Составьте схему социальные качества личности: КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ это

Содержание

Урок обществознания в 10-м классе. Базовый уровень по теме «Человек в системе социальных связей»

Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Презентация.

— Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:

Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев.

Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

— А вы можете сказать, что такое человек?

— Что станет темой нашего урока? Человек:

— Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?

— Итак, тема урока «Человек в системе социальных связей».

II. Цель и задачи урока.

— Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).

— А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.

П л а н:

1. Биологическое и социальное в человеке.

2. ? (Личность).

— На уроке вы будете работать в группах.

Критерии оценивания работы группы:

  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение сотрудничать с группой;
  • умение выражать своё мнение.

III. Изучение нового материала.

— Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке — противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено

Задание 1

  • 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
  • 2 группа — биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.

По ходу работы заполнить таблицу:

 

— Проверим Таблицу.

— Сделайте вывод. Человек — особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

— Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.

Задание 2

— Оцените следующие суждения и сделайте вывод.

1) Тип современного человека homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т. д. Поэтому разум является сущностью человека.

2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.

— Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны — убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).

Задание 3

— При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.

1 группа

1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)

2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)

3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества — разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (Индивид)

— Одно из определений записать.

2 группа

1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (

Индивидуальность)

2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)

3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)

— Одно из определений записать.

Задание 4

— Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная

  • 1 группа — индивидуальность, 2 группа — индивида
  • 1 группа — индивидуальность — высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
  • 2 группа — индивида — глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)

Задание 5

-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Что ты ищещь, Диоген?». «Ищу человека», отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

— Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?

П л а н:

1. Биологическое и социальное в человеке.

2.Личность.

— Слово «личность» первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.

Задание 6

— Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).

  • способность делать выбор (сила воли, характер)
  • несет ответственность за свои дела, поступки
  • трудолюбие
  • целеустремленность
  • творческий подход к жизни
  • неудовлетворенность существующем положением
  • стремление к совершенствованию, к развитию
  • самообразование, самовоспитание
  • проявление активности
  • независимость
  • инициатива
  • предприимчивость
  • своё мнение

Задание 7

 — Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?

Личность — человек с социально значимыми качествами.

Личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).

Личность — социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.

— Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?

— Одно из определений записать.

Задание 8

— Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй — 2 группа.

— Первое значение понятия «личность» выражает сущность человека — самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.

— Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).

— Какое из определений личности отражает оба подхода?

Задание 9

— Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.

Структура личности

  • Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
  • Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
  • Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)

— Легко ли быть личностью?

— Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность — это непрекращающееся усилие.

Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.

Задание 10

— Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?

— Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них «Личностью» (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.

— Как Вы понимаете разницу между понятиями «человеческая личность» и «Личность» (с большой буквы)?

— Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.

— А себя вы можете назвать личностью и почему?

— Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.

Задание 11

— Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.

1 группа

1. Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник. В.Шекспир

2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер

3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери

4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский

5. П.И.Чайковский писал: «:в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна».

6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский

2 группа

1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.

2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ

3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо

4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок

5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр

6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах

Факторы формирования личности.

1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе — других).

2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).

3. Сам человек.

Пути:

— деятельность

— общение

— творчество

— Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

IV. Закрепление изученного.

Задание 12

1 группа

Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

«Человек — это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая — инициативой, от бегемота — беспокойством, а от муравья - размерами».

(Человек — двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).

2 группа

А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».

Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.

(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).

Задание 13

1 группа

Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.

«Индивидуальность — это неповторимый набор красок для шедевра под названием «Личность», но еще вовсе не сам шедевр».

2 группа

Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.

И.Кант говорил о личности «Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».

(Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека — честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).

Задание 14

— Выполните тест.

Тест

1. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты

Б) обладает потребностями

В) не зависит от природных условий

Г) обладает членораздельной речью

2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:

А) биологические особенности

Б) тип нервной системы

В) жизненный опыт

Г) состояние здоровья

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А) Человек есть природный, биологический факт.

Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения:

А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б) Новорожденный человек еще не является личностью.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»?

А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.

Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)

V. Итог урока

— Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?

«Человек — всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он — тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.

:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно:» Вывод: — Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: «Что такое человек?». Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет «веком человека». Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.

Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе «Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая» И.Ефремов.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014) — § 4. Социальная сущность человека

§ 4. Социальная сущность человека

Как в человеке сочетаются природное и социальное? Каким образом формируются социальные качества, что этому способствует?

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала мудрецов, художников, мыслителей всех эпох. Не завершены споры о человеке до сих пор, да и вряд ли могут быть завершены когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762—1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

Биологическое и социальное в человеке

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек не только результат биологической эволюции, но и продукт развития общества. При этом общество заметно влияет на поведение человека.

Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее, эти черты ослабевают в своих проявлениях. Однако у социальных правил человеческого поведения есть биологическая основа в виде механизма внутреннего торможения.

И всё же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Так, сегодня не вызывает сомнения, что социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. Вместе с тем данные генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности. Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Социальные качества личности

Обычно понятием «личность» определяются общественные свойства человека.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей.

Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи и др.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от её членов одних действий (беспрекословное подчинение старшим, жёсткое разделение хозяйственных функций, тесно связанное с обычаями, традициями и пр.), в современном обществе — других (готовность к равноправному сотрудничеству, взаимопонимание, забота, основанная на любви, и т. п.).

Или сравните, например, роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Самосознание и самореализация

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей и формирования социальных качеств, важным является самосознание и самореализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908—1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

Словарь

Личность — человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.

Человек — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Практические выводы

1. В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человеческого в человеке, понять для себя, в чём смысл жизни, какие цели достойны человека, а какие нет. Подумайте, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего нужно стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?

2. Помните, что человек — открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы — занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов.

3. Размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.

Документ

Из работы русского философа С. Л. Франка (1877— 1950) «Смысл жизни».

Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п., но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы — и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное — жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!

И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой « страусовой политике ».

Вопросы и задания к документу

1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, «волнует» и «мучает» человека? 2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни? 3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и то, что человек смертен? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность? 4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента? 5. Почему многие люди всё-таки считают нужным «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность « страусовой политики » ?

Вопросы для самопроверки

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?» 2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»? 3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо? 4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Задания

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?»

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

3. Составьте схему «Социальные качества личности».

4. Подготовьте проект на тему «Сильная личность».

Мысли мудрых

«Человек — единственное животное, которое краснеет или, при определённых обстоятельствах, должно краснеть».

М. Твен (1835—1910), американский писатель

12 Привязочные таблицы черт характера для начальной и средней школы

Умение определять и понимать черты характера внутри и снаружи может помочь читателям улучшить общее понимание. Когда дети маленькие, черты характера часто четко прописаны в тексте. Однако по мере того, как они переходят к более продвинутому чтению, им нужно научиться делать выводы из диалогов и действий. Разместите эти якорные диаграммы черт характера, чтобы ваши ученики знали, на что обращать внимание при чтении.

1. Внутри и снаружи

Этот постер внутри и снаружи — одна из самых популярных якорных диаграмм черт характера. Если вы не готовы к художественному оформлению, вместо этого возьмите бесплатную распечатку здесь.

Источник: Хайди Робертс/Pinterest

2. Действия и диалоги

Напомните учащимся, что им придется внимательно изучить текст, чтобы узнать о персонажах, в том числе проанализировать, что они говорят и делают.

Дополнительные сведения: Действия и диалоги/привязочные диаграммы ELA

3. Эмоции и черты

Для детей важно уметь отделять временные эмоции от черт, продолжающихся . На этой диаграмме представлены два замечательных вопроса, которые учащиеся могут задать себе во время чтения.

РЕКЛАМА

Подробнее: Ловушка для учителя

4. Говорит, Делает, Думает, Чувствует

Если учащиеся во время чтения будут помнить о четырех вещах: что персонажи думают, делают, говорят и чувствуют, им будет легче. выявить черты каждого из них. Это хорошая якорная диаграмма для учащихся начальной школы.

Узнайте больше: Простое обучение

5. Чувства, диалог, действия, мысли

Ученикам средних и старших классов также могут быть полезны якорные диаграммы черт характера. Нам нравится чистый внешний вид и подробные примеры на этом.

Узнать больше: Снимки верхнего уровня

6. FAST

Аббревиатура FAST — еще один способ запомнить, как анализировать черты персонажа. Помогите своим ученикам составить свои собственные якорные диаграммы черт характера, используя этот формат для книги, которую вы сейчас читаете в классе.

Подробнее: Улыбки и солнце

7. Черты характера и антонимы

Если детям трудно найти слова, которые им нужны для определения более тонких черт, попробуйте эту таблицу антонимов. Это хороший способ отметить, что большинство персонажей также представляют собой смесь положительных и отрицательных черт.

Подробнее: Создание связей

8. Персонажи могут меняться

Как будто черты характера недостаточно сложны, многие персонажи меняются и растут со временем. Предложите учащимся следить за развитием событий во время чтения.

Узнайте больше: Персонажи могут меняться/Таблицы привязок ELA

9. У персонажей тоже есть чувства

Хотя чувства и эмоции отличаются от самих черт характера, они могут помочь нам узнать больше о деталях персонажей. Например, если персонаж часто чувствует себя счастливым, когда делится с другими, одной из его черт может быть «щедрость».

Подробнее: Miss DeCarbo

10.

Я знаю это, потому что…

Очень важно, чтобы дети могли привести примеры, демонстрирующие выявленные ими черты. Если они говорят, что персонаж является сильным лидером, они должны указать места в тексте, где действия персонажа подтверждают это. В этой таблице дети должны указать как черты характера, так и примеры, заполнив пустое место: «Я знаю это, потому что…»

Подробнее: У костра

11. Развивайте идеи о персонаже

Для детей, которым трудно углубиться в более сложные тексты, чтобы определить черты, попробуйте эту таблицу. В нем содержатся полезные вопросы и подсказки, которые помогут учащимся обдумать прочитанное.

Подробнее: Crafting Connections/Pinterest

12. Семинар для читателей

Нам нравится идея, когда дети создают свои собственные якорные таблицы черт характера во время семинара для читателей. Узнайте, как это делает один учитель, по ссылке.

Узнайте больше: Класс миссис Паттон

Ищете другие идеи? Ознакомьтесь с 40 обязательными якорными таблицами для обучения письму.

Кроме того, подпишитесь на наши бесплатные информационные бюллетени, чтобы быть в курсе всех последних советов и идей по обучению!

Мгновенное получение лучших якорных диаграмм черт характера

Что описывает персонаж в рассказе? Как мы узнаем их ключевые черты? Почему, если вообще, важен цвет их глаз? Хотя последний вопрос может быть задан учащимся старших классов, знание ответов на первые два имеет решающее значение для развития понимания прочитанного и в младших классах.

Персонажи являются одним из основных элементов истории, и большинству учащихся нужна помощь, чтобы определить их черты. В этом им поможет якорная диаграмма.

Мы покажем вам, какие типы таблиц привязки черт характера существуют и как их легко загрузить с помощью Teach Simple.

Содержание

  • Типы черт характера Анкерные таблицы
  • Ресурсы Teach Simple
  • Якорная таблица черт характера Идеи и вдохновение
  • Бесплатные ресурсы с якорной диаграммой черт характера
  • Якорная таблица элементов хорошего характера
  • Заключительные мысли
  • Дополнительные ресурсы по якорным диаграммам

Типы черт характера Якорные диаграммы

Все якорные диаграммы в целом должны быть описательными и визуально привлекательными. Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся визуализировать информацию, которую вы представляете в классе, чтобы у них было что-то, к чему они могли бы вернуться в качестве напоминания.

Якорные диаграммы персонажей ничем не отличаются. Вы можете найти различные типы якорных диаграмм анализа персонажей, которые фокусируются на развитии персонажей, отношениях персонажей, описании персонажей и других аспектах характеристики. Тем не менее, наиболее распространенными типами являются:

  1. Привязка внутренних и внешних черт характера
  2. Якорная таблица черт характера и чувств
  3. Анкерная таблица контрастных черт

Черты характера внутри-снаружи Базовая таблица

Якорная диаграмма внутренних и внешних черт характера состоит из трех вертикальных сегментов. Средний представляет собой изображение персонажа, разделенного пополам, чтобы представить внутренние и внешние черты персонажа. Якорную диаграмму можно организовать в виде таблицы:

Первый сегмент Второй сегмент Третий сегмент 901 20
Внутренние черты (характеристики и черты характера) Рисунок персонажа Внешние черты (физическое описание персонажа)

Источник: Pinterest

Привязка черт характера к чувствам 9 0107

Якорная таблица черт характера и чувств используется, чтобы помочь учащимся сравнить чувства с характеристиками персонажа рассказа. Он должен предоставить учащимся наглядное пособие для понимания разницы между сохраняющейся чертой (например, застенчивостью) и временным чувством (испугом).

Источник: Pinterest

Якорная диаграмма контрастных черт характера

Анкерная диаграмма контрастирующих черт характера — самый интерактивный из трех типов. Вы можете составить список различных черт, и ваши ученики могут работать вместе, чтобы выбрать контрастирующих персонажей.

Речь идет не только об обнаружении антонимов, но и о характеристиках, которые не сочетаются друг с другом и редко встречаются у одного и того же персонажа.

Вы также можете создать якорную диаграмму, которая поможет учащимся сравнивать и сопоставлять символы, выделяя то, что делает их одинаковыми и что отличает их.

Источник: Pinterest. от детского сада до третьего класса. Он включает в себя две полные таблицы привязок, а также две неполные версии для заполнения учащимися.

Загрузить здесь

Якорная таблица сказок

Первый в очереди

Этот пакет якорных диаграмм также идеально подходит для учащихся от детского сада до третьего класса. Он включает одну страницу с описанием элементов, встречающихся в сказках, и одну страницу с описанием найденных элементов. в баснях, а также дополнительные неполные страницы для каждого, чтобы учащиеся могли заполнить пробелы.

Скачать здесь

Черты характера Якорная таблица Идеи и вдохновение

Изучение характера кота Пита

Работа детского сада

Эта якорная диаграмма хороша тем, что в ней показан пример изучения характера очаровательного кота Пита. Поскольку это персонаж, учащиеся уже хорошо знают, они смогут связать то, что они наблюдали о персонаже из книг о коте Пите или телешоу, и как они могли бы сделать аналогичные наблюдения о других персонажах.

Найдите это здесь

Эмоции и черты характера

Мы учителя

Черты характера более фиксированные, а эмоции мимолетны. На эмоции, которые испытывает персонаж, могут влиять его черты, но эмоции может испытывать любой персонаж. Это может сбить учащихся с толку, поэтому эта якорная диаграмма полезна для разъяснения различий. Он определяет эмоции и черты и приводит примеры каждого из них.

Найти здесь

Черты персонажей интерактивной записной книжки

Старшие элементарные снимки

Это очень забавно, потому что помещается прямо в записную книжку ученика и имеет маленькие окошки для каждой категории «чувств», «действий», «мыслей» и «диалога». Интерактивный характер делает эту якорную диаграмму более запоминающейся и привлекательной, а также помогает учащимся сосредоточиться на одной категории характеристик за раз.

Найдите это здесь

Селфи персонажей

Элизабет Вудрам – ресурсы и книги для учителей

Так креативно! В якорной диаграмме черт характера этой учительницы есть глупое селфи, а также несколько прилагательных, описывающих ее, и поведение, которое она делает, демонстрируя, почему имеет смысл приписывать ей эти качества. Это может быть сделано для каждого ученика в классе!

Найти здесь

Черты отличного одноклассника

Джоэль Йи Линг

Это довольно круто, потому что описываемый персонаж — идеальный одноклассник… два урока в одном! Также очень полезно включить категорию с подробным описанием того, чем этот персонаж «не является». Иногда полезно что-то понять, описав характеристики, которые не соответствуют персонажу или идее.

Найти здесь

Базовая таблица простых черт характера

MergVince

Эта простая якорная диаграмма фокусируется только на внутренних качествах персонажа, дает несколько быстрых примеров и объясняет, как определяются эти качества. Иногда меньше значит больше!

Найти здесь

Углубленная якорная таблица FAST

Мы учителя

Эта якорная таблица описывает и иллюстрирует аббревиатуру «FAST», обозначающую черты характера. FAST означает «Чувства», «Действия», «Высказывания» и «Мысли». Запоминание «БЫСТРО» может помочь учащимся быстро вспомнить различные компоненты, составляющие черты характера.

Найти здесь

Пустая якорная диаграмма FAST

The Teaching Texan

Вот пример пустой якорной диаграммы, основанной на аббревиатуре FAST, обозначающей черты характера. На диаграмме используются простые значки для передачи каждого значения. Учащиеся могут индивидуально или всем классом заполнить примеры для каждой категории. Это будет хорошо работать для перечисления общих примеров, а также для разбивки конкретных отдельных символов.

Найти здесь

STEAL Anchor Chart

STEAL, еще одна аббревиатура для обучения чертам характера, расшифровывается как «Говорит», «Думает», «Эффекты», «Действия» и «Взгляд». По сравнению с FAST, STEAL исключает чувства и добавляет в список черт персонажа внешний вид, а также эффекты на себя или других персонажей.

Найти здесь

Черты характера и антонимы

Деб Хэнсон | Создание связей

Иногда бывает сложно придумать описательные слова ни с того ни с сего. Может быть очень полезно задавать вопросы или/или. Этот персонаж старый или молодой? Серьёзно или глупо? Храбрый или робкий? В этой якорной таблице перечислены многие вопросы типа «или/или», которые учащиеся должны задать себе при оценке черт характера.

Найдите это здесь

Связь черт характера с темой

Просто миссис Джонс

В этой простой таблице перечислены черты характера в столбце, и они соединены с соответствующим столбцом возможных тем. Таблица заканчивается обобщением идеи о том, что распознавание черт может помочь вам найти тему. Эта концепция может помочь студентам анализировать литературу, а также создавать свои собственные.

Найти здесь

Привязка интерактивных черт характера

Глубоко в сердце чтения

Нарисованная в большой тетради и размещенная на большом мольберте, эта якорная таблица черт характера приглашает учащихся к участию. Есть три столбца для персонажей, эмоций и слов, оставляя место для студентов, чтобы разместить многоразовые стикеры и ламинированные стикеры. Наклейки со смайликами — это забавное прикосновение, которое позволяет учащимся понимать эмоции с первого взгляда.

Найдите здесь

Черты характера в виде эмодзи

Адриенн Тич

Говоря об смайликах, эта якорная диаграмма черт характера отображает различные лица смайликов и перечисляет возможные черты характера, которые можно отнести к каждому выражению лица. Это творческий, веселый и визуально привлекательный инструмент в классе.

Найти здесь

Черта характера: Доброта

Яблоки и бананы Образование

Характеристика «доброта» подробно описана в этой якорной таблице. В двух отдельных столбцах подробно описывается, как доброта выглядит в действии, а также как доброта звучит на слух. Например, доброта выглядит так, будто все включены, и звучит как фраза «не хочешь с нами поиграть?»

Найти здесь

Бесплатные черты характера Якорная диаграмма Ресурсы

Более 200 слов черт характера

Черты характера для печати
9000 2 Primary Paradise

Эта печатная форма дает учащимся место для мозгового штурма как внешних, так и внутренних черты и место для изображения персонажа.

Найти здесь

Элементы хорошего характера Таблица привязки

Четко отображаемый заголовок

Любая хорошая якорная диаграмма должна начинаться с четко отображаемого заголовка, позволяющего учащимся понять, какую тему будет охватывать информация в якорной диаграмме. Примером заголовка для якорной диаграммы черт характера может быть Черты характера для кота Пита .

Цель обучения

В дополнение к заголовку якорная диаграмма почти всегда должна включать цель обучения. Цель обучения описывает, что учащийся должен извлечь из материала. Так что это может показаться более подробным продолжением названия. Например, Как бы вы описали кота Пита?

Разбить

Отсюда якорная диаграмма может при необходимости разбиваться на отдельные категории. Наш пример для кота Пита может включать разные столбцы для разных категорий черт характера, таких как Чувства, Действия, Высказывания и Мысли .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *