Соотношение понятий характер темперамент личность: Соотношение понятий «темперамент» и «характер»

Содержание

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер: Psychology OnLine.Net

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер
Добавлено Psychology OnLine.Net
4.04.2009

Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами.

Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1) отождествление темперамента и характера, 2) противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, 3) признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера.

Выразителями первого рода мнений можно назвать Ружицкого и Кречмера.

Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествлял его с характером личности. Высокие социальные качества он отбрасывает совсем и характер, личность сводит к элементарным конституциональным биологическим особенностям.

Конечно, в психологической литературе показаны биологические ошибки Кречмера и его несостоятельность.

Точка зрения второго рода выражена психологами Викторовым и Вирениусом…

П. Викторов пишет, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, в то время как характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции.

Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит проявление врожденной реакции. Отсюда Викторов делает вывод, что «характер и темперамент являются как бы антагонистами друг другу» [1, с. 11].

Из советских психологов отчасти приближается к этой позиции Н. Д. Левитов, который считает, что темперамент не входит в характер и что этот последний находится в антагонистических отношениях с темпераментом и что развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т.

п. Личность как бы, раздваивается, и отдельные ее свойства как бы противопоставляются. При этом характер «может входить в конфликт с темпераментом» [3].

Ошибка сторонников этой теории состоит в том, что, намечая две ступени развития личности или две основы личности, они только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

Выразители третьего рода теорий (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.) рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие самого характера как изменяющейся категории.

Наконец, сторонники четвертого взгляда по взаимоотношениям темперамента и характера (Румянцев, Л. С. Выготский, Е. П. Ересь, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности.

Так, Л. С. Выготский считал, что «темперамент есть наличная предпосылка и характер — конечный результат воспитательного процесса» [2].

С. Л. Рубинштейн указывает, что темперамент образует «основу свойств характера» [7].

Однако ни представления о темпераменте, ни его генетическая связь с характером не были ясны до создания И. П. Павловым учения о высшей нервной деятельности.

Как видно из приведенных ссылок, темперамент сводится упомянутыми психологами к сфере чувств, и главным образом к двум их качествам — силе и быстроте. Такое понимание темперамента не вполне совпадает с павловским учением о типах нервной деятельности и темпераментах.

Многие советские психологи [6, с. 428] связывают темперамент «прежде всего с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Аналогичное понимание мы находим в «Психологии» Б. М. Теплова [8, с. 39]. По его мнению, тип, темперамент проявляются: 1) в эмоциональной возбудимости; 2) в сильном выражении чувствования; 3) в быстроте движений.

В действительности же основной тип нервной деятельности, темперамент сказываются на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых и прочих процессов.

Темперамент, в павловском понимании, есть не что иное, как наиболее общая характеристика высшей нервной деятельности, выражающая основные природные свойства нервной деятельности.

Холерический темперамент представляет собой сильный неуравновешенный и явно боевой тип, легко и скоро раздражающийся. У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. И. П. Павлов так объясняет это: «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [5, т. II].

Сангвинический темперамент характеризует сильный, уравновешенный, подвижный тип. «Сангвиник,— по характеристике И. П. Павлова,— горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение, когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым» [4, с. 300]. Для сангвиника характерны подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности при встрече с новыми для него людьми, несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; из-за этого он не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься чем-нибудь, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости, если оно имеет будничный характер.

У сангвиника чувства легко возникают, легко и сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа отражаются также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

Учитывая наличие у сангвиника наилучших показателей по всем трем основным свойствам нервных процессов — силе, уравновешенности и подвижности, И. П. Павлов этот тип нервной деятельности считает наиболее совершенным.

Флегматичный темперамент относится к сильному уравновешенному инертному типу. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [4, с. 299]. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже при трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдержаться. Жизненные впечатления, обучение и воспитание оказывают свое влияние на темперамент, изменяют его. Организуя определенным образом жизнь личности, можно качественным образом изменить тонус, динамику и уравновешенность поведения.

Флегматик, рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Флегматику, как говорит И. П. Павлов, «свойствен в известной мере аутизм, но это не аутизм меланхолика. Аутизм здесь — желание экономить силы, попусту не растрачивать силы».

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет в то же время и положительное значение, содействует основательности и постоянству личности.

«Меланхолический темперамент,— как пишет И. П. Павлов,— характеризуется слабостью, это явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» [5, т. I, с. 191]. И. П. Павлов называет меланхолика аутичным типом и объясняет его аутизм тем, что у него возникает страх перед новой обстановкой, она его тормозит [5, т. 1, с. 191].

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

Хотя темперамент, конечно, не может определять отношений личности, ее стремлений и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения, характера человека. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности — постепенно ткут узоры. Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство — характер, о котором И. П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.

Отношения личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие для того, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными и государственными требованиями.

Таким образом, изолированно рассматривать темперамент и тем более возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой.

Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Литература


  1. Викторов П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып. 1. М., 1887.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. 2-е. М.
  3. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952.
  4. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт. М., 1951.
  5. Павловские среды, т. I, П. М.; Л., 1949.
  6. Психология. Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. М., 1948.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946.
  8. Теплое Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М.; Л., 1951.

Характер личность общее и различное в этих понятия


Содержание
Введение
1. Определения характера и личности. соотнесение понятий характера и личности
2. Общее понятие о характере. характер как один из компонентов личности
3. Физиологическая основа характера
4. Направленность и воля как компоненты характера
5. Черты характера
6. Строение характера как целого
7. Формирование и развитие характера
8. Проявление характера
9. Методы и источники познания харатера
10. Единство индивидуальных и типичных черт в характере человека
11. Классификация и типология характеров
Заключение
Литература

Введение.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Познавая тайны мироздания и законы общественного развития, проникая в бескрайние дали космоса и загадочные недра земли, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе вопрос: «Кто же ты, человек?» Вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей. Девиз «познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма ещё в V веке до нашей эры в Греции.
Астрология, теология, философия, психология, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
Изучение природы характера, его строения и структуры, как мне кажется, может помочь в этом нелёгком деле — познании самого себя. Самопознание необходимо для самовоспитания. Стать лучше, не зная, что ты собой представляешь, на что способен, невозможно. Мне вспоминается одна восточная поговорка: «Посеешь характер — пожнёшь судьбу». Я думаю, в этой фразе заложен глубокий смысл. Кому же не хочется иметь хорошую судьбу? Каждый человек хочет быть счастливым. А для этого нужно работать над собой, воспитывать в себе положительные качества, искоренять имеющиеся недостатки, преодолевать трудности, закаляя волю и вырабатывая характер. Нелёгок путь человека к себе…
1. Определения характера и личности соотнесение понятий характера и личности.
Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний.
Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Существуют определённые трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность».
В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
В психологии по-разному подходят к определению характера (см. приложение). К примеру, по определению А.В.Петровского, характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Какие определения понятия «личность» даются в психологии? Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге «Личность» привёл около пятидесяти определений личности. А вообще их существует более шестидесяти. Целесообразно привести некоторые из них, так как до сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.
Личность — динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания. (Г.В. Олпорт).
Личность — более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее единственную индивидуальную адаптацию к среде. (Г.Ю. Айзенк).
Личность — определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. (А.В. Петровский)
Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов).
Чтобы избежать смешения понятий характера и личности, следует дать более узкое толкование характера. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы, в случае темперамента, применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).
Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего, обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».
Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.
Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.
Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одарённость часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, — интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».
Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.
Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
2. Общее понятие о характере. характер как один из компонентов личности.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. Характер — это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения.
В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность.
Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера.
Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.
Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.
Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека.
Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их.
Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности.
Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.
Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
3. Физиологическая основа характера.
Для понимания физиологической основы характера необходимо обратиться к работам И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, а особенно к его учению о свойствах и типах нервной системы. В своих работах он сближал понятие нервной системы с понятием темперамента.
В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:
а) силу основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;
б) уравновешенность возбуждения и торможения;
в) подвижность этих процессов.
Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она, прежде всего, выражается в способности «выносить» сильные раздражители. Слабая нервная система, когда на нее действуют очень сильные раздражители, истощается и дает неврозы.
Работоспособность сильной нервной системы выражается в легкости установления условных связей при сверхсильных раздражителях.
Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа, сангвиникам и холерикам, как типам сильным.
Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов. Он различал два крайних типа: возбудимый и тормозной и два центральных, уравновешенных. По принципу уравновешенности процессов возбуждения и торможения среди сильных типов выделятся в качестве неуравновешенного холерик.
Хотя слабый тип нервной системы отличается слабостью обоих процессов — как возбуждения, так и торможения, однако и на этом уровне встречаются типы уравновешенные и неуравновешенные.
Третий принцип типологии нервной системы — ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу, особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического типа.
В свете последних исследований многих психологов надо отказаться от каких-либо попыток сравнивать темперамент как психическое свойство личности с типом нервной деятельности или нервной системы.
То, что тип нервной системы — физиологическая основа темперамента, и при том однозначная, то есть, что темперамент физиологически зависит от типа нервной системы, не означает приравнивания темперамента к свойствам этого типа — темперамент характеризуется своими психологическими чертами.
Помимо того, тип нервной системы лежит в основе не только темперамента, но и других психических свойств личности, а также психических процессов и состояний. Таким образом, говоря о физиологической основе характера, следует говорить не о темпераменте, который не является физиологической категорией, а о типе нервной системы.
Павлов признает, что многое в его учении о типах нервной системы требует дополнительных исследований. Признавая все значение учения Павлова о свойствах и типах нервной системы, не следует слепо следовать этому учению — надо творчески развивать его, внося существенные коррективы, а иногда и пересматривая проблематику этого учения.
Тип, по Павлову, «основная характеристика» нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер.
Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером — прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания.
Таким образом, тип нервной системы является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П.Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными» силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации.
Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды……

Құрметті оқырман! Файлдарды күтпестен жүктеу үшін біздің сайтта тіркелуге кеңес береміз! Тіркелгеннен кейін сіз біздің сайттан файлдарды жүктеп қана қоймай, сайтқа ақпарат қоса аласыз! Сайтқа қосылыңыз, өкінбейсіз! Тіркелу

Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!

Кейінірек оқу үшін сақтап қойыңыз:

Қарап көріңіз 👇

Алекситимия и темпераментно-характеристическая модель личности | Психотерапия и психосоматика

Skip Nav Destination

Исследовательские статьи| 13 августа 2001 г.

Х. Дж. Грабе;

К. Спитцер;

HJ Freyberger

Psychother Psychosom (2001) 70 (5): 261–267.

https://doi.org/10.1159/000056264

История статьи

Опубликовано в Интернете:

13 августа 2001 г.

Инструменты работы с содержимым

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Цитата

Х. Дж. Грабе, К. Спитцер, Х. Дж. Фрейбергер; Алекситимия и темпераментно-характерная модель личности. Psychother Psychosom 1 октября 2001 г.; 70 (5): 261–267. https://doi.org/10.1159/000056264

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Цель: В нашем исследовании мы изучили ассоциации между алекситимией (Торонтоская шкала алекситимии 20, TAS-20) и измерениями и субшкалами теоретически обоснованной и эмпирически подтвержденной психобиологической модели личности Клонингера, чтобы дополнительно прояснить взаимосвязь между алекситимией и личностными чертами. . Методы: стационарных и амбулаторных психиатрических больных (n = 254) были исследованы с помощью TAS-20, Опросника темперамента и характера (TCI) и контрольного списка симптомов SCL-90-R для контроля тяжести текущей психопатологии. Были проведены корреляционный и регрессионный анализы. Результаты: Регрессионный анализ выявил параметры TCI: низкую самонаправленность (SD), низкую зависимость от вознаграждения (RD) и в незначительной степени избегание вреда (HA) как независимые предикторы алекситимии. На уровне подшкал предикторами алекситимии были межличностная отстраненность (RD3), низкая находчивость (SD3), низкая ответственность и обвинение (SD1) и застенчивость с незнакомцами (HA3). Степень объясненной дисперсии показателей TAS-20 параметрами и подшкалами TCI варьировалась от 43 до 45%, тогда как включение индекса общей тяжести в регрессионные модели объясняло дополнительные 5% дисперсии. Выводы: Алекситимия лучше всего объясняется смешением различных измерений и субшкал психобиологической модели личности Клонингера. Однако алекситимия лишь частично охвачена современными представлениями о личности, и для более широкого понимания алекситимии необходимо выявить дополнительные психологические и биологические факторы.

Ключевые слова:

Алекситимия, Торонто по шкале алекситимии 20, Инвентарь темперамента и характера, Личность, Конструктивная валидность

В настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Цифровая версия

Аренда

Эта статья также доступна для проката через DeepDyve.

Темперамент, характер и воспринимаемое родительское воспитание у здоровых взрослых: два взаимосвязанных понятия?

Поведение родителей при воспитании: стабильность отчетов с течением времени и отношение к навыкам межличностного общения взрослых

    Х. Уайнфилд, Р. Голдни, М. Тиггеманн, А. Уайнфилд сын, Lindstrom, von Knorring, & Perris, 1980) — это мера, с помощью которой взрослые сообщают о поведении своих родителей в воспитании детей. Форма из 27 пунктов, полученная по фактору…

    Генетическая и средовая структура Трехмерного опросника личности: три или четыре измерения темперамента?

      M. Stallings, J. Hewitt, C. Robert Cloninger, A. Heath, L. Eaves

      Psychology

      Журнал личности и социальной психологии

    • 1996
    пересмотренная 4-факторная модель Клонингера показала 4-факторную модель. была определена исходная модель и исследована конвергентная и дискриминантная достоверность параметров Клонингера по сравнению с параметрами личности, предложенными Х. Дж. Айзенком и Дж. Греем.

    Анализ усыновления родителями-потомками и братьями и сестрами родительских оценок темперамента в младенчестве и детстве.

      R. Plomin, H. Coon, G. Carey, J. Defries, D. Fulker

      Psychology

      Journal of Personality

    • 1991

    Первым шагом к пониманию этиологии личности является исследование относительного влияния генетические факторы и факторы окружающей среды с использованием близнецов и планов усыновления. Близнецовые исследования младенцев и…

    Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полнородных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер.

      К. Саудино, С. Макгуайр, Д. Рейсс, Э. Хетерингтон, Р. Пломин

      Психология

      Журнал психологии личности и социальной психологии

    • 1995

    Для изучения генетического вклада в личность использовался план близнецов/семей; оценить, дают ли близнецы и неблизнецы разные генетические результаты; и проверить наличие контраста…

    Психобиологическая модель темперамента и характера.

      C. R. Cloninger, D. Svrakic, T. Przybeck

      Психология

      Архив общей психиатрии

    • 1993
    Психобиологическая модель структуры и развития личности, учитывающая аспекты как темперамента, так и характера, впервые описана для трех аспектов характера, которые созревают во взрослом возрасте и влияют на личную и социальную эффективность путем понимания представления о себе.

    Проверка модели генетической структуры личности: сравнение систем личности Клонингера и Айзенка.

      А. Хит, К. Роберт Клонингер, Н. Мартин

      Психология

      Журнал психологии личности и социальной психологии

    • 1994
    Генетический анализ данных 2680 взрослых австралийских пар близнецов продемонстрировал значительный генетический вклад в вариации показателей по шкалам Избегания вреда, Поиска нового и Зависимости от вознаграждения Трехмерной личности Клонингера. Опросник, демонстрирующий каждый, дает неполное описание структуры наследственных личностных различий.

    Расстройство темперамента, характера и личности при нервной булимии

      К. Булик, П. Салливан, П. Джойс, Ф. Картер

      Психология

      Журнал нервных и психических заболеваний

    • 1995
    Низкие показатели самонаправленности были связаны с заметно повышенной вероятностью расстройства личности , а наличие расстройства личности было связано с более выраженными депрессивными симптомами, ухудшением общего функционирования, использованием слабительных средств, большей неудовлетворенностью своим телом, более высоким уровнем избегания вреда и меньшей самонаправленностью.

    Генетические вопросы для изучения окружающей среды. Дифференциальное воспитание и психопатология в подростковом возрасте.

      D. Reiss, E. Hetherington, T. Law

      Психология, медицина

      Архив общей психиатрии

    • 1995
    поведение родителей, направленное на брата и сестру, может иметь защитный эффект для подростков, явление «родственной баррикады».

    Темперамент и раннее окружение влияют на сопутствующие заболевания и расстройства личности при большой депрессии.

      R. Mulder, P. Joyce, C. Robert Cloninger

      Психология

      Комплексная психиатрия

    • 1994

    Воспитание и психопатология

      C. Perris, W. Arrind Элл, М. Эйземанн, Д. М. Андерсон, У. Дж. Лиддон

      Психология

      Журнал когнитивной психотерапии

    • 1996

    Связь негативного воспитания с патологическим воспитанием и психопатологией C.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *