Сопротивление в психологии: Психологическое сопротивление — Психолог Татьяна Панова

Психологическое сопротивление — Психолог Татьяна Панова

Психологическое сопротивление — это след от диалога, прерванного на середине предложения. Сопротивление показывает нам, что когда-то произошел разрыв контакта, и является проявлением того, насколько ранимой чувствует себя личность. Оно показывает страх пойти на риск и говорит о том, что данная личность не находила поддержки в своем опыте контакта с другими людьми. Психологическое сопротивление — это базовая основная форма самозащиты личности, это двухсторонняя стена: с внешней точки зрения личность выглядит закрытой, а с ее собственной точки зрения она избегает психической раны.

Сопротивление закрывает раннюю глубоко чувствительную рану. Задача терапевта — помочь клиенту сделать эту стену более проницаемой, чтобы личность открылась более живым возможностям. Чтобы личность захотела открыться, терапевту необходимо признать мудрость ее сопротивления.

Поскольку мы помним, что сопротивление проявляется в тот момент, когда у личности нет внутренней поддержки справиться с ситуацией, то личность очень мудро поступает, ставя стену, забор, отгораживаясь от угрозы. Это очень мудро накапливать свои ресурсы, чтобы использовать их по мере готовности.
Проблема, связанная с сопротивлением, — анахронизм. Это ответ не на текущую ситуацию, а на прошлую. Решение о сопротивлении мы приняли очень давно. Теперь не можем использовать внешние ресурсы в подходящей манере, и наш страх заставляет нас впадать в инерцию.

Психологическое сопротивление может быть глубоким выражением чего-либо, в чем эта личность отчаянно нуждается. И личность знает единственный способ как о себе позаботиться — это закрыться и защититься. Так же как ребенок между 2-3 годами учится говорить «НЕТ», и это «НЕТ» становится первым способом, которым личность отличает себя от родительских фигур и настаивает на своей идентичности.

Психологическое сопротивление — это интернализованная заботливая сила внутри нас. Она замещает нам родительские фигуры, которые должны были защитить ребенка и поставить четкие границы. В отличие от реально заботящейся фигуры сопротивление является защитой, но не заботой (закрывает, но не питает). Сопротивляющееся поведение закрывает возможность заботы, которая могла бы прийти со стороны других людей.

Когда мы сопротивляемся, мы защищаемся от реальных и воображаемых угроз и отталкиваем тех, кто лучшим образом может предоставить нам контакт питающий и исцеляющих нас. Сопротивление защищает, однако надежно предохраняет личность от роста, потому что приостанавливает диалог личности с миром. Конечно же сопротивление берет начало в открытости и ранимости личности в детстве. Это приводит нас к неизбежной боли от непонимания, а в худшем случае злонамеренных действий родительских фигур из-за их собственной боли и их ранящего опыта. Это приводит к потере иллюзий детства, к шокирующему осознаванию, что нас не принимают, для этого еще нужно что-то делать. Это действие всегда связано с риском и страхом, что то, что ты сделаешь, окажется непринятым. А ты, из-за того, что ты делаешь это плохо, окажешься нелюбимым. Важно понять и принять эту сопротивляющуюся часть личности.

Так же смотрите статью «Внутреннее сопротивление изменениям».

Вопрос 34. Сопротивление в психологическом консультировании

1. Понятие сопротивления

2. Источники сопротивления

3. Признаки сопротивления

4. Методы работы с сопротивлением

1. Понятие сопротивления было привнесено в психологическое кон­сультирование из психоаналитической психотерапии, где под со­противлением понимается защитный механизм личности, обеспечивающий подсознательное противодействие клиента переводу бессознательного материала в область сознания. В психо­логическом консультировании сопротивление определяется как такая система внешней или внутренней защиты клиента, при которой клиент сознательно или бессознательно противостоит терапевтическому воздействию консультанта, что делает труд­ным или невозможным достижение целей консультирования.

Существуют некоторые отличия в понимании феномена сопро­тивления в психотерапии и в психологическом консультировании:

• в психотерапии сопротивление понимается как объект работы психотерапевта, цель которого — раскрытие и глубокий анализ сопротивления клиента и использование этого феномена для те­рапевтического воздействия и помощи клиенту в решении его глубинных проблем и конфликтов;

• в консультировании сопротивление понимается как препятст­вие для осуществления целей консультирования, и задача кон­сультанта — ослабление этого феномена.

Сопротивление имеет следующие характерные особенности:

• является специфической защитной формой переноса;

• имеет бессознательную природу, то есть не осознается клиентом;

• амбивалентно, то есть проявляется в двойственном отношении клиента к консультациям, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и сопротивляется ей;

• выполняет защитную функцию для личности клиента.

Сопротивление имеет следующие положительные функции:

• служит основой для диагностических заключений и позволяет кон­сультанту делать прогнозы относительно исхода консультирова­ния, так как обнаружение сопротивления — это первый шаг к ис­пользованию его в терапевтической работе с клиентом;

• является защитным механизмом, помогающим адаптации клиен­та к реальности в случаях, если тревога или иные негативные чувства клиента слишком сильны и могут мешать ему адапти­роваться;

• сигнал к прекращению консультирования или приостановлению консультантом интервенций, так как достигнут определенный уровень бессознательного, в котором существует множество глубоких и непроработанных конфликтов, и к контакту на этом уровне клиент пока не готов.

2. Сопротивление возникает как реакция клиента на ощущение психологической опасности, источником которой может быть сам консультант, тема беседы, предложенное упражнение или задание или какая-либо ситуация, возникшая внутри консуль­тационного пространства.

Сопротивление может иметь сле­дующие источники возникновения:

внутренние, которые формируют сопротивление клиента как реакцию, возникающую из структуры самой личности, в част­ности из таких ее проявлений, как:

— склонность к проявлению тревожности как защитного механиз­ма, оберегающего индивида от болезненного анализа элемен­тов поведения или структуры личности;

— страх перед проявлением себя и своих качеств, основанный на прошлом негативном опыте такого проявления;

— использование личностью своего «фасада», то есть выдвижение клиентом рациональных, внешних причин, объясняющих его поведение, проблемы, конфликты, неудачи;

— «тревожное предугадывание», когда клиент встревожен и напу­ган мыслью о том, что вербализация его негативных чувств и мыслей может привести к непоправимым последствиям, напри­мер к их осуществлению;

внешние, которые детерминируют проявление сопротивления как реакции личности на угрозу со стороны внешних объектов, а именно:

— поведения консультанта, используемых им техник, интерпретаций,

— ситуации консультирования в целом и т. п.;

— внутренней неготовности клиента к тому, что предлагает кон­сультант;

— общего физического и психического самочувствия, серьезных бо­лезней, усталости клиента;

психотические, то есть источником сопротивления является психоз, и от него зависит и характер сопротивления. Например, у шизофреника сопротивление проявляется через галлюцинации, негативизм и тотальное молчание, а невротик демонстрирует сопротивление с помощью излишней детализации, споров, раз­дражительности в процессе консультативной встречи.

3. Важной профессиональной чертой и умением психолога-консультанта является его умение распознавать и правильно управлять сопротивлением клиента.

Существует следующая классификация признаков сопротивления:

негативные способы проявления сопротивления, которые клиент демонстрирует в своем поведении и среди которых выделяются:

— критика и выражение клиентом недовольства результатами кон­сультирования;

— невнимательность клиента, непонимание слов консультанта, инертность, сильно выраженное отсутствие интереса к процессу;

— опоздания и пропуски клиентом консультаций;

— активные интеллектуализации с употреблением множества спе­циальной терминологии, высказывание своего негативного от­ношения к психологии вообще;

— предъявление неразумных требований к консультанту;

— скептицизм по отношению к предлагаемым консультантом ин­терпретациям, к результатам консультирования в целом;

— склонность к постоянным спорам с консультантом;

— отказ от беседы, отказ от встречи;

нейтральные способы поведения клиента, среди которых можно выделить:

— однозначное согласие с любым высказыванием консультанта;

— эмоциональная невовлеченность в беседу;

— неуместный юмор, смех, шутки;

— излишнее стремление и готовность помочь консультанту;

— длительные и непродуктивные беседы на философские темы, разговор ни о чем в течение всей встречи;

— излишняя говорливость или, наоборот, постоянное молчание;

— отсутствие рабочего настроения во время встречи;

— требования сверхурочного времени для встреч, затягивание встреч;

— интерес к личной жизни консультанта.

4. Снижение сопротивления — важнейшая задача в работе психо­лога, так как от уровня сопротивления клиента зависит резуль­тативность всего процесса консультирования, поэтому консуль­тант должен уметь обращаться с этим феноменом. У каждого консультанта в процессе своей практики вырабатываются ин­дивидуальные техники и способы работы с сопротивлением клиента. Любой клиент уникален, и консультант должен уметь быть гибким и использовать широкий набор техник и методов работы с сопротивлением каждого конкретного клиента.

Все же существует ряд универсальных способов обхождения с сопро­тивлением клиента:

• осознание причин сопротивления клиента, то есть консультант должен уметь осознавать возможные внешние причины сопро­тивления клиента, которые могут быть вызваны методами и действиями самого консультанта;

• пренебрежение проявлением сопротивления, то есть консультант замечает наличие у клиента сопротивления, но в первую оче­редь оценивает уровень этого сопротивления и, игнорируя симптомы, остается внимательным по отношению к его динамике, а также пытается определить, как функционирует система за­щиты клиента;

• уменьшение эмоционального влияния беседы через смещение ак­центов на рациональном уровне диалога, например анализ ре­зультатов тестов;

• снижение темпа консультативного процесса за счет изменения его невербальных составляющих, нейтральных сопутствующих дел, например курения или чаепития;

• юмор, шутка, но это необходимо делать осторожно и использо­вать нейтральные темы, чтобы не усилить сопротивления кли­ента, так как неуместная шутка может задеть клиента, пока­зать его в своих глазах в невыгодном свете и т. п.;

• поддержка и выражение принятия;

• временное отвлечение от болезненной темы с последующим воз­вращением к ее обсуждению с помощью смены «знака» чувств у клиента или обращением к интеллектуализации;

• отражение консультантом чувств клиента, которые были вы­званы его сопротивлением, например чувства вины, и этот ме­тод подходит для работы на ранних стадиях консультирования;

• прямые манипуляции, применяемые консультантом в ситуации, когда клиент осознает свое сопротивление, при условии хорошо налаженного контакта между консультантом и клиентом и на более поздних этапах терапевтического процесса;

• интерпретация сопротивления, применяемая также на поздних стадиях консультирования и предполагающая прямое объяснение консультантом факта и причин сопротивления клиента и имеющая целью принятие клиентом своего сопротивления и выработку толерантности к воздействиям консультанта;

• направление к другому специалисту, если консультант не чувст­вует личной готовности к работе с таким глубоким личност­ным уровнем клиента.

Психологическое сопротивление

Психологическое сопротивление — явление, часто встречающееся в клинической практике, когда пациенты прямо или косвенно выступают против изменения своего поведения или отказываются обсуждать, вспоминать или думать о предположительно клинически значимом опыте.

Истоки психоанализа

«Существует, однако, и другая точка зрения, которую вы можете принять, чтобы понять психоаналитический метод. Открытие бессознательного и внедрение его в сознание осуществляется при постоянном сопротивлении (Widerstände) со стороны больного. Процесс выведения этого бессознательного материала на свет связан с болью (непохотью), и из-за этой боли пациент вновь и вновь отвергает его. Тогда вам предстоит вмешаться в этот конфликт в психической жизни пациента. Если вам удастся убедить его принять, благодаря лучшему пониманию, то, что он до сих пор отвергал (вытеснял) вследствие этой автоматической регуляции болью, вы тем самым кое-что сделали для его воспитания. Ибо даже побудить человека, который не любит вставать с постели рано утром, все-таки сделать это — воспитание. Психоаналитическое лечение в целом можно рассматривать как такое переобучение преодолению внутренних сопротивлений». (Зигмунд Фрейд, 19 лет)59/1904, pp. 261-262)

Первичная выгода против вторичной выгоды

«Вторичная выгода»

некоторые пациенты «цепляются за свою болезнь» (S. Freud, 1959/1904, стр. 254) была популярна в медицине в девятнадцатом столетии и относилась к пациентам, чьи болезни не улучшались, предположительно, из-за «вторичных достижений». социальных, физических и финансовых выгод, связанных с болезнью (Leahy, 2001). Единственный вклад Фрейда в это первоначальное понятие сопротивления был побочным эффектом его более крупного и революционного вклада в область психологии: распространение и популяризация влияния бессознательного на человеческое поведение (Hergenhan & Olson, 2003). Соответственно, хотя Фрейд был обучен и знаком с популярным в то время понятием вторичной выгоды (Freud, 1959/1926a, стр. 97-100), он пришел к выводу, что это бессознательное явление.

«Первичная выгода»

Более конкретным вкладом Фрейда в лечение психически больных была модель психологического функционирования человека, которая предлагала объяснение первичной выгоды, которую пациенты извлекают из своих психиатрических симптомов (Fenichel, 1945; Волицкий, 2003). Эта модель объясняет, что симптомы представляют собой бессознательный компромисс в обмен на то, что страдающий избавлен от других, более серьезных с точки зрения опыта, психологических неудовольствий (невосприимчивость). Эта концептуализация первичной выгоды и есть то, что Фрейд (1959/1896) назвали «компромиссной формацией» (Kompromisslösung; стр. 163). И хотя различие между первичным выигрышем (внутренними выгодами) и вторичным выигрышем (внешними выгодами) не было прямо сформулировано Фрейдом, оно упоминалось, например: профессии или в конкуренции с другими людьми; в то время как в семье это может служить средством для принесения в жертву других членов и вымогательства доказательств их любви или для навязывания им своей воли… мы суммируем это в термине «выгода от болезни»…. Но есть и другие мотивы, которые лежат еще глубже, за то, что держатся за болезнь… [b] но их нельзя понять без нового путешествия в психологическую теорию» (19).59/1926b, стр. 222-223).

Сопротивление как конфликтующие агенты

Таким образом, для Фрейда сопротивление было на самом деле внутрипсихическим компромиссом, устроенным для того, чтобы избежать больших потерь. Но с кем была заключена договоренность? -А кем? Как следует из определения этого слова, компромисс достигается между двумя или более конфликтующими сторонами. При этом одно из агентств желает не испытывать дискомфорта. Фрейд (1959/1896) называл это психическое действие «вытеснением» (стр. 163) или, позднее, «принципом удовольствия-неудовольствия (вожделения-непохоти)» (19).59/1911; п. 14), которое со временем стало называться «ид» (Freud, 1959/1937a; Wyss, 1973). Другое агентство работает, чтобы поддерживать контакт с мирским опытом. Фрейд (1959/1896) называл этот психический фактор «вытесненным» (стр. 163) или, позднее, «принципом реальности» (1959/1911, стр. 14), который в конечном итоге стал называться «эго». (Фрейд, 1959/1937а; Висс, 1973). Компромисс, к которому они стремятся, заключается в достижении максимального удовлетворения влечений («катексиса» или привязанности) с минимальной результирующей болью (негативными реакциями изнутри и снаружи). Фрейд (1959/1911) предположил, что психопатология возникает из-за неудачных компромиссов: «Мы давно заметили, что каждый невроз имеет результатом и, следовательно, вероятной целью вытеснение пациента из реальной жизни, отчуждение его от действительности» (стр. 13). ).

Сопротивление пациента как патогенное на практике

Однако важно отметить, что компромиссные образования, достигнутые этими двумя агентами, не рассматривались Фрейдом как изначально патогенные. Они считались по своей сути человеческими. То есть формирование компромисса, ведущее к психиатрическим симптомам, рассматривалось как патологическое только потому, что оно приводило к психиатрическим симптомам. Патология не понималась как акт компромисса как такового, потому что компромисс между различными агентами разума (позже названными Ид или бессознательным сексом и влечениями к разрушению, эго или принципом реальности и суперэго или совестью) представлялся Фрейду (19).59/1937a) основное человеческое состояние (Wyss, 1973), а результат специфического компромисса, приведшего к нежелательным симптомам. Точно так же компромиссное решение рассматривалось как результат «успешной защиты» (S. Freud, 1959/1896, с. 163) — против неудовольствия — до тех пор, пока оно приводило к «видимому здоровью» (с. 163), понимаемому как отсутствие симптомов. Но это не относится к людям, которые обратились за лечением: их компромиссы по определению не были успешными, иначе они не были бы огорчены и искали бы помощи. Таким образом, практически говоря, среди людей, обращающихся за лечением, достигнутые ими ранее компромиссы были ipso facto патогенными.

Ключевые участники теории сопротивления Фрейда

Ключевые участники этой теории Kompromisslösung производства и поддержания симптомов представляют собой ядро ​​теории сопротивления Фрейда. К ним относятся: вытеснение (часто используется взаимозаменяемо с термином антикатексис для описания силы, которая противодействует катексису или побуждает к удовлетворению), защита, неудовольствие, тревога, опасность, компромисс, симптом и переживание (внешнее или внутреннее). Три термина иногда использовались Фрейдом взаимозаменяемо — сопротивление, вытеснение и защита — с небольшими различиями в значении: сопротивление часто использовалось для обозначения поведенческих проявлений избегания прямого контакта с тревожными идеями (включая аффекты), в то время как защита была конструкт более высокого порядка, который объяснял поведенческие проявления, а вытеснение было общим актом отрицания осознания (Strachey, 19).59). Как писал Фрейд (1959/1926): «Действие, предпринятое для защиты вытеснения, можно наблюдать в аналитическом лечении как сопротивление. Сопротивление предполагает наличие того, что я назвал антикатексисом» (стр. 157). И «Задача защиты от опасного восприятия, между прочим, общая для всех неврозов» (стр. 159). Точно так же термины «тревожность», «неудовольствие» и «опасность» часто использовались неразличимо, имея общее значение отрицательного аффекта, а иногда и более конкретные значения. Более конкретные значения можно резюмировать как переживания беспомощности и потери объекта (также называемые страхом) или как «сигнал тревоги», действующий, чтобы предупредить о потенциально надвигающейся потере или беспомощности (Freud, 19).59/1926, стр. 169-172; Стрейчи, 1959 год; Висс, 1973).

Кардинальные изменения теории сопротивления Фрейда

Хотя Фрейд (1959/1896) первоначально теоретизировал тревогу как результат процесса вытеснения (эта теория возникла из его наблюдений за истериями, фобиями и навязчивыми идеями, влекущими за собой патологические проявления тревога — и его стремление к энергосберегающей модели психики; Strachey, 1959; Wyss, 1973), к 1926 году он публично отказался от этого представления и отвел роль тревоги эго, объяснив вытеснение как результат беспокойства, переживаемого эго. (Фрейд, 1959/1926; п. 161; Стрейчи, 1959 год; Висс, 1973). Затем «защитные нейропсихозы» (а именно истерия, навязчивые идеи и фобии; Фрейд, 1959/1894) стали понимать как компромиссные формации, достигнутые Эго, хотя и бессознательно (Фрейд, 1959/1937а; стр. 341). ), чтобы защититься от беспокойства, связанного с осознанием причиняющего боль подавляемого материала (Strachey, 1959; Wyss, 1973). Это кардинальное изменение интересно тем, что оно намекает на первоначальный переход Фрейда от строго объективистской модели познания к конструктивистской по мере того, как эго трансмутируется из отчета о реальности в ее арбитр.

Точно так же классическая психоаналитическая концептуализация Фрейдом сопротивления как защиты от болезненных «реальностей» иллюстрирует модернистское стремление к достоверному знанию, включая метафору психоанализа как хирургии или археологических раскопок (1959/1937b, стр. 360). Другими словами, Фрейд (1959/1904), по-видимому, намекает на понимание конструктивной природы опыта, рассматривая сопротивление как часть процесса «игры психических сил… которая одна только и делает возможным понимание поведения в повседневной жизни» (см. стр. 254) и демонстрирующие человеческую склонность конструировать смысл на основе прошлого опыта и интерпретировать прошлое на основе текущего опыта. Фрейд (1959/1912) назвал эту тенденцию «Übertragen» (стр. 312), что можно перевести как «перенести» или «перенести вперед» (Universität München, n.d.), но более известное как перенос. Соответственно Фрейд (1959/1912) называл проявления переноса «стереотипами», «прототипами» или «клише» (стр. 313), которые люди используют для увеличения удовлетворения своих желаний в своих встречах с миром. Неудивительно, что Фрейд (1959/1925) пришел к пониманию сопротивления и переноса как циклически связанных друг с другом, поскольку сопротивление поддерживает перенос, в то время как перенос формирует сопротивление. Фрейд безошибочно заметил их появление в психоанализе, и они были настолько важными и частыми, что стали основой всей психоаналитической деятельности: «Таким образом, можно сказать, что теория психоанализа есть попытка объяснить два наблюдаемых факта, поражающих одно заметно и неожиданно всякий раз, когда предпринимается попытка проследить симптомы невротика до их источника в его прошлой жизни: фактов переноса и сопротивления. в качестве отправной точки своей работы может называть себя психоанализом, хотя он и приходит к результатам, отличным от моих собственных» (З. Фрейд, 19).59/1914б, с.298). Действительно, и по сей день большинство крупных школ психотерапевтической мысли продолжают, по крайней мере, признавать — если не «брать за отправную точку» — два феномена переноса и сопротивления (например, Beutler, et al., 2002; Leahy, 2001; Anderson & Stewart, 1983; Wachtel, 1982).

Пять типов сопротивления Фрейда

Уступив либидо (и присущие ему мотивацию и деятельность) как Эго, так и Ид, а через Эго — Суперэго, Фрейд (1959/1926, стр. 157-160) затем очертил «пять видов сопротивлений, с которыми приходится сталкиваться в анализе» (при этом подчеркивая, что список не является исчерпывающим), три со стороны Эго, одно со стороны Ид и одно со стороны Супер-Эго. , перечисленные соответственно:
#Repression, e.g. формирование реакции, навязчивая идея, фобия (т.е. отрицание или избегание)
#Перенос, (т. е. проекция)
#Выгода от болезни, (т.е. вторичная выгода)
#Принуждение к повторению, (т.е. отыгрывание)
#Чувство вины или потребности для наказания (т.е. самосаботажа)

Все они служат явной цели защиты Эго от чувства дискомфорта, поскольку, как писал Фрейд (1959/1926):

«Эго трудно направить свое внимание на восприятия и идеи, которые у него есть. до сих пор сделал за правило избегать или признавать принадлежащими себе импульсы, совершенно противоположные тем, которые он знает как свои собственные» (стр. 159).

Первые две формы сопротивления работают, чтобы предотвратить попадание материала в сознание, в то время как последние три работают, чтобы удержать материал, которого раньше избегали, вне сознания.

Трактовка сопротивления Фрейдом

Фрейд рассматривал все пять категорий сопротивления как требующие для преодоления большего, чем просто интеллектуальная проницательность или понимание. Он характеризовал психоанализ как включающий три процесса преодоления патогенного сопротивления: «воспоминание, повторение и проработку» (1959/1914а, с. 366), и подчеркивал важнейший компонент «проработки» в процессе изменения: «Это состояние нынешняя болезнь мало-помалу смещается в область и поле действия лечения, и пока больной переживает ее как нечто реальное и действительное, мы должны выполнить терапевтическую задачу, состоящую главным образом в том, чтобы перевести ее обратно в термины прошлого» (стр. 371). Таким образом, проработка позволяет пациентам «познать это сопротивление» и «обнаружить вытесненные инстинктивные тенденции, питающие сопротивление» (стр. 375), и именно этот эмпирически убедительный процесс «отличает аналитическое лечение от любого вида суггестивного лечения» (стр. 376). По этой причине Фрейд (1959/1913) настаивал на том, чтобы терапевты оставались нейтральными, говоря только то, что «абсолютно необходимо, чтобы заставить его [пациента] говорить» (стр. 343), чтобы в переносе пациентов можно было как можно яснее увидеть сопротивление, и становятся очевидными для самих пациентов. Важность для Фрейда проработки в успешном психоаналитическом лечении — и его требование, чтобы сопротивление было признано и переоценено с новым признанием прошлых событий, — таким образом подтверждает предполагаемую Фрейдом неразрывную связь между переносом и сопротивлением («перенос-сопротивление», Фрейд). , 1959/1912; Фенихель, 1945 г.; см. также эмпирическую поддержку у Patton, Kivlighan, Jr., & Multon, 1997), и, возможно, заключает в себе его наследие в области психотерапии.

Сопротивление В наши дни

Что такое сопротивление?

Сопротивление основано на личных автоматических способах реагирования, при которых клиенты как раскрывают, так и скрывают аспекты себя от терапевта или другого человека. Такое поведение возникает в основном во время терапии, при взаимодействии с терапевтом. Это способ избежать и в то же время выразить неприемлемые побуждения, чувства, фантазии и модели поведения.
Примеры причин сопротивления: сопротивление распознаванию чувств, фантазий и мотивов; сопротивление раскрытию чувств к терапевту; сопротивление как способ демонстрации самодостаточности; сопротивление как нежелание клиентов менять свое поведение за пределами терапевтического кабинета; сопротивление как следствие отсутствия эмпатии со стороны терапевта. [ Мессер, С.Б. (2002). Психодинамический взгляд на сопротивление в психотерапии: Vive la Résistance. «Журнал клинической психологии, 58», 157–163. ]
Примерами выражения сопротивления являются отмена или перенос встреч, уклонение от рассмотрения обозначенных тем, забывание выполнить домашнее задание и тому подобное. Это усложнит работу терапевта с клиентом, но также предоставит ему информацию о клиенте.

Сопротивление состояния и черты (ситуативное и характеристическое)

Сопротивление — автоматический и бессознательный процесс. Согласно Ван Денбургу и Кислеру [ Ван Денбург, Т.Ф., и Кислер, Д.Дж. (2002). Перспектива межличностного общения на сопротивление в психотерапии. «Журнал клинической психологии, 58», 195-205. ] , может быть как в течение определенного периода времени (состояние сопротивления), так и может быть проявлением более давних черт или характера (черты сопротивления).
В психотерапии «сопротивление состояния» может возникать в определенный момент, когда запускается вызывающее тревогу переживание. С другой стороны, «сопротивление чертам характера» повторяется во время сеансов и мешает задаче терапии. Клиент демонстрирует модель поведения, не связанного с задачей, что заставляет терапевта испытывать определенный уровень негативных эмоций и познаний по отношению к клиенту. Следовательно, неадаптивная модель межличностного поведения и реакция терапевта мешают задаче или процессу терапии. Это «сопротивление состояния» накапливается во время сеансов, и его лучше всего остановить путем эмпатических вмешательств со стороны терапевта. [ Ван Денбург, Т.Ф., и Кислер, Д.Дж. (2002). Перспектива межличностного общения на сопротивление в психотерапии. «Журнал клинической психологии, 58», 195-205. ]
Вне терапии «сопротивление чертам» клиента проявляется в характерных паттернах межличностного поведения. Часто вызвано типичными моделями общения со значимыми другими людьми, такими как семья, друзья и партнер.

Как терапевты справляются с сопротивлением в психотерапии?

В настоящее время многие терапевты работают с сопротивлением, чтобы лучше понять клиента. Они подчеркивают важность работы с сопротивлением, а не против него. [ Мессер, С.Б. (2002). Психодинамический взгляд на сопротивление в психотерапии: Vive la Résistance. «Журнал клинической психологии, 58», 157–163. ] [ Ван Денбург, Т.Ф., и Кислер, Д.Дж. (2002). Перспектива межличностного общения на сопротивление в психотерапии. «Журнал клинической психологии, 58», 195-205. ] [ Beutler, LE, Moleiro, C., & Talebi, H. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями «Журнал клинической психологии, 58», 207-217. ] Это потому, что работа против сопротивления клиента может привести к контрпродуктивным отношениям с терапевтом. Можно сказать, что чем больше сопротивление оказывается, тем менее продуктивна терапия. Работа с сопротивлением обеспечивает позитивные рабочие отношения и дает терапевту информацию о бессознательном клиента. [ Beutler, L.E., Moleiro, C., & Talebi, H. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями «Журнал клинической психологии, 58», 207-217. ]
Терапевт может использовать контрперенос как инструмент для понимания сопротивления клиента. Чувства, которые клиент вызывает у вас (как у терапевта) своим сопротивлением, подскажут вам, в чем заключается сопротивление. [ Мессер, С.Б. (2002). Психодинамический взгляд на сопротивление в психотерапии: Vive la Résistance. «Журнал клинической психологии, 58», 157–163. ] Очень директивный клиент может заставить терапевта чувствовать себя очень пассивным. Когда терапевт обращает внимание на их пассивные чувства, это может заставить его/ее понять такое поведение клиента как сопротивление, исходящее из страха потерять контроль.

Также может быть полезно выявить сопротивление у клиента. Это может не только способствовать решению проблемы, но также может позволить клиенту подумать и обсудить свое сопротивление и лежащие в его основе когнитивные процессы. Таким образом, клиент принимает активное участие в своей терапии, что может снизить резистентность в будущем. Это также помогает клиенту определить, когда он будет сопротивляться в будущем, и отреагировать на него.

Важное значение для планирования лечения имеют научные исследования, в которых характеристики резистентности рассматриваются как показатели и противопоказания для различных видов вмешательств. Бейтлер, Молейро и Талеби (в печати, как описано в [ Бейтлер, Л.Э., Молейро, К., и Талеби, Х. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями «Журнал клинической психологии, 58», 207-217. ]) проанализировал 20 исследований, в которых изучались различные эффекты директивности терапевта в зависимости от сопротивления клиента, и обнаружил, что 80% (n = 16) демонстрировали, что директивные вмешательства были наиболее продуктивными среди клиентов с относительно низким уровнем состояний или черт характера. как сопротивление, в то время как недирективные вмешательства лучше всего работали среди клиентов, у которых был относительно высокий уровень сопротивления. Эти результаты убедительно подтверждают ценность уровня резистентности как предиктора исхода лечения, а также планирования лечения. [ Бейтлер, Л.Э., Молейро, К., и Талеби, Х. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями «Журнал клинической психологии, 58», 207-217. ] В этих исследованиях когнитивно-поведенческая терапия использовалась в качестве прототипа для директивной терапии, а психодинамическая, направленная на себя или другая терапия, ориентированная на отношения, использовалась в качестве прототипа для недирективной терапии.

Ссылки, связанные в тексте

Ссылки

*Андерсон, К.М. и Стюарт, С. (1983). Преодоление сопротивления: Практическое руководство по семейной терапии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

*Beutler, L.E., Moleiro, C.M., & Talebi, H. (2002a). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями? Журнал клинической психологии, 58 (2), 207-217.

*Beutler, L.E., Moleiro, C.M., & Talebi, H. (2002b). Сопротивление. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость на потребности пациента (стр. 129).-144). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

*Бишофф М.М. (1997). Предикторы сопротивления клиента в консультативном взаимодействии. Неопубликованная докторская диссертация, Университет Иллинойса, Урбана-Шампейн.

*Фенихель, О. (1945). Психоаналитическая теория неврозов. Нью-Йорк: Нортон.

*Фрейд С. и Брейер Дж. (1959). О психическом механизме истерических явлений. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 1, стр. 24–41). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 189 г.3)

*Фрейд С. (1959). Защитные нейропсихозы. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 1, стр. 59–75). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1894 г.)

*Freud, S. (1959). Дальнейшие замечания о защитных нейропсихозах. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 1, стр. 155–182). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1896 г.)

*Freud, S. (1959). Психоаналитический метод Фрейда. В J. Strachey (Ed. & Trans.) Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (том 7, стр. 249).-270). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована в 1904 г.)

*Freud, S. (1959). Формулировки относительно двух принципов психического функционирования. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 4, стр. 13–21). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1911 г.)

*Freud, S. (1959). Динамика переноса. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 2, стр. 312–322). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1912)

*Фрейд С. (1959). Дальнейшие рекомендации по технике психоанализа. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 2, стр. 342–365). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1913 г.)

*Freud, S. (1959). Дальнейшие рекомендации по технике психоанализа: Воспоминание, повторение и проработка. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 2, стр. 366–376). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1914а)

*Фрейд С. (1959). К истории психоаналитического движения. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 1, стр. 287–359). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1914b)

*Freud, S. (1959). Автобиографическое исследование. В J. Strachey (Ed. & Trans.) Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (том 20, стр. 7-70). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована в 1925 г.)

*Freud, S. (1959 г.)). Запреты, симптомы и тревога. В J. Strachey (Ed. & Trans.) Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (том 20, стр. 75–175). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована в 1926 г.)

*Freud, S. (1959). Вопрос мирского анализа. В J. Strachey (Ed. & Trans.) Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (том 20, стр. 183–250). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована в 1926b)

*Freud, S. (1959). Анализ конечный и бесконечный. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 5, стр. 316–357). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1937 г.)

*Freud, S. (1959). Конструкции в анализе. В сборнике статей Э. Джонса (ред.) и Дж. Ривьера (пер.) (том 5, стр. 358–371). Нью-Йорк: Основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1937 г.)

*Gabbard, G. O. (2001). Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. В WJ Livesley (Ed.), Справочник по расстройствам личности: теория, исследования и лечение. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

* Хергенхан, Б. Р., и Олсон, М. Х. (2003). Введение в теории личности (6-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

*Лихи Р.Л. (2001). Преодоление сопротивления в когнитивной терапии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

*Миллер, В. Р., и Роллник, С. (2002). Мотивационное интервью (2-е изд.). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

* Паттон М. Дж., Кивлиган мл. Д. М. и Маттон К. Д. (1997). Исследовательский проект психоаналитического консультирования штата Миссури: связь изменений в процессе консультирования с результатами клиентов. Журнал консультативной психологии, 44 (2), 189-208.

*Phares, E.J., & Chaplin, W.F. (1997). Психоаналитическая теория: фрейдистская революция, инакомыслие и пересмотр. «Введение в личность», 4-е изд. Эддисон-Уэсли.

*Поппер, К.Р. (1992). Реализм и цель науки. Нью-Йорк: Рутледж. (Оригинальная работа опубликована в 1956 г.)

*Strachey, J. (1959). Введение редактора. В J. Strachey (Ed. & Trans.) Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (том 20, стр. 77–86). Лондон: Хогарт Пресс.

*Туркат, И.Д. и Мейер, В. (1982). Поведенчески-аналитический подход. В PL Wachtel (Ed.) Сопротивление: психодинамические и поведенческие подходы. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

*Universität München (без даты). Получено 2 июля 2004 г. с http://dict. leo.org/?p=1ZRX..&search=uebertragen

*Wachtel, PL (1982). Сопротивление: психодинамический и поведенческий подходы. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

*Уинстон Б., Самстаг Л.В., Уинстон А. и Муран Дж.К. (1994). Защита пациента/вмешательство терапевта. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 31(3), 478-49.1.

*Волицкий Д.Л. (2003). Теория и практика традиционного психоаналитического лечения. В А. С. Гурман и С. Б. Мессер (ред.) Основные психотерапии (2-е изд., стр. 24-68). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

*Висс, Д. (1973). Психоаналитические школы от начала до настоящего времени (G. Onn Trans.). Нью-Йорк: Аронсон. (Оригинальная работа опубликована в 1961 г.)

Сопротивление социальному влиянию: объяснения и оценка

Какие невидимые социальные силы влияют на наше поведение или мышление? Почему мы действуем и взаимодействуем с другими именно так, а не иначе? Исследования социального влияния в психологии проливают свет на невидимые влияния, влияющие на нашу повседневную жизнь. Он также изучает сопротивление социальному влиянию и психологические факторы, влияющие на него.

  • Сначала ответим на вопрос «Что значит сопротивление социальному влиянию?».
  • Далее мы обсудим два объяснения сопротивления социальному влиянию.
  • После мы ответим: «Существуют ли психологические факторы, влияющие на устойчивость к социальным воздействиям?».
  • После этого мы обсудим локус контроля.
  • И, наконец, ответим: «Как можно оценить устойчивость к социальному влиянию?».

Сопротивление социальному влиянию: определение

Многие вещи влияют на наши мысли, убеждения и действия. Когда мы разговариваем с семьей, общаемся с друзьями, смотрим телевизор или просматриваем социальные сети, мы уязвимы для социального влияния.

Социальное влияние означает воспринимаемое социальное давление со стороны общества или других лиц или групп, которое влияет на чьи-либо убеждения или действия.

Вам может понравиться определенная песня или тип музыки. Однако ваши друзья высмеивают это, как и многие аккаунты в социальных сетях, на которые вы подписаны. Вы можете начать преуменьшать свою привязанность к этой музыке или перестать ее слушать. В этом сила социального влияния.

Рис. 1 — Группа подруг.

Можно ли стоять твердо, когда мы слышим эти противоположные мнения? Как противостоять их влиянию?

Сопротивление социальному влиянию относится к способности человека ограничивать социальное влияние на него.

Примером сопротивления социальному влиянию может быть отказ от давления со стороны сверстников, например, отказ пойти в парк, даже если ваши друзья хотят, чтобы вы этого сделали, даже если вам этого не хочется. Или вы продолжали слушать песню, которая вам искренне нравится, несмотря на мнение окружающих.

Каковы два объяснения сопротивления социальному влиянию?

Когда мы оказываемся в ситуациях, когда действуем вопреки своим инстинктам, мы часто задаемся вопросом, почему. Есть несколько причин, по которым мы могли так поступить.

Двумя основными факторами, влияющими на устойчивость к социальному влиянию, являются социальная поддержка (Asch, 1951) и локус контроля (Rotter, 1966).

Социальная поддержка

Социальная поддержка может позволить людям сопротивляться нормативному социальному влиянию, заставляя их чувствовать себя менее одинокими, когда они идут против группы большинства, тем самым уменьшая давление, чтобы соответствовать. Это также может помочь в борьбе с информационным социальным влиянием, подтверждая мысли и идеи человека и уравновешивая информацию, представленную группой большинства.

Социальная поддержка — это когда кто-то чувствует себя уполномоченным, выступая вместе против власти, или когда другие разделяют или поддерживают его убеждения или действия.

Социальная поддержка может быть, когда друг встает на вашу сторону в разногласии с другими или остальной частью вашей группы друзей.

Вы слышите, как популярная группа студентов использует уничижительный расистский термин. Вы знаете, что такое поведение неправильно и должно быть остановлено, но вы боитесь выступить против группы студентов с такой большой популярностью и социальной властью. Однако, когда другой ученик признается, что разделяет ваши опасения, вы внезапно осмеливаетесь заговорить.

Психологические факторы, влияющие на устойчивость к социальному влиянию

Мы упомянули один важный психологический фактор, влияющий на нашу устойчивость к социальному влиянию: локус контроля . То, как мы интерпретируем природу контроля в нашей жизни, может заставить нас действовать по-другому. Мы можем пойти на больший риск или сделать более смелый выбор, если чувствуем, что контролируем свою жизнь и судьбу. Мы могли бы чувствовать себя более уверенно в своем выборе и испытывать меньше беспокойства и беспокойства. И наоборот, если мы чувствуем, что контроль над своей жизнью или судьбой в значительной степени не в наших руках, мы можем чувствовать себя бессильными, подавленными, нерешительными или бояться рисковать. Давайте посмотрим на локус контроля в отношении сопротивления социальному влиянию.

Локус контроля и сопротивления социальному влиянию

Роттер (1966 ) предложил идею, известную как « локус контроля », чтобы описать, как люди воспринимают степень контроля над своей жизнью. Люди с внешним локусом контроля верят, что внешние силы влияют на большую часть их жизни. С другой стороны, люди с внутренним локусом контроля считают, что их действия являются главной движущей силой в их жизни, и поэтому они в большей степени способны противостоять социальному влиянию.

Человек с внутренним локусом контроля может быть человеком, который считает, что пока кто-то усердно работает, честен и добродушен, он будет жить легкой жизнью, где его работа будет вознаграждена. И наоборот, они также будут верить, что с людьми случаются плохие вещи из-за их ошибочных действий и решений. Такому типу людей будет легче сопротивляться социальному влиянию, так как они верят в свою силу и решения.

Человек с внешним локусом контроля может полагать, что жизнь в основном основана на удаче или последствиях действий высших сил, таких как правительство, крупный бизнес или чрезвычайно богатые люди. Они считают, что многие люди работают изо всех сил, но никогда не пользуются такими же благами, как люди, рожденные в богатстве. Они могут думать, что плохие вещи случаются с людьми из-за обстоятельств, таких как место рождения, семья и т. д. Этот тип людей менее склонен сопротивляться социальному влиянию.

Рис. 2 — Напряженный портрет женщины.

Сопротивление социальному влиянию: оценка

Многие исследования демонстрируют силу социальной поддержки в сопротивлении. Asch (1951) обнаружил, что конформизм участников резко снижался, когда им давали сообщника для социальной поддержки, который соглашался с их ответами на линейное задание и отвергал ответы других сообщников, что свидетельствует о сопротивлении социальному влиянию.

Кроме того, Milgram (1974) обнаружил, что участники, получившие задание применять электрошок к людям, гораздо реже применяли электрошок в группе с двумя сообщниками для социальной поддержки (против электротока). Это потому, что союзники поддержали желание участников не подчиниться авторитетной фигуре, которая отдала им приказ нанести удар током.

Локус контроля является важным элементом сопротивления социальному влиянию. Oliner & Oliner (1998) изучал группу неевреев, переживших Вторую мировую войну, некоторые из которых помогали евреям, а другие присоединились к нацистскому режиму. Те, кто выступал против нацистов, как правило, имели высокий внутренний локус убеждений о контроле.

Спектор (1983) хотел определить, коррелирует ли локус контроля с соответствием. Он попросил 107 студентов пройти тест Роттера на тип контроля и обнаружил, что тем, у кого тип внутреннего контроля, легче сопротивляться социальному влиянию.

Локус контроля — это бинарный взгляд на вещи. Большинство людей знают, что внутренние и внешние факторы влияют на их жизнь, но их определение локуса контроля не отражает этого.

Сопротивление социальному влиянию — основные выводы

  • Сопротивление социальному влиянию относится к способности человека ограничивать социальное влияние на него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *