Метод Сократа — как всегда получать согласие
А вы обладаете даром убеждения? Если нет, вам нужно срочно освоить метод ведения сократического диалога. Это отличная возможность донести до человека свою точку зрения, не встретив на пути возражений и попыток противоречить. Как такое возможно? Можно ли научиться убеждать людей в своей правоте таким способом?
Содержание
- Суть метода Сократа
- Основные принципы сократического диалога
- Три этапа сократического диалога
- Согласие
- Сомнение
- Аргументация
- Пример диалога из 3 этапов
- Разговоры с детьми по методу Сократа
- Пример разговора
- Как тренировать метод Сократа
- Продумайте логику
- Сформулируйте тезисы
- С чего начать диалог
- Возьмите инициативу в свои руки
- Заключение
Суть метода Сократа
Сократический диалог в психотерапии — это такой способ построения разговора, при котором собеседник в итоге соглашается с тем, что вы говорите. Действовать нужно так: главный вопрос поставить на третье место, на первые два выдвинуть вопросы, на которые человек точно ответит «да». Важно, чтобы они были короткими, не загружали и не отнимали время.
Как видно из названия, метод Сократа создан известным греческим философом. Он не только любил вести споры. В беседах он всегда задавал оппонентам вопросы, на которые можно было давать исключительно утвердительные ответы. Так Сократ помогал увидеть полную картину, сделать выводы, которые в начале диалога были не заметны.
Сейчас сократов метод выглядит так: вы делите мысль, которую хотите донести, на 3 части. Каждую из них подаете собеседнику в виде вопроса, на который нужно дать короткий ответ. Зачастую он предсказуем. Получается, что своими действиями вы перехватываете инициативу, побуждаете человека ответить так, как нужно вам.
Одной из модификаций метода Сократа является принцип трех «Да». В этом случае оппонент также получает 3 вопроса. Но они не последовательны, а собраны случайным образом.
Главное преимущество такого способа построения диалога — предотвращение споров. А они неминуемы, если человек не понимает, что вы хотите сказать. Но здесь важно не переусердствовать. Помните, что вы ведете беседу. Если начнете монолог, достичь цели не получится. Убедить собеседника с помощью монолога можно. Но этот способ отличается крайне низкой эффективностью.
Основные принципы сократического диалога
Ведение разговора по методу Сократа базируется на нескольких принципах:
- У собеседника должно быть достаточно информации для того, чтобы ответить на ваш вопрос. Будьте предельно конкретными. Не спрашивайте о том, что выходит за пределы знаний.
- Направляйте внимание на те детали, которые человек мог упустить из виду. Дайте ему возможность рассмотреть разные точки зрения. Не настаивайте на каком-то одном варианте.
- Используйте принцип песочных часов. Переходите от абстрактных вещей к более конкретным и наоборот.
В конце сократовской беседы человек увидит полную картину сложившейся ситуации. Он не только сделает правильные выводы, но и самостоятельно сможет дать ответы на заданные вами вопросы. Причем ответит так, как нужно вам.
Три этапа сократического диалога
Итак, сократический диалог состоит из 3 частей. Каждая из них преследует свою цель:
- Согласие. Собеседник уже не хочет противоречить вам.
- Сомнение. Осторожно говорите о том, что думаете по теме разговора.
- Аргументация. Принимая во внимание аргументы оппонента, вы предлагаете решение ситуации.
Рассмотрим подробнее на примере. Допустим, ваше мнение и мнение человека кардинально отличаются друг от друга. Вы уверены в своей правоте, но все попытки ее доказать встречают на пути сопротивление или полное игнорирование. Что же делать? Использовать метод Сократа.
Согласие
На этом этапе вам нужно найти что-то общее, то, с чем вы сможете согласиться без ущерба для своей точки зрения. Дайте оппоненту понять, что вы ни в коем случае не давите на него. Такой подход поможет направить диалог в позитивное русло, и вы сможете хотя бы кратко высказать свое мнение.
Вам нужно сделать так, чтобы ваше согласие показывало, как обстоят дела на самом деле, а не было формальностью.
Сомнение
Как только вы установили дружелюбную атмосферу, переходите к поиску слабых мест в аргументации со стороны собеседника. Это поможет убедить его в том, что давление здесь неуместно.
Военные говорят, что для победы в войне не обязательно на 100% превосходить врага во всех отношениях. Достаточно обладать превосходством всего лишь на одном этапе. Так же и в диалоге. Согласно методу Сократа, нет необходимости отвергать абсолютно все, что говорит человек. Усомнитесь в каком-нибудь одном моменте его рассуждений. Одно сомнение вызовет волну других. Благодаря этому собеседник сможет критически оценить свое мнение.
На этом этапе важно помнить 2 момента. Во-первых, не стоит доказывать оппоненту, что он в корне не прав. Сделайте так, чтобы он сам пришел к этому умозаключению. Во-вторых, пытайтесь смотреть на ситуацию со стороны другого человека. Ищите не то, что вызывает сомнение у вас. Подумайте, в чем может сомневаться собеседник.
Аргументация
Теперь пришла очередь озвучить вашу точку зрения. Вы можете приводить аргументы, обосновывать и отстаивать свое мнение. Человек к этому этапу уже не будет оказывать сопротивление. Он будет готов воспринимать то, что вы говорите.
Если все сделать правильно, то к этому этапу вы сможете привести те аргументы, которые подходят именно для вашего собеседника. А это значит, что они окажутся более эффективными, чем общие фразы.
Пример диалога из 3 этапов
Представьте диалог, касающийся приобретения автомобиля. Допустим, что ваш собеседник считает дорогие машины более качественными. Недорогие же варианты для него — источник дополнительных хлопот. Как построить разговор?
- Согласие. Скажите, что автомобили действительно могут быть и дешевыми, и дорогими. То же самое касается и качества. Согласитесь с этим утверждением.
- Сомнение. Здесь можно упомянуть тот факт, что не все дорогие автомобили подойдут для наших дорог и климатических условий. Да и запчасти на них не всегда получается купить беспроблемно. В некоторых случаях приходится делать заказ заграницей.
- Аргументация. На этом этапе будет уместно заметить, что для машин подешевле и попроще легче найти необходимые детали. Их можно купить в любом автосалоне. Не придется сломя голову искать их в других городах или странах, а после месяцами ждать доставку.
Сократовский метод ведения диалога применим в любой сфере. Он поможет вам выйти победителем из любой, даже самой неудобной или щекотливой ситуации.
Разговоры с детьми по методу Сократа
Примечательно, что метод Сократа подходит и для разговоров с детьми. Он не только помогает убеждать ребенка в своей правоте. Это отличная помощь в том, чтобы он научился логически мыслить и рассуждать.
Как сказано выше, суть метода заключается в задавании последовательных вопросов с предсказуемыми ответами. В результате ребенок сам делает нужный вывод. Чувствуя дружелюбие и доброту с вашей стороны, он будет готов согласиться с чем-угодно.
Ведя диалог с детьми, вам важно точно понимать конечную цель. Подводить к ней нужно короткими, простыми вопросами, на которые ваш маленький собеседник сможет ответить только утвердительно.
Пример разговора
Для примера можно привести ситуацию с походом в зоопарк. Проблема в том, что ребенок не хочет ложиться спать, хотя для осуществления планов завтра нужно встать пораньше. Какие вопросы можно ему задать?
- Для начала напомнить о поездке.
- Мы сможем попасть в зоопарк только до обеда. Успеем?
- Что нужно, чтобы успеть?
- Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра мы смогли встать вовремя?
- Если нам нужно проснуться в 7 часов, во сколько сегодня лучше лечь спать?
- Уже поздно. Будем ложиться или отменим поездку?
Отвечая на эти простые вопросы, ребенок поймет, что и как ему нужно делать. Главное, не приказывать и угрожать, а рассуждать, приводить доводы.
Как тренировать метод Сократа
Обучение сократической беседе не займет много времени. В этом процессе важно выделить и придерживаться ряда простых правил.
Продумайте логику
Ваша основная задача — донести до собеседника важную мысль. Но иногда бывает так, что вы сами до конца ее не понимаете. Для того, чтобы исправить ситуацию, запишите ее на бумаге. После обозначьте самое главное. По возможности проиллюстрируйте то, что хотите сказать. Это оживит вашу мысль, сделает ее более яркой.
Сформулируйте тезисы
Переведите слова в вопросы, на которые собеседник сможет ответить словом «да». Подумайте, помогут ли они ему увидеть правильное направление? Сможет ли он ответить утвердительно?
С чего начать диалог
Если собеседник не настроен на разговор, вряд ли ваши попытки что-то ему доказать увенчаются успехом. Поэтому попробуйте заинтересовать с первых слов. Сделайте так, чтобы человек захотел выслушать.
Возьмите инициативу в свои руки
Не нужно ждать, пока собеседник начнет что-то говорить, возражать вам. Задавайте подготовленные вопросы. Чтобы не замешкаться, тренируйтесь в этом деле. Несколько раз в день проговаривайте вопросы, на которые собеседник в любом случае ответит утвердительно.
Заключение
Способность вести сократовский диалог поможет вам в разговоре добиваться своей цели — не только доносить до оппонента свою точку зрения, но и убеждать его в ее правильности. Овладеть этим методом несложно. Достаточно заранее продумать свои слова и выделить главные мысли. А после сформулировать их в виде вопросов. Отвечая на них, собеседник сам поймет, где в рассуждения вкралась ошибка.
Читать онлайн «Основы сократовской беседы. Cократический диалог и сократический метод в простом изложении», Сергей Успенский – Литрес
© Сергей Успенский, 2022
ISBN 978-5-0056-5284-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Основы сократовской беседы
Cократический диалог и сократический метод в простом изложении
Сергей Успенский
Введение
Высказывать свое мнение не всегда легко для некоторых людей. В силу различных факторов бывает так, что человек не решается высказать собственное мнение, но это очень непрактично для сложной взрослой и трудовой жизни. Мир жесток, рабочая среда холодна, как и общий тон разговора, который теперь часто встречается даже в собственной семье с самого раннего возраста. К сожалению, это означает, что в таком мире, как сегодняшний, выживают только сильные, с ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому осознание собственного мнения и смелость его выразить – это основа, которую дети должны усвоить в раннем возрасте, чтобы не быть полностью подавленными в раннем подростковом возрасте или во взрослой жизни.
Выражение собственного мнения – это подсознательный процесс, связанный с благополучием и одобрением, а также со страхами и неприязнью. Тот, кто не умеет высказывать собственное мнение и тем самым выражать свои мысли, автоматически превращает себя в попутчика в обществе. В наше время многие люди стремятся «плыть по течению», и на это есть много разных причин. Помимо всего прочего, особенно легко быть просто последователем, потому что жить собственной личностью – трудное занятие, но, с другой стороны, в нашем обществе принято быть как все. Некоторые люди, которые, соответственно, имеют смелость говорить свое мнение и показывать свои мысли, таким образом, оказываются в маргинальном положении. Поэтому очень легко быть последователем. Даже если это не так фатально, как выставляют некоторые исследователи развития, ведь даже если стандарт гуманности вредит некоторым людям, он все равно помогает большинству человечества, это все равно означает, что некоторые люди ставят себя в ситуации, вредные не только для себя, но и для других, и все это только потому, что они не смогли сказать «нет» чужому мнению или потому, что сами не высказались.
В более поздней взрослой жизни это означает некоторые проблемы, которые могут иметь место не только в трудовой, но и в общей личной жизни. В конечном счете, выражение собственного мнения также означает, что человек может принимать решения. Учиться принимать решения – это то, чему учатся даже маленькие дети в процессе своего психологического развития. При открытости к принятию решений появляется и собственное мнение, поскольку человек активно решает не быть просто последователем, а собственное мнение формируется под влиянием обстоятельств.
Однако из-за множества различных факторов этому принятию решений никогда нельзя научиться или оно никогда не училось. Например, дети, которые были подавлены в детстве и, следовательно, в своем психологическом развитии, часто так и не научились по-настоящему обобщать и выражать свои собственные мысли. Вот почему так важно правильное образование. Дети не учатся сами, как стать «хорошим человеком» или какой путь является правильным. Вместо этого их нужно направлять. Через ролевые модели они учатся правильному поведению, но, к сожалению, и негативному. Они учатся тому, что им необходимо для жизни. Если в раннем детстве им постоянно говорили, что с их собственным мнением не считаются, или если их подавляли в собственном доме, то они никогда не узнают, как важно говорить свои мысли. У этих детей будут очень сильные проблемы с этим во взрослой жизни. Такие проблемы могут проявляться по-разному.
Довольно многие люди, не только дети, но и взрослые, испытывают настоящий страх перед выражением собственных мыслей. Для этого может быть много разных причин.
Собственные мысли – это величайшая тайна человека. Если эти мысли никогда не произносятся, то они остаются скрытыми навсегда, и ни одно живое существо никогда не узнает этих тайн. Однако хранить секреты не всегда хорошо. В детстве нужно усвоить, что можно считать вполне положительным, если некоторым людям раскрываются эти секреты. Кроме всего прочего, очень важно, чтобы эти дети усвоили, что их собственный дом – это очень безопасное место, где не должно быть секретов. Здесь, однако, важно различать, что секреты не следует отождествлять с частной жизнью. Частная жизнь ребенка имеет право на существование и должна восприниматься очень серьезно, а вот секреты, напротив, могут быть очень токсичными. Например, если дети не доверяют своим родителям или своему окружению, они могут не признаться, если что-то не ладится в школе, если их дразнят или даже если они причинили себе боль.
Таким образом, существует множество различных факторов, почему люди не выражают свои мысли или думают, что их мысли не воспринимаются всерьез другими людьми. Из-за таких нарушений развития, которые могут возникнуть в детстве, но иногда и в позднем взрослом возрасте, поскольку токсичные ситуации возникают не только в юном возрасте, происходит так, что решения могут быть приняты только с трудом. Подавленные личности, например, явно предпочитают придерживаться мнения других, они прячутся за чужими словами и действительно цепляются за приказы и требования или, например, просьбы, потому что они никогда не учились ничему другому и, соответственно, чувствуют себя более чем потерянными, когда им приходится решать что-то самостоятельно.
Такое поведение более чем непрактично во взрослой жизни. В трудовой жизни часто приходится принимать очень важные решения, будь то противостояние с токсичным коллегой по работе или даже когда появляется прекрасная возможность продвижения по службе, будь то на текущей работе или, например, в другой компании или филиале. Принятие решений, в конце концов, также означает разделение негативных и позитивных ситуаций. Кроме всего прочего, быть последователем – это совсем не позитивно. Это означает, что собственное «я» никогда не может быть действительно найдено, а затем прожито. Конечно, подчиняться правилам на рабочем месте – это преимущество, но это не значит, что каждый сотрудник должен быть абсолютно одинаковым. На многих рабочих местах собственная индивидуальность действительно заглушается. Нет времени поговорить о собственных интересах или, возможно, спланировать что-то с коллегами в нерабочее время.
В наше время именно на этом делается акцент. Будущее поколение особенно строится на самопознании, на творчестве и на том, чтобы действительно извлечь максимум пользы из собственной жизни. Однако этого не может быть, если человек бегает только за другими людьми. Собственный потенциал никогда не может быть раскрыт, потому что человек всегда находится в тени других. Путь к принятию решений, конечно, не прост. Требуется определенное мужество, чтобы отделить себя от мнения других людей, которые полностью определяют собственную жизнь. Без решений других людей собственная жизнь порой кажется пустой и неопределенной. Поэтому лишь немногие люди, которым действительно трудно принимать решения, решаются сделать шаг в самостоятельную жизнь, потому что… зачем менять легкую ситуацию на трудную? Зачем отказываться от легкой жизни ради того, чтобы в словах было больше смысла? Многие люди прячутся за этими вопросами и не понимают, что эта простая жизнь без принятия решений не так проста, как кажется на первый взгляд. Действительно, основные ситуации кажутся легкими, когда не нужно принимать сложное решение, но будущее выглядит более чем сложным и каким угодно, только не легким, потому что проблемы возникают особенно со временем и не всегда сразу.
Однако тем людям, которые не решаются сделать этот большой шаг в самостоятельную жизнь, можно помочь с помощью правильной терапии. Это трудное дело, которое редко удается преодолеть полностью самостоятельно, поэтому здесь имеет смысл прибегнуть к помощи психотерапевта. Здесь важно сказать, что можно считать положительным, если семья и друзья предлагают себя. В конце концов, это означает, что есть люди, которые действительно хотят помочь, а это всегда воспринимается положительно. Однако, к сожалению, для устранения этих проблем и недостатков необходим профессионал, иначе все может быстро стать еще более сложным и негативным. Поэтому необходимо также научиться различать правильный источник информации, что само по себе уже является сложным этапом в процессе принятия решения. Однако простой консультации с терапевтом, психологом или психиатром, который может назначить, например, лекарства от депрессии или психических заболеваний, недостаточно. Вместо этого в особо сложных случаях требуется особый метод, зародившийся еще в древности. Поэтому сократовскую беседу можно использовать для помощи людям, которые испытывают трудности с принятием собственных решений, но этот термин не является особенно известным. С годами этот термин претерпел значительные изменения и теперь имеет мало общего с философскими мыслительными процессами, с которыми когда-то ассоциировалась эта техника.
Что такое сократовская беседа?
Сократовский дискурс используется в рамках психологической терапии для обучения человека или пациента личной ответственности, а также, например, смелости, необходимой для самоопределения и постановки жизненных целей, а также жизненному содержанию и моральным взглядам, которые могут даже отличаться от принятых в обществе. Таким образом, человека, у которого есть проблемы с выражением собственного мнения, обучают первым основам здорового образа жизни, которым он обычно должен был научиться в детстве.
Однако все чаще и чаще этого не происходит. Поток времени стал настолько быстрым и сильным, что выживают только сильные, несмотря на то, что современный мир все больше и больше стремится к самоопределению и самореализации. Тем не менее, жизнь не становится легче. Так же, как возможности возрастают до бесконечности и весь мир доступен молодому человеку, жизнь, однако, таит в себе множество подводных камней. Трудовая жизнь взрослого человека особенно сурова и строга, а тон часто бывает отнюдь не приятным. В собственной семье, между тем, все начинается точно так же, и даже в детстве этот грубый тон обычно проявляется очень рано. Тем, кто не выносит именно такого тона или не умеет выполнять приказы, часто приходится нелегко в дальнейшей взрослой жизни.
Уже в раннем возрасте сильные дети отделяют себя от слабых. Однако позже это различие становится все более очевидным. Прилагательное «сильный» не используется для описания общей физической силы. Напротив, дети считаются (экспрессивно) сильными, если они выражают собственное мнение и, соответственно, не уклоняются от конфронтации. Люди, которые следуют именно такой картине жизни, в большинстве случаев становятся очень хорошими лидерами. (Экспрессивные) сильные дети уже в раннем возрасте возглавляют группы друзей и всегда готовы разрешить спор. Слабые дети, однако, это не те дети, которые увлекаются таким спором, а те, которые либо не могут, либо не хотят выражать свое собственное мнение. Тогда они становятся просто последователями, позволяя другим людям полностью игнорировать их собственные интересы, потому что они не озвучиваются.
В области психологического развития это так называемая проблема развития. В крайних случаях эта область даже доходит до нарушения развития. И то, и другое должно быть приведено в нормальное состояние с достаточной помощью. Обычно это делается с помощью психотерапевта, но в редких случаях семье и друзьям также удается вернуть человеку смелость, необходимую для того, чтобы высказаться.
В частности, психологическая область имеет множество различных применений. Однако самым популярным остается сократовский диалог или сократовская беседа. Эти разговоры чаще всего встречаются в общей поведенческой психологии, которая, таким образом, относится к области когнитивного языка. Однако эти методы можно найти и в психоаналитических школах, особенно в области глубинной и индивидуальной психологии. Поэтому концепции сократовского применения индивидуальны и могут быть включены в самые разные сценарии и терапии.
Но что именно представляет собой сократовская беседа? Этот термин встречается не только в общей психологии, когда речь идет о помощи людям, испытывающим проблемы с самопознанием, но и имеет множество других возможных применений. В Америке, например, этот метод является наиболее распространенным способом обучения студентов-юристов, но в Германии это встречается гораздо реже. По сути, сократовская беседа или сократовский диалог описывает модель беседы, с помощью которой разговор можно вести непредвзято, опираясь на факты и логику. В древности, в первых зачатках этой модели разговора, речь еще шла о том, чтобы обосновать собственное мнение фактами и фактами, чтобы даже самое крайнее мнение можно было изменить с помощью общей логики. Кроме того, это был особенно распространенный способ получения объективной информации, совершенно не зависящей от собственного мнения. Тем временем, однако, эта модель разговора используется в психологии и, соответственно, терапевтами, чтобы в первую очередь добиться от человека мнения.
Например, здесь описана очень простая ситуация, которую с моральной точки зрения можно считать как положительной, так и отрицательной. Пациент, которому предстоит лечение, человек, обратившийся за помощью к терапевту, должен затем составить свое собственное мнение. Однако прежде чем это произойдет, ситуация сначала проясняется с помощью простых вопросов. Основываясь на логике, собственное мнение выстраивается совершенно подсознательно. Это будет подробно описано в одной из последующих глав, в которой также будут приведены некоторые примеры. Поэтому здесь следует лишь кратко упомянуть, что сократовская дискуссия часто используется в групповой терапии. Для этого необходимо установить определенные правила. По сути, сократовский диалог – это формирование собственного мнения, но сам разговор должен быть основан на фактах и фактах, потому что иначе, особенно в группах, он может очень быстро превратиться в спор, и если после этого хотя бы один человек переходит в режим защиты или становится последователем, вся концепция теряет свой эффект.
Поскольку более подробно эта концепция будет рассмотрена в одной из последующих глав, сейчас мы рассмотрим, как она вообще возникла. Ведь в ранней античности, а значит, и во времена до нашей эры, терапевтов не было. Даже найти врачей было сложно. Общая психология стала действительно распространенной только в 19 веке, когда выкристаллизовались различные типы личности, и все одновременно попытались быть полностью индивидуальными и, следовательно, непохожими друг на друга. Сократовская беседа, например, имела совершенно другое название, поскольку данный метод был назван по имени своего создателя лишь много позже; в честь западного философа, который посвятил всю свою жизнь стремлению к знаниям, но устал от споров своих учеников. Нужна была техника, основанная только на фактах и информации, чтобы можно было доказать ошибочность даже самого крайнего мнения.
Как же появился всеобщий сократизм?
Сократовское развитие
Сократовская беседа, или сократовский диалог, не всегда была инструментом, используемым в психологии и уж точно не терапевтами, психиатрами или психологами для помощи людям или исцеления пациентов. Напротив, сократовский диалог берет свое начало в античной философии.
Следует сказать, что общая психология – это так называемая эмпирическая наука. Это означает, что психология в гораздо большей степени проявляется в практике, чем в общей теории. Это прикладная наука, которая всегда имела свои корни в практике и, соответственно, может быть особенно хорошо реализована в этих областях.
Каждый человек совершенно индивидуален. У каждого человека есть свои причуды и свои фасады, которые никак не похожи ни на один другой. Можно проводить параллели и определенные сравнения, поскольку иногда эти различия могут быть особенно малы и тонки и поэтому едва заметны, но за исключением крови, которая течет по венам живого существа, наш состав совершенно разный. Особенно в ментальной сфере это становится абсолютно очевидным. Мыслительные процессы отдельного человека – это самые большие секреты, которые он может когда-либо носить с собой, ведь если эти мыслительные процессы никогда не произносятся, то они остаются самым надежно охраняемым тайником во всем мире, если не в просторах Вселенной. Однако эти секреты могут быть как положительными, так и отрицательными. Мысли человека увлекательны, и они определяют то, что люди в итоге делают. Это могут быть прекрасные мысли, например, воспоминания о невозможно прекрасных моментах, проведенных с семьей или друзьями, но в то же время эти мысли могут быть мрачными и жестокими, толкающими их носителя в глубокую нисходящую спираль, из которой он не может выбраться. Это могут быть воспоминания о травме, которые в конечном итоге вызывают тревогу и панику, или же это могут быть мысли о сокрушительном «а что если?».
Соответственно, каждый человек полностью независим, и поэтому мысли также движутся полностью независимо. Они формируются на основе опыта, который человек получил, а он всегда совершенно разный, даже если, например, однояйцевые близнецы воспитывались совершенно одинаково. Фактический опыт так же индивидуален, как и сам человек. Тем не менее, каждый человек, каждый из этих людей испытывал тревожные мысли. Они не характерны для определенной группы людей, но могут преследовать абсолютно всех. Это именно то, с чем имеет дело психология. Это наука, которая полностью связана с процессами в мозге, а не только с неврологией, которая с медицинской точки зрения является очень цивилизованным предметом с конкретными легкими решениями. Вмешательства для лечения повреждений мозга сложны и могут занять несколько часов, при этом вероятность того, что эти вмешательства окажутся действительно положительными, невелика. Тем не менее, неврология основана на правилах. Каждая проблема существовала, и каждое вмешательство было успешно выполнено хотя бы один раз. Психология, с другой стороны, также обращается к сигналам нейронов, но эта наука не имеет правил. С его помощью можно понять мыслительные процессы человека, которые нельзя просто лечить вмешательством, и тем более эти мысли не являются объектами, которые можно взять в руки и пощупать. Поэтому здесь необходимы другие методы для «исцеления» таких повреждений, как травматические расстройства, тревожные расстройства или депрессия.
Поскольку здесь не может быть физического вмешательства, наука психология также признана эмпирической наукой. Эмпиризм означает, что только опыт является источником знания. Вместе с процессами обучения, которые могут быть связаны с этим опытом, ни один учебник в области психологии нельзя взять в руки. Это не руководство, с которым можно работать, а практика, к которой эта наука относится очень конкретно. Создаются категории данных, по которым можно проводить, по крайней мере, определенные сравнения, в результате чего, например, возникают расстройства. Разные травмы, например, имеют одинаковый «конец», или один и тот же побочный эффект. Поэтому с этим можно работать категорически, но в конечном итоге эмпирическая наука остается без правил, поэтому к каждому новому пациенту и клиенту один терапевт должен относиться совершенно по-разному. Каждому психологу приходится заново проверять каждого клиента и поэтому он вполне может задавать одни и те же вопросы снова и снова. Однако ответы будут разными, поэтому для каждого пациента необходимо применять альтернативные методы.
Эмпирическая наука, таким образом, не только относится к основе абсолютно каждой науки и, следовательно, к методологии, но и общая идея, которая черпает опыт из самой себя как источник знания, происходит из философии. Почти все науки берут свое начало от древней философии. Ведь именно тогда люди впервые начали по-настоящему задумываться о жизни и о том, что в конечном итоге все люди отличаются друг от друга, несмотря на то, что общее анатомическое строение так похоже.
Однако это оставляет один вопрос: как философия в конечном итоге стала психологией? И как изменился сократовский диалог в соответствии с этим?
От философской античности к современной психотерапии
Однако прежде чем ответить на этот большой вопрос, необходимо ответить на другой вопрос, поскольку прежде чем выяснить, как философия стала психологией, необходимо выяснить, что именно представляет собой общая философия. Так что же такое философия?
Слово философия (греко-латинское. «philein» (philos), «sophia» = мудрость) происходит от греческого и означает что-то вроде «любовь к мудрости», однако «philein» означает не только любовь, но также может быть переведено как симпатия или интерес. Поэтому в ранней античности слово «философия» означало просто интерес к знаниям, которые можно найти в мире. Она также иллюстрирует общее стремление к знаниям и, следовательно, описывает одним простым словом усилия, которые предпринимали некоторые люди, чтобы стремиться к настоящему знанию. Это относится не к какому-то конкретному знанию, а к общему знанию. Поэтому также быстро становится очевидным, что общая наука возникла из философии в XVIII веке. Каждая наука основывается на мыслях философии, поскольку философия не исключает ни одной области знания.
В прошлом люди редко ограничивались лишь частичными областями. В древности существовала простая крайность: либо все было известно, и стремление к общему знанию никогда не могло быть удовлетворено, либо просто ничего не было известно, и не было желания просто заглянуть в какую-то область.
Тем не менее, различие было проведено очень быстро после того, как в древности поняли, что существуют не просто две крайние стороны, а широкий спектр знаний, которые не могут быть просто усвоены все сразу. Ни один человек никогда не мог знать всего, и даже древние мудрецы, обучавшие более молодых, продолжали самообразовываться. В итоге, мир в древности больше не делился на черное и белое, в распоряжении людей был весь спектр цветов.
Однако это не означало подотрасли химии и биологии, скорее первые стоики, жившие около 300 года до н.э., различали логику, физику и этику. Это относится к языку и аргументации, а также к явлениям естественного происхождения, включая общее поведение людей, мораль и правила жизни. Соответственно, в то время не было такого четкого подразделения, о котором сегодняшние люди знают из школьных уроков. В более поздних подразделах были добавлены только грамматика, риторика, диалектика и так называемый «квадривиум», который содержал подразделы арифметики, геометрии, музыки и астрономии.
Даже если в годы, предшествовавшие XIX веку, когда общая философия превратилась в различные отрасли науки, делалось все больше и больше различий, и даже если ученые мудрецы древности были способны различать все больше и больше областей, образ мышления древности все равно сильно отличался от XIX века или от наших дней. В конце концов, что такое философия? Что именно представляет собой философствование и какие вопросы оно в конечном итоге затрагивает?
Образец стиля: Платонический диалог
Этюд стиля: Платон «Хорошо сказано, Кефал,» ответил я; «Но что касается справедливости,
что это такое? не в своем уме, должен ли я вернуть их ему? Никто бы сказать, что я должен или что я должен быть прав, поступая так, не более они сказали бы, что я всегда должен говорить правду тот кто в его состояние. » — Вы совершенно правы, — ответил он. «Но тогда, я сказал, говоря правду и
платить долги не «Совершенно верно, Сократ, если Симонид
верить», сказал «Боюсь»
сказал Кефал, что я должен идти сейчас, потому что я должен посмотреть
после « Есть не Полемарх твой наследник? — сказал я. » Кому будь уверен, — ответил он и, смеясь, удалился к жертвы. «Скажи мне
тогда, о наследник спора, что сделал Симонид
скажем, и » Он сказал, что
уплата долга справедлива, и, говоря так, он «Я должен
жаль сомневаться в слове такого мудрого и вдохновенного
человек, но «Правда». «Тогда когда
человек, который спрашивает меня, не в своем уме, я
под номером «Конечно нет.» «Когда Симонид
сказал, что погашение долга было справедливостью, он не «Конечно
нет; ибо он думает, что друг всегда должен делать добро
до «Вы имеете в виду
что возврат депозита золота, который
к травме «Да. » «А неужели и враги получат то, что мы им должны?» «К
будьте уверены, — сказал он, — они получат то, что мы
должен им,
и враг, «Симонидес,
затем, по образцу
поэты, казалось бы
говорить » Тот должен был быть его смысл,» он сказал. » По
небеса! Я ответил;
и
если бы мы спросили
ему что
должный или правильный
вещь «Он бы
конечно
ответь, что
лекарство
дает наркотики
и
мясо и
пить до «А что из-за или правильный вещь дано по кулинарии, и чему?» «Приправа к еде.» «А что является то, что справедливость дает, и кому?» «Если, Сократ,
мы должны руководствоваться
вообще по
аналогия
предыдущий —Платон, Выдержка из Республика . Перевод Бенджамина Джоветта. Нажмите здесь, чтобы вернуться к списку образцов пассажи для стиля.
|
Сократический диалог | Университет Иллинойса Спрингфилд
Преподаватель предлагает хорошо сформулированный вопрос, который требует личного ответа от студентов. Эти ответы вызывают дополнительные вопросы и так далее. Иногда его называют обучением через вопросы.
Соответствующие области содержания
Типично для изучения этики в любой учебной программе, политики, психологии, социальных наук, математических концепций высшего порядка и права.
Цели и задачи
Целью сократовского диалога обычно является достижение консенсуса или множественного понимания по моральным, этическим или социальным вопросам. Студенты повышают свои способности критического и этического мышления и приходят к более глубокому пониманию данной проблемы.
После завершения сократовского диалога учащиеся:
- придут к общему решению по заданному вопросу
- научатся критически ставить под сомнение заданную концепцию требований.
Материалы и ресурсы
Что учитель должен подготовить заранее? Учителю необходимо подготовить наводящий вопрос. Также следует заранее сформулировать дополнительные вопросы, чтобы ускорить обсуждение в синхронных диалогах.
Что ученик должен принести на урок? Студенты должны быть готовы к активному участию.
Наводящие вопросы для этого урока
Могут ли учащиеся достичь более высокого уровня понимания данного вопроса с помощью управляемых вопросов, ведущих к определенной философской мысли?
План урока и процедура
- Начните с вопроса, который является конкретным и основан на конкретном опыте, который может быть полезен всем учащимся. Учащимся необходимы предварительные знания, чтобы начать обсуждение, или же обсуждение может первоначально превратиться в объяснение необходимых предварительных знаний.
- Ответив на вопрос, учащиеся проверяют свое понимание вопроса.
- Учащиеся дают возможные ответы или решения на вопрос. Часто ответы должны основываться на личном опыте.
- Дополнительные вопросы изучаются на основе ответов.
- Каждый второстепенный вопрос изучается до тех пор, пока не будет достигнуто общее согласие относительно его значения и решения.
- Окончательное решение относительно исходного наводящего вопроса принято на основе дополнительных ответов.
Оценка обучения
Первичная оценка включает в себя качество обсуждения, происходящего во время занятия. После выполнения задания от учащихся может потребоваться составить резюме, в котором подчеркивается их понимание первоначального вопроса, ключевых аспектов и проблем, изученных в отношении этого вопроса, а также их понимание окончательного консенсуса и всех подрезолюций.
Стратегии преподавания и основные моменты
- Существует опасность того, что инструктор будет доминировать в обсуждении, если каждый наводящий вопрос должен быть задан инструктором; однако для небольших курсов это может быть уместно.
- При первоначальном использовании синхронного метода можно продолжить обсуждение в асинхронном форуме, а не проводить слишком много времени в синхронной обстановке.
- Метод Сократа представляет собой очень активную стратегию обучения. Оценка должна включать участие.
Условия проживания
- Учащиеся должны иметь физические возможности для активного участия в обсуждении или им должны быть предоставлены условия для выполнения этих требований.
- Для текстового обсуждения может потребоваться несколько приспособлений.
- В некоторых синхронных событиях технология должна обеспечивать возможность участия, и учащимся с ограниченными возможностями может потребоваться дополнительное время для составления ответов.
Хронология
Сколько времени потребуется обычному онлайн-учащемуся, чтобы завершить такой урок? Как правило, от 20 до 30 минут в рамках синхронного сеанса может потребоваться для выполнения действия по сократовскому методу, но также может потребоваться целый час в зависимости от возникающих дополнительных вопросов. Трех дней будет достаточно для асинхронного метода, при условии, что учащиеся должны войти в систему и отправить сообщение как минимум четыре раза. Студенты должны активно участвовать в обсуждении для эффективного обучения, поскольку философская природа обсуждения постоянно меняется, и каждое дополнительное обсуждение требует, по крайней мере, множественного согласия студентов, прежде чем переходить к новым темам.
Идеи для оценки урока и размышления учителя
Как ученикам понравился урок? Оценки в конце семестра должны задавать вопрос о полезности и обучении, достигнутом в результате таких занятий. Возникшие трудности следует решать для текущих и будущих курсов и студентов. Преподаватель должен размышлять об уровне участия студентов и качестве их ответов. Дополнительные инструкции по методу могут потребоваться, если эти элементы низки.
Дополнительные ресурсы
- Общество содействия развитию критической философии. Сократический диалог, с сайта http://www.sfcp.towerwebdesign.co.uk/socratic-dialogue-2/
- MacKnight, CB (2000). Обучение критическому мышлению через онлайн-дискуссии. Educause Quarterly, 23 (4), 38-41. с http://www.educause.edu/ir/library/pdf/EQM0048.pdf
- Морс, Дж. М. (1998), Сократовские вопросы для двадцать первого века. Исследование: критическое мышление в различных дисциплинах, 18 (2), 9-23.
- Пол, Р. В. (1993). Сократический вопрос. В Критическое мышление: как подготовить учащихся к быстро меняющемуся миру (стр. 335–365). Санта-Роза, Калифорния: Фонд критического мышления.
- Сазерленд, Т. Е. и Бонвелл, К. С. (1996). Использование активного обучения на занятиях в колледже: набор возможностей для преподавателей .