16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологии
16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе. Шпаргалка по социальной психологииВикиЧтение
Шпаргалка по социальной психологии
Челдышова Надежда Борисовна
Содержание
16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе
Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цели социометрической процедуры:
1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.
Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.
Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.
Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.
Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.
Формы социометрической процедуры:
1) непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.
2) параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе
26. Методы оценки межличностных отношений в малой группе Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:1) социометрическое;2) социологическое;3) школа «групповой динамики». Американский психолог Д. Морено, рассматриваясовокупность эмоциональных
22. Понятия общения и межличностных отношений
22. Понятия общения и межличностных отношений Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии,
36. Психология межличностных отношений
36. Психология межличностных отношений Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная
37. Формы межличностных отношений
37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и4.1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах
4.1. Общая характеристика межличностных отношений в разных этносах Исследования межличностных отношений в моноэтнической среде в России и за рубежом уже проводились (Обозов, 1979; Кон, 1987, 2005; Гозман, 1987; Мясищев, 1998; Шибутани, 1998; Куницына, Казаринова, Погольша, 2001; Резников,
4.
2. Динамика межличностных отношений в различных этносах4.2. Динамика межличностных отношений в различных этносах В США получила широкое распространение социальная «теория проникновения», базирующаяся на теории обмена, включающая четыре стадии развития межличностных отношений (ориентация, пробный аффективный обмен,
Нестабильность межличностных отношений
Нестабильность межличностных отношений Для отношений характерно чередование крайностей – от идеализации до полного обесценивания. В подобных ситуациях такие люди чрезвычайно быстро разочаровываются в своих избранниках, которые, как им кажется, не оправдывают их
Изучение межличностных отношений в классе
Изучение межличностных отношений в классе Для дополнения психологических данных о классе как интегральной общности («единый социальный организм») надо выяснить структуру межличностных отношений по симпатиям в нем, воспользовавшись классическим социометрическим
ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОРИЕНТИРВ ПОНИМАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Свой страх изоляции индивид обычно пытается ослабить с помощью межличностных контактов: он нуждается в присутствии других, чтобы утвердить свое существование; стремится быть поглощенным другими, представляющими собой в его
§ 5.
Психология общения и межличностных отношений§ 5. Психология общения и межличностных отношений Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.«Человек — это узел связи», —
Значение межличностных отношений
Значение межличностных отношений
On Relationship (Психология межличностных отношений)
On Relationship (Психология межличностных отношений) Bertine, Eleanor. Close Relationships: Family, Friendship, Marriage. Toronto: Inner City Books, 1992.Sanford, John. The Invisible Partners: How the Male and Female in Each of Us Affects Our Relationships. New York: Paulist Press, 1980.Sharp, Daryl. Getting to Know You: The Inside Out of Relationship.
3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений
3.3. Методы коррекции межличностных и сексуальных отношений Формирование их шло постепенно. Вначале я работал только с больными неврозами традиционными способами: лекарства, гипноз, аутогенная тренировка и пр. Больным становилось легче, но через 2–3 месяца они
Групповая социометрия — 📙 Социология
- Исследование межличностных отношений в группе
- Процедура социометрии в социальной психологии
В начале прошлого века Джекоб Морено разработал технику социометрического исследования. Применяется данная техника для анализирования и последующего улучшения межличностных отношений в группе или за ее пределами. Необходимо это для того, чтобы предотвратить возможные конфликты и низкие результаты продуктивности, которые могут возникнуть из-за симпатий или антипатий внутри группы.
Исследователи, занимающиеся социометрией, судят о совместимости людей внутри группы на предмет социального и психологического соответствия участников. Определяется типология социального поведения у людей, которые по тем или иным причинам должны взаимодействовать друг с другом.
Также благодаря данной методике можно определить лидера в группе, который может формальным или неформальным. Для того чтобы продуктивность команды была максимальной может осуществляться перегруппировка, которая необходима для избегания конфликтов или недопониманий, возможно наблюдающихся между некоторыми членами группы.
Преимущества социометрии следующие:
- Исследование может проводиться в довольно большой группе, но не превышающей 30-ти лиц;
- Исследование не занимает много времени, на процесс уходит в среднем 15-20 минут.
Благодаря социометрии можно собрать информацию, на основе которой будут составляться и реализовываться дальнейшие действия. Такая методика имеет популярность в случаях, когда в группе наблюдаются противоречия, вызванные разными ценностями или взглядами. В таком случае производится постепенное решение имеющихся проблем. Социометрический метод не является единственным способным к решению проблем внутри группы. Для решения более глубоких проблем, связанных не с группой, а с конкретным человеком, используются иные методики.
Прежде всего исследователь знакомится с группой, что необходимо для составления необходимых критериев. Если исследователь неправильно проведет анализ группы и отношений внутри нее, то социометрический метод может не иметь ожидаемую эффективность. Для продуктивной и эффективной работы исследователь должен иметь глубокие знания в социальной психологии, а также опыт в проведении подобных исследований. Такой человек должен уметь доносить свою точку зрения для того, чтобы исследуемые были откровенны и не думали о том, что их слова могут привести к негативным последствиям.
При использовании социометрической техники исследователем отмечаются определенные шаги, по которым исследование будет проводиться. Вначале выбираются исследуемые объекты, а после формулируются гипотезы и предположения, касающиеся участников группы. При этом участники изначально осведомлены о том, что исследование не является анонимным. Поэтому им следует давать максимально откровенные ответы, а также знать, что их действия и слова не могут привести к ухудшению, а только к улучшению межличностных отношений.
Участники должны ответить на несколько вопросов, ответы на которые помогут выяснить формального и неформального лидера группы, а также изгоя. Исследуемая группа отвечает на пару вопросов, после чего заполняет форму, где должна указать того, кому отдает предпочтение; того, кому бы отдала предпочтение при условии, что выбранного ранее не было бы; а также того, кто бы был лидером если бы не было двух первых. Далее исследователем зачитываются вопросы и проводится инструктаж.
Процедура социометрии может иметь как непараметрическую форму, так и параметрическую. Первая подразумевает то, что участник на определенный критерий может дать бесчисленное множество ответов. Такой метод позволяет проанализировать весь спектр эмоций, которые имеют место в группе, а также сделать более глубокий анализ групповых отношений.
Вторая же форма предполагает то, что участник ограничен в количестве своих ответов. При использовании параметрической методики можно указать только три ответа, касающихся одного критерия. Такой метод проще в обработке исследователем полученной информации, которая к тому же будет более достоверной, т.к. простора для раздумий куда меньше.
Каждая из методик отличается своими плюсами или минусами, но, несмотря на все, обе активно используются. Выбор методики зависит от исследователя и его отношения к тому, что нужно улучшить, подкорректировать или изменить в конкретной группе. Но большую роль также играет не выбор методики, а точность попадания исследователя в предполагаемую проблему группы.
Социометрический статус (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Определение социометрического статуса
Социометрический статус относится к тому, насколько ребенок нравится и замечается сверстниками. Он отражает более широкую классификацию признания сверстников, чем простая дружба. Социометрические категории включают популярных, отвергнутых, заброшенных, противоречивых и средних детей. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют значительную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.
Оценка социометрического статуса
Социометрический статус оценивается путем просьбы детей назвать сверстников, которые им больше всего нравятся и не нравятся, оценить каждого сверстника по шкале от очень нравится до очень не нравится или указать предпочитаемых товарищей по играм из разных пар детей. Учителя, родители и исследователи также могут предоставить свои наблюдения. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.
Социометрические категории
PopularПопулярные дети получают много положительных и несколько отрицательных номинаций. Они хорошо нравятся другим. Популярные дети готовы к сотрудничеству, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они редко проявляют разрушительное и негативное поведение. Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить то, что они хотят, не прибегая к агрессии. Популярные дети также, как правило, демонстрируют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом, популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.
ОтклоненоОтклоненные дети получают много отрицательных и несколько положительных номинаций. Их активно не любят. Отверженные дети демонстрируют меньше положительных социальных навыков и черт, чем дети из других групп, и они демонстрируют более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования выявили два типа отверженных детей: дети, которые демонстрируют разрушительное и агрессивное поведение, и дети, которые социально тревожны и замкнуты.
Дети из отвергнуто-агрессивной группы демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толкание и драка, и деструктивного поведения, такого как нарушение правил. Они также могут проявлять склонность к враждебной атрибуции или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один ребенок роняет художественный проект, а второй ребенок наступает на него до того, как его удается поднять, сценарий неоднозначен; неясно, наступил ли на него второй ребенок намеренно или случайно. Хотя неотверженные дети признают двусмысленность, отвергнутые-агрессивные дети могут предположить, что негативное действие было преднамеренным, и впоследствии ответить агрессивным возмездием. Это агрессивное возмездие воспринимается как необоснованное теми, кто осознал ситуационную двусмысленность, которая подпитывает цикл отвержения сверстников.
Другие дети могут быть отвергнуты, потому что они проявляют социально тревожное поведение. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робки и осторожны в социальных ситуациях, что приводит к неудобным, неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как поведут себя эти дети, и они могут быть менее склонны приближаться к ним. Социально тревожные дети могут затем уйти от будущих социальных ситуаций. У отвергнутых и замкнутых детей, по-видимому, отсутствуют социальные навыки, которые делают возможным беспрепятственное взаимодействие со сверстниками.
БезнадзорныеБезнадзорные дети получают несколько положительных и несколько отрицательных номинаций. Они редко проявляют разрушительное и агрессивное поведение и проявляют меньше общительности, чем их сверстники. Однако исследования показывают, что безнадзорные дети не подвергаются большому риску негативных последствий. Действительно, в более структурированной деятельности эти дети проявляют больше общительности. В противном случае они могут предпочесть одиночную деятельность, что в конечном итоге способствует их заброшенному статусу. Безнадзорных детей не любят. Их просто не замечают.
СпорныеСпорные дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Они очень нравятся одним детям, но активно не нравятся другим. Эти дети проявляют такое же агрессивное поведение, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением. Подобно популярным детям, они, как правило, имеют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Их положительное поведение и качества компенсируют более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей менее последовательны в отношении противоречивых детей, возможно, потому, что противоречивые дети сдерживают свои агрессивные проявления в присутствии взрослых. Хотя спорные дети проявляют агрессивное поведение, они также готовы к сотрудничеству и общительны.
В среднемВ среднем дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций. Они не вписываются ни в одну из наиболее крайних категорий. К этой категории относится большинство детей. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.
Стабильность социометрического статуса и последствия
В течение коротких периодов времени, таких как несколько недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети в заброшенных и спорных категориях могут колебаться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков. В более длительные периоды рейтинги стабильности для отвергнутых детей выше, чем для других групп. Другими словами, дети, пользующиеся популярностью, пренебрежением или вызывающими споры в детстве, могут сохранять или не сохранять этот статус несколько лет спустя. Однако дети, которых активно отвергают в раннем возрасте, по-прежнему имеют тенденцию быть отвергнутыми через несколько лет. Без вмешательства они не приобретают социальные навыки, необходимые им для признания сверстников.
Отверженные дети, особенно отверженные агрессивные дети, подвержены высокому риску негативных последствий, таких как правонарушения, гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами. Кроме того, они подвержены более высокому риску, чем другие группы, чувства одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, эти дети могут извлечь пользу из вмешательств. Родители и учителя, которые обучают детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и взаимодействовать с незнакомыми сверстниками, а также моделировать и укреплять социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном счете, дети, которые узнают о подходящем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и иметь лучшие отношения со сверстниками.
Ссылка:
- Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М. и Патти Л. (1993). Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса. Психологический бюллетень, 113, 99-128.
Подробнее:
- Методы исследования социальной психологии
Учебные заметки по социометрии | Социальные исследования
РЕКЛАМА:
В этой статье приводятся учебные заметки по социометрии.
Социометрия занимается выявлением влечений и отталкиваний между членами группы, между группами (миниатюрными социальными системами) или подгруппами или между подгруппой и индивидуумами. Социометрия включает набор операций, принципиально отличающихся от метода, используемого Эмори Борадгусом для измерения социальной дистанции.
Хелен Дженнингс, одна из пионеров в области социометрических исследований, описала социометрию как средство графического и прямого изображения общей конфигурации отношений между членами группы в некоторый данный момент времени. Такая картина позволяет сразу увидеть основные линии коммуникаций и весь калейдоскоп притяжений и отталкиваний между членами группы.
РЕКЛАМА:
Для Франца, «Социометрия — это метод, используемый для обнаружения и манипулирования социальной конфигурацией путем измерения притяжения и отталкивания среди людей в группе».
Основным методом, используемым в социометрии, является социометрический тест; социометрические методы имеют отношение к группе приемов, включая социометрический тест, которые заключаются в том, чтобы каждый член группы имел возможность или не хотел бы участвовать в той или иной деятельности, имеющей отношение к жизни группы. .
В зависимости от характера группы участников могут попросить указать, с кем (из числа других членов группы) он/она хотел бы или не хотел бы быть связан в игре, учебе, решении задач. решение, ужин, одалживание и заимствование и т. д.
То, какой тип взаимодействия между членами станет центром внимания исследователя, зависит, помимо его целей, от характера и функций группы. Как правило, социометрические исследования используют наблюдение, анкеты и графики интервью.
РЕКЛАМА:
Иногда для защиты соответствующей информации может также использоваться проверка записей. Но социометрию правильнее считать методом анализа, а не просто методом сбора данных.
Исследователь должен наблюдать за поведением участников, если он хочет знать, что на самом деле происходит в группе. Во время такого наблюдения исследователь концентрируется на том, как ведут себя участники, как они взаимодействуют друг с другом, каков характер их отношений, кто инициирует взаимодействие (ориентирующая роль), кто играет объектную роль и т. д.
Предположим, мы проводим наблюдение, направленное на выяснение модели поведения учеников класса государственной школы в обмене поздравлениями с Новым годом.
Мы можем обнаружить, что один ученик может считаться самым популярным членом класса, если он получает максимальное количество приветствий; социометрическая «звезда», если использовать язык социометрии. Мы также можем обнаружить, что некоторые студенты не получают поздравительных открыток.
РЕКЛАМА:
В социометрической терминологии это «изолированные». Далее мы можем обнаружить, что среди студентов имел место взаимный обмен поздравительными открытками, например, А посылает Б, а Б посылает А. Это известно как «взаимный обмен». В ходе наших наблюдений мы можем встретить клики, т. е. подгруппы учащихся, внутри каждой из которых произошел взаимный обмен приветствиями.
Социометрические анкеты и интервью используются для получения от каждого лица информации о других членах группы, с которыми они хотели бы или не хотели бы участвовать в том или ином типе взаимодействия, а также их мыслей об этом взаимодействии.
Вопросы, включенные в социометрическую анкету/таблицу, направлены на получение информации от каждого человека в группе о том, кого из других членов группы он хотел бы или не хотел бы видеть в качестве товарища по играм, соседа по комнате, коллеги и т. д.
Иногда человека просят назвать всех людей в группе, которых он хотел бы выбрать или отвергнуть; то есть нет никаких ограничений для респондента ограничивать свой выбор или отказы первыми тремя или четырьмя людьми в порядке предпочтения. Но если группа многочисленна, отдельного респондента обычно просят указать свой выбор или отказ первым нескольким людям в порядке предпочтения.
РЕКЛАМА:
Сам Морено настаивал на том, чтобы запрашивать неограниченное количество вариантов выбора или отказов, т. е. он рекомендует разрешить респондентам указывать весь диапазон выбора или отказов без каких-либо ограничений.
Конечно, нельзя отрицать, что такая свобода, предоставленная отдельным членам группы, имела бы большое значение для получения чувствительного и объективного портрета межличностных отношений в группе.
Но практические соображения часто требуют ограничения для отдельного респондента указывать свой выбор или отказы только до определенного числового предела (три или четыре). Если группа, подвергаемая социометрическому анализу, велика, такое ограничение в значительной степени становится необходимым.
Предположим, мы хотим провести социометрический тест в классе учащихся. Мы можем попросить каждого ученика класса указать, каких трех (или более) учеников он хотел бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения у себя и в каком порядке он предпочел бы пригласить тех, кого он хотел бы пригласить.
РЕКЛАМА:
Мы также можем попросить каждого студента указать, каких трех (или более) студентов он не хотел бы приглашать на свой день рождения и в каком порядке он будет отказываться.
Если респонденты считают, что их выбор или отказ будут использованы в качестве основы для фактической реструктуризации группы или для осуществления последующих договоренностей или перегруппировок, существует большая вероятность того, что они будут отвечать на социометрические вопросы со всей искренностью.
По крайней мере, это обычное и разумное предположение. Так, в социометрических исследованиях исследователь обычно предваряет свой вопрос заверением респондентов в том, что их выбор в отношении игр, условий жизни, учебы и т. д. будет активно учитываться при внесении изменений в преобладающие условия или в последующих действиях. договоренности.
Несмотря на то, что Морено и его коллеги применяли социометрический метод с особой осторожностью и настаивали на использовании этого метода только при определенных условиях, социометрический метод использовался довольно широко и довольно часто без особой осторожности.
РЕКЛАМА:
Популярность этого метода может быть объяснена простотой и графическим характером «социограммы», которую можно точно описать как диаграммное средство представления основных основ межличностных отношений между членами группы и чувства, лежащие в основе этих отношений. Социометрические данные также можно обобщить с помощью таблицы N x N. Такая таблица является основой матричного анализа.
Попробуем разобраться с таблицей N x N на примере. Предположим, мы спросили каждого из пятнадцати учеников, составляющих класс, кого (среди остальных четырнадцати) они хотели бы пригласить на вечеринку по случаю дня рождения. Предположим также, что мы попросили каждого студента сделать это в порядке его предпочтения. Мы можем представить эти данные в таблице N x N (поскольку в группе пятнадцать студентов, таблица будет иметь размер 15 x 15).
Цифры 1, 2, 3, показанные в различных ячейках таблицы ниже, обозначают предпочтения. 1 представляет первый предпочтительный выбор. Как показано в таблице ниже, А отдал предпочтение Б в качестве приглашенного на вечеринку по случаю дня рождения.
Аналогично, цифры 2 и 3 в таблице обозначают соответственно второе и третье предпочтения. Как видно из таблицы, C отдает второе предпочтение A и третье предпочтение E. Точно так же D отдает первое предпочтение A, второе C и третье E. Таким образом, в целом социометрическая матрица, показанная выше, изображает в весьма понятной форме межличностные отношения между студентами класса.
Те же самые данные могут быть представлены в виде социограммы.
Социограмма: демонстрация моделей выбора на дне рождения:
Изучив представленную выше социограмму, мы находим, что А является наиболее часто выбираемым человеком. Он обеспечил наибольшее количество вариантов, т. е. восемь. Из них три являются выбором первого предпочтения, четыре второго предпочтения и одно третье предпочтение.
На языке социометрии мы можем обозначить А как «звезду», например, он самый популярный ученик в группе. С точки зрения общего количества вариантов выбора, D и E (каждый из которых получил по 7 вариантов, независимо от предпочтений) идут дальше. Но с точки зрения предпочтений их положение не сравнимо с A, поскольку у D есть только 2 первых предпочтения, тогда как у E только 1.
Следует отметить, что C, G и B получили соответственно 5, 5 и 4 выбора, но каждый из них получил 3 первых предпочтения. B заручился первым предпочтительным выбором от A, который является «звездой» (как таковой, этот первый предпочтительный выбор, качественно говоря, значит больше, чем любой другой первый предпочтительный выбор). Такие качественные различия являются важными аспектами социометрического анализа.
РЕКЛАМА:
В социограмме мы видим, что 0 не был выбран ни одним учеником и, таким образом, является изолятом на социометрическом языке. Некоторые случаи взаимного выбора также появляются на социограмме, например, А выбрал Б, а Б ответил взаимностью на чувства А.
Точно так же K и N предоставили друг другу третьи предпочтения. Социограмма также представляет взаимный выбор, качественно неравный, например, D указал свой первый предпочтительный выбор для A, но A дал второй предпочтительный выбор для D.
Если бы мы имели группу, значительно большую, чем та, которая представлена на социограмме, соответствующий рисунок мог бы показать существование подгрупп или клик внутри большей группы. Приведенная выше социограмма представляет модель выбора в отношении приглашения на вечеринку по случаю дня рождения.
Мы могли бы также задать учащимся класса вопросы, чтобы узнать модель выбора/отвержения в отношении других критериев. Например: «Кого бы ты выбрал в качестве товарища по играм?» или «с кем бы вы хотели разделить обед?» д., вот некоторые из вопросов, которые можно было бы задать.
Социометрические вопросы о том, что ситуации или события, о которых задаются вопросы, должны быть такими, с которыми члены группы знакомы, и вопросы должны казаться реалистичными в контексте группы.
То есть события или ситуации не должны казаться респондентам очень диковинными или надуманными и должны осмысленно вписываться в когнитивную структуру респондентов. Наконец, очень желательно поддерживать достаточную степень согласованности между интересующей нас социометрической структурой и критериями, относительно которых мы просим респондентов выразить свое согласие или неприятие.
РЕКЛАМА:
Анкеты и интервью являются основными инструментами проведения социометрических тестов. Они просты в управлении и могут быть переформулированы для соответствия различным ситуациям.
Студенты, занимавшиеся проверкой достоверности социометрических данных, обнаружили, что, несмотря на значительную изменчивость индивидуального выбора и моделей межличностных отношений внутри группы, баллы/показатели, основанные на социометрических данных, достаточно стабильны.
Социометрические методы с успехом использовались в исследованиях лидерства, моделей дружбы, групповых структур, социальной адаптации, предрассудков меньшинств, морали, общественного мнения и т. д. В области психиатрии (особенно групповой терапии) использование социометрии также оказался очень плодотворным.
Среди новаторских исследований лидерства с использованием социометрического метода особого упоминания заслуживает исследование, проведенное Хелен Дженнингс на студентках. Дженнингс рассчитал баллы выбора для каждого студента на основе выбора или отказа, полученных каждым из них.
Это исследование показало, что существует тесная связь между лидерским статусом студентов в сообществе и оценками выбора, полученными ими в ходе исследования.
Одним из наиболее важных результатов исследования Дженнингса было то, что лидерство не зависит от какой-либо определенной совокупности черт или личностных характеристик; это зависит скорее от поведенческих вкладов, сделанных человеком по отношению к другим членам группы.
РЕКЛАМА:
Фестингер, Шахтер и Бэк использовали социометрическую технику в своем исследовании влияния паттернов проживания на паттерны дружбы. Исследование выявило тот факт, что, хотя такие факторы, как возраст, интересы, социально-экономический статус и т. д., важны для формирования дружеских отношений, экологические факторы вносят значительный вклад в первоначальное формирование и укрепление дружеских отношений. .
Криссуэлл использовала социометрический метод в своем исследовании предрассудков этнических групп. Ей удалось ясно показать, что расовые предрассудки у детей развиваются только после определенного возраста.
Ротлисбергер и Дисксон в своем известном исследовании под названием «Менеджмент и рабочий» описали с помощью социометрических диаграмм межличностные отношения между рабочими в «Банковской электромонтажной комнате», экспериментальной группе, отобранной из более крупного комплекса «Хоторн». Электромонтажные работы.»
Во многих случаях невозможно изучать межличностные отношения в контексте какой-то конкретной конкретной ситуации. В такие моменты людей просят принять участие в воображаемой игровой ситуации или социальной драме с целью оценки характера их установок. Социальная драма имеет диагностическое, а также терапевтическое значение для участников.
Переменные, которые представляет социометрическая мера, обычно являются социальными и, как таковые, имеют дело с базовыми данными, которые социологи в основном интересуют в первую очередь индивидуумы, взаимодействующие в рамках миниатюрной социальной системы, эффективно представлены, что позволяет, таким образом, получить представление о социальной среде. как воспринимается субъектом. Знание «субъективной системы отсчета» помогает понять ситуацию.
Социологи, социальные психологи и, в меньшей степени, социальные антропологи и психиатры успешно применяли социометрические измерения. Настойчивость Морено в том, что социометрические данные должны использоваться для реструктуризации изучаемой ситуации, привела к использованию этих показателей в сферах образования, промышленности, вооруженных сил, психического здоровья и, в широком смысле, в социальной инженерии.
РЕКЛАМА:
Междисциплинарная пригодность социометрических устройств является веским аргументом в пользу их актуальности для области, в которой существует интерес к междисциплинарной интеграции. Кроме того, это устройства, которые может использовать независимый исследователь без крупномасштабных ресурсов. Социометрические данные имеют прямое отношение к изучаемой ситуации.
Это дополнительное достоинство этих методик с точки зрения действия-исследования. И это еще не все; эти методы, вызывая у испытуемых высокую степень интереса и сотрудничества, также обеспечивают индексы приемлемости и оперативное определение для ряда эмпирических понятий.
Неудивительно, что социальные науки и науки о поведении были под впечатлением от социометрических устройств, о чем свидетельствует частое использование этих методов в различных областях их научной деятельности.
Давайте теперь обсудим некоторые предостережения и ограничения, с которыми должны быть знакомы исследования, использующие социометрические методы. Эти предостережения в некоторых случаях относятся к (а) способу использования этих методов; в других они связаны с (б) недостатком, присущим самой природе социометрических методов.
Социометрические показатели являются лишь одним из многочисленных способов наблюдения за межличностными отношениями. Чаще всего дополнительные доказательства, собранные с помощью других средств предоставления информации о физических, социальных, культурных и психологических аспектах ситуации, являются предпосылкой для интерпретационного понимания явлений, к которым обычно применяются социометрические методы.
Морено справедливо рекомендует использовать тесты на спонтанность и интервью, чтобы получить ключи к детерминантам социометрических ответов. Например, лицо, сделавшее выбор в пользу члена своей этнической группы, могло сделать это благодаря своему личному знакомству с выбранным членом; не столько по причинам этнической принадлежности.
РЕКЛАМА:
Предположим, в ходе социометрического исследования детей, принадлежащих к разным социально-экономическим классам, было замечено, что дети среднего класса в целом склонны выбирать в товарищи по играм детей своей страты.
Что означает это открытие? Если мы обнаружим, что дети из среднего класса (выбранные и выбирающие) живут в одной и той же местности и, как таковые, знакомы друг с другом, это будет означать, что фактор проживания играет важную роль в определении межличностного выбора.
Дети, принадлежащие к разным социально-экономическим группам, обычно проживают в разных местностях, поэтому вероятность контактов между детьми разных слоев должна быть меньше. Следовательно, дети среднего класса по понятным причинам не склонны выбирать себе в товарищи по играм детей из других групп.
Следовательно, любой вывод о том, что действия детей из среднего класса, когда они не выбирают детей из других социально-экономических или культурных групп, является отражением предубеждения. Это не будет отражением реальности.
Однако это не означает, что элемент предубеждения как исторический факт нигде не участвует в моделировании выбора детей. Например, на самом деле сегрегация людей разных вероисповеданий, каст и рас, т. е. их проживание в отдельных общинах/местностях, может частично объясняться предрассудками.
Социометрические методы составляют неотъемлемую часть усилий Морено и его коллег по разработке зрелой поведенческой теории межличностных отношений. Благодаря этой теории социометрические методы приобретают свой отличительный характер. Но у некоторых исследователей может возникнуть соблазн злоупотребить этими методами. Джон Мэдж высказал явное предостережение относительно такой возможности.
Тенденция игнорировать другие виды данных и приписывать наукометрическим данным особый эмпирический статус может затормозить мотивацию к введению меры, необходимой для плодотворного и более широкого применения социометрии. Линдзи и Боргатта утверждают, что было очень мало систематических, теоретически обоснованных исследований, направленных на изучение видов условий и переменных, связанных с социометрической реакцией.
Относительный недостаток систематических и кумулятивных исследований коренится в тенденции полагаться исключительно на социометрические показатели: до сих пор социометрические исследования ограничивались в основном образовательными и институциональными группами, в то время как другие соответствующие группы социометрически не исследовались.
Можно надеяться, что многовариантная концепция природы межличностных отношений может привести к исследованиям, которые будут иметь фундаментальное значение для понимания группового процесса. Кроме того, такое систематическое исследование способствовало бы лучшему пониманию социометрических инструментов.
Отсутствие заботы о привязке формулировок к эмпирическим данным (характерное для Морено), вероятно, привело к сдерживанию более осторожного и настойчивого подхода к отношениям между теорией и социометрическими данными. Лиман представил базовую математическую модель для представления социометрического выбора, которая может привести к более систематическому подходу к социометрическим данным.
Опять же, социометрические исследователи уделили мало внимания критерию социометрических вопросов. Неоднократно подчеркивалась важность выбора подходящего критерия для социометрического анализа. Уместным здесь является различие между «существенными» и «вспомогательными» критериями (предложенное Морено), причем существенными критериями являются те, которые относятся к изучаемой центральной деятельности.
Криссуэлл проводит различие между «односторонними» и «двусторонними» социометрическими вопросами, в то время как Дженнингс предлагает различать «психическую» и «социальную» группы. Эти различия необходимо подчеркнуть, поскольку неспособность тщательно выбрать критерий отрицательно сказывается на качестве данных, и такие данные могут не поддаваться анализу с какими-либо последствиями.
Вопрос о том, что означают выборы в соответствии с различными критериями, а также о видах переменных, которые лучше всего могут быть измерены с помощью определенных критериев, — это вопросы, которые по праву заслуживают тщательного рассмотрения, но ими часто пренебрегают.
Одно из возражений, выдвигаемых в связи с этим, состоит в том, что исследователь, применяющий социометрию, часто не знает, что выбор означает для испытуемого. Это возражение относится к вопросам релевантности различных критериев предоставления данных в отношении конкретных аспектов.
Требование, чтобы исследователь «знал» что на самом деле означает ответ для каждого испытуемого, не очень корректно; важно, однако, то, в какой степени приказ, налагаемый на субъектов на основе ответа, может быть связан с соответствующими независимыми мерами.