Состояние нирваны
Многие из нас имеют представление о нирване весьма смутное и к тому же припудренное налетом рока. Название одноименной группы, история которой запомнилась своей трагичностью, известно представителям европейских религий больше, чем цель жизни каждого буддиста. Наше мировосприятие бросает тень на понятие нирваны, которое зачастую мы трактуем, как пустоту и состояние «ничто» (и это не удивительно, ведь само слово переводится с санскрита и пали, как «угасание»).
Между тем, для любого буддиста состояние нирваны – это совершенство, которое достигается путем освобождения. Кармические путы размыкаются, освобождая от страданий, боли, желаний. Последнее звучит для нас немного непривычно, однако, человек, достигший нирваны, не чувствует влияние собственных желаний на события жизни. Душевные страсти и боль мечтаний не могут вызвать даже слабую рябь на зеркально спокойной поверхности жизни.
Виды нирваны
В разных источниках можно проследить 3 основных вида нирваны:
- ментальная. Это кратковременное состояние нирваны, которое знакомо каждому из нас. Наверняка вы иногда ловили себя на мгновении удивительного покоя и даже просветления. Это и можно назвать ментальной нирваной;
- жизненная. Жизненная нирвана достигается человеком, пока его душа находится в теле. Это позволяет прервать круг реинкарнаций и приводит его к следующему виду;
- вечная. Тот, кому удалось достичь нирваны жизненной после разрушения физического тела (проще говоря, после смерти) достигает состояния нирваны вечной.
Как достичь нирваны?
Вопросом, как войти в состояние жизненной нирваны задается каждый буддист – ведь это, по сути, цель его жизни. Невозможно прийти к освобождению после (если не стремиться к ней), не успеешь достичь нирваны в этой жизни – придется проживать следующую, со всеми ее страданиями и перипетиями.
Для начала важно понять само значение свободы, которую дает нам состояние нирваны. Это свобода, в первую очередь, от всех зависимостей.
Постепенное угасание мирских желаний возможно благодаря многим практикам, как буддистских, так и небудистских школ. Медитации, гипноз, молитвы – каждый ищет свой путь. Ни один из них не гарантирует результат, только сам человек способен разомкнуть свой бесконечный круг реинкарнаций. Многих пугает мысль о некоторой «бесчувственности», готовность стать свободным приходит далеко не к каждому из нас. Поэтому вы должны прийти к этому решению осознанно и спокойно, чтобы твердой рукой попытаться перерезать пуповину, связывающую вас с бесконечными перерождениями.
Статьи по теме:
Парадоксальная интенция Иногда мы не можем дать себе отчета в том, какие именно силы побуждают нас на то или иное действие. Причем, то чего мы так яростно не хотим, может происходить с нами снова и снова. Парадокс скажете вы, и окажетесь почти правы. Это состояние называется парадоксальной интенцией. Познакомиться с ее особенностями можно далее. |
Внушение в психологии Человеку можно вбить в голову все что угодно. Абсолютно любую мысль можно представить так, что мы будем верить в то, что она наша собственная. Внушение чувств и мыслей это определенный вид влияния, под которое мы можем попасть. Какие его виды существуют в природе? Это мы и постараемся выяснить. |
Патопсихология Почему большинство современных людей опасаются идти на прием к психологу? Потому что они часто по не знанию путают их с психиатрами. Чтобы больше ни у кого не возникало разногласий, мы решили рассказать, чем занимаются психиатры, а именно о патопсихологии. | Классификация чувств и эмоций В жизни происходит так много событий, что порой эмоции захлестывают нас с головой. Мы путаемся в собственных чувствах и не можем описать словами то, что происходит у нас в душе. Чтобы иметь хоть какое представление о том, что нами движет, мы решили разложить по полочкам самые часто встречающиеся чувства. |
Какова концепция нирваны в буддизме? / Ответы на вопросы
Какова концепция нирваны в буддизме?
Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние. Представьте, что свеча горит, а затем гаснет. Ее энергия не разрушается, но переходит в другой тип. Это основная иллюстрация того, что происходит, когда душа достигает нирваны.
Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение). На первый взгляд это звучит довольно по-библейски. Библия предостерегает, чтобы мы не были поглощены или ведомы похотью (Римлянам 6:12), и повелевает нам «умертвить» все земное внутри себя, включая греховную страсть (Колоссянам 3:5). Ненависть и сознательное невежество также осуждаются в Писании. Существует не менее 71 пословицы, которые говорят о «глупцах», и ни одна из них не является положительной. Ненависть – это также негативное состояние согласно Библии. «Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22). Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).
Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах. Мы не будем существовать в газообразном состоянии постоянной апатии, а скорее будем наслаждаться исполнением нашего самого главного желания – общения с Богом: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Спросить духовенство: что такое Нирвана?
День нирваны, праздник, отмечаемый 8 и 15 февраля буддистами, индуистами и джайнами, в память о достижении Буддой просветления после его смерти в возрасте 80 лет. На этой неделе комментаторы обсуждают, почему нирвана занимает центральное место в их религиозных убеждениях.
Нитин Аджмера из Плейнвью
Председатель попечительского совета Парламента мировых религий
Нирвана в джайнской философии — это состояние бесконечного блаженства, бесконечного знания и бесконечного восприятия, которого достигает душа, когда она избавляется от все его кармы.
Как только душа достигает этой стадии, она больше не подвержена циклу жизни и смерти и остается в этом счастливом состоянии навсегда. Согласно джайнизму, все живые существа смертны из-за их кармы, пафоса и этоса, которые привязывают их к бесконечным циклам жизни и смерти. Людям необходимо работать над сдержанностью и контролем над эмоциями, а также направлять свои чувства в нейтральное состояние, тем самым останавливая приток кармы.
Подпишитесь на информационный бюллетень NewsdayTV
От экстренных новостей до специальных статей и документальных фильмов, команда NewsdayTV освещает важные для вас вопросы.
Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
Через постоянную медитацию и покаяние душа также избавляется от своей кармы, медленно и неуклонно поднимаясь к этому первозданному и чистому состоянию, в котором к душе не остается ни одной частицы кармы. Это состояние и есть нирвана. Как только душа достигает этой стадии, она живет в счастье, которое не мгновенно, а непрерывно.
Думайте об этом, как о еде шоколада: какое-то время мы испытываем удовольствие, но если мы едим много, применяется закон убывающей отдачи. Однако в состоянии нирваны нет закона убывающей отдачи; источник счастья бесконечен и непрерывен.
Нариндер Капур
Член совета директоров Многоконфессионального форума Лонг-Айленда
Хотя в древних текстах, таких как Веды и ранние Упанишады, нирвана не упоминается, этот термин встречается в Шримад Бхагавад- Гита, глубокий трактат индуизма. Нирвана — это вечный покой, обретаемый теми, чьи грехи были смыты, чьи сомнения рассеяны знанием, чей ум твердо утвердился в вере в Бога и кто активно занимается благополучием всех существ.
Индусы верят, что во всей полноте творения есть космическая энергия. Для нас нирвана буквально означает слияние с этой космической энергией. Мы также называем это мокшей, слово, происходящее от санскрита, означающее освобождение души от цикла рождений и смертей. Согласно «Бхагавад-гите», нирваны можно достичь тремя духовными путями или практиками: бхакти-йогой (любящая преданность личному божеству), карма-йогой (бескорыстное действие) или гьян-йогой (путь самореализации).
В «Шримад Бхагавад-гите» Господь Кришна описывает нирвану как переживание «блаженной неэгоистичности», вечного покоя, в котором человек «освещается внутренним светом» и «становится единым с Богом».
Бханте Коттаве Нанда
Главный монах, Центр буддийской медитации Лонг-Айленда, Риверхед
Нирвана — это высшее состояние блаженства, которого может достичь любое живое существо. Но это одно из самых трудных для понимания явлений, хотя путь достижения нирваны хорошо разъяснен в буддизме.
В Тексте Уданы, сборнике изречений Будды, каждое из которых сопровождается историей, вызвавшей их, нирвана определяется как то измерение, «где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра; ни измерения бесконечности пространства, ни измерения бесконечности сознания, ни измерения небытия, ни измерения ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни мира потустороннего… просто конец страдания». Нирвану нельзя объяснить никаким известным измерением. Достижение этого — интеллектуальный процесс, ведущий к мудрости, где нет жадности, ненависти или заблуждений.
Будда объясняет, что форма и страдание непостоянны. Будда продолжает: «То, что есть страдание, — это не-я. То, что не-я, следует рассматривать таким, какое оно есть на самом деле, с правильной мудростью, таким образом: это не мое, это не я, это не я». Когда кто-то видит это таким, как оно есть на самом деле, с правильной мудростью, ум становится бесстрастным и освобождается от привязанностей, вызывающих страдание.
У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ Вы бы хотели задать Newsday духовенству? Отправьте их по адресу [email protected].
Поделиться на Facebook Поделиться на Twitter Отправить эту историю по электронной почте
Путь к Нирване — The Yogi Press
В йоге есть два великих опыта; что из Шунья или небытие и что из света. В состоянии небытия прекращается всякая внутренняя деятельность. Ум, сознание и эго останавливаются, и остается только осознание.
Шунья; Великая Пустота
В состоянии Шунья , пустота; ум полностью отключается от чувств. Он полностью останавливается; состояние, когда ничего не видно и не слышно, все остается неподвижным. Нет внешнего мира, нет внутреннего мира. Нет ни времени, ни пространства. Двойственности нет. Нет ни прошлого, ни будущего, есть только сейчас и здесь.
На этой стадии йог полностью освобождается от ума, что является высшей свободой. Нирвана означает именно это, свободу от существования. Нет реальной разницы между свободой от ума и свободой от существования. По сути они одно и то же. Именно ум создает как желание, так и потребность в его достижении. Таким образом, с полным освобождением от ума приходит освобождение от рабства, от круговорота жизни и смерти.
Нирвану часто называют «концом света», состоянием, в котором разум выходит за пределы и не остается никакой личной идентичности. Потому что в этом состоянии небытия различение между тем, что есть ты, и тем, чем ты не являешься, заканчивается. Нет ни начала, ни конца, ни разделения. Время и пространство выходят за пределы, и вы становитесь единым со всем. Вы ощущаете все как единое целое, как самого себя.
В состоянии Нирваны человек осознает, что жизнь и смерть имеют совсем другое значение, чем то, во что верит общество. Когда человек достигает нирваны, он полностью, тотально переживает и жизнь, и смерть. В Нирване жизнь и смерть становятся одним целым.
Будда и нирвана
Будда упустил термин Мокша, состояние полной свободы. Он говорил только о нирване, а не о самореализации. Он определил Нирвану как состояние, в котором мы можем успокоить ум, достичь покоя и достичь состояния абсолютного небытия. Нирвана была по сути и системой, и конечной целью. Будда трансформировал цель духовности своей эпохи, сместив цель с самореализации на состояние высшей свободы от ума.
Желание Нирваны – препятствие
Нирвана может прийти только с пониманием того, что все желания бесполезны, включая стремление к самой нирване.
Мы действуем через наши желания, и именно наши действия делают нас личностями. Наша деятельность, которая вся проистекает из желания, является самой причиной двойственности. Таким образом, именно наши желания порождают эго, личность; ограниченное я. Единственный способ превзойти ограниченное «я» — это абсолютное прекращение.Будда посвятил всю свою жизнь тому, чтобы помочь людям понять, что желание само по себе является причиной страданий. Что все желания уводят нас от настоящего момента, включая стремление к Нирване. Само слово «нирвана» означает «прекращение желания»; поэтому желание не желать становится новым препятствием.
Это был путь отбрасывания всех желаний, всех идеалов и всех смыслов. Знаменитое изречение Будды: «Нет ни смысла, ни бессмысленности. Все так, как есть».
Все принципы он считал препятствием. Он молчал, когда его спрашивали о существовании души или бога. Он испытал и то, и другое, но хранил молчание по одной простой причине. Как людям, в тот момент, когда нам говорят о существовании души или о Боге, их переживание становится целью, становится желанием.