Соотношение понятий характер личность темперамент: Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Общая психология — учебный курс

  • Автор: Капустин С.А.
  • Год создания: 2003
  • Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Описание: РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ Тема 1. Общая характеристика психологии как науки (16 час.) Различные значения термина “психология”. Донаучные (Тайлор) и философские (Платон, Аристотель, Декарт) представления о душе. Характеристика и классификация явлений сознания. Неосознаваемые психические явления. Определения психики и сознания. Психология как наука. Специфика научного психологического знания по сравнению с житейским. Способ получения, хранения и передачи научного знания. Типы научных объяснений. Критерии хорошей теории. Наука и псевдонаука. Научные и псевдонаучные психологические практики. Классификация основных отраслей психологической науки.
    Психофизическая проблема: варианты ее постановки и пути решения. Тема 2. Становление предмета научной психологии (32 час.) Предмет и задачи психологии сознания, характеристика основных направлений (Вундт, Титченер, Джеймс). Основные свойства сознания. Метод интроспекции: виды, возможности и ограничения. Специфика субъективного отчета. Предмет и задачи психологии поведения. Классический бихевиоризм (Уотсон) и необихевиоризм (Толмен). Понятие промежуточной переменной. Характеристика оперантного научения (Скиннер). Бессознательное как предмет психологии. Явления, изучаемые в классическом психоанализе (Фрейд). Метод свободных ассоциаций. Коллективное и индивидуальное бессознательное, функция бессознательного (Юнг). Явления и понятие установки (Узнадзе). Общая характеристика гештальтпсихологии: основной принцип и феномены его иллюстрирующие. Основные современные психологические направления. Тема 3. Деятельностный подход в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека (16 час.) Определение деятельности.
    Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Специфика потребностей человека. Понятие мотива. Виды и функции мотивов. Развитие мотивационной сферы. Макроструктура и уровни анализа деятельности. Понятия действия и операции. Понятие о функциональном органе. Кольцевая регуляция и уровни построения движений. Тема 4. Возникновение и развитие психики (16 час.) Способы адаптации к изменениям среды в биологической эволюции. Приспособительная роль психики. Проблема критериев психики. Понятия раздражимости, биотических и абиотических воздействий. Гипотеза о возникновении чувствительности (Леонтьев, Запорожец). Исследования формирования кожной чувствительности к свету. Деятельностный подход к выделению основных стадий развития психики животных. Характеристика поведения и психического отражения у животных, находящихся на разных стадиях развития психики: элементарной (сенсорной), перцептивной, интеллекта. Основные характеристики трудовой деятельности и их филогенетические предпосылки.
    Необходимость возникновения сознания. Тема 5. Строение и развитие сознания. Деятельность и личность (16 час.) Социальная природа сознания. Специфика коллективных сознательных представлений (Дюркгейм). Понятие высших психических функций: характеристика и развитие. Представления об интериоризации. Основные образующие сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань. Развитие сознания в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Деятельностный подход к строению и развитию личности. Тема 6. Проблема человека в психологии (12 час.) Понятия природы и сущности человека. Общая характеристика объективистской гуманистической этики. Понятие продуктивной и непродуктивной личности (Фромм). Характеристика человека в экзистенциальной психологии, понятие экзистенциального вакуума (Франкл). Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности. Полноценно функционирующий человек (Роджерс). Базовые потребности и метапотребности, их иерархия. Метапатологии. Психологически здоровая личность (Маслоу).
    РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 7. Психология мотивации и воли (32 час) Определение понятий мотива и потребности. Основные классификации потребностей и мотивов. Проблема базовой мотивации, основные стратегии ее выделения. Аутотелическая деятельность, характеристика «опыта потока». Внешняя и внутренняя мотивация, проблема критериев их различения. Общая характеристика теории поля Левина. Понятия жизненного пространства, истинных потребностей, намерения, квазипотребностей, валентности. Запоминание незавершенных действий, эффект Зейгарник. Исследования замещающих действий. Уровень притязаний, процедура его измерения. Оптимум мотивации. Закон Йеркса – Додсона. Мотивационные конфликты и их типы. Когнитивный диссонанс и его исследования. Определение воли. Произвольные и волевые действия, критерии их различения. Виды и характеристика волевых процессов. Проблема свободы воли. Тема 8. Психология эмоций (32 час.) Определение и основные функции эмоций. Эмоция как психотелесное состояние.
    Физиологические корреляты эмоций. Происхождение выразительных движений человека. Условия возникновения эмоций. Связь эмоций с мотивацией. Классификации эмоциональных явлений. Психофизиологические и эволюционные теории эмоций. Проблема базовых эмоций. Информационная теория эмоций. Эмоции и чувства: теория и исследования любви. Чувства и личность: психологические механизмы меланхолии. Аффекты, их психологическая характеристика, диагностика аффективных следов. Основные виды стрессовых обстоятельств и реакции на стресс. Потенциальные эффекты стресса и факторы, влияющие на устойчивость к нему. Стресс и дистресс. Фрустрация: определения и виды реакций на нее. Тревожность: определения и виды. Защитные механизмы личности: определение, функции и виды. Тема 9. Индивидуальные особенности человека: способности, темперамент, характер (16 час.) Определение способностей. Способности и задатки. Способности и одаренность. Развитие способностей. Сензитивные периоды в развитии способностей. Общее представление об интеллекте и его измерении.
    Коэффициент интеллекта. Виды и структура интеллекта. Темперамент, его психологическое описание и физиологические основы. Основные компоненты темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Характер и его формирование. Представления о личности и ее развитии в индивидуальной психологии. Характер и индивидуальный жизненный стиль. Соотношение понятий темперамента и характера. Тема 10. Типологии индивидуальности (16 час.) Строение тела, темперамент и характер. Конституциональные типы личности (Кречмер, Шелдон). Психопатии и акцентуации характера: определения, основные признаки, виды, понятие слабого звена (Ганнушкин, Личко). Проблема критериев разграничения нормального и аномального характеров. Общие и функциональные психологические типы (Юнг). Компенсаторная функция бессознательной типической установки. Социально-типическое и индивидуальное в личности. Социальный характер: основные его функции и типы (Фромм). Национальный характер. Тема 11. Строение личности (16 час.) Строение и развитие личности в психологии сознания: чистое и эмпирическое «Я», материальное, социальное и духовное «Я», иерархия структур «Я» (Джеймс).
    Строение личности в классическом психоанализе: «Сверх-Я», «Оно», «Я» (Фрейд). Строение личности в аналитической психологии: коллективное и индивидуальное бессознательное, «Эго», «Тень», «Персона», «Анима» («Анимус»), «Самость» (Юнг). Строение личности в транзактном анализе: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» (Берн). Виды общения в транзактном анализе. Игры. Личность как совокупность черт: общие и индивидуальные черты личности (Олпорт). Базовые общие черты личности (Кеттел, Айзенк, Норман). Личность как система конструктов: основные положения теории личностных конструктов (Келли). Репертуарный тест ролевых конструктов. Когнитивная сложность личности. Те¬ма 12. Развитие личности (16 час.) Проблема периодизации психического и личностного развития. Теории периодизации (Эльконин, Эриксон). Понятие ведущей деятельности. Самосознание личности. Я-концепция: основные ее составляющие и функции. Развитие чувства «Я». Развитие личности и процессы научения. Теория социального научения: принцип реципрокного детерминизма, научение через наблюдение, виды подкрепления (Бандура).
    Представление о самоактуализации и самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии. Черты самоактуализирующейся личности (Роджерс, Маслоу). Тема 13. Общее представление об ощущении и восприятии (8 час.) Определение восприятия. Объектно- и субъектно-ориентированные процессы восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле. Определение ощущения. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Виды образов. Тема 14. Теории восприятия (16 час.) Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория (Титченер), гештальттеория (Вертхаймер, Келер, Коффка), экологическая теория (Гибсон). Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений (Гельмгольц), теория категоризации (Брунер), теория перцептивного цикла (Найссер). Те¬ма 15. Развитие восприятия (8 час.) Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения.
    Примеры экспериментальных исследований. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Общее представление о перцептивных действиях и их развитии. Тема 16. Экспериментальные исследования ощущения и восприятия (32 час.) Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение.
    Создание искусственных органов чувств, формирование у слепых «кожного зрения». Исследования восприятия в школе «Новый взгляд». Тема 17. Общее представление о мышлении и речи (16 час.) Определение мышления. Виды мышления: аутистическое – реалистическое, абстрактное – конкретное, теоретическое – практическое, творческое – критическое, наглядно-действенное – наглядно-образное – словесно-логическое. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи. Тема 18. Теории мышления (12 час.) Теории мышления как процесса решения задач: теория мышления как процесса восполнения комплекса (Зельц), гештальттеория продуктивного мышления (Дункер), информационная теория мышления (Ньюэлл, Саймон). Теория мышления как процесса обобщенного и опосредованного познания действительности (Рубинштейн). Тема 19. Развитие мышления (16 час.) Определение интеллекта, стадии развития сенсо-моторного и понятийного интеллекта (Пиаже). Значение слова как единица речевого мышления (Выготский). Фило- и онтогенез речевого мышления. Методики исследования образования искусственных понятий. Характеристика процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Проблема и исследования эгоцентрической речи. Тема 20. Экспериментальные исследования мышления и речи (20 час.) Возможности и ограничения использования метода рассуждения вслух для анализа мыслительного процесса. Построение родословного дерева решения задачи. Построение графа решения задачи. Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мышления. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач. Исследования условий эффективности влияния наводящей задачи на решение основной. Исследование процесса образования понятий. Логика и психология мышления: исследования процессов умозаключений. Тема 21. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти (16 час.) Определение памяти. Основные содержания, процессы, виды и функции памяти. Память и научение. Исследования процесса формирования умений и навыков: критерии хорошо освоенных умений, кривая научения, стадии формирования двигательных навыков. Нарушения памяти: амнезии, корсаковский синдром, обманы памяти. Ассоцианистский подход к изучению памяти: основные методы и результаты ее исследования. Представление о предмете психологии памяти в работах Ф. Бартлетта. Эксперимент с использованием процедуры последовательного запоминания. Деятельностный подход к изучению непроизвольного запоминания. Память и мотивация. Понятие мнемической направленности. Подход к развитию памяти с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Исследование А.Н. Леонтьева. Тема 22. Исследования памяти в когнитивной психологии (16 час.) Общая характеристика когнитивной психологии. Модель памяти Н. Во и Д. Нормана: описание и эмпирическое обоснование. Модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина. Характеристика сенсорного регистра, кратковременной и долговременной памяти: методы и результаты исследований. Теория уровней обработки информации Ф. Крейка и Р. Локхарта: основные положения и эмпирическое обоснование. Тема 23. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания (16 час.) Определение внимания: основные проблемы, подходы и примеры. Основные феномены, виды и свойства внимания. Подход к развитию внимания с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Исследование А.Н. Леонтьева. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин). Исследование формирования внимания. Тема 24. Исследования внимания в когнитивной психологии (16 час.) Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Исследования К. Черри. Модели ранней селекции (Бродбент, Трейсман) и поздней селекции (Норман): их описание и эмпирические обоснования. Модель распределения ресурсов внимания (Канеман). Представление У. Найссера о внимании. Его экспериментальная критика моделей селекции и распределения ресурсов внимания. Тема 25. Психология воображения Воображение, его виды, функции и связи с другими психическими процессами. Развитие воображения. Воображение в научном, техническом и художественном творчестве. Методы стимуляции творчества.
  • Добавил в систему: Капустин Сергей Александрович

Преподавание курса


  • 13 сентября 2018 — 30 мая 2019 Скворцов Анатолий Анатольевич
  • МГУ имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра общей психологии
  • факультативная, семинары, 144 часов
  • Автор: Капустин С.А.
  • 17 сентября 2015 — 24 декабря 2015 Пузырей Андрей Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра общей психологии
  • обязательная, базовой части, семинары, 56 часов
  • Автор: Капустин С.А.
  • с 1 сентября 2004 Капустин Сергей Александрович
  • МГУ имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии
  • обязательная, базовой части, лекции, 192 часов
  • Автор: Капустин С.А.

Темперамент, характер, личность

Темперамент, характер, личность

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Понятие личности. Структура личности ………………………………………..5

Выводы по 1 главе …………………………………………………………………10

2. Психологические свойства личности:

темперамент и характер ……………………………………………………………11

2.1. Сущность темперамента  ………………………………………………………11

2.2. Характер в структуре  личности ………………………………………………17

2.3. Соотношение темперамента  и характера ……………………………………22

Выводы по 2 главе …………………………………………………………………24

Заключение …………………………………………………………………………26

Список использованной литературы ……………………………………………. .28

Введение

 

Актуальность исследования. Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В  природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще  раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку.

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности. В нашей работе мы рассмотрим влияние темперамента и характера на личность человека.

Методологической и теоретической основой исследования явились учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова; работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М.Русалова, В.С. Мерлина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Н.Д. Левитова, Б.Г.Ананьева, К.К. Платонова и др., посвященные вопросам темперамента и характера; А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,  Б.Г. Ананьев, Л.И.Анцыферова  и др. о проблеме личности.

Объект исследования – личность человека.

Предмет исследования – связь темперамента, характера и личности.

Цель исследования – изучение темперамента, характера, личности и их связи взаимосвязи.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и теоретическую литературу по изучаемому вопросу.

2. Раскрыть сущность понятия личности, темперамента, его особенностей, анализировать основные типы характера.

3. Изучить место и роль темперамента и характера в структуре личности и их взаимосвязь.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия личности. Структура личности

 

Слово «личность» первоначально  относилось к актерским маскам (в  древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих  лиц. Затем это слово стало  означать самого актера и его роль. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью  понимает конкретного человека, являющегося  представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями [ Егидес А. П., 2004].

 Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения [И.С. Кон, 1967].

Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе  [А.Н. Леонтьев, 1975].

Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении [В. А. Ганзен, 1984].

Личность — субъект общественного поведения и коммуникации [Б.Г. Ананьев, 2001].

Личность — человек как носитель сознания [К.К. Платонов, 1986].

Личность – это  качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни  человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек  вступает в отношения с другими  людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и формируется. При этом, по мнению С.Л. Рубинштейна «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [С.Л. Рубинштейн, 2000].

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Индивидуальность представляет собой системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. Наиболее полно понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.[Б.Г. Ананьев, 2001].

 Компонентами индивидуальности  являются свойства индивида (совокупность  природных свойств), личности (совокупности  отношений общественных, экономических,  политических, правовых и т. д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). В каждой из этих подструктур имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

 В психологии существует  несколько традиций понимания индивидуальности. Так, например, индивидуальность понимается как единичность, неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных черт. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Другая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными обстоятельствами его развития. Индивидуальность в этом смысле есть некоторое дополнение к личности как носителю существенных черт. Она определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей. Еще одна традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

Основу личности составляет ее психологическая структура. Психологическая  структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

В  психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение

личности.

 Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания не входят в ее состав как подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

 А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры  возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

 В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Более детальная и развернутая характеристика структуры личности, содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.

 К.К. Платонов выделил в личности 4 подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; 2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур; 3) особый для каждой из подструктур вид ее формирования; 4) объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, К.К. Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур.

 В этой картине  первая подструктура – это  направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура – опыт. Его составляющие — привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура – индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура — биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки [К.К. Платонов, 1986].

Выводы по 1 главе

 

Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие  личности относится к числу сложнейших.

 Личность является  одним из тех феноменов, которые  редко истолковываются одинаково разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Разные авторы имеют также свое видение того, что составляет  структуру личности. Ведущими компонентами структуры личности выступают психические свойства : направленность, характер, способности, и темперамент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Психологические свойства личности: темперамент и характер

2.1. Сущность темперамента

 

Личность человека неповторима. Нет  одинаковых людей. От рождения человек  обладает определенными, присущими  только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются  в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Характер и личность

Разделы

Психология личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269  
      Определение личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269  
     Концептуальная основа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271    
     Исторический фон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274  
     Подходы к личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Большая пятерка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276
Личность и характер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .295    
     Три вывода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,296  
     Тест личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300     
     Личность и Персона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301     

     «В этой и следующей главах мы попытаемся отделить характер от понятий личности и темперамента. Есть две причины, почему нам нужно это сделать. Первую мы затронули в предыдущей главе: потому что Большая Книга и 12 и 12 так и делают, и делают это весьма существенно в контексте того, как личность и темперамент могут стать потенциальными камнями преткновения в нашем инвентаре. Однако, как мы утверждали, их подход к этому вопросу, к сожалению, ошибочен. Они ошибочно смешивают эти три концепции, тем самым размывая то, что в противном случае они явно считают более фундаментальным понятием характера.

     Вторая причина заключается в том, что на практике, если не всегда в теории, темперамент и личность являются не просто дополнительными и взаимодополняющими, но альтернативными и часто конкурирующими понятиями по отношению к характеру. Они дают иное представление о человеческом бытии и поведении, о том, почему мы такие, какие мы есть, и делаем то, что делаем, и, следовательно, о том, как мы должны смотреть на самих себя. Более того, как мы заметили в главе 1, идея личности, в частности, оттеснила идею характера и стала доминирующей парадигмой в культуре. Это добавило путаницы в отношении того, что именно мы изучаем, когда проводим инвентаризацию.

Психология личности

Определение личности

     На первый взгляд связь между тремя понятиями кажется простой. Личность — это общий термин, который охватывает два других. Отражая это, в стандартном словаре личность определяется как совокупность человека и всего, что влияет на его или ее психологию, включая темперамент и характер. Словарь разбивает это определение на три части. Вот первые два: А. Совокупность качеств и черт, таких как характер или поведение, которые являются отличительными чертами конкретного человека. B. Совокупность черт характера, умственных, эмоциональных, темпераментных и поведенческих черт человека. 1 Такого рода всестороннее обобщение, вероятно, является причиной того, что Большая Книга и 12 и 12 заканчивают тем, что отождествляют личность с двумя другими понятиями, как отмечалось ранее.

     Вот третье определение словаря: C. Отличительные личные качества человека, особенно те уникальные характеристики, которые делают этого человека социально привлекательным. 2 Это, конечно, наиболее знакомое нам понимание личности. Это отражено в цитате из «Большой книги» из предыдущей главы об алкоголике, которому легко заводить друзей, потому что его личность такая «привлекательная». Такой человек, ну, представительный. Это так называемый экстраверт, которого считают общительным и описывают с учетом социально выгодных поведенческих признаков: веселый, дружелюбный, болтливый, общительный и т.д. Его черта, экстраверсия, считается одним из личностных факторов «Большой пятерки», что, возможно, является доминирующим подходом психологии личности к этому предмету, что мы еще будем обсуждать.

     Теоретически личность представляет собой широкую категорию, включающую отдельные компоненты темперамента и характера. Однако на практике, как изучается академической дисциплиной психологии личности и как преподается в среднем курсе психологии в колледже, мы имеем другую картину. Как правило, темперамент почти не упоминается, а когда этот термин используется, то в основном как синоним личности. В нем нет ничего концептуально отличительного. Что касается характера, то его обычно вообще не учитывают. Он может не заслуживать такой же высокой оценки, как второстепенная запись в указателе учебника (или в указателе популярных ресурсов, таких как, скажем, 9).0027 Психология для чайников ).

     Как поясняется в психологическом словаре, термин 3 был полностью заменен термином «личность», который сохраняет только первоначальное корневое значение персонажа — «отметка» или «черта». Всего за столетие оно было очищено от того фундаментального нравственного значения, которое оно приобрело за предшествующие 2500 лет. Отражая эти культурные изменения, учебник психологии личности для колледжа определяет личность как относящуюся к 9 чертам человека.0027 характерных паттернов мышления, эмоций и поведения вместе с лежащими в их основе психологическими механизмами. 4 Выделенный курсивом термин представляет собой все, что осталось от характера после того, что, как мы увидим, было явно редукционистским процессом.

     Вопрос в том, могут ли такие «характерные» паттерны исключать специфически моральные паттерны индивида, не лишая понятие его объяснительной силы. Действительно ли характер является необходимым компонентом личности, рассматриваемой в ее совокупности? Если да, то как это связано с ним? Как это связано с темпераментом? Какие значимые различия мы можем провести между тремя концепциями и какое отношение это имеет к Шагу 4 и нашей практике самоанализа?

. . .

     Мы можем извлечь уроки из психологии личности и Большой пятерки. Мы можем получить информацию и получить знания о важных врожденных склонностях, которые могут помочь нам в Шаге 4 и в процессе инвентаризации в целом. Но то, что д-р Силкуорт называет «силами добра», лежит за пределами простого знания, каким бы фактическим или научным оно ни было. Два наших текста подчеркивают это. Никакое самопознание не отрезвит нас — будь то знание нашей личности или нашего характера. Никакое количество ни того, ни другого не приведет к необходимым изменениям. Не сами по себе.

     «Если бы простого морального кодекса или более совершенной философии жизни было достаточно для преодоления алкоголизма, многие из нас давно бы выздоровели. Но мы обнаружили, что такие коды и философии не спасают нас, как бы мы ни старались. Мы могли хотеть быть нравственными, мы могли желать философского утешения, на самом деле, мы могли хотеть всего этого изо всех сил, но нужной силы не было. Наших человеческих ресурсов, движимых волей, было недостаточно; они полностью потерпели неудачу» (стр. 44–45). Моральная психология, о которой писал д-р Силкуорт, была одним из тех ресурсов, знанием «синтетического» типа, оторванным от реальности фундаментально духовной природы нашего бытия. Вот почему это не удалось.

     Хотя мы подчеркивали моральную природу нашей инвентаризации и стремились провести различие между характером и личностью, характер и мораль сами по себе ничего не дадут нам. Но, как предполагает 12 и 12 в отношении взаимосвязи между самоанализом, молитвой и медитацией, когда моральные и духовные принципы логически связаны и переплетаются в программе действия, результатом является прочная основа для жизни (стр. 98). Мы можем расти в духовном направлении и преодолевать ограничения нашей личности и, как мы увидим в следующей главе, нашего темперамента».

— Из Части III: Дефекты характера, Глава 14: Характер и личность, стр. 269–270, 303–304

Для получения дополнительных выдержек из PTP4, пожалуйста, нажмите на ссылку.

Генетика играет роль в чертах характера, связанных с академической успеваемостью, говорится в исследовании

ОСТИН, Техас. Черты характера, такие как настойчивость или желание учиться, сильно влияют на академическую успеваемость и частично связаны с генетикой, согласно психологии. учится в Техасском университете в Остине.

Хотя успехи в учебе зависят от когнитивных способностей, таких как логика и мышление, исследователи считают, что определенные черты личности и характера могут мотивировать и стимулировать обучение.

В исследовании, опубликованном в Journal of Personality and Social Psychology , доцент психологии UT в Остине Эллиот Такер-Дроб обнаружил, что генетические различия между людьми объясняют примерно половину различий в их характерах, а оставшаяся вариация характера была под влиянием факторов окружающей среды, возникающих за пределами дома и школы.

«До сих пор исследования предполагали, что воспитание детей и обучение в школе являются вероятными объяснениями характера, но наше исследование предполагает иное», — сказал Такер-Дроб, изучавший, как генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на характер и его связь с академическими достижениями, используя данные из 811 близнецов и тройняшек из третьего-восьмого классов.

Исследования близнецов, такие как Техасский проект близнецов Центра демографических исследований в Остине и Департамента психологии UT, сравнивают сходство однояйцевых и разнояйцевых близнецов для оценки генетического влияния на личность, интересы, школьные оценки и проблемы с поведением. Сравнивая братьев и сестер, исследователи узнали, что помимо того, что может быть генетически объяснено, различия в характере ребенка можно отнести к неразделяемым воздействиям окружающей среды, исключая опыт, общий для братьев и сестер, такой как воспитание детей и посещение одной школы.

«Как и в случае с интеллектом и личностью, генетика составляет значительную часть основы характера», — сказал Такер-Дроб, содиректор проекта «Техасские близнецы». Он и его коллеги изучили семь показателей характера, имеющих отношение к образованию, которые отражали трудовую этику, удовольствие или желание учиться, отношение к образованию и самооценку способностей. Исследователи также оценили, как параметры характера были связаны с чертами личности «большой пятерки» — открытостью, добросовестностью, экстраверсией, покладистостью и невротизмом, — которые использовались в прошлых исследованиях для прогнозирования успеваемости.

В ходе исследования генетика определяла 69 % общего характера человека, а 31 % изменчивости приходилось на влияние окружающей среды. Кроме того, каждый показатель характера был сильно коррелирован с открытостью и добросовестностью, которые на 48 и 57 процентов были наследственными соответственно.

Показатели характера, способствующие интеллектуальной любознательности, такие как интеллектуальная самооценка, были в большей степени связаны с открытостью, которая демонстрировала значительную связь с успеваемостью; те, кто представляет трудовую этику, например упорство, больше ассоциировались с добросовестностью, которая скромно коррелировала с академической успеваемостью.

«Это может указывать на то, что аспекты характера, связанные с интересом и желанием учиться, могут быть более сильными факторами академической успеваемости, чем аспекты характера, связанные с усердием и трудолюбием», — сказал Такер-Дроб, отметив, что гены одним из способов влияют на академические успехи. достижение заключается в воздействии на аспекты характера, имеющие отношение к обучению.

Поскольку не было обнаружено, что характер систематически связан с семейным окружением, «программы по улучшению характера должны быть творческими», — сказала соавтор и доцент психологии Пейдж Харден, содиректор проекта Texas Twin Project.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *