Соотношение понятий психика и сознание: Психика и сознание — Психологос

какое понятие шире, чем различаются, в чем сложность изучения

Содержание:

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Содержание

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Психика и сознание в психологии

Определение

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

С философской точки зрения считается, что психика — это свойство людей и животных отражать объективный мир в его связях и отношениях. Однако психика людей имеет качественно более высокий уровень, это «субъективный образ объективного мира». И главное отличие психики человека от психики животного — это наличие сознания, особенно самосознания.

Определение

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика. Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования.

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты.

Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

  • знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта. В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
  • выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  • планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность. Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
  • проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

  1. Отражение.
  2. Регулирование.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения. Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

  • активно: всегда подвергает обработке поступающую информацию;
  • субъективно: всегда принадлежит какому-либо субъекту;
  • избирательно: всегда связано с конкретными необходимостями, потребностями и условиями.

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

  • дает возможность воспринимать окружающий мир без искажений;
  • совершенствует и углубляет психический образ в результате активной психической практики человека;
  • обеспечивает выбор поведения и вид занятий;
  • имеет индивидуальный тип, так как преломляется через особенности персоны;
  • носит опережающий характер.

Психика человека состоит из трех групп явлений:

  • психические процессы — познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные;
  • психические состояния — творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс;
  • психические свойства человека — темперамент, способности, характер.

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

  1. Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям.
  2. Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное.
  3. Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого.
  4. Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор.
  5. Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет.
  6. Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма.
  7. Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Примечание

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

  • на более высоком уровне их развития;
  • на более высоком уровне связи между ними.

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

  • выделение объекта из среды;
  • соотнесение этого объекта с другими;
  • соотнесение объекта с самим субъектом.

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

  1. Существующие различные направления психологии во главу угла ставят те или иные проявления психической сферы человека и соответственно с этим выстраивают собственную теоретическую основу и методы исследования.
  2. Экспериментально доказанные связи психических явлений с деятельностью головного мозга, в отличие от физиологических процессов, недоступны прямому наблюдению и фиксации. Пример: новейшая аппаратура не предоставляет возможности увидеть мысли и чувства в головном мозге, выявить качественные характеристики решения мыслительных задач.
  3. Психические процессы принадлежат субъекту, но описываются в терминах внешнего мира. Пример: восприятие осуществляется рецепторами головного мозга, но субъект рассказывает о восприятии характеристиками воспринимаемого объекта (типа пейзажа, здания и т. п.), а не описанием происходящего в центральной нервной системе.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

Общие методологические проблемы клинической психологии Соотношение понятий психика, сознание, мозг


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации


Соотношение понятий психика, сознание, мозг.

Для начала нужно дать определение этим трём терминам.


Психика — свойство высокоорганизованной материи. По своему содержанию психика является отражением объективной действительности, заключающееся в субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и деятельности.
Психика человека развивается и формируется в процессе деятельности, поэтому одним из принципов изучения психического является изучение психических явлений в процессе человеческой деятельности.
Сознание — это продукт исторического, общественного развития, высший уровень отражения действительности общественно- развитым человеком. Под сознанием понимают способность субъекта к логически обоснованному и адекватно мотивированному замыслу. Это есть высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание формируется в условиях предметно-практической деятельности и общения и представляет собой идеальную модель окружающего мира, других людей и самого себя.
Мозг- часть ЦНС, Головной мозг состоит из большого числа нейронов, связанных между собой синаптическими связями. Взаимодействуя посредством этих связей, нейроны формируют сложные электрические импульсы, которые контролируют деятельность всего организма. Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Владимир Николаевич Мясищев, советский психиатр и медецинский психолог, писал: «Психика и сознание, как высшая ступень психики, представляют единство отражения человеком действительности и его отношения к этой действительности. В каждом акте психической деятельности мы имеем элементы того и другого». Сознание возникло благодаря качественно новому способу деятельности — труду. Возникновение и развитие труда привело к дальнейшему развитию мозга и органов чувств.

Решающим фактором развития сознания является возникновение языка. Язык человека представляет сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы. Основной единицей языка является понятие. Именно в понятии отражены и закреплены существенные и устойчивые признаки того предмета, который оно обозначает- всё это невозможно без хорошо развитых мозговых центров.

Первый подход к пониманию принципов природы психики основан на идее, что субъективный опыт возникает в результате определенной организации происходящих в мозге процессов и сопоставления в зонах коры новой информации с той, которая извлечена из памяти. Сведения о внешних событиях как бы проецируются на индивидуальный опыт субъекта. Это возникает в результате кольцевого движения возбуждения, которое после дополнительной обработки в других структурах мозга возвращается к местам первоначальных проекций. Впервые такая гипотеза была выдвинута в 1970-х гг. в результате исследований мозговых механизмов ощущений. В настоящее время ее разделяют многие специалисты.


В результате можно сказать, что психика тесно взаимосвязана с работай мозга, как и сознание и, что в ходе самосознания- развития труда, развивается мозг, вследствие развития мозговых центров и происходят психические процессы.

Скачать 28 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Журнал Психея | Изучение природы сознания

Добро пожаловать на исходный сайт Journal Psyche . Основанная в 1992 году, Psyche была бесплатной онлайн-публикацией, исследующей природу сознания и его связь с мозгом. Psyche был междисциплинарным журналом, в котором проблема сознания рассматривалась с точки зрения психологии, философии, когнитивистики, нейронауки, антропологии, искусственного интеллекта и физики. Психея была основана Патрика Уилкена , и это был один из первых академических онлайн-журналов, опубликованных в Интернете.

Доктор Уилкен был первым редактором Psyche, а в 2003 году к нему присоединился Тимоти Бейн . В 2007 году Ассоциация научных исследований сознания (ASSC) стала владельцем Psyche, а в 2008 году журнал был перезапущен как официальное издание ASSC. В то время Патрик Уилкен расстался с ASSC, и Габриэль Крейман стал новым главным редактором. В 2010 году ASSC приняла трудное решение отказаться от Psyche. За почти 20 лет своего существования «Психея» опубликовала большое количество статей и докладов для разнообразной академической аудитории. Он продвинул научные исследования сознания и объединил многих исследователей в разных областях. Этот сайт посвящен журналу Psyche.

Продолжить чтение →

 

 

Истина часто реализуется через равновесие, находящееся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую Фромм принял, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (верой в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

  1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних вариантов авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

  1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

Продолжить чтение →

Вопрос о том, что движет нами — какая великая сила лежит в основе нашей индивидуальной мотивации, толкая нас вперед через всевозможные трудные обстоятельства, — давно интересовал психолога Альфреда Адлера. В конце концов он назвал эту движущую силу «стремлением к совершенству», термином, который заключает в себе желание, чтобы все мы реализовали свой потенциал, реализовали свои идеалы — процесс, поразительно похожий на более популярную идею самореализации.

Самоактуализация, возможно, является менее проблематичным из этих двух терминов, поскольку невозможно осмыслить идеи Адлера, не наткнувшись сразу же на неприятную природу слов «совершенство» и «идеал». В то время как идея стремления быть лучшей версией самого себя является явно положительной целью, понятие совершенства в психологии часто имеет довольно негативный оттенок. В конце концов, совершенства, скорее всего, не существует и, следовательно, недостижимо, а это означает, что попытки сделать это неизменно разочаровывают и может пройти полный круг, чтобы вызвать крайнее отсутствие мотивации (т. е. сдаться).

Действительно, сам Адлер отказывался использовать слово «совершенство» для описания своей единственной движущей силы, вместо этого начав с таких фраз, как быть любимым, не встречаться) — но и этот термин имел явные негативные коннотации; агрессия, в конце концов, редко считается чем-то хорошим, и использование термина «напористость», возможно, послужило Адлеру лучше.

(Интересно, что сам Фрейд возражал против термина «агрессивное влечение», хотя и не на том основании, что он имел чрезмерно негативный оттенок; напротив, Фрейд считал, что это умаляет ключевое положение полового влечения в психоаналитической теории. Однако в последующие годы Фрейд, возможно, передумал, поскольку его идея «инстинкта смерти» имела большое сходство с теорией Адлера. была компенсация, которая в данном случае предназначалась для обозначения процесс стремления преодолеть врожденные ограничения . Адлер постулировал, что, поскольку у всех нас есть различные проблемы и недостатки как у людей, наша личность развивается в основном за счет того, как мы компенсируем (или не компенсируем) эти врожденные проблемы или преодолеваем их. Позже Адлер частично отверг эту идею (хотя она по-прежнему играла важную роль в его теории; подробнее об этом позже), поскольку он решил, что неверно предполагать, что чьи-то проблемы являются причиной того, кем человек в конечном итоге становится.

Продолжить чтение →

Такие термины, как самоактуализация и подтверждение, сегодня используются очень часто; по мере того, как наша культура неуклонно движется все больше и больше в сторону прославления личности, эти фразы часто используются в качестве броских дескрипторов для реализации и утверждения себя… Но откуда они берутся и какие процессы действительно лежат в основе самоактуализации?

Термин «самоактуализация» обязан своим происхождением гуманистической психологической теории, прежде всего теориям Абрахама Маслоу. Маслоу ввел термин самоактуализация, чтобы описать рост человека в направлении удовлетворения своих самых высоких потребностей, тех самых передовых концепций и «больших вопросов», с которыми борются люди, таких как поиск смысла жизни.

Маслоу верил и создал психологическую иерархию потребностей (многие из нас уже знакомы с пирамидой потребностей Маслоу), удовлетворение которых завершается реализацией человеком «бытийных ценностей», самой вершины пирамиды что символизирует смысл.

Маслоу считал, что люди, которым удалось стать самореализованными людьми, способны разрешать распространенные идеологические конфликты, такие как конфликт между детерминизмом и свободой воли, благодаря повышенной креативности и психологической стойкости.

Иерархия потребностей Маслоу восходит в следующем порядке:

  1. Физиологические потребности (физические потребности, связанные с выживанием), такие как потребность в еде, воде, сне и воздухе. Они находятся в нижней части пирамиды и представляют наши самые основные потребности.
  2. Потребность в безопасности, защищенности и защите; следующая в пирамиде потребность в стабильной и безопасной среде, свободной от раздоров; человеческий рост не может продвинуться дальше этой стадии без безопасности, поскольку ощущение безопасности позволяет людям перестать думать о своих потребностях, связанных с выживанием, и перейти к более неосязаемым желаниям.
  3. Далее следует потребность в любви и принадлежности, любовь семьи и партнеров, признание сверстников и т. д. Эта любовь закладывает основу для следующего уровня пирамиды:
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и уважении от других; основы любви к себе, в сущности.
  5. «Бытие» нуждается в творчестве и поиске смысла.

Продолжить чтение →

Немногие люди оказали такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны благодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди самых важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика представляет собой саморегулирующуюся систему , скорее похожую на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуализация ».

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, вносящие свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознание, наше чувство. личности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе самости, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается придать смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь одна маленькая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного… Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Продолжить чтение →

Концепция бессознательной обработки не совсем нова, Зигмунд Фрейд представил свою модель человеческого разума в эссе « Бессознательное », опубликованном в 1915 году. Тем не менее, Фрейд считал, что основная цель бессознательного и подсознательные слои хранят информацию, а не собирают и обрабатывают информацию. По-видимому, Фрейд недооценил бессознательное. Согласно большому количеству психологических и нейропсихологических исследований, проведенных за последние два десятилетия (состоящих из данных, собранных более чем 100 независимыми исследователями по всему миру), то, что происходит в нашем сознании, — это всего лишь пресловутая верхушка айсберга; наше сознательное мышление, восприятие и обучение составляют лишь небольшую часть нашей общей умственной деятельности , а остальная часть полностью бессознательна. Эта идея впервые была представлена ​​35 лет назад в книге Роя Лахмана, Джанет Лахман и Эрла Баттерфилда «Когнитивная психология и обработка информации»:

            «Большая часть того, что мы делаем, происходит бессознательно. Это исключение, а не правило, когда мышление является сознательным, но по самой своей природе [т. Это не единственный вид; это меньшинство». (стр. 207)    

Наш разум, как оказалось, действительно функционирует подобно компьютерам тела; но роль сознательного разума гораздо скромнее, чем считалось до . Это, конечно, не центральный процессор (или центральный процессор), а скорее набор периферийных устройств, представляющих собой интерфейс, взаимодействующий с внешним миром. Фактическая основная часть обработки происходит в бессознательном уме, который является настоящим процессором нашего тела. Наш разум одинаково хорошо справляется с многозадачностью ; в то время как мы заняты восприятием части того, что происходит вокруг нас, наш разум занят поглощением большей части остального того, что присутствует в нашем окружении.

Наше сознание работает намного медленнее, чем наше бессознательное , и в целом менее искусно обрабатывает информацию и менее эффективно справляется с поставленной задачей. Следовательно, можно сказать, что бессознательный ум более разумен, чем сознательный.

Продолжить чтение →

Недавнее исследование собрало информацию из опросов, проведенных среди членов Ассоциации психологических наук и Американской психологической ассоциации. В ходе исследования были определены 100 лучших выдающихся психологов 20 век. Неудивительно, что Скиннер, Пиаже и Фрейд входят в первую тройку. Что может быть интересно, так это то, что Карл Роджерс занимает 6-е место в рейтинге. Что сделало его новаторским, так это его настойчивость в том, чтобы модель подверглась научному исследованию и клиническим испытаниям. Одним из результатов его работы стала психологическая теория. В этой работе Роджерс выдвинул сложный набор из 19 предложений, описывающих его теорию. В этой статье мы постараемся дать краткий обзор этого.

Чтобы придать теоретическую легитимность своей клинической работе, Роджерс написал 16 книг и еще больше статей, объясняющих, как эти 19 предложений работают на понимание человеческой личности. Одним из наиболее важных ключевых моментов подхода Роджерса является переопределение терапевтических отношений . Традиционно эти отношения определялись теориями Фрейда и других, где роль терапевта заключалась в роли лидера, а пациента в роли ведомого.

Роджерс утверждал, что для того, чтобы отношения между терапевтом и пациентом были эффективными, они должны включать намеренные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. В последующие годы своей работы Роджерс расширил свою модель, чтобы применить ее к другим приложениям, включая теорию личности, межличностные отношения, образование, уход за больными, межкультурные отношения и другие «помогающие» профессии и ситуации.

Продолжить чтение →

Никакая теория сознания не может существовать независимо от реальности человеческой природы; его правила должны идти рука об руку с опытом жизни человека, а то, как он разработан, должно быть логически связано с продуктами человеческого разума.

Поскольку этот жизненный опыт так невероятно сильно отличается от человека к человеку, охватывая непостижимое разнообразие, единая теория сознания , которая включает в себя все элементы человеческой сферы (включая сны, мифы, воображение, искусство, культуру, и религия) создать далеко не просто. Почти наверняка именно поэтому ни одна из преобладающих в настоящее время теорий сознания (наряду с большинством теорий детского развития) не интегрировала в полной мере весь спектр человеческой природы.

Вероятно, это отчасти связано с тем, как развивалось наше понимание мозга и нервной системы: в основном из собранных воедино знаний о психических заболеваниях и патологиях. Этот угол оценки просто не поддается здоровому общему пониманию сознания, личности и опыта жизни человека. Никакое обсуждение модульных центров, генетического развертывания, эпигенетических влияний и т. д. не приведет к глубокому пониманию того, как мозг на самом деле производит свое величайшее чудо: сознание .

Нейронаука, безусловно, интригующая и временами поучительная, но часто применяется ограниченным и догматическим способом, слишком жестким, чтобы его можно было использовать при разработке теории сознания. Затем к этому добавляется влияние фармацевтическо-психиатрического комплекса, который сильно продвигает концепцию о том, что нейротрансмиттеры и химия мозга являются бесспорной основой сознания и психиатрии, выгодной и, следовательно, весьма сомнительной конструкцией. Насколько научна эта система на самом деле, в последнее время стало предметом пристального внимания. Истинная теория сознания должен учитывать гораздо больше, чем просто нейротрансмиттеры и химию мозга ; она должна учитывать человеческую природу, то, как она проявляется в мозгу и теле, как она развивается и организуется и как эволюционировала. Все больше и больше исследований показывают, что многие психические расстройства, перечисленные в DSM5, можно успешно лечить путем преднамеренной деактивации проблемных лимбических цепей в нашем мозгу. Чтобы понять этот процесс, нам нужно рассмотреть, как в нашем мозгу развиваются лимбико-кортикальные сопоставления.

Читать далее →

  • 1
  • 2
  • 3
  • OlderPosts

Дополнительные отношения — сознательная вода

Психология и духовность: взаимодополняющие отношения — Conscious Water

Главная Блог Психология и духовность: бесплатные отношения

  • 21 июля 2016 г.
  • Стейси Фассберг

Доктор Итай Ивтзан

Вот интересный способ исследовать взаимосвязь между психологией и духовностью: присоединитесь к группе психологов и вставьте в разговор несколько духовных понятий — поговорите о трансцендентности, единстве, сознании единства и священном . Презрительные лица, которые вы затем получаете, напрямую связаны с количеством духовных понятий, которыми вы делились. Это очень похожий опыт наоборот: присоединитесь к группе духовных искателей и обсудите красоту ума и силу науки. Опять же, вы, вероятно, не станете их лучшим другом. Последние 15 лет я был профессором психологии университета, в то же время погружаясь в духовность. Я провел долгие годы, изучая, путешествуя по миру, слушая лекции, задуманные самыми очаровательными умами, и беседуя с великими учителями в монастырях. Эти переживания открыли мне силу психологии и духовности. Я обнаружил удивительные знания и глубину, которые они оба предлагают, и чудесный способ, которым они поддерживают наш процесс роста. Но также стало очевидно, что эти двое непримиримы; это было почти так, как если бы они воспринимались как соперники, как противоположные способы понимания жизни, которые никогда не могли сойтись. В академической среде, где я преподавал и проводил исследования, духовность часто осуждалась, воспринималась как эзотерическая и метафизическая сфера, которая не могла быть частью научной сферы. В то же время, когда я общался с духовными группами, участвовал в сатсангах (беседах духовных учителей со своими учениками) и проводил время в духовных ретритах, наука и психология казались неуместными. я был разорван; к какой бы группе я ни принадлежал, у меня не было определенных аспектов, которые были доступны в другой группе. Чувство, что чего-то не хватает, подтолкнуло меня к тому, чтобы начать свою собственную работу, свое личное путешествие и объединить учения как психологического, так и духовного мира. Результаты были потрясающими: со временем я чувствовал себя все более раскрепощенным. Я лучше познакомился со своим подлинным я и начал понимать свою роль в пьесе под названием жизнь. Какое отношение мое понимание имело к взаимосвязи между психологией и духовностью?


Слово «психология» происходит от греческого: «psyche» означает «разум» или «душа», а «logos» означает изучение. Другими словами, психология — это изучение разума или души. Примечательно, что на Западе психология упоминается только как наука о разуме, тогда как часть «души» полностью игнорируется. Хотя психология могла бы быть дисциплиной, объединяющей разум и душу, чисто аналитический подход, принятый на Западе, не мог приспособить душу. Таким образом, психология имеет дело с разумом: с тем, как мы думаем, сознательно формируем понятия, понимаем окружающий мир и придаем ему смысл. Духовность можно определить по-разному, и тем не менее ее часто считают практическим инструментом для достижения саморазвития, потому что она прокладывает путь к трансцендентности. Это помогает нам выйти за пределы аналитического функционирования и когнитивной обработки ума и освобождает место для других переживаний.


Психологию и духовность можно описать как «ноги на земле, голова в небе». Психология представляет эффект «заземления», при котором разум используется для размышлений, рационализации и понимания жизни. Это неотъемлемая часть нашей жизни: разум — прекрасный инструмент, который, пока мы его контролируем, позволяет нам делать сознательный выбор, который приносит нам пользу. Духовность выходит за рамки рационального мышления и развивается интуитивно на протяжении всей жизни. В рамках этого опыта вы не будете взаимодействовать с моментом, используя разум в качестве интерпретатора; вместо этого вы позволяете своему осознанию принять момент таким, какой он есть, и просто быть там, в восхитительном присутствии. Я искренне верю, что жить полной жизнью означает охватывать эти различные аспекты жизни и поддерживать баланс между ними. Большинство людей склонны искать один недвусмысленный ответ и отбрасывают все остальные. Они либо следуют психологическому пути, ориентированному на разум, либо настоящему, самопревосходящему пути. Придерживаясь своих односторонних взглядов, обе группы ограничивают себя. Хотя они хорошо подготовлены для решения одних ситуаций, они плохо подготовлены для решения других. Опыт, основанный на разуме, и интуитивный опыт не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Они представляют два аспекта сущности, которую мы называем жизнью. В определенные моменты жизни требуются навыки, ориентированные на разум, в то время как в другие нужно отпустить разум и действовать интуитивно. Имея в своем распоряжении оба варианта в любой момент, вы получаете большую гибкость и возможность действовать должным образом. Это может произойти только тогда, когда в вас живет и психологическое, и духовное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *