Социальная идентичность это: Социальная идентичность — что это такое, значение термина и примеры

Содержание

Понятие «социальная идентичность» и его связь с межгрупповыми отношениями

При исследовании межгрупповых отношений очень сложно обойтись без понятий «идентификация» и «социальная идентичность». Они тесно связаны между собой, но, если рассматривать их с точки зрения научной терминологии, есть существенные различия. Общий смысл понятия «идентификация» — уподобление чему-то. Существует несколько типов идентификации, они выделяются в психологии, социологии и других науках. Выделяют тождественную идентификацию, когда на основании совпадения главных признаков предмета его отождествляют, идентифицируют с другим предметом. Личная идентификация или самоидентификация – формирование отношения личности к себе.

З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.

Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.

В нашей стране сегодня идентификация скорее представляется явлением, которое мы можем наблюдать, оставаясь сторонним наблюдателем, констатируя, что есть процесс и результат. В целом, идентичность – состояние внутреннего мира человека, отнесение себя к определенным соц. группам, то есть отождествление себя с другими.

Теория социальной идентичности

Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:

  • личностную идентичность;
  • групповую идентичность.

Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.

Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.

В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия. Исследования Г. Теджфела стали известны и популярны в научных кругах. Ученые, исследующие область социальной психологии, до сегодняшнего времени дискутируют о соотношении личностной и социальной идентичности.

Личностная идентичность

Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.

Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.

Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.

В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.

Типы социальной идентичности

Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.

Этническая идентичность

В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.

Гендерная идентичность

Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.

По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.

Профессиональная идентичность

Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.

Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.

Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.

Замечание 1

Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.

Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.

Социальные стереотипы

Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.

Определение 1

Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.

Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.

Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.

Определение 2

Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.

Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.

Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.

Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности.

Человек стоит перед выбором социальной идентификации, он определяет беден он или богат, молод или стар, образован или невежественен и т.д.

Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм.

Определение 3

Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.

Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.

Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.

Развитие социальной идентичности

Социальная идентичность формируется прижизненно, что порождает вопрос о направлениях и механизмах этого процесса. Первые социальные идентичности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. В 4 года начинает формироваться половая идентичность, в 6—7 — этническая (по другим данным, это происходит еще раньше). Социальные идентичности, связанные с определенными ценностными ориентациями, например, политическая, профессиональная, религиозная, возникают преимущественно в подростковом и юношеском возрастах. Однако новые социальные идентичности появляются на протяжении всей жизни человека.

Важный вопрос, связанный с формированием социальной идентичности, касается того, что возникает сначала: представление об ингруппе или аутгруппе. Анализ представлений об ин- и аутгруппе студентов-психологов, обучающихся на разных курсах и живущих в общежитии или дома, показал, что сначала формируется представление об аутгруппе, а собственная группа описывается посредством отрицания у ее членов качеств, присущих аутгруппе. Самостоятельное представление об ингруппе формируется позже (Агеев, 1990).

Существует несколько основных направлений развития социальной идентичности. Мы проиллюстрируем их на примере идентичности, связанной с местом проживания, у украинских детей (Павленко, Кряж, Барретт, 2002).

Во-первых, формирование идентичности идет по пути увеличения размера групп, к которым человек причисляет себя. Оно начинается с формирования представления о себе как о жителе конкретного города, позже возникает представление об этнона-циональной, потом гражданской и наконец, наднациональной принадлежности (граждане СНГ, славяне, европейцы).

Во-вторых, с возрастом наблюдается все более жесткая однозначность выбора ингруппы — украинцы или русские.

В-третьих, с возрастом представление об этнических группах структурируется и усложняется. Это хорошо заметно при анализе особенностей семантического пространства этнических групп. Наименьшей структурированностью характеризуются представления 6-летних детей: их семантическое пространство включает в себя много факторов при низкой объяснительной ценности каждого из них. Для 9-летних детей характерно снижение размерности семантического пространства до одного-двух факторов. Это означает, что представление об этнических группах становится более структурированным и одновременно простым. У 15-летних детей появляется три основных фактора. Это демонстрирует усложнение представления об этнических группах при сохранении его структурированности.

В-четвертых, с возрастом происходит формирование оппозиции «мы—они». В этнических представлениях 6-летних детей «свой—чужой» включает два измерения — «приятный—неприятный» и «дружественный—враждебный». У 9-летних измерение «приятный—неприятный» трансформируется в «хороший—плохой» и сливается с «дружественный—враждебный». У 12-летних детей измерение «свой—чужой» соответствует измерению «дружественный—враждебный». При этом к 12 годам возникает еще один важный критерий оценки — «цивилизованность—отсталость», который оказывает влияние независимо от измерения «свой—чужой». 15-летних детей «цивилизованный—отсталый» становится доминирующей оппозицией, но «свой—чужой» сохраняет некоторое влияние.

В-пятых, с возрастом увеличивается социальная самооценка. Например, по данным американского исследования, этническая самооценка активно растет в подростковом возрасте, особенно у представителей этнических меньшинств — афроамериканцев и латиноамериканцев (French et.al., 2006).

Из пяти перечисленных особенностей наибольшее внимание исследователей привлекает усложнение представления об этнических группах, в том числе ингруппе. Существует несколько моделей, описывающих процесс развития этнической идентичности.

Например, Ж. Пиаже выделял три стадии формирования этнической идентичности.

  • На первой стадии (6—7 лет) ребенок приобретает фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте для ребенка наиболее значимыми являются семья и непосредственное социальное окружение, а не этническая группа.
  • На второй стадии (8—9 лет) ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выделяет основные параметры идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык, внешность).
  • На третьей стадии (10—11 лет) происходит полное формирование этнической идентичности, выделение новых критериев различия между народами (уникальность истории и культуры).

В соответствии с другой моделью развития этнической идентичности ее формирование также происходит в три этапа (Хотинец, 2000). Начальный этап приходится на 5—10 лет. Для него характерны нечеткое осознание детьми общности с представителями своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. На этом этапе значительная роль в передаче информации принадлежит семье. Второй этап охватывает подростковый возраст (11—15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Формируется представление об истории, культуре и психологических особенностях своего и других народов. На этом этапе семья продолжает играть важную роль в становлении этнической идентичности. Например, под влиянием родителей происходит выбор подростком той этнической группы, с представителями которой он идентифицируется. Третий этап приходится на 16—17 лет. На этом этапе укрепляется мотивация своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности. В этот период основной влияние оказывает школа. Включение в школьные программы курсов по этнографии и культурологии приводит к более полному пониманию людьми особенностей своей культуры, психологических особенностей этноса, своих особенностей как его представителя, сильной этнической идентификации (Хотинец, 2000, 2002).

Скорость формирования социальной идентичности зависит от социальной ситуации, в которой развивается человек. Например, скорость развития этнической идентичности зависит от двух факторов — гетерогенности этнического окружения и размера ингруппы: этническая идентичность быстрее формируется у представителей меньшинств и людей, живущих в разнородном этническом окружении (Стефанкенко, 1998).

В рамках теории социальной идентичности рассматриваются две ситуации ее формирования: в ходе внутригруппового и межгруппового общения.

1. Формирование социальной идентичности в ходе внутригруппового общения. В последнее время особую популярность приобрела идея о том, что социальная идентичность развивается в процессе общения между членами ингруппы. Эта точка зрения получила название интерактивной модели формирования социальной идентичности (Postmes, Haslam, Swaab, 2005). В соответствии с ней существует два пути формирования социальной идентичности: дедуктивный (сверху—вниз) и индуктивный (снизу—вверх).

Дедуктивный путь используется в том случае, когда (Postmes, Haslam, Swaab, 2005 ):

  • социальная идентичность членов группы задана ситуацией. Например, существует группа-соперник или референтная группа, с которой люди сравнивают себя;
  • ситуация предполагает, что человек «растворяется» в группе, теряет свою индивидуальность. Это происходит, когда трудно определить, что из сказанного или сделанного принадлежит конкретному человеку.

В этом случае члены группы принимают готовые социальные нормы, которые влияют на их поведение. В ходе внутригруппового общения они обсуждают особенности ингруппы и аутгруппы. Такая дискуссия приводит к согласию членов группы между собой. После этого сформированная социальная идентичность интернализуется членами группы и начинает оказывать влияние на их когнитивные процессы, эмоции и поведение. Например, когда люди приходят к согласию относительно несправедливости положения своей группы и невозможности перейти в другую, они готовы к участию в социальной активности, направленной на защиту ингруппы.

По-видимому, дедуктивный путь формирования социальной идентичности задействуется и в том случае, когда человек становится членом группы не в самом начале ее формирования, а когда она существует уже достаточно продолжительное время, как это происходит, например, при вступлении человека в ряды какого-либо социального движения, политической партии, религиозной секты и т.д. В этом случае человек усваивает уже готовую социальную идентичность и соответствующие ей представления. Основные направления и способы такого усвоения хорошо заметны на примере включения людей в социальные движения. Включение человека в их деятельность сопровождается изменениями (ed. by Stryker, Owens, White, 2000):

  • структуры и содержания соответствующей идентичности: она становится более сложной и включает в себя все большее количество характеристик;
  • места этой идентичности в иерархии: она занимает более высокое место в иерархии идентичностей;
  • степени влияния на поведение: новая идентичность оказывает все большее влияние на поведение, в т.ч. в ситуациях, не связанных прямо с деятельностью социального движения;
  • восприятия полезности идентичности для достижения личных целей: со временем новый член движения начинает воспринимать соответствующую социальную идентичность как все более полезную для достижения личных целей.

Основными способами формирования социальной идентичности в рамках социальных движений являются:

  • рассказ новичка о своей деятельности в рамках движения окружающим его людям;
  • совместное с другими членами движения чтение и обсуждение программных текстов;
  • участие в ритуалах и акциях социального движения;
  • полемика с оппонентами ингруппы.

Эти способы оказывают двоякое влияние на человека. Во-первых, в соответствии с теорией самовосприятия Д. Бема новичок наблюдает за собственным поведением и на его основе делает заключение о том, что социальное движение играет важную роль в его жизни, т.е. сильнее идентифицируется с ним. Во-вторых, в ходе подобных процедур новичок лучше понимает специфику своего социального движения, формирует более полное представление о нем.

Такие способы формирования социальной идентичности используются и в других группах, например, религиозных сектах.

Индуктивный путь используется, когда (Postmes, Haslam, Swaab, 2005):

  • • ситуация не ограничивает свободу выбора социальной идентичности. Примером такой ситуации является общение людей в Интернете;
  • • ситуация предоставляет человеку возможность сохранить свою индивидуальность. Это происходит, когда можно определить, что из сказанного или сделанного членами группы принадлежит этому человеку.
  • В ходе такого общения члены группы самостоятельно вырабатывают нормы, в т. ч. стиль коммуникации, обсуждают представление об ингруппе и формируют социальную идентичность, которая впоследствии начинает оказывать на них влияние.

2. Формирование социальной идентичности в ходе межгруппового общения. Сторонники этого направления полагают, что социальная идентичность начинает формироваться в момент возникновения ингруппы и ее столкновения с другими группами. Одна из моделей, описывающих этот процесс, принадлежит С. Ворчелу (Worchel, 1998), который выделил четыре стадии развития группы.

Первая стадия развития группы — это стадия идентификации. Цель этой стадии — установить позитивную социальную идентичность. Группа, находящаяся на этой стадии развития, только формируется. Социальная идентичность находится в стадии становления. Происходит определение границ группы, ее места среди других групп, возникают связи между ее членами. Формулируется основная цель существования группы. Во главе группы становится авторитарный лидер. Эта неустойчивость группового существования отражается на качестве межгрупповых отношений. На этой стадии отношение членов формирующейся группы к аутгруппам негативно. Члены этой группы пытаются выделиться среди других групп с помощью ярких, видимых атрибутов — одежды, языка. Границы группы непроницаемы для новых членов, группа самоизолируется от окружающих и инициирует межгрупповой конфликт. Для защиты социальной идентичности используются такие способы, как подчеркивание подобия членов ингруппы и их отличия от членов аутгруппы, исключение из группы людей, нарушающих групповые нормы. Характерно, что отвержение большинством группы ее неконформных членов является прямым следствием недостатка единства внутри группы. Например, члены группы, в состав которой входят люди с разными аттитюдами и ценностями, менее терпимы к «черным овцам», чем их коллеги из групп, состоящих из похожих друг на друга людей.

Вторая стадия развития группы — это стадия групповой продуктивности. Ее цель — это формирование группы, способной решать определенные задачи. Члены группы, находящейся на этой стадии, обращают особое внимание на индивидуальные особенности друг друга, знание которых позволяет им выбрать роли, соответствующие интересам и способностям каждого из них. Так появляется дифференцированная ролевая структура. Границы группы становятся проницаемыми, и в нее начинают приниматься новые члены. Наиболее способные из них сразу получают высокий статус, но большинство приходящих остаются на нижних ступенях групповой иерархии.

Меньшее, по сравнению с предыдущей стадией, внимание уделяется эмоциональным отношениям между членами группы. Во главе группы становится лидер, ориентированный на задачу. Изменяются и отношения группы со своим окружением. Отношение к аутгруппе становится менее негативными, хотя она все еще выступает в качестве объекта сравнения с ингруп-пой и служит для оценки ее состояния. Поскольку социальная идентичность окончательно сформирована и, следовательно, менее уязвима, меньшинство группы может оказывать влияние на групповое решение. Однако его мнение отторгается, если его действия угрожают позитивности сформированной идентичности. Для защиты социальной идентичности используется атрибуция неудач группы внешними факторами, а ее удач — особенностями самой группы.

Третья стадия — это стадия индивидуализации. Члены группы, находящейся на этой стадии, придают личным потребностям большее значение, чем общегрупповым целям. Они соизмеряют собственный вклад в групповой результат со вкладами других членов и требуют справедливости при распределении вознаграждения. В группе выделяются подгруппы, члены которых имеют сходные интересы и способности, не связанные с выполнением групповой задачи. Взаимодействие между членами группы становится избирательным. Возникает социальная леность. Под сомнение ставятся существующий лидер, а также цели и нормы группы. Члены группы все чаще интересуются особенностями аутгрупп, переоценивают их нормы и достижения, в результате чего возникает аутгрупповой фаворитизм.

Четвертая стадия — стадия спада. На этой стадии группа теряет значение для своих членов. Начинается отток людей из нее. Сначала уходят те, кто находится на нижних ступенях ее иерархии, за ними — высокостатусные члены группы. Оставшиеся члены пытаются создать новую группу. У них опять возникает враждебность к аутгруппе, которая теперь выступает в роли удачливого соперника. Групповое развитие переходит на первую стадию.

Развитие социальной идентичности в ходе развития группы можно проследить не только на материале изменения межгрупповых отношений и отношений между членами группы, но и благодаря анализу того, как формируется один из способов проявления социальной идентичности — групповые представления (нормы, ценности, цели и идеология). Так, при возникновении социальной идентичности формируются несколько основных для группы норм, ценностей и целей. Для того чтобы они сформировались в первоначальном варианте, непосредственное общение между членами ингруппы и между ингруппой и аутгруппой необязательно. Однако для дальнейшего развития системы групповых представлений наличие такого общения необходимо. Процесс формирования норм, ценностей и целей завершается выделением наиболее важных из них, которые необходимы для существования группы, ясны для ее членов и поддерживаются ее руководством (Bar-Tal, 1998). Вероятно, развитие групповых представлений связано с первыми двумя стадиями формирования группы, поскольку к третьей стадии они уже должны быть сформированы и, скорее всего, начинают распадаться.

Некоторые авторы делают попытку объединить два аспекта формирования социальной идентичности.

Формирование социальной идентичности идет в рамках традиционных институтов социализации: семьи, школы, средств массовой информации.

Семья определяет важность и содержание разных этнических идентичностей. Во-первых, у ребенка быстрее формируется та социальная идентичность (этническая, политическая и т.д.), которая важна для родителей. Однако это касается лишь некоторых видов социальной идентичности. Во-вторых, среди социальных идентичностей одного вида дети чаще выбирают «родительскую». Это касается, например, этнической идентичности в семьях, где оба родители имеют одну и ту же этническую идентичность. Однако выбор определенной этнической идентичности у ребенка затягивается, если родители считают себя представителями разных национальностей.

Важную роль в формировании этнической идентичности играет школа. В последнее время в России появилось достаточно много национальных и религиозных школ, в которых дети получают информацию об особенностях своего народа и религии. Однако эффективность обучения в таких школах во многом определяется психологической подготовленностью ученика. Например, в одном исследовании (Сухарев, Бухарева, 2005) сравнивались последствия обучения в воскресных Синагогальной, Еврейской, Православной школах и Русском фольклорном центре. В Синагогальной школе акцент делался на изучении иудаизма и формировании позитивного отношения к израильской природе; в Еврейской школе — на формировании позитивного отношения к израильской природе и народной культуре; в Православной школе — на изучении христианской этики при отсутствии внимания к народной культуре и фольклорным образам; в Русском фольклорной центре — на изучении народного и православного фольклора при отсутствии внимания к православной этике.

Опрос детей, больше года проучившихся в каждой из упомянутых школ, показал, что обучение привело к разным результатам.

Светские школы (Еврейская школа и Русский фольклорный центр) способствовали формированию определенной этнической идентичности. В частности, обучение в Русском фольклорном центре сформировало более позитивное отношение к родной природе и климату, народной культуре и фольклору, православию и своей этнической идентичности. Обучение в Еврейской школе сформировало позитивное отношение к иудаизму, еврейской культуре и фольклору, собственной внешности, хотя и сделало более негативным отношение к русской природе. Вместе с тем, обучение в религиозных школах привело к обратным результатам. Так, обучение в Православной школе улучшило отношение к родной природе и климату, но ухудшило — к русской культуре, фольклору и православию. Обучение в Синагогальной школе сформировало негативное отношение к иудаизму, еврейской культуре и фольклору, особенностям питания народа, но позитивное — к еврейской идентичности. Таким образом, обучение в обеих религиозных школах сделало этническую идентичность более противоречивой. По мнению авторов исследования, это связано с тем, что для религиозных школ нужна подготовленность учеников, знание ими народной культуры. 

Понимание социальной идентичности: советы для лидеров сегодня

Сегодня глобальная рабочая сила более разнообразна, чем когда-либо прежде. Лидеры, которые хотят раскрыть потенциал всех своих талантов и использовать силу разнообразного опыта своих сотрудников для достижения успеха в новой экономике талантов, должны понимать, как руководить мультикультурными командами и создавать атмосферу уважения в организации.

Для этого они должны понимать и учитывать различные точки зрения и жизненный опыт своей команды. Это начинается с понимания социальной идентичности.

Объяснение социальной идентичности

Что такое социальная идентичность?

Социальная идентичность — это ярлыки, которые люди используют для категоризации или идентификации себя и/или других как членов определенных групп. Некоторые распространенные социальные идентичности включают поколение, этническую принадлежность, расу, религию, пол, сексуальную ориентацию, национальность, (инвалидность) способности, политическую принадлежность, статус отношений, профессию и социально-экономический статус.

Социальная идентичность — это один из аспектов вашей «Я-концепции» — того, как вы видите себя как личность. Наряду с вашей личной идентичностью (например, личными качествами, которые вы используете для описания себя, такими как высокий рост или добросовестность), социальная идентичность влияет на наши ценности, истории, которые мы рассказываем о себе и других, и вещи, которые побуждают нас к действию.

Почему так важна социальная идентичность?

Социальные идентичности сильны, потому что они также часто лежат в основе неравной власти или привилегий. Как люди, мы делим себя и друг друга на группы по признакам социальной идентичности. Эта категоризация часто закладывает основу для предубеждений, стереотипов, предубеждений и фаворитизма. Это также часто служит катализатором для действий (например, мы можем чувствовать мотивацию к мобилизации, организации, высказыванию или демонстрации союзничества на основе социальной идентичности).

Понимание нюансов социальной идентичности имеет решающее значение для любого лидера, потому что аспекты социальной идентичности влияют на то, как вы руководите и работаете с другими. Линза социальной идентичности может помочь вам определить ситуации, когда люди не чувствуют себя свободными, чтобы поделиться своими взглядами, или когда их непреднамеренно закрывают, или когда действия или решения могут быть основаны на бессознательных предубеждениях. Основополагающим элементом любых усилий на организационном уровне является принятие мер в отношении DEI на рабочем месте, формирование сопричастности на работе и формирование более инклюзивной культуры.

Наш проект (лучшее) лидерство показывает, как лидерство может (и должно) развиваться в нашем меняющемся мире, включая понимание социальной идентичности, и как это приводит к более инновационным, успешным и (лучше) подготовленным к будущему организациям.

4 Что нужно знать о социальной идентичности

Чтобы понять, как социальная идентичность может влиять на ваши усилия по обеспечению равенства, разнообразия и интеграции, полезно помнить, что социальная идентичность:

  • Динамический,
  • Множественный,
  • Социологический и
  • Выдающийся.
1. Социальные идентичности
динамичны .

Не существует какого-то конкретного способа приобрести социальную идентичность. Вы можете родиться в группе социальной идентичности (например, родиться в определенном поколении) или приобрести ее в результате определенного выбора (например, стать врачом). В других случаях жизненный опыт может создать новую социальную идентичность (например, несчастный случай или болезнь могут изменить статус ваших способностей). Некоторые социальные идентичности видны, а другие невидимы. Некоторые социальные идентичности вы можете сохранять всю свою жизнь, в то время как другие могут меняться на протяжении всей вашей жизни. Социальная идентичность не статична; он может меняться со временем.

2. У каждого человека есть
множественных социальных идентификаторов, и комбинации имеют значение.

Хотя о социальной идентичности часто говорят в терминах одной категории (например, «республиканец или демократ», «черный или белый»), у каждого есть несколько социальных идентичностей, которые уникальным образом сочетаются и влияют на наш жизненный опыт и взаимодействие. Например, опыт быть белым, вероятно, будет другим, если человек также богат, гетеросексуален и цисгендерен, по сравнению с бедным, гомосексуальным и небинарным человеком.

3. Социальная идентичность формируется
обществом .

Общество и культура определяют, когда и как различия между людьми становятся социальной идентичностью. Например, цвет глаз не считается социальной идентичностью в большинстве современных социальных групп, но цвет кожи считается. Поскольку социальная идентичность зависит от норм, то, что считается социальной идентичностью, а что нет, может меняться со временем и в разных культурах.

4. Социальная идентичность может быть более или менее заметной
, в зависимости от контекста.

Определенные социальные идентичности могут ощущаться более заметными в определенных ситуациях и контекстах. Например, если вы белый американец, живущий в Северной Америке, вы можете не часто задумываться о своей национальной идентичности. Однако, если бы вы заняли позицию эмигранта в Китае, это могло бы внезапно стать огромной частью вашей личности, потому что это, вероятно, повлияет на то, как другие видят вас, а также на то, как вы интерпретируете свой опыт.

Понимание социальной идентичности

Упражнение для изучения собственной социальной идентичности

Чтобы обратить внимание на то, как социальная идентичность влияет на то, как вы работаете и руководите другими, попробуйте это упражнение.

1. Перечислите как можно больше своих социальных идентичностей.

Рассмотрите такие категории, как раса, пол, гендерное самовыражение, этническая принадлежность, религия, поколение, профессия, национальность, сексуальная ориентация, социальные роли или роли в отношениях (такие как роль родителей или опекунов и лидеров), (инвалидность), нейротипический статус и т. д.

2. Подумайте об этих социальных идентичностях, которые вы перечислили.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Какая социальная идентичность является наиболее важной для того, как вы видите себя как личность? Почему?
  • Какая социальная идентичность больше всего влияет на то, как другие относятся к вам? Почему? Меняется ли ваш ответ в зависимости от контекста (например, на работе, дома, с друзьями)?
  • Какие аспекты вашей личности вы скрываете на работе? Какое влияние это может оказать на вас и окружающих? Есть ли какие-то аспекты, о которых вы пытаетесь открыто рассказать? Как это влияет на то, как вы перемещаетесь по миру?
  • Какие предположения, по вашему мнению, делают о вас другие люди на основании вашей социальной идентичности?
  • Какие предположения вы могли сделать о других людях на основании их социальной идентичности?
3.
Подумайте, как ваша различная социальная идентичность влияет на вас.

Влияет ли ваша социальная идентичность на:

  • Доступ к различным видам поддержки, ресурсам и людям, занимающим руководящие должности?
  • Способность руководить своей работой и работой других людей?
  • Право принимать решения?
  • Способность влиять через положение или отношения?

Как руководить, не забывая о социальной идентичности

3 стратегии, которые стоит попробовать лидерам

Не все эти стратегии подходят для каждой группы или организации, но некоторые из них могут быть вам полезны. Вы также можете создавать свои собственные стратегии, соответствующие вашим конкретным ситуациям.

1. Обратите внимание на представительство социальной идентичности в вашей организации.

Обратите внимание на то, как социальная идентичность проявляется в вашей рабочей группе и организации. Есть ли разнообразие внутри вашей организации, но меньше среди лиц, принимающих решения? Есть ли разнообразие среди лиц, принимающих решения, но меньше среди определенных групп?

Как только вы заметите, кто пропал, подумайте, как вы могли бы увеличить представительство среди социальных идентичностей, от которых вы не получаете известий. Предпринимать целенаправленные усилия для увеличения представленности различных социальных идентичностей, где это возможно, и подумайте, как могут помочь инклюзивные методы лидерства.

2. Содействовать повседневным контактам между социальными идентичностями.

Одной из самых простых и хорошо зарекомендовавших себя стратегий по уменьшению предвзятости и стереотипов является развитие контактов между людьми из разных групп социальной идентичности для расширения сотрудничества через границы, где это возможно. Подумайте, какие группы социальной идентичности редко взаимодействуют в вашей текущей рабочей структуре и как вы могли бы организовать больше возможностей для общения (например, проекты, общественные мероприятия, ретриты или мероприятия по сплочению команды). Построение отношений начинается с эмпатии и вовлечения, и это императивы для инициатив разнообразия.

3. Используйте свое понимание социальной идентичности, чтобы поднять
капитал в вашей организации.

Использование вашего понимания социальной идентичности может помочь вам выявить возможности для повышения справедливости и руководства с состраданием. Справедливость заключается в предоставлении людям ресурсов, необходимых им для достижения успеха (что отличается от равенства , которое заключается в предоставлении всем одинаковых ресурсов). Справедливость является важным фактором при рассмотрении разнообразия и инклюзивности в организациях, потому что без акцента на равенстве в первую очередь инициативы по разнообразию и инклюзивности могут быть менее эффективными и даже казаться глухими.

Например, при создании новой кадровой политики изучите, как она может повлиять на людей с различными комбинациями социальной идентичности в вашей организации. Обратите особое внимание на социальные идентичности, которые могут быть недопредставлены или исторически угнетены. Например, вы можете спросить: Как эта новая политика удаленной работы может повлиять на цветных людей? Воспитатели? Людей с ограниченными возможностями? Небинарные члены команды? Пожилые работники без высшего образования?

Если кажется, что политика может создать дополнительное бремя для определенных групп, подумайте, как вы могли бы ее изменить, и обязательно проконсультируйтесь с людьми, чья социальная идентичность может быть затронута. Приглашение их напрямую поделиться своим мнением и выслушивание их взглядов (при обеспечении психологической безопасности) может иметь большое значение.

Эти и другие подобные соображения имеют большое значение, когда речь идет о привлечении, удержании и продвижении разнообразной рабочей силы.

Готовы сделать следующий шаг?

Мы можем сотрудничать с вами, чтобы создавать индивидуальные решения для лидерства, которые улучшают понимание социальной идентичности и выходят за рамки бессознательных предубеждений в вашей организации, изменяя мышление, поведение и методы. Узнайте больше о нашей практике и решениях по обеспечению равенства, разнообразия и инклюзивности.

Социальная идентичность: теория, значение и факторы

.

Когда кто-то просит вас описать себя как личность, вы начинаете со своей национальной принадлежности? Этническая принадлежность? Гендерная идентичность или даже ваши увлечения?

Идентичность — это концепция того, кем мы себя считаем. Это личное (как вы видите себя) и социальное (как вас видят другие).

То, как люди видят и изучают себя и других, представляет интерес для социологов. Мы обсудим основные социологические теории социальная идентичность .

  • Начнем со значения социальной идентичности.
  • Затем мы рассмотрим теорию социальной идентичности и примеры социальной идентичности.
  • Мы продолжим рассмотрение факторов, формирующих личность.
  • Мы включим связи между полом, возрастом, социальным классом, этнической принадлежностью, национальностью, инвалидностью и идентичностью.
  • Наконец, мы рассмотрим социологические теории социальной идентичности.

.

.

.

Значение социальной идентичности

Социальная идентичность определяется как продукт всего опыта, через который человек проходит во время социальных взаимодействий, чтобы развить ощущение того, кем он себя считает.

Социологи рассматривают понятие идентичности как социальную конструкцию — индивидуальное или коллективное представление социальных категорий (религии, класса, пола и т. д.).

Теоретики вроде Анри Тайфель и Джон Тернер предложил теорию социальной идентичности , взаимодействие между личными и социальными группами (социальный класс, семья, спортивная команда и т. д.).

.

.

Теория социальной идентичности

Теория изучает, как люди создают и определяют свою идентичность через членство в (социальной) группе. Процесс включает три этапа: категоризация , идентификация и сравнение 9.0028 .

На первом этапе индивид присваивается социальной группе (например, студентам). На втором этапе индивидуум принимает идентичность и соответствует нормам этой группы. Это дает человеку чувство принадлежности. На заключительном этапе индивид идентифицирует со своей собственной группой и сравнивает ее с другими группами.

Это приводит к категоризации внутренней группы — , когда человек чувствует себя идентифицированным как член группы; и внешняя группа , группа, к которой человек не принадлежит. Члены своей группы рассматривают свою группу с положительной предвзятостью и обращают внимание на негативные аспекты чужой группы.

Примеры социальной идентичности

Во всех обществах индивидуальная и групповая идентичность строится вокруг категорий.

  • Социальный — класс, пол, этническая принадлежность и т.д.
  • Биологический — возраст, пол и т.д.
  • Физический — регион/место, род занятий и т.д.0040

Вышеуказанные категории связаны с набором социальных характеристик, которые определяют их в широком смысле, и могут быть дополнительно связаны с социальными ожиданиями.

.

.

Помимо биологического аспекта, возраст развивает социальный характер. Общество предлагает культурную группировку по возрасту (детство, юность, юность и старость), и ожидания строятся от людей, принадлежащих к этим группам. Вот почему ребенок должен вести себя не так, как взрослый.

Идентичность: достигается и приписывается

Индивидуальная идентичность представляет собой социальную конструкцию, состоящую из ключевых аспектов, таких как социальный класс, этническая принадлежность, пол, возраст, пол, религиозные убеждения и так далее. Эти аспекты можно разделить на две категории:

.

  • Приписываемая идентичность — Аспекты идентичности, данные обществом, такие как социальный класс, этническая принадлежность, национальность, пол и т. д.
  • Достигнутая идентичность статус, религиозные убеждения, семейная роль, статус отношений и т. д.

Теоретики утверждают, что идентичности динамичны и могут быть согласованы или переопределены.

Учитывать национальность человека . Это становится очень актуальным в определенные моменты, когда вы поддерживаете свою команду в спорте или свою страну во время конфликта.

Рис. 1. Быть британцем является частью приписываемой личности.

Факторы, формирующие идентичность

Эрвинг Гоффман иллюстрирует свою идею идентичности, описывая, как люди принимают роли и используйте техники для создания впечатления. Он использует термин драматургия , идею о том, что социальный мир — это игра, в которой все люди являются актерами.

.

.

  • Гоффман считал, что люди учатся играть роли в процессе социализации. Люди имеют ряд встреч во время социального взаимодействия, которое определяет ситуацию для акторов. Столкнувшись с этим, человек играет роль, представляя себя таким образом, чтобы попытаться манипулировать впечатлением о нем других. Гоффман определил это выражение как управление впечатлениями. В свою очередь, другие также пытаются управлять впечатлением человека о них во время взаимодействия.

.

.

.

  • Эта теория объясняет отношения между людьми ( акторов ), их способность вести себя ожидаемо (играть роль ) и обществом, в котором они живут ( этап ).

.

В классе некоторые люди играют роль учеников. Человек подчиняется правилам или нормам, связанным с этой ролью, поскольку уже узнаёт о ней в процессе (вторичной) социализации.

Г.Х. Концепцию идентичности Мида можно рассматривать с точки зрения социальной психологии. Его теория формирования идентичности ( self ) опирается на сложное взаимодействие между «я» (несоциализированное, импульсивное «я») и «я» (социализированное «я»).

  • Согласно Мид, в процессе развития ребенок соскальзывает в процесс принятия ролей. Сначала ребенок играет роли (имитирует) значимых других во время игровой стадии . Затем, в игровой стадии , ребенок берет на себя роль обобщенных других , учитывая их ожидания и суждения относительно этой роли.

.

  • В широком смысле анализ Мида объясняет, как индивидуум развивает социальную идентичность в процессе принятия ролей , сначала путем приспособления к точкам зрения значимых других, а затем и других в целом.

Давайте кратко рассмотрим другие аспекты, вокруг которых строится индивидуальная и групповая идентичность.

Социальная конструкция гендерной идентичности

В то время как некоторые эксперты утверждают, что гендер определяется биологически, теоретики утверждают, что это социальная конструкция.

Пол относится к биологической характеристике индивидуума (мужской, женский, различные комбинации мужских и женских половых органов). G ender относится к культурным различиям, связанным с полом, основанным на социальных нормах (например, мужественность и женственность).

Гендерная идентичность — это понимание человеком своего пола.

.

.

.

.

.

Рис. 2 – Гендерная идентичность – это понимание человеком своего пола.

История пола и гендерных ролей оспаривается.

Талкотт Парсонс считал биологические различия между мужчинами и женщинами «естественными», и это определяло их социальные роли. Эти роли еще больше укрепились в процессе социализации.

С точки зрения функционализма, исходя из их способности рожать детей, лактата и других способностей, женщины должны выполнять «выразительную» роль и быть более заботливыми или заботливыми. Мужчины, исходя из их физической силы, должны играть «инструментальную» или кормильцевую роль. Они должны зарабатывать деньги и обеспечивать семью.

С феминистской точки зрения гендерная идентичность является социально сконструированным явлением. Это результат патриархата . Феминистки утверждают, что общество, в котором доминируют мужчины, создает и укрепляет стереотипные ожидания в отношении гендерных ролей, основанных на мужественности и женственности. Они указывают на тот факт, что «женская» идентичность в основном связана с покорностью, отсутствием уверенности в себе, честолюбием и т. д.

.

.

.

.

Джеффри Уикс , историк и постмодернистский социолог, считает, что сексуальная идентичность является более сложной, чем любой другой аспект индивидуальной идентичности.

Лица, идентифицирующие себя как «геи», не всегда участвуют в однополых сексуальных действиях, а те, кто занимается однополыми сексуальными действиями, не обязательно являются «геями». Проще говоря, гомосексуальное поведение не обязательно ведет к гомосексуальной идентичности.

.

.

Возрастная идентичность

В то время как многие считают возраст биологическим компонентом, социологи утверждают, что это социальный конструкт, которому учат во время первичной и вторичной социализации.

Возрастная идентичность широко подразделяется на детство, юность/юношество, средний возраст и старость (они приписываются обществом).

.

.

Люди подвержены различным культурным особенностям в зависимости от того, где они находятся в течение своей жизни.

.

В детстве человек находится в защищенной и привилегированной среде, обеспечиваемой семьей. В учебных заведениях ребенок знакомится с нормами, правилами и положениями, налагающими ограничения на поведение.

.

В пожилом возрасте люди часто ассоциируются с социальными стигмами , такими как зависимость, слабость или одиночество. Как утверждает Philipson , они рассматриваются как «бремя» для общества.

Марксистская точка зрения предполагает, что такой подход к пожилым людям является результатом капитализма. То есть, как только пожилые люди достигают конца своей трудовой жизни, их покупательная способность снижается. Конечно, возрастная идентичность также зависит от пола.

.

.

Можно было бы подумать, что доступ к антивозрастному крему, краске для волос и косметической хирургии указывает на давление на представительство пожилых людей, особенно женщин .

Постмодернисты утверждают, что отношение к возрасту изменилось за последние десятилетия.

Средства массовой информации представляют стариков по-другому, теперь — одетыми в модную одежду, наслаждающимися спортом или отдыхом: являясь примерами «молодой» старости в новостной рекламе и журналах.

Идентификация социального класса

В социологии класс обычно называют классификацией людей, находящихся в одном экономическом или профессиональном положении. Когда люди идентифицируют себя с другими членами своей группы (класса), это дает им чувство «коллективной идентичности» .

.

.

Экономические обстоятельства человека влияют на его воспитание, образ жизни, здоровье, образование и т. д. Люди со схожим экономическим положением разделяют нормы и ценности и начинают развиваться в социальный класс.

Социальный класс традиционно делится на три категории.

  • Высший класс
  • Средний класс
  • Рабочий класс

Эти социальные классовые идентичности формируются в процессе социализации через социальных агентов (семью, группу сверстников, рабочее место). Несколько популярных аспектов, по которым судят или оценивают класс, — это профессия, деньги/доход, имущество (гаджеты, автомобиль, украшения и т. д.), образ жизни/досуг и так далее.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Этническая идентичность

Согласно Веберу , этническая принадлежность является социальной конструкцией, поскольку она основана на субъективных убеждениях, созданных членами группы.

Теоретики рассматривают этнические группы как «воображаемые сообщества» , члены которых идентифицируют себя друг с другом на основе языка, общего происхождения (расы), религии, стиля одежды и т. д. На основании этих характеристик члены этнических групп различаются в культурном отношении из других групп.

Концепция этнической принадлежности связана с культурными различиями в обществах. Однако люди, принадлежащие к этнической группе, не всегда могут иметь общие культурные особенности.

В Великобритании азиатов считаются этнической группой. Те, кто подпадает под эту группу, принадлежат к разным национальностям (Индия, Пакистан, Бангладеш и т. д.), разным религиям (индуистам, мусульманам, сикхам и т. д.) и разным языковым группам (гуджарати, пенджаби, бенгали и т. д.). Социологи называют эту группу британских азиатов.

Исследования этнической идентичности подчеркивают важность этнических меньшинств.

.

.

.

.

.

.

.

Национальность и идентичность

Национальная идентичность чаще всего связана с чувством принадлежности человека к определенной стране.

Согласно Андерсону, национальная идентичность социально сконструирована. Он считает, что нация — это воображаемое сообщество. Его члены могут никогда не встречаться лично, но продолжать разделять идентичность посредством социально сконструированных символов, таких как флаг, гимн, национальный язык и т. д.

.

Дюркгейм предполагает, что национальная идентичность дает людям ощущение принадлежности к большей группе. Люди решают иметь определенную национальную идентичность, определяя характеристики других национальностей.

Индивидуумы могут определить свое понимание того, что значит быть «англичанином», в сравнении с тем, что, по их мнению, означает быть «французом».

.

Гибридная идентичность

Гибридная идентичность может быть идентифицирована, когда чувство индивидуума «кто он есть» формируется из двух или более характеристик.

Человек может считаться британцем, а также индуистом или индийцем. Это результат сложной глобальной культуры .

Инвалидность и личность

Лица с физическими или психическими нарушениями считают инвалидность важным аспектом личности. Несмотря на то, что Закон о дискриминации в отношении инвалидов (1995 г. ) предоставляет юридические и обеспеченные правовой санкцией права людям с ограниченными возможностями, они сталкиваются с дискриминацией и препятствиями на пути к полной интеграции.

Существует два основных подхода к пониманию концепции инвалидности в обществе:

  • В соответствии с медицинской моделью инвалидность — это медицинская ситуация, которая создает ограничения из-за инвалидности. Проблема с этим подходом заключается в том, что он приводит к тому, что инвалид несет ответственность за свои нарушения, а не общество за то, что его потребности остаются неудовлетворенными. Это приводит к обвинениям жертвы . Из-за этого люди с ограниченными возможностями часто считают себя «жертвами» и возлагают ответственность за свои неудачи на физическую инвалидность.

  • Социальная модель , напротив, фокусируется на социальных и физических барьерах. Например, общественное пространство, в котором не делается никаких попыток помочь людям с ограниченными физическими возможностями, или здание, в которое закрыт доступ для людей с ограниченными возможностями. Общество навешивает ярлык инвалидности на основе своего восприятия того, что является «ненормальным» или «нормальным».

.

.

.

Некоторые считают, что термин «инвалиды» ​​лучше использовать для обозначения людей с любыми нарушениями. Интерактивисты используют термин «главный статус» для определения стигмы, связанной с людьми с ограниченными возможностями, и того, как она становится их определяющей характеристикой. Общество начинает идентифицировать их только по их инвалидности, а не как к молодой женщине, например.

.

.

Можно сделать вывод, что человек сталкивается с серьезными препятствиями в формировании позитивной идентичности с инвалидностью, поскольку общество часто склонно избегать инвалидов или относится к ним с симпатией или неловкостью.

.

Теоретики социальной идентичности

В то время как функционалисты такие как Дюркгейм считают, что люди усваивают нормы и ценности общества, которые, в свою очередь, формируют их личность, идентичность и то, кем они являются, марксисты обеспечивают контрастную теоретическую основу .

Маркс предлагает тесную связь между идентичностью и социальным классом. Согласно Марксу, люди создают свои идеи и идентичность на основе относительной автономии, выражения, определяющего чувство свободы, данное правящим классом. Это означает, что идентичность человека определяется его отношением к средствам производства.

С. Холл утверждает, что личность человека не формируется из личных качеств, а предопределена.

Человек, рожденный от тех, кто владеет средствами производства, со временем станет частью правящего класса.

Холл также считает, что на личность влияют идеи, которые мы создаем о других людях вокруг нас, и восприятие других о нас самих.

.

.

.

.

По постмодернистов , индивидам в современных обществах больше не приписывают идентичности. Они больше не ограничены традиционными ценностями и шаблонами, такими как лояльность, пол, возраст или социальный класс.

Они утверждают, что идентичность стала более текучей и фрагментированной в глобальной культуре, где люди свободны создавать свою собственную идентичность. С усилением глобализации , возросшей мобильностью людей и растущим влиянием средств массовой информации идентичность стала менее стабильной.

.

В результате идентичность стала гораздо более динамичной и ориентированной на отдельных лиц, а не на общую или коллективную групповую идентичность.

Социальная идентичность — основные выводы

  • Идентичность — это социально сконструированный феномен. Это индивидуальное или коллективное представление социальных категорий, таких как класс, пол, возраст, этническая принадлежность и т. д.
  • Личность человека можно разделить на две категории: приписываемая и достигнутая.
  • Эрвинг Гоффман иллюстрирует свою идею об идентичности, описывая, как люди принимают роли и используют методы для создания впечатления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *