Современные методы психотерапии – Современные методы психотерапии | База знаний

Содержание

Методы современной психотерапии

Московский Международный Университет в этом году открывает несколько новых факультетов и, чтобы познакомить всех с новыми направлениями и преподавателями, запускает открытый лекторий. «Теории и практики» записали тезисы первой лекции — выступление кандидата психологических наук Александра Сосланда «Психотерапия — между свободой и властью». Зачем психотерапевт выполняет функцию охранника, почему психозы — это крайняя степень несвободы и какой вклад внес Фрейд в освобождение пациентов — в материале T&P.

Вещь, которая объединяет все психотерапевтические направления, — это свобода. Началом современной психотерапии принято считать работы и деятельность Фрейда. Можно прочитать много трудов, где Фрейд критикуется с разных сторон. С точки зрения современных психотерапевтических подходов психоанализ — в том виде, в каком предложил его Фрейд — устарел. Но мы сегодня не ездим на автомобиле марки «Форд Т», которая была выпущена в начале прошлого века. Мы ездим на современных автомобилях, но в то же время не оспариваем роль Генри Форда в мировом автомобилестроении. Точно так же и Фрейд: он заложил первые понятия, которые легли в основу огромного проекта под названием «психотерапия».

Что сделал Фрейд для свободы? Преобладающей психотерапией до него был гипноз, причем гипноз в старой, простой, грубой форме. Мудрый гипнотизер внушал слабому, безвольному, несчастному клиенту некую высшую истину и одновременно волевой приказ. Тот, опьяненный этим измененным состоянием сознания, легко воспринимал все сказанное. Фрейд радикально изменил сам корень психотерапии. Тот ключевой призыв, который восходит к его практике, звучит так: «Говорите все, что вам приходит в голову». До этого все, что приходило в голову, говорил гипнотизер.

Это был первый радикальный освобождающий шаг в истории психотерапии: человек заговорил. И стал говорить много. Этой речи хватало на огромное количество исследований. Появились целые сферы, которые раньше находились абсолютно вне внимания психологов. Все, что связано со смутными детскими воспоминаниями, с моментами отношений, со сновидениями — с чем угодно, — все это стало достоянием психологической науки и практики.

Психоаналитики, особенно раннего призыва, очень гордились тем, как долго они могут работать с клиентами. И психоанализ измерялся месяцами, полугодиями, годами. Это было предметом их гордости. То есть за короткий срок, за одну-две сессии пробиться к каким-то глубинам, оказаться внутри мира клиента, с их точки зрения, было абсолютно невозможно. Для этого нужно было время. И они работали. Напомню, что в то время не было выходного в субботу, и они работали всю неделю, кроме воскресного дня. «Правило каждого дня» — это то, о чем любил говорить Фрейд, и даже к воскресным перерывам он относился плохо. Он считал, что после воскресного отдыха пациент уже не так свободно делится своими переживаниями, не так легко и плавно «дает материал», и Фрейд даже ввел в оборот термин «понедельничная заскорузлость». И лучше всего, конечно, если бы психоанализ длился без выходных — годами, месяцами и совсем без перерыва.

В других подходах свобода клиента в рамках психотерапевтической сцены подчеркивалась еще более радикально. Человек, который пришел к терапевту, не подлежал абсолютно никакому оцениванию, никакой критике. Знаменитый тезис Карла Роджерса — «безусловное принятие». Тебя не оценивают, абсолютно во всем принимают, не критикуют. Ты находишься в ситуации, которая радикально противоположна той, что ждет за стенами кабинета, где тебя все оценивают или могут так или иначе отнестись к тебе с критикой. Внутри психотерапевтического кабинета ты не просто свободен — твоя свобода есть величайшая ценность, а рядом находится человек, который ее охраняет.

То же самое относится и к концепциям происхождения неврозов. Невроз — это всегда некий результат власти, осуществленной над человеком, у которого этот невроз появляется. Психоанализ первым обратил внимание на то, что всегда за симптомом стоит какая-то личность, осуществляющая серьезное репрессивное давление на клиента. Вся моя практика и практика моих коллег это подтверждает. Нет симптома и нет невроза без некоего «другого».

Подавляющее большинство историй, с которыми я имею дело как терапевт, именно об этом. Этот «другой», ограничивающий свободу, встроен в огромное количество симптомов. Итак, невроз в том или ином виде — это всегда несвобода. Чем тяжелее уровень душевного расстройства, тем глубже будет это ощущение несвободы и тем сильнее человек от него страдает.

Часто пишут о том, что душевное расстройство — это некий вид свободы. Вот, например, известный писатель Дмитрий Галковский в своей книге «Бесконечный тупик» так и пишет: “Шизофрения — это свобода фантазии. Когда ломаются некие сдерживающие центры и фантазия человека идет вразнос”. Это такая романтическая концепция свободы, которая очень распространена в художническом сообществе, среди поэтов и музыкантов. «Безумный гений» — испытанный образ в культуре. И когда к тебе направляют клиентов из художнического сообщества, то так и говорят: «Пожалуйста, своей психотерапией не испортите их талант». Есть некоторое представление о связи безумия и гения, которое идет от середины XIX века, например от знаменитой книги Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Есть данные о том, что многие художники отказывались идти на психоанализ при мысли, что он ослабит их творческий дар. Пойти на психоанализ — значит стать нормальным, лишиться своего таланта. Но все это миф. Это не имеет никакого отношения к реальности.

Давайте все-таки обратимся к реальной картине душевных болезней и посмотрим, в каких отношениях с темой свободы они пребывают. Один из самых распространенных случаев обращения к нам — это обсессивно-компульсивный невроз. Или то, что раньше называлось «невроз навязчивых состояний». Этот невроз заставляет человека делать что-то против его воли. Главное здесь — чуждость, ощущение навязчивости и борьба с ним. Другой частый случай обращения к нам — мезофобия, то есть страх загрязнений. В жизни это чаще всего проявляется в том, что человек не может отойти от крана с водой. Он по двадцать раз в день бегает к крану. Он моет руки все время и большую часть дня ходит в перчатках.

Поначалу такие люди чувствовали, что какая-то сила гонит их к умывальнику и заставляет стирать руки до блеска. Но постепенно они сами включались и заставляли мыть руки перед едой всю семью, втягивая их в борьбу за мировую чистоту. И вот они уже не просто люди, которые борются с чуждой им силой, — они сами эта сила. То есть навязчивое состояние, бывшее в самом начале, перетекает в сверхценную идею. С психотерапевтической точки зрения с этим бороться намного труднее оттого, что у человека на этой почве своя идеология. Он не тот, кто хочет избавиться от чего-то чуждого, он абсолютно уверен в том, что все делает правильно, и вот он уже идеологический борец. Если это осталось навязчивым состоянием, то с этим работать легче: у человека к этому есть критика. Он будет наиболее благосклонно относиться к тому, что ты ему скажешь. Он сам с этим борется, и тебе остается только присоединиться к его борьбе.

«Власть, в сущности, осуществляется двумя путями — силой (насилием) и психологией»

Если мы на самом деле работаем с обсессивно-компульсивным невротическим расстройством, то чаще всего мы раскапываем внутренний конфликт, не имеющий отношения к теме той же чистоты как таковой. Часто с рук пытаются смыть вину или какую-то грязь (подобное чувство часто возникает после эпизодов сексуального насилия у женщин). По Фрейду, симптом возникает в результате вытеснения. То есть человек не помнит о том событии (оно вытеснено), и оно всплывает через симптом. Но в большинстве случаев люди обо всем помнят. Это не забыто, но чаще всего просто не проговорено.

Все, что связано с психозом, — крайняя степень проявления несвободы. Ты открыт любому контролю. Нет границ между тобой и внешним миром. Тобой управляют, на тебя воздействуют. Раньше считалось, что такие больные поддаются только фармакологическому воздействию, но недавние исследования показали, что психотерапия резко увеличивает эффективность при таких случаях. Психотерапевтическая стратегия в этих случаях включает в себя тему свободы как нечто приоритетное. Мы объясняем, до какой степени несвободы дошел человек в этом состоянии. До какой степени он стал зависим от воображаемых сил. Мы не ставим диагнозов, когда эти расстройства носят легкий, преходящий характер. Для того чтобы попасть на терапию, необходимо, чтобы эти переживания стали самыми важными в жизненном пространстве.

В знаменитой работе Фрейда «Неудовлетворенность культуры» мы читаем, что невроз — это то, что присутствует в человечестве вообще, вне зависимости от того, проявляются ли в людях конкретные симптомы. То есть все мы невротики. Все имеют некий повод для того, чтобы обратиться к психотерапевту.

Мы, психотерапевты, обладаем всеприсутствием, тотальным проникновением в другие сферы. Мы можем через свой рассказ затронуть всем интересные сюжеты. Это одно из наших больших политических преимуществ. Это то, что накладывает особый отпечаток на нашу профессию, в том числе в обыденной жизни. Власть, в сущности, осуществляется двумя путями — силой (насилием) и психологией. И важно уметь жить в пространстве между свободой и властью, манипулированием и освобождением.

theoryandpractice.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

За последние полвека психотерапевтические методики активно преодолели психиатрический рубеж и с успехом внедрились в лечебную деятельность других областей медицины. Это имеет отношение и к хирургии. Всем известно, что хирургическая работа помимо операций включает немаловажные периоды: предоперационную подготовку, послеоперационный период, консервативное или паллиативное лечение. Психотерапия находит свое применение на любом из вышеперечисленных этапов, а выбор ее методик диктуется характером и стадией заболевания.

Гипноз

Одним из первых проверенных наукой методов психотерапии, применявшегося в хирургии, являлся гипноз. В 1843 году появилась книга английского хирурга Брэда о нейрогипнологии, в ней впервые был изложен термин «гипноз», ранее носившем название «магнетизм», и с этого момента началась эра научной гипнологии. Брэд поделился возможностью использования гипноза в лечебной работе и, что было немаловажно в тот период, для анальгезии и анестезии во время оперативных вмешательств. Операции под гипнотическим воздействием остаются возможными лишь для пациентов, погруженных в глубокий гипноз (третьей степени), у которых гипнотический сон ранее вызывался не один раз в силу достаточной тренированности. Также наблюдения Берга показали, что у лиц со слабой устойчивостью к гипнозу небольшие хирургические операции могут проводиться при внушенной анестезии даже в состоянии бодрствования.

Впервые в России гипноз применил известный саратовский учёный-естествоиспытатель, врач-психотерапевт Подъяпольский Петр Павлович. Данный метод психотерапии он использовал еще в период первой мировой войны для общей и местной анестезии. Им производились непростые операции: иссечение варикозных вен нижних конечностей, изъятие из различных костей пуль и осколков мин, резекция ребер и удаление носовой перегородки. Многие российские гипнологи (Буль, Вельвовский, Платонов) в сотрудничестве с хирургами участвовали в операциях под гипнотической аналгезией.

Гипноз может быть использован в предоперационном периоде для подготовки больного к оперативному вмешательству, нивелирование предоперационной тревоги и в постоперационной фазе для уменьшения болевого синдрома, ослабления послеоперационной симптоматики, если быть точнее, снятие задержки мочеотделения и дефекации после операции. [1]

Аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка – это активная методика психической терапии и профилактики, направленная на восстановление динамического баланса гомеостаза, нарушенного в результате эндогенного или экзогенного воздействия на организм человека. Основными звеньями данного метода являются тренинг релаксации мышц, самовнушение и самовоспитание. Интенсивная аутогенная тренировка по своей активности противостоит некоторым отрицательным сторонам гипноза в его классическом исполнении – пассивному участию пациента в лечебном процессе, большой зависимости от лечащего врача.

Лечебным методом аутогенная тренировка стала в 1932 году, когда была предложена Шульцем в лечении неврозоподобных состояний. А с середины ХХ века её стали применять и в нашей стране. Лечебный эффект аутогенной тренировки, наряду со снижением психофизиологической активности, получаемой непосредственно при доминировании парасимпатики вегетативной нервной системы и способствующей исключению состояния стресса, опирается также на процесс ослабления импульсной нагрузки на лимбическую и гипоталамическую области, что в итоге сопровождается снижением общей тревоги и развитием противострессорного влияния у пациентов. [3]

Музыкотерапия

На сегодняшнее время одной из интересных и пока мало исследованных методик психотерапии является музыкотерапия. Данный термин имеет греко-латинские «корни» и в переводе означает «лечение музыкой». Музыкотерапия трактуется разными авторами по-своему. Многие ученые относят музыкотерапию к вспомогательным средствам психотерапии, средством специфической и индивидуальной подготовки больного к более сложным терапевтическим методам.

Воздействие музыки на человеческий организм со стороны физиологии основано на способности нервно-мышечной ткани воспринимать и усваивать ритм. Музыкальные произведения выступают в качестве синтезатора ритмических колебаний, стимулируют, тем самым, физиологические процессы двигательной и вегетативной сфер. Проникая через анализатор слуха в корковые структуры головного мозга, музыка отражаясь проецируется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и висцеральные органы. Необходимо сказать, что звук любой громкости раскладывается на частоты, обертоны, шумы. Человеческий организм – это своего рода систематизированный аккомпанемент, где каждый орган работает со своей ритмической частотой. Например, частота головы составляет 21-29 Гц, резонанс глаз – 20 Гц, сердца – 5 Гц, резонанс вестибулярного аппарата 0,6-12 Гц, резонанс желудка и кишечника – 3 Гц, почек – 7 Гц, а резонанс рук – 3-4 Гц. Кожа может выступать, на уровне со слуховым анализатором, приемником ритма. Все просто, музыка – это поток звуковых волнений, и поверхность кожи воспринимает его в довольно широком диапазоне. Учитывая эти факты, многие врачи используют эти данные для усиления эффекта от лечения музыкой. Они устанавливают в проекции больного органа мини-динамики и благодаря специально подобранным звуковым волнам, проникающих через кожный покров, воздействуют на патологический очаг.

Множество исследований показали, что наиболее полезной музыкой в звукотерапии является классика. [4]

Сознательное самовнушение

Наиболее простые и действенные приемы самовнушения были изложены в работе французского аптекаря Эмиля Куэ. Его методика самовнушения, основанная на повторении словарной формулы множество раз, содержит в себе утверждения о нормальном здоровье определенного органа, хорошем самочувствии и настроении, уверенности в себе и в своих делах. Сознательное самовнушение – действенный метод лечения. Он позволяет нивелировать болезненные по своим последствиям представления и умозаключения, заменяя их добрыми и благотворными. Куэ всегда говорил, что формула лечебных представлений должна быть простой и не угнетающей волю и характер. К примеру: «С каждым новым утром я чувствую себя лучше и бодрее». И синтез произвольных самовнушений не должен включать волевые усилия.

Методика включает в себя три последовательных мероприятия:

1. Лечение в предоперационный период всегда должно начинаться с подготовительной беседы, во время которой разъясняются влияния самовнушения на организм испытуемого, его положительные эффекты на блокирование последствий стрессовых ситуаций. Необходимо убедить пациента в том, что его собственные мысли влияют на функционирование организма.

2. Стадия составления формулы самовнушения, которая может изменяться до и после операции. Важно соблюдать основные критерии формулы: простота, немногословность, позитивный смысл фраз. Например: «Операция пройдет успешно» вместо «После операции не будет осложнений».

3. И непосредственно сам процесс самовнушения. Пациент принимает подходящую и удобную позу, закрывает глаза, полностью расслабляется и медленно, четко, негромко повторяет (около 20-25 раз) сформулированную формулу. Однако повторять формулу необходимо монотонно, нельзя фиксировать внимание на её содержании.

Сеанс сознательного самовнушения продолжается максимум 5 минут, повторяется формула 4-5 раз в день. Благоприятным временем для самостоятельного внушения являются утро перед началом бодрствования и вечер перед сном. [2]

 

Список литературы:

  1. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. Для вузов / Изд. 2-е, спб.: Питер. – 2002.
  2. Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь господства над собой / Издательство: «Амрита». – 2017.
  3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). – Л.: Медицина. – 1986.
  4. Сидоренко А.А. Музыкотерапия как психотерапевтическое направление // Международный студенческий научный вестник – 2016.

sibac.info

Поведенческая психотерапия — методы, техники, обучение

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике. Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения. Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей. Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере. Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы. При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания.

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Техники поведенческой психотерапии

Одной из довольно известных методик в поведенческой терапии считается техника наводнения. Ее суть лежит в том, что продолжительная экспозиция психотравмирующей ситуации ведет к интенсивному торможению, сопровождающемуся утерей психологической восприимчивости к влиянию ситуации. Клиент совместно с психотерапевтом оказывается в травмирующей ситуации, вызывающей страх. Индивид пребывает в условиях «наводнения» страхом до того периода, пока сам страх не начнет убавляться, что занимает, как правило, от одного часа и до полутора. В процессе «наводнения» индивид не должен засыпать или думать о постороннем. Ему следует полностью окунуться в страх. Сеансы «наводнения» можно проводить от трех и до 10 раз. Иногда данную технику можно использовать и при групповой психотерапевтической практике. Таким образом, техника «наводнения» представляет собой неоднократное воспроизведение тревожащих сценариев с целью уменьшения их «вероятной тревожности».

Техника «наводнения» имеет свои вариации. Так, например, она может проводиться в форме рассказа. В этом случае терапевт компонует рассказ, отражающий доминирующие страхи пациента. Однако данную технику следует проводить с особой осторожностью, так как в случае, когда травма, описанная в рассказе, превосходит возможности клиента совладать с ней, у него могут выработаться довольно глубокие нарушения психики, требующие незамедлительных лечебных мероприятий. Поэтому техники имплозии и наводнения используются крайне редко в отечественной психотерапии.

Также в поведенческой терапии можно выделить и несколько других популярных техник. Среди них широко применяется систематическая десенсибилизация, заключающаяся в обучении глубокому расслаблению мышц в состоянии стресса, жетонная система, представляющая собой использование стимулов в качестве вознаграждения за «правильные» действия, «экспозиция», при которой терапевт стимулирует пациента войти в ситуацию, порождающую у него страх.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основная задача психотерапевта в поведенческом подходе к психотерапевтической практике, заключается в воздействии на установки клиента, ход его мыслей и регулирование поведения для улучшения его самочувствия.

Сегодня в современной психотерапии довольно важным считается дальнейшее развитие и модифицирование когнитивно-поведенческих техник, их обогащение приемами других направлений. С этой целью была создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, основными задачами которой является развитие данного метода, объединение специалистов, оказание психологической помощи, создание различных обучающих курсов и психокоррекционных программ.

psihomed.com

Методы современной психотерапии.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

При решении задач психотерапии терапевт пользуется методами и формами психотерапии. Следует различать методы и формы  (техники) психотерапии.
Метод психотерапии – конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии. Одной из причин существования различных методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности одних методов по сравнению с другими. Диапазон их очень широк: разговорная психотерапия и другие психотерапевтические подходы гуманистической ориентации, большое число поведенческих приемов, психодрама, разные школы психоаналитического направления и т.п. Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Основными методами психотерапии считаются следующие три метода:

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.

2. Второй метод психотерапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. И наконец, терапевт содействует осознанию и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *