Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере
Налоговым кодексом Республики Казахстан установлена обязанность любого налогоплательщика своевременно и в полном объеме исполнять налоговые обязательства, в том числе и уплату налогов. Однако для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, установлен специальный порядок исполнения этих обязательств. Подлежат ли налогообложению доходы, получаемые такими организациями? И какие организации относятся к данной категории?
Какая деятельность относится к социальной сфере?
Пунктом 2 статьи 135 Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)», установлен перечень видов деятельности, осуществляемых организациями, которые относятся к социальной сфере.
К деятельности в социальной сфере относятся следующие виды деятельности:
- оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных;
- оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, после среднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению;
- деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;
- библиотечное обслуживание.
Таким образом, пункт 2 статьи 153 Налогового кодекса, содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых организациями, которые могут подпадать под критерий «социальная сфера».
Какие организации признаются осуществляющими деятельность в социальной сфере?
Налоговый кодекс в пункте 2 статьи 153 устанавливает общий критерий, по которому может быть определено, относится ли организация к категории организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере. Для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере необходимо наличие двух критериев, это:
- осуществление одного или нескольких вышеуказанных видов деятельности;
- доходы от вышеуказанной деятельности, с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам должны составлять не менее 90% совокупного годового дохода.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что если у организации, осуществляющей один или несколько видов деятельности указанных выше, имеется доход от иной деятельности, и он превышает 10% от общего дохода, то такая организация не может быть признана организацией, осуществляющей деятельность в социальной сфере.
Также согласно пункту 3 статьи 153 Налогового кодекса, к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации у которых:
- численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% от общего числа работников;
- расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения — не менее 35%) от общих расходов по оплате труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса, к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, не относятся организации, получающие доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров.
В каких случаях доходы не облагаются налогом?
Пункт 1 статьи 153 Налогового кодекса устанавливает, что доходы организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, налогообложению не подлежат при направлении их на осуществление деятельности в социальной сфере.
При несоблюдении вышеуказанных условий, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Профессии социальной сферы: список от АНПОО «НСПК»
В мае 2020 года президент России Владимир Путин поручил установить федеральную доплату для работников социального профиля. В период с 15 апреля по 15 июля они получили по 25 000 ₽ – 35 000 ₽.
Какие профессии относятся к социальной сфере:
- Социальный работник
- Социальный педагог
Рассказываем, как их получить и где работать.
Представитель этой профессии помогает в быту, оказывает моральную и правовую поддержку социально незащищенным группам населения:
- пенсионерам;
- детям-сиротам;
- инвалидам;
- многодетным матерям;
- малоимущим семьям;
- беженцам и др.
Специалист этой профессии социального профиля:
- Составляет список людей, нуждающихся в бытовой, моральной или правовой помощи
- Предоставляет им информацию о правах и возможностях
- Помогает оформлять документы
- Решает вопросы бытовой сферы: ходит в магазин, аптеку, готовит еду, убирает
- Оказывает психологическую поддержку, помогает наладить отношения с родственниками
- Оказывает несложную медицинскую помощь
- Посещает подопечных по графику, ведет отчетность
Соцработник — общественно значимая профессия, востребованная в:
- органах опеки и попечительства;
- домах престарелых;
- детских домах, интернатах;
- коррекционных и кризисных центрах;
- учреждениях социального профиля;
- центрах соцпомощи и соцобслуживания;
- центрах психологической помощи.
Представитель этой социально значимой профессии может:
- занять руководящую должность в организации;
- предоставлять частные услуги няни, сиделки, помощника по дому.
Сервис Russia.trud.com предлагает более 1 млн. вакансий для социальных работников. 144 тыс. объявлений — со сменным графиком. 12 тыс. вариантов трудоустройства — с частичной занятостью.
На ru.jooble.org — 30 589 объявлений от частных лиц о поиске няни. 88 383 человека ищут сиделку. Более 4 900 людей — помощника по хозяйству.
Средняя зарплата соцработника в России — 20 555 ₽ в месяц. В Москве специалист получает 35 657 ₽, в Санкт-Петербурге — 31 137 ₽.
По данным сервиса Pomogatel.ru, услуги няни в Москве стоят от 150 ₽ до 1000 ₽ в час. Стоимость услуг сиделки на Profi.ru варьируется от 150 ₽ до 1570 ₽ в час.
Скриншот сайта Profi.ru
В профессии социального профиля включают социального педагога. Его деятельность связана с психологической и юридической поддержкой детей и подростков.
Группы подопечных социального педагога:
- инвалиды;
- сироты;
- дети из неблагополучных семей;
- дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и др.
- Защита прав ребенка
- Обеспечение комплексной социальной и психологической помощи
- Выявление физических и психических отклонений подопечного
- Изучение социальных и бытовых условий жизни и деятельности ребенка
- Помощь в получении пособий и компенсаций, льгот, жилья
- Профориентационная работа
- Разработка программ адаптации детей в обществе
- Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка
Представители этой социально значимой профессии работают в:
- частных и государственных школах;
- колледжах, техникумах, училищах;
- школах-интернатах;
- детских домах;
- учреждениях социальной сферы;
- коррекционных и образовательных центрах;
- благотворительных организациях.
Карьера:
- начальник отдела в государственном или муниципальном учреждении;
- открытие собственного центра помощи детям;
- оказание частных услуги няни, психолога.
На hh.ru — 1 083 вакансии для специалистов этой социальной профессии, на Russia.trud.com — 8 488 вариантов трудоустройства.
Зарплата социального педагога в России — 18 777 ₽ в месяц. В Москве она достигает 40 391 ₽, в Новом Уренгое — 35 750 ₽, в Южно-Сахалинске — 27 124 ₽.
Скриншот сервиса Russia.trud.com
Где получить образование
Чтобы освоить специальность социального профиля, можно:
1. Получить высшее образование.
Для поступления в вуз абитуриенты:
- заканчивают 11 классов;
- сдают ЕГЭ по профильным предметам;
- набирают проходной балл.
Обучение в вузе длится 4 года + 2-3 года в магистратуре.
2. Получить среднее профессиональное образование.
Для поступления в колледж не нужно заканчивать 11 классов, сдавать ЕГЭ и ОГЭ, набирать проходной балл.
В АНПОО «НСПК»:
- Обучение на базе 9 или 11 классов
- Получение сразу двух специальностей и двух дипломов
- Дистанционное* обучение, без выездов на сессии
- Круглосуточный доступ к образовательной платформе
- Возможность общаться с преподавателями в чате
- Сокращение сроков обучения при наличии другого образования или переходе на ускоренное обучение
- Практики во время обучения — подготовка к работе
В АНПОО «НСПК» вы можете получить специальности социальной сферы за 3 года 5 месяцев или 4 года 5 месяцев.
Два диплома — о среднем профессиональном образовании и о профпереподготовке — ваше конкурентное преимущество при трудоустройстве.
Если вам интересна общественно значимая деятельность и вы хотите помогать людям, начните с освоения одной из социальных профессий в АНПОО «НСПК».
Для поступления в колледж свяжитесь с приемной комиссией по телефону
8 (800) 707-30-78
или закажите обратный звонок на сайте.
Наши специалисты расскажут, как стать студентом АНПОО «НСПК».
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Акции
Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!
Ответьте всего на 4 вопроса
Задать вопрос
Подать заявку
Теория экологических систем Бронфенбреннера
Ключевые выводы
- Теория экологических систем Бронфенбреннера рассматривает развитие ребенка как сложную систему отношений, на которые влияет множество уровней окружающей среды, от непосредственного окружения семьи и школы до широких культурных ценностей, законов и обычаев. .
- Таким образом, чтобы изучить развитие ребенка, мы должны смотреть не только на ребенка и его непосредственное окружение, но и на взаимодействие с более широкой средой.
- Бронфенбреннер разделил среду обитания человека на пять различных систем: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему.
- Микросистема является наиболее влиятельным уровнем теории экологических систем. Это самая непосредственная окружающая среда, содержащая развивающегося ребенка, такая как семья и школа.
- Теория экологических систем Бронфенбреннера имеет значение для образовательной практики.
Содержание
История вопроса
Американский психолог Ури Бронфенбреннер критически относился к прежним теориям детского развития.
Он утверждал, что исследования детей в незнакомой лабораторной среде с одним человеком, обычно незнакомым, были экологически недействительными (см. эксперимент Мэри Эйнсворт «Странная ситуация» 1970 года).
Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1974) утверждал, что большинство более ранних исследований были «однонаправленными», что означает, что лабораторные исследования наблюдали влияние А на Б (например, незнакомец/мать с ребенком), а не рассматривали возможное влияние ребенка на незнакомец/мать или влияние любой другой третьей стороны.
Бронфенбреннер утверждал, что эти лабораторные особенности исследования не характерны для окружающей среды, в которой на самом деле живут и развиваются дети.
Бронфенбреннер признал, что существует множество аспектов жизни развивающегося ребенка, которые взаимодействуют с ребенком и влияют на него. Его работа выходит за рамки индивидуального развития, принимая во внимание более широкие влияющие факторы и контекст (или экологию) развития.
Он предложил «Теорию экологических систем», основанную на этих динамических взаимодействиях, которые окружающая среда оказывает на развивающегося ребенка.
Точка зрения Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1974) имеет некоторое сходство с работами по теории социального научения Альберта Бандуа и социокультурной теорией Льва Выготского, в которых среда явно или неявно рассматривается как важнейший механизм развития.
Пять экологических систем
Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1977) предположил, что окружающая среда ребенка представляет собой вложенное расположение структур, каждая из которых содержится внутри следующей. Он расположил их в порядке того, какое влияние они оказывают на ребенка.
Он назвал эти структуры микросистемой, мезосистемой, экзосистемой, макросистемой и хроносистемой.
Поскольку пять систем взаимосвязаны, влияние одной системы на развитие ребенка зависит от ее взаимосвязи с другими.
Микросистема
Микросистема представляет собой первый уровень теории Бронфенбреннера и представляет собой вещи, которые имеют непосредственный контакт с ребенком в его ближайшем окружении, например, родители, братья и сестры, учителя и одноклассники.
Отношения в микросистеме являются двунаправленными, что означает, что на ребенка могут влиять другие люди в его окружении, а также он способен изменять убеждения и действия других людей.
Кроме того, реакции ребенка на индивидуумов в его микросистеме могут влиять на то, как он в свою очередь относится к ним.
Взаимодействия внутри микросистем часто очень личные и имеют решающее значение для стимулирования и поддержки развития ребенка.
Если у ребенка крепкие заботливые отношения с родителями, считается, что это положительно влияет на ребенка. В то время как далекие и нелюбящие родители могут оказать вредное влияние на ребенка.
Мезосистема
Мезосистема охватывает взаимодействие между микросистемами ребенка, например, взаимодействие между родителями ребенка и учителями или между одноклассниками и братьями и сестрами.
Мезосистема – это место, где отдельные микросистемы человека не функционируют самостоятельно, а взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
Например, если родители ребенка общаются с учителями ребенка, это взаимодействие может повлиять на развитие ребенка. По существу, мезосистема – это система микросистем.
Согласно теории экологических систем, если родители и учителя ребенка ладят и поддерживают хорошие отношения, это должно иметь положительный эффект на развитие ребенка по сравнению с негативным влиянием на развитие, если учителя и родители не ладят.
Экзосистема
Экзосистема является компонентом теории экологических систем, разработанной Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах.
Он включает в себя другие формальные и неформальные социальные структуры, которые сами по себе не содержат ребенка, но косвенно влияют на него, так как эти социальные структуры воздействуют на одну из микросистем.
Примеры экзосистем включают соседство, рабочие места родителей, друзей родителей и средства массовой информации. Это среда, в которой ребенок не участвует и которая является внешней по отношению к его опыту, но, тем не менее, влияет на него в любом случае.
Примером экзосистем, влияющих на развитие ребенка, может быть конфликт одного из родителей с начальником на работе.
Родитель может прийти домой и вспылить на ребенка в результате чего-то, что произошло на рабочем месте, что может отрицательно сказаться на его развитии.
Макросистема
Макросистема является компонентом теории экологических систем Бронфенбреннера, которая фокусируется на том, как культурные элементы влияют на развитие ребенка, такие как социально-экономический статус, богатство, бедность и этническая принадлежность.
Таким образом, культура, в которую погружены люди, может влиять на их убеждения и восприятие событий, происходящих в жизни.
Макросистема отличается от предыдущих экосистем тем, что относится не к конкретной среде одного развивающегося ребенка, а к уже сложившемуся обществу и культуре, в которых развивается ребенок.
Это также может включать социально-экономический статус, этническую принадлежность, географическое положение и идеологию культуры.
Например, ребенок, живущий в стране третьего мира, будет развиваться иначе, чем ребенок, живущий в более богатой стране.
Хроносистема
Пятый и последний уровень теории экологических систем Бронфенбреннера известен как хроносистема.
Эта система включает все изменения окружающей среды, происходящие в течение жизни и влияющие на развитие, включая основные изменения в жизни и исторические события.
Они могут включать в себя обычные жизненные перемены, такие как поступление в школу, но также могут включать ненормативные жизненные перемены, такие как развод родителей или переезд в новый дом.
Модель экологических систем Бронфенбреннера – источник: Rhodes, Theory of Child Development, 2013Биоэкологическая модель
Важно отметить, что Бронфенбреннер (1994) позже пересмотрел свою теорию и вместо этого назвал ее «биоэкологической моделью».
Бронфенбреннер стал больше интересоваться ближайшими процессами развития, имея в виду устойчивые и устойчивые формы взаимодействия в ближайшем окружении.
Его внимание переключилось с сосредоточения внимания на влиянии окружающей среды на процессы развития, которые люди испытывают с течением времени.
«…развитие происходит через процесс все более сложных взаимодействий между активным, развивающимся биопсихологическим человеческим организмом и личностями, объектами и символами в его непосредственной внешней среде» (Бронфенбреннер, 1995).
Бронфенбреннер также предположил, что для того, чтобы понять влияние этих ближайших процессов на развитие, мы должны сосредоточиться на человеке, контексте и результатах развития, поскольку эти процессы различаются и по-разному влияют на людей (Bronfenbrenner & Evans, 2000).
Критическая оценка
Модель Бронфенбреннера быстро стала очень привлекательной и стала полезной основой для психологов, социологов и учителей при изучении детского развития.
Теория экологических систем предлагает целостный подход, включающий все системы, в которые вовлечены дети и их семьи, точно отражающий динамичный характер реальных семейных отношений (Hayes & O’Toole, 2017).
Паат (2013) рассматривает, насколько полезна теория Бронфенбреннера, когда речь идет о развитии детей иммигрантов. Они предполагают, что опыт детей-иммигрантов в различных экологических системах, вероятно, будет определяться их культурными различиями. Понимание экологии этих детей может помочь в укреплении предоставления услуг социальной работы для этих детей.
Ограничением теории экологических систем является ограниченность исследований, изучающих мезосистемы, в основном взаимодействие между соседями и семьей ребенка (Leventhal & Brooks-Gunn, 2000). Поэтому неясно, в какой степени эти системы могут формировать развитие ребенка.
Еще одно ограничение теории Бронфенбреннера заключается в том, что ее трудно проверить эмпирически. Исследования, изучающие экологические системы, могут установить эффект, но они не могут установить, являются ли системы непосредственной причиной таких эффектов.
Кроме того, эта теория может привести к предположениям, что те, у кого нет сильных и позитивных экологических систем, не развиваются. Хотя в некоторых случаях это может быть правдой, многие люди все же могут развиться в разносторонних личностей без положительного влияния со стороны их экологических систем.
Например, неверно утверждать, что все люди, выросшие в бедных районах мира, будут развиваться отрицательно. Точно так же, если учителя и родители ребенка не ладят, некоторые дети могут не испытывать никаких негативных последствий от этого, если их это не касается.
В результате люди должны быть осторожны, чтобы не делать широких предположений о людях, использующих эту теорию.
Теория Бронфенбреннера в 21 веке
Мир сильно изменился с момента появления этой теории с точки зрения технологических разработок.
Экзосистему ребенка можно расширить, чтобы учесть влияние социальных сетей, видеоигр и других современных взаимодействий в рамках экологической системы.
Это может свидетельствовать о том, что экологические системы все еще действуют, но со временем могут расширяться, включая новые современные разработки.
Kelly and Coughlan (2019) использовали конструктивистский анализ обоснованной теории для разработки теоретической основы восстановления психического здоровья молодежи и обнаружили, что в их собственной более поздней теории есть много ссылок на теорию экологических систем Бронфенбреннера.
Их теория предполагала, что компоненты восстановления психического здоровья встроены в «экологический контекст влиятельных отношений», что согласуется с теорией Бронфенбреннера о том, что экологические системы молодого человека, такие как сверстники, семья и школа, помогают развитие психического здоровья.
Классное приложение
Теория экологических систем использовалась для связи психологической и педагогической теории с учебными программами и практикой раннего образования. В центре теории находится развивающийся ребенок, и все, что происходит внутри и между пятью экологическими системами, делается для того, чтобы принести пользу ребенку в классе.
- Согласно теории, чтобы усилить развитие между экологическими системами в образовательной практике, учителя и родители должны поддерживать хорошие отношения друг с другом и работать вместе на благо ребенка.
- Учителя также должны понимать ситуации, в которых могут оказаться семьи их учеников, включая социальные и экономические факторы, являющиеся частью различных систем.
- Согласно теории, если между родителями и учителями хорошие отношения, это должно положительно повлиять на развитие ребенка.
- Точно так же ребенок должен быть активным в своем обучении, вовлеченным как в учебу, так и в общество. Они должны работать в команде со своими сверстниками и участвовать в содержательном обучении, чтобы обеспечить позитивное развитие (Эванс, 2012).
Эмпирические данные
Существует множество исследований, в которых изучалось влияние школьной среды на учащихся. Ниже приведены некоторые примеры:
Липпард, Л.А. Паро, Роуз и Кросби (2017) провели исследование для проверки теории Бронфенбреннера. Они исследовали отношения учитель-ребенок с помощью отчетов учителей и наблюдений в классе.
Они обнаружили, что эти отношения были в значительной степени связаны с успеваемостью детей и поведением в классе, предполагая, что эти отношения важны для развития детей и поддерживают теорию экологических систем.
Уилсон и др. (2002) обнаружили, что создание позитивной школьной среды посредством школьного духа, ценящего разнообразие, оказывает положительное влияние на отношения учащихся в школе. Включение такого рода школьного этоса влияет на те, кто находится в экологических системах развивающегося ребенка.
Лэнгфорд и др. (2014) обнаружили, что общешкольные подходы к программе здравоохранения могут положительно повлиять на успеваемость и благополучие учащихся. Таким образом, на развитие учащихся влияют микросистемы.
Часто задаваемые вопросы
Каков основной вклад теории Бронфенбреннера?
Теория экологических систем помогла нам понять, что существует
множественных уровней влияния на развитие человека, а не только отдельные черты или характеристики.
Бронфенбреннер способствовал пониманию того, что отношения между родителями и детьми не возникают в вакууме, а встроены в более крупные структуры.
В конечном итоге эта теория способствовала более целостному пониманию человеческого развития и повлияла на такие области, как психология, социология и образование.
Что может произойти, если микросистема ребенка выйдет из строя?
Если ребенок сталкивается с конфликтами или пренебрежением в семье, издевательствами или неприятием со стороны сверстников, его микросистема может выйти из строя. Это может привести к целому ряду негативных последствий, таких как снижение успеваемости, социальная изоляция и проблемы с психическим здоровьем.
Кроме того, если микросистема не обеспечивает необходимую поддержку и ресурсы для развития ребенка, это может помешать его развитию и полному раскрытию своего потенциала.
Как теория экологических систем может объяснить давление со стороны сверстников?
Теория экологических систем объясняет давление со стороны сверстников как результат уровней микросистемы (непосредственная среда) и мезосистемы (связи между средами).
Сверстники обеспечивают чувство принадлежности и признания в микросистеме, и когда они проявляют определенное поведение или придерживаются определенных убеждений, они могут оказывать давление на ребенка, чтобы заставить его соответствовать. Мезосистема также может влиять на давление со стороны сверстников, поскольку противоречивые сообщения и ожидания из разных сред могут создавать давление для соответствия.
Ссылки
Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка, 45 (1), 1-5.
Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог, 32 (7), 513.
Бронфенбреннер, У. (1995). Экология развития сквозь пространство и время: перспектива будущего .
Бронфенбреннер, У., и Эванс, Г.В. (2000). Наука о развитии в 21 веке: новые вопросы, теоретические модели, планы исследований и эмпирические результаты. Социальное развитие, 9 (1), 115-125.
Бронфенбреннер, У., и Сеси, С.Дж. (1994). Переосмысление природы и воспитания: биоэкологическая модель. Psychological Review, 10 (4), 568–586.
Хейс, Н., О’Тул, Л., и Халпенни, А. М. (2017). Знакомство с Бронфенбреннером: руководство для практикующих врачей и учащихся начальной школы . Тейлор и Фрэнсис.
Келли, М., и Кофлан, Б. (2019). Теория восстановления психического здоровья молодежи с точки зрения родителей. Психическое здоровье детей и подростков, 24 (2), 161-169.
Лэнгфорд, Р., Бонелл, С.П., Джонс, Х.Е., Пулиу, Т., Мерфи, С.М., Уотерс, Э., Комро, А.А., Гиббс, Л.Ф., Магнус, Д. и Кэмпбелл, Р. (2014). Программа Школы укрепления здоровья ВОЗ для улучшения здоровья и благополучия учащихся и их успеваемости. Кокрановская база данных систематических обзоров, (4) .
Левенталь, Т., и Брукс-Ганн, Дж. (2000). Районы, в которых они живут: влияние проживания по соседству на результаты детей и подростков. Психологический вестник, 126 (2), 309.
Липпард, К.Н., Ла Паро, К.М., Роуз, Х.Л., и Кросби, Д.А. (2018, февраль). Более пристальный взгляд на отношения между учителем и ребенком и эмоциональный контекст в классе в дошкольном учреждении. В Child & Youth Care Forum 47 (1), 1-21.
Паат, Ю. Ф. (2013). Работа с детьми-иммигрантами и их семьями: применение теории экологических систем Бронфенбреннера. Журнал человеческого поведения в социальной среде, 23 (8), 954-966.
Родс, С. (2013). Экологическая теория Бронфенбреннера [PDF]. Получено с http://uoit.blackboard.com
Уилсон П., Аткинсон М., Хорнби Г., Томпсон М., Купер М., Хупер К. М. и Саутхолл А. (2002) . Молодые умы в наших школах – руководство для учителей и других работников школ . Год: YoungMinds (январь 2004 г.).
Дополнительная информация
Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка, 45.
- ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
- ПЕЧАТЬ
Монархия, подчиненный и общественная сфера
Я провел большую часть лета, разрабатывая новый курс для студентов бакалавриата Университета Массачусетса под названием «Цифровая общественная сфера». Один из трех заведующих кафедрой поставил передо мной задачу создать класс, который был бы привлекательным для студентов, который можно было бы преподавать как большой лекционный класс и который мог бы служить введением в «чем бы вы ни занимались». В этом семестре это «экспериментальный» курс в Университете Массачусетса, и в следующем году мы надеемся расширить его. (Я опубликую учебный план, но еще не совсем – я все еще работаю над некоторыми занятиями в конце семестра.)
Когда я обдумывал сотни идей, которыми хотел поделиться в ходе двадцати с лишним лекций, я сосредоточился на трех основных концепциях, которые хочу попытаться донести. Первый прост: демократия требует надежной и здоровой общественной сферы, и американская демократия была разработана с учетом этой публичной сферы в качестве основного компонента.
Во-вторых, и на это у меня ушло больше времени, чтобы понять, публичная сфера включает как минимум три компонента: способ узнать, что происходит в мире (новости), пространство для обсуждения общественной жизни и любые прекурсоры, которые позволяют индивидам принять участие в этих дискуссиях. Для публичной сферы Хабермаса эти предшественники включали в себя мужское, богатое, белое, городское и грамотное… отсюда потребность в признании Нэнси Фрейзер подчиненной контрпублики. Государственное школьное образование и библиотеки основаны на идее предоставления людям возможности участвовать в общественной жизни.
Третья идея состоит в том, что по мере изменения технологий и экономических моделей меняются и все три компонента — природа новостей, дискурс и доступ. Очевидным изменением, на котором мы сосредоточены, является замещение вещательной публичной сферы цифровой публичной сферой с широким участием, но мы можем видеть и предыдущие моменты потрясений: рост средств массовой информации с дешевой прессой, рост пропаганды как вещательных СМИ. передает усиленный контроль над общественной сферой в руки корпораций и правительств.
Эти переходные моменты всегда связаны с компромиссами. Радиовещательные модели публичной сферы могли охватить более широкую аудиторию, чем модели, основанные на печати, но транслировали концентрированную дискурсивную власть в руках богатых и влиятельных людей, и людям было намного труднее бросить вызов доминирующим нарративам. Переход от вещания к средствам массовой информации, основанным на участии, также привел к компромиссам. Многих людей глубоко смущает общественная сфера, в которой привратники менее влиятельны, речь менее контролируема, а ложная/дезинформация играет большую роль в нашей информационной экосистеме. Это разумный набор опасений: без общего набора фактов о COVID, изменении климата или выборах в США в 2020 году трудно представить осмысленное обсуждение в публичной сфере.
Стоит помнить, что у недавнего информационного беспорядка есть интересная и напрямую связанная с этим положительная сторона: огромное разнообразие точек зрения, выраженных в СМИ. На прошлой неделе была захватывающая иллюстрация этого явления в реакции на смерть королевы Елизаветы II.
«главный монарх воровской, насилующей, геноцидной империи». Твиттер удалил комментарий, ее университет осудил ее заявление, а тысячи пользователей социальных сетей, включая Джеффа Безоса, выстроились в очередь, чтобы раскритиковать ее реакцию.
Стоит дать некоторый контекст резким словам доктора Ани. Родители доктора Ани пережили Биафранскую войну, жестокий конфликт, в котором игбо-нигерийцы стремились к созданию независимого государства, реагируя на религиозное насилие, в результате которого погибли тысячи игбо, живущих в северных районах Нигерии. Сепаратисты Биафры потерпели поражение от нигерийских войск, частично поддерживаемых и вооруженных Соединенным Королевством. Ссылаясь на это прошлое, доктор Аня объяснила:
Если кто-то ожидает, что я выражу что-либо, кроме пренебрежения к монарху, который руководил правительством, которое спонсировало геноцид, который уничтожил и заставил покинуть половину моей семьи и последствия которого все еще пытаются преодолеть те, кто живет сегодня, вы можете продолжать желать звезды.
— Уджу Аня (@UjuAnya) 8 сентября 2022 г.
Я недостаточно знаю о роли Великобритании в войне за Биафру, чтобы оценить, согласен ли я с характеристиками доктора Ани. Что я знаю точно, так это то, что мои студенты, в основном белые ребята из восточных штатов Массачусетса, в пятницу отлично обсудили в классе наследие колониализма и силу контрреволюции. Вопросы о том, неуважительно ли использовать момент смерти монарха, чтобы напомнить миру о колониализме и его наследии, звучат как жалобы на то, что обсуждение контроля над оружием после бойни является «политизацией» события. К сожалению, мы не обсуждаем контроль над оружием в США, кроме как после стрельбы. И, к сожалению, мы не уделяем много времени разговорам о наследии колониализма и его длительном воздействии на постколониальные страны, такие как Нигерия.
В эпоху массовых медиа предсказуемое событие, такое как смерть королевы Елизаветы, имеет как минимум три действия. Есть предопределенные реакции, некрологи, написанные за годы до того, как им нужно было бежать, реакции мировых лидеров и светил. Во втором акте есть ряд непредвиденных реакций на новостное событие, поскольку люди, которые не были записаны на несколько лет вперед, пользуются этим событием, чтобы продвигать нарративы, которые они считают важными, подключая статью к новостному крючку или используя исторический момент, чтобы напомнить людям о малоизученной главе истории. И затем есть третья волна, в которой мы обсуждаем, приемлема ли речь во второй волне в демократическом обществе. Карен Аттиа в колонке в «Вашингтон пост» хорошо объясняет, почему такие писатели, как доктор Аня, ловят момент во второй волне и защищают множественность в дискуссиях на третьей волне:
«Не нужна смерть монарха, чтобы пролить свет на эту колониальную историю, но мы здесь. Образ преданной, пожилой бабушки, преданной своим корги, и голливудская модификация королевской семьи слишком хорошо служат для того, чтобы притупить вопросы об империи. Когда появляется возможность открыть правду, ею нужно воспользоваться».
Эта трехактная структура — доминирующее повествование, второстепенные повествования и дебаты о роли самого диалога — напоминает о том, что мы находимся в переходном состоянии между старым видением публичной сферы и новым. Я подозреваю, что мы начнем предвидеть как контраргументы, которые будут появляться в социальных сетях относительно событий по мере их развития, так и ожидаемые неожиданные реакции, которые привлекут внимание. Со временем третий акт, в котором мы боремся за то, что нам разрешено говорить, может рассеяться.
На данный момент я задаюсь вопросом, насколько паника по поводу ложной и дезинформации является реакцией на распространение историй, которые многим из нас неудобно слушать. Я согласен с тем, что американской демократии будет трудно ориентироваться в периоде времени, когда многие люди верят ложным вещам о выборах 2020 года. В то же время я отмечаю, что интерес к информационному беспорядку начал расти после выборов 2016 года, когда многие американцы, в том числе и я, были вынуждены сделать вывод, что многие из наших сограждан настолько отчуждены от нашей политической системы, что взрыв правительство, как обычно, казалось стоящим путем.
Джей Розен заметил, что те, кто находит свои взгляды вне «сферы законных дебатов» (как теоретизирует специалист по коммуникациям Дэниел Халлин), «будут воспринимать прессу как противника в борьбе за признание. Если вы не считаете, что отделение церкви от государства — хорошая идея; если вы считаете, что система единого плательщика — это то, что вам нужно; если вы не согласны с «последовательным поведением обеих основных американских политических партий, когда дело касается Израиля» (Гленн Гринвальд), скорее всего, вы никогда не найдете отражения своих взглядов в новостях.