Праздник души с грузинским колоритом в спектакле «Ханума»
06.02.2019
- Главная »
- Пресса »
- 2019 »
- Праздник души с грузинским колоритом в спектакле «Ханума»
Этот спектакль замешан на любви. Это бесспорно. На любви к Грузии, на любви к жизни, на любви мужчины и женщины, на любви к чистой театральной традиции и к зрителю. Эту историю можно «прочитать», почувствовать и насладиться при абсолютно любой подготовленности. Тот, кто видел знаменитый фильм-спектакль Товстоногова, в новых красках переживет всеохватывающую атмосферу родства с союзными народами, когда многонациональность не была конформистской идеей и декларацией, а была состоянием души.
Праздник – это особое состояние души, его все труднее ощутить, будучи взрослым. Нам постоянно что-то в этом мешает. На «Хануме» это состояние возникает. Спектакль проникает без помех в самое сердце – как надвременно проникают в него классическая музыка, стихи великих поэтов, народная мудрость сказок. И ничто не мешает этому празднику: здесь можно почувствовать себя ребенком с открытым сердцем и удивляющейся душой.
По всем законам праздника, когда самое восхитительное – это его предчувствие, ожидание, – герои возникают постепенно, мы их очень ждем и – о чудо! – они появляются. Сначала мы ждем Хануму (и не напрасно, ее игра, одновременно виртуозная и удивительно органичная, никого не может оставить равнодушным!), затем одной невесты, потом другой. Нас не обманывают! Нет утрированных, анекдотических «грузинских атрибутов» – накладных усов, огромных носов и кепок – только акцент, великолепные костюмы и атмосферный дворик Тифлиса 19 века с резными балкончиками. Но тосты, любовь к вину и неподражаемое отношение к женщине, фирменный взгляд, который стремится завладеть женщиной без остатка – все это гораздо больше, на самом деле, рассказывает о Кавказе.
Такая простая радость бытия передана в этой истории, с такой жаждой и восхищением, как, быть может, передал ее в своем кино – «Трилогии жизни» итальянец Паоло Пазолини. Нет бьющих в глаза, в уши и по нервам спецэффектов: громкой музыки, прожекторов, заигрывания с «осовремениванием» классики: только удивительная, искренняя игра актеров, с филигранной мимикой, передающей самые тонкие чувства.
И сражающие маскулинностью танцы в папахах, и эти взгляды на женщину (как на чудо, как на единственную в мире), которые, пожалуй, можно отнести к вымирающему виду в сегодняшней повседневной жизни – все это тоже является очень важной составляющей нашей счастливой картины мира, где всем отведены свои роли, где, «если двое оказываются в клетке, то это уже не клетка, а гнездо».
Музыкальные вкрапления, кажется, возникают в спектакле стихийно и дарят целый спектр эмоций: от уносящего вихря неподдельного восторга лезгинки до замирания сердца от магии движений женских рук, которые исполняют свой отдельный танец и, чудится, вот-вот улетят. И они достоверно рассказывают нам эту грузинскую историю, потому что профессионально и кропотливой правдой поставлены. Только тогда, когда экспрессии слов становится недостаточно, когда сама душа рвется в танец, когда песня рождается из самого духа действа, происходящего на сцене, перерастая слова, тогда лишь музыка продолжает повествование, а не потому что ее появления требует жанр музыкальной комедии
Что еще нужно для безграничного детского счастья? Конечно же шалость! Озорство здесь царит повсеместно: это и искрометная речь Ханумы, ее презрение общепринятых норм, нюханье табака, переодевание в уродливую невесту, чтобы обойти свою конкурентку Кабато; и ехидство Тимоте – слуги князя Вано Пантиашвили, продолжающее традицию в литературе целой плеяды находчивых слуг, которые гораздо умней и сообразительнее своих господ – эдакий тифлисский Труффальдино! И весь этот праздник непослушания, переворачивание традиций и неподчинение социальной и семейной иерархии создает ощущение свободы и полета над условностями жизни.
Эта удивительная грузинская комедия по праву уже стала одной из жемчужин репертуара «У Моста». Вообще Грузия, ее колорит, ее темперамент с этим «взглядом мужчины на женщину» – жизненно необходимы России. Не зря многие великие русские писатели вдохновлялись этой витальностью, жили и творили в Грузии. В Тифлисе написал свою знаменитую комедию «Горе от ума» Александр Грибоедов, здесь же молодой Лев Толстой начал свое первое литературное произведение — повесть «Детство», неисчерпаемым источником вдохновения и настоящей творческой родиной стала Грузия для Михаила Лермонтова, немалое значение она сыграла в судьбе и творчестве А. Пушкина, М. Горького, Б. Пастернака.
Недаром, создавая богатую многонациональную палитру (а в театре есть спектакли с белорусским, украинским, ирландским колоритом), режиссер «Ханумы» Сергей Федотов использовал именно грузинский колорит, чтобы написать праздник, праздник души – спектакль, от которого веет молодостью, неподдельной радостью бытия и непобедимым оптимизмом.
Галина Мельникова
Портал «Новости Перми»
Война и поэзия. Украинские дневники Веры Павловой
Александр Генис: Сегодня в первом эпизоде подкаста «Генис: Взгляд из Нью-Йорка», в сезоне, посвященном культурологическим аспектам войны путинского режима с Украиной, прозвучит беседа с видным поэтом Верой Павловой, автором стихов о войне и жертвах агрессии. Вопрос, который мы обсуждаем – и иллюстрируем, – можно сформулировать так: “Как писать стихи после Бучи?”
Embed shareNo media source currently available
0:00 0:27:30 0:00
Александр Генис: Все знают и часто повторяют особенно теперь слова немецкого философа Теодора Адорно про стихи после Освенцима. Но, чтобы лучше понять эту цитату, ее следует расширить – прочесть в контексте. Знаменитое высказывание Адорно встречается в самом конце головоломного эссе 1951 года под названием “Критика культуры и общества”.
Этот текст только в 2018 году перевела Вера Котелевская, спасибо интернет-ресурсу «Артгид». Вот как звучит этот отрывок:“Даже предельное осознание злого рока грозит выродиться в болтовню. Критика культуры обнаруживает себя на последней стадии диалектики культуры и варварства: писать стихи после Освенцима – варварство, и это подтачивает и само осознание того, почему сегодня невозможно писать стихи”.
Парадоксальность этого высказывания очевидна. Никакие трагедии и войны не мешали писать стихи. Скорее, наоборот: именно исторические катаклизмы порождали новую поэзию. Так, в английской литературной истории есть три пика: елизаветинский золотой век с Шекспиром, “озерные романтики” во главе с Вордсвортом и стихи времен Первой мировой войны, творчество так называемых “окопных поэтов”: Уилфреда Оуэна, Роберта Грейвса, Зигфрида Сассуна. Именно опыт тех страшных лет привел к явлению новой поэтики, которая кардинально разошлась с предыдущей словесностью. Окопная правда похоронила всё романтическое и героическое прежней традиции.
Я привёл этот пример, чтобы поговорить о самой новой поэзии, той, что пишется сегодня о войне в Украине. Поэты были первыми, кто попытался осмыслить этот чудовищный опыт и найти ему выражение в эстетически оформленных высказываниях. Во времена интернета и социальных сетей стихи мгновенно добираются до читателей – как и вести с фронта.
Антивоенная поэтическая антология “Понятые и свидетели”Более того, уже успела выйти первая книга эпохи Украинской войны: антология поэзии “Понятые и свидетели. Хроника военного времени”. Книгу только что выпустили в Тель-Авиве, в издательстве чрезвычайно симпатичного книжного магазина “Бабель”. И это тоже примета нового времени: первый тамиздат, который чутко отреагировал на возвращение цензуры в России.
Названия разделов антологии хорошо описывают ее содержание: “В начале они подожгли небо и землю”, “В год египетских казней”, “Вылететь или остаться”, “Горе прочней, чем камни”.Тут собраны (трудами составителя антологии Ирины Головинской) стихи 28 поэтов, написанные за первые 50 дней войны. Среди авторов замечательный киевский поэт Александр Кабанов, чьих новых стихов, затаив дыхание, каждый день ждет фейсбук. Очень много и других известных имен: Мария Степанова, Иван Давыдов, Юлий Гуголев, Дмитрий Веденяпин, Андрей Бильжо, Алла Боссарт, Роман Лейбов, Линор Горалик, Вадим Жук – и многие другие, которых я меньше знаю.
Вот, например, стихи из Москвы, Аня Красильщик:
а еще вчера сидели
что-то пили,
что-то ели,
говорили: как-то жили,
значит как-то проживем.
пальцы с красными ногтями,
брошенный велосипед.
для чего, зачем, откуда
кто за это даст ответ.
люди волки люди звери
время сжалось. бога нет.
морок душит. воздух сгущен.
вьются тучи. снова снег
Вот еще одно, тоже из Москвы. Платон Матинин:
Рота сдавала в багаж
Айфон,
Сарафан,
Трикотаж,
Сундук,
Ноутбук,
Автокресло…
А плазма в танк не пролезла.
А это наша Катя Капович, из Бостона:
“День был весенний, хороший,
выла сирена в округе
только два раза из рощи”, –
пишет подруга в фейсбуке.
“Похоронили соседку,
сердце её подкачало,
в холмик поставили ветку”, –
пишет она из подвала.
“Господи, в чём мы виною?
Нас убивают. Дай силы.
Город сравняли с землею”, –
пишет она из могилы.
Алексей Цветков читает свое стихотворение “Борщ” на Тартусском фестивале Prima Vista 9 мая 2022 года, за 3 дня до смерти поэтаОтдельно следует сказать о недавно умершем Алексее Цветкове, чьи стихи украшают антологию. Уроженец Украины, он с первого дня войны писал пронзительные стихи о ее трагедии. Знаток и любитель истории Цветков постоянно искал аналогии происходящему: то у Гомера, то у римлян, то в Средневековье. Но сильнее всего для меня прозвучало его совсем простое и бесконечно трогательное стихотворение “Борщ”. Я услышал его в авторском исполнении во время недавней поездки в Тарту, где на литературном фестивале Prima Vista литературоведы Роман Лейбов и Олег Лекманов демонстрировали в записи сегодняшнюю антивоенную поэзию. Цветков в это время уже лежал в больнице, в реанимации, но запись была сделана за несколько дней до того, как он туда попал.
Вот это последнее стихотворение одного из лучших русских поэтов:
Борщ
когда настал конец всему
пожар окрестных рощ
весь горизонт увяз в дыму
а мы варили борщ
мы шум снимали поскорей
мы жгли последний газ
покуда залпы батарей
нащупывали нас
я встал и подошел к окну
где взрывы чуть моргни
где нам кровавую луну
развесили они
уже вертелись как юла
покойники в гробу
и кто-то вскинув два крыла
уже трубил в трубу
оскал обрушенной стены
предсмертный визг котов
и оклик мне из-за спины
садимся борщ готов
мы ляжем вскорости костьми
но борщ не пропущу
не пропадать же черт возьми
хорошему борщу
Смотри также
Ноев ковчег для зверей.
Украинцы бегут с домашними животнымиАлександр Генис: Другой поэтической вершиной военной – или антивоенной – поэзии можно считать стихотворный дневник Веры Павловой. Я слежу за ее стихами с самого начала – со знаменитой дебютной полосы в “Независимой газете”. С тех пор она выпустила полку книг с чудными стихами – всегда изобретательными, необычными, дерзкими, красивыми и элегантными, как античные геммы. Но поэзия последних трех месяцев кажется мне исключительной. Она словно поднялась на верхний этаж, это шедевр Веры Павловой. Я сам видел, как в том же Тарту, в зале, где слушали в записи ее стихи из этого цикла, многие плакали, а ведь это были матерые филологи, которые привыкли расчленять поэзию, а не принимать ее внутрь сырой и беззащитной. Сегодня мы поговорим с Верой Павловой (она сейчас живет в Канаде, в Торонто) о войне и стихах – её и вообще. И, конечно, послушаем отрывки из ее беспрецедентного собрания, где день за днем, час за часом отражались и перевоплощались события в Украине.
Перед нашей беседой Вера прислала мне все 100 военных стихотворений, которые, конечно же, должны составить ее новую книгу. Но начать я предлагаю с тех стихов, которые она прислала мне вчера и написала прямо в почту. Эти стихи годятся в эпиграфы к нашему разговору.
Не смешивай водку и сок томатный,
на взбалтывай правду и ложь.
От пули не спрячешься за цитатой,
иронией кровь не уймёшь.
Что пуле цитата, она же дура.
А кровь – не вода, не вода.
Молчи, военная самоцензура,
иначе сгорю от стыда.
Александр Генис: Вера, мой первый вопрос вынесен в подзаголовок этого выпуска подкаста: как писать стихи после Бучи?
Вера Павлова:
Петь перестал? Писать перестал?
Новости колюще-режущи?
Просто представь, что концертный зал
это бомбоубежище,
с передовой не звонит жених,
нет писем от сына-беженца.
Плачущим пой. Пиши о них.
И, может быть, ты утешишься.
Как-то так. Но – почему после? Буча – нарицательная – творится прямо сейчас, когда мы с вами разговариваем. А это – совсем другая акустика.
Акустика бомбоубежища.
апофеоз войны
сажи золы бурьяна
все до одной черны
клавиши фортепьяно
будем играть на нём
размазывая копоть
под проливным огнем
в чьей-то крови по локоть
Друзья-поэты, особенно в первые дни войны, жаловались на немоту. Я, напротив, писала каждый день. Не узнавая свой голос. Так было давным-давно, в роддоме: схватка проходит, я недоумеваю – кто это только что кричал? А в родблоке кроме меня никого нет.
Просыпаешься – война.
Да какой тут сон,
если спальня спалена,
если дом сожжён,
если город стал золой,
пеплом – стар и млад,
если не смолкает бой
и творится ад.
Может быть, поэтому мариупольский роддом кровоточит в моих стихах сильней всего.
Международный язык –
младенческий лепет.
Спит у груди призывник
Голгофы. Колеблет
воздух взрывная волна.
Противник не выбит.
Путь отрезает война
для бегства в Египет.
Александр Генис: Брехт в начале войны написал стихотворение под названием “Скверное время для поэзии”. Там есть такие строчки: “В моей песне рифма / Показалась бы щегольством”. Что изменила война в вашей поэтике? Тон, голос, регистр, авторский персонаж?
Теперь, на войне, верлибр для меня невозможен
Вера Павлова: Не могу согласиться с Брехтом. Я и до войны старалась отполировать форму до совершенства, и тогда мои стихи были, пожалуй, щеголеваты. Но теперь, на войне, верлибр для меня невозможен. Рассказы беженцев, жертв насилия, жителей украинских городов, под обстрелами хоронящих родных во дворе, врачей, оперирующих в тёмных подвалах… Вот верлибр этих дней. А главный их жанр – интервью.
Не на митинге, не в неволе,
не в убежище, не в бою
я беру интервью у боли.
Главный жанр сейчас – интервью.
Не под бомбами, не в обозе,
не на кладбище, не в строю
сокрушительные вопросы
я самой себе задаю.
Изменился ли мой голос? Да. Лирическое сопрано превратилось в драматическое. Или даже народное полупение-полукрик: голошение.
Единственный твой сынок,
защитник, помощник, друг,
с вокзала придёт без ног,
обнимет тебя без рук,
наполнит стакан без дна,
без глаз оглядит подвал
и скажет: была война,
и я её проиграл.
Местоимения Я стало меньше, ТЫ – больше. Ещё больше стало МЫ, которое в моих прежних стихах включало в себя двоих, а теперь – тысячи и миллионы.
Я – на дно. Кто со мной?
Поздно вещи собирать.
Будем жить под водой,
через дудочку дышать.
Будет тишь. Будет гладь.
Будут будни и труды.
Будем птиц удивлять
музыкой из-под воды.
А местоимение Я стало… гостеприимным, что ли. Этому как раз способствует строгая форма. Размер, рифмы, мелодику – всё это поэт-традиционалист одалживает у языка. Хорошо, по всем правилам сделанное стихотворение кажется нерукотворным, ничьим. Читателю легче его присвоить.
Вы – ура-патриоты,
я – увы-патриот.
Что оставила? Ноты –
шкаф зачитанных нот, –
пианино, могилы,
маму, книги, дела.
Сердце? – Нет, прихватила.
Душу? – Нет, увезла.
Мне кажется, что вот это Я вмещает многих моих друзей, покинувших Россию после 24 февраля. Я очень им сочувствую. Я одна из них.
Все страны, кроме одной.
Что же мы так бездомны?
Встречаемся, мой родной,
около пятой колонны
большого театра войны –
в Эривани, в Тифлисе,
как рыбе зонтик нужны
мировой закулисе.
Александр Генис: Ваш идиосинкратический авторский стиль – принципиально короткие стихи – идеально подходит для военной поэзии: они напоминают “телеграммы души” (был такой жанр у венского писателя, мастера миниатюр Петера Альтенберга). Насколько тесно связаны ваши стихи с реальными событиями? Как они соотносятся с ужасами репортажей? Какие факты пускают в ход ваше поэтическое воображение?
Вера Павлова: Раньше я никогда не писала на злобу дня. Но теперь, когда эта злоба вышла из берегов, некоторые мои стихи прямо откликаются на страшные новости.
На фотографии –
маленький мальчик,
под фотографией –
плачущий смайлик.
Лёгкая лодочка.
Храброе бегство.
Зоркость наводчика.
Вечное детство.
Над его фотографией плакал весь ФБ. Помните?
Это мальчик Саша, красивый, с ровно подстриженной чёлочкой. Над его фотографией плакал весь ФБ. Помните? Его тельце река вернула через несколько дней после прямого попадания снаряда в лодку.
Сердце, слезами залей
пламя пасхальной свечи.
Кровью убитых детей
Враг окропил куличи.
Ангелы сбиты с пути.
В колокол бьёт ПВО.
Ныне Воскресший, прости:
для радости сердце мертво.
А это трёхмесячная Кира, убитая в Пасхальную ночь. Какая кошмарная была в этом году Пасха!
Догорают купель и купол.
Ты не смотришь в глаза беде?
Умирающий Мариуполь:
Богородица на кресте.
Плачут Иоаким и Анна.
Сын снимает Её с креста.
Между ног – рваная рана.
Ты не веришь? Вложи перста.
Александр Генис: Каждой войне нужны свои стихи. И каждая война в определенном смысле опровергает традицию. Скажем, для меня зверства российских солдат в Буче затмили военную поэзию, да и все искусство военной темы, на которой я вырос. “До свидания, мальчики” Окуджавы или “Баллада о солдате” Чухрая никак не вяжутся с тем, что сейчас происходит в Украине.
А ваше отношение к предшественникам изменилось? Кто ваш образец в военной поэзии – был и стал?
Вера Павлова: «Мой товарищ в смертельной агонии» Иона Дегена, «Перед атакой» Гудзенко – «И выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую». Впрочем, для меня и та война говорит верлибром свидетельств и недосягаемым образцом видится «У войны не женское лицо» Алексиевич. Рядом с этим любые стихи грешат щегольством. Кроме, может быть, самых простых:
Что осталось от нашего
дома? Угли, зола.
Похоронено заживо
всё, чем раньше жила.
К такой простоте и стремлюсь.
Будущему малышу,
птицам небесным пища?
Сижу в уголке, пишу
угольком пепелища
родного. Роднее нет.
Май. Четвёртое мая.
В окне кабинета свет:
не выключила, убегая.
И ещё:
Левый плачет об одном,
правый – о другом.
Левый: взорван детский дом.
Правый: где мой дом?
Не кори слезу, слеза.
Колокольный звон,
научи мои глаза
плакать в унисон.
Смотри также
«Агрессия началась с эпохи Екатерины». Взгляд на войну из Барселоны
Александр Генис: Что вам как поэту и как человеку дают эти стихи?
Вера Павлова: Как поэту – то, что всегда дают стихи: возможность формой преодолеть содержание, стройностью – хаос, музыкой – отчаянье. Как человеку – поразительные отклики читателей. ФБ – единственная моя трибуна. Я сразу пишу в ФБ, раньше, чем в блокнот, иногда прямо в ФБ правлю. Никогда со мной такого не было. И – я смотрю, кто поставил лайк. И этого я раньше не делала. А теперь мне это страшно важно: это перекличка нашего отряда. И – мой синодик.
Пока мои стихи — это только «телеграммы души». Радиоперехваты
А какие я получаю письма! Мне пишут: я бежала из обстреливаемого Харькова, взяв с собой только вашу книгу. Или: я хотела выпить горсть таблеток, но подумала, что тогда я не смогу прочесть то, что вы напишете завтра. Под стихами появляются комментарии на разных языках. Особенно дороги комментарии на украинском. «Прочитала ваши стихи и наконец смогла заплакать». На день рожденья я получила невероятный подарок от переводчицы украинского происхождения из Торонто Марины Федак – самодельную книжку, в трёх экземплярах, с её переводами двадцати военных стихотворений на украинский и английский. Такой я хотела бы видеть свою военную книгу – трёхъязычной. Но делать книгу я буду – если буду – только после перемоги. Пока мои стихи – это только, как вы верно подметили, «телеграммы души». Радиоперехваты.
Александр Генис: Сто стихов вашего дневника неизбежно – без воли автора – складываются в сюжет. О чем он рассказывает? Куда ведет?
Вера Павлова: Он рассказывает, как живёт работница глубокого тыла. Которая каждый день слушает Арестовича и Яковину, Солонина и Каца, Гордееву и Наки. Которая каждый день плачет о погибших. Которая лютой ненавистью ненавидит Путина. Которая не знает, сможет ли вернуться домой. Которая надеется, что сюжет ведёт её туда, в Москву, в Измайлово.
Привкус крови во рту.
Погоди, проглочу.
Обживаюсь в аду:
за квартиру плачу,
туго строчки плету,
не срываясь на крик.
Привкус крови во рту:
прикусила язык.
Когда я вернусь… Впору спеть Галича… Когда?
Времени ход черепаший.
Долго ли до перемоги?
Знает ещё не дышавший
голос воздушной тревоги.
Бомбоубежище лона.
Несущие стенки матки.
Нежности тероборона.
Схватки.
Александр Генис: Вы только что вернулись с поэтического фестиваля в Барселоне. Как слушают иностранцы ваши военные стихи на русском языке?
Афиша Барселонского фестиваля поэзии 2020 годаВера Павлова: В Барселону меня пригласили – с вашей, Александр, лёгкой руки – для участия в переводческом слэме. Четыре переводчика перевели два моих стихотворения и на сцене, при публике, задавая мне уточняющие вопросы, отстаивали свой вариант перевода. Формат многообещающий. Но для этого шоу я пожалела свои новые стихи, дала старые.
Интересно другое: в Испании, в пряничной Барселоне, было чудесно, солнечно, мой брат прилетел со мной повидаться, и казалось, я снова могу дышать. Казалось, война отступила. Но стихи там писались всё равно только о войне.
Прием. Бокальчик вина.
Когда ж мы, братцы, поймем,
что льется кровь и она
не станет красным вином,
не станут хлебом тела –
посевы минных полей.
Заплакала. Допила.
– Подлить?
Нет. Впрочем, подлей.
Еще одно:
Допускать правоту Пилата,
понимать и прощать Иуду
не просите меня, не надо, –
не хочу, не могу, не буду,
потому что слова-пароли,
потому что отзывы-рифмы
толерантны до первой крови,
до последней непримиримы.
Александр Генис: Вера, что бы вы сказали вашим украинским читателям? И что – русским?
Вера Павлова: Украинским:
Стала душа могилой,
кровавым кошмаром явь.
Молю тебя, шестикрылый, –
двуглавого обезглавь.
На волоске над бездной
всё, что люблю, чем живу.
Архистратиг небесный,
помоги ВСУ.
Русским солдатам:
Не говори: я стреляю мимо.
Пуля не дура – летит до конца.
Выстрелишь в небо – убьёшь херувима.
Выстрелишь в землю – убьёшь мертвеца.
Птицу. Крота. Стрекозу. Полёвку.
Пуля не дура – найдёт себе цель.
Не слушай комбата – бросай винтовку.
Послушайся маму – забейся в щель.
Русским в рассеяньи:
Будем под прицелами плясать
на колючей проволоке над бездной,
будем русским языком лизать
на морозе занавес железный,
будем огороды городить,
будем, позабыв попытку-пытку,
в сон, как в самоволку, уходить,
в прошлое проситься на побывку.
Всем:
Сколько гробов по плечу
женскому человеку?
Плачу о мёртвых – плачу
пожизненную ипотеку,
трачу кап-кап-капитал.
Мать утешавший «Жено,
не плачь», не Ты ли сказал,
что плачущие блаженны?
Нас легко найти на сайте Радио Свобода. Подписывайтесь на мой подкаст на Spotify, Google podcasts, Yandex music. Включайтесь в беседу: пишите мне в социальных сетях и в аккаунтах «Свободы», а также на всех подкаст-платформах.
Как всегда, ни одно письмо не останется без ответа. До скорой встречи в эфире.
Вой по Allen Ginsberg | Фонд поэзии
Для Карла Соломона
I
Я видел лучшие умы моего поколения, уничтоженные безумием, голодающие истерически голые,
таскаться по негритянским улицам на рассвете в поисках разъяренной заразы,
хипстеры с головами ангелов, горящие за древнюю небесную связь со звездным динамо в машине ночи,
кто в нищете и лохмотьях, с пустыми глазами и под кайфом сидел и курил в сверхъестественной тьме холодных квартир, плывущих по верхушкам городов, созерцая джаз,
кто обнажил свой мозг к Небесам под Эль и увидел мусульманских ангелов, шатающихся по освещенным крышам многоквартирных домов,
кто прошел через университеты с сияющими холодными глазами, галлюцинируя Арканзас и трагедию Блейка среди военных ученых,
которые были исключены из академий за сумасшествие и публикацию непристойных од на окнах черепа,
которые прятались в небритых комнатах в нижнем белье, сжигая свои деньги в мусорных корзинах и слушая через стену Ужас,
кто попал в лобковые бороды, возвращаясь через Ларедо с поясом марихуаны в Нью-Йорк,
кто ел огонь в отелях с краской или пил скипидар в Райском переулке, смерть или очищали свои тела ночь за ночью
со снами, с наркотиками, с кошмарами наяву, алкоголем, членом и бесконечными яйцами,
ни с чем не сравнимые слепые улицы дрожащих туч и молний в разуме, скачущих к полюсам Канады и Патерсона, освещающих весь неподвижный мир Времени Между,
Пейотальная солидность залов, зеленые деревья на заднем дворе, кладбищенские рассветы, винное опьянение над крышами, прилавки магазинов, где веселятся чайные головы, мигает неоновый свет светофора, солнце, луна и вибрации деревьев в ревущих зимних сумерках Бруклина, разглагольствования мусорных баков и добрый королевский свет разума,
которые приковали себя цепями к метро для бесконечной поездки из Бэттери в священный Бронкс на бензедрине, пока шум колес и детей не сбил их с ног, дрожащий рот с разбитым ртом и потрепанный унылый мозг, весь лишенный блеска в унылом свете Зоопарка,
который всю ночь тонул в подводном свете Бикфорда, выплыл и просидел весь день в несвежем пиве в заброшенном Фугацци, слушая роковой треск из водородного музыкального автомата,
которые непрерывно семьдесят часов болтали из парка в площадку, в бар, в Бельвю, в музей, на Бруклинский мост,
потерянный батальон платонических собеседников, прыгающих по крыльцу с пожарных лестниц с подоконников в Эмпайр Стейт с луны,
yacketayakking вопли рвота шепот фактов и воспоминаний и анекдотов и ударов глаз и потрясений больниц и тюрем и войн,
целые умы, извергнутые в общей памяти в течение семи дней и ночей с блестящими глазами, мясо для синагоги, брошенное на мостовую,
исчезнувший в никуда Дзен Нью-Джерси, оставляющий след из двусмысленных открыток с изображением Атлантик-Сити-холла,
страдая восточными потами, танжерским скрежетом костей и мигренями Китая под наркозом в унылой меблированной комнате Ньюарка,
которые бродили в полночь по депо, думая, куда идти, и ушли, не оставив разбитых сердец,
кто закурил в товарных вагонах товарные вагоны товарные вагоны мчатся по снегу к одиноким фермам в дедушкину ночь,
которые изучали телепатию Плотина По, святого Иоанна Креста и боп-каббалу, потому что космос инстинктивно вибрировал у их ног в Канзасе,
которые бродили по улицам Айдахо в поисках дальновидных индийских ангелов, которые были дальновидными индийскими ангелами,
которые думали, что сошли с ума только тогда, когда Балтимор сиял в сверхъестественном экстазе,
который прыгнул в лимузин с китайцем из Оклахомы под влиянием зимнего полуночного уличного дождя в маленьком городке,
кто бродил голодный и одинокий по Хьюстону в поисках джаза, секса или супа, и последовал за блестящим испанцем, чтобы поговорить об Америке и Вечности, что было безнадежной задачей, и поэтому отправился на корабле в Африку,
которые исчезли в вулканах Мексики, не оставив после себя ничего, кроме тени комбинезона, лавы и пепла поэзии, рассыпанных в камине Чикаго,
которые снова появились на Западном побережье, расследуя дела ФБР в бородах и шортах с большими пацифистскими глазами, сексуальными в их темной коже, раздающими непонятные листовки,
которые прожигали сигаретные дырки на руках, протестуя против наркотического табачного тумана капитализма,
которые распространяли памфлеты суперкоммунистов на Юнион-сквер, плача и раздеваясь, пока сирены Лос-Аламоса выли их вниз, и выли вниз по Уолл, и паром Статен-Айленда также выл,
кто плакал в белых спортзалах голый и дрожащий перед машинами других скелетов,
которые кусали детективов в шею и визжали от восторга в полицейских машинах за то, что они не совершали никаких преступлений, кроме собственной дикой кулинарной педерастии и опьянения,
которые выли на коленях в метро и их тащили с крыши размахивая гениталиями и рукописями,
которые позволили трахать себя в жопу святым мотоциклистам и кричали от радости,
которые дули и были дунуты этими человеческими серафимами, моряками, ласками атлантической и карибской любви,
кто баловался по утрам и вечерам в розариях и траве общественных парков и на кладбищах, свободно разбрасывая свою сперму кому угодно,
которые бесконечно икали, пытаясь захихикать, но кончили рыданием за перегородкой в турецкой бане, когда светловолосый и обнаженный ангел пришел, чтобы пронзить их мечом,
которые потеряли своих любовников из-за трех старых мегерей судьбы: одноглазой мегеры гетеросексуального доллара, одноглазой мегеры, которая подмигивает из чрева, и одноглазой мегеры, которая только и делает, что сидит на своей заднице и отрезает интеллектуальные золотые нити ткацкий станок ремесленника,
кто восторженно и ненасытно совокуплялся с бутылкой пива, возлюбленной, пачкой сигарет, свечой и падал с кровати, и продолжал идти по полу и по коридору, и заканчивал тем, что упал в обморок на стене с видением окончательной пизды и кончил, ускользая от последнего гызым сознания,
кто подсластил урывки миллионов девушек, дрожащих на закате, и с красными глазами утром, но готовый подсластить урывок восхода солнца, сверкая ягодицами под сараями и обнаженными в озере,
который бродил по Колорадо в бесчисленном количестве угнанных ночных вагонов, Северная Каролина, тайный герой этих стихов, хулиган и Адонис из Денвера — радость памяти о его бесчисленных связях с девушками на пустырях и задних дворах закусочных, в шатких рядах кинотеатров, на горные вершины в пещерах или с изможденными официантками в знакомых придорожных одиноких нижних юбках, и особенно тайные заправочные солипсизмы кают, и родные переулки тоже,
которые исчезали в огромном грязном кино, переносились во сне, просыпались в неожиданном Манхэттене и выбирались из подвалов, одурманенные бессердечным Токаем и ужасами железных снов Третьей авеню, и спотыкались в бюро по безработице,
которые шли всю ночь в своих ботинках, полных крови, по заснеженным докам, ожидая, когда дверь в Ист-Ривер откроется в комнату, полную парового тепла и опиума,
которые устроили великие суицидальные драмы на многоквартирных скалистых берегах Гудзона под голубым прожектором военного времени луны, и их головы будут увенчаны лавром в забвении,
кто ел тушеную баранину воображения или переваривал крабов на илистом дне рек Бауэри,
которые плакали от романтики улиц с их ручными тележками, полными лука и плохой музыкой,
которые сидели в ящиках, дыша в темноте под мостом, и вставали, чтобы строить клавесины на своих чердаках,
кто кашлял на шестом этаже Гарлема, увенчанного пламенем, под туберкулезным небом, окруженным оранжевыми ящиками теологии,
который всю ночь строчил, качаясь и перекатываясь, над возвышенными заклинаниями, которые желтым утром были строфами тарабарщины,
кто готовил тухлых животных легкие сердце ноги хвост борщ и лепешки мечтая о царстве чистых овощей,
которые погрузились под грузовики с мясом в поисках яйца,
которые бросали свои часы с крыши, чтобы проголосовать за Вечность вне Времени, и будильники падали им на головы каждый день в течение следующего десятилетия,
которые трижды подряд безуспешно перерезали себе вены, сдались и были вынуждены открывать антикварные магазины, где думали, что стареют и плакали,
которые были сожжены заживо в своих невинных фланелевых костюмах на Мэдисон-авеню под взрывы свинцовых стихов, под грохот заправленных железных полков моды, под нитроглицериновые вопли фей рекламы и горчичный газ зловещих интеллигентных редакторов, или вниз пьяными такси Абсолютной Реальности,
кто спрыгнул с Бруклинского моста, это произошло на самом деле и ушел неизвестным и забытым в призрачное оцепенение суповых переулков Чайнатауна и пожарных машин, ни одного бесплатного пива,
которые в отчаянии пели из окон, выпадали из окна метро, прыгали в грязный пассаик, прыгали на негров, плакали на всю улицу, танцевали босиком на разбитых рюмках, разбивали грампластинки ностальгического европейского 1930-х, немецкий джаз допивал виски и рвало со стонами в кровавый унитаз, стоны в уши и взрыв колоссальных паровых свистков,
которые неслись по дорогам прошлого, путешествуя друг к другу к часам хотрод-Голгофа-тюрьма-одиночество или к воплощению бирмингемского джаза,
который ехал по пересеченной местности семьдесят два часа, чтобы узнать, было ли у меня видение, или у тебя было видение, или у него было видение, чтобы узнать Вечность,
которая путешествовала в Денвер, умерла в Денвере, вернулась в Денвер и ждала напрасно, которая наблюдала за Денвером, размышляла и одинока в Денвере и, наконец, ушла, чтобы узнать Время, и теперь Денвер одинок для своих героев,
которые падали на колени в безнадежных соборах моля друг друга о спасении и свете и груди, пока душа на секунду не осветила свои волосы,
которые пронеслись сквозь их мысли в тюрьме, ожидая невозможных преступников с золотыми головами и очарованием реальности в их сердцах, которые пели сладкий блюз Алькатрасу,
которые удалились в Мексику, чтобы культивировать привычку, или в Скалистую гору, чтобы ласкать Будду, или в Танжер, чтобы мальчики, или в Южный Тихий океан, в черный локомотив, или в Гарвард, в Нарцисс, в Вудлон, в гирлянду или в могилу,
которые требовали суда над рассудком, обвиняя радио в гипнозе, и остались со своим безумием, руками и присяжными,
которые закидали картофельным салатом лекторов CCNY по дадаизму и впоследствии представились на гранитных ступенях сумасшедшего дома с бритыми головами и арлекинской речью о самоубийстве, требуя мгновенной лоботомии,
и которым вместо этого давали конкретную пустоту от инсулина Метразол электричество гидротерапия психотерапия трудотерапия пинг-понг и амнезия,
который в безрадостном протесте опрокинул только один символический стол для пинг-понга, ненадолго отдохнув в кататонии,
вернувшись спустя годы по-настоящему лысым, за исключением парика крови, слез и пальцев, к зримой безумной гибели подопечных сумасшедших городов Востока,
Зловонные залы Рокленда и Грейстоуна штата Пилигрим, пререкающиеся с эхом души, качающиеся и катящиеся в полуночном одиночестве, дольмены-скамейки-царства любви, мечта о жизни-кошмар, тела, обращенные в камень, тяжелые, как луна,
с мамой наконец ******, и последняя фантастическая книга вылетела из многоквартирного окна, и последняя дверь закрылась в 4 часа утра. и последний телефон ударил в стену в ответ, и последняя меблированная комната опустела до последнего предмета ментальной мебели, желтой бумажной розы, скрученной на проволочной вешалке в чулане, и даже это воображаемое, не что иное, как обнадеживающий кусочек галлюцинация —
ах, Карл, пока ты не в безопасности, я не в безопасности, и теперь ты действительно в тотальном животном бульоне времени—
и поэтому бегали по обледенелым улицам, одержимые внезапной вспышкой алхимии использования каталога с многоточием, переменной меры и вибрирующей плоскости,
кто видел сны и создавал воплощённые промежутки во Времени и Пространстве посредством сопоставления образов, и ловил архангела души между двумя зрительными образами, и соединял элементарные глаголы, и соединял существительное и тире сознания вместе, прыгая с ощущением Pater Omnipotens Aeterna Deus
воссоздать синтаксис и меру бедной человеческой прозы и предстать перед вами безмолвным и умным и трясущимся от стыда, отвергнутым, но исповедующим душу, чтобы соответствовать ритму мысли в своей обнаженной и бесконечной голове,
сумасшедший бомж и ангел бьются во Времени, неизвестный, но записывающий здесь то, что можно было бы сказать во времени, наступившем после смерти,
и воскресли, перевоплотившись в призрачных одеждах джаза, в тени золотого рога оркестра и взорвали страдания обнаженного разума Америки ради любви в крик саксофона eli eli lamma lamma sabacthani, от которого содрогались города до последнего радио
с абсолютным сердцем поэмы жизни, вырезанной из собственного тела, вкусного на тысячу лет.
II
Какой сфинкс из цемента и алюминия размозжил им черепа и сожрал их мозги и воображение?
Молох! Одиночество! Грязь! Уродство! Пепельницы и недостижимые доллары! Дети кричат под лестницей! Мальчики рыдают в армии! Старики плачут в парках!
Молох! Молох! Кошмар Молоха! Молох нелюбимый! Ментальный Молох! Молох суровый судья людей!
Молох непостижимая тюрьма! Молох скрещенный, бездушная тюрьма и Съезд печалей! Молох, чьи строения — суд! Молох, огромный камень войны! Молох, ошеломленные правительства!
Молох, чей разум — чистая машина! Молох, чья кровь течет деньгами! Молох, чьи пальцы — десять армий! Молох, чья грудь — динамо-каннибал! Молох, чье ухо — дымящаяся могила!
Молох, чьи глаза — тысяча слепых окон! Молох, чьи небоскребы стоят на длинных улицах, как бесконечные Иеговы! Молох, чьи фабрики грезят и квакают в тумане! Молох, чьи дымовые трубы и антенны венчают города!
Молох, чья любовь — бесконечный камень и масло! Молох, чья душа — электричество и банки! Молох, бедность которого — призрак гения! Молох, чья судьба — облако бесполого водорода! Молох, чье имя Разум!
Молох, в котором я сижу одиноко! Молох, в котором мне снятся Ангелы! Без ума от Молоха! Членосос в Молохе! Нелюбовь и безлюдье в Молохе!
Молох, рано вошедший в мою душу! Молох, в котором я сознание без тела! Молох, выведший меня из моего природного экстаза! Молох, которого я покидаю! Просыпайтесь в Молохе! Свет струится с неба!
Молох! Молох! Квартиры роботов! невидимые окраины! сокровищницы скелетов! слепые столицы! демоническая индустрия! призрачные нации! непобедимые сумасшедшие дома! гранитные петухи! чудовищные бомбы!
Они сломали себе спину, поднимая Молоха на небеса! Тротуары, деревья, радиоприемники, тонны! поднимая город к Небесам, который существует и находится повсюду вокруг нас!
Видения! предзнаменования! галлюцинации! чудеса! экстази! спустился по американской реке!
Мечты! обожание! иллюминации! религии! куча деликатной чуши!
Прорывы! через реку! перевороты и распятия! ушел под воду! Максимумы! Прозрения! Отчаяния! Десять лет звериных криков и самоубийств! Умы! Новая любовь! Безумное поколение! вниз по скалам Времени!
Настоящий святой смех в реке! Они все это видели! дикие глаза! святой кричит! Они попрощались! Они прыгнули с крыши! к одиночеству! машет! несёт цветы! Вниз к реке! на улицу!
III
Карл Соломон! Я с тобой в Рокленде
где ты безумнее меня
Я с тобой в Рокленде
где вы должны чувствовать себя очень странно
Я с тобой в Рокленде
где ты подражаешь оттенку моей матери
Я с тобой в Рокленде
где ты убил двенадцать секретарш
Я с тобой в Рокленде
где ты смеешься над этим невидимым юмором
Я с тобой в Рокленде
где мы великие писатели на одной ужасной пишущей машинке
Я с тобой в Рокленде
если ваше состояние ухудшилось и о нем сообщили по радио
Я с тобой в Рокленде
где способности черепа больше не допускают червей чувств
Я с тобой в Рокленде
где ты пьешь чай из груди старых дев Утики
Я с тобой в Рокленде
где вы каламбурите на телах своих медсестер гарпии Бронкса
Я с тобой в Рокленде
где ты кричишь в смирительной рубашке, что проигрываешь игру в настоящий пинг-понг бездны
Я с тобой в Рокленде
там, где вы стучите по кататоническому пианино, душа невинна и бессмертна, она никогда не должна безбожно умирать в вооруженном сумасшедшем доме
Я с тобой в Rockland
где еще полсотни ударов никогда не вернут твою душу в тело после паломничества к кресту в пустоте
Я с тобой в Рокленде
где вы обвиняете своих врачей в безумии и замышляете еврейскую социалистическую революцию против фашистской национальной Голгофы
Я с тобой в Рокленде
где вы расколете небеса Лонг-Айленда и воскресите своего живого человеческого Иисуса из сверхчеловеческой гробницы
Я с тобой в Рокленде
где двадцать пять тысяч безумных товарищей все вместе поют последние строфы Интернационала
Я с тобой в Рокленде
где мы обнимаем и целуем Соединенные Штаты под нашими простынями Соединенные Штаты, которые кашляют всю ночь и не дают нам спать
Я с тобой в Рокленде
где мы просыпаемся наэлектризованными от комы ревущими над крышей самолетами наших душ они пришли сбросить ангельские бомбы больница освещается сама собой воображаемые стены рушатся здесь О победа забудь нижнее белье мы свободны
Я с тобой в Рокленде
в моих снах ты идешь мокрая от морского путешествия по шоссе через Америку в слезах к двери моего коттеджа западной ночью
Сан-Франциско, 1955—1956
Google призывает Ларри Пейджа и Сергея Брина заняться ChatGPT и искусственным интеллектом.
Чат-ботыРеклама
Продолжить чтение основного сюжетаКонкурирующий чат-бот вырвал Google из рутины: основатели, которые ушли три года назад, возобновили участие, а более 20 ИИ проекты в работе.
Credit…Alva SkogАвтор: Нико Грант
Нико Грант из Сан-Франциско пишет о Google и индустрии высоких технологий.
В прошлом месяце Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатели Google, провели несколько встреч с руководителями компании. Тема: новый чат-бот соперника, умный ИИ. продукт, который выглядел так, как если бы он мог стать первой заметной угрозой за последние десятилетия для компании Google за 149 долларов.миллиардный поисковый бизнес.
Мистер Пейдж и мистер Брин, которые не проводили много времени в Google с тех пор, как в 2019 году оставили свои повседневные должности в компании, пересмотрели стратегию продуктов Google в области искусственного интеллекта, по словам двух человек, осведомленных о встречах, которым не разрешалось обсудить их. Они одобрили планы и предложили идеи по добавлению дополнительных функций чат-ботов в поисковую систему Google. И давали советы руководителям компаний, которые поставили А.И. впереди и в центре их планов.
Повторное участие основателей Google по приглашению нынешнего генерального директора компании Сундара Пичаи подчеркнуло безотлагательность многих руководителей Google в отношении искусственного интеллекта и чат-бота ChatGPT.
Бот, выпущенный небольшой компанией OpenAI из Сан-Франциско два месяца назад, поразил пользователей простым объяснением сложных концепций и генерированием идей с нуля. Что еще более важно для Google, казалось, что он может предложить новый способ поиска информации в Интернете.
Новый А.И. Технология вытряхнула Google из рутины. Г-н Пичаи объявил «красный код», перевернув существующие планы и запустив искусственный интеллект. разработка. В настоящее время Google намерен представить более 20 новых продуктов и продемонстрировать версию своей поисковой системы с функциями чат-бота в этом году, согласно слайдовой презентации, просмотренной The New York Times и двумя людьми, осведомленными о планах, но не уполномоченными обсуждать их. .
В то же время Alphabet сокращает штат сотрудников. В пятницу компания заявила, что сократит около 12 000 рабочих мест из-за всплеска найма во время пандемии и на фоне опасений по поводу замедления экономики. Увольнения были разработаны, чтобы «гарантировать, что наши люди и роли соответствуют нашим наивысшим приоритетам как компании», — написал г-н Пичаи в записке для сотрудников.
«Это момент серьезной уязвимости для Google», — сказал Д. Сивакумар, бывший директор по исследованиям Google, который помог основать стартап под названием Tonita, который разрабатывает технологию поиска для компаний электронной коммерции. «ChatGPT сделал ставку на землю, заявив: «Вот как может выглядеть новый убедительный поисковый опыт». Г-н Сивакумар добавил, что Google преодолела предыдущие проблемы и может развернуть свой арсенал ИИ. чтобы оставаться конкурентоспособным.
С тех пор, как г-н Пейдж и г-н Брин отошли от повседневных обязанностей, они заняли политику невмешательства в Google, сообщили два человека, знакомые с этим вопросом. Они позволили г-ну Пичаи управлять компанией и ее материнской компанией Alphabet, в то время как они занимались другими проектами, такими как стартапы летающих автомобилей и помощь при стихийных бедствиях.
В последние несколько лет они посещали офисы компании в Силиконовой долине в основном для того, чтобы ознакомиться с так называемыми муншотными проектами, которые Alphabet называет «Другие ставки», — сказал один человек. До недавнего времени они не были очень связаны с поисковой системой.
Но они уже давно хотят вывести А.И. в продукты Google. Вик Гундотра, бывший старший вице-президент Google, рассказал, что примерно в 2008 году он продемонстрировал г-ну Пейджу новую функцию Gmail. для тебя?» В 2014 году Google также приобрела DeepMind, ведущую компанию по разработке искусственного интеллекта. исследовательская лаборатория в Лондоне.
Ларри Пейдж (вверху) и Сергей Брин (справа) встретились с другими руководителями Google в прошлом месяце. Кредит… Кимберли Уайт/Getty Images. .Credit… Ксавьер Коллин/Image Press Agency, через Associated PressСовет по обзору передовых технологий Google, группа руководителей, в которую входят Джефф Дин, старший вице-президент компании по исследованиям и искусственному интеллекту, и Кент Уокер, президент Google по глобальному развитию. делах и главный юрисконсульт, встретились менее чем через две недели после дебюта ChatGPT, чтобы обсудить инициативы своей компании, согласно слайдовой презентации.
Они рассмотрели планы продуктов, которые должны были быть представлены на конференции компании Google в мае, включая Image Generation Studio, которая создает и редактирует изображения, и третью версию A.I. Test Kitchen, экспериментальное приложение для тестирования прототипов продуктов.
Другие графические и видеопроекты, находящиеся в разработке, включали функцию под названием «Пример покупок», функцию зеленого экрана YouTube для создания фона; средство для создания обоев для смартфона Pixel; приложение под названием Maya, визуализирующее трехмерную обувь; и инструмент, который мог бы обобщать видео, создавая новое в соответствии со слайдами.
В Google есть список ИИ. программы, которые он планирует предложить разработчикам программного обеспечения и другим компаниям, включая технологии создания изображений, которые могут увеличить доходы облачного подразделения Google. Существуют также инструменты, помогающие другим предприятиям создавать собственные ИИ. прототипы в интернет-браузерах под названием MakerSuite, которые, согласно презентации, будут иметь две «Pro» версии.
В мае Google также планирует объявить об инструменте, облегчающем создание приложений для Android-смартфонов, под названием Colab + Android Studio, который будет генерировать, завершать и исправлять код, согласно презентации. Другой инструмент генерации и завершения кода, называемый PaLM-Coder 2, также находился в разработке.
Руководители Google надеются восстановить статус своей компании как пионера искусственного интеллекта. Компания активно работала над искусственным интеллектом. за последнее десятилетие и уже предложил небольшому количеству людей чат-бот, который мог бы конкурировать с ChatGPT, под названием LaMDA, или Language Model for Dialogue Applications.
«Мы продолжаем тестировать наш ИИ. технологию внутри компании, чтобы убедиться, что она полезна и безопасна, и мы с нетерпением ждем возможности поделиться своим опытом с внешним миром в ближайшее время», — говорится в заявлении пресс-секретаря Google Лили Лин. Она добавила, что А.И. принесет пользу отдельным лицам, предприятиям и сообществам, и что Google рассматривает более широкие социальные последствия этой технологии.
Google, OpenAI и другие компании разрабатывают свои ИИ. с так называемыми моделями большого языка, которые полагаются на онлайн-информацию, поэтому они могут иногда делиться ложными заявлениями и демонстрировать расистские, сексистские и другие предвзятые взгляды.
Этого было достаточно, чтобы заставить компании с осторожностью предлагать технологию населению. Но несколько новых компаний, в том числе You.com и Perplexity.ai, уже предлагают онлайн-поисковики, которые позволяют вам задавать вопросы через онлайн-чат-бота, очень похожего на ChatGPT. Согласно сообщению The Information, Microsoft также работает над новой версией своей поисковой системы Bing, которая будет включать аналогичную технологию.
Г-н Пичаи пытался ускорить рассмотрение утверждения продукта, согласно презентации, рассмотренной The Times. Компания ввела ускоренный процесс проверки под названием «Инициатива Green Lane», подталкивая группы сотрудников, которые пытаются обеспечить справедливость и этичность технологий, быстрее одобрять предстоящий ИИ. технологии.
Исполнительный директор Google Сундар Пичаи объявил «красный код» для ИИ. разработка в его компании. Кредит … Макс Уиттакер для The New York TimesКомпания также найдет пути для команд, разрабатывающих ИИ. проводить свои собственные проверки, и это «перекалибрует» уровень риска, который он готов взять на себя при выпуске технологии, согласно презентации.
Последствия более рационального подхода Google пока не ясны. Согласно анализу, проведенному Google, его технология отстает от показателей OpenAI, о которых сообщают сами пользователи. В каждой категории OpenAI превзошел инструменты Google, которые также не соответствовали человеческой точности при оценке контента.
Google перечислил авторские права, конфиденциальность и антимонопольное законодательство в качестве основных рисков технологии в презентации слайдов. В нем говорилось, что такие действия, как фильтрация ответов для исключения материалов, защищенных авторским правом, и остановка ИИ. от обмена информацией, позволяющей установить личность, необходимы для снижения этих рисков.
Для демонстрации поиска чат-ботов, которую Google планирует провести в этом году, приоритетами являются правильное изложение фактов, обеспечение безопасности и избавление от дезинформации. Согласно презентации, для других будущих услуг и продуктов компания имеет более низкую планку и постарается обуздать проблемы, связанные с ненавистью и токсичностью, опасностью и дезинформацией, а не предотвращать их.
Компания намерена, например, блокировать определенные слова, чтобы избежать разжигания ненависти, и постарается свести к минимуму другие потенциальные проблемы.