Социометрия это: Социометрия | Понятия и категории

Социометрия | Понятия и категории

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. μετρέω — измеряю), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.

Термин «cоциометрия» появился в 19 веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных фактов. В 20 веке возникла макросоциология, сторонники коорой (Гурвич и др.) пытались объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено придал новое значение термину «социометрия», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и включив в социометрию наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а также реакционно-утопические рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов капиталистического общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений.

..

Tags: 

Социология

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — об-во и греч. metreo — меряю) — в узком значении — область социальной психологии, связанная с изучением межличностных отношений в малых социальных групп. Термин социометрия возник в 19 веке для обозначения применения математических методов в социальных науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, который предложил специальные теорию и методы социометрии. В дальнейшем методы отделились от теории и стали использоваться независимо.

Tags: 

Социология

ПОДСТРУКТУРА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ — некоторое подмножество членов группы, состоящее из одного или нескольких лиц, выделенных по степени наличия у каждого из них или у подмножества в целом определенного свойства. Это свойство обычно измеряется с помощью индивидуального или группового социометрического индекса.

Подструктура социометрическая является одним из способов обработки социометрических данных.

Tags: 

Социология

СОЦИОМЕТРИЯ — отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. Социометрический тест — методика выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в понимании им процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.

Tags: 

Социология

Психология

СОЦИОМЕТРИЯ — область социальной психологии, уделяющая преимущественное внимание количественному измерению межличностных отношений. Термин «социометрия» появился в XIX веке в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений.

В XX веке возникает микросоциология, сторонники которой (Г. Гурвич и др.) пытаются объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено (1934) придал новое значение термину «Социометрия», сведя проблемы социометрии к психологии взаимоотношений индивидов и включив в нее как экспериментальные методы, так и спекулятивные рассуждения.

Tags: 

Социология

Психология

это, определение слова, понятие. Что такое Социометрия, значение, словарь, энциклопедия

Социометрия

Социометрическая методика — одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в мировой социально-психологической исследовательской практике. Подобная популярность социометрии вполне объяснима в связи с тем, что используемое в рамках данной методической модели процедурное решение не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдателя информацию о характере межличностных отношений в группе, но и обладает всеми преимуществами, которые присущи любому «-экспресс-приему»-.

Кроме того, опять же в процедурном, да и в интерпретационном плане социометрический метод достаточно гибок и легко поддается модификации, что обеспечивает экспериментатору возможность работать практически с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности и половозрастных особенностей ее состава. В то же время все эти достоинства и, в первую очередь, простота применения социометрической методики порождают иллюзорное представление о ней как об основном и чуть ли не единственно доступном пути анализа характера межличностных отношений в группах. На самом же деле социометрическая методика и по замыслу ее создателя, американского исследователя Дж. -Морено
640
, и по своим реальным содержательным возможностям рассчитана на выявление особенностей непосредственных отношений типа «-симпатии-антипатии»- между членами контактной группы.

Описание методической процедуры. Как уже отмечалось выше, в процедурном плане социометрическая методика крайне проста и не предполагает необходимости осуществления каких бы то ни было предваряющих основной экспериментальный этап подготовительных исследований. Содержательной сутью обследования в данном случае является прямой, или, как его еще называют, «-лобовой»- опрос испытуемых. При этом экспериментатор, как правило, работает с группой в целом, фронтально, в то время как каждый из испытуемых отвечает на поставленный вопрос индивидуально, не советуясь с другими членами обследуемого сообщества.

По условиям эксперимента испытуемый должен ответить на вопрос или несколько вопросов, декларируя тем самым факт своих персонифицированных межличностных предпочтений. Сами вопросы должны быть поставлены в такой форме, которая бы предполагала в качестве ответа перечисление фамилий некоторых его товарищей по группе. Например: «-С кем из членов группы Вы хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?»- или «-С кем из членов группы Вы хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?»-641 При этом экспериментатор, инструктируя испытуемых, особо оговаривает необходимость отражения на бланке приоритетности выбора. Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, каждый испытуемый составляет список фамилий выбранных им людей в строго определенной очередности. Под номером «-1»- в бланк заносится фамилия члена группы, которого данный испытуемый выбирает в первую очередь- под цифрой «-2»- — фамилия того, кто выбран вторым, и т. -д.

В зависимости от задач конкретного исследования, а также численности группы экспериментатор непосредственно в рамках инструкции может либо определить предельно допустимое число выборов, либо не оговаривать необходимость подобного ограничения избирательной активности обследуемого. В первом случае (такой вариант социометрической методики традиционно обозначают как параметрический) испытуемому предоставляется возможность осуществить, как правило, не более трех последовательных выборов. При этом он может по своему собственному усмотрению остановиться на одном или на двух выборах, а может и вовсе от них отказаться — заложенное в инструкции ограничение касается лишь верхнего предела его избирательной активности. В отличие от непараметрического варианта реализации социометрической процедуры данная форма ее применения значительно менее трудоемка, а полученные эмпирические данные несравнимо легче поддаются как графической компоновке, так и статистической обработке. Кроме того, сам факт изначального количественного ограничения возможных выборов закономерно повышает степень их избирательности и приоритетности. Здесь практически исключены случаи уклончивых ответов, когда испытуемый указывает не фамилии конкретных людей, а вписывает в бланк фразы типа «-Я хотел бы, чтобы в новой группе остались все»- и т. -п. (что, кстати, нередко происходит, если социометрическое обследование осуществляется в непараметрической форме).

Итак, сжато и достаточно схематично описана довольно простая по своему характеру методическая процедура социометрического обследования, содержательной сутью которой является прямой опрос участников эксперимента с целью выявить их индивидуальные межличностные предпочтения. В то же время часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между испытуемыми, а требуется также выяснить, не наличествуют ли между ними взаимоотношения, характеризующиеся в той или иной степени осознаваемой антипатией.

Для решения этой задачи, наряду с вопросом или группой вопросов, предполагающих позитивно окрашенный выбор партнеров по взаимодействию и общению, участникам эксперимента предлагают ответить и на «-обратный»- вопрос, т. -е. на вопрос, ответ на который предусматривает не позитивный выбор, а отвержение (отклонение) тех или иных товарищей по группе. В этом плане приведенным выше в качестве примера «-позитивным»- вопросам соответствуют «-обратные»- вопросы, сформулированные следующим образом: «-С кем из членов группы Вы не хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?»-, «-С кем из членов группы Вы не хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?»- И наконец: «-В случае расформирования или переформирования Вашей группы с кем из ее членов Вы не хотели бы оказаться вместе в новом сообществе?»- Что касается процедурных условий ответа на них, то они должны быть полностью идентичны той экспериментальной ситуации, которая была создана в ходе основного опросного этапа.

В завершение описания особенностей методической процедуры социометрического обследования группы имеет смысл специально остановиться еще на одном моменте. Речь идет о тех обязательных условиях, которые должны соблюдаться исследователем, избравшим для работы социометрическую методику.

Так, он должен организовать обследование таким образом, чтобы каждый участник эксперимента вынужден был работать самостоятельно, ни с кем не советуясь и не сверяя свои ответы с ответами окружающих. При этом время, отводимое на ответы, ни в коем случае не должно ограничиваться. В связи с тем, что режим работы каждого достаточно индивидуален, более целесообразно заранее внести вопросы в экспериментальный бланк, а не зачитывать их вслух непосредственно в ходе опроса, торопя тем самым тех, кто еще не успел ответить, и задерживая тех, кто уже справился с заданием. Кроме того, отвечая на вопросы и тем самым осуществляя выбор или отвергая того или иного члена группы, каждый испытуемый должен иметь перед глазами ее полный список, включающий и фамилии тех, кто по какой-то причине в данный момент отсутствует.

Этот список может предъявляться каждому испытуемому индивидуально (например, вноситься непосредственно в экспериментальные бланки), а может в единственном экземпляре предоставляться всей группе в целом. Соблюдение этого требования должно быть особенно неукоснительным в тех случаях, когда испытуемыми являются дети, так как они склонны ограничиваться выбором или отвержением лишь тех, кого видят непосредственно в настоящий момент. Наконец, еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание экспериментатору. Как показывает богатый опыт использования социометрической методики, получаемый с ее помощью эмпирический материал оказывается наиболее надежен в том случае, когда, отвечая на вопросы, испытуемые уверены, что высказанная ими позиция будет тщательно проанализирована и действительно повлияет на ход дальнейшей жизнедеятельности группы.

Именно с учетом всех вышеперечисленных требований и должна строиться экспериментальная ситуация.

Обработка данных. Полученные в результате проведения социометрической процедуры эмпирические данные прежде чем быть качественно интерпретированы, должны подвергнуться количественному анализу, чему, как правило, предшествует этап их компоновки.

Наиболее распространенный вариант начальной обработки первичного материала — составление матрицы. Приведем пример такой матрицы, отражающей картину социометрических выборов в группе из семи человек — испытуемых А., Б., В., Г., Д., Е., Ж.

В этой матрице нашла свое отражение картина межличностных предпочтений в группе, или, другими словами, составляющий ее содержание набор социометрических выборов.

Социометрическая матрица

Кто
выбирает:

Выбирают
кого:

А.
1

Б.
2

В.
3

Г.
4

Д.
5

Е.
6

Ж.
7

1. А —

*

1

2

3

 — — —
2. Б —

2

*

1

3

 — — —
3. В —

3

1

*

2

 — — —
4. Г —

3

2

1

*

 — — —
5. Д — —

1

3

 —

*

 —

2

6. Е — —

1

 —

2

3

*

 —
7. Ж — —

2

 —

3

1

 —

*

Суммарное количество
выборов, полученных
членом группы

3

6

4

5

2

0

1

Правда, приведенный пример иллюстрирует наиболее простой вид обследования — параметрический вариант (верхний предел избирательной активности — три выбора) позитивной социометрической процедуры642. Понятно, что матрица, содержащая результаты проведения непараметрического варианта социометрической процедуры, выглядела бы значительно более насыщенной и позволила бы, кроме таких показателей, как «-количество полученных каждым испытуемым выборов»- и «-количество взаимных выборов»- (как для каждого члена группы, так и для нее в целом), выявить и такой немаловажный параметр межличностных отношений, как «-количество сделанных выборов»- (как для каждого члена группы, так и для нее в целом). Естественно, что аналогичную информационную «-добавку»- непараметрический вариант социометрии обеспечивает не только в отношении позитивных выборов, но и в отношении межличностных отклонений.

Цифры, указанные в рассматриваемой матрице, обозначают следующее. Испытуемый А. сначала выбрал Б., затем — В., а на Г. «-потратил»- последний из возможных выборов — третий. Что касается выборов, осуществленных Б., то они распределились в таком порядке: в первую очередь этот испытуемый назвал Б., второй его выбор «-пал»- на А., а третий — на Г. Аналогичным образом могут быть легко прослежены направленность и очередность выборов остальных членов группы.

Графа «-Суммарное количество выборов, полученных членом группы»- содержит информацию об особенностях внутригрупповой социометрической структуры обследуемого сообщества, позволяет выявить тех, кому симпатизирует большинство членов группы, к кому партнеры по взаимодействию питают антипатию, а к кому относятся, по сути дела, индифферентно. Что касается приведенного примера, то можно со всей уверенностью говорить о наличии в данной группе ярко выраженной социометрической «-звезды»- (испытуемый Б. получил максимально возможное число выборов — шесть) и изолированного члена сообщества — испытуемый Е. (этот испытуемый не получил ни одного выбора).

Вряд ли у кого-нибудь может вызвать серьезные сомнения то, что в рассмотренном случае нет необходимости специально доказывать, что в лице Б. мы имеем, несомненно, высокостатусного в социометрическом плане члена группы, а положение Е. во внутригрупповой системе эмоциональных взаимоотношений никак нельзя расценить иначе, как неблагополучное. В то же время, как показывает исследовательская практика, далеко не всегда складывается столь однозначно интерпретируемая ситуация. В связи с этим нередко возникает потребность в математически выверенном определении тех цифровых показателей индивидуального социометрического статуса, которые бы позволили безоговорочно «-отдифференцировать»- высокостатусных и низкостатусных в социометрическом плане членов группы от остальных их товарищей по сообществу. Для решения этой задачи существует специальная статистическая процедура, позволяющая довольно точно определить верхнюю и нижнюю критические границы доверительного интервала643, лишь с учетом которых в каждом конкретном случае можно с уверенностью отнести того или иного испытуемого к категориям высоко- или низкостатусных в социометрическом плане членов группы)644.

Несмотря на несомненные удобства матричной формы компоновки эмпирического материала, экспериментатор, как правило, не ограничивается лишь ее построением, а, добиваясь большей наглядности, прибегает еще и к графическому изображению полученных в ходе социометрического исследования результатов. В этом случае, опираясь на материал, составляющий содержательную суть социометрической матрицы, он строит социограммы, которые по своему характеру могут быть как групповыми (т. -е. иллюстрирующими специфику межличностных отношений в обследованный группе в целом), так и индивидуальными (т. -е. отражающими особенности взаимосвязей в рамках группы членства какого-то одного конкретного испытуемого, который по тем или иным причинам привлек к себе особое внимание экспериментатора).

Вряд ли имеет смысл специально останавливаться на подробном описании способов построения различных социограмм хотя бы потому, что это уже неоднократно и притом квалифицированного сделано в целом ряде имеющих выраженный методическо-обученческий характер материалов. Так, например, достаточно развернутая информация о социограммах (конвенциональной, индивидуальной, социограмме — «-мишени»-) содержится во вполне доступном самому широкому читателю сборнике научных трудов «-Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе»- (М., 1979).

Наряду с матричной и чисто графической формой изображения результатов социометрии, при анализе полученных в ее ходе эмпирических данных традиционно используются разнообразные количественные индексы. Надо сказать, что число этих индексов так велико, что даже простое перечисление их названий заняло бы слишком много места. Кроме того, и обоснование их введения, и сама процедура их вычисления неоднократно и достаточно подробно описаны в целом ряде работ. В связи с этим здесь, по-видимому, более целесообразно отослать читателей к работам Я. -Л. -Коломинского, И. -П. -Волкова, В. -И. -Паниотто и др.645, нежели еще раз воспроизводить давно известное и многоразово тщательно прописанное.

Значительно более целесообразно здесь хотя бы кратко описать процедуру и способ обработки одной из вариаций социометрической методики, которая, будучи достаточно эффективным приемом изучения характера внутригруппового структурирования, по малопонятным причинам неоправданно редко используется в исследовательской практике. Эта модификация социометрии предложена Я. -Л. -Коломинским, использовавшим достоинства социограммы и разработавшим графический способ обследования, прямо направлена на выявление реальных социометрических персональных статусов членов группы.

Непосредственно перед началом собственно экспериментального этапа испытуемым раздаются бланки, на каждом из которых начерчена четырехорбитная социограмма. Кроме того, на этих же бланках размещены пофамильно списки обследуемого сообщества. Затем экспериментатор знакомит участников эксперимента с инструкцией, согласно которой они должны найти на социограмме место для каждого члена группы в зависимости от того, насколько ему симпатизируют его партнеры по взаимодействию и общению. При этом если, по мнению отвечающего, данный член группы «-пользуется симпатией абсолютного большинства»-, то соответствующий его фамилии порядковый номер вписывается в центральный круг- если он «-пользуется симпатией многих»-, его порядковый номер в списке фиксируется на второй от центра орбите- если он «-пользуется симпатией лишь некоторых»- членов группы, обозначающий его номер размещается на третьей орбите- в том же случае, когда, с точки зрения опрашиваемого, данный член общности «-не пользуется симпатией окружающих»-, ему отводится место на четвертой, внешней орбите социограммы. Таким образом, каждый испытуемый должен оценить, кроме своего собственного, положение всех членов группы.

После того, как все испытуемые завершают выполнение экспериментального задания, можно приступить непосредственно к вычислению персонального социо-метрического статуса каждого участника эксперимента, используя при этом формулу:

Si = (4n1i+3n2i+2n3i+1n4i) / (N — 1)

где ni — число членов группы, поместивших данного человека на соответствующую (первую, вторую, третью или четвертую) орбиту- N — число членов группы, участвовавших в эксперименте.

Другими словами, оцениваемому начисляется за каждый случай приписывания его: к первой орбите — четыре балла, ко второй — три балла, к третьей — два балла, а к четвертой — один балл.

На основании полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырех внутригрупповых статусных слоев. К первой, наиболее в социо-метрическом плане высокостатусной категории лиц могут быть отнесены члены группы с показателями 4—3,5 балла, к самой низкостатусной категории членов группы — те, кто имеет соответствующие показатели в диапазоне от 1,5 до 1 балла. Показатели двух промежуточных — «-второй»- и «-третьей»- — категорий равны соответственно 3,5—2,5 и 2,5—1,5 баллам.

Проиллюстрируем необходимые подсчеты хотя бы одним конкретным примером вычислений. Предположим, что один из членов уже известной нам группы, испытуемый Д., получил следующие оценки со стороны шести своих товарищей по взаимодействию и общению: один из них поместил его в центральный круг социограммы, один — на второй орбите, трое — на третьей и один — на четвертой, внешней орбите. В этом случае:

Sд = (4&times-1+3&times-1+2&times-3+ 1&times-1) / (7-1) = 2,33 &asymp- 2,3

Как видим, мы имеем все основания отнести испытуемого Д. -к членам группы — представителям третьего слоя во внутригрупповой социометрической структуре обследованного сообщества.

Данная процедура и самого обследования, и обработки эмпирического материала, на первый взгляд, лишь с некоторой натяжкой может быть отнесена к классу социометрических методик. Казалось бы, с не меньшим основанием она может рассматриваться как одна из вариаций обычной взаимооценки по принципу ранжирования. И все же основные параметры ее возможностей и ограничений не выходят за содержательные рамки социометрического метода.

Оценивая преимущества и недостатки социометрической процедуры в любой ее модификации, а также достоинства и слабости различных смежных с ней методических приемов (например, аутосоциометрии646), следует, наряду с их портативностью и компактностью, иметь в виду и то, что полученные в ходе такого обследования экспериментальные данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности самого поверхностного, непосредственного слоя межличностных отношений и дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества для другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы. Все это совершенно закономерно диктует необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования с помощью других социально-психологических методик и, в первую очередь, таких, как референтометрическая процедура, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов в группе, а также методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе.


640Морено -Дж. Социометрия. М., 1958.

641 Задаваемые вопросы могут быть отнесены к любой сфере жизнедеятельности группы. Как правило, этот выбор диктуется задачами и целями конкретного исследования. В то же время, как показывает реальная исследовательская практика, все многообразие подобных вопросов может быть условно отнесено к двум основным сферам групповой и личной жизни: «-эмоциональной»- и «-деловой»-. Указывая на это, еще раз подчеркнем, что подобная дифференциация допустима лишь условно, хотя в научном лексиконе и утвердились (достаточно прочно) такие термины, как «-эмоциональный социометрический критерий»- и «-деловой социометрический критерий»-. На то, что такое жесткое различение задаваемых при социометрическом обследовании вопросов по «-эмоционально-деловому»- признаку нередко является попросту смысловой «-натяжкой»-, указывает, в частности, и тот факт, что в исследовательской практике довольно часто используется «-смешанный»- социометрический критерий. Более того, есть все основания считать, что один из таких «-смешанных»- критериев (проективная ситуация необходимости межличностного выбора в условиях вынужденного переформирования группы) оказывается чуть ли не самым мощным. В качестве примера приведем один из возможных вариантов соответствующего данной ситуации вопроса: «-В случае расформирования или переформирования Вашей группы с кем из ее членов Вы хотели бы оказаться вместе в новом сообществе?»-

642 Как правило, цифры, отражающие очередность и направленность отклонения (отвержения), вносятся другим цветом в эту же матрицу.

643 Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. — М., 1979. — С. 18—21.

644 Бесспорно, такой путь обоснования вывода о характере внутригрупповой дифференциации в конкретном сообществе является наиболее доказательным, хотя и довольно трудоемким. Особенно резко возрастает объем вычислений в том случае, когда в исследовании задействовано большое число групп. В такой ситуации экспериментатор имеет возможность не заниматься столь длительными вычислениями критических границ доверительного интервала, а воспользоваться уже накопленным до него исследовательским опытом. По сути дела, речь идет об уже выявленных на практике нормах распределения социометрических выборов, позволяющих без дополнительных вычислений определить социометрический статус того или иного конкретного испытуемого. Правда, такие нормы обоснованы далеко не для всех видов групп. Наиболее выверенными на сегодняшний день они являются для школьных классов. Так, например, Я. -Л. -Коломинский на вполне репрезентативной выборке показал, что в условиях практически любого класса наиболее правомерно выделять как минимум четыре статусные категории школьников: социометрические звезды (шесть и более выборов), принятые, или предпочитаемые (три-пять выборов), непринятые (один-два выбора) и пренебрегаемые, или изолированные (ни одного выбора). Учитывая тот факт, что эти учебные группы, как правило, не превышают по своей численности 30 членов именно этот количественный «-формат»- и рассматривается как определяющий эти нормы, если речь идет о группах и с иной деятельностной направленностью.

645Волков -И. -П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970- Коломинский -Я. -Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1976- Паниотто -В. -И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975- Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. -М. -Жукова. М., 1981- и др.

646 Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. -М. -Жукова. — М., 1981.

Социометрия

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Социометрия [лат. societas — общество + греч. metreo — измеряю] — разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической С. лежит…

Социометрия

Новейший философский словарь

СОЦИОМЕТРИЯ, микросоциология (лат societas — общество и греч metreo — измеряю) — социологическая дисциплина, основанная на совокупности методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании…

Социометрия

Психологическая энциклопедия

(англ. sociometry) — теория и метод, разработанные австрийско-амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С….

Социометрия

Психологическая энциклопедия

1. Свободное значение – любая попытка измерить, квантифицировать или формализовать межличностные связи. Наиболее разработанным методом является метод Дж. Морено. 2. Специальное значение – методы и теория, созданные в значительной степени благодаря деятельности Джекоба Л. Морено…

Социометрия

Психологическая энциклопедия

(микросоциология) — созданные Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно — экспериментальный метод, тест социально-психологический, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных…

Социометрия

Психологическая энциклопедия

(sociometry) Морено описал целый ряд способов сбора данных о межличностных отношениях в группах. Один из таких подходов, получивший название С., привлек к себе большое внимание со стороны психологов и педагогов, поскольку обеспечивал простой метод измерения межличностной…

Поделиться:


Что такое социометрия? | Мичиганский центр психодрамы

Дж. Л. Морено был психиатром, родившимся в 1889 году в Румынии. Ему приписывают развитие групповой терапии, социодрамы и психодрамы. Одним из его основных вкладов является социометрия. Социометрия — это измерение социального выбора, то есть решений, как сознательных, так и бессознательных, которые принимаются в отношении межличностной принадлежности. Эти инструменты измерения могут быть использованы для облегчения изменений. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). На самом базовом уровне социометрия рассматривает различные аспекты человеческих отношений. Мы постоянно выбираем, с кем нам сотрудничать. Социометрия — это метод, который можно использовать для конкретизации и изучения этих вариантов. По словам Тиана Дейтона, тренера-преподавателя и практикующего психодраму, «ощущение себя избранным, неизбранным, отвергнутым, невидимым, изолированным или обладающим звездным статусом — это проблемы, которые естественным образом возникают в группах и в ходе социометрического исследования. Таким образом, социометрия предлагает способ изучения групп в их конкретной форме». (Дейтон, 2005, стр. 73).

Разрабатывая социометрию, Морено стремился создать научную методологию и набор инструментов вмешательства, которые можно было бы использовать для изучения и изменения основных человеческих чувств, таких как принятие и неприятие, особенно применительно к групповому процессу. Кроме того, изучать и, при необходимости, вмешиваться в способы организации групп с использованием различных социометрических показателей, таких как пары, кластеры, треугольники, расщепления и другие групповые образования. Это включает в себя оценку тех, к кому нас тянет, и тех, кто нас отталкивает. Мореноо хотел создать метод для изучения этого. (Дейтон, 2005, стр. 75).

Социометрия полезна при рассмотрении и измерении выбора, сделанного группой, а также отдельным человеком. Рассматривая социометрию, можно рассматривать ее с точки зрения группы или отдельного человека. «При использовании социометрии в группе выделяют четыре основные позиции, которые занимают индивидуумы: положительная звезда, звезда отторжения, изоляция и звезда несоответствия. Все эти должности имеют преимущества и обязательства». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Индивидов, которые проходят тщательный отбор, то есть получают наибольший выбор, называют «социометрическими звездами». Поскольку выбор может быть как положительным, так и отрицательным, так же как и социометрический титул, положительная социометрическая звезда логически получает наиболее положительный выбор, в то время как социометрическая звезда отказа — это человек, получивший наибольшее количество отрицательных выборов. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

Легко заметить привлекательность популярности, то есть положительной звезды, а не непопулярности, то есть отказной звезды. При дальнейшем рассмотрении становится ясно, что высокая избранность за положительное качество, навык или поведение также сопряжена с определенными потерями. Каждый положительный выбор несет в себе предполагаемую потребность ответить взаимностью или предпринять какое-либо другое действие, так как наличие такого количества положительных вариантов может стать бременем.

Звезда отторжения — противоположное. Этот человек не нуждается во взаимности, и ему не вменяется никакой ответственности. «Она также свободна от норм, правил и ожиданий группы. Было сказано, что положительный старт принадлежит группе, а звезда отказа принадлежит ему или ей самой». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Тем не менее, быть звездой отказа несет в себе свое потенциальное бремя. Когда это продолжается слишком долго или слишком экстремально, группа может начать запугивать или делать из негативной звезды козлов отпущения.

«Человек может находиться в изоляции, если он или она не выбирает и не выбирается на основании определенных критериев. Те, кто упорно выбирает изоляцию и кого упорно не выбирают, являются настоящими изолятами. Звезда несоответствия — это человек, который получает наибольшее количество несоответствующих решений». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Биография
  • Последние сообщения

Патрик Т. Бароне – адвокат по уголовным делам в Мичигане и соучредитель Мичиганского центра психодрамы. Он является сертифицированным тренером, преподавателем и практиком психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он также является сертифицированным тренером по психодраме. Патрик применил свои психодраматические навыки в своей уголовно-правовой практике, а также при обучении юриспруденции и навыкам судебного разбирательства. Он также использовал социодраму, дополнительную форму психодрамы в деловой среде и библиодраму в религиозной среде. Он является автором главы под названием «Оживление Писания с помощью библиодрамы» для книги Адама Блатнера «Исследования действием: использование психодраматических методов в нетерапевтических условиях» (Paralax Productions, 23 февраля 2019 г.).). В качестве бизнес-консультанта г-н Бароне работал с владельцами и руководителями предприятий любого размера по всему Мичигану. Кроме того, г-н Бароне продолжает заниматься юридической практикой и является партнером-основателем и генеральным директором Barone Defense Firm.

Социометрия | AANZPA

Социометрия — это методология стимулирования, исследования и измерения межличностных отношений, изобретенная доктором Дж. Л. Морено (1889–1974). Цель социометрии состоит в том, чтобы повысить эффективность групповых задач и удовлетворение участников за счет повышения степени взаимности между людьми и большей подлинности в отношениях. Морено заметил, что группы и сообщества функционируют, когда людей привлекают или отталкивают от других, а также создаются последующие сети и модели взаимодействия. Он обнаружил, что когда люди выбирают, с кем они взаимодействуют, более высокий уровень удовлетворения от того, что они вместе, большее чувство сопричастности, достижение своей цели.

Долгосрочное исследование Морено

Раннее долгосрочное исследование Морено в Гудзонской школе для девочек в Нью-Йорке дало важные результаты. Частые побеги заставляли домашних искать инновационные решения. Морено пригласили поработать с девушками и персоналом. Он приступил к делу и предложил каждой девушке выбрать, с кем она предпочитает сидеть за трапезой. Их выбор был нанесен на карту и реализован. Уровень побегов резко снизился.

Социометрические методы

Социометрические методы разрабатывались с течением времени, исходя из принципа, что исследователь является активным членом группы. Материал, созданный группой, принадлежит членам группы. Не отнимается у исследователя и менеджеров принятие решений о группе. Социометрические вмешательства привносят гибкость в системы и группы, исследуя выбор людей, которые его делают, и отображая модели отношений, созданные этим выбором. Вдохновленные этой информацией, члены группы создают для себя новые шаблоны и укрепляют подлинное товарищество и большую взаимность в группе.

Сложные сети

Все группы имеют сложные сети, основанные как на ежеминутных социально-эмоциональных выборах, так и на долгосрочных психосоциальных сетях, которые сохраняются с течением времени. Идентифицируемые модели взаимодействия становятся очевидными. Эти сети отражают союзы, скрытые планы, подсистемы, подгруппы и изоляты, собирающиеся вокруг идентифицируемых лиц, их ценностей, убеждений и опыта. Некоторые связи закрепляются, а другие разыгрываются момент за моментом. Для того чтобы понять, что движет группой, необходима оценка сильных сторон и качеств отношений в группе. Людям любопытно узнать, в каком они положении по отношению к другим; в своей семье, с друзьями, со своим начальством, сверстниками и коллегами, а также интересуются отношениями других людей. Кто близок к маме, их менеджер, кто с кем не ладит. Кто будет выбран в проектные команды и на каком основании? К кому вы пойдете, чтобы узнать, что здесь происходит на самом деле?

Сопутствующая мера

Социометрия означает «сопутствующая мера». Морено разработал его как меру, новую науку. Он хотел создать общество, в котором все люди реализуют свой потенциал любить, делиться и смотреть правде в глаза. Он надеялся, что делая выбор открытым и активным, люди будут более спонтанными, аутентичными, а организации и групповые структуры станут свежими, ясными и живыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *