Сообщение по обществознанию на тему вундеркинд. Дети-вундеркинды
Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя — бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат — таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни (семья была не музыкальная и никто не мог ему помочь). Потом он увидел Периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в ее закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Ее показали академику Колмогорову, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что ее решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одаренных старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцати летним, и то далеко не каждому).
Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, «подпольно» занимавшихся с одаренными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одаренности ребенка, их буквально «зашкалило». Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждет судьба ученого и конечно же много проблем. Первая из них — обучение по индивидуальной программе.
О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принес, была единица. Окрики учительницы, наказания (а ребенку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами»), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они…
В то еще недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одаренные дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одаренность часто проявляется очень рано, еще до восьми лет, а высокая одаренность — и того раньше.
Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвертый, Паша сразу стал отличником: программа четвертого класса ему подходила больше, хотя тоже была «мала». Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически, и психологически. Они становились как бы «инвалидами общения». «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», — всхлипывал маленький Паша.
Видя переживания ребенка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью». И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одаренных. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на «отлично» заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: «Студент в красном галстуке…»
Прошло двадцать лет
Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 — в аспирантуру. Учился легко, увлеченно. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в «группу риска»: такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, — безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.
В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что еще надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья.
Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось — у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алеша стал выдающимся программистом, известным во всем мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподает в школе для одаренных… Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь…
«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться.
«Талант — это поручение от Господа Бога», — сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идет речь, — трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.
Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром — и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришел в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одаренность, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении — мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов…
Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).
Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский… — перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлеты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из «Ностальгии» Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула — «горе от ума». Ее автор «бывший вундеркинд» Грибоедов знал, о чем говорил. Хотя ум — это лишь одно из слагаемых высокой одаренности.
Есть еще и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учету и тестированию творческая одаренность. Ее можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.
Другая опасная ошибка — стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И все же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.
Шизоид, шизик — в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды — превосходный материал для творческой одаренности. Несмотря на созвучие с названием болезни — шизофрения, — они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чем-то лучше.
Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одаренных людей. Явными шизоидами были Николай Гумилев, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков, Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак… Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже — среди более конкретных физиков.
Почем гениальные мозги?
Высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. По данным выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.
Природа в стремлении сделать еще совершеннее свое любимое детище — Homo sapiens — экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений — именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?
По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шес
42money.ru
Занимательные факты на тему: Вундеркинды
Оглавление
Введение
Начало всеобщего успеха – выступление на шоу
История развития особенных способностей
Заключение
Список литературы
Актуальность. Правительство России собирается создать реестр одаренных детей страны. Проект закона уже есть, «критерии отбора» вундеркиндов выработаны: в список попадут призеры заключительных этапов олимпиад, победители интеллектуальных и творческих конкурсов, молодые спортсмены, ученые и другие ребята с выдающимися способностями. Однако эти дети – не сухие строчки рейтинга побед. За каждым из них кроме врожденных талантов стоит непомерное трудолюбие и целеустремленность, и их, юных героев нашего времени, неплохо было бы знать в лицо.
Самым последним из одаренных детей стала маленькая девочка, которая выступила в шоу «Удивительные люди». В свои 4 года она знает 6 языков, не считая родного. Ролики с записью ее выступления за считанные часы набрали миллионы просмотров, зрители были шокированы и восхищены способностями маленькой умницы, весь интернет уже несколько дней гудит от горячих обсуждений Беллы и темы раннего развития в целом.
Именно об этой девочке и критериях ее успеха будет рассказано в данной работе.
Цель работы – изучить основы успеха вундеркиндов в России на примере одного ребенка.
Задачи работы
- Описать необычные возможности ребенка;
- Изучить особенности и условия для развития одаренности.
Начало всеобщего успеха – выступление на шоу
Зовут девочку Белла Девяткина, и помимо русского, она свободно говорит на английском, немецком, французском, китайском, испанском и арабском языках!
На шоу заданием Беллы было подойти поочерёдно к каждому из 6 людей. Каждый человек говорил на одно из языков — английском, французском, китайском, испанском, немецком и арабском. Задачей Беллы было найти подарок. Люди говорили с ней на разных языках, задавали ей задания и говорили на свободные темы.
Каждый человек — носитель языка — давал Белле определённое задание: спеть песенку, назвать вид динозавра по описанию, отгадать загадку, прочитать стихотворение и ответить на вопросы по естествознанию.
В итоге Белла отгадала динозавра по описанию, прочитанному на английском языке, по-немецки отгадала загадку, заданную ей, на французском языке прочитала стихотворение, на китайском языке рассказала как устроен человеческий организм, описала что такое Солнечная система по-арабски и на испанском языке спела песенку.
В итоге Белла получила в подарок «русалочий хвост мечты». Ведь. по ее словам, она мечтает стать русалкой!
История развития особенных способностей
По словам родителей Беллы, интерес к языкам она стала испытывать, когда ей был 1 год. Родители говорили с ней на английском и на русском языках одновременно с самого рождения, а с десяти месяцев добавили французский язык. Белла не могла на нем разговаривать, но свободно могла показать предметы, которые родители называли на разных языках. При использовании разных языков девочка радовалась и прыгала в кроватке.
По их словам, дома дочка с ними разговаривает на русском и английском в равной степени. На остальных языках Белла говорит в основном с преподавателями-носителями языка. Если спросить её, какой язык ей нравится больше, то она ответит, что русский и арабский, потому что она очень любит учительницу арабского.
Придя на шоу, девочка покорила телезрителей, которые смотрели телевизионный проект «Удивительные люди». Она выделялась на фоне взрослых людей, также покоряющих своими возможностями. Для всех было шоком, что в свои 4 года девочка овладела русским, английским, немецким, французским, испанским, китайским и арабским языками.
Интерес ребёнка к языкам был очевиден, когда ей был один год, – рассказали Metro родители девочки. – Мы разговаривали с ребёнком на английском и русском с рождения, а в 10 месяцев добавили французский. Белла ещё не умела разговаривать, но уже могла по просьбе показывать пальцем предметы, называемые взрослым на разных языках. При переходе с одного языка на другой, дочка визжала от радости и прыгала в кроватке.
Эксперты оценили таланты 4-летней девочки-полиглота Беллы Девяткиной.
По словам родителей, Белла разговаривает с ними дома на русском и английском языках в равной степени. Остальные языки она практикует с учителями, которые являются носителями языка.
Родители изучали литературу и научные статьи на тему раннего образования, смотрели видео про достижения искусственных билингвов. Вследствие этого к тому времени как Белла родилась, они уже определились с методикой, по которой изучать языки. Белла не сидит за партой с учебником. Девочка просто проживает свой день точно также, как и любой другой ребенок. Но делает это она на разных языках. Белла гуляет, играет в прятки, догонялки, дочки-матери, читает сказки. Но все это она делает на разных языках. Кроме этого, носители языка ходят с девочкой в зоопарк, на аттракционы, музеи, что значительно расширяет ее кругозор в области обладания разными языками.
В ближайшее время мать и отец Беллы не планируют больше добавлять языки. Хотя во время недавней поездки во Францию Белла на детской площадке имела возможность попрактиковать все свои навыки и встретилась с детьми из Италии, которые говорили по-итальянски и теперь говорит, что хочет учить итальянский.
Родители говорят, что на изучение языков входит много времени, однако занятия построены так, что девочка может делать сразу несколько видов деятельности не испытывать перенапряжения.
Занятия языками происходят каждый день, по 2-4 полуторачасовых занятия. Каждым языком Белла занимается от 3 до 5 раз в неделю. Все занятия происходят методом погружения, т.е. без перевода на русский. Сейчас мы стараемся сделать уроки более прикладными. Например, в Беллином расписание есть драмкружок на английском языке, рисование на французском, танцы на испанском и фигурное катание на немецком. Таким образом, мы комбинируем занятия языками с другими видами деятельности. Кроме того, мы регулярно устраиваем совместные занятия языками с Беллиными друзьями, которые тоже воспитываются в мультиязычной среде.
Конечно, все родственники Беллы очень радуются успехам девочки. Но все они знают, что за её успехами стоят не только способности ребёнка, но и большая работа родителей. В семье Девяткиных принято заниматься детьми, все двоюродные и троюродные братья и сёстры Беллы талантливы в чём-то, и самое главное, родители помогают им раскрывать эти таланты и поддерживают их.
Психологи, изучающие вундеркиндов, утверждают, что только 10 процентов юных дарований развивают свой талант настолько, что и во взрослом возрасте становятся выдающимися профессионалами.
Супер-ребёнком быть очень тяжело. Надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, чаще всего родителей. Заметив способности у малыша, многие мамы вкладывают в развитие чада не только средства, но и жизнь, особенно напирая на то, чтобы ребёнок интеллектуально опережал сверстников. Поэтому часто вундеркинды — не чудо природы, а плод родительских амбиций.
Набор генов, дарующих талант, безусловно, передаётся по наследству. Его нельзя взрастить только усиленными занятиями. Если он есть, то всё равно прорвётся наружу. Родители настоящих гениев, как правило, не прилагают чрезмерных усилий к обучению своих детей.
- Белла Девяткина – полиглот? http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2227468-4-h-letnjaja-bella-devjatkina-biografija-kto-roditeli-fakty.html
- Бояркина Н. Дети-вундеркинды: мы никому не нужны. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 25 23/06/2010 http://www.aif.ru/society/people/18856
- Коробатов Я. Как 4-летняя звезда шоу «Удивительные люди» научилась свободно говорить на 7 языках. Комсомольская правда 20.10.2016. http://www.spb.kp.ru/daily/26597.4/3612785/
nsportal.ru
Реферат Вундеркинд
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 «Мудрецы» (саванты)
- 2 Уровни одаренности
- 3 Природа детской одаренности Источники
Литература
Введение
«Сотворение».Акиан Крамарик. 10 лет
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.
В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние[] разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми.
1. «Мудрецы» (саванты)
- Саванты — дети с синдромом саванта, демонстрирующие прекрасные способности в какой-либо узкой сфере (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Часто у таких детей наблюдается синдром Аспергера.
- Савант-аутист — человек с аутизмом, который демонстрирует необычные способности, редко достигаемые другими. Ранее таких людей называли idiot savants — «идиотомудрецы». В 1978 году д-р Бернард Римланд ввел термин autistic savant — «савант-аутист» — который используют сейчас.
2. Уровни одаренности
Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одаренности:
- «Яркий», просветленный: 115+, или 1 из шести (17 %)
- Умеренно одаренный: 130+, или 1 из 50 (2 %)
- Высоко одаренный: 145+, или 1 из 1000 (0,1 %)
- Исключительно одаренный: 160+, или 1 из 30 000 (0,003 %)
- Необычайно одаренный: 175+, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)
3. Природа детской одаренности
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.
В то же время некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить тело творчества»:
Природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа[1].
Источники
- Б. Филановский. Вундеркиндергартен // Openspace.ru, 13.03.2009.
wreferat.baza-referat.ru