Социокультурная теория личности карен хорни: Карен Хорни: Социокультурная теория личности

Лекция 23. Социокультурная теория личности к. Хорни.

Вопросы лекции:

  1. Развитие личности

  2. Этиология невроза.

  3. Невротические потребности и ориентации.

  4. Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого.

Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

  1. Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

  2. Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

  3. Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

  4. Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

  5. Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

  6. Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

  7. Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений.

    Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

  8. Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

  9. Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

  10. Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях.

То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

  1. Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

  2. Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

  3. Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, — страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.

Карен Хорни: социокультурная теория личности | Презентация к уроку по психологии:

Слайд 1

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Карен Хорни : социокультурная теория личности Выполнила: студентка 1 курса Мукаддамхон Уролова

Слайд 2

Карен Хорни ( 1885-1952 ) — Карен акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности (неофрейдизм). Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями. американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма .

Слайд 3

Две потребности, характерные для детства Потребность в удовлетворении биологических нужд (пища, сон). Отсюда: обеспечение физического выживания ребенка. Потребность в безопасности . подразумевается стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то это способствует формированию здоровой личности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Слайд 4

Типы личности

Слайд 5

Невротические потребности- механизмы, позволяющие справиться с базальной тревогой. 1. В любви и одобрении. 2. В руководящем партнере. 3. В четких ограничениях. 4. Во власти. 5. В эксплуатировании других. 6.В общественном признании. 7. В восхищении собой. 8. В честолюбии. 9. В самодостаточности и независимости. 10. В безупречности и неопровержимости.

Слайд 6

Невротические потребности П еречисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей . Базальная тревога- ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира, является основой невроза. Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.

Слайд 7

Новый взгляд на психологию женщины Хорни утверждала , что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей.

Слайд 8

Заключение Теория Хорни основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество , основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

Слайд 9

Источники https:// ru.wikipedia.org/wiki / Хорни ,_ Карен Новые пути в психоанализе / Карен Хорни ; пер. с англ. В. В. Старовойтова; под ред. А. М. Боковикова . — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 652 с .

Социальный и культурный психоанализ Хорни – EMPOWER COMMUNITY HEALTH, LLC. – 617-729-9111

БЫСТРЫЙ ОБЗОР:

Гиперконкуренция : основная форма невротической конкурентоспособности

  • Гиперконкуренция 008 без разбору нужно победить любой ценой, чтобы чувствовать превосходство
  • Гиперконкурентные родители склонны плохо относиться к своим детям, что приводит к неврозам

Признаки гиперконкуренции

  • Враждебные
  • Догматик
  • Высокомерный
  • Агрессивный
  • Насмешливый по отношению к другим

Гиперконкуренты:

  • Характеризуются первичной психопатией: агрессивностью, черствостью и отсутствием раскаяния
  • Не характеризуется вторичной психопатией: чрезмерной виной; отсутствие ясности в отношении целей

Гиперконкурентоспособность и успехи в учебе; по какой цене?

  • Лежа
  • Обман
  • Плагиат

Избегание конкуренции: необходимость сдерживать безжалостное честолюбие и чрезмерное соревновательное стремление из-за крайнего страха потерять любовь и одобрение других из-за успеха или неудачи в конкуренции

  • Избегание конкуренции:
    • – Уменьшить свои шансы на успех, принижая себя
    • – Чувствовать себя смущенным или униженным соревновательным поражением
    • – Участвовать в самоограничении: давать правдоподобные оправдания плохой работе, чтобы защитить свою самооценку

Конкурентоспособность личного развития: Психологически здоровая конкуренция

Конкурентоспособность личного развития: отношение, при котором основное внимание уделяется не результату (т. задача

  • Люди больше озабочены самопознанием, самосовершенствованием и выполнением задач, чем сравнением с другими

Конкуренты в личном развитии сильно хотят побеждать и быть успешными, но не за счет других людей

Этиология неврозов в семье

Отношение и поведение гиперконкурентных родителей, вызывающие нарушение отношений:

  • –Прямое или косвенное господство
  • – Безразличие и неустойчивое поведение
  • – Отсутствие уважения к индивидуальным потребностям и реальному руководству
  • – Пренебрежительное отношение
  • –Отсутствие надежного тепла
  • – Необходимость принимать чью-либо сторону в родительских разногласиях
  • –Изоляция от других детей
  • – Несправедливость и дискриминация
  • – невыполненные обещания и враждебная атмосфера

Плохое обращение со стороны родителей вызывает базовую тревогу: человек чувствует себя изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире, что приводит к неврозу

Использование невротических стратегий для преодоления чувства базовой тревоги

  • Невротическая потребность в любви и одобрении
  • Невротическая потребность в партнере, чтобы контролировать свою жизнь
  • Невротическая потребность ограничить свою деятельность
  • Невротическая потребность во власти
  • Невротическая потребность эксплуатировать других
  • Невротическая потребность в общественном признании и престиже
  • Невротическая потребность в личном восхищении
  • Невротическое стремление к личным достижениям
  • Невротическая потребность в самодостаточности и независимости
  • Невротическая потребность в совершенстве и неприступности

Три основные невротические тенденции

Хорни упростил 10 невротических стратегий до трех основных невротических тенденций ; такие люди движутся к людям, тенденция, которая защищает их от основной тревоги путем самоуничижения и уничтожения

  • Агрессивный тип: индивидуумы, которые защищают себя от чувства незащищенности, эксплуатируя других, чтобы чувствовать свое превосходство; такие люди приспосабливаются, выступая против людей, тенденция, которая стремится контролировать основную тревогу посредством доминирования и эксплуатации других
  • Отстраненный тип: индивидуумов, которые защищают себя, постоянно избегая других; такие люди удаляются от людей, тенденция, которая защищает человека от базовой тревоги полной отстраненностью и крайней самодостаточностью
  • Основной конфликт при неврозе

    У невротиков преобладает одна тенденция (уступчивая, агрессивная или отстраненная)

    • Удовлетворение связанных потребностей преследуется неустанно и бесконечно
    • Две другие тенденции и связанные с ними потребности подавляются

    Основной конфликт при неврозе: беспорядок, возникающий внутри невротиков из-за того, что три основные тенденции несовместимы друг с другом

    Развитие личности

    Критика Фрейда Хорни

    • Сексуальные и агрессивные стремления НЕ важнее окружающей среды
    • Важный опыт в формировании характера НЕ в первую очередь сексуальный по своей природе
    • Во взрослом возрасте люди НЕ обречены на компульсивное повторение способов поведения, усвоенных в детстве

    Действительно ли женщины хотят быть мужчинами?

    • Зависть к пенису НЕ комплекс кастрации, а скорее оправданная зависть к качествам, связанным с мужественностью в нашей культуре

    Гуманистический взгляд Хорни на развитие

    Гуманистический взгляд на развитие: каждый человек особенный и обладает уникальным набором потенциалов, которые будут процветать под мудрым родительским руководством рост внутри каждого человека

    Отчуждение и идеализированное Я

    • Идеализированное Я: защитная идентификация невротиков с их идеализированными образами

    Тирания долженствований: моральные императивы, заставляющие невротиков принимать от себя не что иное, как совершенство

    • сам неизбежно терпит неудачу

    Экстернализация: попытка сохранить неповрежденной идеализированную самость

    • Экстернализация: склонность невротиков воспринимать внутренние процессы так, как если бы они происходили вне их самости, и возлагать ответственность за свои трудности на внешние факторы

    Включает проекцию: склонность приписывать собственные неудачи и недостатки другим

    Вспомогательные подходы к искусственной гармонии

    • Семь защит, используемых невротиками для сохранения неповрежденной идеализированной самости
      • Слепые пятна: болезненные переживания отрицаются или игнорируются, потому что они расходятся с идеализированным Я
      • Компартментализация: ослабление напряженности путем разделения убеждений и действий
      • Рационализация: человек избавляется от беспокойства, предлагая правдоподобные, но неточные оправдания своего поведения
      • Чрезмерный контроль: человек проявляет силу воли, чтобы держать эмоциональные импульсы под контролем
      • Произвольная правота: убежденность в том, что всегда прав
      • Неуловимость: человек отказывается занимать позицию по какому-либо вопросу, чтобы его или ее никогда нельзя было доказать неправотой и критиковать или высмеивать другие
      • Цинизм: человек утверждает, что ни во что не верит, чтобы его или ее не могли обидеть или разочаровать другие

    Методы оценки

    Свободная ассоциация

    • Интерпретация, отличная от Фрейда

    Анализ сновидений

    • Интерпретация, отличная от фрейдовской

    Отношения между аналитиком и пациентом

    • Больше честности с пациентами
    • Активный и директивный в предложениях

    Значение теории для терапии

    • Невротики отчуждены от самих себя и от других
    • Невротики могут реализовать свой потенциал только тогда, когда они способны отказаться от своих иллюзий о себе и своих иллюзорных целях
    • Самопознание должно быть интеллектуальным и эмоциональным, чтобы способствовать изменениям
    • Цель состоит в том, чтобы начать обретать внутреннюю уверенность, которая исходит из чувства принадлежности через активное и бескорыстное участие

    Оценочные комментарии

    • Полнота: ограниченный охват
    • Прецизионность и проверяемость: не очень точные и их очень трудно адекватно проверить
    • Бережливость: соответственно сложный
    • Эмпирическая валидность: небольшой предварительный исследовательский интерес; новый инструмент разработки генерирует больше тестов
    • Эвристическая ценность: крупных вкладов в развитие движения гуманистической психологии
    • Прикладная ценность: имеет высокую прикладную ценность для когнитивно-поведенческой терапии

    Ссылки
    Bernstein, D. A. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.
    Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
    Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.
    Рикман, Р. М. (2013). Теории личности (10-е изд.). Мейсон, Огайо: Cengage Learning.

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    Карен Хорни «Психоаналитическая социальная теория: ключевые концепции»

    Карен Хорни была немецким психоаналитиком, хорошо известным своей новаторской работой в области психоаналитической социальной теории. Ее работа бросила вызов традиционной психоаналитической теории Фрейда, которая подчеркивала важность бессознательного и роль сексуальности в человеческом поведении. Вместо этого теория Хорни подчеркивала важность социальных и культурных факторов в формировании личности и поведения человека. В этом эссе мы рассмотрим психоаналитическую социальную теорию Карен Хорни, включая ее ключевые концепции, критические замечания и вклад в область психологии.

    Одним из центральных понятий психоаналитической социальной теории Хорни является идея невроза. Согласно Хорни, невроз — это психологическое состояние, которое возникает, когда человек не может удовлетворить свои основные потребности в безопасности, любви и самоуважении. Это может привести к ряду симптомов, включая тревогу, депрессию и чувство неполноценности. Хорни считал, что невроз был не просто результатом неразрешенных конфликтов в бессознательном, а скорее реакцией на социальное и культурное давление, с которым люди сталкиваются в своей повседневной жизни.

    Хорни выделил несколько различных типов невроза, в том числе уступчивый тип, агрессивный тип и отстраненный тип. Уступчивый тип характеризуется сильной потребностью угождать другим, часто в ущерб собственным потребностям и желаниям. Агрессивный тип характеризуется потребностью доминировать и контролировать других, часто посредством агрессивного или манипулятивного поведения. Отстраненный тип характеризуется тенденцией отстраняться от социальных взаимодействий и избегать эмоциональных связей с другими людьми.

    Другой ключевой концепцией психоаналитической социальной теории Хорни является идея «реального я» и «идеального я». Согласно Хорни, настоящее «я» — это истинная природа человека, которая часто затемняется социальными ожиданиями и культурными нормами. С другой стороны, идеальное «я» — это версия самого себя, которой человек стремится быть на основе общественных идеалов и культурных норм. Хорни считал, что когда существует большое несоответствие между реальным «я» и идеальным «я», это может привести к чувству беспокойства и ощущению неадекватности.

    Хорни также подчеркнул важность культурных и социальных факторов в формировании индивидуального поведения и личности. Она считала, что социальные ожидания и культурные нормы могут оказывать значительное давление на людей, приводя к чувству неполноценности и неадекватности. Например, Хорни утверждал, что идеал «идеальной женщины» в западной культуре, который подчеркивал физическую красоту и покорное поведение, мог привести к чувству незащищенности и низкой самооценке у женщин, которые не соответствовали этому идеалу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *