Социальная роль виды: Ошибка 403 — доступ запрещён

Социальная роль — что это, определение и ответ

В рамках социологического знания важное значение имеет изучение социального положения индивида, которое определяется понятием «социальный статус личности».

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личностиэто положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, которое определяет совокупность его прав и обязанностей.

1. Статусы, определяемые положением индивида в группе:

  • Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами

  • Личный статус — положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают ее члены в соответствии с его личными качествами.

2. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

3. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

  • Предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности, статус, полученный не по собственной воле

Например, раса, пол, кровнородственные отношения — дочь, сын, брат, сестра и т. п.

Например, не добровольно безработный, полученная инвалидность;

Например, студент, директор, член партии, муж, жена и другие.

Статусный набор — это совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Статусные права и обязанности — совокупность мер должного и возможного поведения носителя статуса.

Статусный диапазон — установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности индивида.

Статусные символы — знаки, предназначенные для идентификации принадлежности определенного статуса человеку.

Например, форма полицейского, ряса монаха и др.

Статусный образ (имидж) — формируемый стихийно и целенаправленно образ обладателя определенного статуса.

Статусная идентификация — отождествление лицом самого себя определенному статусу и статусному образу.

Индивид, находящийся в обществе, подвергается оценке со сторон его членов. Приобретает «престиж» и «авторитет».

Престиж — это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, оказывающее воздействие на мотивы поведения людей, на их решения и действия.

Авторитет — это степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов, влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе.

Престижность определяется в соответствии с тем, какая сложилась система ценностей в обществе, а также зависит от пользы, которую человек приносит обществу.

Социальная роль — это модель поведения, признанная обществом целесообразной для людей определенного статуса и ожидаемая им от индивида.

Ролевой набор — это совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Виды ролей в ролевом наборе:

  • Основные (семейно-бытовые, профессиональные и др.)

  • Ситуационные(пассажир, пешеход, покупатель и др. )

Структура социальной роли:

  • Описание типа поведения;

  • Предписания или нормы, определяющие требования к выполнению роли;

  • Оценка выполнения данной роли;

  • Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Реальное ролевое поведение человека отличается от социальной роли как образца поведения. Это происходит под влиянием ряда факторов:

  • Биопсихологические возможности человека;

  • Личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

  • Характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

  • Структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять различные роли. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Виды ролевых конфликтов:

Роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним

Например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей

Например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности.

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Теория ролей в психологии
    • 1.1 Роль как функция человека в обществе
    • 1.2 Роль как стереотип поведения
  • 2 Виды ролей
    • 2.1 Социальные роли
    • 2.2 Межличностные роли
  • 3 Роль и статус

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей. «Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения. Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д. Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям. Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации. То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей. Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа. Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью. Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений. Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества. Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

социальных животных | Encyclopedia.com

Общительность — это черта, относящаяся к экологии и поведению вида, а не к отдельным организмам. Социальные виды генетически склонны группироваться и следовать определенному набору правил, определяющих взаимодействие между людьми. Людей можно считать социальным видом, потому что мы склонны жить в сообществах, а не обособляться как личности и рассеяться по незанятой территории. У многих видов семейная единица, то есть родители и непосредственно зависимые от них детеныши, объединяется вместе и следует определенным принципам взаимодействия. Тем не менее, это не квалифицируется как общество. Общество должно состоять из большего количества людей, чем содержится в одной семье. Даже у типично антисоциальных видов особи могут временно объединяться, чтобы родить и вырастить детенышей, прежде чем снова рассеяться.

Социальность у животных должна быть либо постоянной, либо полупостоянной, в отличие от семейных единиц. Вид также должен делить социальную ответственность между особями внутри группы. Например, одна группа людей, независимо от того, определяется ли она возрастом, полом или телосложением, должна последовательно выполнять определенную функцию. Это требование исключает животных, которые просто неагрессивны друг к другу, но не участвуют в формальностях социальной структуры.

Определение

Строгое определение сообщества животных: группа животных, принадлежащих к одному и тому же виду и состоящая из особей, не входящих в семейную единицу, которые выполняют определенные задачи, проводят вместе значительно больше времени и гораздо больше взаимодействуют внутри группы. чем с представителями того же вида за пределами этой группы. Социальное животное определяется как любой вид животных, который обычно образует общества.

Многие экологи озабочены социальным поведением, то есть любым поведением, специально направленным на других членов общества. Они могут включать кооперативное, эгоистичное, вредоносное или полезное поведение. Сумма этих моделей поведения определяет характер общества, например, его размер и местоположение, а также обязанности различных членов общества. Например, моржи живут в прибрежных арктических районах стадами, насчитывающими до нескольких сотен особей. Известно, что самцы в стаде нападают друг на друга из-за споров, касающихся выбора самок, территории или еды; однако известно, что целые стада встают на защиту одного члена в случае опасности. Растения, грибы и одноклеточные организмы не считаются социальными, потому что их взаимодействие строго диктуется физическими и химическими потребностями. Таким образом, они не могут вести себя, а без социального поведения общество невозможно.

Почему виды образуют общества

Считается, что склонность видов формироваться в общества вызвана влиянием естественного отбора . В процессе эволюции у отдельных животных того или иного вида, сформировавшихся в сообщества, было больше шансов выжить, чем у тех животных, которые оставались изолированными друг от друга. Это давление, чтобы быть социальным, может быть генетическим по происхождению, а это означает, что высокий уровень родства заставляет расширенные семьи защищать друг друга. Это также может быть давление окружающей среды — особенно суровая среда. может заставить животных зависеть друг от друга для большей поддержки. Некоторые виды, которые сегодня считаются социальными, могут больше не подвергаться селективному давлению для формирования обществ, но сохраняют черту общительности по генетическим причинам.

Некоторые виды могут быть социальными в одних средах и одиночными в других. Это может быть связано с обилием пищи. Например, если пища легкодоступна, особи могут собираться вместе для большей защиты от хищников. Если пищи не хватает, они останутся как личности, чтобы избежать ответственности за поддержку более слабых людей. Это показывает, как общества могут быть как кооперативными, так и конкурентоспособными.

Они сотрудничают, потому что животные в обществе должны делиться своим пространством и ресурсами, чтобы обеспечить выживание как можно большего числа членов. Однако они конкурентоспособны, потому что каждое отдельное животное в обществе в первую очередь озабочено собственным выживанием. В случае обильной пищи сильное животное может заручиться поддержкой более слабых животных.

Более сильное животное извлекает выгоду из дополнительного труда и делится излишками с более слабыми животными, которые, возможно, не выжили сами по себе. Это кооперативное поведение.

Однако, если то же самое общество лишено пищи, более сильное животное больше не получает выгоды от того, что делится своими скудными запасами. Он отделяется от более слабых животных, которые теперь вынуждены постоять за себя. Это конкурентное поведение. В менее экстремальных ситуациях члены здорового, нормального общества проявляют оба типа поведения в разное время.

Степени общительности

Различные виды животных могут быть социальными в большей или меньшей степени. Степень общительности в общих чертах определяется вероятностью формирования общества, степенью вариации в размерах общества, спецификой разделения труда, взаимозависимостью членов для выживания и возможными фенотипические специализации, различия в форме тела, связанные с социальным статусом. Несоциальные виды могут формироваться в сообщества в экстремальных или ненормальных ситуациях. Это обычное явление для содержащихся в неволе популяций территориальных животных, которые обычно имеют большие ареалы, в которых они остаются изолированными. В зоопарках и исследовательских лабораториях этих животных искусственно заставляют жить в непосредственной близости друг от друга. Они могут демонстрировать признаки сотрудничества, которые предвещают социальное поведение, но это, скорее всего, принудительное взаимодействие, которое не происходит в дикой природе.

Размеры обществ

Относительные размеры обществ одного и того же вида являются ключом к пониманию степени их сложности. Если представители одного и того же вида, живущие в одинаковой среде, всегда образуют сообщества примерно из одинакового числа особей, то у этого вида могут быть сложные социальные законы, определяющие размер группы. Часто максимальный размер группы определяется локальным хищничеством социальных видов, когда региональные хищники лучше способны обнаруживать большие группы, чем небольшие группы добычи.

Некоторые виды сохраняют эквивалентные социальные популяции даже в отсутствие сильного хищничества, и их можно считать более сложными в социальном отношении. В очень сложных обществах задачи распределяются между членами общества в очень точным образом. Например, некоторые люди могут нести ответственность за охоту, некоторые за размножение, некоторые за поддержание жизненного пространства общества, а некоторые за воспитание молодняка. Чем четче различие между обязанностями членов общества, тем сложнее это общество. В самых сложных обществах представители определенной касты или ранга почти никогда не меняются ролями в своем обществе. Животное может обмениваться ролями только в ситуациях, когда конкретная каста, выполняющая определенную функцию, сильно истощена по численности и нуждается в пополнении новыми членами.

В менее сложных обществах у животных могут быть сменные обязанности и ответственность. В таком обществе самка может размножаться в один год, но в следующем году заботиться о детенышах, а в следующем году охотиться. Роли отдельных людей в обществе постоянно меняются в зависимости от потребностей отдельного человека и потребностей группы.

Эффекты общительности

Иногда у видов с очень высокой степенью специфичности задачи фенотип или совокупность характеристик тела особей определяется их каста. Этот принцип заменяет половые различия в типе телосложения. Социальная роль животного может быть настолько отчетливой, что его тело вырастает в форму, которая лучше всего подходит для этой роли. Зачастую роль легко определяется по внешнему виду животного. Это очень редкое явление для позвоночных, хотя относительно часто встречается у насекомых, таких как медоносные пчелы и термиты.

Эта фенотипическая вариация часто основана на внутренних гормонах или внешних феромонах . Феромоны — это гормоны, выделяемые в окружающую среду, которые могут изменять развитие, поведение и внешний вид отдельных животных. Феромоны имеют видоспецифические эффекты, а это означает, что они обычно воздействуют только на животных одного и того же вида. Тип потребляемой пищи, условия окружающей среды и соотношение населения между кастами могут прямо или косвенно влиять на кастовый фенотип людей, изменяя воздействие на людей определенных феромонов.

Общительность является чертой многих организмов, но два конкретных животных представляют собой модели очень сложных животных обществ. Термиты и голые землекопы имеют совершенно разное эволюционное происхождение, но имеют схожую социальную организацию. Это ставит перед экологами вопрос, почему эта социальная стратегия настолько эффективна, что она неоднократно возникала в разных ветвях эволюционного древа. Понимание социальных взаимодействий этих животных может способствовать теоретическому объяснению этой организационной модели.

Высшей степени общительности у животных присвоен собственный классификационный термин, эусоциальный . Эусоциальные животные должны демонстрировать репродуктивное разделение труда, а это означает, что многие бесплодные особи работают, чтобы поддерживать особей, способных к размножению. Более того, они должны быть организованы в систему дискретных каст, отличающихся различиями в характеристиках скелета или тела, и эти касты должны вносить свой вклад в заботу о детях. Наконец, поколения должны перекрываться во времени, а это означает, что молодые особи не успевают созреть до того, как появится другая группа молодых особей. Термиты и голые землекопы соответствуют этому определению.

Термиты

Термиты живут в тщательно сконструированных сооружениях, полностью закрытых от света, обычно среди мертвых деревьев или изделий из дерева. Их социальная структура относительно гибка по сравнению с муравьиной: в муравьиной колонии размеры и формы тела особей фиксированы и постоянны по мере взросления, но термиты меняют форму своего тела в зависимости от своей роли в колонии даже во взрослом возрасте. .

Колонии термитов могут содержать от нескольких сотен до нескольких миллионов особей. Новые колонии создаются ежегодно в течение короткого сезона, когда существующая колония производит половых крылатых членов, которые тысячами покидают гнездо во время брачного полета. Примерно через два с половиной часа термиты падают на землю и целенаправленно ломают себе крылья. Самец и самка роют туннель во влажном бревне примерно два дня, а затем спариваются в течение двух недель. Термиты проходят неполное развитие, что означает, что они напоминают миниатюрных неполовозрелых взрослых особей при вылуплении и никогда не проходят стадию развития личинки. Когда выводок становится достаточно взрослым, они берут на себя полную ответственность за кормление и заботу о своих родителях, которых теперь называют королевской парой, или королем и королевой. Оба король и королева вырастают намного больше, чем другие члены касты, а живот королевы наполняется яйцами, пока она не станет в 20 000 раз больше других членов колонии.

Термиты постоянно обмениваются едой и чистят друг друга, вероятно, для поддержания чистоты, но такое поведение также служит для закрепления социального взаимодействия в колонии. Феромоны, выделяемые королевской четой и распространяемые через слюну и совместное использование пищи, подавляют развитие более половых форм в колонии, но механизмы, лежащие в основе дифференциации других каст, неясны. Кажется, они развиваются, когда в них нуждается колония.

Термиты делятся на большее количество каст, чем большинство общественных насекомых, и касты гораздо более разнообразны. Основное разделение труда включает репродуктивную королевскую чету и бесплодных солдат и рабочих. Есть два возможных типа солдат, хотя любой данный вид содержит только один тип. Нижняя челюсть использует свои большие клешни для нападения на врагов, в то время как насуте выделяет липкое ядовитое вещество из своей удлиненной морды, чтобы обездвижить врагов.

Солдаты служат только для защиты гнезда от врагов и не могут прокормить себя или выполнять какие-либо другие функции в колонии. Рабочие выполняют все строительные задачи колонии, а также кормят и убирают королевскую чету, яйца и солдат. Замещающие половые формы развиваются из молодых особей, когда один или оба члена королевской четы умирают. Они сражаются между собой, пока не останется только одна способная к размножению пара, и эти двое превратятся в новых короля и королеву.

Подобно термитам, все виды муравьев, большинство видов пчел и многие виды ос живут в социальных колониях с аналогичной структурой, с одной репродуктивной парой и множеством стерильных каст. Эта стратегия много раз развивалась независимо друг от друга у насекомых, а это означает, что она должна давать некое общее эволюционное преимущество виду. Возможно, изолировав единственную жизнеспособную пару в центре хорошо защищенной крепости, эти насекомые смогут лучше обеспечить безопасность спаривания и выживания.

Голый землекоп

Один из видов позвоночных, голый землекоп, также приспособился к колониальной социальной структуре. Голые землекопы более тесно связаны с полевками, чем с кротами или крысами. В основном они обитают в Сомали, Эфиопии и Кении в норах из песчаной почвы, которые простираются от приповерхностного уровня до нескольких метров под землей. Это единственные известные холоднокровные позвоночные. Температура их тела всегда эквивалентна температуре окружающей среды, за исключением случаев, когда они очень активны.

Эти животные также отличаются от других млекопитающих тем, что живут в сложной социальной среде. На каждую колонию приходится одна размножающаяся самка, и ее можно считать эквивалентом королевы в колонии термитов. Она длиннее и тяжелее других участников. В отличие от примера с термитами, нет единственного короля, который мог бы спариваться с ведущей самкой; вместо этого любой самец в колонии может спариваться с ведущей самкой, но между этими самцами мало агрессии или конкуренции. Эта самка рождает от одного до шести детенышей в помете и примерно два помета в год, а продолжительность жизни этих животных составляет от двадцати до сорока лет.

Касты у голых землекопов частично определяются возрастом и частично размерами тела. Ведущая самка поддерживает свое господство в колонии, толкая и угрожая не размножающимся. Все касты, за исключением размножающихся самок, занимаются строительством, копанием и транспортировкой пищи и почвы, но объем выполняемой ими работы четко определяется их кастой. Мелкотелые подростки являются частыми рабочими, а это означает, что они несут основную часть трудовой деятельности колонии. Медленно растущие люди остаются частыми работниками всю свою жизнь, хотя более крупные и быстрорастущие люди переходят в касту нечастых работников и, в конечном итоге, в касту неработающих.

Редкие рабочие и нерабочие чаще всего являются защитниками колонии. Когда размножающаяся самка умирает или ее убивают, более молодые женщины-члены касты меньшего размера нападают друг на друга. Их тела начинают вырабатывать больше женских гормонов, и они сражаются до тех пор, пока в живых не останется одна доминирующая самка. В этот момент колония узнаёт свою новую размножающуюся самку, и жизнь в колонии восстанавливается.

Социальность, по-видимому, дает социальным животным множество преимуществ, таких как повышенная защита размножающихся особей, повышенная вероятность выживания и повышенная стабильность пищевых запасов и среды обитания. Однако многие животные не являются социальными. Примером могут служить медведи-ленивцы, которые охотятся на термитов ради еды и собираются вместе только ради размножения. Объяснить причины асоциального поведения медведя-ленивца не совсем возможно, не зная его особой эволюционной истории. Однако большой размер тела медведя и скудный источник пищи могут быть причинами того, что колониальная жизнь не подходит для этого вида.

см. также Поведение; Иерархия доминирования; Социальность.

Ребекка М. Стейнберг

Библиография

Беннетт, Найджел С. и Крис Г. Фолкс. Африканские слепыши: экология и эусоциальность , Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2000.

Боннер, Джон Тайлер. Эволюция культуры у животных . Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1980.

Каро, Тимоти М. Гепарды равнин Серенгети: групповая жизнь среди асоциальных видов . Чикаго: University of Chicago Press, 1994.

Гадагкар, Рагхавендра. Стратегии выживания: сотрудничество и конфликты в сообществах животных . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1997.

Ито, Йошиаки. Поведение и социальная эволюция ос: гипотеза коллективного скопления . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1993.

Уилсон, Эдвард Осборн. Социобиология: новый синтез , изд. к 25-летию. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press, 2000.

Как редуценты, термиты являются очень важными членами своих экологических сообществ. Термиты питаются материалом стенок клеток мертвых растений, причем их наиболее распространенной формой пищи является древесина. Сами термиты не переваривают целлюлозу; скорее, простейшие и бактерии, которые симбиотически живут в кишечнике термитов, разрушают жесткие древесные волокна. В некоторых сообществах термиты могут нести ответственность за переработку до одной трети ежегодно производимой валежной древесины, тем самым делая многие необходимые питательные вещества доступными для окружающей среды.

Голые землекопы питаются собственными фекалиями и фекалиями других землекопов. Они также переворачивают свое тело в фекалиях, чтобы убедиться, что питательные вещества не теряются из-за фекалий, которые не были полностью переварены, и чтобы пометить членов колонии идентичным характерным запахом.

Социальное поведение животных | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Самые популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *