Стоики кто такие: СТОИКИ | это… Что такое СТОИКИ?

Содержание

Кто такие стоики? — Телеканал «Наука»

Срочная новость

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью

Американский биолог и философ науки Массимо Пильюччи рассказывает в своей книге «Как быть стоиком?» об истории происхождения и практическом применении в повседневной жизни одного из главных направлений античной философии. Из этого отрывка вы узнаете, как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью.

Согласно труду Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», стоицизм зародился в Афинах примерно в 300 году до н. э. Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития (современный Кипр), который, по свидетельству автора, любил есть зеленые фиги и загорать на солнце, однажды вез партию пурпура из Финикии в Пирей, попал в кораблекрушение и чудом остался жив.

Пережив таким образом в 30 лет свое второе рождение, Зенон живо заинтересовался философией и стал изучать все, что было связано с этим предметом. В Афинах он нашел в одной из лавок вторую книгу «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, тут же начал читать ее, пришел в восторг и спросил продавца, где можно найти людей, подобных Сократу. В это время мимо лавки проходил философ-киник Кратет. Продавец показал на него и сказал: «Вот за ним и ступай».

Так Зенон стал учеником Кратета, который начал с того, что попытался исцелить своего подопечного от стыда перед вещами, в которых не было ничего постыдного. Например, однажды он приказал Зенону пройти по городу с горшком, полным чечевичной похлебки. Увидев, что ученик смущается и старается спрятать ношу от людей, Кратет разбил горшок своим посохом. Похлебка потекла у Зенона по ногам, он бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь, финикийчик? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Несколько лет Зенон учился у Кратета и других наставников, после чего открыл собственную школу.

Изначально его ученики вполне предсказуемо именовались зеноновцами, но, поскольку Зенон проводил с ними свои философские беседы в Расписной Стое (так назывался небольшой общественный портик в центре города), вскоре их стали называть стоиками.

Любой мог прийти и послушать рассуждения Зенона о человеческой природе, долге, законе, образовании, поэзии, риторике, этике и множестве других вещей. (К сожалению, до нас дошло мало сочинений Зенона, но названия его разнообразных трудов перечислены в книге Диогена Лаэртского.) Зенон жил очень долго и скончался, согласно тому же источнику, в 98 лет, причем умер он не своей смертью. По одной из версий, причиной стало неудачное падение, по другой — Зенон решил, что не может быть больше полезен обществу, и заморил себя голодом. После смерти философа школу возглавил его ученик по имени Клеанф, на смену которому пришел другой знаменитый ученик Зенона — Хрисипп родом из Сол. Он и стал второй ключевой фигурой в истории стоицизма. Обратившись к стоицизму, он написал огромное количество книг на самые разные темы (Диоген Лаэртский называет невероятную цифру: 705 сочинений!) и, что более важно, выдвинул множество новых идей, которые послужили развитию философии.

Все эти события относятся к начальному периоду развития стоицизма, который называют «ранняя Стоя». Разумеется, стоицизм не родился из ниоткуда. Ранние стоики находились под сильным влиянием предыдущих философских школ и мыслителей, в частности Сократа и киников, а также академиков — последователей Платона (более подробно об этих школах смотрите в приложении). Они посвящали массу времени и сил философским спорам с представителями соперничающих школ, особенно с академиками, перипатетиками (последователями Аристотеля) и, конечно же, с эпикурейцами. Все школы, включая стоицизм, относились к «эвдемоническому» направлению, то есть ставили своей целью поиск лучшего способа провести человеческую жизнь. Одни делали акцент на добродетели (перипатетики, киники и стоики), другие — на удовольствии (эпикурейцы, киренаики), третьих больше интересовала метафизика (академики) или пределы человеческого знания (скептики). Но все они считали высшей целью жизни счастье.

Так продолжалось до 155 года до н. э., когда произошло очень важное для античной философии событие: главы Стои (в лице Диогена Вавилонского), Академии и Перипатетической школы были выбраны послами, чтобы представлять Афины на политических переговорах с Римом. Дело в том, что за три года до описываемых событий афинские воины вторглись в небольшой греческий город Ороп, находившийся под протекцией Рима, и разграбили его. Теперь Рим требовал от Афин компенсации. Философы отправились в столицу республики, чтобы добиться уменьшения суммы выплаты, и не только успешно выполнили свою дипломатическую миссию, но и вызвали значительный культурный резонанс. Своими лекциями члены делегации ошеломили довольно-таки консервативный римский истеблишмент и впервые в истории разожгли интерес римлян к философии. Затем, в 88‒86 годы до нашей эры, перипатетик Афенион и эпикуреец Аристон, пусть и на короткое время, захватили в Афинах абсолютную власть (только представьте себе: философы в роли узурпаторов!), но совершили стратегическую ошибку: объединились с царем Митридатом в борьбе против Рима, что в итоге привело к осаде и разграблению Афин.

Этот эпизод стал поворотным моментом в истории западной философии, потому что с тех пор Афины перестали считаться почтенной философской столицей античного мира, ведь ведущие представители всех школ предпочли перебраться в более спокойные места — на Родос, в Александрию и в сам Рим.

Этот переходный период в истории стоицизма носит название «средняя Стоя». Для нас одним из основных источников сведений о ранней и средней Стое является великий римский оратор Цицерон, который симпатизировал идеям стоиков. «Поздняя Стоя» — время процветания стоицизма как ведущей философской школы. Это тот период, когда после убийства Юлия Цезаря и прихода к власти Октавиана Августа на смену Римской республике пришла империя. В «позднюю Стою» творили все знаменитые ныне стоики, такие как Гай Музоний Руф (учитель Эпиктета), Сенека (советник императора Нерона), сам Эпиктет, а также император-философ Марк Аврелий. Когда император Константин в 312 году легализовал христианство, стоицизм, как и ряд других школ мысли, находился уже в упадке.

В конце концов византийский император Юстиниан в 529 году закрыл Академию и таким образом положил конец всей античной греко-римской философской традиции.

Однако многие исторические личности находились под влиянием идей стоицизма, хотя подчас и критиковали их. Эти идеи нашли отражение в трудах некоторых отцов церкви, а также философов Аврелия Августина, Боэция, Фомы Аквинского, Джордано Бруно, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Монтеня, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Монтескье и Спинозы. Современный экзистенциализм и даже неоортодоксальная протестантская теология тоже попали под влияние стоицизма. Уже в ХХ веке, после Второй мировой войны, стоическая философия пережила свое возрождение, когда легла в основу логотерапии Виктора Франкла, рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта Эллиса и обширного семейства методов когнитивно-поведенческой терапии. С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия (та, которая изучает человеческую деятельность на практике).

Но он не был бы «философией» без теоретической основы, а ею является такая идея: чтобы хорошо (в эвдемоническом смысле) прожить жизнь, необходимо понимать две вещи: природу мира (и свое место в нем) и природу человеческого мышления (со всеми его ошибками и стремлением расставлять самому себе ментальные ловушки).

К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик. Ученик стоической школы шел к главной цели путем изучения трех основных предметов: физики, логики и этики. Надо учесть, что каждый из этих терминов в античности означал не совсем то, что мы подразумеваем под ним сегодня. Стоическая физика изучала устройство мира и включала в себя естественные науки в их современном понимании, а также метафизику (сегодня это одно из направлений философии) и даже теологию. (Стоики верили в Бога, хотя и рассматривали его как материю в определенном состоянии, существующую в космосе и неотделимую от него.) Стоическая логика включала в себя логику в ее современном понимании, то есть науку о формах и законах правильного мышления (необходимо признать, что современная логика весьма многим обязана античным стоикам).

Но плюс к этому стоическая логика охватывала современную эпистемологию (теорию познания), риторику (ораторское искусство или как лучше донести свои мысли до других людей) и психологию (понимание того, как работает человеческий ум, как и когда он дает сбои). Стоики не изучали науку ради науки. Их, так же как и предшествующего им Сократа, в отличие от многих других философов, не интересовала теория ради теории. Если философия не приносила пользу человеческой жизни, она не была полезна вообще.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

Расскажите друзьям

  • Черви распутывают свои клубки за миллисекунды — выяснилось, как они это делают

    • Космическая гонка

    НАСА «взломало» «Вояджер», чтобы спасти зонд от гибели в межзвездном пространстве

  • Ученые прочитали мысли осьминогов и наткнулись на невиданную ранее мозговую волну

    • Внеземное

    «Страшная Барби»: обнаружен один из самых мощных космических взрывов в истории

    • Будущее уже здесь

    Ученые сделали из лего аппарат, выращивающий человеческую кожу

  • Shutterstock

    Исследование: чем больше сексуальных партнеров было до брака, тем выше риск развода

  • ESA/Webb, NASA & CSA, A. Martel

    Модель развития Вселенной пора пересмотреть?

  • Shutterstock

    Ученые наконец выяснили, почему седеют волосы и как это остановить

  • Shutterstock

    60 новых генетических заболеваний открыли после огромного исследования

  • Топ-10 важнейших научных событий 2022 года

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Философия трудных времен: как стоицизм помогает справляться с неопределенностью

Принципы древней философской школы стоицизма становятся все более популярны в современном мире. Автор Telegram-канала StoicStrategy Сергей Сухов рассказывает, какие стоические идеи и практики помогают жить в условиях неопределенности, справляться со стрессом, страхом и тревогой

Сегодня мы сталкиваемся с невероятно возросшим уровнем неопределенности, стресса и даже ужаса. В такой обстановке многие начинают ощущать личную беспомощность, нарастающий страх и тревогу. И, конечно, стараются самыми разными способами справиться с этим состоянием. 

Существуют разные подходы, помогающие вернуть уверенность в собственных силах, справиться с отрицательными эмоциями, вновь обрести внутреннюю опору. Один из них — стоицизм — древняя практическая философия, которая по праву считается философией трудных времен.

Что такое стоицизм

Стоицизм — это философская школа, возникшая в Афинах примерно в 300 г. до н. э. Название происходит от названии локации — Расписной стои. Удивительно, но схожесть понятий «стоицизм», «стоики» и «стойкость», «устойчивость», «выстоять» — это не более чем совпадение, которое, при этом, очень точно передает общий дух системы. Сегодня, в турбулентные времена, мы наблюдаем возрождение интереса к стоицизму. Об этом говорят огромные тиражи книг представителей Modern Stoicism, таких как Массимо Пильюччи, Уильяма Ирвина и Дональда Робертсона (отрывок из книги Массимо Пильюччи «Счастливая жизнь: Руководство по стоицизму для современного человека» можно прочитать здесь. — Forbes Life). На труды стоиков ссылаются знаменитый психолог Виктор Франкл и писатель Нассим Талеб (философию стоиков можно даже назвать «антихрупкостью в действии»).

Чему учат стоики

Стоицизм — это идея про сильную и активную жизненную позицию, опирающуюся на дисциплину разума. Вот что по этому поводу писал один из классиков стоицизма, римский философ Сенека: «Нет числа тем, кто владел народами и городами; тех, кто владел собой, можно перечесть по пальцам». 

В сердце философии лежит идея о том, что пусть в мире и есть множество вещей, которые не подвластны человеку, он всегда в состоянии контролировать самого себя — свои мысли и действия. И эту силу можно и нужно использовать во благо себе и миру. Еще одна важная особенность стоицизма как философского учения в том, что она предполагает регулярную практику, то есть знанием о своей силе нужно не просто обладать, но и регулярно его использовать. Стоические практики, если выполнять их регулярно, помогают справляться с тревожностью и страхами, отстаивать свои интересы, преодолевать трудности и в целом чувствовать себя более стабильно даже в самые темные времена. 

Что может взять из философии стоиков современный человек? Вот некоторые базовые упражнения. 

Ясно определить, что находится в вашей власти

Еще один известный адепт стоицизма, древнегреческий философ Эпиктет писал: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим». Что означают эти слова?

Столкнувшись с трудной ситуацией, мы можем максимально четко разделить все собирающие ее факторы на две группы: факторы, находящиеся в нашей власти, и факторы, не находящиеся сейчас в нашей власти.

Разделите лист бумаги на два столбца и разберите ситуацию по этой схеме. Скорее всего, вы обнаружите, что за значительным количеством факторов вы можете только наблюдать и анализировать их (или отказаться от наблюдения). Это совершенно нормально. Но вы не беспомощны, потому что есть факторы, которыми вы можете управлять. Сосредоточьте все силы на них, то есть на том, что вы можете прямо сейчас сделать. Например, человек может влиять на собственное эмоциональное состояние, принимаемые решения и конкретные шаги в контексте своих целей.

Простой пример: невозможно управлять поведением других людей в социальных сетях. Но если информационный шум и какие-то посты в соцсетях вызывают вызывают чувства раздражения, паники, фрустрации, которые мешают вам сосредоточиться или расслабиться, в ваших силах отключиться от потока информации, отказаться от подписки на какие-то каналы, ввести «тихие часы» без соцсетей и так далее.

Быть точным в своих суждениях

Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» писал: «Больше всего хлопот ты доставляешь себе сам». Ему вторил Эпиктет: «Людей мучают не вещи, а представления о них».

Философы-стоики советуют нам тщательно проверять те умозаключения, которые мы делаем. Стараться всегда отделять факты от интерпретации этих фактов. Избегать поспешных и поверхностных оценок. Ведь именно в неверных и неточных интерпретациях кроется большинство наших когнитивных ошибок, выводящих нас из состояния равновесия.

Материал по теме

Определить круги своей заботы и ответственности

У стоиков есть модель, названная в честь ее создателя кругами Гиерокла. Суть этой модели в том, чтобы четко и ясно обозначить для себя сферы ответственности. Попробуйте задать себе вопрос: «О чем я реально могу позаботиться?». И дальше посмотрите на круги.

  • Я (персона)
  • Близкие люди (родственники, друзья, команда)
  • Локальное сообщество
  • Город, регион
  • Государство
  • Человечество
  • Экосистема планеты

Чем меньше у вас иллюзий по поводу масштаба кругов заботы, тем лучше. Лучше реально поддержать своих близких и свою команду, чем тратить ресурсы на рассуждения про глобальные проблемы, на которые вы никак не можете влиять.

Продумать негативные сценарии развития ситуации

В отличие от последователей современной позитивной психологии стоики рекомендуют тщательно продумывать негативные сценарии ситуации. Попробуйте ответить себе на несколько вопросов: «Что я буду делать, если случится самое худшее?», «Какие максимальные потери могут быть и как я могу их избежать?», «Как я смогу восстановиться, если дела пойдут по негативному сценарию?».

Благодаря подобным вопросам мы можем подготовить свою психику к потенциальным трудностям, заранее просчитать способы выхода из кризиса.

Создать себе внутреннего наставника

Стоики рекомендуют создавать для себя внутренних наставников или менторов. На эту роль подойдет любой человек (даже вымышленный или давно ушедший), который обладает для вас авторитетом. Он должен быть для вас образцом. Вам должно хотеться у него учиться или даже подражать ему. Например, вы могли бы выбрать себе в качестве такого наставника уже упомянутого императора Марка Аврелия или Сократа, вашего мудрого деда, более опытного коллегу или даже какого-то сказочного героя. 

Столкнувшись со сложной ситуацией, спросите себя: «Как бы сейчас повел себе мой наставник? Как бы он действовал? Как размышлял?».  Это поможет увидеть совсем иную перспективу в происходящем, существенно снизит эмоциональный накал.

Материал по теме

Марк Аврелий пишет: «Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо». Так он напоминает нам о том, что каждый может справиться даже с самыми трудными обстоятельствами, если будет опираться на свой разум и здравый смысл, а также трезво оценивать происходящее. Важно отметить, что стоицизм — это вовсе не идея о том, что нужно «просто перетерпеть». Напротив, стойки предлагают решать проблемы там, где это возможно, и стремиться к лучшей жизни. А упомянутые выше практики помогают снизить болезненные переживания по поводу окружающего мира, на который мы не может влиять.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Что такое стоик | Стоицизм Значение | стоическая философия | Верования стоицизма

Эта статья содержит:
  • Введение в стоицизм
  • История стоицизма
  • Кем были стоики?
  • Каковы основные принципы стоической философии?
  • Как сегодня люди практикуют стоицизм?
  • Где я могу узнать больше о стоицизме?

 


Введение в стоицизм

Проще говоря, стоицизм был разработан, чтобы помочь людям жить как можно лучше.

Это жизненная философия, которая максимизирует положительные эмоции, уменьшает отрицательные эмоции и помогает людям оттачивать свои достоинства характера.

В любой момент, в любой ситуации и на любом этапе жизни стоицизм обеспечивает основу для хорошей жизни. Он напоминает людям о том, что действительно важно, предлагая практические стратегии, чтобы получить больше того, что ценно.

Стоицизм был специально создан, чтобы быть понятным, действенным и полезным. Практика стоицизма не требует изучения совершенно новой философской лексики или медитации по несколько часов в день. Вместо этого он предлагает немедленный, полезный и практичный способ обрести спокойствие и улучшить свои сильные стороны характера.

Создание этого руководства преследует эти цели.

Стоицизм возрождается среди предпринимателей, спортсменов и политиков. Если у вас есть интерес узнать больше о стоицизме или если вы хотите найти ответы на некоторые из самых важных вопросов жизни, пожалуйста, читайте дальше! Дайте нам знать, что вы думаете в разделе комментариев ниже.

Давайте начнем с того, что узнаем немного больше о стоицизме.

Эта история философии стоицизма

Стоицизм — философская школа, возникшая в Древней Греции и Риме в начале III века до н. э.

Важно помнить, насколько по-другому мыслили тогда люди.
Главной заботой людей было избежать несчастной жизни. Следовательно, они с большей вероятностью упорядочивали свои мысли, решения и поведение, чтобы способствовать повышению удовлетворенности жизнью. Одна из самых важных вещей, о которой следует помнить, это то, что люди не предполагали автоматически, что они достигнут счастья, приобретя деньги, престиж или красивые вещи. С большой настойчивостью люди хотели понять, как они могут иметь прекрасную душу.

Стоицизм был одной из известных школ мысли того периода, потому что стоики давали убедительные ответы на тревогу, стресс, страх и тревожные вопросы, такие как «Чего я хочу от жизни?» Стоики предложили операционную систему, которая имела дело с испытаниями человеческого состояния.

Их окончательный ответ на все эти вопросы (по сути) был следующим: Я хочу постоянного счастья и спокойствия ума, которые исходят от добродетельного человека.

Например, человек может оттачивать достоинства характера, придавая большее значение действиям, чем словам. Короче говоря, позитивное поведение ведет к более позитивному жизненному опыту. И, как вы уже догадались, отрицательное поведение привело к более сложному.

Подводя итог, можно сказать, что стоицизм был древней философской школой, которая учила определенному образу жизни. Основное внимание было уделено тому, как жить добродетельной жизнью, максимизировать счастье и уменьшить негативные эмоции. Его ценность была проверена на протяжении большей части истории человечества такими известными личностями, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Арианна Хаффингтон, Том Брэди, Тим Феррис и другими.


Его принципы, возможно, появились давно, но стратегии стоиков так же актуальны сегодня, как и в древние времена.

Кем были стоики?

Горстка мыслителей помогла сформировать стоическую философию. В этом разделе будет представлена ​​соответствующая информация о нескольких самых известных стоиках, а также о том, какой вклад они внесли в стоическую философию.

Марк Аврелий

Марк Аврелий был одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Он был главой Римской империи в течение двух десятилетий, в то время, когда это была одна из самых больших и влиятельных цивилизаций, которые когда-либо видел мир. И несмотря на то, что он был человеком безграничной власти, который мог безнаказанно делать все, что ему заблагорассудится, император Аврелий горячо практиковал стоическую философию и жил ею.

Каждую ночь он писал в своем дневнике о своей борьбе за жизнь сдержанного, мудрого и добродетельного человека. Он писал их целиком для себя, позже его сочинения были обнаружены, собраны и опубликованы под названием «Размышления». Сборник теперь признан одним из самых влиятельных стоических текстов. Его сочинения — это прямой взгляд на мысли практикующего стоика, и он является невероятным примером того, как стоические стратегии могут помочь людям справляться со стрессовыми ситуациями.

Луций Анней Сенека

Луций Анней Сенека был государственным деятелем, драматургом и писателем, что придавало ему настоящую харизму и умение говорить. У него был особенно простой, занимательный и запоминающийся способ объяснения стоицизма, благодаря которому его сочинения оказались среди самых лучших способов для новичков познакомиться с философией. Кроме того, мысли Сенеки находят отклик у современной публики из-за его необычайно практических рассуждений о таких темах, как дружба, смертность, альтруизм и правильное использование времени. Прочтите один из наиболее популярных текстов Сенеки — «Письма стоика». И послушайте, почему Сенека предлагает некоторые из любимых лайфхаков Тима Ферриса здесь — Дао Сенеки.

Зенон из Китиума

Философия стоиков началась с Зенона из Китиума. Потерпев кораблекрушение недалеко от Афин, он превратил свое несчастье в возможность, воспользовавшись всеми доступными в городе философскими ресурсами. Он слушал лекции других философских школ (например, цинизма, эпикуреизма) и в конце концов основал свою собственную. Он преподавал свою теорию на Стоа Пойкиле (известно расписанном крыльце в Афинах), и именно от этого греческого слова, обозначающего крыльцо «стоикос», произошел термин стоицизм.

Эпиктет

Эпиктет, бывший раб, улучшил свое положение в жизни и стал одним из самых аналитических мыслителей стоицизма. Справочник Эпиктета «Энхиридион» представляет собой особенно практичный взгляд на то, как применять стоическую философию в жизни. У него был особый талант объяснять, как стратегии стоицизма улучшают качество жизни, и приводил убедительные доводы в пользу того, почему можно сделать стоицизм своей основной операционной системой. Многие из его учений стали узнаваемы, но не известны как его. Например, один из его принципов лежит в основе молитвы о безмятежности: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, Мужество, чтобы изменить то, что я могу, И мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Каковы основные принципы стоической философии? (Добираясь до сути значения стоицизма и верований стоицизма)

Философия стоиков со временем изменилась, сместив акцент с логики и физики на более психологические проблемы, такие как спокойствие и благополучие. Кроме того, стоики никогда не могли собраться, чтобы точно утвердить всех своих жильцов, но в основе стоической операционной системы лежат определенные принципы. Вот некоторые из наиболее важных убеждений и стратегий, которые стоики рекомендуют, чтобы жить лучше.

Важно отметить, что это не просто интересные идеи, о которых можно подумать и забыть, они предназначены для ежедневной реализации в жизни.

«Не трать больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»


– Марк Аврелий
  • По мере развития философии у стоиков стало очень мало терпения для чисто теоретических размышлений. Они сосредоточились меньше на размышлениях ради них и больше на прагматизме реального мира.
  • В реальном мире вам нужно найти ответ и действовать. Истинный стоик — это не «кабинетный философ», а тот, кто выходит и живет своей теорией.
  • Также в этой цитате сразу просматривается стоическая забота о праведной жизни. Стоики считают, что хорошая жизнь — это жизнь нравственных поступков. Если вы хотите жить хорошо, вы должны быть нравственно справедливым человеком.

«Главная задача в жизни заключается просто в следующем: определить и разделить вещи, чтобы я мог ясно сказать себе, какие из них являются внешними, неподвластными моему контролю, а какие имеют отношение к выборам, которые я действительно контролирую. Где же мне искать добро и зло? Не к неконтролируемому внешнему, а во мне самом к выбору, который является моим собственным…»


– Эпиктет
  • Стоики признают, что люди не могут контролировать все или даже многое из того, что происходит в жизни. И они подчеркивают, что беспокойство о вещах, находящихся вне их контроля, непродуктивно или даже иррационально для человека, который хочет достичь спокойствия.
  • Стоики заставляли бы нас ежедневно напоминать себе — активно различать то, что находится под контролем и не находится под контролем — не тратить энергию на неконтролируемые неблагоприятные события.
  • В то время как многие люди бесконечно беспокоятся о вещах, которые находятся вне их контроля, стоики считают, что их энергию лучше потратить на размышления о творческих решениях проблем, а не на самих проблемах.

«Никто не в силах иметь все, что он хочет, но в его власти не хотеть того, чего у него нет, и с радостью использовать то, что у него есть».


— Сенека
  • Жизнь стоика не означает, что вы должны жить без материальных благ. На самом деле стоики считают, что материальные блага справедливы в той мере, в какой они служат вашему счастью и способности жить добродетельно.
  • Однако стоики прекрасно осознают власть потребительства над их спокойствием и принятием решений. Многие люди проводят значительную часть своего дня, расстроенные тем, что у них нет более красивой машины или большего дома, даже несмотря на то, что у них отличное здоровье и больше имущества, чем у большинства.
  • Известно, что Сенека практиковал дни бедности, когда он постился и носил немодную одежду, чтобы напомнить себе, что людям не нужна роскошь, чтобы жить хорошей жизнью. В целом, у людей есть достаточно, чтобы жить и быть счастливыми, но они расстраиваются из-за своей жизни, потому что сохраняют ненасытное желание большего.
  • Стоики сознательно стараются не страдать из-за того, чего им не хватает. Вместо этого они направляют свое сознание на благодарность за то, что у них есть.

«Я считаю тебя несчастным, потому что ты никогда не переживал несчастья. Ты прожил жизнь без соперника — никто и никогда не может знать, на что ты способен, даже ты».


— Сенека
  •  Стоики относятся к несчастью совсем иначе, чем большинство людей. Они ожидают неудач и используют их как возможность отточить свои достоинства. Это не значит, что они радуются, когда их осаждают беды, но они стараются не оплакивать их без нужды и активно ищут выгоду везде, где только можно.
  • Представьте себе, что вы сломали ногу, и вам нужно сидеть в постели четыре месяца, пока она не заживет. Стоик попытался бы отвлечь свои мысли от бесполезных размышлений «увы мне» и вместо этого сосредоточился бы на том, как они могли бы сделать что-то продуктивное, будучи прикованным к постели (например, написать свою первую книгу). Они попытались переосмыслить это событие, чтобы развить терпение и стать более творческими.
  •  Когда случается неблагоприятное событие, стоики стараются не позволить ему разрушить их спокойствие, а вместо этого стараются извлечь пользу для формирования характера, где это возможно.

«Внешние вещи не проблема. Это ваша оценка их. Который ты можешь стереть прямо сейчас.


– Марк Аврелий
  • Стоический образ жизни проник в современную психологию. Когнитивно-поведенческая терапия, или КПТ, основана на идее о том, что то, как мы думаем (познание), то, как мы чувствуем (эмоции) и то, как мы действуем (поведение), взаимодействует друг с другом. В частности, наши мысли определяют наши чувства и наше поведение. Так что стоицизм — это древняя мысль, доказанная современной психологической наукой!
  •  Во многом мысли человека определяют его восприятие реальности. Для двух людей, переживающих одни и те же трудности, разная оценка одного и того же несчастья может привести к совершенно разным эмоциям и поведению. Там, где один может чувствовать полное отчаяние из-за потери работы, другой может чувствовать себя освобожденным и обнадеживающим в связи с открывающейся возможностью.
  • Наблюдение за своим внутренним критиком в сторону большего оптимизма может быть благом для психологического благополучия. Помните, расстраивает не само событие, а мысли о нем.

«Давайте подготовим наши умы, как если бы мы подошли к самому концу жизни. Не будем ничего откладывать. Давайте каждый день балансировать книги жизни. … У того, кто каждый день вносит последние штрихи в свою жизнь, никогда не бывает мало времени».


— Сенека

«Каждый день держи перед глазами смерть и изгнание, вместе со всем, что кажется ужасным, — тем самым у тебя никогда не будет низменной мысли и не будет чрезмерного желания».


— Эпиктет
  • «Memento Mori» была важной концепцией во многих философиях, от стоиков до экзистенциалистов. Оно означает «помни, что ты умрешь». Хотя это может показаться болезненным, стоики, такие как Эпиктет и Сенека, считали, что размышление о своей смертности может привести к большей благодарности и добродетельным действиям.
  •  Вместо того, чтобы всегда желать большего, это упражнение напоминает стоикам о необходимости ценить то, что у них есть, пока оно у них есть. Или, другими словами, стоическая философия может помочь вам ценить такие блага, как здоровье и благополучие, пока они есть.
  • Когда человек помнит, что его жизнь не бесконечна, он проясняет, что действительно важно. Эту идею часто резюмируют в виде совета, даваемого в форме: «Тебя могут сбить, но завтра будет автобус». Опять же, это кажется болезненным, но смысл в том, чтобы выбраться и жить сегодняшним днем. Не зацикливайтесь так на мелочах и убедитесь, что вы не забываете о деньгах, так как другого шанса у вас не всегда будет.

» Добро или зло человека зависит от его собственной воли.»
— Эпиктет
  • По крайней мере, еще раз следует сказать, что добродетель является главной заботой практикующего стоика. Высшим благом является превосходство характера, более важное, чем богатство или даже здоровье.
  • Стоик думает, что пока он мыслит и ведет себя добродетельно (вещи, которые всегда находятся под его контролем), ему не нужно заботиться о влиянии внешних событий, которые находятся вне его контроля.
  • Неважно, грубы ли люди или кто-то испытывает бесконечную полосу неудач, не имеет значения, пока стоик реагирует добродетельно — он / она может быть спокойным, зная, что живет хорошей жизнью.

Как сегодня люди практикуют стоицизм? (Что такое стоик в наше время?)

Тим Феррис о практике голодания:

«Практика бедности или репетиция наихудшего сценария в реальной жизни, а не только в дневнике, не только в голове, я нахожу очень, очень важным.

Например, я буду регулярно, минимум три дня подряд в месяц, практиковать голодание. Я буду делать это с раннего ужина в четверг до раннего воскресного ужина, чтобы просто испытать довольно, часто незнакомое ощущение настоящего голода.

Чем больше вы намеренно планируете и практикуете дискомфорт, тем меньше незапланированного дискомфорта будет отбрасывать вашу жизнь и контролировать ее».

-Тим Феррис

Найдите больше упражнений от известных современных стоиков здесь.

Райан Холидей о преднамеренном зле:

«Практика premeditatio malorum (преднамеренность зла). Все говорят о позитивной визуализации. Стоики практикуют негативную визуализацию. Подумайте о том, что может пойти не так, примите, что это возможно, подготовьтесь к этому, продолжайте в любом случае. Не застигай беду врасплох, будь к ней готов».

— Райан Холидей

Узнайте больше о стоических упражнениях, которые можно выполнять ежедневно здесь.

 

Где я могу узнать больше о стоицизме?

Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство стоической радости Уильяма Ирвина

Reddit — стоицизм

The Daily Stoic: 366 размышлений о мудрости, настойчивости и искусстве жизни, Райан Холидей

Препятствие — это путь: вечное искусство превращать испытания в триумф, Райан Холидей

Википедия — стоицизм

Стэнфордская философская энциклопедия

Подкаст о психологии, при участии Райана Холидея о стоицизме

Тим Феррис — О краткости жизни: введение в Сенеку

На веб-сайте Райана Холидей много статей о стоицизме

.

Как быть стоиком , веб-сайт Массимо Пильуччи, посвященный практическому стоицизму

Список подкастов на тему стоицизма

___________________________________________

Автор Тейлор Крайсс. Тейлор пишет о позитивной психологии, чтобы помочь людям жить лучше! Посмотрите больше его работ и узнайте больше о Тейлоре на его сайте.

Начните свой день с ощущения заземленности и вдохновения.

Бесплатная 30-дневная серия электронных писем, в которой мы делимся самыми важными историями и идеями, которые помогли нам на пути к более значимой жизни.

✌️ Бесплатно. Отписаться в любое время.

«Я посреди большой жизни переходы на данный момент, гоняю книжные сделки, переезд, взятие риски, вырезая жизнь, которая чувствует честно, поэтому ваши электронные письма были идеально своевременный источник вдохновения и уверенности». Джо в Лондоне, Великобритания

«Обожаю электронные письма! сброс или то, что я бы назвал внимательным хиропрактика адаптация к приближается день. Спасибо!» Лори в Альбукерке, Нью-Мексико

«Я люблю электронные письма. Они дают мне новый взгляд и о чем подумать о и применить в моей жизни». Моника в Йоханнесбурге, ЮАР

«Это пища для души, духовный компас в правильном направлении направление.» Фарахдива Самсул в Ассаме, Индия

«Абсолютно ЛЮБЛЮ ежедневные электронные письма. Одна из немногих подписок по электронной почте Я читаю ежедневно. Пусть они придут!!» Адриана в Нью-Йорке, Нью-Йорк

«Электронные письма заставляют задуматься и поднимает настроение. Небольшая пауза из сумасшедшие события современности жизнь. Быстрый шанс задуматься, улыбнись и подумай о прожитой жизни осознанно». Фаран в Квинсленде, Австралия

«Я получил огромное удовольствие от Сериал «Внимательно по почте». Ежедневно я ждите этого маленького самородка добра каждый день попадать в мой почтовый ящик». Тамбрия в Шривпорте, Луизиана

Что такое стоицизм? Объяснение в 3 убеждениях

 

Стоицизм часто изображают суровым и безжалостным. Тем не менее его приверженцы настаивают на том, что стоицизм — это освобождающий и радостный образ жизни. Основанный Зеноном из Китиона (344–262 гг. до н. э.), стоицизм — это философия, у которой даже сегодня есть много приверженцев. Стоики Древней Греции считали себя наследниками моральной философии Сократа и натурфилософии Гераклита Эфесского. Стоицизм оказал неизгладимое влияние на историю мысли. Это повлияло на развитие христианской морали и богословия, а также современной философии. Стоицизм можно выразить тремя основными убеждениями: (1) что добродетели достаточно для счастья, (2) что к другим так называемым благам следует относиться безразлично и (3) что мир предопределен Богом.

 

Моральное превосходство в стоицизме: добродетель и Эвдемония
Зенон из Китиона, фото Паоло Монти, 1969 г., с Викисклада;

 

Стоицизм был основан Зеноном из Китиума (344–262 гг. до н. э.), и сегодня у этой философии много приверженцев. Величайшее наследие стоиков — их этика. Как и большинство других школ античной философии, стоики считают, что целью этики является эвдемония. Это греческое слово не имеет прямого перевода на английский язык. Его часто переводят как «счастье», но eudaimonia описывает не просто приятное настроение; оно имеет гораздо более здравый смысл. Eudaimonia лучше перевести как «человеческое процветание». Жизнь становится эвдемонической , когда она завершена, когда она исчерпала свой потенциал совершенства и достигла достоинства, присущего человеческому существу.

 

Стоики в определенной степени соглашались с моральной философией Аристотеля. Аристотель определил eudaimonia как «деятельность души в соответствии с добродетелью» ( Никомахова этика 1098a17). Здесь важно отметить, что для Аристотеля eudaimonia и добродетель связаны между собой. Греческое слово, обозначающее добродетель, — arete. Это слово не является узко нравственным, но обозначает любое совершенство; для Аристотеля это качество, благодаря которому что-то хорошо делает то, что оно делает, или является тем, чем оно является. Например, хороший нож — это .острый нож . Поэтому одним из «достоинств» ножа является его острота.

 

Аристотель Философо Джузеппе Бортиньони, ок. 1793-1860 гг., через Британский музей

 

Для людей добродетель или arete — это состояние характера, которое делает людей хорошими людьми. Аристотель говорит, что люди — разумные и социальные животные (NE 1097b10, 1098a1-5). Таким образом, наши добродетели — это качества, которые позволяют нам действовать рационально и сотрудничать в обществе. Список добродетелей часто варьировался от школы к школе и от философа к философу, но большинство школ древней мысли соглашались с четырьмя основными добродетелями. Это были благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Именно эти состояния характера позволяют нам действовать как рациональным и социальным существам.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Зенон , 1739, через Британский музей

 

Стоическая этика отличается от аристотелевской этики одним существенным отличием. Стоики считают, что добродетели достаточно для eudaimonia , иными словами, добродетель — это все, что для этого нужно. Аристотель считал, что добродетель необходима для eudaimonia , но недостаточно, или не достаточно само по себе — нужно было еще больше. Для Аристотеля эвдемоническая жизнь требует, помимо добродетели, некоторой удачи. Чтобы жить хорошо, человеку нужны такие важные внешние блага, как кров, хорошее здоровье и друзья. Добродетельный человек мог стать жертвой трагедии, которая оставила его больным, бездомным или одиноким, и поэтому, несмотря на его хороший характер, его жизнь не сложилась хорошо; ему не удалось достичь eudaimonia .

 

Стоики здесь не согласны. Оглядываясь назад на Сократа и сократовскую школу цинизма, древний стоицизм утверждает, что все, что необходимо для хорошей жизни, — это быть добродетельным. Ко всем прочим так называемым товарам следует относиться равнодушно. Даже если добродетельный мудрец претерпевает множество трагедий или даже подвергается интенсивным физическим пыткам, у него все еще есть шанс на eudaimonia , потому что эти внешние вещи не должны портить его добродетельный характер. Как только вы стали добродетельны, ничто не сможет разрушить вашу жизнь. Для стоиков добродетель есть предел счастья.

 

Смерть Сократа , Жак-Луи Давид, 1787 г., через Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

 

В нескольких диалогах Платона Сократ много говорит на этот счет. Например, в платоновской «Апологии » Сократ говорит своим присяжным: «Я не думаю, что дозволено, чтобы худший причинял вред лучшему; конечно, он мог бы убить меня или, возможно, изгнать или лишить прав, что он [Мелет] и, может быть, другие считают большим вредом, но я так не думаю».

 

Конная статуя Марка Аврелия работы Марко Денте, 1515-27 гг., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Слова Сократа использовались многими стоиками. Римский стоик Эпиктет любил перефразировать это так: «Анит и Мелет могут убить меня, но не причинить мне вреда». Император-философ Марк Аврелий в своих «Размышлениях » спрашивает: «Как может то, что не делает человека хуже, делать жизнь человека хуже?» Очевидный стоический ответ: не может. Только добродетель хороша, а порок дурен, а все остальное безразлично.

 

Отношение стоиков: равнодушие
Хрисипп, ок. 3 век до н.э., через Британский музей

 

.

Именно доктрина безразличия, вероятно, ответственна за репутацию стоицизма как жестокого и безжалостного. Если только добродетель хороша, это означает, что здоровье, удовольствие и даже благополучие наших близких должны рассматриваться с безразличием. И все же стоическое безразличие к внешним вещам сложнее, чем кажется. Хотя древние киники оказали влияние на стоическое учение о добродетели — Зенон даже учился у киника Кратеса, прежде чем основать свою собственную школу, — учение стоиков отличается от учения киников.

 

Циники считали, что только добродетель хороша, а все остальные так называемые блага следует презирать и активно избегать. Лучшей жизнью была строго аскетическая жизнь бедности и крайнего аскетизма. Стоицизм, напротив, говорит, что мы не должны пренебрегать внешним, а относиться к нему безразлично. Требования добродетели по-прежнему требуют, чтобы мы заботились о себе и других, и стоики верят, что такие вещи могут быть достойными выбора, но при этом не восприниматься как конечная цель.

 

Встреча Александра Македонского с Диогеном , ок. 1580-1650, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Думаю, лучше всего это иллюстрирует «метафора лучника». Это была любимая метафора многих стоиков . Хороший лучник делает все возможное, чтобы поразить цель. Но как только он отпускает тетиву, уже не в его власти следить за тем, чтобы стрела попала в цель. Внезапный порыв ветра может сбить стрелу с курса, или что-то может перехватить стрелу до того, как она попадет в цель. Тем не менее лучник — хороший лучник, потому что он сделал все, что было в его силах, чтобы поразить цель. Если быть хорошим лучником определяется успехом в попадании в цель, то кто бы ни был хорошим или плохим лучником, он остается на волю случая. Внешние факторы, которые лучник не может контролировать, могут помешать его цели.

 

Стоики считают, что нельзя обвинять человека в том, что находится вне его контроля. Следовательно, хотя хороший стрелок и целится в цель, цель , а не его цель. Не попадание в цель делает лучника хорошим лучником, а просто то, что он делает все возможное, чтобы быть хорошим лучником. А это значит, что он должен изо всех сил стараться попасть в цель, считая попадание в цель безразличным для своей конечной цели. Стоики предполагают, что у нас должно быть такое же отношение к нашим жизненным целям. Только наши собственные действия и отношения находятся в нашей власти. И если вы считаете внешние факторы, которые находятся вне вашего контроля, важными для счастья, вы отдаете ответственность за свое собственное счастье на волю случая. Стоики считают, что это было бы серьезной ошибкой. Они считают нелепым, что наше высшее благо не зависит от нас.

 

Диоген в поисках честного человека , Джованни Бенедетто, ок. 1645-1647, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Но почему бы просто не принять мрачную возможность того, что мир устроен не с учетом нашего благополучия? Кажется правдоподобным, как думает Аристотель, что хорошая жизнь требует некоторой удачи. Стоики отказываются принять это, потому что они верят, что мир провиденциально устроен Богом, чтобы быть как можно лучше.

 

Бог, судьба и свобода: стоики о провидении
Марк Аврелий, ок. 160-170, через Британский музей

 

Древние стоики — пантеисты. Они верят, что космос идентичен Богу. Следовательно, все во вселенной, например, камни, деревья, животные, люди и т. д., — все части Бога. Но можно спросить, если Бог просто идентичен Природе, то чем эта позиция отличается от атеизма? Почему бы вместо этого просто не позвонить в Nature 9?0269 Природа , и оставить Бога в стороне?

 

В Новое время Барух Спиноза также отождествлял Бога с Природой и современники обвиняли его в атеизме. Стоики настаивали бы на том, что космос по праву может называться Богом, потому что, по их мнению, космос разумен. Точнее говоря, стоики отождествляют Бога с универсальным разумом или разумом, присутствующим во всех вещах, а физический космос — с телом Бога. Однако стоики утверждают, что они материалисты. Даже душа и вселенский разум, присутствующие во всех вещах, состоят из материи, хотя и из более тонкой и благородной материи.

 

Стоики считают законы природы хорошим доказательством того, что мир был создан с определенной целью, и утверждают, что способность людей рассуждать предполагает, что мы созданы чем-то, что также обладает разумом. Цицерон в своей работе «О природе богов» приписывает Зенону следующий аргумент. «Ничто без доли ума и разума не может родить одушевленного и разумного. Но мир рождает одушевленных и разумных. Поэтому мир одушевлен и разумен» (2.22).

 

Гераклит , 1692, через Британский музей

 

Стоики следуют досократическому философу Гераклиту в утверждении, что мир организован разумом, или logos по-гречески. Гераклит сказал: «Все происходит согласно этому Слову [ logos ]» (фрагмент 2). Логос имеет много значений; оно может означать «причина», «аргумент», даже «речь» или «слово». Классик Г.М.А. Грубе (1983) утверждает, что стоическая концепция logos , вероятно, повлияла на автора Евангелия от Иоанна, , которое начинается словами: «В начале было Слово [ logos ], и logos был у Бога, и logos был Бог» (Иоанна 1:1).

 

Однако, в отличие от Бога авраамических традиций, стоический Бог не всемогущ. Его власть ограничена естественной и логической возможностью. Эти ограничения, по крайней мере частично, объясняют, почему в мире существует зло. Стоик Хрисипп, один из непосредственных преемников Зенона, учил, что существование добра и зла взаимозависимо. Логически добро не может существовать без зла, поэтому Бог создал мир, который наилучшим образом использует эту ситуацию. Таким образом, зло может существовать на местном уровне, но оно используется Богом для совершенствования целого (Коплстон 19).93).

 

Хрисипп, ок. 1 век нашей эры, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Вновь вслед за Гераклитом стоики верят, что реальность находится в постоянном движении. Все постоянно меняется. Гераклит чаще всего уподоблял это состояние текучести огню, говоря: «[мир] был всегда, есть и всегда будет огнем неугасимым, мерою возгорающимся и мерою угасающим» (фрагмент 20). А у стоиков все это разворачивается по разумному плану Бога. Таким образом, стоики являются строгими детерминистами. Все время разворачивается в точном соответствии с Божьим планом, и история космоса повторяется вечно. Все началось с конгломерата огня, все рухнет обратно в него, а затем космос снова начнет разворачиваться точно так же, как всегда. Нет причин для изменения будущих мировых циклов, потому что Божий план для космоса настолько хорош, насколько это возможно. Несмотря на веру в детерминистическую вселенную, стоики не отрицали человеческую свободу.

 

По словам О’Киф, они компатибилисты, верящие, что судьба и свобода воли совместимы. Стоики утверждают, что ваши решения и отношения зависят от вас, даже если они определяются причинами, потому что они являются вашим выбором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *