Эффекты социальной фасилитации и ингибиции
Понятие социальной фасилитации и ингибиции
Эффектом социальной фасилитации именуется явление, в процессе которого активность человека возрастает, если рядом с ним находятся другие люди. Выполнение различных заданий будет более эффективным, чем в ситуации, когда он находится один.
Эффект социальной ингибиции – это явление, в процессе которого происходит торможение активности человека, когда рядом с ним находятся другие люди. При этом, выполняя разную работу, он справляется с ней хуже, чем когда он работает один. И хотя эти эффекты противоположны друг другу, они могут в равной степени проявляться у людей.
Ещё на рубеже XIX и XX веков Н. Трипплет и Ф. Оллпорт доказали, что эти оба эффекта существуют и примерно вычислили, скольким людям они свойственны. Выяснилось, что около 40 % людей свойственен эффект социальной фасилитации, примерно 20 % людей находят в себе эффект социальной ингибиции, а показатели работы остальных 40 % людей никак не зависят от присутствия группы во время их работы, показатели при этом не улучшаются и не ухудшаются.
Причины социальной фасилитации и ингибиции
Объяснение эффектов социальной фасилитации и ингибиции может быть разным. Одно из них было предложено американским социальным психологом Р. Зайонц. Он трактует эти понятия с точки зрения психофизиологии и связывает его с понятием доминирующей реакции. Суть его объяснения заключается в том, что то, что общий уровень возбуждения человека в присутствии других людей усиливается, непосредственно имеет влияние на доминирующую реакцию. Если такой реакцией выступает активизация, то имеет место эффект социальной фасилитации; если же в такой реакцией является торможение, то вследствие этого появится эффект социальной ингибиции.
Можно, конечно, и дать другое объяснение этим феноменам, вспомнив знаменитый в общей психологии закон Йеркса-Додсона. Этот закон гласит, что у каждого человека есть свой оптимум эмоционального возбуждения, который обеспечивает максимальный уровень активности. Приближаясь к этому оптимуму, активность увеличивается, а при удалении от него, наоборот, уменьшается.
Всё более углубленно исследуя эффекты социальной фасилитации и ингибиции, учёные пришли к выводу, что проявление данных эффектов имеет прямую взаимосвязь с силой психологического давления на данного индивида, которую в данном случае оказывают на него присутствующие люди. После внимательного рассмотрения этих эффектов, ученые посчитали уместной необходимость дифференцировать подобные ситуации по степени потенциального психологического давления, оказываемого на индивида. В результате исследования были выделены и описаны шесть разных ситуаций «присутствия» других людей и оказания психологического влияния на человека. Перечислим эти ситуации.
- Человек находится совершенно один. Рядом с человеком в данный момент времени отсутствуют другие люди, его переполняется уверенность в том, что о его теперешнем занятии ни в коем случае и ни при каких условиях не узнают другие люди (ситуация фактического отсутствия других и, следовательно, эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
- Человек находится один, и в данный момент времени рядом с ним никого нет. Человек находится один, но у него нет уверенности в том, что о его занятии не станет когда-нибудь известно другим людям (ситуация минимально выраженного присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
- Человек находится в окружении незнакомых ему людей, которые на него не обращают никакого внимания. Такой эффект происходит в ситуации слабого присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции.
- Человек находится в окружении знакомых людей, которые обращают на него внимание, но не оценивают его. Сам человек при этом практически не зависит от этих людей. Такое происходит в ситуации присутствия других в средней степени. В этом случае эффекты социальной фасилитации или социальной ингибиции будут проявляться с средней степени.
- Человек окружен людьми, которые оценивают его. От выдвигаемых этими людьми оценок в какой-то степени зависит судьба индивида. Такая ситуация является ситуацией сильно выраженного присутствия других и заметного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции.
- Человек что-то делает публично, в окружении людей, от которых он полностью зависит. Человек оценивается этими людьми, которые определяют его дальнейшую судьбу. Это проявляется в ситуации сверхсильно выраженного присутствия других и, как следствие, очень сильного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции.
Проанализировав всё вышесказанное, можно утверждать, что невозможно рассмотрение эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции без изучения социальных ситуаций, в которых они проявляются.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
как окружающие влияют на нашу производительность – Vladyslav Romashov
Как окружающие влияют на нашу производительность? Когда мы в окружении других людей, мы работаем более или менее продуктивно? Эффекты “социальная фасилитация” (определение тут) и “социальная ингибиция” – ответ на эти вопросы.
Социальная фасилитация: История
Впервые этот эффект продемонстрировал Норман Триплетт (Triplett,1898) который сравнивал скорость велосипедистов, когда они проезжали дистанцию наедине, в паре с другим велосипедистом или когда им сообщали время другого человека, но при это он не ехал рядом. Результаты его эксперимента продемонстрировали эффект “социальной фасилитации” – велосипедисты ехали быстрее всего вместе с другим велосипедистом, затем при сравнении с чужим временем и только потом, когда они ехали наедине. В другом эксперименте Триплетт сравнил как быстро дети накручивали леску на катушку. Снова, дети справлялись быстрее, когда другой ребенок был рядом.
Более чем 20 лет спустя, Гордон Олпорт (Allport, 1920) сравнивал как участники его эксперимента приводят ассоциации словам и как генерируют аргументы в поддержку текста наедине и в присутствии другого человека. Его участники давали больше ассоциативных слов и больше аргументов в присутствии других. Но Олпорт отметил, что аргументы были “лучше”, когда люди давали их наедине. Кстати, именно Оллпорт начал использовать термин “Социальная фасилитация” впервые. Джоном Дашеллом (Dashiell, 1930) были совершены попытки выяснить как разные типы аудитории влияют на эффект социальной фасилитации. Например, он доказал, что физическое присутствие соперника не является необходимым условием для возникновения социальной фасилитации.
Тем не менее, вскоре стало ясно, что люди не всегда улучшают свой результат в присутствии других. Присутствовал и обратный эффект – социальная ингибиция. Как предсказать в каком направлении будет влияние окружающих?
Теория Драйва
Существует целый ряд теорий, которыми пытаются объяснить социальную фасилитацию. Тем не менее, мне больше всего импонирует Теория Драйва, предложенная Робертом Зайонцом (Zajonc, 1965). Если не вдаваться в подробности, то она постулирует, что во время присутствия сторонних людей мы переживаем больший “драйв” или “возбуждение”. Оно присуще нам постоянно, как некоторое количество стресса, но в присутствии других увеличивается. Так вот, с повышением этого драйва, мы чаще реагируем “типичным” образом. Когда мы знакомы с ситуацией, являемся профессионалами своего дела – первичные или типичные реакции чаще всего оказываются правильными. Когда мы сталкиваемся со сложными и новыми заданиями, под наблюдением, мы начинаем делать больше ошибок.
Еще раз и другими словами. Мы справляемся лучше в присутствии других людей, когда выполняем то, в чем мы “хороши” (социальная фасилитация). Когда мы пытаемся справиться с чем-то, что мы не делали ранее – присутствие людей ухудшает наш результат (социальная ингибиция). От теории к практики.
Социальная фасилитация и социальная ингибиция
Было проведено множество исследований демонстрирующих влияния социальной фасилитации и ингибиции. Я решил описать эти эффекты на примере эксперимента Роберта Зайонца с коллегами (Zajonc, Heingartner, & Herman, 1969; Experiment 1). В их эксперименте “подопытными” были вовсе не люди, а тараканы (Blatta orientalis). Они должны были пройти в прямой трубке или “лабиринте”. Наедине, в паре с другим тараканом или в присутствии “аудитории”. Чтобы “подтолкнуть” таракана, ученые использовали свет в начале лабиринта. Схематическое изображение условиях представлены ниже. Входящая стрелка показывает, где был вход, там и был источник света. Два лабиринта слева и два справа отличаются наличием дополнительных комнат (в виде треугольника), где находились другие тараканы из числа аудитории.
Как и ожидалось, тараканы справлялись с прохождением по прямой трубке гораздо лучше, когда они были вместе с другим тараканом или в присутствии аудитории, чем в одиночку. То есть присутствовал эффект социальной фасилитации – положительное влияние присутствия окружающих на результаты, когда задание “простое”. Социальная фасилитация наблюдалась и с другими животными, например, цыплята при приеме пищи в присутствии другой особи едят больше; тоже самое наблюдалась даже когда стояло только одно зеркало (Tolman, 1965). Но тараканы справлялись хуже в присутствии другой особи и аудитории, когда проходили “сложный” лабиринт. Это было явным выражением эффекта социальной ингибиции, в сложной ситуации аудитория только мешает.
Хотя приведенный эксперимент описывает как себя вели тараканы в простой трубке и “сложном” лабиринте, люди ведут себя подобным образом.
Выводы и практическая значимость
Присутствие аудитории может пойти вам на пользу, когда вы уже обладаете достаточным уровнем навыков. В такой ситуации проявится эффект социальной фасилитации. Когда вы еще учитесь, воздержитесь от демонстрации навыков другим людям, поскольку это негативно скажется на вашем результате. В этом случае проявится эффект социальной ингибиции.
Задание
Хотите закрепить знания? Пройдите тест и сверьте свои ответы с правильными.
Социальная фасилитация против социального торможения
Вы когда-нибудь замечали, что делаете что-то по-другому, когда за вами наблюдают? Вы стараетесь немного усерднее, терпите немного дольше, особенно если это то, в чем вы хороши. Этот усиливающий эффект аудитории называется социальным содействием.
Исследователи социальной фасилитации утверждают, что люди с большей вероятностью будут оптимально выполнять простые или хорошо заученные действия, если они считают, что за их поведением наблюдают (O’Keefe, 2002).
Публика заставляет вас работать лучше? Или это вас «нервирует»? Ответ, по-видимому, зависит, по крайней мере частично, от того, насколько хорошо вы разбираетесь в том, что делаете.
Присутствие других, кажется, помогает, когда исполнитель делает что-то, что он или она делает хорошо: когда исполнение является доминирующим, хорошо изученным навыком, поведением, которое легко или знакомо (Zajonc, 1965).
Воздействие аудитории на ваше поведение, повышающее производительность, известно как социальная помощь. Это определяется как склонность исполнителя к лучшему выполнению простых задач — или задач, в которых он / она является экспертом, — когда на глазах у других, а не когда никто не смотрит.
Однако сложные задачи или задачи, в которых исполнитель не имеет навыков, в таких ситуациях часто выполняются хуже. Этот эффект известен как социальное торможение.
|
Самое раннее научное наблюдение социальной фасилитации было зафиксировано Триплетом в 1897 году. Он заметил, что велогонщики с большей вероятностью будут ездить на велосипеде быстрее, когда это происходит против другого велосипедиста, а не против времени. Исследования Триплета и определение феномена социальной фасилитации породили теоретическую загадку, которая привлекла интерес многих исследователей.
Социальная фасилитация, таким образом, относится к эффектам ухудшения и улучшения производительности, вызванным присутствием других либо в качестве соучастников, либо, что более типично, в качестве наблюдателей или зрителей, и это давно признано как у людей, так и у животных.
У людей эффект социальной фасилитации, усиление доминирующей реакции из-за присутствия других людей, сильнее всего проявляется у тех, кого больше всего заботит мнение других о своей работе.
Итак, когда другие наблюдают за тем, как мы выполняем простые задачи, наша производительность улучшается. Однако, если задание сложное или плохо освоено, может произойти противоположный эффект: присутствие других людей, вероятно, будет препятствовать выполнению задания.
Как мы можем объяснить это явление? Как аудитория Открывается в новом окне заставляет нас работать лучше или хуже, чем когда никто не смотрит? У психологов есть несколько альтернативных объяснений.
1. Повышенное возбуждение
Присутствие других обычно повышает уровень нашего возбуждения и мотивации, возможно, из-за беспокойства о том, что нас одобрят или не одобрят другие.
Когда задача проста и хорошо изучена, повышенная мотивация, вызванная ожиданием положительной оценки, кажется, работает нам на пользу.
В этих условиях часто происходит социальная фасилитация. Однако, когда задача сложна или плохо освоена, возбуждение в сочетании с опасением, что нас будут негативно оценивать, имеет тенденцию работать против нас. В этих условиях присутствие других может снизить производительность человека.
Рисунок I: Модель возбуждения социальной фасилитации. |
Роберт Зайонц (Robert Zajonc, 1965) утверждал, что усилия исполнителя всегда возрастают в присутствии других из-за повышенного возбуждения. Повышенное возбуждение увеличивает усилие; последующее увеличение усилий улучшает производительность, когда поведение является доминирующим, и ухудшает производительность, когда поведение не является доминирующим. Если вы хорошо играете в теннис, то повышенное возбуждение и, следовательно, повышенное усилие заставят вас играть лучше. Если вы не очень хорошо играете в теннис, повышенное возбуждение и усилие, вероятно, помешают вашей игре.
2. Предчувствие оценки
Альтернативное объяснение влияния публики на выступление основывается не столько на повышенном усилии, вызванном возбуждением, сколько на суждениях, которые, как мы воспринимаем, другие делают о нашем выступлении. Театральная публика, например, не просто пассивно воспринимает пьесу. Вместо этого зрители судят актеров, даже если они всего лишь кабинетные критики.
Возбуждение, которое вызывает эта ситуация, известно как боязнь оценки. Некоторые социологи считают, что боязнь оценки является причиной различий в производительности, когда присутствует аудитория (см. Рисунок II).
Боязнь оценки — это объяснение социальной фасилитации, предполагающее, что присутствие других вызовет возбуждение только тогда, когда они могут вознаградить или наказать исполнителя. |
Те, кто предпочитает боязнь оценки как объяснение социальной фасилитации и социального торможения, предполагают, что присутствие других вызовет возбуждение только тогда, когда они могут вознаградить или наказать исполнителя (Green, 19).89). Простого присутствия других, по-видимому, недостаточно, чтобы объяснить социальное облегчение и социальное торможение (Cottrell, 1972).
Рисунок II: Модель восприятия оценки социальной фасилитации. |
В одном эксперименте, когда аудитория состояла из людей с завязанными глазами или невнимательных, социального облегчения исполнения не происходило. То есть, если зрители не могли видеть спектакль или не интересовались им, то опасения оценки не возникало, равно как и социальной фасилитации или социального торможения (Cottrell, Wack, Sekerak, & Rittle, 19).68).
Эффект социальной поддержки был продемонстрирован у различных видов. Zajonc, Heingartner и Herman (1969) проверили это явление на тараканах. Они разработали простой лабиринт и сложный лабиринт. Они показывали яркий свет, который тараканы ненавидят, при открытии лабиринта и замеряли, сколько времени потребуется таракану, чтобы избежать света и добраться до темного конца.
Чтобы обеспечить присутствие зрителей, Зайонц поместил дополнительных тараканов в прозрачные пластиковые «боксы для зрителей». Они обнаружили, что в простом лабиринте тараканы лучше себя проявляли в присутствии других. В сложном лабиринте им потребовалось больше времени, чтобы добраться до темного конца. Независимо от субъекта (например, таракан, человек) во многих экспериментах производительность улучшается в присутствии других. Однако в некоторых случаях оно усугубляется.
Еще одной теорией, объясняющей феномен социальной фасилитации, является теория конфликта отвлечения Opens in new window , предложенная Робертом С. Бэроном, которая предполагает, что зрители и партнеры усиливают возбуждение. Также предполагается, что такое возбуждение возникает из-за конфликта между двумя конкурирующими тенденциями.
Во-первых, склонность обращать внимание на выполняемую задачу. А во-вторых, склонность обращать внимание на зрителей или соисполнителей. Такой конфликт вызывает возбуждение, а он, в свою очередь, усиливает склонность к доминантным реакциям. Если эти ответы верны, производительность повышается. Если они неверны, то производительность ухудшается.
Одним из основных преимуществ этой теории является то, что она помогает объяснить, почему присутствие публики влияет на животных и людей. Было замечено, что животные тоже испытывают противоречивые склонности работать над задачей и обращать внимание на аудиторию. Таким образом, они тоже подвержены социальной помощи.
Правда ли, что присутствие других всегда возбуждает и что участие в группе всегда приводит к повышению индивидуальной производительности? Возможно, нет, на самом деле может произойти обратное. Иногда, когда мы находимся в групповой ситуации, мы ослабляем наши усилия и полагаемся на других, чтобы восполнить пробел. Этот эффект, описанный в специальной записи Открывается в новом окне , называется бездельем в социальных сетях Открывается в новом окне .
- Цитаты
Социальное торможение или социальная фасилитация: что важнее?
Перейти к содержимому- Посмотреть увеличенное изображение
Есть люди с разными выборами, мнениями и идеологиями. Они сосуществовали с незапамятных времен. Это естественная склонность людей отличаться друг от друга, долго спорить о том, кто лучше, а потом со временем жар спадает. Некоторые люди предпочитают оставаться в обществе и расти, в то время как другие считают, что им нужно расти в изоляции. Это также вопрос выбора, который они делают, когда принимают эти решения, то, что они делают, когда видят, как это приносит им пользу. Мир всегда будет функционировать как социальное торможение против социального облегчения, потому что так было всегда. Некоторые люди воздерживаются от общения или установления контактов с членами общества, думая, что их взгляды и идеология могут быть неодобрены теми, кого идентифицируют как людей с социальными запретами. С другой стороны, некоторые люди испытывают устойчивый рост и здоровое развитие, когда они находятся с другими людьми или членами сообщества. В обоих этих явлениях мы можем наблюдать, что зона комфорта и душевный покой — это недооцененный аспект, который общество долгое время игнорировало.
Следует понимать, что будь то торможение или содействие, понимание потребностей и потребностей человека является наивысшим приоритетом. Именно требования определяют наш выбор, и именно этот выбор впоследствии определяет нас как запреты или помощники.
Посетите: как преодолеть социальное торможение
Чтобы лучше понять это, вот некоторые моменты о социальных торможениях и социальной фасилитации, которые могут поддержать идею этой статьи.
Чрезмерное в чем-либо нехорошо; это относится и к привычке; социальное торможение и социальная фасилитация — это не только выбор людей, но теперь он принял форму привычки и образа жизни. Нельзя так просто отказаться от образа жизни. Здесь мы попытаемся выяснить, как это может быть проблемой, если нет никаких изменений в таком жестком образе жизни.
Социальный запрет:
Это относится к сознательному или подсознательному поведению, связанному с избеганием общественных собраний или публичных связей из-за страха, что их взгляды и мнения будут отвергнуты или неодобрены.
Плюсы:
- Душевный покой в безопасности
- Нет социальной незащищенности
- Нет социального давления
- Отсутствие коммунальной дисгармонии
- Никаких нежелательных мнений
- Конфиденциальность поддерживается
Минусы:
- Вам не хватает уверенности, когда она вам нужна больше всего.
- Из-за твоего страха нет обмена идеями.
- Ты всегда будешь напуган и в сознании.
- Вы упускаете так много вещей, которым можно научиться у людей.
- Возможно, вам понадобится помощь людей, с которыми вам не удалось связаться.
- Вы упускаете возможность черпать вдохновение от людей.
Посетите: как улучшить межличностные навыки
Невозможно долго избегать человеческого общения из-за страха быть неодобренным в своих чувствах. Однажды жизнь поставит вас на пьедестал, где у вас не будет выбора, кроме как общаться и выживать.
Обучение навыкам общения для начинающих из StrongsTheatre
Социальная помощь:
Социальная фасилитация относится к улучшению, наблюдаемому у людей, когда они работают с другими, а не в одиночку. Социальная фасилитация также может иметь место только в присутствии людей.
Посещение: занятий по развитию навыков межличностного общения
Плюсы:
- Вы можете получить мотивацию от окружающих вас людей.
- Вы можете вести полезные дискуссии и обмениваться идеями.
- Вы всегда можете положиться на окружающих, когда они вам нужны.
- Всегда есть приток знаний и мудрости.
- Вы можете жить и получать опыт через истории жизни людей.
- Создавайте прочные связи.
- Установить контакты.
Минусы:
- Слишком большая зависимость от людей сделает вас ленивым.
- Вы не можете иметь людей вокруг себя по своей воле.
- Много влияния и идей могут быть хаотичными для вашего психического здоровья.
- Рост социальной незащищенности.
- Больше нежелательных мнений
Из этих сравнений становится ясно, что вещи, отсутствующие в одном аспекте, выполняются в другом аспекте, а некоторые компенсируют друг друга. Действительно, вера в одну и ту же идеологию на протяжении всей жизни только заставит вас упустить лучшее, что также практически невозможно. Чтобы убедиться, что у вас есть лучшее из обоих миров, настоятельно рекомендуется побаловать себя 9Курсы 0110 по развитию личности , потому что это то, что вам нужно сделать, выйдя из своей зоны комфорта и своего дома. Таким образом, вместо того, чтобы противопоставлять социальное торможение социальному содействию, попробуйте превратить его в социальное торможение и социальное содействие (кроме того, не должно быть страха представлять свои взгляды независимо от мнения людей).