Состояния сознания: Состояния сознания «Основы психологии»

состояния сознания — Эрос и Космос

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Статья Роджера Уолша впервые была опубликована на английском языке в «Журнале интегральной теории и практики» (Journal of Integral Theory and Practice, 2012, 7(1), pp. 1–21). Перевод выполнен с разрешения автора специально для журнала «Эрос и Космос». Напомним, что продолжается сбор средств на работу журнала, поддержать проект можно здесь. Аннотация Мудрость жизненно важна для индивидуального и коллективного благополучия,… Читать далее Мудрость. Интегральный взгляд

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Психология, Статьи, Философия Отмечено буддизм, Георг Фойерстайн, Далай-лама, интегральная теория, интегральный методологический плюрализм, интегральный подход, Кен Уилбер, линии развития, мудрость, Роджер Уолш, состояния сознания, уровни развития, философия, Чарльз Тарт, Шри Ауробиндо

Предлагаем вашему вниманию эссе, посвящённое интегральному взгляду на коронавирусную пандемию 2020. Текст состоит из двух частей; каждая часть также представлена в виде аудиоподкаста, записанного Татьяной Парфёновой.   I. Пандемия коронавируса как гиперобъект Мегасобытие под названием «пандемия коронавирусного заболевания COVID-19» представляет собою вторжение в наше обыденное сознавание активно действующего гиперобъекта. Некоторое время назад мы с Татьяной… Читать далее Коронавирусная пандемия с интегральной точки зрения

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Медиа, Статьи Отмечено AQAL, Westworld, автопоэз, Альфред Норт Уайтхед, Барретт Браун, вертикальное развитие, гиперобъект, интегральная экология, интегральный методологический плюрализм, интегральный подход, Квадранты, Кен Уилбер, коронавирус, Майкл Зиммерман, пандемия, подкасты, прегензия, состояния сознания, структуры сознания, Умберто Матурана, Франсиско Варела, Шон Эсбьорн-Харгенс, Эван Томпсон

Журнал «Эрос и Космос» представляет следующую видеозапись из цикла интервью, которые были записаны в Москве на конференции «Ясный ум» в феврале 2016 года. С Евгением Пустошкиным беседовала Александра Пашкина. Также ниже предложены выдержки из интервью. Об интегральном подходе Я убеждён, что интегральный подход даёт общий язык, который уважительно относится к семантическим нюансам различных традиций, групп, практик, и при… Читать далее Евгений Пустошкин: «Свобода воли существует»

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Интервью, Медиа, Медитация, Психология Отмечено видео, интегральный подход, интервью, Кен Уилбер, медитация, Нагарджуна, осознанность, психология, свобода воли, состояния сознания, холосценденция

Вы когда-нибудь испытывали момент полной осознанности, когда вы чувствуете, будто ваше сердце распахивается, чтобы принять всё, что вас окружает; что всё ваше существо движется в согласии с природной силой, которая выше и больше вас — и в глубоком спокойствии, наполненном тишиной, возникает ясное и прозрачное измерение, в котором нет времени, а только единство со всем… Читать далее Восходящее сознание Земли

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Мнения Отмечено дзогчен, единство, изначальное сознавание, осознанность, природа, пробуждение, состояния сознания

Один из самых неординарных современных российских бизнес-консультантов Аркадий Цукер использует термин «коридор мышления» и говорит о том, что, когда по этому коридору стали часто бегать «лоси» (случиЛОСЬ, получиЛОСЬ, показаЛОСЬ…) коридор пора менять, расширять, поворачивать… Один из способов изменения коридора мышления — это получение новой информации и изменение своего взгляда на «устройство Мира». Интегральный подход (теория… Читать далее Интегральный подход для деловых людей

Опубликовано

В рубрике Бизнес и организации, Интегральный подход, Статьи Отмечено бизнес, Дон Бек, Жан Гебсер, Жан Пиаже, интегральный бизнес, интегральный подход, Кен Уилбер, Клэр Грейвз, Кристофер Кован, Михай Чиксентмихайи, организационное развитие, поток, состояния сознания, спиральная динамика, Тони Бьюзен, Фредерик Лалу, Юваль Ной Харари

Иллюстрация © Bryce Lorren Widom

Существует два основополагающих вектора развития сознания и личности: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальное развитие исследуется психологией развития. Детская психология развития скрупулёзно исследует стадии формирования самосознания у детей. Взрослая психология развития исследует траекторию развития взрослой личности через стадии всё большей зрелости мироосмысления и самоощущения. Исследователи выделяют около дюжины крупных стадий, или вех, развития, через которые человек может… Читать далее Пути пробуждения и взросления как векторы развития к большей мудрости и радости

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Медитация, Психология, Статьи Отмечено вертикальное развитие, взросление, взрослое развитие, внимательность, горизонтальное развитие, интегральная духовность, интегральная медитация, интегральная психология, интегральная психотерапия, интегральный подход, Кен Уилбер, медитация, осознанность, Отто Шармер, практика внимательности, пробуждение, просветление, психология развития, работа с тенью, состояния сознания, стадии состояний, теория U, трансперсональная психология, трансперсональная психотерапия

Перевод статьи публикуется с любезного разрешения проекта «Практика внимательности». 1 Хотя нейроученые изучают медитацию уже много лет, большинство исследований были сконцентрированы на состояниях, в которых находятся медитирующие во время практики. И лишь недавно стали появляться доказательства того, что медитация может порождать не только состояния, но и устойчивые черты и качества, которые остаются и после прекращения практики. А если ваш опыт… Читать далее Медитация под микроскопом: новые открытия

Опубликовано

В рубрике Медитация, Психология, Статьи Отмечено буддизм, Далай-лама, Джон Кабат-Зинн, Дэниел Гоулман, исследования сознания, медитация, Мингьюр Ринпоче, нейронаука, осознанность, практика внимательности, Ричард Дэвидсон, состояния сознания

В статье разбирается применение принципа доминанты Алексея Алексеевича Ухтомского для интерпретации психотехнологий китайского цигун на примере категорий «и» (意) и «синь» (心). Поскольку китайские и, шире, восточные практики работы с телом и сознанием широко распространились в современном обществе, имеет смысл их исследовать, прояснять источники их действенности и интерпретировать традиционные, сформировавшиеся в рамках конкретной культуры термины… Читать далее Принцип доминанты Ухтомского и психотехнология практики цигун

Опубликовано

В рубрике Психология, Статьи, Философия Отмечено Алексей Ухтомский, доминанта, Олег Бахтияров, психотехнологии, состояния сознания, столбовая работа, цигун

В издательстве «Ганга» вышла новая книга на русском языке — «Указывая великий путь. Махамудра: этапы медитации» Дэниела П. Брауна. Это монументальное руководство по стадиям медитативно-созерцательного пути. Предлагаем вниманию читателей базовые сведения о книге и несколько отрывков из неё. Приобрести книгу в интернет-магазинах «Озон» и «Лабиринт», а также электронную версию в «ЛитРес» Дэниел П. Браун. Указывая великий путь. Махамудра.… Читать далее Дэниел П. Браун. Указывая великий путь. Отрывки из книги

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Новости Отмечено буддизм, ваджраяна, дзогчен, Дэниел Браун, книгоиздание, махамудра, медитация, недвойственность, обзоры книг, просветление, состояния сознания, тибетский буддизм

Первоначально эта программная статья выдающегося американского психолога, одного из ведущих специалистов в области трансперсональной психологии и исследований сознания Чарльза Тарта была опубликована в журнале «Science» в 1972 году (Science, 1972, Vol.

176, pp. 1203–1210). «Эрос и Космос» публикует этот важный текст, десятилетия ждавший своего перевода, — впервые на русском языке. Перевод с английского выполнен Елизаветой Чернышёвой под ред. Сергея… Читать далее Состояния сознания и состояние-специфичные науки. Часть 2

Опубликовано

В рубрике Медитация, Психология, Статьи Отмечено изменённые состояния сознания, исследования сознания, религия, состояния сознания, трансперсональная психология, Чарльз Тарт

Буддийский монах Барри Керзин (Barry Kerzin) участвует в исследовании медитации с помощью ЭЭГ.

Первоначально эта программная статья выдающегося американского психолога, одного из ведущих специалистов в области трансперсональной психологии и исследований сознания Чарльза Тарта была опубликована в журнале «Science» в 1972 году (Science, 1972, Vol. 176, pp. 1203–1210). «Эрос и Космос» публикует этот важный текст, десятилетия ждавший своего перевода, — впервые на русском языке.

 Перевод с английского выполнен Елизаветой Чернышёвой под ред. Сергея… Читать далее Состояния сознания и состояние-специфичные науки. Часть 1

Опубликовано

В рубрике Медитация, Психология, Статьи Отмечено изменённые состояния сознания, исследования сознания, наука, парадигма, состояния сознания, трансперсональная психология, Чарльз Тарт

Чувство единства с матерью и с миром, которое мы переживаем в детстве — очень приятное и важное переживание, в которое так хочется вернуться на протяжении всей жизни, и люди ищут его очень разными способами. Влюблённость В некоторых теориях, например, влюбленность рассматривается именно как тот самый механизм, который дает нам ощущение единства, единения, растворения в другом, игнорируя… Читать далее Расширяясь до размеров океана. Эмбодимент-взгляд на контактный танец в воде

Опубликовано

В рубрике Статьи, Тело и мозг Отмечено embodiment, деконцентрация, контактная импровизация, состояния сознания, танцевально-двигательная терапия, телесность, фридайвинг

Абрахам Маслоу в 1960-е. (Фото © Corbis)

При просмотре не забудьте включить русские субтитры в опциях YouTube Транскрипт — Пиковый опыт. Мистический опыт. Океаническое чувство. Ощущения безграничных горизонтов, открывающихся прямому видению. Чувство бытия одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее. Чувство великого экстаза, удивления и благоговения. Потеря ориентации во времени и пространстве. И, наконец, убеждение, что произошло нечто крайне важное и ценное. — Да! Это очень хороший опыт… Читать далее Пиковые переживания: из интервью с Абрахамом Маслоу

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интервью, Медиа, Психология Отмечено Абрахам Маслоу, гуманистическая психология, изменённые состояния сознания, Майстер Экхарт, мистицизм, пиковый опыт, св. Тереза Авильская, состояния сознания, трансперсональная психология

Уильям Джеймс (1842–1910) считается одним из величайших американских психологов, классиком исследований сознания и его изменённых состояний, известный, в том числе, по монографии «Многообразие религиозного опыта». Статья «Субъективный эффект вдыхания закиси азота» впервые была опубликована в 1882 году1 и до сих пор представляет огромный интерес, поскольку проливает свет, по всей видимости, на значимые трансперсональные переживания, испытанные Джеймсом в… Читать далее О понимании гегельянства через изменённое сознание: субъективный эффект вдыхания закиси азота

Опубликовано

В рубрике Духовность, Психология, Статьи, Философия Отмечено Гегель, изменённые состояния сознания, мистицизм, состояния сознания, трансперсональная психология, Уильям Джеймс

Перевод выполнен с разрешения автора специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал статьи был опубликован в «Журнале трансперсональной психологии» (1986)1. Мы начнём с краткого рассмотрения природы обыденного сознания (и обыденного «я», с ним связанного), а также природы изменённых состояний сознания (ИСС). Рис. 1 содержит схематическую репрезентацию развиваемого мною системного подхода к пониманию изменённых состояний сознания, который мы… Читать далее Сознание, его измененные состояния и миры опыта

Опубликовано

В рубрике Психология, Статьи, Тело и мозг Отмечено изменённые состояния сознания, наука, психология, состояния сознания, трансперсональная психология, Чарльз Тарт

Недавно Кен Уилбер выступил на вебконференции «За пределы практики внимательности». Само это название уже ориентирует нас на надличностные области сознания/бытия. Я не хочу сказать, что внимательность кончается с переходом в надличностные уровни, а только то, что она является одной из существенных характерологических черт перехода к надличностному (от кентавра к трансперсональному).1 Кен указывает на ограниченность практики… Читать далее Практика внимательности в интегральном развитии

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Медитация, Мнения Отмечено Кен Уилбер, состояния сознания, стадии развития, уровни развития

Конспект выступления Кена Уилбера на вебконференции «За пределы практики внимательности» («Beyond Mindfulness») в рамках секции «Внимательность в повседневной жизни». Аудиозапись была опубликована 16 мая 2015. Аудиозапись на англ. языке Конспект презентации • Практика внимательности (осознанности; англ. mindfulness)1 является важнейшей частью процесса роста, развития и эволюции. Однако есть некоторые вещи, которые практика внимательности совершить не может. • У сознания… Читать далее Пробуждение и взросление: важная возможность для эволюции человечества

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Медиа, Медитация, Мнения, Психология Отмечено духовность, Жан Гебсер, интегральная духовность, Кен Уилбер, Кэрол Гиллиган, медитация, осознанность, практика внимательности, практика интегральной жизни, просветление, психология развития, Роберт Киган, состояния сознания, стадии состояний, структуры сознания, трансперсональная психология

Перевод выполнен с разрешения Отто Шармера, учредителя Presencing Institute и старшего преподавателя Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте (MIT). Данный его диалог с Кеном Уилбером состоялся 17 сентября 2003 года; на русском языке публикуется впервые в журнале «Эрос и Космос». От редакции: Практика чувствующего присутствия (presencing) — это разработанная Отто Шармером и коллегами в… Читать далее Картография интегрального U-процесса: беседа Кена Уилбера и Отто Шармера

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Медитация, Психология, Статьи Отмечено Джозеф Яворски, интегральная теория, интегральный бизнес, Кен Уилбер, медитация, Отто Шармер, Питер Сенге, Роберт Киган, созерцательный менеджмент, состояния сознания, теория U, феноменология, Франсиско Варела, чувствующее присутствие (presencing)

Свобода и Воля — неразрывно связанные понятия. Показательно, что в большинстве славянских языков значения слов «воля» и «свобода» если и не полностью совпадают, то в значительной мере пересекаются. Воля есть действующая Свобода, а поскольку это действие не обусловлено предшествующими планами и целями, то это действие, творящее нечто новое. Идея Свободы регулярно воспроизводится в культуре, хотя… Читать далее О первичной травме сознания

Опубликовано

В рубрике Медитация, Психология, Статьи, Философия Отмечено воля, исследования сознания, Олег Бахтияров, психонетика, свобода, состояния сознания

Перевод интервью осуществлён с разрешения Conscious.TV и по согласованию с телеканалом «ПСИХОЛОГИЯ 21» специально для журнала «Эрос и Космос» (eroskosmos.org). На русском языке публикуется впервые. В оригинале этот транскрипт был включён в книгу «Беседы о недвойственности: двадцать шесть пробуждений» (Conversations on Non-Duality: 26 Awakenings), опубликованную издательством «Cherry Red Books». Об участниках беседы Дэниел П. Браун… Читать далее Великий путь: интервью с Дэниелом Брауном о махамудре

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интервью, Медиа, Медитация Отмечено буддизм, ваджраяна, дзогчен, Дэниел Браун, изменённые состояния сознания, изначальное сознавание, махамудра, махаяна, медитация, Нагарджуна, недвойственность, просветление, состояния сознания, тантра, тибетский буддизм, тхеравада

Об уровнях развития и пространстве осознания Каждый из нас имеет свою личную историю, свои переживания и чувства и своё предназначение в этом мире. Зачастую нам кажется, что всё это — только «наше», что оно никак не влияет на внешний проявленный мир или же влияет только на ближайшее окружение, что проявляется в виде «теней». Но это… Читать далее Один взгляд на интегральную практику

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Статьи Отмечено интегральная женщина, Кен Уилбер, медитация, отношения, работа с тенью, состояния сознания, уровни развития

Беседа состоялась 12 февраля 2014 года в лофте Кена Уилбера (г. Денвер, штат Колорадо, США). Интервью записано для фильма «Что такое просветление: наука, искусство, духовные традиции», который готовит Владимир Майков. По его словам, Кен Уилбер, к которому для интервью о просветлении я летал из Сан-Франциско в Денвер, опять удивил меня своей поразительной ясностью и юной… Читать далее Восточные и западные пути развития сознания: интервью Владимира Майкова с Кеном Уилбером

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Интервью, Медитация, Психология, Философия Отмечено Владимир Майков, Владимир Соловьёв, Жан Гебсер, интегральная духовность, интегральный подход, Кен Уилбер, просветление, состояния сознания, структуры сознания, турийя, турийятита

Отрывок из книги Шинзена Янга, перевод которой готовится в настоящее время автором и редактором журнала «Эрос и Космос» Виктором Ширяевым. Общим для всех систем медитации в мире является то, что все они показывают, как развить необычайную степень сфокусированности и жить гораздо полнее и глубже. Нет такой сферы жизни, в которой нельзя было бы применить навыки медитации.… Читать далее Три стереотипа о медитации

Опубликовано

В рубрике Медитация, Статьи Отмечено медитация, состояния сознания, Шинзен Янг

Наше обыденное бодрствующее сознание, называемое нами «рациональным», есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него пролегают совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделённые от бодрствующего сознания тончайшей пеленой. Мы можем пройти свой жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но как только будет применён необходимый для их пробуждения стимул, они сразу… Читать далее Жизнь как сновидческая панорама в бардо

Опубликовано

В рубрике Мнения, Философия Отмечено бардо, интегральная духовность, медитация, состояния сознания, тибетский буддизм

Ни один человек не остров Не существует противоречия между индивидуальностью и личностью-в-отношениях. Оба момента единовременно существуют как разные, но взаимосвязанные и взаимовозникающие феномены1, которые можно высвечивать вниманием как фигуры из общего фона мира явлений.2 Бегство от отношений, пусть таковое в какой-то период и могло иметь временное функциональное значение, является неосуществимым самообманом с позиции интегрального подхода.… Читать далее Об отношениях и их многомерности

Опубликовано

В рубрике Мнения, Психология Отмечено интегральная йога, интегральная психология, отношения, состояния сознания, структуры сознания

книги

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышел сборник статей, написанных по мотивам конференции, которая состоялась в Германском историческом институте в Москве в апреле 2011 года. Он посвящен русской культуре XIX и XX веков и феноменам, традиционно относимым к сфере иррационального. С любезного разрешения издателя публикуем фрагмент статьи Юлии Маннхерц «Иррациональное в русской истории».

В 1893 году поэт-символист Валерий Брюсов, оценивая свой опыт пребывания в иррациональном состоянии сознания, записывал в дневнике: «Испытал я ощущение транса и ясновидения. Я человек до такой степени “рассудочный”, что эти немногие мгновения, вырывающие меня из жизни, мне дороги очень». Брюсов был не единственным представителем российского общества эпохи fin-de-siècle, высоко ценившим подобные моменты бегства из царства рассудка и стремившимся освободиться от ограничений рационализма, лимитирующих, как ему казалось, творческое вдохновение, личный опыт и свободу самовыражения. Многие современники Брюсова обращались к медитациям и молитве, исследовали такие экстремальные состояния сознания, как гипноз, или надеялись на избавление от оков рассудочной логики с помощью преобразующей силы музыки. Им представлялось, что иррациональные состояния сознания повышают интенсивность личных переживаний и раскрывают перед человеком сущность бытия, в конечном счете становясь источником более глубоких и ценных знаний по сравнению со знаниями, полученными рациональным путем.

Разумеется, с иррациональными состояниями сознания сталкивались отнюдь не только Брюсов и его современники. Сны, видения, духовная эйфория, упоение музыкой, транс, безумие, экстатические состояния и другие разновидности нерационального посещали людей во всех странах мира и во все времена.

Однако в разных обстоятельствах этот опыт оценивался совершенно по-разному. Моменты, когда верующим удается выйти за пределы обыденного сознания — например, когда они находятся в трансе или их посещают видения, — ценятся весьма высоко (по крайней мере в некоторых случаях) в разных религиозных традициях. Более того, религиозный философ Луи Дюпре утверждал, что «мистицизм представляет собой ядро всякой религии». В любой религии можно найти подтверждения того, что иррациональным состояниям сознания придается особое значение.

Так, в шаманизме известны странствия души, означающие, что «странник» был избран высшими силами, чтобы через него передать откровения о божественной истине тем, кто неспособен на такое путешествие. Последователи дзен-буддизма недвусмысленно ставят перед собой цель выйти за пределы разума. Только после того, как сознание «избавится от обыденного аппарата сознательного мышления, из неосязаемых глубин разума всплывут подсознательные элементы». Подобные практики позволяют адептам дзен-буддизма достичь состояния общности, в котором оказываются преодолены эмоциональные и когнитивные противоположности. Согласно мусульманской традиции, мистический опыт служил основой пророчеств Мухаммеда, которым предшествовал ряд видений. Более того, сложная система мистицизма была разработана в таком течении ислама, как суфизм. Христианство тоже высоко ценило духовный опыт, выходящий за пределы рациональных объяснений. Особенно заметную роль мистицизм играл в средневековой христианской традиции. Например, согласно Фоме Аквинскому, видения — это чрезвычайно редкие мосты между человеком и духовным миром.

Та роль, которую в религиозной сфере играл мистический опыт, в сфере искусства отводилась вдохновению. Дневниковые заметки Брюсова свидетельствуют, что состояния разума, представляющие собой отход от обыденного сознания, ценятся им в качестве плодотворных источников поэтического воображения. И потому едва ли удивительно, что и до, и после Брюсова различные художники описывали вдохновение как момент, когда поэт входит в «состояние трансцендентального экстаза и безумия». Процесс вдохновенного творчества сопровождается возникновением художественного материала из «источников, лежащих за пределами сознания». Такие древние поэты, как Овидий и Вергилий, полагали, что люди получают вдохновение от богов, в то время как авторы-романтики — Уильям Блейк, Сэмюэл Тейлор Кольридж, Перси Шелли и другие — считали источником вдохновения душу гения. По словам Джона Холландера, иррациональный туман служил для «романтического воображения дверью к высшей ясности». Но если для поэтов-романтиков источник вдохновения находился уже внутри творца, а не во внешнем мире, то «сама загадка творческого процесса от этого ничуть не упростилась».

Иррациональных состояний сознания можно достичь при помощи таких умственных упражнений, как медитация или молитва. Однако как в религиозной, так и в творческой сфере и пророки, и художники не отказывались от употребления веществ, которые позволяли достичь измененных состояний сознания. Например, в различных формах шаманизма вхождение в транс обеспечивается употреблением в пищу некоторых растений, в то время как поэты эпохи романтизма и fin-de-siècle (включая Брюсова) в попытках стимулировать свои собственные творческие способности обращались к психоделикам.

Прибегая к помощи наркотиков в ходе творческого процесса, поэты-романтики, как и их преемники эпохи fin-de-siècle и креативные enfants terribles 1968 года, не только демонстрировали толерантное отношение к веществам, воздействующим на сознание. Речь шла еще и об участии в подрывных действиях, направленных против преобладавших в те дни ценностей. В основе этих социально приемлемых принципов лежал рационализм, в эпоху Просвещения занявший центральное место в умах европейцев. В «Век разума» иррациональное стало неизменно восприниматься в качестве антитезы всего положительного, так как оно отрицало логику, порядок и симметрию. Вместо этого мыслители-просветители возлагали большие надежды на интеллектуальные способности человечества. Более того, в глазах Иммануила Канта сущность Просвещения как интеллектуального проекта заключалась в доверии человечества к возможностям критического мышления.

Ключевое место, которое занимал разум в понимании Просвещением своей собственной природы, придавало особую актуальность вопросам эпистемологии и, в частности, проблеме объективности. Соответственно, мыслители Просвещения питали подозрения и враждебность в отношении всего, что отдавало суевериями, предрассудками, мифами и чудесами, поскольку во всех таких случаях речь как будто бы шла о существовании явлений, не прошедших проверку силами разума. На протяжении современной эпохи вера в рационализм превратилась в саму основу европейской культуры. Именно в рамках этого мировоззрения были предприняты попытки логического осмысления природных процессов, а научные и технические достижения, представлявшие собой плоды этого подхода, чествовались в качестве проявлений всеобщего «прогресса».

Свойственное Просвещению отрицание всего, что не поддавалось рациональному обоснованию, дало нам четкую концепцию иррационального, но в то же время подорвало нашу способность вести о нем разговор. С точки зрения средневековых мистиков, явления Христа визионерам могли представлять собой особое событие, выходящее за рамки повседневного восприятия и потому заслуживающее высокой оценки; тем не менее такие феномены, несмотря на их исключительность, одновременно были частью обыденного земного существования. Одним словом, видения считались вполне реальными, и если они и вызывали сомнения, то лишь в отношении того, имели ли они божественное или дьявольское происхождение. Описание таких событий на языке, подчеркивающем их несоответствие законам природы в качестве вещей иррациональных или абнормальных, показалось бы средневековому визионеру бессмысленным. Однако вместе с могучим наследием Просвещения, «покончившего со средневековым мировоззрением и возвестившего о становлении нашего современного западного мира», мы получили и язык, в котором проводится четкое различие между рациональным сознанием и состояниями разума, относящимися к иной, иррациональной и потенциально недостоверной сфере.

Таким образом, Просвещение позволило классифицировать в отдельные рубрики такие виды человеческого опыта, как видения, сны, экстатические состояния и безумие, но в то же время лишило способности вести о них нейтральный разговор. Такие эпитеты, как «абнормальный» и «иррациональный», которыми мы пользуемся для описания подобных переживаний, зачастую несут в себе негативные коннотации — такие, как «нерепрезентативный», «аномальный», «странный», «причудливый», «неестественный», «безосновательный», «бессмысленный», «абсурдный» и даже «смехотворный» и «вздорный». Отсутствие нейтрального языка для обсуждения иррациональных явлений весьма показательно, поскольку оно свидетельствует о том, каких успехов достиг дискурс Просвещения в маргинализации опыта, не соответствовавшего его рациональным ценностям.

Рациональное сознание подразумевает взаимное понимание, а поведение, определяемое рациональными рассуждениями, должно быть постижимым. В своем идеальном виде рациональная мысль и рациональные поступки могут даже быть предсказуемыми. Эта предсказуемость также подразумевает, что рациональные явления могут быть воспроизведены, то есть любое повторение логических рассуждений на данную тему приведет нас к одному и тому же результату, к одной и той же истине. Таким образом, предполагается, что итоги логических рассуждений носят всеобщий характер. Совсем по-иному обстоит дело в случае альтернативных форм сознания. Видения, сны и моменты вдохновения непредсказуемы даже при идентичности средств, которыми они вызываются. Более того, те, кому довелось испытать иррациональные состояния сознания, сталкиваются с большими проблемами при попытках объяснить другим, что они пережили, или выразить посетившие их озарения в словах. Эти переживания были и остаются сугубо субъективными.

О влиятельности оценки внерациональных состояний, данной Просвещением, можно судить по тому факту, что просвещенческий рациональный скептицизм был распространен и на сферу религии, то есть на ту сферу, в которой всегда особо ценились визионерские переживания. И хотя верно то, что мистицизм всегда находился в двусмысленной позиции по отношению к ортодоксальной религии, начиная с эпохи Просвещения богословы стали проявлять все большее недоверие по отношению к якобы чудесным явлениям. Об этом, например, свидетельствовало все более скептическое отношение духовенства к чудесам и «суевериям», разделявшимся простыми верующими. Впрочем, не только священнослужителям, но и многим из их прихожан тоже становилось все труднее принимать на веру явно иррациональные моменты в религиозных сюжетах. Как показал Сергей Штырков, жизнеописания Ксении Петербургской, составлявшиеся духовенством и мирянами в XIX– XXI веках, все сильнее рационализировались по мере того, как их аудитории становилось труднее оценивать по достоинству поведение, казавшееся на первый взгляд безумием.

Подобно верующим, поэты-романтики, художники эпохи fin-de-siècle и представители радикальной контркультуры середины XX века тоже усвоили просвещенное мировоззрение. Несмотря на их сознательные попытки порвать с ценностями Просвещения путем обращения к иррациональному опыту, они — в противоположность средневековым мистикам — тоже жили и творили в рамках бинарной парадигмы, противопоставлявшей обыденное рациональное сознание исключительным случаям иррационального вдохновения и эмоциональных озарений.

Подобную ситуацию можно наблюдать и в других сферах, где мыслители воздавали должное формам сознания, отличающимся от обыденной рассудочности. Например, психоаналитики описывали нерациональные состояния сознания как имеющие особое значение для психической жизни, и в некоторых отношениях им удалось разрушить, казалось бы, непреодолимый барьер между рациональным и иррациональным, так усердно возводимый Просвещением. Согласно Зигмунду Фрейду, мнимо рациональное сознание и его иррациональная бессознательная сторона нерасторжимо связаны друг с другом. Более того, по его мнению, поведение сознания невозможно понять и тем более изменить, не учитывая мощного влияния его бессознательной стороны. И все же, несмотря на большой интерес Фрейда к снам и воображению, психоанализ как дисциплина продолжал придерживаться позиции принципиального различия между сознательным и бессознательным состоянием разума.

Бинарная оппозиция «рациональное мышление — аномальные состояния сознания» стала характерной чертой европейского подхода к человеческой душе. Как указывает Винсент Крапандзано, противопоставление рационального и иррационального — лишь одна из большого списка пар противоположностей, таких как тело и разум, мысль и чувство, внутреннее и внешнее, рассуждение и воображение, выразимое и невыразимое, сознательное и бессознательное. Такой подход к человеческому сознанию ни в коем случае не самоочевиден, что видно на примере других культур, не знающих подобных бинарных структур. Например, в индуизме известны три состояния сознания, а в языке амазонских индейцев паринтинтин существует особая модальность для описания реальности, являющейся во снах.

Таким образом, Просвещение отнюдь не положило конец интересу европейских наблюдателей к иррациональным состояниям сознания, но оно принципиально изменило отношение к этим состояниям. При осмыслении иррационального опыта приходится либо строго противопоставлять его рациональным переживаниям, либо лишать иррациональность ее иррациональных черт и тем самым включать ее в число механистических, а следовательно, объяснимых явлений природы. Пример последнего подхода дают неврологи, в отличие от романтиков и психоаналитиков избегающие отсылок к мистике и подсознанию. Эти исследователи указывают на физиологические процессы, происходящие в организме ясновидящих, сновидцев и прорицателей. Например, они отмечают, что во время транса у людей обычно расширяются зрачки, мышцы сводит судорогой, дыхание становится неглубоким, а мозг вырабатывает бета-эндорфины — болеутоляющие вещества, вызывающие расслабление и чувство блаженства. Такое неврологическое понимание «иррациональных переживаний», доведенное до логического конца, предполагает, что подобные переживания — всего лишь физиологические процессы, оказывающие влияние на обычную работу мозга.

Другие состояния сознания – психология

Состояния сознания

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение гипнозу и медитации
  • Понять сходства и различия гипноза и медитации

Состояние нашего сознания меняется по мере того, как мы переходим от бодрствования ко сну. Мы также изменяем свое сознание с помощью различных психоактивных препаратов. В этом заключительном разделе гипнотические и медитативные состояния будут рассматриваться как дополнительные примеры измененных состояний сознания, переживаемых некоторыми людьми.

Гипноз — это состояние крайней сосредоточенности на себе и внимании, при котором внешним раздражителям уделяется минимальное внимание. В терапевтических условиях клиницист может использовать релаксацию и внушение, пытаясь изменить мысли и восприятие пациента. Гипноз также использовался для извлечения информации, которая, как считается, глубоко похоронена в чьей-то памяти. Для людей, особо восприимчивых к силе внушения, гипноз может оказаться очень эффективной техникой, а исследования изображений мозга показали, что гипнотические состояния связаны с глобальными изменениями в функционировании мозга (Del Casale et al., 2012; Guldenmund, Vanhaudenhuyse, Boly, Laureys, & Soddu, 2012).

Исторически к гипнозу относились с некоторым подозрением из-за его изображения в популярных средствах массовой информации и развлечениях ([ссылка]). Поэтому важно проводить различие между гипнозом как эмпирическим терапевтическим подходом и формой развлечения. Вопреки распространенному мнению, люди, подвергающиеся гипнозу, обычно имеют четкие воспоминания о гипнотическом опыте и контролируют свое поведение. Хотя гипноз может быть полезен для улучшения памяти или навыков, такие улучшения очень скромны по своей природе (Raz, 2011).

Популярное изображение гипноза привело к некоторым широко распространенным заблуждениям.


Как именно гипнотизер вводит участника в состояние гипноза? Хотя существуют вариации, есть четыре части, которые кажутся последовательными, приводя людей в состояние внушаемости, связанное с гипнозом (National Research Council, 1994). Эти компоненты включают в себя:

Участнику предлагается сосредоточиться на чем-то одном, например, на словах гипнотизера или на тикающих часах.

Участника устраивают поудобнее и направляют на расслабление и сонливость.

Участнику предлагается быть открытым для процесса гипноза, довериться гипнотизеру и отпустить.

Участнику предлагается использовать свое воображение.

Эти шаги способствуют раскрытию повышенной внушаемости гипноза.

Люди различаются по способности поддаваться гипнозу, но обзор доступных исследований показывает, что большинство людей поддаются гипназу хотя бы в умеренной степени (Kihlstrom, 2013). Гипноз в сочетании с другими методами используется для различных терапевтических целей и показал, что он, по крайней мере, в некоторой степени эффективен для обезболивания, лечения депрессии и тревоги, отказа от курения и снижения веса (Alladin, 2012; Elkins, Johnson, & Fisher). , 2012; Golden, 2012; Montgomery, Schnur, & Kravits, 2012).

Некоторые ученые работают над тем, чтобы определить, может ли сила внушения влиять на когнитивные процессы, такие как обучение, с целью использования гипноза в образовательных учреждениях (Wark, 2011). Кроме того, есть некоторые свидетельства того, что гипноз может изменить процессы, которые когда-то считались автоматическими и не поддающимися произвольному контролю, такие как чтение (Lifshitz, Aubert Bonn, Fischer, Kashem, & Raz, 2013; Raz, Shapiro, Fan, и Познер, 2002). Однако следует отметить, что другие предполагали, что автоматизм этих процессов остается неизменным (Augustinova & Ferrand, 2012).

Как работает гипноз? Две теории пытаются ответить на этот вопрос: одна теория рассматривает гипноз как диссоциацию, а другая рассматривает его как исполнение социальной роли. Согласно точке зрения диссоциации, гипноз фактически представляет собой диссоциированное состояние сознания, очень похожее на наш более ранний пример, когда вы можете ехать на работу, но вы лишь минимально осознаете процесс вождения, потому что ваше внимание сосредоточено на чем-то другом. Эта теория подтверждается исследованиями Эрнеста Хилгарда в области гипноза и боли. В экспериментах Хилгарда он вводил участников в состояние гипноза и помещал их руки в ледяную воду. Участникам сказали, что они не почувствуют боли, но если почувствуют, то могут нажать кнопку; хотя они сообщали, что не чувствовали боли, они на самом деле нажимали на кнопку, что предполагает диссоциацию сознания в гипнотическом состоянии (Hilgard & Hilgard, 19).94).

Используя другой подход к объяснению гипноза, социально-когнитивная теория гипноза рассматривает людей в гипнотических состояниях как исполняющих социальную роль загипнотизированного человека. Как вы узнаете, изучая социальные роли, поведение людей может формироваться их ожиданиями относительно того, как они должны действовать в данной ситуации. Некоторые рассматривают поведение загипнотизированного человека не как измененное или диссоциированное состояние сознания, а как выполнение им социальных ожиданий от этой роли.

Медитация — это акт сосредоточения внимания на одной цели (например, на дыхании или повторяющемся звуке) для повышения осознания момента. В то время как гипноз обычно достигается за счет взаимодействия терапевта и человека, которого лечат, человек может выполнять медитацию в одиночку. Однако часто люди, желающие научиться медитировать, проходят обучение методам достижения медитативного состояния. Медитативное состояние, как показывают записи ЭЭГ новых практикующих медитацию, само по себе не является измененным состоянием сознания; однако образцы мозговых волн, демонстрируемые опытными медитаторами, могут отражать уникальное состояние сознания (Fell, Axmacher, & Haupt, 2010).

Несмотря на то, что используется ряд различных техник, центральным элементом любой медитации является очищение ума для достижения состояния расслабленного осознания и концентрации (Chen et al., 2013; Lang et al., 2012). В последнее время стала популярной медитация осознанности. В варианте медитации внимание медитирующего сосредоточено на каком-то внутреннем процессе или внешнем объекте (Zeidan, Grant, Brown, McHaffie, & Coghill, 2012).

Медитативные техники уходят своими корнями в религиозные практики ([ссылка]), но их использование стало более популярным среди практикующих альтернативную медицину. Исследования показывают, что медитация может помочь снизить артериальное давление, а Американская кардиологическая ассоциация предполагает, что медитацию можно использовать в сочетании с более традиционными методами лечения гипертонии, хотя для рекомендаций недостаточно данных (Brook et al. ., 2013). Как и гипноз, медитация также эффективна в управлении стрессом, улучшении качества сна (Caldwell, Harrison, Adams, Quin, & Greeson, 2010), лечении аффективных и тревожных расстройств (Chen et al., 2013; Freeman et al., 2010; Vøllestad). , Nielsen, & Nielsen, 2012) и обезболивание (Reiner, Tibi, & Lipsitz, 2013).

(a) Это статуя медитирующего Будды, представляющая одну из многих религиозных традиций, частью которой является медитация. (б) Люди, практикующие медитацию, могут испытывать альтернативное состояние сознания. (кредит a: модификация работы Джима Эплера; кредит b: модификация работы Калеба Ренига)


Гипноз — это сосредоточение на себе, которое включает предполагаемые изменения поведения и опыта. Медитация включает в себя расслабленное, но сосредоточенное осознание. И гипнотические, и медитативные состояния могут включать в себя измененные состояния сознания, которые потенциально могут применяться для лечения различных физических и психологических расстройств.

________ наиболее эффективен у людей, которые очень открыты для силы внушения.

  1. гипноз
  2. медитация
  3. внимательное осознание
  4. когнитивная терапия

A

________ уходит своими корнями в религиозную практику.

  1. гипноз
  2. медитация
  3. когнитивная терапия
  4. поведенческая терапия

B

Медитация может быть полезна при ________.

  1. обезболивание
  2. контроль стресса
  3. лечение гриппа
  4. как а, так и б

D

Исследования показывают, что ________ может влиять на когнитивные процессы, такие как обучение.

  1. гипноз
  2. медитация
  3. внимательное осознание
  4. прогрессивная релаксация

А

Какие существуют преимущества для исследования потенциальных преимуществ гипноза для здоровья?

Расходы на здравоохранение и фармацевтику продолжают стремительно расти. Если бы можно было разработать альтернативные подходы к решению этих проблем, которые были бы относительно недорогими, то потенциальные выгоды были бы многочисленными.

Какие исследования наиболее убедительны в отношении эффективности медитации при лечении какого-либо физического или психического расстройства?

В идеале двойные слепые экспериментальные испытания лучше всего подходят для подтверждения эффективности медитации. По крайней мере, какое-то рандомизированное контрольное исследование было бы очень информативным.

При каких обстоятельствах вы готовы рассмотреть гипноз и/или медитацию в качестве варианта лечения? Какая информация вам понадобится, прежде чем вы примете решение использовать эти методы?

гипноз
состояние крайней сосредоточенности на себе и внимании, при котором внешним раздражителям уделяется минимальное внимание
медитация
очищение ума для достижения состояния расслабленного осознания и концентрации

состояний сознания

состояние сознания

Состояния сознания
Психологический 1301

Осведомленность — это отслеживание информации из окружающей среды и из наших собственных мыслей. Сознание — это осознание нашего окружения и мыслей, включая аспекты бодрствования и осознания. Это наше осознание различных психических процессов или когнитивных процессов, которые действуют в нашей повседневной жизни, таких как принятие решений, мечтание, размышление, сон, сновидение и концентрация. Это наше переживание момента, когда мы движемся через него; поэтому он постоянно меняется. Мы обрабатываем информацию, прежде чем отправить ее в специализированные области мозга. Эти сенсорные элементы объединяются в то, что Баарс (1997) называется глобальным рабочим пространством сознания.

Бодрствование — это степень бдительности, возникающая в результате того, бодрствует человек или спит. Осведомленность, с другой стороны, относится к отслеживанию информации из окружающей среды и из наших собственных мыслей. Степени бодрствования и осознанности означают вариации в сознании.

Минимальное сознание относится к состояниям, когда люди едва бодрствуют или осознают. Кто-то в минимально сознательном состоянии в основном не отвечает, но может демонстрировать некоторые преднамеренные движения.

Умеренное сознание описывает случаи, когда информация потенциально доступна, но в данный момент не находится в сознании. Например, человека можно разбудить ото сна или сновидения, но большинство ощущений окружающей среды спящий не воспринимает. Феномен кончика языка, когда вы чувствуете, что знаете что-то, но просто не можете вспомнить это, является примером умеренного сознания.

Когда мы относительно бдительны и осознанны, говорят, что мы находимся в полном сознании. Внимательность — это повышенное осознание настоящего момента. Поток, с другой стороны, возникает, когда мы настолько увлечены тем, что делаем, что теряем ощущение времени и места.

Мы называем ограниченную способность обрабатывать информацию, находящуюся под сознательным контролем, вниманием. Избирательное внимание — это способность сосредотачиваться на определенных особенностях окружающей среды, игнорируя при этом другие. У людей, страдающих шизофренией, отсутствует способность выборочно отфильтровывать и обращать внимание только на самую важную информацию, что приводит к перегрузке их ума. Для любого из нас это избирательное внимание создает пробелы во внимании и восприятии, потому что мы так сильно сосредотачиваемся на одних вещах, что слепы к другим вещам. Обычно мы говорим, что «отключаемся» от информации, которую в данный момент считаем не относящейся к нам.

Многозадачность

Постоянное внимание нарушается, когда мы работаем в режиме многозадачности. Хотя мы можем гордиться своей способностью работать в режиме многозадачности, исследования показывают, что одновременное или параллельное выполнение задач встречается редко. На самом деле мы быстро переключаем внимание с одной задачи на другую. Переключение теряет время и ставит под угрозу память для текущих задач. Многозадачность также ставит под угрозу обучение. Чтобы объяснить ограничения многозадачности, Сальвуччи и Таатген (2008) предложили теорию многопоточного познания. Согласно этой теории, конкретный ресурс, такой как двигательные навыки, может использоваться только для одной задачи за раз. Когда задачи конкурируют за доступ к сознанию, может возникнуть узкое место.

Исследования показывают, что суперзадачников мало — нам просто нравится думать, что мы вписываемся в эту категорию.

Бывает ситуация, когда мы внезапно слышим свое имя через всю комнату и говорим, что оно привлекает наше внимание. Это переключение внимания, когда вы слышите свое имя, известно как эффект коктейльной вечеринки.

Посмотрите видео о двух баскетбольных командах, одна из которых одета в белые футболки, а другая в черные. Посмотрите клип, нажав здесь . Вы видели что-то кроме команды в белых футболках и команды в черных футболках?

Неспособность замечать неожиданные объекты/людей в нашем окружении называется слепотой по невниманию. Модель нагрузки восприятия утверждает, что мы не замечаем потенциальных отвлекающих факторов, когда задача поглощает все возможности нашего внимания. Устойчивое внимание описывает способность поддерживать сфокусированное внимание на конкретной цели.

В последние годы было много дискуссий об использовании мобильного телефона за рулем. Из сообщений СМИ мы все знаем о потенциальной опасности использования мобильного телефона за рулем. Недавнее исследование показало, что использование мобильного телефона за рулем, даже с устройствами громкой связи, сравнимо с вождением в нетрезвом виде. Эти водители, как правило, слишком близко следуют за другими автомобилями, чаще других попадают в аварии и медленнее реагируют на торможение, чем другие представители населения в целом.

 

 

Функции сна

Sleep поддерживает рост нейронов, консолидацию памяти и защиту от повреждения клеток. Исследователи сна обнаружили, что сон необходим для обучения и памяти, а недостаток сна влияет на здоровье, безопасность и продолжительность жизни. Лишение сна подавляет рост новых нейронов, поэтому привлечение тех, кто работает всю ночь, для написания научных статей, действительно имеет пагубный эффект. Сон также помогает нам учиться и запоминать вещи, поэтому не спать всю ночь, готовясь к экзамену, также может быть вредным. Наконец, сон борется с повреждением клеток, вызывая выработку ферментов, которые борются с повреждением клеток. Несмотря на эти выводы, исследования показывают, что сорок процентов взрослых американцев недосыпают.

Биологический цикл или ритм продолжительностью около 24 часов называется циркадным циклом. Эти биологические часы на самом деле представляют собой группу нейронов в гипоталамусе. Температура тела, гормон мелатонин и бдительность колеблются в соответствии с циркадным циклом. Любые нарушения в этом цикле бодрствования и сна вызывают усталость и раздражительность.

Феномен, тесно связанный с нарушением этого цикла бодрствования и сна, — это синдром смены часовых поясов, когда циркадный цикл сбивается с привычного пути.

Обзор биологических часов человека.

 

Мозг активен, когда мы спим, но он лишь частично обрабатывает информацию из внешнего мира. Пока мы спим, между внешним миром и сознательным умом существует «стена»; однако «стена» может сразу рухнуть. Мы отфильтровываем важную информацию, такую ​​как будильник, от менее важной информации, такой как фоновая музыка. Сон имеет свою собственную модель активности. Во время бодрствования в мозгу регистрируются бета-волны, быстрые, но низкоэнергетические волны. В расслабленном или сонливом состоянии наш мозг переключается на альфа-волны, которые являются более медленными и немного более высокими энергетическими волнами.

Первая основная форма сна — это медленный сон, при котором движения глаз скорее медленные, чем быстрые.

Быстрые движения глаз (БДГ) — это быстрые движения глаз, которые происходят во время сна, и исследователи полагают, что они отмечают фазы сна.

Быстрый сон называется парадоксальным сном, потому что, хотя активность мозга напоминает активность, регистрируемую во время бодрствования, спящий, кажется, глубоко спит и не может двигаться из-за паралича произвольной мускулатуры тела.

  • Частота сердечных сокращений увеличивается и становится нерегулярной.
  • REM составляет 20% от общего времени сна взрослого человека.
  • Спящего трудно разбудить во время БДГ.

У людей, лишенных фазы быстрого сна, наблюдается эффект отскока, когда им дают спокойно отдохнуть, и они проводят в фазе быстрого сна больше среднего количества времени.

Исследования также показывают, что как человеческие, так и нечеловеческие субъекты проводят больше времени в фазе быстрого сна после изучения сложного материала.

Каждую ночь взрослые люди испытывают от 4 до 6 различных циклов медленного и быстрого сна, каждый из которых длится около 90 минут. Нажмите здесь, чтобы посмотреть видеоклип о режимах сна.

 

 

Существует четыре стадии медленного сна.

Этап I Сон

  • Замедление пульса
  • Расслабление мышц
  • Движения глаз из стороны в сторону
  • Мозговые волны низкого напряжения, возникающие во время расслабленного бодрствования или в сумеречной стадии между бодрствованием и сном, называются альфа-волнами. Затем эти мозговые волны меняются на тета-волны.
  • Иногда появляются образы, но не сны.
  • Спящего легко разбудить на первом этапе.

Стадия II Сон

  • Запускается примерно через 5-7 минут после входа в Стадию I.
  • Не реагирует на шум или свет.
  • Частота сердечных сокращений, кровяное давление и температура продолжают падать.
  • более медленные более регулярные волновые модели.
  • Тета-волны показывают короткие периоды чрезвычайно быстрой и высокоэнергетической волновой активности, называемой веретенами сна.

Стадия III Сон

  • Мозговые волны становятся медленнее с более высокими пиками и более низкими впадинами. Эта стадия начинается с тета-волн с некоторыми дельта-волнами более высокой энергии.

Стадия IV Сон

  • Происходит в начале ночи.
  • Очень медленные дельта-волны.
  • Спящие шпиндели исчезают.
  • Частота сердечных сокращений и дыхания, артериальное давление и температура тела настолько низки, насколько это возможно в течение ночи.

 

Около 20% американцев страдают нарушениями сна. В любой момент времени около 50 миллионов американцев страдают от хронических, длительных нарушений сна. Двадцать миллионов время от времени испытывают проблемы со сном. Исследования обнаружили связь между сном и астмой, и инсультом.

Лунатизм

Мы не всегда думаем о лунатизме как о расстройстве. Среди детей встречается чаще, чем среди взрослых. Людей, как правило, нелегко разбудить от лунатизма. Обычно они не помнят следующее утро. Поскольку лунатизм возникает во время медленного сна, лунатик, вероятно, не разыгрывает сон.

Кошмары и ночные ужасы

Кошмары и ночные страхи чаще встречаются у детей, чем у взрослых. Ребенок, который очень устал, чаще испытывает ночные страхи. Эти ужасы обычно возникают во время медленного сна. Ночные страхи возникают менее чем у десяти процентов детей. Ни кошмары, ни ночные страхи не являются свидетельством психологических проблем.

Бессонница

Бессонница — это расстройство сна, характеризующееся трудностями с засыпанием или сном в течение всей ночи, которым страдают до 35 миллионов американцев. Большинство эпизодов бессонницы носят временный характер и связаны со стрессовыми событиями. Бессонница иногда является результатом более серьезной психологической проблемы, такой как депрессия. Одиночество также может способствовать бессоннице.

Апноэ во сне

Апноэ во сне — это расстройство, характеризующееся затрудненным дыханием во сне, которым страдают от 20 до 22 миллионов американцев. Разница между бессонницей и апноэ заключается в том, что бессонница характеризуется бессонницей, а апноэ характеризуется затрудненным дыханием. Апноэ может вызвать у человека чувство истощения в течение дня. Это было связано с депрессией, сексуальной дисфункцией, трудностями с концентрацией внимания и головными болями у взрослых, а также с гиперактивностью, расстройством поведения и агрессивностью у детей и подростков. Если апноэ тяжелое, оно может удвоить или утроить риск инсульта или смерти человека.

Нарколепсия

Нарколепсия характеризуется неожиданными периодами сна в течение дня. Человек может внезапно заснуть или потерять мышечный тонус после моментов эмоционального возбуждения. Человек может внезапно заснуть без предупреждения даже во время бодрствования в течение дня. Люди с нарколепсией сразу впадают в БДГ-сон. Считается, что нарколепсия вызывается дефектом центральной нервной системы.

Гиперсомния

Когда человек спит более 10 часов в день в течение двух недель и более, говорят, что у него гиперсомния. Гиперсомния включает в себя побуждения вздремнуть в течение дня, часто во время еды или разговоров, и может быть вызвана другими нарушениями сна, черепно-мозговой травмой или депрессией.

 

 

 

 

Зрительные или слуховые переживания во время сна известны как сны. Каждая культура придает этим снам какое-то значение. Менее яркие сны бывают во время медленного сна. На этом этапе мозг относительно нечувствителен к внешним сенсорным данным. Мозг рисует внутренние образы из памяти во время цикла сна. Когда человек близок к пробуждению, он, скорее всего, увидит во сне недавние события. В среднем люди видят сны несколько раз за ночь в течение 1-2 часов. Человек может видеть в среднем четыре-пять снов за ночь.

 

 Картина слева — «Постоянство памяти » Сальвадора Дали. Считается, что на многие из его работ повлияли его сны.

 

Представляют ли сны бессознательное исполнение желаний?

В 2009 году исполняется 110 лет со дня выхода книги Зигмунда Фрейда T Толкование сновидений. Фрейд рассматривал сны как проводников в бессознательное. Фрейд сказал: «Я покажу, что существует психологическая техника, которая позволяет интерпретировать сны, и что при применении этой техники каждое сновидение раскрывается как психологическая структура, полная значения». Он считал, что мысли, чувства и побуждения, которые угрожают бодрствующему уму, высвобождаются в виде искаженных и замаскированных образов в наших снах. Таким образом, сны действуют на двух уровнях: явный уровень, который можно сознательно вспомнить после пробуждения, и латентный уровень или бессознательный уровень, на котором существует истинное значение сна.

Теория того, почему мы видим сны, которая рассматривает активацию нейронов, стимуляцию и состояние бодрствования, известна как режим активации-ввода (AIM). Теория AIM — одна из самых популярных биологических теорий сновидений. Согласно AIM, активация включает в себя количество нервной активации и варьируется от низкой до высокой активации. Входной уровень сознания — это степень, в которой стимуляция является внешней или внутренней, а режим состоит из измерений, которые варьируются от состояний бодрствования до состояний сна.

Когнитивные теоретики предполагают, что сны не отличаются от повседневного мышления. Они отмечают, что память, решение проблем и речь также имеют место во сне.

Другие теории, не обсуждаемые в этом учебнике, включают следующее:

Сторонники теории обратного обучения (Crick & Mitchinson, 1983) предполагают, что сновидение — это способ избавиться от ненужной информации, накопленной за день, своего рода умственная уборка, чтобы мы не впадали в перегрузку.

Теория «Сны для выживания» утверждает, что сны позволяют переосмыслить и переработать информацию, важную для ежедневного выживания, во время сна. Согласно этой теории, сны представляют беспокойство о повседневной жизни и иллюстрируют нашу неуверенность, нерешительность, идеи и желания.

В соответствии с теорией синтеза активации , мозг вырабатывает случайную электрическую энергию во время быстрого сна, возможно, из-за изменений в производстве определенных нейротрансмиттеров. Эта электрическая энергия случайным образом стимулирует воспоминания, хранящиеся в различных частях мозга. Затем мозг берет хаотичные воспоминания и сплетает их в логические сюжетные линии.

Некоторые исследователи считают, что сны — это просто мозг, обрабатывающий самые последние события в жизни человека. Однако самый честный ответ, вероятно, дал доктор Роберт Стикголд, профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы и Медицинского центра Бет Исраэль Диаконисс и выдающийся исследователь сна, который сказал: «Мы понятия не имеем». По словам доктора Стикголда, «это мозг говорит, что сегодня у меня было много активности, и я должен попытаться установить связи». Однако доктор Стикголд ответил на многие вопросы, связанные со сном, для программы PBS NOVA. Нажмите здесь, чтобы просмотреть его вопросы и ответы — возможно, вы найдете здесь ответы на некоторые из ваших вопросов, связанных со сном.

 

 

Наркотики – это химические вещества, которые при приеме изменяют структуру или функционирование организма каким-либо образом. Психоактивные препараты изменяют способ, которым химические вещества позволяют нейронам общаться друг с другом. Мы обсуждали нейротрансмиттеры в предыдущей главе. Психоактивные препараты могут вызывать увеличение количества этих передатчиков, блокировать их в рецепторных участках или не реабсорбировать. Эти наркотики влияют на поведение, мысли или восприятие. Эти препараты могут быть природными или клинически синтезированными. Отношение к наркотикам и поведение, связанное с употреблением наркотиков, различаются в разных культурах. Злоупотребление наркотиками происходит, когда отпускаемые по рецепту или без рецепта лекарства используются ненадлежащим образом, что приводит к той или иной форме физических, психических или социальных нарушений. Человек может стать физически зависимым, когда ему или ей нужен препарат для поддержания нормального функционирования и выживания в повседневной жизни. Психологическая зависимость возникает, когда человек компульсивно использует вещество, чтобы развеять скуку, отрегулировать настроение или справиться с повседневной жизнью. Это также может произойти, когда человеку необходимо участвовать в культуре употребления наркотиков, связанной с конкретным наркотиком, и без этого он не чувствует себя эмоционально нормальным. Это продолжительное употребление и физическая или психологическая зависимость известны как зависимость. Продолжительное употребление наркотиков может вызвать относительно стойкие изменения в проводящих путях мозга, вызывающих базовые влечения. Эти изменения являются основным источником зависимости. Лекарственная толерантность возникает, когда для получения того же эффекта требуется все большее количество препарата.

 

Депрессанты

Депрессанты замедляют деятельность центральной нервной системы. Депрессанты являются одним из самых опасных классов наркотиков, потому что вероятность смерти от передозировки высока.

Наиболее широко используемым депрессантом является алкоголь. Алкоголь, используемый во всем мире, приводит к проблемам со здоровьем, смерти, снижению производительности труда и чрезмерным расходам. Поскольку это депрессант, он может привести к смерти из-за токсичности.

Седативные препараты относятся к категории депрессантов, которые обеспечивают ощущение спокойствия и сна. Они могут создать ощущение ступора, похожего на алкогольное опьянение. Сегодня барбитураты чаще назначают в качестве противосудорожных средств. Транквилизаторы назначают при тревоге и стрессе. Транквилизатор рогипнол, или руфелис, не имеет запаха и вкуса. В больших дозах вызывает сон и амнезию. Мы часто слышим, что его называют наркотиком для изнасилования на свидании, потому что он используется для подпитки жертв изнасилования.

Опиаты или опиаты (наркотики)

Наркотики — это общий термин, относящийся к наркотикам, полученным из опиума или химических веществ, сходных с опиумом. Большую часть опиума получают из высушенного сока опийного мака или изготавливают в виде искусственных наркотиков. К опиатам обычно относятся опиум, морфин, кодеин, тебаин и героин. Синтетические опиаты производят те же эффекты, что и опиаты. Поскольку эти опиаты используются для лечения хронической боли, у многих людей непреднамеренно развивается зависимость. Организм человека вырабатывает собственное морфиноподобное вещество, называемое эндорфинами, которые связываются с опиумными рецепторами и мозгом и действуют как естественные обезболивающие. У многих людей развивается зависимость от опиоидов во время лечения хронической боли.

Стимуляторы или стимуляторы

Стимуляторы делают то, что следует из названия — они активируют или стимулируют нервную систему. Они вызывают повышенное чувство осознания. Кофеин является наиболее широко используемым стимулятором. Слишком много кофеина может сделать людей нервными и тревожными. Никотин является активным наркотиком в табаке. В течение восьми секунд после вдоха никотин достигает мозга. Никотин в первую очередь вызывает чувство возбуждения, хотя некоторые курильщики сообщают, что курение их успокаивает. Никотин вызывает сильное привыкание. Никотиновая абстиненция может быть такой же тяжелой, как и героиновая абстиненция.

Кокаин, получаемый из листьев какао, является стимулятором, вызывающим сильную зависимость. При вдыхании вызывает прилив эйфории, приводящий к ощущению неуязвимости и силы. Поскольку кайф очень короткий, люди быстро злоупотребляют им, пытаясь снова достичь этого кайфа. Кокаин в форме свободного основания называется крэком, и его обычно курят, что дает более сильный эффект, что приводит к более сильной зависимости.

Амфетамины представляют собой синтетические соединения, действие которых основано на истощении природного медиатора в организме. Когда-то амфетамины прописывали в качестве таблеток для похудения и для борьбы с депрессией или СДВГ. Новое исследование показывает, что амфетамины считаются слишком опасными для использования в этих целях. У потребителей амфетаминов часто начинается цикл употребления, за которым следует депрессия или паранойя. Краткосрочные эффекты включают бессонницу, головные боли, снижение либидо и трудности с концентрацией внимания. Длительное употребление может привести к депрессии, паранойе, потере контроля над поведением и, в некоторых случаях, к амфетаминовому психозу, состоянию, характеризующемуся галлюцинациями.

Сегодня потребители курят кристаллический метамфетамин, известный как айс, что приводит к более быстрому приливу, который, в свою очередь, вызывает более серьезную зависимость.

Экстази (МДМА) химически похож на амфетамины. Экстази, как стимулятор, так и мягкий галлюциноген, часто используется на «рейвах» или танцевальных вечеринках. Экстази иногда называют «наркотиком любви» или «наркотиком объятий», потому что он вызывает чувство эйфории, теплоты и привязанности к другим. Многократное употребление экстази может вызвать усиление депрессии, замедление когнитивных функций и усиление импульсивности

Галлюциногены

Галлюциногены изменяют сенсорное восприятие, вызывая искажения реальности от легких до крайних.

Марихуана, полученная из цветков и листьев растения Cannabis sativa, изменяет настроение, вызывая чувство эйфории и изменение восприятия. Существуют некоторые разногласия по поводу того, вызывает ли марихуана привыкание; однако исследования показали, что при регулярном употреблении у людей появляется тяга.

Диэтиламид лизергиновой кислоты-25 (ЛСД)

ЛСД — это жидкость, принимаемая внутрь с твердыми веществами, такими как кусочки сахара, и используемая для «путешествий», характеризующихся измененными состояниями сознания.

В заключение отметим, что многие из обсуждаемых наркотиков незаконны. Возможный штраф за трудоустройство и раскрытие социальной информации велик. Они не имеют гарантии безопасности в отношении состава или силы, и мы мало знаем об интерактивных эффектах некоторых лекарств.

  

Чтобы вернуться к сеансу, закройте это окно или вкладку.

 

Галлюциногены

Галлюциногены более поздних сенсорных восприятий вызывают искажения реальности в пределах от мили до крайности.

Марихуана, полученная из цветков и листьев растения Cannabis sativa, изменяет настроение, вызывая чувство эйфории и изменение восприятия. Существуют некоторые разногласия по поводу того, вызывает ли марихуана привыкание; однако исследования показали, что при регулярном употреблении у людей появляется тяга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *