Какие функции выполняет язык? Как они отражаются в структуре коммуникативного акта? ( 6 факторов 6 функций) — Студопедия
Поделись с друзьями:
По Вендиной:
Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности т.е. определенными функциями.
Среди этих функций важнейшими двумя являются:
1) коммуникативная (быть средством человеческого общения) с ее производными: контакто устанавливающая функция (формулы приветствия или прощания), апеллятивная функция (функция призывы, побуждения к действию), конативная функция (функция усвоения информации адресатом,связанная с сопереживанием), волюнтативная функция (функция воздействия, связанная с волеизъявлением говорящего), эпистемическая функция (функция хранения и передачи знаний и действительности, традиций культуры, истории народа, национального самосознания).
2) Когнитивная функция (т.е гносеологическая, познавательная функция., быть средством получения новых знаний о действительности). Эта функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека. Производными этой функции являются аксиологическая функция (функция оценки), номинативная функция (функция назыания). Также познавательная функция тесно связана с предикативной функцией (функция соотнесения информации с действительностью). Познавая действительность, человек по разному ее конструирует так например эскимосы -20 названий льда, арабы- множество наименования верблюдов).
Выделяют также:
эмоциональную или экспрессивную функцию (быть средством выражения чувств и эмоций человека, выражение отношения к т ому, что говорит тебе человек)
эстетическую
поэтическую (направленную больше на форму выражения чем на само сообщение)
метаязыковую (металингвистическую, быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка, истолкования языковых фактов)
Якобсон также выделяет фатическую функцию, ориентированную на контакт. Важна не передача информации, а поддержание контакта.
Функции языка по Якобсону.
Коммуникативный акт обусловлен 6 факторами,у каждого из кот. свои функции
1)отправитель(адресант) — эмотивная (она состоит из эмоций, образов, оценок)
2)получатель(адресат) — конативная
3)сообщение-информативная
4)код-внутриязыковая (она же метосимеотическая)
5)контекст-когнитивная (знание)
6)контакт-фатическая (т.е.поддерживать контакт)
Я. выделяет следующие функции: эмотивная (экспрессивная), конативная (=апелятивная), фатическая, референтивная (коммуникативная), метаязыковая, поэтическая.
1) Эмотивная функция сосредоточена на адресанте и имеет своей целью прямое выражение говорящего к тому, о чем он говорит. «Она связана со стремлением произвести впечатление определенных эмоций у реципиента» – неважно, идет ли речь о подлинных или притворных чувствах. Чисто эмотивный слой языка представлен междометиями. Эта функция окрашивает все высказывания в определенную тональность. По сравнению с референтным языком эмотивный язык, первым делом выполняющий экспрессивную функцию, обычно более близок к поэтическому языку (который нацелен именно на знак как таковой).
2) Конативная (апелятивная, или усвоения) функция ориентирована на адресата. Она находит свое грамматическое выражение в звательной форме и повелительном наклонении. Эти элементы сообщения не могут быть истинными или ложными.
3) Фатическая функция; с помощью нее устанавливается, продолжать или прервать коммуникацию, т.е. проверяется, работает ли канал, установлена ли связь с реципиентом. Осуществляется она через обмен риторическими формулировками, единственная функция которых — поддерживать коммуникацию.
4) Метаязыковая функция (или функция толкования) преследует цель установления тождества высказывания. Необходимо ввести различие между двумя уровнями языка: «объектным языком», на котором говорят о внешнем мире, и «метаязыком», на котором говорят о самом языке. Метаязык играет очень важную роль не только для лингвистов и для науки в целом, но и в нашем повседневном языке. Мы пользуемся метаязыком, не осознавая метаязыкового характера наших операций (например, «Вы говорите по-русски?» или «Вы понимаете, о чем я говорю»).
5) Поэтическая функция языка – сосредоточение, направленность внимания на сообщение ради него самого (а не ради референта, контакта или адресата). Основное внимание к форме выражения,а не к самому сообщению,референту,адресату или контакту.
6) Референтивная или коммуникативная — соотносится с предметом, о котором идет речь. Эта функция завязана на отношении сообщения к референту или контексту.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Функции языка. Что это значит?
Язык — это стройная система знаков, в которой соотносятся звучание, написание и смысловое содержание.
Изучением непосредственно языка занимается наука, которая называется лингвистикой или языкознанием. Особенности знаков изучает семиотика. Каким образом структура языка влияет на мышление, устанавливает психолингвистика.
Язык любой общности — очень неоднородное, крайне сложное, многофункциональное явление. О коммуникативной функции языка слышали все, но кроме нее существует еще длинный ряд других назначений. Попробуем рассмотреть их.
- Коммуникативная функция подразумевает, что язык необходим для общения, передачи информации.
- Мыслеформирущая (мыслительная, когнитивная) функция теснейшим образом связана с коммуникацией. Именно коммуникативное назначение лежит в основе мыслительной функции языка, обуславливает ее. Очень точный пример когнитивной роли языка приводит в своей работе Б.Норман. Он цитирует фразу маленькой девочки, которая говорит, что она не знает, о чем думает, пока не произнесет это вслух.
- Аккумулятивная или познавательная функция помогает накапливать знания, а потом передавать их дальше, другим людям и поколениям. Многие люди ни разу не были на Луне, но благодаря знаниям людей, побывавших там, мы хорошо представляем и лунные пейзажи, и особенности передвижения в этом месте.
Кроме этого когнитивная функция формирует внутренний мир человека, помогает создавать и усваивать понятия, которые образуются в результате его практической деятельности.
- Номинативная функция еще может быть названа «верой человека в названия». Это значит, что услышав слово «стол», мы представим себе разные предметы. Однако у всех них будут существенные признаки, которые и позволят отнести предмет к категории «стол», не «шкаф» или любой другой. Такая способность вычленять общее и называть предметы тесно связана с когнитивной функцией.
- Эмоционально-экспрессивное назначение языка позволяет передавать свои эмоции при помощи слов. Эту способность называют «эмотивная функция языка». Ее цель — осуществление эмоциональной коммуникации людей. Сравните окраску слов, имеющих значение «большой»: огромный, здоровый, гигантский. Эта функция использует особую семантику, отдельные междометия, способные передать сиюминутные эмоции.
- Очень важна фатическая функция языка. Она неразрывно связана с его регулятивной функцией, направленной на создание, развитие и урегулирование отношений в микроколлективах. При помощи фатической функции собеседник устанавливает контакт, обращает на себя внимание, а потом, используя регулятивную функцию, продолжает контакт. Рядом с ними находится конативная функция, при помощи которой язык ориентируется на адресата.
- При помощи волюнтативной функции языка один человек может воздействовать на другого.
- Идеологическая функция помогает при помощи языка как системы влиять на идеологию. Например, ирландский язык используется не для общения, а для поддержания своей государственности, выступая в роли символа.
- При помощи метаязыковой функции язык как система и явление анализируются средствами самого языка.
- Используя репрезентативную функцию люди передают информацию.
- Сфера творчества позволяет реализовать эстетическую направленность языка.
- Аксиологическая функция означает, что при помощи языка человек способен создавать оценочные суждения, отделять понятия «плохо» и «хорошо».
- Референтная функция языка значит, что он является средством накопления человеческого опыта
- Омадативная функция помогает создавать реальность и контролировать ее.
Все функции языка связаны и переплетены друг с другом, взаимозависимы и неразрывны.
«Познавательные преимущества изучения языка» за две минуты
к Бенджамин Кулка
29 мая 2019 г.
Изучение языка открывает новые миры, позволяет нам знакомиться с широким кругом идей, народов и культур — и даже, по слухам, делает нас более привлекательными. Но увеличивает ли это нашу способность приобретать новые знания, рассуждать, понимать эмоции других людей, наше творчество или нашу память — короче говоря, наши познавательные способности? В рамках проекта, финансируемого Британской академией под руководством профессора Бенси Уолл FBA и профессора Ли Вей, проводится обзор академической доказательной базы когнитивных, академических и возрастных преимуществ изучения языка на любом уровне беглости — в отличие от двуязычия.
Когнитивные способности- Существует множество исследований, подтверждающих связь между двуязычием и когнитивной гибкостью (отражаемой в способности переключать языки). Однако доказательства взаимосвязи между умственной способностью контролировать наше поведение и изучением языка сложны и противоречивы. Изучение нового языка посредством иммерсивного процесса действительно улучшает такие функции, как внимание и умственная активность.
- Было показано, что люди, говорящие на других языках, часто проявляют больше сочувствия и глобального мышления. Исследователи зафиксировали ощущение, которое испытывают некоторые из них, когда говорят на своем втором языке. Однако мы не можем быть уверены, что вызывает что. Люди с глобальным мышлением с большей вероятностью захотят выучить язык и с большей вероятностью преуспеют в нем, или же интерес и открытость к другим культурам являются результатом изучения языка?
- Напротив, существуют убедительные доказательства положительного влияния изучения языка на креативность в использовании языка. Беглость, оригинальность и творческая гибкость улучшаются на первом языке при изучении второго языка. Это может быть связано с когнитивными практиками, связанными с изучением нового языка, такими как готовность и приспособляемость к изменениям, необходимыми для переключения языка, или с тщательной практикой и изучением, связанными с изучением языка, но нам нужны дополнительные исследования, чтобы понять, как это зависит от возраста и пола, а также стратегии обучения.
- Доказательства влияния изучения языка на академическую успеваемость более очевидны. Около 90% исследований, изучающих влияние изучения языка на успеваемость по другим предметам школьной программы, сообщают о положительном влиянии на изучение английского языка, грамотность, математику и естественные науки. Похоже, это относится к изучающим язык из разных стран, с разными языковыми комбинациями и с разным социально-экономическим положением.
- Учащиеся, изучающие два языка, могут поначалу отставать от своих одноязычных сверстников в успеваемости, но они догоняют и демонстрируют наибольшую пользу в учебной программе после нескольких лет погружения в изучение языка. Учащиеся из числа языковых меньшинств, как правило, лучше успевают по английскому чтению и математике, если продолжают изучать и развивать свой родной язык. Например, учащиеся, которые продолжали изучать свой родной язык, испанский, в своей школе в Соединенных Штатах, быстрее успевали по английскому языку и математике, чем их сверстники, у которых не было курсов с погружением в испанский язык.
- Однако очень немногие из этих исследований взаимосвязи между академической успеваемостью и изучением языка проводились с участием лиц, чей родной язык английский, или проводились в контексте Великобритании. Это требует дальнейшего изучения, прежде чем давать рекомендации по изменению политики.
- Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте является серьезной проблемой для общества. Программы изучения языка, предназначенные для пожилых людей, могут быть оптимальным решением для наращивания когнитивного резерва, потому что изучение языка задействует обширную сеть мозга, которая, как известно, пересекается с областями, негативно затронутыми процессом старения. Однако в нашем отчете освещаются более поздние исследования, которые ставят под сомнение силу связи между двуязычием и профилактикой деменции.
Для Британской академии этот проект обеспечивает важную доказательную базу для демонстрации конкретных преимуществ изучения языка в терминах, которые будут понятны родителям и политикам. Опрос, проведенный в рамках проекта, показал, что общественное мнение о ценности изучения языка очень положительное – это прочная основа для начала решения проблемы продолжающегося сокращения числа людей, получающих языковую квалификацию в школах и высших учебных заведениях.
Проект «Когнитивные преимущества изучения языка» возглавляли профессор Бенси Уолл, FBA, , факультет наук о мозге, Университетский колледж Лондона, и профессор Ли Вэй, Институт образования Университетского колледжа Лондона.
Бенджамин Кулка — советник по вопросам политики (HE & Skills) в Британской академии.
Комментарии
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев, созданных с помощью Disqus.Похожие блоги
«Будущее корпорации» за две минуты
«Формирование десятилетия COVID», объяснение за две минуты
Изучение иностранного языка — это больше, чем просто проживание за границей
Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте
Как изучение нового языка меняет ваш мозг
Люди изучают новый язык по самым разным причинам — чтобы работать или учиться в другой стране, переехать за границу или просто для удовольствия. Независимо от мотивации, многие студенты считают, что опыт изучения нового языка обогащает их жизнь. Но знаете ли вы также, что язык меняет ваш мозг на физическом уровне?
Многочисленные исследования показали, как изучение нового языка в разном возрасте может повлиять на работу вашего мозга. Давайте посмотрим, как изучение второго языка влияет на ваш мозг.
Неврологический подход к изучению языков Они стремятся понять, как свободное владение двумя языками влияет на людей на когнитивном уровне. А с появлением технологии МРТ исследователи теперь могут видеть на очень визуальном уровне различия между одноязычным и двуязычным мозгом.
Мозг каждого человека состоит из нейронов, которые имеют клеточное тело, и дендритов, которые являются соединениями между нейронами. Это то, что мы называем «серым веществом».
У двуязычных людей больше таких нейронов и дендритов по сравнению с людьми, говорящими только на одном языке. Это означает, что их серое вещество более плотное.
Билингвизм влияет и на белое вещество – систему нервных волокон, соединяющих все четыре доли головного мозга. Эта система координирует связь между различными областями мозга, помогая вашему мозгу учиться и функционировать.
Взрослые двуязычные имеют повышенную целостность белого вещества по сравнению со взрослыми, говорящими только на одном языке. Их второй языковой опыт фактически увеличивает резервы их мозга.
А как насчет людей, которые изучают язык позже?
Учащиеся, изучающие второй язык в более позднем возрасте, могут извлечь пользу из некоторых неврологических изменений, происходящих с носителями второго языка, независимо от того, на каком уровне они находятся. Получение нового опыта (новизны) является важным фактором формирования новых связей в мозгу и укрепления связей нервной системы. Эти связи и связи поддерживаются регулярной практикой.
Изучение нового языка сочетает новизну с практикой. Например, учащиеся изучают новые слова и грамматические конструкции и тратят время на повторение и развитие своих предыдущих знаний в рамках учебного процесса.
Эта комбинация является одной из причин того, что изучение языка является такой эффективной тренировкой мозга и защищает учащихся старшего возраста от слабоумия и других дегенеративных неврологических состояний.
Но каждый может извлечь пользу из изучения языка. Возможно, это одно из самых сложных умственных действий, которое вы можете выполнять. Итак, это мощный способ тренировать свой мозг.
Как изучение языка улучшает другие навыки
Учитывая измеримое влияние изучения языка на мозг, неудивительно, что эти физические изменения сопровождаются улучшением некоторых других навыков, таких как общение, творчество, память и концентрация.
- Улучшение академической успеваемости
В метаанализе 20 исследований изучения языка и его влияния на академическую успеваемость большинство исследований (90%) показали, что изучающие язык лучше успевают по целому ряду академических предметов, чем студенты, не изучающие второй язык.
Изучение другого языка также повышает грамотность учащихся, что дает учащимся преимущество в основных школьных предметах, таких как математика и естествознание.- Улучшение концентрации
Всего одна неделя изучения нового языка положительно влияет на уровень бдительности и концентрации учащихся. Это улучшение поддерживалось при непрерывном изучении языка не менее пяти часов в неделю.
Более того, это исследование охватило учащихся в возрасте от 18 до 78 лет, и улучшение концентрации внимания было отмечено во всех возрастных группах. Таким образом, изучение нового языка повысит концентрацию учащихся, независимо от их возраста.
- Более мощная память
Изучение языка включает в себя навыки запоминания (изучение новых слов и правил), а также припоминание (производство новых языковых действий в классе). Поэтому неудивительно, что у людей, регулярно использующих второй язык, более сильная память.
На самом деле, исследования показывают, что люди, говорящие на втором языке, регулярно лучше справляются с тестами памяти, чем люди, говорящие на одном языке. Не имеет значения, изучали ли они язык в детстве или во взрослом возрасте. Более того, изучение языка улучшает как кратковременную, так и долговременную память,
- Более сильные коммуникативные навыки
Ранние исследования изучения языка обнаружили доказательства того, что оно повышает эмпатию учащихся. Более поздние исследования показали, что эмпатия является ключевой чертой успеха в изучении второго языка.
Знание второго языка может помочь учащимся улучшить способность смотреть на вещи с другой точки зрения. В свою очередь, это может положительно сказаться на их коммуникативных навыках.
Кроме того, практика академических навыков, связанных с изучением языка, таких как активное слушание, может улучшить коммуникативные навыки учащихся в их повседневной жизни.