Соотношение понятий рост созревание развитие: 2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Содержание

8.2. Основные понятия возрастной психологии

8.2. Основные понятия возрастной психологии

 

Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и  до конца жизни.

Биологический возраст – генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно — количественных признаков.

Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.

Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.

Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловный рефлекс – относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.

Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.

Зрительное сосредоточение – проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.

Слуховом сосредоточении – проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.

Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.

Комплекс оживления – бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.

Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.

Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.

Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.

Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Предметно — манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.

Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов  употребления предметов.

Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).

Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».

Внешнее «Я — сам» ‑ одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).

Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.

Упрямство – реакция ребенка,  который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест-бунт – частые конфликты с родителями.

Деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.

Обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.

Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).

Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.

Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.

Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.

Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.

Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.

Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.

Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.

Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.

Действия восприятия – выделяют три основных вида:

идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;

отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;

моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.

Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.

Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.

Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.

Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.

Кризис 7 лет по Л.И. Божович – период рождения социального «Я» ребенка.

Младший школьный возраст – период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.

Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.

Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.

Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.

Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.

Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Рефлексия – способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.

Моральные (нравственные) чувства ‑ высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Произвольность и осознанность психических процессов – новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.

Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с  отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив – побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Мотив достижения успеха ‑ потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

Мотивация избегания неудачи – стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.

Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) – новообразование сознания, через которые подросток сравнивает себя с другими(взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности.

Негативная идентичность – тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытка найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др.

Маргинальная личность – личность, принадлежащая двум культурам.

Личностная рефлексия – важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

«Я — концепция» ‑ относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.

Идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

Динамическое Я – то, каким субъект намерен стать.

Фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать. Если бы это оказалось возможным.

Гипотетико-дедуктивное мышление – фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью.

Формирование психосексуальной зрелости в юности – биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.

Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации.

Социальные половые роли – социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Полоролевое поведение – поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное ни них.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Самосознание в юношеском возрасте – самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.

Мировоззренческий поиск – социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Жизненный путь человека – процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.

Критерии ценности жизненного пути – психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентация ценностных установок.

Социальное время – совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.

Социальный ритм – насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.

Поколение – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.

Возрастная когорта – группа людей, родившихся в одном определенном году.

Внутренняя свобода личности – способность личности принять себя как целостность и найти наиболее подходящий путь для самореализации.

Кризис идентичности – некоторая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы и т.д.

Геронтология – наука, изучающая процесс и историю старения с биологической, химической, физической и психологической точек зрения.

Старение – комплекс изменений, происходящих в организме с течением времени и наиболее заметных именно в преклонном возрасте.

Акме – «цветущая сила» ‑ вершина физических возможностей человека, высшая ступень, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

Зрелость (взрослость) – наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение задач, важных для той или иной социальной сферы и включающая мотивацию этой деятельности, специфические приемы и способы выполнения производственных операций.

Зрелая личность – физическая и психическая зрелость личности, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли – это его личностная зрелость, которая проявляется в отношениях.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Гетерохронность развития – (неравномерность) несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Феномен «опустевшего гнезда» ‑ период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Симбиотические отношения – такого рода отношения возникают в семьях, где мать одна воспитывает ребенка или, имея мужа, не удовлетворена браком и всю свою нерастраченную любовь «обрушивает» на сына (дочь).

Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.

Климактерий – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин. 

Феномен «эмоционального сгорания» ‑ эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Концепция роста, развития и созревания

Подходы к развитию человека

Содержание

Введение

Понимание природы и принципа роста и развития очень важно для реализации цели образования. Либо максимальный рост и развитие личности, физическое и моторное развитие, Познавательное, Эмоциональное, Социальное развитие ребенка. Он может сделать это только в том случае, если у него есть доскональные знания о росте и развитии на различных стадиях

Значение роста:-

Термин роста используется в чисто физическом смысле. Обычно это относится к увеличению размера, длины, роста и веса. Рост является одной из составляющих процесса развития. Рост — это не непрерывный процесс, он начинается с зачатия, но заканчивается в определенном возрасте; он относится только к изменениям в структуре или физике.

Рост всегда можно наблюдать и измерить.[…]

(Б) Разработка:-

 Развитие относится к структурной форме или форме и улучшению функционирования.

  это прогрессивная серия изменений в упорядоченной связной схеме.
  «Прогрессивный» означает, что изменения направлены вперед, а не назад.
 Это изменение включает в себя изменения в подготовке, это появление старых функций и приобретение новых функций физического, интеллектуального, эмоционального и социального уровня обучения сделкам.

(С) Созревание:-

Созревание означает «Когда определенные функции выполняются разумом и телом автоматически. Мы говорим, что человек достиг зрелости»

(D) Разница между ростом и развитием: —
Рост Развитие
  • Относится к увеличению размера, роста, веса.
  • Относится к изменению структуры или формы и улучшению функционирования.
  • Это касается изменения определенного аспекта.
  • Подразумевает организацию различных аспектов тела и поведения в целом.
  • Рост измерим.
  • Развитие наблюдается.
  • Зрелость является конечной точкой роста.
  • Развитие не прекращается, а продолжается на протяжении всей жизни.
  • Рост физический.
  • Развитие может быть физическим, социальным, эмоциональным, интеллектуальным и т. д.
  • Рост количественный.
  • Проявка качественная.
Принцип роста и развития

1-PATTERN
2-ступенчатая вариация
3-направление
4-цефалокандал
5-проксимодистальная
6-концентрация
7-генерал
8-TOTAL
9-й змея и обучение
10-raculation and recapitulation
110007777777777777777 года

77777777777777777777777 годы

777777777777777777777777 годы

777777777777777777777777 годы

77777777777777777777777 годы

77777777777777777777 годы
.

(1) Принцип модели развития Unifrom:  У людей процесс роста и развития следует определенному. Все направления и последовательность развития практически одинаковы для всех детей. но каждый следует своему собственному графику роста.

(2) Принцип изменения скорости развития : Наблюдается, что рост и развитие становятся очень быстрыми в младенчестве или в раннем возрасте, а затем эта скорость снижается (быстро с 2 лет и 11-15 лет)

(3) Принцип направления развития:  У роста и развития есть собственное направление. Это следует за цефалокандальной последовательностью, что означает, что человек растет от головы вниз. Сначала появляются тело и ноги. Ребенок сначала пытается двигать головой, а затем пытается сидеть, ходить или бегать. Этот принцип основан на физическом развитии человека.

(4) Принцип проксимодистальной последовательности:  Означает, что развитие происходит по градиенту от центра к периферии. Спинной мозг развития ребенка в первую очередь и внешнее развитие сердца и грудной клетки и т. д.

(5) Принцип непрерывности: Процесс роста и развития продолжается от рождения до смерти в той или иной форме. Скорость процесса развития может быть неравномерной, но она никогда не останавливается, пока ментальные и физические следы не достигнут своего максимума в человеке.

(6) Принцип от общего к частному развитию:    Развитие идет от общего к частному примеру ребенок усваивает сначала общие понятия, а затем углубляется или занимается конкретными занятиями. Сначала ребенок учится управлять своей полной рукой, а позже пытается управлять движением пальцев на руках.

(7) Принцип тотального развития: Термин «развитие» означает не только физическое развитие, но включает умственное, социальное, эмоциональное, культурное и т. д. Все эти типы развития взаимосвязаны и взаимозависимы. это объединяющий процесс всех типов роста и развития.

(8) Принцип кумуляции и резюмирования:    Развитие всегда кумулятивно и резюмирует, оно представляет собой сумму общего количества событий и переживаний ребенка и не основано на единичных событиях или изменениях. Развитие называется перепросмотром, потому что характеристики на сцене могут быть установлены на других стадиях. Например, любовь к себе раннего года может наблюдаться и в подростковом возрасте.

(9) Принцип предсказания:  Этот принцип сообщает нам, что рост и развитие предсказуемы. Мы можем что-то предсказать относительно умственного, социального или эмоционального развития людей, изучая темпы их развития в предыдущие годы.

Стадии роста и развития

1- Младенчество                  (от 0 до 2 лет)
2- Детство          (от 2 до 12 лет)
3- Подростковый возраст                 

1- Младенчество:

Характеристики развития стадии;

Основные события этой стадии младенчества приведены ниже.

(i) Физическое развитие

Первые три года жизни ребенка характеризуются бурным, физическим развитием. Размеры и вес ребенка увеличиваются достаточно быстро.
— Он следует цефало-каудальной и проксимодистальной последовательности.
– Младенческая метания в возрасте 6 месяцев. Он может через мяч к одному году. Игра улавливает к 2 годам и обладает значительными навыками к 6 годам.

(ii) Развитие языка

– В младенчестве ребенок может только хихикать и плакать и выражать удовольствие и боль.
— Он может написать только несколько слов мама и папа.
— На этом этапе ребенок выражает свои основные потребности.
– Развитие языка под влиянием социально-экономической среды.

– Быстрое увеличение словарного запаса, и ребенок может выражать свои мысли и эмоции простым предложением.
— По словам Смита, в возрасте 8 месяцев он не выучил ни слова.

(iii) Интеллектуальное развитие

– В этот период они осваивают основы чтения и письма в игровой форме.
— На этом этапе дошкольное образование приобрело большое значение в глазах современных психологов.
– Во время сцены инстинкты любопытства, конструирования и игры могут быть очень полезными. Эксплуатируется для приобретения знаний.

(iv) Эмоциональное развитие

— Эмоциональный относится к различным эмоциональным проявлениям, таким как боль, удовольствие, страх, гнев, привязанность и т. д.
— На этом этапе эмоции начинают превращаться в чувства.
— Эмоциональное влечение на этом этапе усиливается.

(v) Социальное развитие

– Дом – основная социальная среда, а мать – первый учитель ребенка.
— Он получает первый урок социального поведения и манер.
— Он учится вести себя и разговаривать с другим членом семьи.
— Затем к социальным контактам с соседями и кругом друзей.

2- Детство

Особенности развития этой стадии
Этот период от 5 до 12 лет можно обозначить как период детства. Этот этап характеризуется бурным развитием в физической и психической сферах.

(i) Физическое развитие

– Это период стабильного физического роста.
– Увеличение роста и веса.
— Улучшение развития моторики, навыков и выносливости.
– Ребенок на этом этапе физически беспокоен, поэтому должен заниматься тем или иным видом деятельности и быть занятым.

(ii) Умственное развитие

— На данном этапе интеллектуального развития.
– Ребенок развивает способность к наблюдению и абстрактному мышлению. Таким образом, он накапливает большое количество знаний и информации.

(iii) Социальное развитие

— В этот период происходит дальнейшее развитие социальных черт, таких как сотрудничество и командный дух.
— Он становится членом банды и через некоторое время становится лидером банды.
– Заинтересованы в различных играх, изучают командный спрайт и сотрудничество

(iv) Моральное и эмоциональное развитие

– На этом этапе эмоции стабилизируются и становится больше эмоциональной стабильности.
– Его поведение в основном определяется религиозным и нравственным воспитанием, полученным дома и в школе.

— На этом этапе требуется очень разумное и осторожное руководство, чтобы обеспечить правильное и нравственное поведение детей на этом этапе.

3- Подростковый возраст

Подростковый возраст — это этап человеческого развития, в течение которого мальчики и девочки переходят от детства к взрослой жизни в умственном, эмоциональном, физическом и социальном плане.

Руководство по росту и взрослению — Output Sports

от Dave Hembrough

// Введение

Расти» — это фраза, используемая как уничижительное замечание или унижение по отношению к тому, кто ведет себя по-детски. Как идеалистично представление о том, что мы взрослеем по собственному выбору. Если бы только это был вариант; что мы контролировали то, что произошло… и когда.

Термин «рост» следует добавить к фразе «смерть и налоги» в определенностях жизни. Но пока путь от ребенка к взрослому — процесс неизбежный; молодые люди взрослеют с разной скоростью и в разном возрасте, что приводит к смешению различных физических, психологических и эмоциональных способностей (и осложнений). Как процесс, рост сам по себе может представлять трудности для тренера, тренера и учителя — или любого другого, кто работает со спортсменами в период их взросления.

В этой статье мы рассмотрим основы физического созревания и то, как сохранять непредвзятость при работе с молодыми людьми на этапах развития и роста. разным подросткам в разном возрасте потребуются разные тренировочные стимулы для создания оптимальной среды для развития. Кроме того, в периоды пикового роста необходимо снизить тренировочные нагрузки и интенсивность, чтобы избежать повышенного риска травм.

// Наука о созревании

Такие термины, как рост, развитие и созревание , часто используются взаимозаменяемо, но с физиологической точки зрения означают несколько разные вещи. Важно признать, что, хотя эти термины по своей сути связаны, они также относятся к разным генетическим предрасположенностям и, следовательно, будут встречаться в разное время и с разной скоростью у разных людей.

В книге Ллойда и Оливера «Сила и физическая подготовка для молодых спортсменов» эти термины определяются следующим образом:

●       Рост – увеличение размеров тела или определенной части тела.

●       Созревание – процесс взросления, включая темп и время, и охватывает различные области, такие как половое созревание, созревание скелета.

●       Развитие – более широкое понятие, охватывающее рост и созревание, которое включает биологические и поведенческие аспекты.

Отслеживание роста с помощью Output // Capture.

Эти физические изменения, происходящие по мере «взросления» молодого человека, начинаются в утробе матери и продолжаются в течение первых двух десятилетий жизни и даже дольше. Эти физические изменения известны как процесс биологического созревания . Они отражают статус зрелости человека на момент измерения, измеряемый возрастом скелета и вторичными половыми признаками, такими как развитие мускулатуры, оволосение на лобке и под мышками, рост груди и т. д.

Биологический возраст у каждого человека разный и зависит от скорости и времени созревания. Хронологический возраст — это «сколько вам лет», измеряемое вашим возрастом в годах.

Поскольку биологический возраст различается по своей распространенности и частоте у разных людей, а также между мальчиками и девочками (девочки созревают раньше, чем мальчики), использование хронологического возраста бесполезно при измерении и определении физического созревания в биологических терминах. Мы все знаем, что зрелость состоит из гораздо большего, чем просто количество лет, которые вы провели на этой земле.

«Подрастай! это фраза, используемая как уничижительное замечание или оскорбление по отношению к кому-то, кто ведет себя по-детски. Как идеалистично представление о том, что мы взрослеем по собственному выбору. Если бы только это был вариант; что мы контролировали то, что произошло… и когда»

Дэйв Хембро, Университет Шеффилд-Халлам

// Пиковая скорость роста и Пиковая скорость веса

Два ключевых принципа развития, которые лежат в основе взросления, — управление ожиданиями и обучение нагрузки около пиковый рост и признание того, что физические способности, двигательный контроль и способность осознавать тело будут колебаться в процессе роста и в разное время у разных людей. Тело растягивается, а затем наполняется в непрерывном цикле. По мере роста костей ткани, в свою очередь, растягиваются, а затем удлиняются, чтобы приспособиться к росту. Эти частые изменения длины конечностей и мышечно-скелетных соотношений длины и напряжения могут затруднить движение и координацию во время взросления.

Возникновение пиковых скоростей роста известно как « пиковая скорость роста » (PHV) и « пиковая массовая скорость » (PMV). Это периоды, когда тело (либо по росту, либо по массе) развивается быстрее всего, и когда тренировочные нагрузки и ожидания в отношении спортивных способностей должны быть снижены просто потому, что тело спортсмена быстро меняется.

Из-за того, что PHV и PMV возникают в разное время у разных людей, мы сталкиваемся с загадкой, как упоминалось ранее, что биологическая зрелость не отражает хронологический возраст. Этот факт представлен термином « позднеспелый» и « раннеспелый ». Мы все знаем мальчика в школе, который выглядел как мужчина в 13 лет, и в равной степени, вероятно, знали кого-то, кто был «поздним расцветом» и заполнил форму только в более позднем подростковом возрасте. Эти окна созревания обычно составляют от 12 до 14 лет у девочек и от 11 до 16 лет у мальчиков. Благодаря этим окнам девочки взрослеют раньше, чем мальчики в целом.

Пример скорости роста в зависимости от возраста для женщин и мужчин.

// Взгляд практика: что вам нужно знать

Во-первых, очень важно знать такие принципы, как PHV и PMV. Без понимания физиологических движущих сил и их значения для назначения упражнений и реакции на тренировку вы многое оставляете на волю случая. Работая с молодежью, нужно помнить, что у этих юных спортсменов многое происходит в жизни – как физически, так и морально. Принятие того, что во времена быстрого роста и взросления мир может казаться незнакомым; не только в физическом смысле, но и из-за различных эмоций, когда начинается половое созревание и появляются новые гормоны. Построение доверительных и прозрачных отношений со спортсменом поможет вам наладить эффективное общение между вами обоими.

Во-вторых, измерить, отследить и сообщить об этом. Периодическое отслеживание ключевых переменных, таких как рост и масса, поможет вам понять изменения, происходящие в телах ваших спортсменов… а также поможет вам объяснить эти изменения молодым спортсменам. Запись подобных цифр может показаться сложной и требующей значительных усилий, но есть несколько простых способов и онлайн-инструментов, которые могут помочь. Самый простой способ — часто записывать рост в положении стоя, рост в сидячем положении и массу тела. Это следует делать с регулярными и последовательными интервалами, что поможет вам отслеживать скорость изменения, а также абсолютное изменение.

Есть также несколько уравнений, которые помогают заранее предсказать максимальную скорость высоты. Этот калькулятор скорости пиковой высоты от Университета Саскачевана для очень простой в использовании инструмент, который также включает полезные протоколы для оценок. Программное обеспечение Output Hub также скоро будет включать эти расчеты в приложения // Capture и // Hub.

Если у вас есть система для регулярного мониторинга и понимания роста, данные помогают тренеру общаться с молодым человеком и его родителями, чтобы убедиться, что они знают, что происходит и где находится ребенок по отношению к его пиковому росту. скорость. Возможно, стоит сделать это отдельно, так как молодые люди будут по-разному реагировать в разговоре с родителями и без них. Тренеры также должны использовать эту информацию для адаптации содержания тренировок, частоты и ожиданий в отношении PHV. После того, как молодой человек проходит через PHV, он может переносить больше тренировок и будет более восприимчив к тренировочному стимулу из-за меньшего количества происходящих изменений и присутствия дополнительных гормонов.

Помните, что тренировки и соревнования должны приносить удовольствие. Наиболее распространенными причинами, по которым молодые люди занимаются спортом или физической активностью, являются:

  • Развлечение

  • Завести новых друзей

  • Узнать что-то новое

1 ​​21

Таким образом, тренировки, спорт и физическая активность для более молодой аудитории всегда должны представлять эти функции как приоритетные по сравнению с победой, передачей таланта и спортивным развитием. Если молодые люди будут получать удовольствие от спорта и физической активности, они будут продолжать посещать занятия, усердно работать и совершенствоваться.

Одним из возражений, с которыми мы часто сталкиваемся как молодежные S&C-тренеры, является то, что высокоинтенсивные занятия и использование силовых тренировок детьми и молодыми людьми могут быть опасными, вредными и даже тормозить рост. Эти предположения были неоднократно опровергнуты в различных исследованиях, которые показывают, что эти виды деятельности не только безопасны, но и эффективны, могут предотвратить травмы и помочь молодым людям получать больше удовольствия от спорта и преуспевать в нем. Для получения дополнительной информации об этом ознакомьтесь с Консенсусным заявлением Международного олимпийского комитета по спортивному развитию молодежи. Очевидное предостережение, конечно, заключается в том, что вся физическая активность и спорт должны соответствовать способностям, хорошо тренироваться и должным образом предписаны. Это включает в себя снижение объема и интенсивности тренировок в пиковые периоды роста и созревания.

// Работа с молодыми спортсменами: основные сообщения

В подростковом возрасте возникает множество вопросов, поскольку молодые люди растут, развиваются и взрослеют по-разному, в разное время и с разной скоростью. Важно быть в курсе, отслеживать, сообщать и реагировать на то, что происходит. Хотя это требует временных затрат, выгоды стоят вложений. Знание того, когда молодой спортсмен находится перед PHV, проходит PHV или после PHV, может быть полезно для управления тренировочными нагрузками, интенсивностью и ожиданиями. Это также может помочь узнать, когда молодой человек становится физически зрелым и, следовательно, способен подвергаться более сильным тренировочным стимулам для оптимальной адаптации и физического развития. Наконец, отслеживание и мониторинг того, что происходит, также позволяет тренеру вести информированный разговор со спортсменом и его родителями, что укрепляет доверие и уверенность в тренере, тренировочной среде и тренировочном процессе.

Запросить выходную демонстрацию

// ССЫЛКИ

1. Бейкер Д., Митчелл Дж., Бойл Д., Каррелл С., Уилсон Г., Берд С.П., О’Коннор Д. и Джонс Дж. Тренировки с отягощениями для детей и юношества: Позиционная стойка от Австралийской силы и Ассоциация кондиционирования (ASCA). 2007.

2. Bergeron et al. Консенсусное заявление Международного олимпийского комитета о развитии юношеского спорта (2020 г.). Британский журнал Sports Med.

3. Файгенбаум, А. Ллойд, Р. и Майерс, Г. (2013) Молодежные тренинги сопротивления: прошлые практики, новые перспективы и направления на будущее. Педиатрическая наука о физических упражнениях.

4. Ллойд Р. Оливер, Дж. (2012) Модель физического развития молодежи: новый подход к долгосрочному спортивному развитию. Журнал силы и кондиционирования.

5. Ллойд Р. и соавт. (2012) Заявление о позиции UKSCA: Обучение молодежи сопротивлению. Журнал UKSCA. Малина, РМ. Бушар К. и Бар-Ор О. Рост, созревание и физическая активность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *