38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают).
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;3) свою группу;4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:1) восприятие группой своего собственного члена;2) восприятия группой представителя другой группы;3) восприятие группой самой себя;4) восприятие группой в целом другой группы.В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
Основные функции психологии социальной перцепции1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.
Механизмы социальной перцепции
1) Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место другого человека.
2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основывается на умении правильно представить себе что переживает и как оценивает другой человек.
3) Рефлексия – самопознание, в основе которого лежит способность человека представлять как он воспринимается партнером оп общению.
4) Каузальная атрибуция – максимум интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения.
5) Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.
6) Эффект ”ориола” – информация о человеке на тот образ, который был создан заранее (это мешает объективно оценить).
эффекты и механизмы социальной перцепции
Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.
Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.
Социальная перцепция
Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.
Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.
Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.
Понятие перцепция объединяет в себе:
- индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
- трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
- построение стратегии персонального поведения;
- эмоциональное оценивание.
Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.
Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.
Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.
Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.
Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.
Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.
Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.
Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.
Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.
Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.
Механизмы социальной перцепции
Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.
Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.
Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.
Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.
Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.
Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.
Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.
Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.
Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.
Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.
Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.
Эффекты социальной перцепции
Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.
Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.
Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.
С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.
Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида.
Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.
Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Социальное восприятие — концепции и поведение
Содержание
- 1 Введение
- 2 Социальное восприятие
- 3 Невербальное общение
- 3.1 Выражение лица
- 3 .2 Зрительный контакт
- 3.3 Движения тела и поза
- 3. 4 Прикосновение
- 4 Атрибуция
- 4.1 Значение
- 4.2 Как это влияет?
- 5 Формирование впечатления и управление им
- 5.1 Формирование впечатления
- 5.2 Управление отпечатками
- 5.2.1 Самостоятельное расширение
- 5.2.2 Прочее расширение
- 6 Каталожные номера
Социальная психология — это научное исследование того, как мысли, чувства и поведение людей находятся под влиянием фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фактически. в рамках него изучаются различные аспекты и переменные процессов индивидуального уровня. Он включает в себя социальное познание, социальное восприятие, самость, отношение и т. д.
Давайте познакомимся с термином Социальное Восприятие.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Социальное восприятиеПрежде всего, что такое восприятие?
Ответ согласно APA – процесс или результат осознания объектов, отношений и событий посредством органов чувств, который включает в себя такие действия, как распознавание, наблюдение и различение.
Социальное восприятие — процесс, посредством которого мы стремимся узнать и понять других людей.
Социальное восприятие позволяет людям узнавать и понимать других людей в их социальном мире.
Это важнейший процесс, который мы должны выполнять каждый день, потому что точное восприятие и понимание других обеспечивает основу всей социальной жизни.
Например, часто важно знать, когда другие говорят правду, а когда пытаются нас обмануть, знать, почему они говорят или делают определенные вещи (например, сделали ли они замечание, которое задело наши чувства намеренно или несчастный случай), и действительно ли внешнее лицо, которое они показывают, отражает их истинную внутреннюю сущность.
Переменные, изучаемые в разделе Социальное восприятие, в основном –
- Невербальное общение
- Атрибуция
- Формирование впечатления и управление им
Задумайтесь на мгновение: вы ведете себя иначе, когда чувствуете себя очень счастливым, чем когда вам очень грустно? Скорее всего, да.
Люди склонны вести себя по-разному, переживая разные эмоциональные состояния. Но как именно различия в ваших внутренних состояниях — ваших эмоциях, чувствах и настроениях — проявляются в вашем поведении?
Этот вопрос относится к основным каналам, по которым осуществляется такое общение. Результаты исследований показывают, что существует пять из этих каналов: выражений лица, зрительный контакт, движения тела, поза, и прикосновений.
Это не что иное, как формы невербального общения.
Выражение лицаБолее 2000 лет назад римский оратор Цицерон сказал: «Лицо есть отражение души».
Под этим он подразумевал, что человеческие чувства и эмоции часто отражаются на лице и могут быть прочитаны там в определенных выражениях. Современные исследования показывают, что Цицерон был прав: Можно многое узнать о текущем настроении и чувствах других людей по выражению их лиц.
На самом деле кажется, что пять различных основных эмоций четко представлены с самого раннего возраста на человеческом лице: гнев, страх, счастье, печаль, и отвращение (Изард, 1991; Розин, Лоури и Эберт, 1994). Удивление также было предложено как основная эмоция, четко отражаемая в выражениях лица.
Зрительный контактМы часто многое узнаем о чувствах других людей из их глаз.
Например, мы интерпретируем высокий уровень пристального взгляда от другого как признак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Напротив, если другие избегают зрительного контакта с нами, мы можем сделать вывод, что они недружелюбны, не любят нас или просто стесняются .
Если другой человек постоянно смотрит на нас и поддерживает такой контакт независимо от того, что мы делаем, можно сказать, что он или она смотрит на . Взгляд часто интерпретируется как признак гнева или враждебности — как холодный взгляд — и большинство людей находят этот конкретный невербальный сигнал тревожным (Ellsworth & Carlsmith, 1973).
На самом деле, мы можем быстро прекратить социальное взаимодействие с кем-то, кто пристально смотрит на нас, и даже можем покинуть сцену.
Движения тела и позаНаше текущее настроение или эмоции часто отражаются в положении, позе и движении нашего тела. Вместе такое невербальное поведение называется языком тела . Они тоже могут предоставить полезную информацию о других.
Во-первых, язык тела часто раскрывает эмоциональное состояние других людей. Большое количество движений, особенно тех, при которых одна часть тела что-то делает с другой частью (касание, растирание, царапание), свидетельствует об эмоциональном возбуждении. Чем больше частота такого поведения, тем выше уровень возбуждения или нервозности.
ПрикосновениеПредположим, что во время короткого разговора с другим человеком он или она ненадолго коснулись вас. Как бы вы отреагировали? Какую информацию будет передавать такое поведение? Ответ на оба вопроса: это зависит.
И это зависит от нескольких факторов, касающихся того, кто прикасается (друг, незнакомец, член вашего собственного или другого пола). Далее характер этого физического контакта (краткий или продолжительный, нежный или грубый, к какой части тела прикасаются). И контекст, в котором происходит прикосновение (деловая или общественная обстановка, кабинет врача).
В зависимости от таких факторов, прикосновение может указывать на привязанность, сексуальный интерес, доминирование, заботу или даже агрессию. Несмотря на такие сложности, существующие данные указывают на то, что когда прикосновение считается уместным, оно часто вызывает положительные реакции у человека, к которому прикасаются (например, Alagna, Whitcher, & Fisher, 1979; Levav & Argo, 2010). Но помните, такие реакции должны рассматриваться как соответствующие!
Связанный : Лицевая обратная связь Гипотеза
Атрибуция ЗначениеПроцесс, посредством которого мы ищем такую информацию и делаем выводы, известен как атрибуция. Более формально, атрибуция относится к нашим усилиям понять причины поведения других, а в некоторых случаях и причины нашего поведения.
APA определяет его как – вывод относительно причины поведения человека или межличностного события .
Как это влияет?Вы встречаете симпатичную девушку из своего класса. Вы просите их встретиться с вами на следующей неделе.
Человек отвечает: «Нет, извините. . . Я не могу сделать это на следующей неделе». Теперь вам остается только гадать, почему они отказались от вашего приглашения. Потому что вы им нравитесь не так сильно, как они вам, или у них в настоящее время серьезные отношения? Потому что они так заняты другими делами?
Вывод, к которому вы придете, будет иметь важное значение для вашей самооценки. И это также сильно повлияет на то, что вы будете делать дальше.
Этот простой пример иллюстрирует важный факт о социальном восприятии: часто мы хотим знать больше, чем просто то, что они чувствуют прямо сейчас. Кроме того, мы хотим знать, почему они говорили или делали те или иные вещи, и, кроме того, что они за люди на самом деле. Какие прочные черты, интересы, мотивы и цели у них есть.
Например, если упомянуть лишь одну из бесчисленных возможностей, мы хотим знать, обладают ли другие люди высоким или низким уровнем самоконтроля.
Если они хорошо владеют собой, мы склонны считать их заслуживающими доверия. Хотя, если у них низкий уровень этого аспекта саморегуляции, мы можем сделать вывод, что они непредсказуемы и не являются теми, на кого мы можем положиться (Righetti & Finkenauer, 2011).
Социальные психологи считают, что наш интерес к таким вопросам проистекает в значительной степени из нашего основного желания понять причинно-следственные связи в социальном мире (Pittman, 1993; Van Overwalle, 1998). Мы не просто хотим знать, как действовали другие — это то, что мы можем легко наблюдать. Мы также хотим понять, почему они так поступили.
Потому что это знание может помочь нам лучше понять их, а также может помочь нам лучше предсказать их будущие действия.
Формирование впечатления и управление им Формирование впечатленияКогда мы впервые встречаемся с другим человеком, нас буквально заливает информация. Мы можем с первого взгляда увидеть, как они выглядят и одеваются, как говорят и как ведут себя.
Хотя объем поступающей к нам информации велик, нам каким-то образом удается объединить ее в исходное первое впечатление об этом человеке — ментальное представление, которое является основой для наших реакций на него или на нее . Ясно, что формирование впечатления является важным аспектом социального восприятия.
Во многих случаях, чтобы составить представление о личности других, мы объединяем информацию с точки зрения личностных качеств. Более того, мы делаем это, возможно, математическим путем. Мы приписываем некоторое положительное или отрицательное значение всем чертам, предполагаемым в человеке. Затем мы получаем аддитивное или среднее значение этих признаков.
Управление впечатлениямиЖелание произвести благоприятное впечатление на других очень сильно, поэтому большинство из нас делает все возможное, чтобы «хорошо выглядеть» для других, когда мы встречаемся с ними в первый раз.
Социальные психологи используют термин «управление впечатлением» (или самопрезентация) для описания этих усилий, направленных на то, чтобы произвести хорошее впечатление на других, и результаты их исследований этого процесса показывают, что усилия того стоят: Люди, занимающиеся управлением впечатлением успешно часто получают важные преимущества во многих ситуациях.
Различные методы улучшения имиджа делятся на две категории:
- Самосовершенствование – Усилия по повышению своей привлекательности для других
- Другое улучшение – Усилия, направленные на то, чтобы целевое лицо чувствовало себя хорошо различными способами
Что касается самосовершенствования, стратегии включают в себя усилия по улучшению внешнего вида с помощью стиля одежды, ухода за собой и использования различных реквизитов. (пример: очки).
Дополнительные тактики самосовершенствования включают попытки описать себя в положительном ключе.
Другое улучшениеЛюди используют множество различных тактик, чтобы вызвать у других позитивное настроение и реакцию. Пример: лесть.
Кроме того, существуют такие действия, как успокаивание других, проявление интереса к их работе, помощь им и т. д.
Щелкните здесь для практического теста MCQ
Ссылки- Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
- egyankosh.ac.in
- Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон
Социальное восприятие и его функции
Поделитесь этой темой с друзьямиСоциальное восприятие — это термин, используемый в социальной психологии для обозначения процесса интерпретации и вынесения суждений о поведении и характеристиках других людей. Он включает использование информации, собранной посредством наблюдения и взаимодействия с другими, для формирования впечатлений, выводов и понимания социальных ситуаций.
Социальное восприятие охватывает широкий спектр когнитивных процессов, включая внимание, память, категоризацию и логические выводы. Эти процессы формируются множеством факторов, таких как культурные нормы, личные предубеждения и индивидуальные различия в личности и когнитивном стиле.
На социальное восприятие могут влиять различные факторы, такие как внешний вид, выражение лица и невербальное поведение других, а также социальный контекст, в котором происходят взаимодействия. Точность социального восприятия может иметь серьезные последствия для социальных отношений, поскольку влияет на качество межличностного общения, формирование дружеских и романтических отношений, а также на эффективность социального влияния и убеждения.
Теории социального восприятия
В социальной психологии существует несколько теорий социального восприятия. Вот некоторые из наиболее важных:
Теория атрибуции. Эта теория фокусируется на том, как люди объясняют поведение других, приписывая его либо внутренним факторам (например, личностным качествам или способностям), либо внешним факторам (например, ситуационным факторам). или удача).
Теория социальной идентичности: Эта теория предполагает, что люди классифицируют себя и других в социальные группы на основе общих характеристик, таких как раса, пол, религия и национальность. Эти групповые идентичности могут влиять на то, как люди воспринимают других и взаимодействуют с ними.
Теория когнитивного диссонанса: Эта теория предполагает, что люди испытывают психологический дискомфорт, когда их убеждения, отношения и поведение несовместимы друг с другом. Чтобы уменьшить этот дискомфорт, люди могут скорректировать свое восприятие или отношение, чтобы они соответствовали их поведению.
Теория социального сравнения: Эта теория объясняет, как люди оценивают свои способности, мнения и поведение, сравнивая себя с другими. Люди могут использовать социальное сравнение, чтобы подтвердить свои убеждения и поведение или повысить свою самооценку.
Модель содержания стереотипа: Эта теория предполагает, что люди классифицируют других по социальным группам на основе двух параметров: теплоты (насколько группа дружелюбна и заслуживает доверия) и компетентности (насколько группа квалифицирована и способна). Это восприятие теплоты и компетентности может влиять на то, как люди воспринимают и взаимодействуют с членами различных социальных групп.
Это всего лишь несколько примеров множества теорий социального восприятия в социальной психологии. Каждая теория предлагает уникальный взгляд на то, как люди воспринимают и интерпретируют социальную информацию в различных контекстах.
Функции социального восприятия
Социальное восприятие выполняет несколько важных функций в социальной психологии, в том числе:
Формирование впечатлений: Социальное восприятие помогает людям формировать начальные впечатления о других на основе их внешности, поведения и других социальных сигналов.
Понимание социальных ситуаций: Социальное восприятие помогает людям понять социальный контекст, в котором происходят взаимодействия, включая роли и ожидания различных людей и групп. Это понимание может помочь людям ориентироваться в сложных социальных ситуациях и эффективно общаться с другими людьми.
Вынесение суждений: Социальное восприятие позволяет людям выносить суждения и приписывать поведение других, например, заслуживает ли кто-то доверия, компетентен или симпатичен. Эти суждения могут направлять последующие взаимодействия и влиять на результаты социальных взаимодействий.
Содействие социальному влиянию: Социальное восприятие может влиять на степень влияния на людей других людей, например, путем формирования их взглядов, убеждений и поведения. Понимая, как их воспринимают другие, люди могут адаптировать свои коммуникативные стратегии, чтобы они были более убедительными и эффективными.