Социометрия это в психологии определение: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

Социометрия как метод изучения малых групп

Социометрия – это методология, согласно которой проводятся социологические исследования экономических, политических и других явлений. Она является достаточно распространённой в США и других странах мира, создана она на основе теоретической концепции Дж. Морено – американским психологом и социологом. В своей работе » Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе» он попытался передать суть и содержание данной науки.

Основатель социометрии Дж. Морено

Дж. Морено активно исследовал труды К. Маркса и во многом был согласен с ним, особенно экономических и политических отношений в обществе. При этом он высказывался негативно в отношении изучения К. Маркса только внешней составляющей общественной жизни. Он говорил, что К. Маркс в своих исследованиях совершенно не учитывал внутренние факторы, например, взаимосвязь психических факторов взаимоотношений между членами общества. Кроме того критике подвергается и исследование К. Марксом только больших социальных групп, он, по мнению Дж. Морено, не стремился изучать индивидуальность человека или малые социальные группы.

В основе социометрии Дж. Морено лежит метод, посредством которого происходит изучение психических факторов взаимоотношений между людьми. Автор выделяет три основные точки социометрического исследования:

  • Социум.
  • Метрум.
  • Действие.

Социум представлен субъектом межличностного общения, метрум – измерением. В силу сложившихся обстоятельств образовались основные области исследования: групповое, метрическое и действенное.

Основные идеи социометрии Дж. Морено

Дж. Морено регулярно делал особый акцент на экспериментальный метод социометрии. На этой особенности он и построил свой основной труд и название книги.

Определение 1

Социометрия по Дж. Морено – это математическое изучение психологических свойств населения: математическое измерение этих свойств, систематизация полученных данных и их количественный анализ.

Стоит заметить, что во время исследований небольших групп, он активно использовал понятия, которые имеют прямое отношение к естествознанию. Здесь и атом, а молекула, а математическая матрица, и заряд, и энергия. Всем им Дж. Морено придавал психический смысл и психологическое содержание. Ключевым термином социометрической науки автор выделяет социометрическую матрицу.

Определение 2

Социометрическая матрица – это воспроизведение микроструктуры изучаемого объекта или коллектива, т.е. всех психических взаимодействий, которые происходят внутри него.

Объясняются также и микроэлементы такого взаимодействия. Теле – это, по мнению автора, простейшая единица чувства, которая передаётся от одного человека другому. Социальный атом – это чувства, которые исходят от одного индивида к другому в совокупности. Также указываются такие элементы, как ядро отношений вокруг каждой личности и наименьшая социальная структура в коллективе.

Микро- и макроструктуры

Взаимодействие состоит из множества подобных структур, и каждая из них является совокупностью, так называемых влечений и отвращений, которые исходят от определённого индивида к другим конкретным и, наоборот, от них к нему. Эти взаимосвязи получили название психологические сети. Они глубоко и достаточно полно отображают психические взаимодействия в конкретном коллективе, а также его внутреннюю атмосферу или иными словами микроструктуру. Всё, вышеперечисленное является предметом для изучения науки социометрии.

Кроме микроструктуры Дж. Морено говорит и о макроструктуре коллектива. Здесь он имеет в виду внешние воздействия касательно сознания членов определённого коллектива. Они получили название макроотношений. Их смысл сводился только к пространственным группировкам людей, которые формируются в процессе их деятельности, здесь может быть как общественная, политическая, так и производственная.

Особое внимание Дж. Морено уделяет отношению соответствия и несоответствия между микро- и макроструктурой. В силу этого возникает необходимость искать варианты, при которых они будут полностью соответствовать. Это необходимо для нормальной деятельности и функционирования данного коллектива и его стабильной работы.

Для решения подобных задач используются несколько способов, посредством которых это проблемы искореняются:

  • Исследовательская процедура, которая занимается изучением организации группы.
  • Диагностирующая процедура, которая занимается установлением положения личностей в группе и положением групп в коллективе.
  • Терапевтическая процедура и политическая имеют одну цель – помочь индивидууму или группе приспособится к новым условиям.
  • Полная социометрическая процедура, служит для синтеза всех перечисленных выше операций.

Утопичность идей Дж. Морено состоит в том, что он пытался отыскать посредством социометрического экспериментального анализа способы, с помощью которых возможно достигнуть гармонии в различных коллективах и даже в обществе в целом. При этом он совершенно не учитывал анализ объективных факторов, а опирался на данные субъективного психологического содержания. Но, по сути, только глубокий диалектический анализ взаимодействия объективных и субъективных факторов может выявить научные представления о деятельности любых коллективов, а также определить адекватные меры для их дальнейшего улучшения.

Социометрия

Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. Поэтому производственные коллективы нуждаются в изучении. Одним из важных методов изучения малых групп является метод социометрического опроса.

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

В первой главе мною были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с возникновением и развитием социометрического метода. Во второй главе мною было дано определение трудового коллектива. Также проведено социологическое исследование, которое подтвердило гипотезу, выдвинутую мной в начале данной работы, приложения наглядно показывают структуру межличностных взаимоотношений в коллективе детского отделения ЦРБ г. Углегорска. Таким образом, цели и задачи, поставленные мной, выполнены в полной мере.

В ходе исследования было выявлено, что межличностные отношения вне рабочего времени у коллектива несколько лучше, чем в процессе трудовой деятельности. Это вызывает напряженность между коллегами и может помешать качественно, выполнять свои рабочие обязанности.

Чтобы этого избежать, можно попробовать сплотить коллектив, используя приемы командообразования, такие как неформальные выезды коллектива на отдых, проведения тренингов на сплочение, объединение всех участников коллектива, общей целью, которой они будут заинтересованы. Например, можно провести конкурс на лучшее отделение ЦРБ, в котором победителю будет вручаться денежная премия.

Также в ходе проведенного мной исследования было выявлено, что в коллективе есть один участник (Анна У. ), к которому коллектив относится негативно как при формальном, так и при неформальном взаимодействии. Исходя из этого, самым оптимальным вариантом для руководителя этого коллектива было бы стоит перевести этого сотрудника в другое отделение, так как вся конфликтность в данной группе исходит от этого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги

1.      Авеносов В.С. Тесты в социологических исследованиях. – М.: Наука, 1982. –  200 с.

2.      Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1994.-375 с.

3.      Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-2 изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.

4.      Бойко В.В., Ковалев А.Г. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1983. – 207 с.

5.      Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. СПб. : изд-во ЛГУ, 2002. -88с.

6.      Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во “Питер”, 1976.-207 с.

7.      Кузьмин Е. С., Основы социальной психологии. Лекции по методике     конкретных социальных исследований. М.: Академический Проект, 1972.- 201 с.

8.      Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1999.- 352 с.

9.      Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.

10. Морено Я.Л. Социометрии: экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проспект, 2004. – 315 с.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.  

12. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: АРК Бизнес Групп, 1979.-150с.

13. Парыгин Б.Д, Основы социально – психологической теории. –М.: Наука, 1971. – 186 с.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: «Академия», 2000. – 310 с.

15. Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006.– 480 с.

16. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 2003.- 416 с.             

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-384с

18. Толмачев Н.Г. Хурс М.Н. Социально – психологический климат трудового коллектива: условия формирования и возможности регулирования.- Минск: Изд- во Белорусского филиала НИИ труда СССР, 1990. – 218 с.

19. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 544 с.

20. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,   методы. М.: Изд-во Наука, 1972.- 248 с.

Статьи

21. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения //

Социс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.

Интернет ресурсы.

 

22. Психологический словарь «Мир психологии»:

http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=931 

23. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 г.:

http://voluntary.ru/dictionary/619/word/%D1%CE%D6%C8%CE%CC%C5%D2%D0%C8%DF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карточка социометрического опроса.

Уважаемый респондент!

Взаимоотношения в коллективе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность всей группы. В целях изучения взаимоотношений в Вашей группе просим Вас высказать лично свое мнение по поводу вопросов данной анкеты. Результаты исследования будут известны только исследователю.

 

.

Ф.И.О._____________________________________________________________

1.

А.С кем из своих коллег вы предпочли бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

                                           1) _______________  

                                           2) __________________

Б. С кем из своих коллег вы не хотели бы выполнять служебное задание? Укажите не более двух фамилий.

                                           1) _______________  

                                           2) __________________

2.

А. Кого из своих коллег Вы пригласили бы  на день рождения в первую очередь? Укажите не более двух фамилий.

                                             1) _______________

                                             2) __________________

Б. Кого из своих коллег Вы пригласили бы  на день рождения в последнюю очередь? Укажите не более двух фамилий.

                                              1) _______________  

                                              2) __________________

 

 

Приложение 2

Социомарица для изучения формальных отношений

 

 

 

 

 

 

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

«+»

«-»

1.Оксана М.

 

 

 

+

 

 

+

2

2

4

2.Ольга М.

 

 

 

 

+

+

 

2

2

4

3. Яна В.

 

 

 

+

+

 

 

2

2

4

4.Валерия Т.

 

 

 

+

 

 

+

2

2

4

5.Анна У.

 

 

 

+

 

 

+

2

2

4

6.Анастасия Ш.

+

 

+

 

 

 

 

2

2

4

7.Екатерина

 

+

 

 

 

+

 

2

2

4

8. Виктория Т.

+

 

 

 

+

 

 

2

2

4

9.Дарина С.

 

+

 

 

 

+

 

2

2

4

«+»

1

2

2

2

1

4

2

1

3

18

 

 

«-»

2

1

0

1

5

3

2

4

0

 

18

 

3

3

2

3

6

7

4

5

3

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

«+» — положительный выбор

«-» — отрицательный выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Социограмма для определения формальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Односторонний отрицательный выбор

              Обоюдный отрицательный выбор

              Односторонний положительный выбор

              Обоюдный положительный выбор

 

Приложение 4

Социоматрица для изучения неформальных отношений

 

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

«+»

«-»

1.Оксана М.

 

 

 

+

 

 

+

2

2

4

2.Ольга М.

 

 

 

 

 

+

+

2

2

4

3. Яна В.

 

 

 

+

 

+

 

2

2

4

4.Валерия Т.

+

 

 

+

 

 

 

2

2

4

5.Анна У.

 

 

+

 

 

 

+

2

2

4

6.Анастасия Ш.

+

 

 

 

 

 

+

2

2

4

7.Екатерина

 

+

 

 

 

+

 

2

2

4

8. Виктория Т.

 

 

+

 

+

 

 

2

2

4

9.Дарина С.

+

 

 

+

 

 

 

2

2

4

«+»

2

2

1

1

1

3

2

2

4

18

 

 

«-»

1

2

5

6

1

1

2

 

18

 

3

4

1

6

7

4

3

4

4

 

 

36

Что такое социограмма? | Определение из TechTarget

К

  • Коринн Бернштейн

Социограмма – это графическая база данных, отображающая отношения между людьми в группе для отображения социальной сети группы. Социолог Джейкоб Л. Морено разработал социограмму в середине -х годов века как метод количественного анализа социальных отношений в тюрьмах и исправительных учреждениях. Его целью было создать социометрический инструмент, который помог бы администраторам узнать, как взаимные и невзаимные модели общения, статус, союзы и скрытые цели влияют на способность группы оставаться сплоченной.

Социограммы для небольших групп часто могут быть созданы путем прямого наблюдения, но картографирование больших групп выигрывает от опросов, в которых задаются вопросы об отношениях человека с другими членами группы. В бизнесе социограммы часто используются для получения информации, которая поможет создать более эффективные модели общения, улучшить активное участие участников в проектах и ​​способствовать развитию культуры инноваций. Это особенно важно в крупных организациях с иерархической корпоративной культурой.

Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг впервые использовал термин «социальный граф» в 2007 году для обозначения сети связей и отношений, задокументированных участниками Facebook.

Когда маркетологи начали понимать потенциал использования социограмм для увеличения доходов, разработчики программного обеспечения отреагировали, упростив поиск лидеров групп и экспериментирование с маркетинговыми кампаниями влиятельных лиц.

См. также: Apache Girafe, поиск по графику

Последнее обновление: июнь 2018 г.

электронная библиотека

Электронная библиотека представляет собой набор цифровых объектов, таких как книги, журналы, аудиозаписи, видеозаписи и другие документы, доступные в электронном виде.

Сеть

  • система управления сетью

    Система управления сетью, или NMS, представляет собой приложение или набор приложений, которые позволяют сетевым инженерам управлять сетевыми …

  • хост (в вычислениях)

    Хост — это компьютер или другое устройство, которое обменивается данными с другими хостами в сети.

  • Сеть как услуга (NaaS)

    Сеть как услуга, или NaaS, — это бизнес-модель для предоставления корпоративных услуг глобальной сети практически на основе подписки.

Безопасность

  • криптокошелек (криптовалютный кошелек)

    Крипто-кошелек (криптовалютный кошелек) — это программное или аппаратное обеспечение, позволяющее пользователям хранить и использовать криптовалюту.

  • обратная атака грубой силы

    Атака методом обратного перебора — это тип атаки методом перебора, при которой злоумышленник использует общий пароль против нескольких …

  • Защита от эксплойтов Защитника Windows

    Microsoft Windows Defender Exploit Guard — это программное обеспечение для защиты от вредоносных программ, обеспечивающее защиту от вторжений для пользователей ОС Windows 10.

ИТ-директор

  • SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз)

    SWOT-анализ представляет собой основу для выявления и анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз.

  • ИТ-стратегия (стратегия информационных технологий)

    ИТ-стратегия (стратегия в области информационных технологий) представляет собой всеобъемлющий план, в котором излагаются способы использования технологий для удовлетворения потребностей ИТ и …

  • цифровой прорыв

    Цифровой прорыв — это изменение, которое происходит, когда новые цифровые технологии и бизнес-модели влияют на ценностное предложение …

HRSoftware

  • Эффект хоторна

    Эффект Хоторна — это изменение поведения участников исследования в ответ на их знание о том, что они …

  • командное сотрудничество

    Совместная работа в команде — это подход к коммуникации и управлению проектами, который делает упор на командную работу, новаторское мышление и равенство …

  • самообслуживание сотрудников (ESS)

    Самообслуживание сотрудников (ESS) — это широко используемая технология управления персоналом, которая позволяет сотрудникам выполнять множество связанных с работой . ..

Служба поддержки клиентов

  • персонализация контента

    Персонализация контента — это стратегия брендинга и маркетинга, в которой веб-страницы, электронная почта и другие формы контента адаптированы к …

  • многоканальный

    Омниканальность — также пишется как «омниканальность» — это многоканальный подход к продажам, который направлен на то, чтобы предоставить клиентам беспрепятственную …

  • видео для покупок

    Видео с возможностью покупки — это способ, с помощью которого потребители находят товары и совершают покупки по ссылкам в видео.

быстрый бегун: СОЦИОГРАММА И СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОГРАММА И СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОГРАММА И СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Термин социометрия определяется как измерение социальных отношений, которые существуют среди членов группы. Социометрические методы пытаются описать внимания или репутации между членами группы, используя их, чтобы указать, кого они будут выбирать или отвергать в различных образовательных ситуациях для изучения социальных адаптация, групповая динамика, учебная дисциплина и другие проблемные области, которые предполагает общественные отношения.

СОЦИОГРАММА

социограмма часто используется классными руководителями, советниками или психологами. изучать межличностные отношения в группах. В исследовательской ситуации это используется для изучения проблемы обучения, мотивации, дисциплины и группы динамика.

ЗВЕЗДА

Звезда ученик, которого выбирает большинство учеников в классе.

КЛИК

Клика это небольшая группа из нескольких студентов, которые выбирают друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *