Социальная ингибиция в психологии это: ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ это

Ингибиция (социальная) это

В повседневной жизни нам случается слышать множество слов, значение коих нам непонятно. Одним из таких сложных заимствованных слов является пришедшая из латыни «ингибиция». Что же значит это редкое слово, которое подчеркивает, ибо не знает, даже текстовый редактор?

Данное слово происходит от латинского «inhibere», что означает «сдерживать, останавливать, подавлять». Итак, ингибицией, согласно толковому словарю, называется замедление и/или окончательное прекращение какой-либо трудовой или творческой деятельности под воздействием определённых факторов. Чаще всего подобным стоп-фактором является… появление зрителей.

Рекомендуем: Десенсибилизация — что это в психологии?

Известнее всего такое явление, как социальная ингибиция (хотя данный термин может применяться и в медицине, например в эмбриологии).

Ингибицию можно назвать серьёзной психологической проблемой у взрослых и у детей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Наблюдается данное явление в те моменты, когда, например, ребёнку сложно сосредоточиться в присутствии посторонних. Или неопытный танцор, у которого всё прекрасно получалось на индивидуальном занятии или в составе маленькой группы, забывает все движения, выходя на сцену. К сожалению, эффект социальной ингибиции часто связан с психологической травмой в раннем детстве или младенчестве.

Для такого человека «окружающие» могут быть как настоящими — зрители, учитель, родители, так и воображаемыми. Человеку достаточно подумать, что на него кто-то смотрит, и его разум сразу же отказывается думать над решением, а ноги и руки становятся ватными… Подобная психосоматика способна серьёзно усложнить жизнь человеку и сделать его непригодным для какой-либо деятельности.

Рекомендуем: Какие бывают фобии?

Разумеется, с данным явлением можно и нужно бороться. Чтобы помочь своему ребёнку, родители могут предпринять некоторые шаги.

Например:

  • Повышать самооценку ребёнка, в том числе чаще хвалить его.
  • Не ругать за ошибки, это калечит детскую психику.
  • Категорически запрещено наказывать ребёнка физически или орать на него. Родители, помните: всем свойственно ошибаться (и вам в том числе).

В особенно сложном случае можно обратиться к детскому психологу. Квалифицированный специалист способен значительно улучшить состояние вашего чада, а также помочь ребенку лучше адаптироваться в окружающей его социальной среде.

Сложнее взрослому человеку, страдающему ингибиторными явлениями. Тем не менее в наше время и этот случай не безнадежен.

Таким стеснительным, мнительным сверх меры людям надо посоветовать быть увереннее в себе, а также, желательно, более осознанными. Тогда многие психологические проблемы — не сразу, разумеется — постепенно сойдут на нет.

Противоположное социальной ингибиции явление — это социальная фасилитация (человеку жизненно необходимо одобрение и присутствие окружающих, чтобы продолжать хорошо функционировать и качественно выполнять задание).

Ингибиция — сложное понятие, и одновременно непростое, не исчезающее в одночасье явление в человеческой душе. Его можно подавлять или работать с ним. В любом случае — всегда верьте в себя, в конце концов, смелость города берёт! Автор: Ирина Шумилова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Тараканьи бега во благо науки

16 июля 1965 г. в популярном американском журнале Science (“Наука”) появилась статья Роберта Зайонца “Социальная фасилитация”, положившая начало целому направлению социально-психологических исследований.

Уже одна эта фраза требует лексических пояснений. Польская фамилия Zajonc (ученый родился в 1923 г. в Лодзи и, подобно многим европейским коллегам, сделал карьеру в Америке) и по-английски звучит необычно, а в русской транскрипции варьируется на все лады. Однако издатели русской версии американского биографического словаря (в котором ученый включен в число 500 самых выдающихся психологов) предпочли именно такое написание — Зайонц.

Труднее со словом “фасилитация”. (Правда, адепты гуманистической психологии уже свыклись с понятием “фасилитатор”, хоть и затрудняются внятно по-русски объяснить, кто это такой). В английском языке это понятие встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте - как производное от глагола

facilitate — облегчать, помогать, способствовать. Не умея или не желая подобрать русский эквивалент, наши психологи в очередной раз позаимствовали термин-кальку. “Краткий психологический словарь” в присущей ему несколько “суконной” манере так разъясняет это понятие: “повышение скорости  или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида”. Про Зайонца в словаре ни слова, хотя именно он ввел  данное понятие в научный обиход и наметил перспективы исследования этого явления.

Впрочем, о его приоритете можно говорить лишь с известной долей условности. Само это явление было зафиксировано еще в конце XIX века в опытах французского физиолога К.Фере, первооткрывателя психогальванического рефлекса. Затем оно изучалось многими исследователями, в частности в нашей стране В.М. Бехтеревым и Н.Н. Ланге. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Его наглядно иллюстрирует небезынтересный опыт, проводившийся в 20-х годах в Берлине в школе К. Левина. Испытуемыми в опыте выступали студенты — люди по большей части малообеспеченные, буквально недоедавшие. Их усаживали за стол, полный яств, и предлагали угощаться вволю. Единственной помехой выступал сам экспериментатор, который тоже усаживался за стол, но ничего не ел, а внимательно следил за испытуемым и что-то записывал в блокнот. Можно себе представить, что в такой  ситуации у испытуемых “кусок не лез в горло”, и большинство вставали из-за стола голодными.

Сорок лет спустя Роберт Зайонц решил выяснить, от чего зависит успешность деятельности в присутствии наблюдателя. В качестве его испытуемых выступили не люди, а животные, причем даже не млекопитающие или птицы, а такие примитивные существа, как тараканы. Вероятно, на этом основании психологические выводы Зайонца можно было бы оспорить (допустить аналогию таракана и человека очень нелегко!), если бы полученные результаты не были впоследствии многократно воспроизведены в опытах на людях.  (Вообще склонность к аналогиям у Зайонца очень сильна: одна из его работ даже вышла под вызывающим названием “Социальная психология животных”.

)

Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними “наблюдают” другие тараканы. Однако, когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными — присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта. Зайонц предложил изящное объяснение этому эффекту. Во-первых, присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение, а во-вторых, при повышенном возбуждении лучше выполняются легкие задания, в то время как выполнению сложных оно препятствует. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным.

Но почему простое присутствие окружающих вызывает физиологическое возбуждение? Зайонц утверждает, что присутствие других людей (или тараканов, если изучается поведение тараканов, — разница, по его мнению невелика) увеличивает сложность ситуации, ибо живые существа непредсказуемы и, в отличие от статичных элементов окружающей среды, вызывают более значительное возбуждение. Кроме этого, существуют следующие объяснения: 1) присутствие других отвлекает, и это вызывает возбуждение; 2) если речь идет о людях, то надо признать, что они устроены сложнее, чем другие животные виды, и возбуждение у них является результатом ожидаемой оценки со стороны окружающих.

При всей спорности исследовательской позиции Зайонца полученные им результаты отвечают принципиальным научным критериям - воспроизводимости и прогностичности. Сегодня исследования, начало которым было положено его опытом над тараканами, ведутся широким фронтом — уже не ради того, чтобы оспорить выводы Зайонца (они достоверно подтверждены), но чтобы их углубить и расширить. Изучается зависимость социальной фасилитации от пола, возраста, статуса и других характеристик субъекта, а также от его отношения к присутствующим. “Неостепененные” коллеги, задумайтесь! Перед вами целый веер диссертационных тем!

Источник: «Психология день за днем. События и уроки».

Читайте также:

«Популярная психологическая энциклопедия». «Век психологии: имена и судьбы»

Насколько социальным является социальное торможение возвращения?

. 2018 ноябрь;80(8):1892-1903.

doi: 10.3758/s13414-018-1546-3.

Марк Аткинсон 1 2 , Эбби С Миллетт 3 , Сильвия П Донева 3 , Эндрю Симпсон 3 , Джефф Дж. Коул 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии Эксетерского университета, Эксетер, Великобритания. М.М.Аткинсон@exeter.ac.uk.
  • 2 Психология, Колледж наук о жизни и окружающей среде, Washington Singer Laboratories, Эксетерский университет, Перри Роуд, Эксетер, EX4 4QG, Великобритания. М.М.Аткинсон@exeter.ac.uk.
  • 3 Факультет психологии и Центр изучения мозга, Университет Эссекса, Эксетер, Великобритания.
  • PMID: 30014316
  • DOI: 10. 3758/с13414-018-1546-3

Марк А. Аткинсон и др. Atten Percept Psychophys. 2018 9 ноября0003 . 2018 ноябрь;80(8):1892-1903.

doi: 10.3758/s13414-018-1546-3.

Авторы

Марк Аткинсон 1 2 , Эбби С Миллетт 3 , Сильвия П Донева 3 , Эндрю Симпсон 3 , Джефф Дж. Коул 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии Эксетерского университета, Эксетер, Великобритания. М.М.Аткинсон@exeter.ac.uk.
  • 2 Психология, Колледж наук о жизни и окружающей среде, Washington Singer Laboratories, Эксетерский университет, Перри Роуд, Эксетер, EX4 4QG, Великобритания. М.М.Аткинсон@exeter.ac.uk.
  • 3 Факультет психологии и Центр изучения мозга, Университет Эссекса, Эксетер, Великобритания.
  • PMID: 30014316
  • DOI: 10.3758/с13414-018-1546-3

Абстрактный

Ряд исследований показал, что двигательные действия одного человека могут влиять на внимание наблюдателя. В одном примечательном примере, «социальном торможении возвращения», наблюдатели относительно медленно инициируют реакцию на место, где только что отреагировал другой человек. В настоящей статье мы исследуем, в какой степени это явление можно считать социальным эффектом. Мы обнаруживаем, что в отличие от родственного социального или «совместного» эффекта Саймона, социальное торможение отдачи не зависит ни от конкурентного взаимодействия, ни от совместного взаимодействия, ни от живого взаимодействия, а не от записи. Однако мы находим, что содействующие лица должны чередоваться, чтобы эффект возник. Таким образом, так называемое «социальное» торможение возвращения достигает лишь минимального порога, чтобы считаться социальным явлением.

Ключевые слова: Запрет возврата; Социальное внимание; Визуальное познание. Совместное действие.

Похожие статьи

  • Является ли социальное торможение возвращения следствием совместной репрезентации действия?

    Аткинсон М.А., Симпсон А., Скарратт П.А., Коул Г.Г. Аткинсон М.А. и соавт. Acta Psychol (Амст). 2014 июль; 150: 85-93. doi: 10.1016/j.actpsy.2014.04.003. Эпаб 2014 21 мая. Acta Psychol (Амст). 2014. PMID: 24859672

  • Одного знания о месте реагирования недостаточно, чтобы вызвать социальное торможение возвращения.

    Welsh TN, Manzone J, McDougall L. Валлийский Т.Н. и др. Acta Psychol (Амст). 2014 ноябрь; 153:153-9. doi: 10.1016/j.actpsy.2014.10.007. Epub 2014 8 ноября. Acta Psychol (Амст). 2014. PMID: 25463556

  • Совместный фланкерный эффект и совместный эффект Саймона: о сопоставимости процессов, лежащих в основе совместных эффектов совместимости.

    Дитрих К., Боссерт М.Л., Роте-Вульф А., Клауэр К.С. Диттрих К. и соавт. Q J Exp Psychol (Хоув). 2017 сен; 70 (9): 1808-1823. дои: 10.1080/17470218.2016.1207690. Epub 2016 22 июля. Q J Exp Psychol (Хоув). 2017. PMID: 27357224

  • Понимание социальной моторной координации.

    Шмидт Р.С., Фитцпатрик П., Кэрон Р., Мергече Дж. Шмидт Р.С. и соавт. Hum Mov Sci. 2011 Октябрь; 30 (5): 834-45. doi: 10.1016/j.humov.2010.05.014. Epub 2010 2 сентября. Hum Mov Sci. 2011. PMID: 20817320 Обзор.

  • Познание как согласованное не-познание.

    Барсалу Л.В., Бризил С., Смит Л.Б. Барсалу Л.В. и соавт. Процесс познания. 2007 г., июнь; 8 (2): 79–91. doi: 10.1007/s10339-007-0163-1. Epub 2007, 11 апреля. Процесс познания. 2007. PMID: 17429705 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Поведенческая заторможенность как предиктор социальной тревожности у детей, часть 1.

ГЛАВНОЕ:
Поведенческая заторможенность – это темперамент, связанный с развитием социального тревожного расстройства. Поведенческое торможение (BI) связано со склонностью испытывать дистресс и избегать незнакомых ситуаций, людей или окружающей среды. BI является стабильной чертой в подмножестве детей. Ограниченные исследования показывают, что помощь детям чувствовать себя уверенно и независимо в социальной среде может снизить стабильность BI.

ПОДРОБНОСТИ:
Заторможенность поведения и социальная тревожность
Растущий объем исследований посвящен изучению взаимосвязи между стилями личности в детстве и более поздним началом тревожных расстройств. Поведенческая заторможенность — это стиль личности, который был тщательно изучен и связан с развитием тревожных расстройств во взрослом возрасте, особенно социальной тревожности. В некоторых исследованиях (например, Chronis-Tuscano et al., 2009) сообщается о связи между заторможенностью поведения в детстве и последующим развитием социального тревожного расстройства. Одно исследование (Schwartz et al., 1999) обнаружили, что среди детей, которые были классифицированы как заторможенные в возрасте 2 лет, 61% этих детей сообщили о симптомах социальной тревожности в возрасте 13 лет, тогда как 27% детей, классифицированных как незаторможенные в возрасте 2 лет, сообщили о симптомах социальной тревожности. Другие исследования показали, что социальное избегание и боязливость в детстве являются предикторами социальной фобии в старшей школе.

Что такое поведенческое торможение?
Поведенческая заторможенность — это стиль личности или темперамент, связанный со склонностью: 1) чувствовать дистресс или страх и 2) отстраняться при столкновении с новой средой, ситуациями или людьми. Дети, проявляющие поведенческую заторможенность, как правило, боятся, беспокоятся или чувствуют себя некомфортно в незнакомых ситуациях и, как правило, перестают играть и замыкаются в себе, находясь рядом с незнакомыми людьми. Эти дети, как правило, очень бдительны в отношении своего окружения в этих незнакомых ситуациях. Они не склонны приближаться к новым людям, ситуациям или объектам.

Стабильность поведенческого торможения в детстве:
Исследования изучали, изменяются ли или остаются стабильными тенденции поведенческого торможения у детей с течением времени. Эти исследования показали, что, как правило, по мере взросления дети учатся более разнообразно реагировать на новые ситуации. С другой стороны, у некоторых детей, проявляющих поведенческую заторможенность в раннем детстве, эти тенденции сохраняются на протяжении всего детства. Другими словами, подгруппа детей демонстрирует стабильную поведенческую заторможенность на протяжении всего детства, в то время как другие дети демонстрируют гораздо большую изменчивость поведенческой заторможенности и не проявляют эти тенденции в более позднем детстве.

Какие факторы влияют на устойчивость поведенческого торможения?
Было проведено мало исследований факторов, снижающих стабильность поведенческого торможения в детстве. Несколько исследований показывают, что некоторые стратегии ухода могут быть полезны для снижения стабильности BI. В частности, стиль ухода, который поощряет детей к развитию независимости и уверенности в себе, может помочь детям уменьшить стресс в новой социальной среде. В частности, опекуны могут предоставить детям возможность участвовать в общественной деятельности и преуспеть в этой социальной деятельности. Несколько исследований показывают, что, когда воспитатели чрезмерно реагируют (т. е. оказывают помощь, когда ребенок не нуждается в помощи) или налагают контроль, когда в этом нет необходимости, эти стратегии могут усилить тревогу детей в новых ситуациях. Некоторые исследователи предполагают, что ответная помощь, когда в ней нет необходимости, посылает ребенку сигнал о том, что его тревога оправдана. В свою очередь, это усиливает наличие беспокойства в данной конкретной ситуации. Таким образом, ограниченное количество исследований показывает, что лучший способ побудить детей чувствовать себя независимыми и менее боязливыми в социальной среде — помочь им почувствовать, что им не нужно зависеть от них в этих новых ситуациях.

Прочитайте полную статью по адресу: http://bit.ly/PoHGHH

Ресурс
Фокс, Н.А., Хендерсон, Х.А., Маршалл, П.Дж., Николс, К.Е., и Гера, М.М.

(2005 г.). Поведенческое торможение: связывание биологии и поведения в рамках развития. Ежегодный обзор психологии, 56, 235-262.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *