разбираемся в тонкостях эмоциональных состояний
Loading…
Все окружающие нас события не проходят бесследно. Любое действие находит положительный или отрицательный отклик в нашей психике. Тоже самое касается и людей: один человек вызывает у нас негатив, а другой, наоборот, хорошие впечатления. Ничего невозможно скрыть и утаить от подсознания. Даже самые незначительные колебания воздуха, смена запаха, цветов, обстановки, несут в себе важную для мозга […]
Все окружающие нас события не проходят бесследно. Любое действие находит положительный или отрицательный отклик в нашей психике. Тоже самое касается и людей: один человек вызывает у нас негатив, а другой, наоборот, хорошие впечатления. Ничего невозможно скрыть и утаить от подсознания. Даже самые незначительные колебания воздуха, смена запаха, цветов, обстановки, несут в себе важную для мозга информацию. Давайте поговорим о том, без чего жизнь утратила бы свой смысл и стала бы до неузнаваемости скучной и однообразной.
Все чувственные переживания, независимо от их источника представляют собой многообразие чувств и эмоций, которые в психологии имеют более качественные отличия, чем в простой жизни.
ЭмоцииУже на заре становления человека эмоции попали в ряд самых важных механизмов регуляции. Все это из-за того, что благодаря эмоциям человек способен поддерживать комфортный уровень психологического здоровья. Получается, что проявление эмоций предохраняет психику от перегрузки, помогает справиться с разрушающими последствиями стрессов и регулировать функциональное состояние.
Основные характеристики эмоций:
- это психический процесс, включающий в себя всевозможные проявления реакций людей на происходящее вокруг;
- эмоции помогают осознать в лучшей мере свои потребности и желания;
- эмоциональные состояния выражают лучше всего особенности поведения индивида.
Понятие «эмоции» очень обширно. Для того чтобы разграничить эмоции на более мелкие составляющие вводятся термины чувства, аффект, стресс, настроение. Следует более подробно остановиться на каждом из этих типов эмоциональных переживаний, чтобы лучше понять, чем чувства отличаются от эмоций.
АффектМощная и интенсивная эмоциональная реакция на ситуацию. Аффект имеет небольшую длительность по времени. Этому процессу свойственно проявляться внезапно и полностью отрезать человеку связь с адекватной реальностью.
Примеры аффективного состояния:
- сильный гнев;
- необузданная ярость;
- панический ужас;
- бурная радость;
- сильное горе;
- полное отчаяние.
Под действием аффекта человек попадает под сильное эмоциональное возбуждение и совершает необдуманные поступки. Также аффекту свойственны потеря речи, оцепенение или обратные реакции в виде двигательного возбуждения.
ЭмоцииГлавное отличие эмоций от аффекта – это длительность. Эмоциональные ощущения отражают удовольствие или недовольство, радость или неудачу, успех или поражение. По времени они более долго сопровождают человека.
Выделяют основные виды эмоций:
- стыд – данное отрицательное психическое явление появляется при несоответствии собственных поступков и действий;
- страх – наступает при опасностях и неразрешимых проблемах;
- презрение – разногласия в межличностных контактах и связях с окружающими;
- отвращение – отрицательное эмоциональное состояние психики. Отвращение приходит в те моменты, когда индивид попадает под воздействие чуждых ему установок или моральных убеждений;
- страдание – негативная реакция на отсутствие качественной жизни;
- гнев – отрицательная эмоция, появляется при невозможности заполучить желаемое;
- удивление – не имеет четкого ограничения в плане положительного или отрицательного воздействия. Удивление скорее нейтрально и возникает на неожиданные события;
- радость – положительная эмоциональная составляющая жизни, неплохо удовлетворяет большинство потребностей.
У каждого из нас то или иное событие может вызвать совершенно разные эмоции. Все потому, что все мы имеем различные потребности и жизненные ценности.
Эмоциональное состояние, по времени превосходящее эмоции. Они имеют более выраженный характер и связаны с каким-либо конкретным объектом, предметом, воображаемым героем, кумиром. Интересно, что человек не сможет испытать, к примеру, чувство ненависти, если у него нет подходящего для этого объекта.
Виды чувств:
- нравственные – любовь, долг, дружба, преданность;
- морально-политические – патриотизм, любовь к Родине;
- интеллектуальные – любопытство, любознательность, уверенность в себе;
- эстетические – восхищение, восторг, тоска.
Чувства принимают участие в формировании наших предпочтений буквально на каждом шагу. Мы отдаем выбор в пользу того партнера, которого любим, устраиваемся на ту работу, которая ближе сердцу, заводим питомцем и выбираем одежду на каждый день. При невозможности делать то, что от нас требует наша чувственная привязанность, начинает возникать конфликт интересов. Ведь невозможно чувствовать себя комфортно в условиях, которые вызывают у нас негативные ответные реакции.
НастроениеНаивысшим проявление чувств является неконтролируемая страсть. Страстно желать можно не только объект любви, но и произведение искусства, недвижимость, нематериальные блага. Страсть – это целый букет из эмоций и глубоких мотивов, крутящихся вокруг одного и того же объекта. При невозможности заполучить желаемое, человек может подвергаться опасным состояниям: депрессии, фрустрации.
Самое важное для ежедневной жизни эмоциональное состояние.
Внимание! При длительных перепадах настроения и частых депрессиях рекомендуется проверять работу желез внутренней секреции. Ведь при недостаточном уровне гормонов начинает страдать тонус нервной системы и появляется чрезмерная напряженность.
Теперь вы знаете, чем в психологии чувства отличаются от эмоций. Занимайтесь собой и учитесь воспитывать в себе правильные эмоциональные реакции. Квалифицированные психологи рекомендуют тренировать нервную систему, общаться с разными людьми и быть всегда открытым для интересных знаний. В противном случае вы рискуете прослыть человеком черствым и остаться без друзей и личной жизни.
Задать вопрос психологу с ответом на почту и в чат
Ответ от психолога придёт на E-mail или в чат онлайн
E-mailСообщение (не менее 20 символов)
Нажмите чтобы добавить файлы к сообщению.
Можно добавить до 5 файлов с разрешением jpg, jpeg, bmp, gif, png и размером до 5 Мбайт.
Нажимая кнопку, я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных
Исправьте данные и отправьте форму ещё раз.
Форма успешно отправлена. Нажмите на ссылку, чтобы отправить ещё одно сообщение.
Контакты чата психолога
+7 (495) 25-25-165
Адрес психологов
Позвольте себе чувствовать – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Издательство «Бомбора» представляет книгу психолога Марка Брэккета «Позвольте себе чувствовать. Искусство управления эмоциями» (перевод М. Люис).
Мы не разрешаем себе — и другим — испытывать и выражать эмоции. Избегаем трудного разговора с коллегой, срываемся на любимом человеке. Рассеянно съедаем целую пачку печенья и часами бездумно скроллим соцсети. Марк Брэкетт, директор-основатель Йельского центра эмоционального интеллекта, разработал систему RULER для понимания, выражения и регулирования эмоций. Она с успехом используется в школах и университетах для снижения уровня стресса и повышения успеваемости. Подход Брэкетта поможет и взрослым, и детям стать полноправными хозяевами своих эмоций. Благодаря этой книге читатель научится понимать свои и чужие эмоции, выражать чувства здоровым способом, определять истинные причины своих переживаний, регулировать настроение и душевное состояние, использовать силу эмоционального интеллекта во всех сферах жизни.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Эмоции и здоровье
Эмоциональная болезнь — это попытка избежать реальности любой ценой. Эмоциональное здоровье сталкивается с реальностью любой ценой.
М. Скотт Пек
Вы лежите без сна в три часа ночи, смотрите в потолок, беспокоясь о какой-то серьезной проблеме. Невозможно спать. У всех такое случалось. Вы слишком напряжены и рассеянны, чтобы даже думать о тренировках, и, кроме того, у вас слишком много других дел, поэтому вы пропускаете спортзал, хотя знаете, что это доставляет вам удовольствие. Этому невозможно помочь. Питание неустойчивое. Вместо того, чтобы думать об ужине, планировать покупки и готовить, вы берете пиццу по дороге домой с работы. В последнее время это происходит часто. И после нужно расслабиться — большая миска мороженого перед телевизором. Пока, наконец, не пришло время ложиться спать и снова в три часа ночи смотреть в потолок…
На мгновение забудьте о своем эмоциональном здоровье — представьте, что делаете с физическим.
Рассматривая влияние эмоций на наше самочувствие, мы должны прежде всего помнить: наш мозг, где зарождается большинство чувств, является такой же частью тела, как и любой другой орган, питаемый одним и тем же потоком крови, кислорода и питательных веществ. Эмоции связаны с физиологическими реакциями мозга, высвобождающими гормоны и другие мощные химические вещества, которые, в свою очередь, влияют на физическое здоровье, что влияет на эмоциональное состояние. Все связано.
Вот почему физическое недомогание может быть вызвано эмоциональным стрессом ума. Но есть и противоположное явление: физическое благополучие, которому способствуют положительные чувства. Оба вида подчеркивают важность управления нашей эмоциональной жизнью.
Даже отношение к стрессу способно повлиять на результаты в отношении здоровья: от потери веса до бессонницы. В одном рандомизированном исследовании Алия Крам, доцент Стэнфордского университета, поручила трем сотням сотрудников финансовой компании просмотреть два разных трехминутных видеоролика о стрессе. Половина участников смотрели видео, в котором подкреплялись негативные аспекты стресса; другие смотрели похожее, но где освещались положительные стороны. Через четыре недели сотрудников опросили: в группе «стресс — это плохо» было больше негативных симптомов здоровья, чем в группе «стресс — это хорошо».
Внутри мозга гормоны и другие нейрохимические вещества включаются и выключаются в зависимости от того, что мы чувствуем в любой момент. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая (ГГН) ось, расположенная в среднем мозге, является одной из основных нейроэндокринных систем — она контролирует реакцию на стресс и регулирует эмоции и настроение. Ось ГГН — это место, где возникают определенные гормоны, такие как адреналин и кортизол. Исследователи, изучающие данную область, обнаружили, что воздействие умеренных повседневных стрессоров в раннем возрасте повышает будущую способность регулировать эмоции и придает пожизненную устойчивость. Но воздействие экстремального или продолжительного стресса приводит к прямо противоположному результату — вызывает гиперактивность ГГН оси и пожизненную восприимчивость к стрессу.
Разница между хорошим и плохим стрессом1в основном связана с продолжительностью и интенсивностью.
Посмотрите на следующие примеры. Допустим, вам необходимо подготовить привлекательную презентацию для клиента — это своего рода стресс. Но он хороший, поскольку вызван проблемой достижения желаемой цели и длится недолго. Окончание игры или важное событие, такое как день свадьбы, влияет аналогичным образом. Вызывают радостный стресс. Данные события провоцируют мгновенный выброс гормонов стресса, однако затем он заканчивается. Исследования Медицинской школы Стэнфордского университета показали: короткие приступы стресса могут повысить иммунитет и уровень молекул, борющихся с раком; эффект сохраняется в течение нескольких недель после окончания стрессовой ситуации.
Мы эволюционировали, чтобы справляться с краткосрочным стрессом, — высвобождаются гормоны, позволяющие успешно реагировать на кризис, а затем «краник выключается». Правда, это не то, что происходит на некоторых рабочих местах, где мы можем быть вынуждены высиживать восемь часов в день с начальником, который превращает жизнь в ад, или в школах, где ученики боятся хулиганов по дороге домой. Многие проводят часы и целые дни под эмоциональным давлением, пока оно не становится хроническим состоянием. Мозг купается в постоянном потоке гормонов стресса, к которым эволюция нас не подготовила. В таких случаях мы страдаем не только эмоционально — страдает и физическое здоровье.
«Стресс оставляет вас в состоянии “бей или беги”, когда тело отключает долгосрочные проекты строительства и восстановления, — сказал Роберт Сапольски, профессор Стэнфордского университета, в своей книге «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки». — Память и точность нарушены. Вы быстрее утомляетесь, можете впасть в депрессию, а репродукция снижается».
Существует достаточно научных доказательств долгосрочного вреда, причиняемого детской эмоциональной травмой, такой как издевательства. У детей может наблюдаться ослабленный иммунитет к болезням, боли и расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли, плохой сон, неспособность сосредоточиться и депрессия. Подобные последствия могут сохраняться во взрослом возрасте, создавая проблемы с физическим и психическим здоровьем еще долго после того, как издевательства закончились.
Чувство «уныния» — пессимизм, апатия, депрессия — связано с низким уровнем серотонина и дофамина, так называемых «нейротрансмиттеров хорошего самочувствия». Серотонин играет роль в восприятии боли, поэтому люди, испытывающие негативные эмоции, сообщают о более тяжелых симптомах болезни, и почти половина пациентов с депрессией страдают от болей.
Негативные эмоциональные состояния — тревога, гнев, печаль, стресс — тесно связаны с нездоровым поведением, вроде неправильного питания, курения, чрезмерного употребления алкоголя, отсутствия физической активности и социальной изоляции. Многие мы обнаружили в недавнем исследовании с участием более 5000 учителей со всех уголков США. Это те же факторы образа жизни, которые способствуют возникновению самых страшных и широко распространенных заболеваний: сердечных, рака, диабета 2-го типа, зависимостей, деменции. Подобные условия, в свою очередь, оказывают разрушительное воздействие на эмоциональную жизнь, и петля обратной связи превращается в нисходящую спираль для здоровья, психического и физического. В конечном счете они усугубляют чувство безнадежности и отчаяния, что нам когда-нибудь удастся улучшить настроение или здоровье. Интересно, что мы обнаружили, что позитивный климат на рабочем месте служил буфером для пагубного воздействия негативных эмоций на здоровье учителей.
Существует множество медицинских исследований, связывающих враждебность и гнев с сердечными заболеваниями. Мужчины, сообщившие о высоком уровне гнева, более чем в два с половиной раза чаще страдали от сердечных происшествий, таких как сердечный приступ, чем другие мужчины. Отрицательные эмоции были связаны с гипертонией, учащением пульса, сужением периферических кровеносных сосудов, нездоровым липидным составом крови и снижением функции иммунной системы.
Мало того, что вспышка гнева вызывает скачок кровяного давления, каждый раз, когда мы вспоминаем, что нас так разозлило, оно снова повышается. Согласно одному исследованию, тридцатиминутный спор с любимым человеком может замедлить способность тела к исцелению как минимум на день. А если спорить регулярно, эта задержка удваивается. Даже тонкие формы гнева — нетерпение, раздражительность и ворчливость — могут нанести вред здоровью.
Мы видим влияние эмоций на физическое здоровье и в менее ужасных проявлениях. Стресс, связанный с осознанием необходимости произнести речь, может удвоить тяжесть симптомов аллергии на два дня. Чувство грусти делает симптомы болезни серьезнее и вызывает больший дискомфорт. В одном исследовании люди с низким уровнем положительных эмоций в три раза чаще заболевали после контакта с вирусом, чем те, у кого показатели выше. Когда последняя из двух группа заболела, их симптомы были менее серьезными.
Однако наши эмоции могут способствовать и выбросу полезных нейрохимических веществ и гормонов. Плач успокаивает, поскольку выводит гормоны стресса из организма. Чувство благодарности повышает уровень кислорода в тканях, ускоряет заживление и укрепляет иммунную систему. Было обнаружено, что влюбленность повышает уровень фактора роста нервов — гормоноподобного вещества, которое восстанавливает нервную систему и улучшает память. По словам ученых, эффект длится около года. В одном исследовании смех, спровоцированный просмотром комедийного фильма, увеличил поток бета-эндорфинов, которые улучшают настроение, и стимулировал гормоны роста, восстанавливающие клетки. Обнаружили, что даже ожидание смеха снижает уровень кортизола и адреналина. Смех может снизить риск сердечного приступа. Таким образом, хорошее самочувствие способствует здоровому поведению, а оно, в свою очередь, — улучшению эмоционального благополучия и физического здоровья.
После терактов 11 сентября 2001 года протестировали студентов американских колледжей, и у тех, кто испытывал самые положительные эмоции — благодарность, любовь и т. д., — меньше шансов впоследствии развить депрессивные симптомы. Это говорит о том, что после кризиса люди, у которых больше положительных эмоций, могут быть устойчивее, чем те, у кого их меньше.
Мы никогда не искореним негативные эмоции из жизни. И не должны. Но нужно следить за игрой положительных и отрицательных чувств, которая для многих не сбалансирована. Как мы говорили ранее, наше исследование в Йельском университете показало: старшеклассники, учителя и бизнес-профессионалы испытывают негативные эмоции до 70 % времени, которое они проводят в школе или на работе. На карту поставлены не только их чувства, но и здоровье. Что потребуется, чтобы изменить соотношение отрицательных эмоций к положительным? Какое соотношение у вас?
Эмоции и творчество
Рациональные мысли никогда не стимулируют креативность людей так, как это делают эмоции.
Нил Деграсс Тайсон
Многим нужно творчество, чтобы чувствовать себя живыми, поглощенными и полностью вовлеченными в жизнь и во все, что она подбрасывает. В противном случае мы топчемся на месте. Что мы подразумеваем под творчеством?
Очевидный ответ — художественная работа, такая как рисование, музыка, литература, и профессии, требующие (и вознаграждающие) творчество, — архитектура, наука, дизайн и инженерия среди прочих.
Однако творчество гораздо более всеобъемлюще. Это важный элемент жизни каждого человека. Всякий раз, принимая решение или сталкиваясь с проблемой, у нас есть возможность проявить творческий подход — отреагировать таким образом, чтобы не просто повторять то, что всегда делалось раньше (и, возможно, терпело неудачу). Ежедневно каждому предоставляется много шансов проявить творческий подход, действовать по-новому и обдуманно. Это то, что превращает жизнь в приключение.
В творчестве может быть и что-то пугающее. Оно представляет собой разрыв со статус-кво и шаг в неизвестность. Креативные решения, даже в самых незначительных вопросах, — это способ сказать: «Я думаю, у меня есть идея получше». А затем приходит обратная связь от других и даже от нас самих: «А если новый способ не сработает?» Вдруг ты сделал хуже? С чего ты взял, что ты такой креативный? Как видите, творческие порывы и эмоции тесно переплетены.
Многие считают, будто только личность и интеллект определяют нашу способность к творчеству. Или что творчество — это дар, который либо есть, либо нет, а не набор навыков, которые можно улучшить с практикой. Правда, какие-то черты личности, например «открытость опыту», надежно связаны с ней, но ими объясняется далеко не все.
Исследования подтверждают: креативность лишь незначительно связана с IQ (то есть вам не нужно быть гением, чтобы быть креативным!).
Здесь эмоциональная жизнь выходит за рамки личной. Творчество является источником жизненной силы нашей культуры и экономики. В ходе опроса 1500 генеральных директоров корпораций заявили, что творческий подход сотрудника — лучший показатель будущего успеха. Без инноваций общества стагнируют и умирают.
Креативность включает и два других фактора: производительность и эффективность. Творчество не может существовать только абстрактно в нашем сознании и больше нигде. Тогда это лишь богатое воображение! За творческим процессом должно следовать конкретное действие. Как только мы разрабатываем новые стратегии, необходимо иметь уверенность, чтобы применить их. Эффективное исполнение — такая же часть творчества, как и первоначальная, оживляющая идея.
А вот воспользуемся ли мы возможностями — это другой вопрос. Можно с уверенностью сказать, что временами мы чувствуем себя менее творческими, чем хотелось бы. Это потому, что творчество тесно связано с эмоциональным состоянием, хотя данная связь может быть не столь очевидной.
Снова и снова, работая с педагогами, семьями и детьми, мы заканчиваем тем, что обсуждаем вездесущие проблемы стресса и разочарования — отчаяния от ощущения, что не хватает сил для значимых изменений к лучшему. Трудно представить худшее чувство. Для ребенка это может быть разрушительным — у детей мало контроля над жизнью даже в лучших условиях. Все мы проходим через трудные периоды, но большинство верят, что если будем упорны, то сможем найти решение. Это еще одна форма творчества: повседневное — способность находить новые ответы, когда старые не работают. Какой может быть жизнь детей и взрослых, которые даже на это не могут надеяться?
Мы замечаем, как это происходит в школах. Кьюнг Хи Ким, профессор педагогической школы колледжа Уильяма и Мэри, провела обширные исследования творчества школьников и обнаружила, что последние два десятилетия оно находится в упадке. Выводы основаны на результатах тестов творческого мышления Торранса (ТТМТ), которые измеряют креативность, определяемую как способность реагировать на ситуации новыми и оригинальными способами. Например, у людей можно спросить обо всех способах использования скрепки или о последствиях того, что было бы, если бы была возможность по желанию становиться невидимыми. Она изучила нормативные данные для TTМT с течением времени, от детского сада до старшего класса средней школы, и пишет: «Дети стали менее эмоционально выразительными, менее энергичными, разговорчивыми и вербально выразительными, менее юмористическими, творческими, нетрадиционными, живыми и пылкими, менее проницательными, склонными связывать, казалось бы, не относящиеся друг к другу вещи, менее склонными к синтезу и способными видеть вещи под другим углом».
Кого или что мы можем винить, кроме родителей и образовательной системы, которая часто подавляет оригинальное мышление и наказывает учащихся за использование воображения? Наши ученики довольно быстро усваивают посыл о нашей одержимости «готовностью к детскому саду» в ущерб обществу. Интересно, что когда разработчик теста на креативность, доктор Э. Пол Торранс, провел его среди студентов, а затем отследил их на годы вперед, он обнаружил, что результаты знаменитых тестов на креативность лучше предсказывают творческие достижения взрослых, чем IQ.
Обсуждая творческое мышление, психологи часто используют термины «конвергентное и дивергентное мышление». Первое действует при поиске только одного правильного решения проблемы или только одного правильного ответа на вопрос и пытается прийти к нему в основном путем прямого, линейного мышления. Дивергентный подход движется во всех направлениях — предполагает множество возможных решений и пытается рассмотреть каждое, особенно самое креативное и необычное.
Импульс к творчеству кажется естественным для человеческого мозга. Тем не менее мы должны получать поощрение, чтобы выразить его. В школах трудно проявлять творческий подход, когда конвергентное мышление — способность запоминать факты и хорошо сдавать стандартные тесты — ценится высоко. Чтобы привлечь детей и подготовить их к работе, необходимо предоставить им больше возможностей и поощрять творчество. Для этого школам стоит реструктурировать обучение, чтобы оно способствовало нестандартному мышлению и новым подходам к решению проблем в разных предметных областях, а не только в искусстве. Например, все больше школ внедряют проектное обучение и дизайн-мышление — пятиэтапный процесс решения сложных проблем, который включает 1) определение проблемы; 2) понимание вовлеченных человеческих потребностей; 3) переосмысление проблемы с точки зрения человека; 4) генерирование множества идей; и 5) практический подход к прототипированию и тестированию.
Исследования показывают, что дивергентное мышление приводит к чувствам радости, гордости и удовлетворения. Изучение в пяти странах с четырьмя разными языками показало: работа над творческими задачами приводит к увеличению положительных эмоций и автономии. Другое демонстрирует, что творческое поведение сегодня приводит к более положительным эмоциям и ощущению процветания завтра. Как и во многих других аспектах эмоциональной жизни, здесь присутствует обратная связь: хорошее самочувствие побуждает действовать творчески, что заставляет нас чувствовать себя еще лучше.
Но счастье — не единственный ключ к творчеству. Фактически в некоторых случаях умеренный уровень стресса значительно улучшает творческие способности по сравнению с полным его отсутствием. Даже такие эмоции, как гнев и дистресс, могут служить мотивацией для творческого мышления и способствовать творчеству. Возьмите старшеклассников в Паркленде, Флорида. Они направили свой гнев по поводу ужасной стрельбы в школе на создание убедительной кампании вокруг реформы оружия. Также провели исследования и роли сочувствия в творческом мышлении. У студентов колледжа вызывали его с помощью слайдов с изображением бедствующих пожилых людей, а затем просили придумать и спроектировать план приемной в офисе, чтобы сделать ее гостеприимнее для пожилых. По сравнению с контрольной группой «сочувствующие» проявили большую оригинальность мышления. Одно объяснение состоит в том, что сочувствие является реакцией на страдания других и, следовательно, создает внутреннюю мотивацию для поиска решений, которые уменьшают страдания.
Творчество особенно важно перед лицом невзгод — когда мы разочарованы тем, что план А не сработал; когда очень старались и все равно получили отрицательный отзыв; когда кто-то стоит на пути нашего прогресса или даже пытается помешать. Сначала мы должны справиться с обидой или гневом — не отрицать их, а принять и затем использовать с пользой в качестве мотивационной силы. Вот где творчество может прийти на помощь и позволить достичь цели, несмотря на препятствия.
По словам коллеги из Йельского университета Зораны Ивчевич Прингл, исследователя креативности, «эмоции — это и искра, которая зажигает двигатель творчества, и топливо, поддерживающее горение, когда другие люди пытаются его потушить или растопка иссякает».
Эмоции управляют всем творческим процессом, от мотивации творческой работы до генерации идей и упорства в актуализации собственных идей; это вызов который провоцирует стремление.
Теперь вы видите, насколько сложным может быть простой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» Эти эмоциональные американские горки — не пустяк. Они оказывают огромное влияние на самые важные сферы жизни. Религиозные лидеры, поэты и драматурги знали это веками; а за последние несколько десятилетий ученые начали наверстывать упущенное. Теперь мы знаем лучше, чем древние (и не очень древние), в какой степени эмоции управляют всем. Это первый шаг к принятию того, кто мы есть на самом деле.
Какой следующий шаг?
1. Дистресс. — Прим. ред.
Связь между эмоциями и чувствами
6 минут
Кажется, что эмоции и чувства всегда идут рука об руку, но так ли это на самом деле? Какие нюансы мы обычно упускаем, думая о них?
Последнее обновление: 05 сентября 2022 г.
Связь между эмоциями и чувствами изучалась неоднократно. Поэтому сегодня мы можем противопоставить все виды идей. На самом деле, по этому конкретному вопросу еще многое предстоит открыть.
Эмоции и чувства со временем систематизируются. Они дают каждому человеку эмоциональную идентичность. Когда проблема сохраняется в жизни человека, в дополнение к автоматизации мыслительных процессов их возникающий эмоциональный мир образует паттерн. Это систематизируется и становится частью их индивидуального стиля.
Эмоциональный тон, характеризующий личность, систематизируется в их отношениях и формах взаимодействия. Это также отпечатывается на их лицах и стереотипных жестах и имеет нейрохимический коррелят. Поэтому, когда человек, обычно веселый, кажется серьезным и задумчивым, его окружение будет задавать ему вопросы, полагая, что с ним что-то не так. Давайте узнаем больше.
Чувства — это демонстрация сознания
Антонио Дамасио утверждает, что чувство — это восприятие определенного состояния тела вместе с восприятием определенного образа мышления. Он также утверждает, что для того, чтобы испытывать чувства, требуется нервная система, способная отображать телесные состояния в нейронные паттерны и преобразовывать их в мысленные представления. Точнее, ментальных репрезентаций требуют сознания.
Человеческий мозг генерирует те же самые телесные состояния, которые позже вызываются перед различными объектами. Он также формирует определенное эмоциональное состояние тела, вызывающее соответствующее чувство.
Хотя связь между чувством и сознанием не является прямой или простой. Трудно чувствовать, не осознавая этого.
Когда мы чувствуем, мы воспринимаем себя
Мы чувствуем, потому что в областях мозга существуют модели активности, которые позволяют нам чувствовать и начинать воспринимать себя. Без тела не было бы ни личности, ни сознания, ни эмоций, ни чувств.
Ричард Лазарус предлагает подчинить чувства рамкам эмоций, так как понимает, что они охватывают большее. Он определяет чувство как субъективный или когнитивный компонент эмоций, другими словами, их субъективное переживание.
Согласно Лазарю, когда мы осознаем ощущения (или изменения) тела при получении этого стимула, эмоция становится чувством. Другими словами, в тот момент, когда мы замечаем, что испытываем изменение — и мы осознаем это, — мы даем название тому, что мы чувствуем (эмоции), с помощью определенного ярлыка.
Чувства могут сохраняться в отсутствие внешних раздражителей, если они вызваны нами самими.
Время, ключевой отличительный фактор
Одно из наиболее заметных различий в отношениях между эмоциями и чувствами заключается во времени. Как мы уже говорили ранее, эмоции внезапны; они вспыхивают, многие из них, неожиданно, как гнев, удивление или страх. На самом деле они автоматические, и, хотя в некоторых случаях их можно регулировать, мы не всегда осознаем их, когда они детонируют.
Чувства развиваются во взаимодействии и более устойчивы, чем эмоции. Это потому, что они производятся в результате связи, а связь — это не простое взаимодействие, а скорее неслучайная связь. Эмоции, с другой стороны, примитивны, потому что они в основном не связаны с когнитивными процессами.
Мы не думаем о возбуждении, но вдруг делаем это. С другой стороны, наши чувства связаны с элементами мысли и устанавливаются с течением времени.
Дамасио отмечает, что с точки зрения эволюции эмоций более примитивны, чем чувства. Это связано с тем, что механизмы мозга, поддерживающие эмоциональные реакции, были сформированы раньше тех, которые поддерживают чувства.
Основные эмоции играют роль в системах. Они обеспечивают выживание и сотрудничают с телом в погоне за своей защитой в попытке обеспечить жизнь. Короче говоря, они являются регуляторами основных функций, а также способствуют социальным отношениям и стабильности.
Биологический мандат на выживание
Карты, связанные с радостью или счастьем, подразумевают благополучие и более важны для выживания , поскольку они заменяют другие эмоции. Кроме того, они подразумевают состояния равновесия организма. Эти состояния радости мотивируют и позволяют социальному развитию и большей способности действовать. Поэтому тот, кто боялся, но преодолел сложную ситуацию, чувствует себя счастливым.
С другой стороны, карты, связанные с грустью, соответствуют функциональным дисбалансам организма и могут быть недействительными . В случае болей симптомы заболевания свидетельствуют о дисбалансе жизненно важных функций, которые, если их не устранить, имеют неблагоприятный прогноз. На самом деле, ситуация может даже развиваться в сторону болезни и смерти.
Антонио Дамасио утверждает, что чувства могут быть ментальными датчиками внутри тела, которые являются психическим выражением баланса или внутреннего дисбаланса.
Наша биологическая задача состоит в том, чтобы выжить и сделать выживание скорее приятным, чем болезненным. Это состояние жизни выражается в виде эмоций (радости-печали) и счастья и предполагает избавление от отрицательных эмоций. С целью выживания на протяжении всей эволюции был разработан механизм, позволяющий немедленно реагировать и быстро принимать решение действовать.
В таких ситуациях недостаточно времени, чтобы спланировать или обдумать, а затем принять решение. Они требуют автоматической реакции. Время, которое требуется рациональному мышлению для анализа возможностей действия, снижает вероятность выживания, поскольку уменьшает возможность быстрого решения и действия.
Всегда есть исключения
Столкнувшись с неожиданной ситуацией неминуемой опасности, мозговая миндалина реагирует. Перед лицом опасности он общается с эмоциональной памятью (обрабатываемой гиппокампом) и анализирует ее с помощью префронтальной коры, которая является центром рационального и логического анализа, помимо других своих функций. Этот процесс происходит, чтобы защитить нас и даже может спасти нашу жизнь.
Однако Джозеф Леду обнаружил цепь, состоящую из короткого замыкания в миндалевидном теле. В этих ситуациях он избегает диалога с другими собеседниками и выигрывает секунды и миллисекунды на реакцию. Это важно в экстремальных ситуациях.
LeDoux описал быстрый контур миндалины из опасной ситуации. Он также упомянул эмоциональные триггеры, которые делают возможным соответствующее обнаружение и реакцию.
Экман утверждает, что существует база данных эмоциональных предупреждений, которая активируется нейронной сетью в человеческих группах во всех культурах. Тело выражает каждую из основных эмоций по-разному посредством определенных мышечных показателей, которые различны для каждого типа.
Эмоциональные триггеры и предупреждения
Как мы упоминали ранее, отношения между эмоциями и чувствами непросты. Однако, благодаря различным исследованиям, теперь мы можем сравнивать чрезвычайно интересные идеи. Тем не менее, всегда должны быть ясны две вещи:
- Мозг постоянно отслеживает изменения в организме.
- Тело чувствует эмоцию одновременно с ее переживанием.
В заключение, человеческих существ обладают сложным репертуаром регуляторных механизмов выживания. Их можно разделить на автоматические и неавтоматические. К первым относятся эмоции и чувства, которые они вызывают. Они составляют основу репертуара ориентированных на выживание моделей поведения, которые являются этичными, сострадательными и основанными на сотрудничестве.
Проблема в том, что неавтоматические устройства часто конфликтуют с автоматическими. На самом деле, мы живем в социальных институтах, управляемых механизмами конкуренции, борьбы, агрессии, власти, страха, отказа от сотрудничества, отрицания другого и т. д. Они противоречат нашей эмоциональной основе выживания, основанной на сотрудничестве, ассоциации и любовь. Это парадокс.
Это может вас заинтересовать…Как ваши эмоции влияют на ваше физическое здоровье?
Д-р Лиджи Томас, доктор медицинских наук. Рецензент: Даниэль Эллис, бакалавр наук.
Отрицательные эмоции и физическое нездоровье
Положительные эмоции и здоровье
Эмоции и еда
Мост Миндалины
Понимание связи
Эмоциональная регуляция
Ссылки
Люди давно подозревали или знали, что здоровье тела тесно связано со здоровьем ума. Такие выражения, как «умер от разбитого сердца» или «зачах от горя», выражают это отношение в его крайней форме.
Современные исследования подтверждают это древнее интуитивное знание, показывая, что здоровые эмоции необходимо переживать и выражать в соответствующей здоровой манере для улучшения психического и физического благополучия. Нездоровые эмоции или здоровые эмоции, которым не разрешено какое-либо выражение, могут высасывать энергию жизни и повышать склонность к нездоровым механизмам выживания, хроническим заболеваниям или аутоиммунным проявлениям.
Изображение предоставлено: VectorMine/Shutterstock.com
Эмоции уже давно классифицируются как положительные и отрицательные, но лучший способ думать о них — это оценить, как они влияют на общий взгляд на жизнь при данном наборе обстоятельств. Например, в некоторых ситуациях гнев или страх являются положительной реакцией, в то время как в других они неуместны и поэтому являются негативными.
Как говорит психолог доктор Барбара Л. Фредриксон из Университета Северной Каролины: « Все эмоции — как положительные, так и отрицательные — адаптируются в соответствующих обстоятельствах . реакция на текущий сценарий Нейротизм, определяемый как склонность испытывать негативные эмоции и демонстрировать агрессивные, враждебные или злые поведенческие модели, хорошо известен как фактор риска ряда последствий для физического здоровья, таких как сердечно-сосудистые заболевания, астма, и гипертония
Было показано, что депрессивное настроение связано с серьезными изменениями клеточного иммунитета дозозависимым образом. Это включает более низкий ответ лимфоцитов на антигены, которые в противном случае индуцировали бы их пролиферацию, снижение активности естественных киллеров (NK) и меньшее количество лейкоцитов в крови.
Иммунная дисрегуляция в результате психологических факторов, таких как нездоровые эмоции, может быть основным механизмом старения, сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза, диабета 2 типа, артрита, некоторых видов рака и даже слабости из-за производства воспалительных химических веществ в организме. организма в ответ на негативное воздействие. Опять же предполагается, что как острый, так и хронический стресс, враждебность и депрессия являются независимыми факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Положительные эмоции и здоровье
И наоборот, позитивный взгляд на жизнь связан с более низким кровяным давлением, снижением риска сердечно-сосудистых заболеваний, лучшим контролем веса, здоровым уровнем сахара в крови и увеличением продолжительности жизни. Здоровье нейронов и их функционирование, здоровье сердечно-сосудистой системы, иммунная функция и физиология эндокринной системы — все это вовлечено в реакцию на стресс.
Связь между ними еще не определена, тем более, что она может быть двунаправленной.
Эмоции и еда
Некоторые исследователи предполагают, что эмоции побуждают к еде, контролируя выбор продуктов или препятствуя приему пищи; эмоции отключают высший мозговой контроль над едой; некоторые люди едят, чтобы снизить эмоциональную напряженность. Комфортная еда часто является механизмом уменьшения негативных эмоций и контроля их интенсивности.
Слишком малое количество еды или переедание одинаково вредны для физического здоровья. Тем не менее, изменения в еде могут быть результатом эмоций, препятствующих приему пищи, побочным продуктом определенных эмоций или результатом эмоциональной регуляции.
Мост миндалевидного тела
Некоторые ученые использовали томографию мозга для картирования стимулов, запускающих пути вознаграждения в базальных ганглиях и вентральном стриатуме, глубоко в мозгу. Некоторые результаты показывают, что положительные эмоции активируют последние на более длительный срок, в течение которого человек испытывает чувство благополучия. Если это основное состояние этой части мозга, в организме происходят здоровые изменения.
При негативных эмоциональных состояниях происходит активация миндалевидного тела. Интересно, что эта часть мозга участвует в обработке эмоций и регулировании стрессовых реакций, опосредованных важной осью гипоталамо-гипофиз-надпочечники (ГГН). Следовательно, это ключ к переживанию чувства страха и беспокойства.
Изображение предоставлено: CLIPAREA l Custom media/Shutterstock.com
Истории по теме
- Много мыслей, мало действий: предложения о психическом здоровье остаются без внимания
- Пандемия COVID-19 привела к тому, что старшеклассники лишены сна и борются с психическим здоровьем
- Взаимосвязь между центральной нервной системой и пищеварительной системой система и ее вклад в состояние психического здоровья
При медленном восстановлении миндалевидного тела после активации люди могут подвергаться более высокому риску заболевания, чем более быстрое восстановление. Точно так же больший объем серого вещества в миндалевидном теле связан с лучшей эмоциональной регуляцией и, следовательно, с более позитивной эмоциональной реакцией, а также с лучшими результатами для здоровья.
Интересно, что эти различия в объеме и активации серого вещества миндалины также были связаны с высвобождением кортизола в течение дня (циркадный ритм), а также с реакцией на стрессоры и со стрессовыми реакциями индивидуума, таких как повышение артериального давления и атеросклеротические изменения.
Понимание связи
Несколько психологов пытались объяснить взаимосвязь между эмоциями и здоровьем. Например, модель транзактного анализа будет рассматривать здоровье как результат реакции человека на стрессоры. На эту реакцию влияет индивидуальный выбор и оценка как стрессоров, так и копинг-реакций, что зависит от способности человека регулировать эмоции.
Другая модель предполагает, что способность регулировать эмоции влияет на принятие здорового или нездорового поведения, влияющего на физическое здоровье. Еще одна школа мысли рассматривает как эмоции, так и физическое здоровье человека как последствия генетических или других факторов, влияющих на то и другое.
Транзакционная модель болезни, вызванной стрессом, согласуется с результатами исследования визуализации мозга, приведенными выше, где миндалевидное тело является основным компонентом нервной цепи, которая связывает регуляцию эмоций с физиологическим выражением различных параметров здоровья. Те, кто лучше всего регулирует свои эмоции, могут более позитивно оценивать стрессовые ситуации и более активно справляться с ними. Это помогает им избежать изменений в миндалевидном теле, вызванных хроническим стрессом, который в противном случае привел бы к ухудшению состояния нервных клеток.
Здоровая миндалина затем ослабляет вызванную стрессом активность оси HPA, защищая сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную и иммунную системы от повреждений и поддерживая физическое здоровье.
Эмоциональная регуляция
Способность контролировать свои эмоции и способствовать позитивному мышлению, таким образом, будет полезна, если рассматривать ее в этом свете, для хорошей адаптации к окружающей среде, улучшения физического благополучия, а также эмоционального здоровья.
Когда преобладают положительные эмоции, это не просто подпрыгивание от счастья. Вместо этого такие люди, как правило, лучше справляются с неблагоприятными ситуациями, легче восстанавливают способность жить и делать то, что от них ожидают. Это называется устойчивостью и бесценно, если человек хочет жить со смыслом и целью, несмотря на неблагоприятные ситуации.
Изображение предоставлено: LAONG/Shutterstock.com
На самом деле эмоциональным реакциям можно научиться, как и любой другой здоровой привычке. Методы обучения тому, как регулировать свой эмоциональный баланс, включают в себя периоды покоя, когнитивную терапию и ретриты, когда люди думают о вещах, которые важны для них, и о том, как они могут расставить приоритеты в своей жизни.
Например, когда люди думают о добрых и сострадательных поступках и о том, как поощрять их в своей жизни, результаты с точки зрения их собственного поведения были положительными и отражались в их мозговых схемах вознаграждения. Связанные изменения включали положительные чувства и более тесные социальные связи, а также усиленную нервную регуляцию сердечного ритма.
Опять же, самоутверждение в смысле размышлений о вещах, которые человек ценит больше всего, может помочь создать позитивное отношение к здоровым изменениям в поведении, которые могут способствовать хорошему здоровью. Умение чувствовать благодарность усиливает чувство радости. А обучение навыкам прощения уменьшает чувство обиды и горечи.
Либо помогая людям изменить свое восприятие событий и переживаний, либо изменяя их поведенческую реакцию на такие события, можно научить эмоциональной регуляции. Дальнейшие исследования по объективным параметрам помогут показать эффективность таких мер в улучшении физического здоровья.
Связь между эмоциями и физическим здоровьем
Ссылки
- Song, Y. et al. (2014). Регулирование эмоций для улучшения физического здоровья через миндалевидное тело. Социальная когнитивная и эмоциональная неврология . https://dx.doi.org/10.1093%2Fscan%2Fnsu083. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4381236/
- Герберт, Т. С. и др. (1993). Депрессия и иммунитет: метааналитический обзор. Психологический бюллетень . дои: 10.1037/0033-2909.113.3.472. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/8316610/
- Kiecolt-Glaser, J. K. et al. (2002). Журнал консалтинга и клинической психологии . doi: 10.1037//0022-006x.70.3.537. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12090368/
- Кранц, Д. С. и др. (2002). Влияние психологических и социальных факторов на органические заболевания: критическая оценка исследований ишемической болезни сердца. Ежегодный обзор психологии . doi: 10.1146/annurev.psych.53.100901.135208. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11752489/
- Сулс, Дж. и др. (2005). Гнев, тревога и депрессия как факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний: проблемы и последствия перекрытия аффективных диспозиций. Психологический бюллетень . DOI: 10.1037/0033-2909.131.2.260. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15740422/
- Pressman, S.D. et al. (2005). Влияет ли положительное влияние на здоровье? Психологический бюллетень . https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.6.925. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16351329/
- Махт, М. (2008). Как эмоции влияют на прием пищи: пятифакторная модель.