ меня отправили в Макберни, жесткую подготовительную школу для мальчиков, а не в среднюю школу с совместным обучением (где я был бы намного счастливее), и почему они настаивали на том, что я не мог девочки приходят в гости, когда родителей нет дома. Много лет спустя, когда я рылся в отцовском комоде в поисках мелочи, я случайно наткнулся на оценку. Вот суть:

«Субъект — умный 12-летний подросток выше среднего [не могли бы они точно определить мой возраст]. Тем не менее, он кажется не по годам развитым для ребенка своего возраста. Он либо понимает, что говорит, либо имитирует то, что слышал от других. . . Мы рекомендуем ему посещать строгую среднюю школу с определенными параметрами. . . и много занимайтесь спортом». Макберни был катастрофой, и я перешел в «прогрессивную школу» после первых двух лет. ТАТ был бездельником.

Как сообщается в Psychological Science in the Public Interest (2000):

Как и другие проективные техники, ТАТ подвергалась критике из-за плохих психометрических свойств. . . Критика включает в себя то, что ТАТ является ненаучным, поскольку нельзя доказать его достоверность или надежность. . . Поскольку рассказы о картах являются отражением как сознательных, так и бессознательных мотивов рассказчика, трудно опровергнуть выводы исследователя и найти соответствующие поведенческие меры, которые бы отражали исследуемые черты личности.

Вот вам и точность современной психологии и оценок апперцепции. Даже при самых лучших намерениях то, что я вынес, изобиловало идиотскими предложениями и дурацкими обещаниями. Но я, тем не менее, признаю, что до сих пор получаю удовольствие от иллюстрации — а кто бы этого не сделал?

Апперцепция/предвзятая апперцепция | AdlerPedia

Примечание. Номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое изложение отрывков из его работ. (Х.Л. и Р.Р. Ансбахер, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.

Апперцепция относится к личным ценностям и интересам, определяющим способ, которым человек воспринимает себя, других и мир. Способ восприятия искажается убеждениями; таким образом, у каждого человека есть предвзятое восприятие как субъективного, так и объективного опыта. Схема предвзятой апперцепции определяет феноменологическое поле индивидуума.

[После первых четырех-пяти лет жизни] устанавливается вполне определенная схема апперцепции ( Apperzeptionsschema ), и выводы и действия ребенка направляются в полном соответствии с конечной [само]идеальной конечной формой на к чему он стремится (стр. 181-182).

Восприятие никогда не сравнится с фотографическим аппаратом; в нем всегда содержится что-то от индивидуальной уникальности. Не все, что видишь, также воспринимается, и если спросить о восприятии двух лиц, видевших одну и ту же картину, то получат самые разные ответы. Ребенок воспринимает в своем окружении только то, что. . . соответствует его ранее сформированной уникальности (с. 210).

То, что человек воспринимает и как он это делает, составляет его особую уникальность (стр. 210) 1 .

Ребенок будет воспринимать данные ситуации не такими, какие они есть на самом деле, а в ущерб своим интересам (с. 189).

Мир видится через устойчивую схему апперцепции: Опыт интерпретируется до того, как он принят, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом жизни. Даже если это значение очень серьезно ошибочно, даже если подход к нашим проблемам и задачам постоянно приводит нас к несчастьям и агониям, от него никогда легко не отказаться (с. 189).).

Людям очень трудно освободиться от схемы, в которую они вросли в первые годы жизни (с. 190).

Отрицание связи между опытом и схемой апперцепции подобно тому, как вынимать отдельные ноты из мелодии, чтобы исследовать их на предмет их значения и значения (стр. 183).

 

1Брунер, Джером С. (1951).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *