Лекция 23. Социокультурная теория личности к. Хорни.
Вопросы лекции:
Развитие личности
Этиология невроза.
Невротические потребности и ориентации.
Базальный конфликт.
Карен Хорни (1885 –
1952), выдающаяся женщина-психоаналитик,
вошла в историю психологии как автор
оригинальной теории личности, в которой
она анализирует социкультурные факторы,
определяющие развитие ребенка. Как и
В. Райх, Хорни во многом расходилась с
точкой зрения ортодоксального психоанализа
на проблемы психического развития
человека; как и Райх, за свои расхождения
она была подвергнута осуждению со
стороны психоаналитического сообщества
(дисквалифицирована как инструктор по
психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация
не смогла помешать Хорни далее развивать
свою теорию. Она основала Американский
институт психоанализа и была его первым
деканом вплоть до своей смерти.
Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности.
К. Хорни поддерживала основные идеи
Фрейда относительно решающей роли
детских переживаний для формирования
структуры и функционирования личности
взрослого.
Согласно Хорни,
ребенку присущи две основные потребности:
потребность в удовлетворении и
потребность в безопасности. Удовлетворение
подразумевает все биологические нужды:
в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что
удовлетворение этой основной потребности
играет важную роль в обеспечении
физического выживания ребенка; однако,
она считала, что ведущую роль в формировании
личности играет другая основная
потребность – в безопасности. Потребность
в безопасности подразумевает стремление
быть любимым, желанным и защищенным от
опасностей окружающего мира. В
удовлетворении этой потребности
(впрочем, как и в удовлетворении первой
основной потребности) ребенок полностью
зависит от родителей.
Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).
Этиология невроза.
В отличие от Фрейда, Хорни не считала,
что тревога является необходимым
психическим состоянием. Она считала,
что тревога возникает в результате
отсутствия чувства безопасности в
межличностных отношениях. По мнению
Хорни, выраженная базальная тревога у
ребенка ведет к формированию невроза
у взрослого человека. Чтобы справиться
с ощущением недостаточной безопасности,
беспомощности и страха перед окружающим
миром, ребенок прибегает к различным
защитным стратегиям. Выраженные в
поведении, эти стратегии “ориентируют”
человека на достижение, “приобретение”
чего- либо, поэтому для их описания Хорни
еще использовала термин невротические
потребности. Хорни описала 10 таких
стратегий/невротических потребностей.
Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.
Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества.
Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.
Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.
Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.
Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.
Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.
Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений.
Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.
Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.
Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.
Хорни считает, что
эти стратегии присутствуют у всех людей.
Они помогают нам справляться с неизбежными
в жизни огорчениями и разочарованиями,
чувствами враждебности и отверженности
и беспомощности. Но, если здоровый
человек легко заменяет одну стратегию
на другую в изменившейся ситуации, то
невротик стремится реализовать лишь
одну из имеющихся стратегий, причем во
всех возникающих социальных ситуациях.
Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.
Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.
Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений.
Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.
Как и невротические
потребности, данные межличностные
ориентации в различной степени использует
каждый человек в различных жизненных
ситуациях. Однако, как и в предыдущем
случае, здоровый человек способен гибко
менять ориентации сообразно меняющимся
обстоятельствам и в зависимости от
своих целей. Невротик не может сделать
адекватный ситуации выбор и стремится
использовать только одну из имеющихся
ориентаций. Более того, и у здорового
человека, и у невротика эти ориентации
находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не
несет такого эмоционального заряда,
как у невротиков, благодаря гибкому
использованию всех трех ориентаций. У
невротиков оно становится основой
базального конфликта.
Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.
Человек пытается
преодолеть этот конфликт, используя
различные пути. Во-первых, он может
подавлять определенные стороны своей
личности, актуализируя противоположные
подавляемым черты. Во-вторых, человек
может создать такую дистанцию между
собой и другими людьми, которая не даст
возникнуть конфликту. В-третьих, человек
может создать идеализированный образ
самого себя, который будет восприниматься
как реальное “Я”. Идеализированный
образ придает реальную уверенность в
себе и реальную гордость. Следующий
вариант избежания базального конфликта
– экстернализация его (восприятие
внутренних процессов, как если бы они
имели место вне человека), проекция
собственных недостатков, перенесение
ответственности за отношения на других
людей. Другие варианты избегания
конфликта – избирательная “слепота”
в отношении наиболее явных противоречий,
фрагментация жизни на отдельные части,
строжайший самоконтроль и т.д.
Последствиями
неразрешенных базальных конфликтов
могут быть страхи. Один из наиболее
распространенных – страх разрушения
защитных образований (боязнь
умопомешательства, гибели и т.п.). Другие
виды страхов, связанные с базальным
конфликтом, — страх разоблачения (защитных
уловок), страх собственных изменений и
т.д. Страхи образуют препятствия на пути
разрешения базального конфликта и
интеграции личности, поэтому при лечении
неврозов, считала Хорни, обязательна
работа со страхами пациента.
Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.
Карен Хорни: социокультурная теория личности | Презентация к уроку по психологии:
Слайд 1
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Карен Хорни : социокультурная теория личности Выполнила: студентка 1 курса Мукаддамхон Уролова
Слайд 2
Карен Хорни ( 1885-1952 ) — Карен акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности (неофрейдизм). Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями. американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма .
Слайд 3
Две потребности, характерные для детства Потребность в удовлетворении биологических нужд (пища, сон). Отсюда: обеспечение физического выживания ребенка. Потребность в безопасности . подразумевается стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то это способствует формированию здоровой личности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.
Слайд 4
Типы личности
Слайд 5
Невротические потребности- механизмы, позволяющие справиться с базальной тревогой. 1. В любви и одобрении. 2. В руководящем партнере. 3. В четких ограничениях. 4. Во власти. 5. В эксплуатировании других. 6.В общественном признании. 7. В восхищении собой. 8. В честолюбии. 9. В самодостаточности и независимости. 10. В безупречности и неопровержимости.
Слайд 6
Невротические потребности П еречисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей . Базальная тревога- ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира, является основой невроза. Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.
Слайд 7
Новый взгляд на психологию женщины Хорни утверждала , что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей.
Слайд 8
Заключение Теория Хорни основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество , основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.
Слайд 9
Источники https:// ru.wikipedia.org/wiki / Хорни ,_ Карен Новые пути в психоанализе / Карен Хорни ; пер. с англ. В. В. Старовойтова; под ред. А. М. Боковикова . — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 652 с .
Социальный и культурный психоанализ Хорни – EMPOWER COMMUNITY HEALTH, LLC. – 617-729-9111
БЫСТРЫЙ ОБЗОР:
Гиперконкуренция : основная форма невротической конкурентоспособности
- Гиперконкуренция 008 без разбору нужно победить любой ценой, чтобы чувствовать превосходство
- Гиперконкурентные родители склонны плохо относиться к своим детям, что приводит к неврозам
Признаки гиперконкуренции
- Враждебные
- Догматик
- Высокомерный
- Агрессивный
- Насмешливый по отношению к другим
Гиперконкуренты:
- Характеризуются первичной психопатией: агрессивностью, черствостью и отсутствием раскаяния
- Не характеризуется вторичной психопатией: чрезмерной виной; отсутствие ясности в отношении целей
Гиперконкурентоспособность и успехи в учебе; по какой цене?
- Лежа
- Обман
- Плагиат
Избегание конкуренции: необходимость сдерживать безжалостное честолюбие и чрезмерное соревновательное стремление из-за крайнего страха потерять любовь и одобрение других из-за успеха или неудачи в конкуренции
- Избегание конкуренции:
- – Уменьшить свои шансы на успех, принижая себя
- – Чувствовать себя смущенным или униженным соревновательным поражением
- – Участвовать в самоограничении: давать правдоподобные оправдания плохой работе, чтобы защитить свою самооценку
Конкурентоспособность личного развития: Психологически здоровая конкуренция
Конкурентоспособность личного развития: отношение, при котором основное внимание уделяется не результату (т. задача
- Люди больше озабочены самопознанием, самосовершенствованием и выполнением задач, чем сравнением с другими
Конкуренты в личном развитии сильно хотят побеждать и быть успешными, но не за счет других людей
Этиология неврозов в семье
Отношение и поведение гиперконкурентных родителей, вызывающие нарушение отношений:
- –Прямое или косвенное господство
- – Безразличие и неустойчивое поведение
- – Отсутствие уважения к индивидуальным потребностям и реальному руководству
- – Пренебрежительное отношение
- –Отсутствие надежного тепла
- – Необходимость принимать чью-либо сторону в родительских разногласиях
- –Изоляция от других детей
- – Несправедливость и дискриминация
- – невыполненные обещания и враждебная атмосфера
Плохое обращение со стороны родителей вызывает базовую тревогу: человек чувствует себя изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире, что приводит к неврозу
Использование невротических стратегий для преодоления чувства базовой тревоги
- Невротическая потребность в любви и одобрении
- Невротическая потребность в партнере, чтобы контролировать свою жизнь
- Невротическая потребность ограничить свою деятельность
- Невротическая потребность во власти
- Невротическая потребность эксплуатировать других
- Невротическая потребность в общественном признании и престиже
- Невротическая потребность в личном восхищении
- Невротическое стремление к личным достижениям
- Невротическая потребность в самодостаточности и независимости
- Невротическая потребность в совершенстве и неприступности
Три основные невротические тенденции
Хорни упростил 10 невротических стратегий до трех основных невротических тенденций ; такие люди движутся к людям, тенденция, которая защищает их от основной тревоги путем самоуничижения и уничтожения
Основной конфликт при неврозе
У невротиков преобладает одна тенденция (уступчивая, агрессивная или отстраненная)
- Удовлетворение связанных потребностей преследуется неустанно и бесконечно
- Две другие тенденции и связанные с ними потребности подавляются
Основной конфликт при неврозе: беспорядок, возникающий внутри невротиков из-за того, что три основные тенденции несовместимы друг с другом
Развитие личности
Критика Фрейда Хорни
- Сексуальные и агрессивные стремления НЕ важнее окружающей среды
- Важный опыт в формировании характера НЕ в первую очередь сексуальный по своей природе
- Во взрослом возрасте люди НЕ обречены на компульсивное повторение способов поведения, усвоенных в детстве
Действительно ли женщины хотят быть мужчинами?
- Зависть к пенису НЕ комплекс кастрации, а скорее оправданная зависть к качествам, связанным с мужественностью в нашей культуре
Гуманистический взгляд Хорни на развитие
Гуманистический взгляд на развитие: каждый человек особенный и обладает уникальным набором потенциалов, которые будут процветать под мудрым родительским руководством рост внутри каждого человека
Отчуждение и идеализированное Я
- Идеализированное Я: защитная идентификация невротиков с их идеализированными образами
Тирания долженствований: моральные императивы, заставляющие невротиков принимать от себя не что иное, как совершенство
- сам неизбежно терпит неудачу
Экстернализация: попытка сохранить неповрежденной идеализированную самость
- Экстернализация: склонность невротиков воспринимать внутренние процессы так, как если бы они происходили вне их самости, и возлагать ответственность за свои трудности на внешние факторы
Включает проекцию: склонность приписывать собственные неудачи и недостатки другим
Вспомогательные подходы к искусственной гармонии
- Семь защит, используемых невротиками для сохранения неповрежденной идеализированной самости
- Слепые пятна: болезненные переживания отрицаются или игнорируются, потому что они расходятся с идеализированным Я
- Компартментализация: ослабление напряженности путем разделения убеждений и действий
- Рационализация: человек избавляется от беспокойства, предлагая правдоподобные, но неточные оправдания своего поведения
- Чрезмерный контроль: человек проявляет силу воли, чтобы держать эмоциональные импульсы под контролем
- Произвольная правота: убежденность в том, что всегда прав
- Неуловимость: человек отказывается занимать позицию по какому-либо вопросу, чтобы его или ее никогда нельзя было доказать неправотой и критиковать или высмеивать другие
- Цинизм: человек утверждает, что ни во что не верит, чтобы его или ее не могли обидеть или разочаровать другие
Методы оценки
Свободная ассоциация
- Интерпретация, отличная от Фрейда
Анализ сновидений
- Интерпретация, отличная от фрейдовской
Отношения между аналитиком и пациентом
- Больше честности с пациентами
- Активный и директивный в предложениях
Значение теории для терапии
- Невротики отчуждены от самих себя и от других
- Невротики могут реализовать свой потенциал только тогда, когда они способны отказаться от своих иллюзий о себе и своих иллюзорных целях
- Самопознание должно быть интеллектуальным и эмоциональным, чтобы способствовать изменениям
- Цель состоит в том, чтобы начать обретать внутреннюю уверенность, которая исходит из чувства принадлежности через активное и бескорыстное участие
Оценочные комментарии
- Полнота: ограниченный охват
- Прецизионность и проверяемость: не очень точные и их очень трудно адекватно проверить
- Бережливость: соответственно сложный
- Эмпирическая валидность: небольшой предварительный исследовательский интерес; новый инструмент разработки генерирует больше тестов
- Эвристическая ценность: крупных вкладов в развитие движения гуманистической психологии
- Прикладная ценность: имеет высокую прикладную ценность для когнитивно-поведенческой терапии
Ссылки
Bernstein, D. A. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.
Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.
Рикман, Р. М. (2013). Теории личности (10-е изд.). Мейсон, Огайо: Cengage Learning.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Карен Хорни «Психоаналитическая социальная теория: ключевые концепции»
Карен Хорни была немецким психоаналитиком, хорошо известным своей новаторской работой в области психоаналитической социальной теории. Ее работа бросила вызов традиционной психоаналитической теории Фрейда, которая подчеркивала важность бессознательного и роль сексуальности в человеческом поведении. Вместо этого теория Хорни подчеркивала важность социальных и культурных факторов в формировании личности и поведения человека. В этом эссе мы рассмотрим психоаналитическую социальную теорию Карен Хорни, включая ее ключевые концепции, критические замечания и вклад в область психологии.
Одним из центральных понятий психоаналитической социальной теории Хорни является идея невроза. Согласно Хорни, невроз — это психологическое состояние, которое возникает, когда человек не может удовлетворить свои основные потребности в безопасности, любви и самоуважении. Это может привести к ряду симптомов, включая тревогу, депрессию и чувство неполноценности. Хорни считал, что невроз был не просто результатом неразрешенных конфликтов в бессознательном, а скорее реакцией на социальное и культурное давление, с которым люди сталкиваются в своей повседневной жизни.
Хорни выделил несколько различных типов невроза, в том числе уступчивый тип, агрессивный тип и отстраненный тип. Уступчивый тип характеризуется сильной потребностью угождать другим, часто в ущерб собственным потребностям и желаниям. Агрессивный тип характеризуется потребностью доминировать и контролировать других, часто посредством агрессивного или манипулятивного поведения. Отстраненный тип характеризуется тенденцией отстраняться от социальных взаимодействий и избегать эмоциональных связей с другими людьми.
Другой ключевой концепцией психоаналитической социальной теории Хорни является идея «реального я» и «идеального я». Согласно Хорни, настоящее «я» — это истинная природа человека, которая часто затемняется социальными ожиданиями и культурными нормами. С другой стороны, идеальное «я» — это версия самого себя, которой человек стремится быть на основе общественных идеалов и культурных норм. Хорни считал, что когда существует большое несоответствие между реальным «я» и идеальным «я», это может привести к чувству беспокойства и ощущению неадекватности.
Хорни также подчеркнул важность культурных и социальных факторов в формировании индивидуального поведения и личности. Она считала, что социальные ожидания и культурные нормы могут оказывать значительное давление на людей, приводя к чувству неполноценности и неадекватности. Например, Хорни утверждал, что идеал «идеальной женщины» в западной культуре, который подчеркивал физическую красоту и покорное поведение, мог привести к чувству незащищенности и низкой самооценке у женщин, которые не соответствовали этому идеалу.