Соционика — Психологос
Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми (в более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости), ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (социотип).
В соционике, в зависимости от двух первых функций, а также последовательности этих двух, все люди без исключения делятся на:
- логиков и этиков (одной — любой! — из первых двух функций является логика или этика)
- интуитов и сенсориков (одной — любой! — из первых двух функций является интуиция или сенсорика)
- экстравертов и интровертов (в зависимости от первой функции — считается, что если первая экстравертная, то вторая интровертная и наоборот)
- рационалов и иррационалов (в зависимости от первой функции — считается, что если первая рациональная, то вторая иррациональная и наоборот)
Соционический тип — он же тип информационного метаболизма — это тип психики человека, который определяется взаимным расположением функций.
Отношение к соционике
Ректор Университета практической психологии, профессор Н.И. Козлов о соционике говорит так: «Мое отношение к соционике непростое. С точки зрения практики мне она она не нужна, я легко разбираюсь в людях и без деления их на соционические типы, развитие калибровки и вчувствования дает возможность уверенно говорить и что у человека в душе сейчас, и что от него ждать в будущем. При этом я вижу, что многим людям соционика нужна и интересна, помогает им организовать свои взгляды на психологию человека, приучает приглядываться к человеческим особенностям, стилю их общения и особенностям их поведения. Думаю, что в этом отношении соционика очень полезна.
А вот с точки зрения науки к соционике у меня самые серьезные претензии. Основные ее понятия неопределены, экспериментальная проверка отсутствует, а утверждение о врожденности типов, точнее о том, что человек свой тип изменить не может — неверно. За тридцать лет работы в Синтоне я видел, как люди себя меняют. Естественно, серьезно изменить могут себя не все, не все личностные особенности возможно изменить за разумные сроки, но убрать, к примеру, проблемную интроверсию и развить у человека здоровую экстраверность — вполне реально. Трудно согласиться и утверждением соционики о том, что логика противостоит этике: развитая личность естественным образом строит свою жизнь на основании этических ценностей и одновременно выстраивает разумные стратегии достижения жизненных целей. И такое строение личности — не природная данность с рождения, а результат воспитания или самовоспитания. Личность — это не данность, а проект, это замысел, который может быть воплощен».
Источники
- Л. Бескова, Е.Удалова. Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе.
- В.Гуленко. Описание соционических типов и интертипных отношений.
- В.Стратиевская. Как сделать, чтобы мы не расставались.
- Е.Филатова. Искусство понимать себя и окружающих.
- Лытов Д.А. Соционика: от ролевой игры к теории отношений между психологическими типами
- Лытова М. Ф., Лытов Д. А. О перспективах соционики как науки (критический обзор некоторых соционических концепций).
- Д.Павлов. Соционика и современная метадигма науки
- Сапегин А. Что типологизирует соционика.
Соционика — это наука?
В настоящее время нельзя ответить однозначно на вопрос о том, является ли соционика наукой.
Наиболее радикально настроенные слои научного сообщества, особенно, тяготеющие к точным наукам, соционику наукой не считают (как, впрочем, и психологию в целом). Некоторые считают соционику, в лучшем случае, баловством и ассоциируют ее с популярной астрологией, гаданием на картах и кофейной гуще; а в худшем случае — вредной практикой бездумного навешивания ярлыков на всё, что движется.
Аргументы радикалов сводятся к тому, что у соционики нет ни внятной теории, ни надежного метода, да и само существование такого явления, как «соционический тип» ставится под вопрос (отсюда и возникает идея «ярлычничества»).
Рассмотрим эти аргументы по порядку:
- Аргумент 1: «У соционики нет внятной теории».
- Аргумент 2: «У соционики нет надежного метода».
- Аргумент 3: «Соционический тип — это миф, его не существует».
С одной стороны, да: теория соционики на сегодняшний момент весьма разрознена, местами бестолкова и самодостаточна (в смысле, не дружит с практикой).
Но, с другой стороны, аргумент против отсутствия теоретических основ соционики не вполне точен, так как теоретическая основа у соционики есть: это типология К.Г.Юнга. Именно Юнг ввел понятие о психических функциях, подробно их проанализировал и описал в своей работе «Психологические типы». Соционические теории, наиболее близкие к первоисточнику, на деле оказываются и более работающими на практике, и более применимыми к реальной жизни.
И в этом есть доля правды.
Действительно, методология соционики еще весьма далека от совершенства и является скорее эклектичной, чем системной.Но, как ни странно, во многих случаях, пользуясь разными методами, соционики выявляют — о чудо! — один и тот же социотип в одном и том же случае. Правда, пока что это касается случаев наиболее ярких, проявленных, но тем не менее. Значит, есть некое общее методическое основание, в опоре на которое можно выявить соционический тип. Просто пока еще это основание не до конца осознано и определено.
Это весьма философский аргумент. Рассуждать на эту тему можно долго и даже убедительно. Понятие «соционический тип» — это всего лишь одно понятие — один конструкт — в ряду многих (таких, как «психика», «эмоция», «темперамент», «личность» и т.п.), которые помогают нам осознавать, описывать и изучать ту реальность, в которой все мы существуем, и которая существует в нас. В конце концов, это всего лишь вопрос призмы, через которую человеку (в широком смысле слова) удобно смотреть на мир.
Таким образом, называть соционику полноценной самостоятельной наукой, пожалуй, преждевременно, а может даже и вовсе неуместно. Все-таки объект у соционики точно такой же, как и у психологии — это психика. Но и низводить соционику до уровня оккультных практик тоже неверно. Соционика как наука развивается и стремится в своем развитии соответствовать идеалам научного познания мира.
₪₪₪ Соционика — Новая психология ₪₪₪
Socionics Personals | ||
| ||
| ||
| ||
Присоединяйтесь! |
Что такое соционика?
Краткая история и обзор соционики
Психологические типы
Довольно упрощенное введение в шестнадцать типов
Кто есть кто?
Узнайте, как конвертировать между различными системами
Соционика Тип
Помощник ON-LINE
Бесплатный онлайн-тест для определения вашего Психологического Типа
Психологический тип
профиля
Исследуйте совокупные портреты 16 типов
Интертипные отношения
Изучение динамики интертипных взаимодействий
Психологический тип
Определение типа
Обзор некоторых методов, используемых в соционике Определение типа
В. И.
Знакомство с широко используемой методикой визуальной идентификации соционики
Типы и знаменитости
Список известных людей и знаменитостей, отсортированный по их Типу
Распределение типов
статистика
Некоторая статистика типов, собранная с этого сайта
Тесты
Сборник тестов и викторин по соционике
Вопросы и ответы
Задать вопрос по соционике или дать ответ на уже существующий
Статьи
Различные статьи на тему Соционики и Типов вообще
Форумы
Хотите обсудить Тип? Отправляйтесь на форумы соционики!
| ||||||
Сегодняшняя статья Мой взгляд на темперамент по I/O Перспектива делает всех нас разными и воздействует на всю суть нашего существа, на коренные процессы в нашем мозгу. Все виды соционики используют одни и те же функции обработки, но по-разному и по-разному… | ||||||
Сегодняшний вопрос
| ||||||
Сегодняшний опрос | Сегодняшний тест | |||||
Ваши письма Дорогая соционика, |
Дмитрий Литов, текст, перевод с русского,
2002 Соционика и проблемы педагогики.Соционика — психологическая теория, распространившаяся территории бывшего Советского Союза в течение последних 20 лет, и сейчас набирает популярность и в других странах. Его приверженцы принимают дело в том, что отношения между людьми и их врожденными таланты коррелируют, и прогнозирование взаимодействия с другими возможно на основе изучения его возможностей. Еще в 1920 году швейцарский психиатр Карл Густав Юнг [5] разработал теорию типов личности, основанную на предположении, что некоторые врожденные черты не могут быть одновременно сильными: ограниченность психической энергия должна быть разделена между функциями, и природа предопределяет какая функция должна получать больше, а какая меньше, чтобы с рождения функция более развита, чем другая. Позднее на основе своей теории разработано несколько популярных тестов Eysenck Temperament Test, MBTI Индикатор типа Майерса и Бриггса, сортировщик темперамента Кейрси и т. д. [3, 6-8, 12]. К сожалению, эти авторы не уделяли должного внимания проблеме. интертипных отношений. Более того, в кругах адептов МБТИ до сих пор нет единодушия: напр. Кирси постулирует, что чем больше партнеров отличаются друг от друга, тем лучше [6], в то время как Тигер и Бэррон-Тигер уверены как раз в обратном [12]. Как ни странно в психологии типы личности а межличностные отношения обычно рассматриваются как самостоятельные, взаимно нерелевантные явления. Более того, советская психология часто игнорировала саму факт существования у личности врожденных черт: по марксистско-ленинской подход, человек есть продукт общества. В 1980-х годах литовский социолог Аушра Аугустинавичюте написала серию работ, где пыталась доказать, что типы личности впервые описанные Юнгом, служат ключом к разгадке отношений между людьми. Ее теория получила название соционики: социо- (т.е. актуальной для общества) + -оника как в бионике (наука о биологическом моделировании) теория моделирования социальные отношения и поведение, основанные на знании личности типы. Не случайно соционика начала процветать в Советском Союзе. В течение многих лет Советская власть считалась индивидуальной человека как нечто низшее по отношению к государству (а в 1930-1950-е годы психология сама была запрещена). В ответ на прежнее подавление этих проблем они вызвали огромный интерес с изменением времен, особенно в годы перестройки. Многие соционисты специализируются на детской и школьной психологии, профессиональное, семейное и деловое консультирование [3, 9, 10]. В этой статье Я попытаюсь описать, какое отношение соционика имеет к решению проблем в воспитание и воспитание, а также межличностные отношения. Типы и обучение.С 1991 года Екатерина Филатова, соционистка (т.е. психолог специалист по соционике) из России, занимается коллекционированием фотопортретов тех, чьи типы личности она тестировала. В настоящее время ее коллекция включает более 1500 фотографий [4]. При этом она добилась интересного наблюдения многие представители одного типа имеют много общего на вид, как будто они близнецы, на самом деле даже не родственники почти верное свидетельство в пользу генетического происхождения типов личности. Этот важный факт означает, что возможности реструктуризации личности ограничены. К сожалению, очень часто проблема возникает при в школе или дома (да и в бизнесе!) игнорирования личности, пытаться перевоспитать людей, сделать из них нечто иное, чем они есть. Я знаю, ты можешь понять, ты просто не хочешь! ученик будет часто слышать от своего инструктора или ребенок от своего отца. Но не он действительно хочет? Чтобы объяснить причины непонимания, позвольте мне сказать немного о типах личности, используемых в соционике. Есть 16 видов то же количество, что и в MBTI, но критерии несколько другие, намного ближе к оригинальным идеям Юнга. По этой причине нет строгой корреляции между МБТИ и соционическими типами только более-менее вероятное сходство. На самом деле соционисты выделяют до 64 подтипов. В таблице 1 представлены формулы типов и изображения наиболее характерные представители каждого типа. Современные медицинские исследования показали, что личность типовые критерии (открытые Юнгом и названные интуицией, ощущением, мышлением, чувство и т. д.) действительно коррелируют со структурой мозга (еще одно свидетельство в пользу генетической природы типа личности). Однако при общении с кем-то мы не можем вскрыть его череп, чтобы узнать его тип. Но мы может делать определенные выводы о своем типе личности на основании внешних факторы, формирующие личность. Виктор Гуленко, психолог из Киева (Украина) имеет расщепление личности на две составляющие [2, 3]. Первый компонент называется профессиональным мышлением и сопоставимо с группами карьерных интересов в MBTI [1]. Профессиональное мышление основано на доминировании: логика (тот, кто судит людей и события объективно, да или нет, как бы сторонним наблюдателем, в MBTI называется мышление ) или этика ( тот, кто судит о людях и событиях с точки зрения личных качеств участников, как бы непосредственно причастных и заинтересованных, в МБТИ называется чувство ), интуиция (с преобладанием абстрактного мышления и воображения, что часто делает человека невнимательным, рассеянным) или ощущение (при перманентно напряженном внимании, сильном чувства, конкретное мышление). NB: поскольку здравый смысл часто связывает интуицию с мышлением, а ощущение путают с чувством, (по-русски язык разница крайне неясна), измерение мышления/чувства введенное Юнгом, в соционике было переименовано в логику/этику. Второй компонент назывался темпераментом (не то же, что темперамент Кейрси!) и сравним с группами реакции к изменениям MBTI [1]. По темпераменту может быть: экстравертный (ключевые слова: расширение, расширение, я ничего не забыл сделать?) или интроверт (ключевые слова: стабилизация, гармонизация, Не является ли эта инициатива излишней? Не навредит ли это существующим отношениям, иерархии и т. д.?), рациональный (с преобладающим судейством отделов головного мозга) или иррациональных (с преобладанием перцептивных части головного мозга). NB: Юнг называл иррациональные типы также воспринимающими , рациональное оценивающее [5]. Однако MBTI заполняет параметр J/P. с совершенно другим значением [1], что приводит к путанице. Темперамент — очень тонкая и гибкая часть психики; было бы трудно дать адекватное описание темперамента в эту краткую статью. Напротив, профессиональное мышление очень легко обнаружить. в общении. Очень часто непонимание между учителем и ученика, родителей и детей можно проследить до разницы в профессиональных установках. Их четыре (см. табл. 1). Исследователи . Имеют хорошо развитую аналитическое и изобретательское мышление, живое воображение. Их интересы разнообразны; часто они даже обладают знаниями, которые другим кажутся излишними, по той причине, что это может быть полезно однажды. Они много и часто думают предлагать необычные, нестандартные решения. Ахиллесова пята исследований (именно то, чем они должны пожертвовать ради своих совершенных умственных способностей) что они часто бестактны в отношениях с людьми. Они могут найти блестящую решения, но застревают на их реализации, из-за неловкости в работе с человеческим фактором, а также в забывании этих скучных деталей. Гуманитарные работники . Это люди, чьи воображение направлено на человеческий мир и человеческие отношения. развитым навыком, которым они обычно обладают, является их способность делать воодушевить или успокоить его, найти ключик к своей душе и талантам. Их общая проблема коренится в их эмоциях и страстях. не дают им спокойно жить. Даже самые мелкие проблемы (особенно материальные) могут вызывать частые перепады настроения и вызывать депрессию. Светские львицы . Человеческие потребности, жизнь и материал мир — это вещи, которые их интересуют. Их реализм и переговоры навыки часто делают их успешными в жизни и привлекают представителей противоположного пола. Обычная их проблема — субъективизм, отсутствие трезвого скептицизм. Они часто переоценивают свое умение заключать неофициальные договоренности, воздействовать на людей, а не оценивать объективные факторы, независимые людей и их отношений. Например, если учитель ставит плохую оценку знак ученику-социалу, обычной реакцией последнего было бы не I не готовился к уроку, а скорее учитель предубежден ко мне. Прагматика . Такие люди оценивают вещи с точки зрения практического результата, они не любят мечтателей и пустые разговоры. Их манера общения на близких дистанциях бывает, как правило, довольно резкой (я человек откровенный!), невзрачной, разве что партнер начинает уважать себя. Их типичная проблема — неясность понимания собственных чувств, что особенно неприятно для женщины этих типов. Часто не в состоянии выразить свои чувства адекватно, они имеют тенденцию быть резкими и подозрительными без причины. Их вторая проблема это привычка пользоваться проверенными способами, а они не любят использовать новые, необычные подходы. Третья проблема вызвана их стремлением для конкретных ценностей по этой причине они стремятся быть авторитетными, и часто интерпретируют советы других (даже конструктивные) как нарушение на их авторитете. Из этих кратких описаний видно, что личность тип определяет возможности выполнения определенных действий. К сожалению, люди не выбирают себе занятие по врожденному навыки в виду. Иногда родители желают получить престижную профессию для их ребенок. В других случаях может случиться так, что спрос на врожденных способности слишком малы, так что он должен выбрать другой путь. Однако, жизнь меняется, и однажды может представиться возможность исправить неудачный выбор. Кроме того, разница в профессиональных установках часто привести к недоразумениям. Такие случаи хорошо известны в школе. Позволять Рассмотрим пример, когда учитель относится к прагматическому типу, а большинство учеников — исследователи. Скорее всего, ученики оценят его точность, лаконичная манера речи в сочетании с дотошным подходом; однако, позже их может раздражать его банальность, однообразие, слишком стандартность мышление. Его уроки могут показаться им слишком ограниченными, недальновидными. Более того, если ученики попытаются с ним поспорить, он может усмотреть в этом нарушение дисциплины или собственного авторитета и таким образом впадают в грубость. Что можно делать тогда? Опытные педагоги, даже не знающие личности типы, учитывают межличностные различия в своей работе; однако, у неопытных может возникнуть соблазн превратить учеников в разных людей, или даже наказать их за неподобающий образ мыслей, за то, что они не желали понять их лучшие стремления, не ценя их усилий. Это тупиковая улица. Перспективы.На самом деле в мире педагогики много проблем которые можно решить с помощью соционики [3, 7, 8]. научный а технический прогресс порождает все больше и больше информации, в результате из которых учащийся по окончании школы имеет недостаточные знания поступить в университет или колледж. Будут ли продлены школьные программы Еще 2-3 года будет хорошим решением? Здравый смысл подсказывает нам, что с тех пор, как прогресс не остановится, школьные программы будут нуждаться во все большем и большем расширении. жизнь тоже продлевается с прогрессом медицины, но не так быстро. Однако, возможен иной подход, который успешно применяется в Японии с раннего детства детей сортируют по способностям, для получения специального (профессионального) образования, чем раньше, тем лучше, вместо того, чтобы забивать себе мозги кучей бесполезной информации относящиеся к вещам, которые они никогда не смогут применить. Только через это подход Япония сделала свой экономический скачок вперед, в то время как Россия и США по-прежнему являются государствами со значительным внешним долгом. Если страна хочет обеспечить своим гражданам прочное процветание, она не может принять слегка осветить проблемы образования. Межличностные отношения также являются очень важной проблемой. Общеизвестно, что многие семьи распадаются из-за несовместимости личности, которые могут плохо повлиять на детей и вызвать у них ненужное страдания. Соционисты активно изучают такие проблемы и ищут способы их решения. решение их. Вот почему у соционики большое будущее (и, как было упоминалось ранее, очень активное настоящее). Интернационализация соционики.До 90-х годов прошлого века была известна соционика только на территории бывшего СССР. Более того, несколько лет назад близнец соционики появилась в Германии теория, носящая то же название, но не имеющая ничего в общем (см., например, www.sozionik.de). Однако за последние 10 лет подлинная соционика стала распространяться во многих странах мира. На это есть причины. Во-первых, несколько соционистов эмигрировали из бывший СССР. Во-вторых, соционика стала привлекать внимание зарубежных психологов, прежде всего представители подобных теорий. Поскольку соционика много общего напр. с MBTI будет разумно не заострять различия между ними (есть гораздо более существенные различия с эннеаграммой, которую сторонники MBTI часто сочетают со своими собственными подход), а развивать обмен положительным опытом. Литература (в скобках язык и год издания):
|