Как развить логическое мышление. Советы от учителя
Решение логических задач — это эффективный способ развития мышления у малышей. Элементы логики входят даже в программу математического обучения дошкольников. Развитие логического мышления создаёт базу, с которой ребёнку будет проще осваивать программу начальной школы.
Мы поговорили с автором программы «Математические ступеньки» Еленой Владимировной Колесниковой и попросили рассказать, как развивать логическое мышление. Елена Владимировна всегда уделяет внимание возрасту ребёнка, применяет инновационные подходы и выстраивает задания от простого к сложному.
Развить логическое мышление помогут учебно-игровые задачи, предложенные в рабочей тетради «Я решаю логические задачи» для детей 5 — 6 лет. В структуру развивающего обучения входит как часть занятия проведение самоконтроля и самооценки выполненной работы. Самоконтроль и самооценка может быть по словесной инструкции и образцу. По словесной инструкции обучаем детей давно, а вот по зрительному образцу начали в этой серии книг.
Елена рекомендует предлагать ребёнку решать логические задачи в тетради, когда у него сформированы математические понятия о количестве, величине, геометрических фигурах, представления о времени и пространстве. Упражнения, представленные в тетради, направлены не только на развитие логики, но и внимания.
В тетради «Я решаю логические задачи» есть задания на развитие произвольного внимания (произвольное внимание — это сознательное сосредоточение на объектах и явлениях) по нескольким признакам. Детям предлагается нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько отличий между картинками.
Комментарий автора: сравнивая две картинки, ребёнок находит различия, используя ранее полученные математические знания: подушки разной формы (круглая и квадратная), в вазах разное количество цветов (три и пять), картины разной формы (прямоугольная и овальная) и так далее. Обогащается математический словарь ребёнка, развивается произвольное внимание.
Для развития логического мышления важно решать задачи на анализ и синтез предметов сложной формы.
Для развития логического мышления ребёнку предлагаются символические изображения собаки и машины из геометрических фигур. Он должен среди множества фигур, раскрасить только те, из которых нарисованы эти предметы слева.
Комментарий автора: закрепляются знания о геометрических фигурах, ребёнок учится анализировать символические изображения предметов, определять фигуры, из которых оно состоит. У него развивается зрительное внимание.
Выстроить логическую цепочку действий помогут задания на установление закономерностей. В тетради изображены четыре ёлочки, три из которых украшены шариками. Детям предлагается нарисовать на последней ёлочке игрушки, используя закономерность.
Комментарий автора: задачи на поиск закономерностей учат ребёнка сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы.
В разделе «Обобщение математического материала количество и счет» дети проведут дорожки от белочки к грибочкам, на которых при сложении чисел получится тот же ответ, что она держит в лапках.
Комментарий автора: ребёнку предлагается решить примеры, на сложение и вычитание, без использования наглядности, сравнить полученный ответ с цифрой у белочки и зайки и правильно выполнить задание.
Раздел «Словесно-логические игры» направлен на развитие логического мышления ребёнка, умения обобщать объекты и различать их по определённым признакам. Например, ребёнку предлагается подобрать общее понятие для ряда слов «Утро, день, вечер, ночь». Таким образом, ребёнок сможет понять, что ряд слов можно заменить одной фразой «Части суток».
Комментарий автора: ребёнок осуществляет переход от конкретного мышления к абстрактному, что является основой для формирования понятий, развития математических способностей.
Материал для родителей: упражнения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет. | Консультация (старшая группа):
упражения для Развития логического мышления у дошкольников 6 — 7 лет.
Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.
Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.
Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.
Развивающие упражнения, логические задачки:
Упражнение №1 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек».
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Инструкция ребёнку: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата».
Инструкция ребёнку: Составь домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок».
Словесно — логическое мышление.
Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
Упражнение №2
Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?
Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.
Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.
Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Упражнение №3
«Раздели на группы».
Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов?
голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак
Предложите свои игры по теме «Посуда».
Упражнение №4.
«Найди общее слово».
В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь».
Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.
Упражнение №5
«Найди, что общего у следующих слов»:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)»
Упражнение №6
Толкование скрытого смысла пословиц.
Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.
Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).
Упражнение №7
Логические задачи.
Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Упражнение №8
Упражнения на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».
Котлета, сардельки, …
Хлеб, печенье, …
Упражнение №9
«Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.
Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т.д.
Упражнение №10 «Что хорошо, что плохо?».
Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).
Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).
Критическое мышление для детей — 5 действенных способов научить думать, а не тому, что думать
Критическое мышление для детей — один из самых важных навыков в жизни. Это также важный навык 21-го века. К сожалению, ходить в школу — это почти полная противоположность обучению критическому мышлению.
В школе дети учатся повторять то, что говорит учитель или учебник. Они учатся выполнять правильные шаги в правильном порядке, чтобы получить правильный ответ. Классы заполнены тренировками, запоминанием и домашними заданиями, а не обучением студентов думать.
Мы, родители, должны дополнить образование наших детей примерами критического мышления и обучения в повседневной жизни. Давайте посмотрим, почему и как мы можем помочь нашим детям стать критически мыслящими.
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — это набор навыков и привычек ума, включая способность определять проблему, выявлять предположения, анализировать идеи и критически рассуждать, а затем систематически перечислять различные возможные причины, создавать правдоподобные решения или оценить его правильность с помощью логических рассуждений. Это также включает в себя способность создавать творческие связи между идеями из разных дисциплин.
Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952) назвал это «рефлексивным мышлением» 1 . Дьюи определял критическое мышление как активное, настойчивое и тщательное рассмотрение убеждений или предполагаемой формы знания. Он предполагает активное критическое рассмотрение идей, а не пассивное принятие их номинальной стоимости.
Критическое мышление для детей помогает детям развивать навыки мышления. Критически мыслящий человек будет задавать правильные вопросы, а не просто говорить: «Да, это правильный ответ». Они будут анализировать вещи и смотреть на их причины и все альтернативы.
Почему важно критическое мышление
Критическое мышление является одним из самых ценных когнитивных навыков, поскольку оно позволяет нам использовать дисциплину и логические навыки для решения проблем. Это также важно для детского мозга и когнитивного развития. Эти навыки необходимы для того, чтобы ребенок был готов понять, как все работает в реальном мире, и придумывать творческие идеи.
Помимо приобретения навыков решения проблем, способность мыслить независимо позволит вашему ребенку противостоять давлению сверстников, формировать собственное мнение и доверять собственному мышлению, когда его просят сделать то, что он не хочет делать.
Для подавляющего большинства повседневных проблем может быть достаточно полагаться на механическое обучение низшего уровня, которое наши дети получают в школе.
Однако предрассудки, узость взглядов, эмоции или догмы могут легко уменьшить его полезность. Столкнувшись со сложными проблемами, люди, не привыкшие к критическому мышлению, обычно опираются на упрощенные, но часто неточные или устаревшие представления о мире, распространяемые средствами массовой информации.
Используя навыки мышления высшего порядка, мы можем избежать нелогичных ошибок, которые мы обычно совершаем, если видим мир сквозь призму наших эмоций, предубеждений и иррациональных мыслей.
Почему так сложно научить критическому мышлению
Если критическое мышление является такой важной частью обучения, почему в школе не уделяется внимание обучению этим жизненно важным навыкам?
Быстрый ответ: «Они пытаются, но не могут».
Это потому, что для «критического мышления» по теме необходимо иметь глубокие предварительные знания о предмете и применять формальную логику.
Не существует эффективного способа научить «общим глубоким знаниям». Навыки аналитического мышления, приобретенные в программах по определенным темам, с трудом переносятся в другие области 2 .
Как научить ребенка критическому мышлению
Несмотря на сложность обучения критическому мышлению по конкретным темам, есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы помочь детям сформировать здоровое критическое мышление и развить желание искать более глубокие области знания для творческого решения задач . Основная идея состоит в том, чтобы научить детей применять мыслительные процессы высшего порядка в любой ситуации, требующей навыков принятия решений в их повседневной жизни .
Несмотря на то, что существуют занятия по критическому мышлению или образовательные игры для развития критического мышления, критическое мышление идет глубже, чем просто задавание открытых вопросов.
Вот что могут сделать родители, чтобы научить детей критическому мышлению в повседневной жизни и помочь им стать творчески мыслящими.
Начните рано и все объясните
Маленькие дети часто задают много вопросов и «почему», которые утомляют родителей до такой степени, что говорят «так и должно быть».
Но знание почему — первый важный шаг в критическом мышлении.
Дети всех возрастов могут научиться критически мыслить. Не сдувайте их только потому, что они младшие дети.
Когда детей с раннего возраста учат задавать различные типы вопросов и формулировать суждения на основе объективных данных и логического анализа, они растут уверенными в своей способности подвергать сомнению предположения и рассуждать с помощью логики, а не эмоций 3 .
Как можно больше объясняйте им вещи с раннего возраста. Когда вы не можете ответить на определенные вопросы, вы можете сказать: «Это хороший вопрос, и я тоже хочу знать ответ!»
Не требуйте слепого повиновения
Попросить детей слепо повиноваться и выполнять приказы взрослых — отличный способ воспрепятствовать развитию критического мышления 4 . Эксперименты Стэнли Милгрэма «Послушание авторитету» прекрасно иллюстрируют этот момент 5 .
В этой знаменитой серии экспериментов испытуемых просили нанести удар током незнакомцу, когда об этом просил авторитетный человек. В некоторых случаях шок был достаточно болезненным, чтобы вызвать серьезную травму. По инструкции «авторитета» большинство участников вводили все более высокие уровни напряжения до смертельных доз, не подвергая сомнению это.
В этом заключается опасность слепого подчинения авторитету без проявления критического мышления, чтобы подвергнуть сомнению решение авторитета.
Хотя родители часто требуют от детей послушания ради их же блага, нам нужно объяснить, почему мы хотим, чтобы они делали то, о чем мы их просим. «Потому что я так сказал» не разовьет у детей навыки логического мышления. Ребенку необходимо знать причины, чтобы самостоятельно мыслить и делать здравые суждения.
Этот стиль воспитания дает еще одно преимущество. Когда мы используем рассуждение и логическое мышление, чтобы объяснить, что мы просим детей делать, мы практикуем индуктивную дисциплину. Исследования показывают, что индуктивная дисциплина — лучший способ дисциплины по сравнению с утверждением власти и наказанием. У детей меньше проблем с поведением, лучше эмоциональная регуляция, более высокие академические успехи и более развитые навыки критического мышления.
Поощрение вопросов и развитие любопытства у детей
Критический анализ использует объективное и критическое мышление для анализа идеи, в отличие от того, чтобы полагаться на эмоциональную реакцию или субъективное понимание. Критически мыслить — значит быть готовым к тому, чтобы ваши взгляды подвергались сомнению благодаря новой информации и различным точкам зрения.
Когда безопасность и здоровье не поставлены на карту, позвольте детям задавать вопросы и обсуждать законность того, что мы говорим. Это поможет нашим детям развить интеллектуальное любопытство 6 и аналитические способности.
Учить непредубежденности
Сохранять непредубежденность и гибкость мышления при подходе к новой проблеме очень важно для критического мышления 7 . Мы можем научить детей быть открытыми, предлагая разные точки зрения, альтернативные объяснения или разные решения проблем.
Иногда есть вещи, которые имеют определенные, повторяемые ответы, например, в математике и естественных науках. Но часто есть разные ответы в зависимости от точки зрения. Поощряйте детей решать проблемы новыми и разными способами, объединяя различные идеи из других областей и укрепляя их навыки аналитического мышления.
Объясните разницу между корреляцией и причинно-следственной связью
Одним из самых больших препятствий для логических рассуждений является смешение корреляции и причинно-следственной связи 8 .
Когда две вещи имеют тенденцию происходить вместе, они взаимосвязаны, но это не обязательно означает, что одно вызывает другое. Может быть, а может и не быть. Мы не знаем этого, если у нас нет дополнительной информации, доказывающей, что одно является прямой причиной другого.
Например: всякий раз, когда ребенок идет в школу в синей рубашке, учитель призывает его ответить на вопрос. Означает ли это, что ношение синей рубашки заставляет учителя делать это? Может быть, учителю очень нравится вызывать детей в синих рубашках. Но это не обязательно так. Может быть, это совпадение, а может быть, всякий раз, когда он носит синюю рубашку, он также становится более бдительным, и учитель думает, что он должен знать ответ. Мы не знаем, так ли это, не спрашивая учителя об этом. Следовательно, мы не можем заключить, что синяя рубашка заставляет учителя задавать ему вопросы, не имея фактических причинно-следственных доказательств.
Заключительные мысли о критическом мышлении для детей
Критическое мышление важно не только для детей, но и для взрослых. Это одна из самых важных вещей, которым мы должны учить детей не только нашими словами, но и нашими действиями. Продемонстрируйте, как использовать этот ценный жизненный навык в нашей повседневной жизни в воспитании детей. Использование критического рефлексивного мышления также отличает нас от плохого воспитания.
Ссылки
1.
Fisher A. Критическое мышление: введение . Издательство Кембриджского университета; 2011.
2.
Уиллингем ДТ. Критическое мышление: почему так сложно учить? Обзор политики в области художественного образования . Опубликовано в Интернете в марте 2008 г .: 21–32. doi:10.3200/aepr.109.4.21-32
3.
Куинн В. Критическое мышление молодых умов . Рутледж; 2018. Дои: 10.4324/9780429445323
4.
Hess RD, McDevitt TM. Некоторые когнитивные последствия методов материнского вмешательства: лонгитюдное исследование. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1984: 2017. дои: 10.2307/1129776
5.
Slater M, Antley A, Davison A, et al. Виртуальное повторение экспериментов Стэнли Милгрэма по послушанию. Рустичини А, изд.
6.
Дайч Л., Эпштейн Р.М. Любопытство и медицинское образование. Медицинское образование . Опубликовано в Интернете 7 июня 2011 г .: 663–668. дои: 10.1111/j.1365-2923.2011.03944.х
7.
Римене В. Оценка и развитие критического мышления учащихся. Обучение и преподавание психологии . Опубликовано в Интернете в марте 2002 г .: 17–22. doi:10.2304/plat.2002.2.1.17
8.
Шварц С. Заблуждение экологического заблуждения: потенциальное неправильное использование концепции и последствия. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете, май 1994 г .: 819–824. doi:10.2105/ajph.84.5.819
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Занятия по критическому мышлению — Развлечение для детей
Дети открыты и готовы осваивать новые фундаментальные навыки, если их учат весело и занимательно. 9Таким образом, 0003 Занятия по критическому мышлению JumpStart — отличный способ вовлечь учащихся и развить у них навыки критического мышления и логического мышления!
- Сожмите словами
- Решить проблему
- Составьте свое меню
- Создать существо
- Как ты видишь?
- Горячие дебаты
- Факт или мнение?
- Найти пасхальные яйца
- Пасхальная открытка для печати
- Три точки
- Три в ряд
- Визуальная дискриминация
Важность навыков критического мышления
Критическое мышление помогает детям лучше рассуждать. Это помогает им основывать выводы на фактах, а не на эмоциях. С пазлов на деятельности , которые требуют аналитического мышления, существует множество способов побудить детей использовать и развивать свои навыки решения проблем.
Наши упражнения на критическое мышление для детей забавны и стимулируют мышление. Они могут послужить ценным ресурсом для родителей, обучающихся на дому, а также для учителей, которые хотят вовлечь малышей в продуктивную деятельность. Вы также можете придумать простые упражнения, которые можно использовать в классе или даже дома. Поощрение детей мыслить нестандартно и придумывать решения сложных задач всегда будет иметь долгосрочные преимущества.
Бесплатные задания по критическому мышлению
В Интернете легко найти множество бесплатных рабочих листов по критическому мышлению и заданий. Подобные занятия обязательно понравятся малышам и в то же время научат их важным навыкам рассуждения и мышления!
Дополнительная информация
См.
также- Занятия в 1 классе
- Мероприятия для 3-летних
- Деятельность 2-го класса
- Образовательная деятельность
- Занятия в детском саду
- Занятия в 3 классе
- Мероприятия для 5-летних
- Мероприятия для 4-летних
- Дошкольные мероприятия
- Математические занятия
- Чтение деятельности org/Article»> Мероприятия для 6-летних
- Художественная деятельность
- Научная деятельность
- Деятельность по критическому мышлению
- Мероприятия для 7-летних
- Деятельность 5-го класса
- Мероприятия для 9-летних
- Деятельность 4-го класса
- Ремесленная деятельность
- Детские мероприятия
- Активный отдых