Применение теории А. Маслоу а сестринском деле.
Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.
При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояниедискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.
Таким образом, сестринский уход — это создание пациенту комфорта, т.е. условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворения какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как есть, пить и выделять. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением удовлетворения этих потребностей: у пациента возникают изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и т.д. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений не способна поставить диагноз пациенту и повлиять на болезнь (это может только врач), но может определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия для их удовлетворения.
Для этого медицинская сестра должна собрать полную информацию о своем пациенте. Только четко представляя себе, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента, она может сформулировать цели и задачи сестринского ухода, продумать и составить его план, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медицинская сестра может рассчитывать на его понимание и поддержку в организации ухода и эффективно ориентировать больного на улучшение своего состояния.
Применительно к сестринской практике В. Хендерсон предложила классификацию потребностей, основанную на теории иерархии потребностей по А. Маслоу.
Похожие статьи:
poznayka.org
Лекция № 3 «Сестринский процесс»
Цели занятия:
Образовательные: Ознакомиться с сестринским процессом, как научным методом профессионального решения сестринских проблем.
Развивающие: способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Воспитательные: способствовать формированию ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
План:
1. Пирамида А.Маслоу.
2. Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
3. Цели и преимущества внедрения сестринского процесса в образование и сестринскую практику.
4. Пять основных компонентов процесса ухода за больными, их взаимосвязь и содержание.
Пирамида А.Маслоу
Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.
Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации.
Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.
При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности.
Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Таким образом, сестринский уход —
Потребность –это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертельным для личности. Изучив жизнь и деятельность лучших представителей человечества (А.Линкольна, А.Энштейна, Б.Спинозы, В.Джеймса и др.), он пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека.
Существующие в мире потребности А.Маслоу первоначально разделил на пять базовых групп и расположил по возрастающей на разных уровнях в порядке их появления в процессе индивидуального развития личности.
А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.
Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.
Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.
На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.
Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.
И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.
Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Потребность — это… Что такое Потребность?
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].
Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:
- с культурным уровнем и личностью индивида
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1]
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5].
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1]
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7]
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].
Особенности потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Подход (потребность как …) | Суть подхода | Автор |
---|---|---|
нужда | Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. | С.Л. Рубинштейн |
отношение | Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания | Д.А. Леонтьев |
отклонение от уровня адаптации | Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности | Д.К. Мак-Клелланд |
состояние | Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. | Курт Левин |
программа поведения | Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. | Ф.Н. Ильясов |
психопатия | Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. | В.В. Монастырский |
Опредмечивание
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
- первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
- быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете
Классификации потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:
- по сферам деятельности:
- потребности труда
- познания
- общения
- отдыха
- по объекту потребностей:
- материальные
- биологические
- социальные
- духовные
- этические
- эстетические и др.
- по значимости:
- доминирующие/второстепенные
- центральные/периферические
- по временной устойчивости:
- устойчивые
- ситуативные
- по функциональной роли:
- естественные
- обусловленные культурой
- по субъекту потребностей:
- групповые
- индивидуальные
- коллективные
- общественные
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
- биологические,
- трудовые,
- познания,
- общения,
- отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
№ | Инстинкт | Его проявление |
---|---|---|
1 | Пищевой инстинкт | Голод |
2 | Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
3 | Стадный инстинкт | Стремление к общению |
4 | Инстинкт приобретательства | Жадность |
5 | Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
6 | Родительский инстинкт | Нежность |
7 | Инстинкт созидания | Стремление к активности |
8 | Отвращение | Неприятие, отторжение |
9 | Удивление | Любознательность |
10 | Гнев | Агрессивность |
11 | Смущение | Самоуничижение |
12 | Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.[10]
Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]
- факторы, соответствующие органическим потребностям:
- голод,
- сексуальное побуждение,
- общая активность;
- потребности, относящиеся к условиям среды:
- потребность в комфорте, приятном окружении,
- педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
- потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
- потребности, связанные с работой:
- честолюбие,
- упорство,
- выносливость;
- потребности, связанные с социальным положением:
- потребность в свободе,
- независимость,
- конформизм,
- честность.
- социальные потребности:
- потребность находиться среди людей,
- потребность угождать,
- потребность в дисциплине,
- агрессивность;
- общие интересы:
- потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
- потребность в развлечениях.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]
- акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
- альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
- гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
- глорические (потребность в признании собственной значимости),
- гностические (потребность в познании),
- коммуникативные (потребность в общении),
- праксические (потребность в результативности усилия),
- пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
- романтические (потребность в необычном, неизведанном),
- эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
- доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
- агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
- поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
- отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
- автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
- пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
- потребность в уважении и поддержке;
- потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
- потребность быть в центре внимания;
- потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
- эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
- социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
- потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
- потребность оказания помощи;
- потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
- потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
- потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
- потребность избегания опасности;
- потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
- потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
По объекту
Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.
- физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
- материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
- социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
- духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
- этические,
- эстетические,
- другие;
По функциональной роли
- доминирующие/второстепенные,
- центральные/периферические,
- устойчивые/ситуативные;
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на
- врожденные,
- простые приобретенные и
- сложные приобретенные.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные,
- общественные.
Иерархия потребностей
Пирамида потребностей по МаслоуПотребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
- К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
- К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
- Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
- Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
- Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
- Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
- Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
- Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным
Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
По видам поведения
Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.
Философия
Диалектический материализм
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.
Примечания
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
- Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.
См. также
dic.academic.ru
ЧТО МЕШАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ?
При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен
время чтения: 4 минуты
Эта статья – наш выбор к статьям
«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»
«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ»
Сталкиваетесь ли вы с убеждениями: «желать для себя эгоистично», «не понимаю, что хочу…», «понимаю, что хочу, но не могу достигнуть желаемого…», «все дается невыносимо сложно», «судьба против меня», «это должны хотеть все нормальные люди»? Автор раскрывает причины этих убеждений и отвечает на вопрос, что мешает нам слышать желания и удовлетворять потребности.
Об авторе: Мария ВЛАДИМИРОВА
практикующий психолог, консультант, г.Москва
Является автором и разработчиком различных психологических групп: «Профориентация и самоопределение для взрослых», «Самокритика? Стоп!», «Женщина и Образ тела», «Группа коммуникативных навыков», «Психология еды и отношения к своему телу»
Работает в направлениях: Арт-терапия, Когнитивная терапия, Перинатальная психология, Психодрама, Танцевально-двигательная терапия, Телесно-ориентированная терапия
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ?
Очень большое количество сложностей возникает, когда человек, по тем или иным причинам не слышит свои нужды, не может их удовлетворять.
Потребности подчиняются определенным «законам динамики».
- Откладывание или недосягаемость жизненно важных и ценных для личности потребностей вызывает апатию, депрессию, неудовлетворение жизнью в целом.
- При удовлетворении одних потребностей у личности возникают новые потребности.
- При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен.
ЧТО МЕШАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ ПОТРЕБНОСТИ?
Мифы об эгоизме.
Это когда у вас есть представление о том, что, если вы будете следовать своим потребностям и желаниям, если вы будете внимательны и заботливы по отношению к себе – вы эгоист. Чаще всего такие установки возникают в раннем детском возрасте, в семьях, где есть «культ помощи другим», т.е. на первое место выходит ценность заботиться о других. Основной запрет здесь – желать для себя, это «аморально», «эгоистично», «плохо».
«Не понимаю, что хочу…».
У некоторых людей, в силу воспитания, не сформировался навык обозначать для себя свои потребности и желания. Чаще всего это выражается в том, что человек ощущает какую-то нехватку, потребность, но не может определить, что именно ему нужно.
У таких людей рано или поздно может развиваться «замещающее поведение», т.е. различные способы, при помощи которых можно справляться с этим внутренним ощущением нехватки. Чаще всего в таких целях используются такие действия, как еда, покупки, азартные игры, секс, экстремальные виды спорта, употребление алкоголя и наркотиков.
Все эти виды действий как бы «маскируют» этот дискомфорт, который возникает в результате того, что человек не может опознать и удовлетворить свою потребность. Если формы поведения являются суррогатными, или заменяющими истинное удовлетворение потребности, человек рискует попасть от них в зависимость. Такие способы направлены не на удовлетворение конкретной потребности, а на снятие (маскировку) дискомфорта, причиняемого ею. Потребность не удовлетворена — соответственно состояние постоянно требует корректировки.
«Понимаю, что хочу, но я не могу достигнуть желаемого…»
Этот пункт, в какой-то мере похож на пункт 1, но у него есть важные отличия. В данном случае у человека есть хороший контакт со своими потребностями, он хорошо понимает, что ему необходимо в тот или иной момент. Проблемы возникают на этапе удовлетворения этих потребностей. По тем или иным причинам удовлетворение потребностей блокируется. Это может ощущаться как «Руки опускаются», «Все дается невыносимо сложно», «Судьба против меня». Человек, испытывая сопротивление среды или себя самого, очень быстро сдается. Ощущая при этом сильный внутренний дискомфорт, бессилие.
При ближайшем рассмотрении такого рода поведения оказывается, что работают бессознательные внутренние установки, полученные в том же детстве. Всем известны ситуации, когда ребенок тянет руку или выпрашивает что-то для себя. Как ведут себя некоторые родители? Они без объяснений запрещают это или просто бьют ребенка по рукам, а некоторые говорят: «Если будешь просить, я отдам тебя этому дяде», «Ты больше не будешь моим ребенком…», «Ты будешь плохим…». Что еще остается ребенку в такой ситуации? Конечно, он не перестает хотеть, но он принимает свое внутреннее решение: «Чтобы сохранить любовь мамы, я буду молча хотеть и никогда ничего не буду делать, чтобы получить то, что мне нужно».
Вот с подобными установками некоторые люди приходят во взрослую жизнь. Конечно, такие установки немного переформулируются и звучат примерно так: «Я понимаю, что мне надо, но не буду добиваться этого, иначе может случиться что-то страшное…»
Ориентир не на свои потребности, а на то, что «должны хотеть нормальные люди…»
В этом пункте вступают в конфликт собственные потребности человека и те потребности, которые ему называли как правильные в семье или обществе.
Например, девушка испытывает потребность защитить себя, но ей всегда говорили: «Женщина не должна повышать голос! Не должна ссорится! Должна всегда уступать». Что делать такой женщине? Внутри нее ведут борьбу две тенденции: защитить себя (например, от оскорбления) или просто стерпеть и смириться?
Или еще один пример установок: «Девушка должна создать семью до 20, 25, 30… лет!». И как вы считаете, как будет себя чувствовать девушка, не выполнившая это предписания? Один из них – это начнет искать себе мужа не по любви, а по долгу… И потребность в любви так и не будет удовлетворена, уступив место долженствованию.
Кстати, когда вы слышите в себе голос, говорящий слово «Должен (на)!», задумайтесь хорошенько: а кому? Когда речь идет о внутренних потребностях, там этого слова нет – там есть желание.
В результате следования «идеалу потребностей», так мы его назовем, человек получает двойной дискомфорт: во-первых, не удовлетворяется настоящая потребность; во-вторых, человек не понимает, где нужно себе доверять, а где нет.
Определитесь, к какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны. Попробуйте проанализировать источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.).
источник
wayisay.ru
удовлетворение потребностей человека | Личные финансы
Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2% людей
Физиологические потребности человека удовлетворены? Развиваемся дальше!
Давайте рассмотрим основы, которые необходимы для того, чтобы постичь вопрос управления личными финансами. Кто получил специальное и высшее образование, наверняка помнит основные законы экономики. Вы изучали теорию потребностей американского психолога А. Маслоу. По определению, пирамида потребностей — это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.
Вспомните, пирамида потребностей по А. Маслоу значительно шире в основании, чем на ее вершине. И состоит она из нескольких слоев:
Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические; 2. Безопасность; 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо; 4. Уважение; 5. Познание; 6. Эстетические потребности; 7. Самоактуализация.
Последние три уровня, это самые сложные: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае их называют «Потребностью в самовыражении» или потребностью в личностном росте.
Если Вы интересуетесь инвестициями, значит потребность в самоактуализации у Вас уже формируется « в полный рост».
Физиологические потребности — это базовые потребности. Они настолько мощные, что человек без удовлетворения этих потребностей просто не может жить, удовлетворение физиологических потребностей в пище, воде, сне, воздухе, половом удовлетворении – это основа существования человеческого организма. Поэтому, пока эта потребность не удовлетворена все остальные потребности где-то за горизонтом и совсем не интересуют человека.
Следующий уровень потребности – это потребность в безопасности.
Эта потребность возникает потому, что человек желает всегда получать удовлетворение первого уровня физиологических потребностей, он желает прогнозировать дальнейшую ситуацию и влиять на нее по мере сил и возможностей. Имея потребность в безопасности человек желает стабильности, постоянства. Именно поэтому, очень часто человек воспринимает обычную рутину как благо и всегда боится неожиданных перемен. И так, человек удовлетворил свои физиологические потребности и потребности в безопасности.
Следующий шаг – потребность в любви и зависимости. Задумайтесь, как часто Вы понимаете, что кто-то очень хочет быть Вам полезен, а насколько благосклонно Вы воспринимаете эти порывы? Эта потребность связана с эмоциями. Причем человек в большей мере тяготеет к положительным эмоциям. В этом состоянии человек уже забывает, что когда-то у него не было крыши над головой или он голодал. На этом уровне очень актуально выражение «Сытый голодного не понимает».
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность.
Отсутствия любви приводит к тому, что человек перестает расти над собой, он, как минимум, застывает в том состоянии, которого достиг. Исследования психологов и психотерапевтов в области перинатальной психологии, доказали, что младенец требует любви и что любовный голод младенца окажет влияние на его психологическое развитие в дальнейшем. Многие исследователи в области психопатологии рассматривают неудовлетворенную жажду любви как главную причину плохой приспособленности.
Следующая стадия развития человека – это потребность в самооценке. Что же это такое? В обычной жизни мы называет это потребностью быть уважаемым человеком. А это возможно только тогда, когда человек преуспел в чем либо и вынес свои знания и умения на суд людей. Люди оценили его способности, признали за ним право на уважение, престиж, внимание, особенную репутацию. В этом случае потребность в самооценке человека будет удовлетворена.
Человек не может жить вне общества и подтверждением того становиться потребность в самооценке. Именно на этой стадии развития человеку важно использовать свой потенциал, осознание своего профессионального роста, желание стать тем, кем он является.
Потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. Далее эта потребность ведет к развитию других потребностей, а именно потребности к познанию и эстетическим потребностям.
Мы подошли к такому плату пирамиды, как познание.
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. Он указывает следующие основания для отнесения любознательности к числу видовых характеристик человека:
1. Любознательность часто проявляется в поведении животных.
2. История дает много примеров людей, искавших новое знание даже перед лицом серьезной опасности: можно назвать хотя бы Галилея и Колумба.
3. Изучение психологически зрелых индивидов показывает, что их привлекает таинственное, неизвестное и необъясненное.
4. В клиническом опыте Маслоу встречались случаи, когда взрослые, ранее здоровые, начинали страдать от тоски, потери интереса к жизни, депрессии и разочарованности в себе. Такие симптомы могут возникать у интеллектуальных людей, когда им приходится, говоря словами Маслоу, “вести глупую жизнь и заниматься глупой работой”.
5. Детям свойственна естественная любознательность.
6. Удовлетворение любознательности субъективно приятно. В отчетах обследованных лиц указывается, что научение и открытие нового приносит удовлетворение и счастье. Когда потребность удовлетворена, то она перестает быть мотиватором, так как удовлетворенная потребность – это уже не потребность. Люди, которые с раннего возраста получали полное удовлетворение своих потребностей вырастали особенно сильными и уверенными в себе.
Эстетические потребности – это потребность в гармонии, порядке и чистоте.
Прислушайтесь к себе, на какой стадии удовлетворения потребности Вы находитесь и что Вам надо сделать, чтобы всегда двигаться вперед в своем развитии.
Движение – жизнь! Это подтверждается в «Семи правилах обогащения»
Как думаете, насколько карманные деньги являются потребностью для ребенка в современном мире?
Для того, чтобы обсудить эти вопросы со мной, достаточно зарегистрироваться в скайпе по адресу: marina_ufa72, написать на электронную почту [email protected] или зайти на страничку в контакте по управлению личными финансами: http://vk.com/club55833101
longruble.ru
психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.
ДЕПРИВАЦИЯ — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социальной психологии используют понятие абсолютной и относительной депривации и фрустрации. ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Такая ситуация может рассматриваться как травмирующая. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как непреодолимое препятствие, угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние. Как и разочарование, возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха. Абсолютная депривация — невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д. Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности). Депривация отличается от фрустрации тем, что при депривации человек ранее не обладал благами, которых и сейчас лишён (общение в высшем свете, большие деньги, велосипед, безвизовый режим выезда в Европу). При фрустрации человек ранее хорошо знаком с благом, которое хочет получить вновь (еда, зарплата без задержки, уважение, супружеская верность, здоровье, социальная стабильность, живые близкие, собственная жизнь). Депривация может вызвать агрессию. Вектор агрессии может быть направлен наружу — часто на объект, который создаёт относительную депривацию (очень богатые люди, знаменитости, представители власти), либо на совершенно не относящиеся к ситуации, случайные объекты — предметы, животные, люди. Тот же вектор агрессии может быть направлен и внутрь, на самого человека, который испытывает депривацию. Это выражается в суициде, в самоповреждениях без цели суицида, а также в скрытых формах аутоагрессии — соматических болезнях, алкоголизме, наркоманиях. С медицинской точки зрения (социобиология, этология и медицина) в социуме наиболее частым вариантом выхода-выплеска агрессии (которая является врожденным инстинктом), являются в первую очередь соматические болезни. Если в обществе, по понятным причинам, человек лишен возможности безнаказанно выплеснуть агрессию наружу — убить обидчика, избить и т. д., лишен алкоголя или наркотиков, временно заглушающих приступы агрессии (либо его моральные установки не позволяют ему их принимать), то агрессия направится вовнутрь, вызовет изменения в парасимпатической иннервации гладкомышечных органов и возникнут заболевания, известные под названием «психосоматика». Вначале повышенная конфликтность, раздражительность, бессонница, субдепрессии, нейро-циркуляторная дистония, нарушения месячных, далее следует качественный скачок и появятся гипертония, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши и т. д. Поражаются все гладкомышечные органы, имеющие парасимпатическую иннервацию. Подключение мощной внешней «угрозы» — гиперактивные занятия спортом, гиперхолодовое закаливание, мощные острые стрессы (война, угроза жизни, другая болезнь и т. д.) — включает общепопуляционные механизмы выживания, как следствие, временно, отключает механизмы депривации и выработки агрессии. Полностью механизмы депривации-фрустрации-агрессии могут быть исключены только при приведении в соответствие имеющихся «жизненных» установок с реально сложившимся «жизненным» положением человека.
ok.ru
Как разобраться в своих желаниях и потребностях
В чем разница между потребностями и желаниями? Как отличить свои истинные потребности от тех, что навязывают вам другие?На эти волнующие многих людей вопросы я попробую дать свою версию ответов.
Для начала, чтобы разобраться с тем, что считать своими истинными потребностями, необходимо понимать:
• Что такое потребность личности и что такое потребность организма.
• Как на появление потребностей влияет общество, в котором живет человек.
• Что считать желанием, которое сформировалось у индивидуума из-за воздействия на его сознание (реклама, пропаганда).
Для начала обозначим, что мы будем подразумевать под терминами «желание» и «потребности».
Желание – эмоциональное состояние, хотение чего-либо. Может усиливаться или ослабляться усилиями воли личности и под воздействием внешних факторов.
Потребность – нужда в чем-то (физиологическая или психологическая), недостаточность чего-то для жизни. Неудовлетворенная потребность вызывает внутреннее напряжение и дискомфорт, провоцирует активность организма в направлении поиска способов удовлетворения потребности.
Потребности бывают биологическими (поддержание и сохранение жизни), социальными (разные формы взаимодействия с другими людьми), материальными (предметы, вещи), духовными (получение знаний, реализация талантов в творчестве, религиозные состояния).
Из вышеприведенных описаний можно сделать вывод, что желания всегда относятся к тому, что желает личность. В то время как потребности могут быть как у личности, так и у организма.
Многие проблемы у человека возникают из-за того, что желания и потребности личности являются чаще всего приоритетными в любой его деятельности, а потребности организма часто ущемляются (достаточный сон, здоровое питание, безопасная среда обитания).
Самый простой пример. Из-за большой активности в социуме, неправильного питания и отдыха в организме нарушается некий баланс, допустим, гормональный или витаминно-минеральный. Соответственно, организму требуется время для восстановления. Т. е. для него становится актуальным отдых (чтобы минимизировать потери энергии и расход веществ, участвующих в химических реакциях, которые необходимы для поддержания физиологических процессов и соответствующих функциональных состояний). А после ограничения активности иногда становится актуальным дополучить недостающие вещества, чтобы восстановить внутренний баланс (если были серьезные его нарушения).
При небольшом дисбалансе во время отдыха системы организма сами отстраивают необходимые для здоровья балансы с учетом новых условий внешней среды. При сильном же дисбалансе организму требуется помощь, например введение в организм недостающих веществ (через питание, фармацевтические препараты).
Но самое верное решение – профилактика: не мешать организму самому восстанавливаться. Т. е не вмешиваться в работу его систем (недосыпая, заставляя себя куда-то двигаться без веских на то причин, подвергая себя новым угрозам из среды, питаясь однообразно и некачественно).
Организм сам умеет хорошо себя лечить и адаптироваться к новым условиям жизни. Эволюция проделала большую работу, создавая то тело, в котором сейчас находится личность. В этом теле все балансы создавались и отстраивались долгое время.
Что же чаще всего можно наблюдать в нашей жизни? Когда тело заболевает, личность начинает вторгаться туда, куда не следует. Личность, воспитанная определенным образом, начинает мешать организму:
• Болит – выпей таблетку.
• На болезнь нет времени. Вставай и иди! Некогда ждать, пока все пройдет.
Большинство хронических заболеваний – это в свое время «недолеченные болячки» или постоянное неправильное использование ресурсов организма.
Напряжение – отдых, перенапряжение – восстановление! Вот необходимый режим для поддержания здоровья.
Если личность увлеченно занимается своей профессиональной деятельностью и при этом не уделяет внимания состоянию организма (его потребностям), то очень скоро может наступить момент, когда личность просто не сможет ничего делать: организм окажется не способен к элементарным действиям. Иначе говоря, лежа на больничной койке перед операцией, заниматься своими делами практически невозможно. Удовлетворяя свои потребности, личность обязательно должна учитывать и потребности своего организма.
А сейчас мы подошли к очень важному моменту – к рассмотрению определенных взаимосвязей в системе «Среда – Личность – Потребности – Деятельность», которые необходимо учитывать, чтобы достигать большего с меньшими усилиями и при этом оставаться здоровыми. Ну и, разумеется, это позволит нам лучше разобраться с тем, что такое «навязанные потребности».
В любом обществе его элита (власть, капитал, лидеры мнений) создает определенные правила жизни, которые позволяют элите поддерживать нужные условия среды для ее «безоблачного существования». Созданные правила для тех, кто «функционирует» в «организованной» элитой среде, предписывают/объясняют, как в этом обществе можно удовлетворять свои потребности (допустимые формы и существующие стандарты). Через пропаганду в умы граждан элита внедряет определенную систему ценностей, которая влияет на формирование у членов общества социальных и материальных потребностей. А иногда (в современном мире очень редко) и духовных. Биологические потребности у человека практически всегда (у всех народов и во все времена) – одни и те же.
Пропагандируя определенный образ жизни можно оказывать сильное влияние на человека, навязывая ему те или иные допустимые/рекламируемые формы удовлетворения его «якобы имеющихся» потребностей.
Если же начать разбираться (сужу по своим клиентам) с имеющимися потребностями, то окажется, что их на самом деле (своих и истинных) не так уж и много. Зато многое на поверку, что принималось за потребности, оказывается в итоге желаниями, т. е. некими эмоциональными программами («стремлением обладать чем-то»), которые были навязаны через рекламу товаров/услуг и пропаганду определенного образа жизни (фильмы, книги, статьи в журналах, передачи по ТВ).
Среда влияет на сознание, и некоторые изменения в сознании приводят к изменениям характеристик личности. Изменение личности влечет за собой изменение в потребностях (что-то добавляется, что-то исчезает). Изменения в потребностях влияет на выбор деятельности в социуме (формы активности, через которую достигается удовлетворение своих потребностей).
Если в последнее время вы заметили, что вас начинает кидать из крайности в крайность (то одного хочется, то другого), возникают мысли о смене профессиональной деятельности (не места работы, а именно сферы деятельности), возникают серьезные проблемы с выбором при покупках, внешняя среда (город, атмосфера на работе или в семье) оказывает на вас негативное влияние (появляются мрачные мысли, неприятные эмоциональные состояния), то, возможно, причиной всего этого является отсутствие понимания истинных своих потребностей (что же вам для СЧАСТЬЯ на самом деле нужно).
В данном случае рекомендую вам отыскать в Интернете описание модели «Я -концепция» и самостоятельно (или при помощи психолога) простроить свою личность (систематизировать информацию и знания), определить свои потребности и свой смысл жизни.
Учтите, что то, как вы определяете для себя СМЫСЛ ЖИЗНИ, влияет на понимание своих потребностей.
Если для вас смысл жизни – ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ, то система потребностей для вас в этом случае будет отличаться от системы потребностей человека, который определяет для себя смысл жизни – ПОМОГАТЬ ДРУГИМ.
Смысл жизни определяет систему потребностей, влияет на выбор деятельности (для удовлетворения своих потребностей) и выбор среды, которая максимально подходит для выбранной деятельности.
Если выстроена система «Смысл жизни – Потребности – Деятельность — Среда», то человек живет в согласии с собой и в гармонии с окружающим его миром. У него нет внутреннего конфликта и минимизированы конфликты с внешней средой.
Смысл жизни у личности бывает в единственном числе. «Смысл» влияет на формирование системы индивидуальных потребностей (их несколько основных и остальные второстепенные).
Исходя из осознания своего смысла и потребностей, происходит выбор профессиональной деятельности, которая максимально соответствует потребностям личности (духовным и социальным). И эта деятельность помогает человеку (за счет того, что она востребована в обществе) получать за свой труд вознаграждение, которое он может использовать для удовлетворения других своих потребностей (биологических, материальных).
Тут надо отметить, что выбранная деятельность может быть востребована в одном обществе и не востребована в другом. Например, не в равной степени в обществах ценятся наука, искусство, образование. Зато во всех обществах ценятся защитники отечества и врачи.
Если выбранная вами профессиональная деятельность позволяет приносить пользу обществу (ценится в обществе) и в обществе есть условия для самореализации (возможность совершенствовать свое мастерство в этой деятельности), то значит, вы как личность сможете в этом обществе удовлетворять максимальное количество своих потребностей. Если человек максимально удовлетворяет свои потребности, то он чувствует себя счастливым.
Подводя итог всему вышеизложенному. Если вы хотите заниматься тем, что соответствует вашему СМЫСЛУ ЖИЗНИ, хотите жить, чтобы на вас как личность не оказывали сильного влияния (меняя вашу систему ценностей, навязывая вам новые материальные потребности), хотите иметь возможность удовлетворять свои потребности и при этом заниматься тем, что вам нравится и к чему у вас есть талант (работать с душой), то ищите СРЕДУ, где все это возможно.
Если же вы начинаете «плясать» от среды, где живете, то вы будете вынуждены заниматься тем (выбор работы), что в данном обществе/месте востребовано и удовлетворять свои потребности только теми дозволенными способами, которые в этом обществе разрешаются. А это приведет к тому, что вы вынуждены будете трансформировать свою личность и быть не тем, кем вы являетесь на самом деле. Будете вынуждены принять за основу своей жизни то, что в этом обществе пропагандируется, как ПРАВИЛЬНЫЙ и НУЖНЫЙ смысл жизни. В результате такой трансформации сознания у вас появится куча внутренних конфликтов (ваши представления о желаемой жизни и потребности, с одной стороны, и РЕАЛЬНОСТЬ материального мира и среды обитания – с другой).
В итоге.
Если вы выбираете ПУТЬ индивидуального развития личности, то вы определяете для себя условия жизни (выбираете место и окружение). Если вы выбираете ПУТЬ с учетом среды, в которой находитесь, то вы отказываетесь от многих духовных потребностей и вынуждены подстраивать свою личность под те условия, в которых живете, и принимать те предложения и использовать только те возможности, которые исходят от других.
Вы формируете среду или она формирует ВАС?
Теперь давайте поговорим о том, как определить, что же такое желание.
Желание – это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием влияния извне (реклама, раздражители, ситуации). Чаще всего оно не является вашей истинной потребностью, заставляя вас изменять свое привычное поведение (примеры: купить что-то в ущерб своим другим потребностям, поехать куда-то в ущерб своему состоянию здоровья).
Если вы, находясь в эмоциональном возбуждении, начнете находить в своей жизни место для того, что вы вдруг захотели (начнете пересматривать бюджет, планировать заново свою жизнь), то тогда желание станет потребностью (произойдет подмена понятий и обман сознания).
Если желание (то, что вы вдруг захотели, стали считать для себя важным) оформить в словесную форму и записать на бумаге, а потом вернуться к этому через неделю (а лучше две), то зафиксированное вами ранее окажется уже неактуальным.
Желания могут подождать. Если их не реализовать, то ничего страшного не произойдет (вы останетесь живы и здоровы). Иногда их выполнение даже опасно – это может повредить возможности удовлетворять свои истинные потребности.
С потребностями все иначе. Их можно откладывать на некоторое время, но отложенная на время потребность все равно остается, она является необходимостью для вас. Потребности продиктованы необходимостью в поддержании функционального состояния психики или физиологии. Долгое игнорирование потребностей приводит к физическим и психическим недомоганиям.
Часто человек путает свои потребности и желания, которые ему навязали.
В любом обществе корпорации давно научились играть на чувствах людей и формировать ненужные потребности (ложные потребности). Чаще всего это материальные потребности (вы покупаете, они зарабатывают). Иногда «продвинутые» отделы маркетинга и рекламы связывают свою продукцию (материальный мир) с вашими духовными потребностями.
Самая верная защита в таких случаях (от навязанных потребностей) – знать четко истинные свои потребности. А для этого рекомендую прочитать/перечитать (дополнительно к этой статье) учебник по общей психологии, чтобы лучше для себя разобраться с этим вопросом.
Итак, подведем итоги.
В данной статье были затронуты следующие темы:
• Что такое потребность личности и что такое потребность организма?
• Как на появление потребностей влияет общество?
• Что считать желанием, а что потребностью?
Надеюсь, что теперь вы стали лучше понимать, что такое ваши потребности и получили подсказки, где искать информацию, чтобы самостоятельно до конца разобраться в том, какие же из ваших потребностей являются ИСТИННЫМИ.
Источник http://www.9-1-1.info
psynavigator.ru