Сферы общественной жизни общества и их основные положения
Жизнь общества зависит от многих факторов. Это сложная структура, которой характерны свои особенности и все процессы в которой, формируются посредством действий различных неоднородных факторов.
В первую очередь, в обществе осуществляется различная общественная деятельность, которая имеет своё содержание и характер. Здесь имеется в виду производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и т.п. Каждая из этих сфер имеет своё место и пространство, которое характеризуется определённым видом отношений в обществе, в границах которых может происходить общественная деятельность. В силу этого образуются разные сферы общественной жизни. Основными сферами общественной жизни являются:
- Экономическая сфера.
- Социальная сфера.
- Сфера политической жизни общества.
- Духовная сфера.
Экономическая сфера
Определение 1Экономическая сфера состоит из производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Деятельность этой сферы непосредственно связана с воплощением в жизнь и внедрением в производство всех достижений, которые принадлежат научно-техническому прогрессу. Кроме того, характерной особенностью этой сферы является реализация всех совокупностей производственных отношений человека и общества в целом. Здесь же учитываются и отношения собственности на средства деятельности производства, обмена и распределения производственными и материальными благами.
Экономическая сфера играет роль экономического пространства, с организованной хозяйственной жизнью государства, в котором осуществляется взаимное действие между отраслями экономики. Помимо этого экономической сфере характерно международное экономическое сотрудничество. Именно в экономической сфере общественной жизни происходит реализация общества и каждого индивида как элемента, который способен воплотить в жизнь свои идеи с целью получения материальной выгоды. А также реализация творческих способностей на благо общества и экономики, поскольку заинтересованность каждого элемента и общества в целом состоит в том, чтобы получить результат своей производственной деятельности.
В этом же контексте реализуется и деятельность управленческих институтов. Для экономической области характерна деятельность всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Для экономической сферы развитие общества является основой всего.Социальная сфера
Определение 2Социальная сфера – это сфера связей, которые имеются в обществе социальных групп, в том количестве классов, профессиональных и социально-демографических слоёв населения, также учитываются национальные общности по классификации их социальных условий и уровню жизнедеятельности.
В социальной сфере основной задачей является создание гармоничных и здоровых условий, в первую очередь, для производственной деятельности населения. Во вторую очередь, следует говорить об обеспечении нормального уровня жизни всех без исключения слоёв населения. Кроме этого не стоит забывать и о проблемах в сфере здравоохранении, народного хозяйства и социального обеспечения. Здесь же стоит учитывать уровень социальной справедливости, если говорить о праве каждого человека в обществе на трудовую деятельность.
Помимо всего упомянутого выше, социальная сфера общества должна контролировать реализацию прав каждого отдельно взятого человека на социальную защиту, а также возможность разрешения противоречий, которые возникают между социальными слоями в неоднородном обществе. Подразумевается, что эта сфера создана и выделена в отдельную для того, чтобы контролировать и регулировать общественные отношения социально-классового, национального и других комплексов отношений, которые, так или иначе, касаются условий работы, существования, образования и уровня жизни общества.
Деятельность социальной сферы полностью базируется на создании достойных условий существования человека в обществе с его социальными потребностями. Их удовлетворение связано с социальным положением человека или социальной группы. Кроме того, это ещё зависит и от характера отношений, которые присущи обществу. То, насколько будут удовлетворены потребности индивида или социальной группы, напрямую зависит от уровня и качества жизни того или иного человека или группы людей. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что социальная политика государства направлена на достижение высокого уровня благосостояния людей, а также эффективное и продуктивное функционирование социальной сферы.
Политическая сфера
Определение 3Политическая сфера – это область политической деятельности классов, а также других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений и различных общественных организаций.
Деятельность политической сферы базируется на политических отношениях, которые уже сложились в обществе, в первую очередь, направлена на реализацию политических интересов своих участников.
Такие интересы, прежде всего, касаются распределения политической власти и реализации в обществе политических прав и свобод. Обычно в обществе складываются политические группы, которые ведут борьбу за власть и противоборствуют друг с другом. Интересы одних заключаются в упрочнении действующей власти, другие же наоборот хотят эту власть устранить. Но есть и третьи, целью которых является разделение этой самой власти с иными субъектами. В конечно счёте все субъекты хотят каким-либо образом оказывать воздействие на политические процессы во имя собственных интересов.
В силу этого обстоятельства, каждый элемент общественно-политической жизни (индивид, политическая партия или класс) преследуют цель получить как можно больше политических прав и свобод. Это даёт возможность им действовать активно и незаурядно, чтобы расширить свои права и свободы, а также воплотить в жизнь свои политические идеи.
В современном мире значительно возросла роль политической сферы, в силу того, что многие политические процессы политизируют сознание людей, и они становятся более политически активными.
Духовная сфера
Определение 4Духовная сфера – это сфера отношений людей в обществе на тему духовных ценностей, а также их формирования, распространения и потребления всеми слоями общества.
В данном контексте имеется в виду не только предметы живописи или литературные и музыкальные произведения в качестве духовных ценностей. А ещё и знания людей, этические нормы поведения и т.п. Проще говоря, всё то, что может каким-либо образом иметь отношение к духовному содержанию общественной жизни или к духовности общества.
Следует понимать, что духовная сфера формировалась под действием истории и исторических процессов, а значит, она отражает в себе словно в зеркале все географические, национальные и иные особенности развития общества. Именно в духовной сфере откладывается отпечаток, который лежит в основе национального характера. Духовная жизнь – это сложнейшая структура, которая состоит из повседневных мелочей, например, духовного общения людей или способах познания, образования или воспитания. Кроме того, на формирования характерных особенностей духовной сферы общества, оказывает влияние и мораль, искусство, религия. Все эти аспекты являются составляющими духовной сферы жизни общества, именно они развивают духовный мир людей и понимание смысла жизни в обществе.
В этом заключается ключевой фактор, влияющий на образование духовного начала в жизнедеятельности людей.Важную роль в данном отношении имеет деятельность различных учреждений, которые возлагают на себя воспитательную и образовательную функции. Здесь речь идёт об учреждениях от начальных школ и до университетов, а также заведения с атмосферой семейного воспитания человека, где предполагается общение со сверстниками и друзьями с целью обогащения духовного начала. Кроме того, на формирование духовных качеств немаловажное влияние оказывает и профессиональное искусство, такое как театр, музыка, кони, живопись, а также самобытное народное искусство.
Одной из проблем современности является фундаментальная основа развития человека. Общество ищет ответы на вопрос о том, как воспитать, сохранить и обогатить духовный мир каждого отдельного человека и людей в общем. Как сделать так, чтобы подлинное искусство вызывало неподдельный интерес, а ложное искусство не разрушало душу человека и общество.
Исследованиями процессов, которые происходят в духовной сфере, всё больше интересуются учёные и мыслители, религиозные деятели и представители духовной культуры, а всё потому, что значение духовной сферы в современном обществе и его развитии нельзя недооценивать. От этого во многом зависит наше настоящее и будущее.
какие бывают виды, что относится к числу основных, иэлементы
Содержание:
- Что такое сферы общественной жизни
-
Какие подсистемы выделяют в обществознании
- Экономическая сфера
- Политическая сфера
- Социальная сфера
- Духовная сфера
- Как взаимосвязаны сферы между собой
Содержание
- Что такое сферы общественной жизни
-
Какие подсистемы выделяют в обществознании
- Экономическая сфера
- Социальная сфера
- Духовная сфера
- Как взаимосвязаны сферы между собой
Что такое сферы общественной жизни
Сферы общественной жизни – это крупные автономные подсистемы функционирования социума, составляющие в совокупности устойчивое взаимодействие субъектов общества.
Какие подсистемы выделяют в обществознании
Экономическая сфера
Эта область состоит из отношений, возникающих при материальном производстве: создании, обмене, распределении и потреблении товаров и услуг. Экономическая подсистема социума предполагает удовлетворение материальных нужд человека и служит базой для других общественных сфер.
Роль экономической сферы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Создание материальной основы жизни общества.
- Влияние на стратификацию социума (пример: возникновение частной собственности послужило причиной образования классового неравенства).
- Опосредованное влияние на политику (пример: частная собственность и классовое неравенство привело к возникновению государства).
- Влияние на духовную жизнь общества: опосредованно на политические, правовые и нравственные взгляды; непосредственно на инфраструктуру (образовательные и культурные учреждения).
Основные элементы экономической жизни общества: системы экономики, производство, обмен, распределение, формы собственности, рынки, деньги, бюджет, банки, налоги, безработица, предпринимательская деятельность.
Политическая сфера
Включает отношения, возникающие в процессе завоевания государственной власти, ее сохранения, укрепления и использования в целях удовлетворения интересов определенных слоев общества.
Особенности политической области жизни:
- Это итог сознательной деятельности стремящихся к власти людей с целью управления социумом.
- Политические организации, созданные классами и общественными группами в политических целях, выступают в качестве материальной силы влияния на государство, власть, экономические и политические социальные структуры.
Составляющие политической жизни социума: политика, власть, государство, разделение властей, формы государственной власти, политические партии, выборы, гражданское общество.
Социальная сфера
Подразумевает отношения, возникающие между историческими общностями и общественными группами при определении положения в социуме. В социальную сферу входят:
- классовые и национальные интересы, интересы социальных групп;
- взаимоотношения личности и социума;
- условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга.
В основе отношений рассматриваемой сферы стоят равенство и неравенство людей относительно общественного положения. Разное социальное положение обусловлено видом их труда и отношением к собственности на средства производства.
Компоненты социальной сферы: структура общества; классы, сословия, касты, страты, нации и другие социальные группы; социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Духовная сфера
Сфера духовной жизни возникает по поводу отношений, основанных на идеях, моральных ценностях, религии, искусстве, образовании. Духовность является системой ценностей общества, отражающей уровень развития сознания в социуме, его интеллектуально-нравственный потенциал.
Элементы духовной жизни социума: образование, наука, культура, искусство, мировоззрение, вера, религия, мораль, нравственность, этика, эстетика и др.
Как взаимосвязаны сферы между собой
Экономическая, политическая, социальная и духовная сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и являются частями общественной системы. Социальное положение обуславливает политические взгляды, духовные ценности и уровень образования. Экономика государства зависит от ее политического устройства, которое основано на народных традициях.
Пример из истории: Крещение Руси способствовало развитию грамотности (духовная сфера), появился налог – десятина (экономика), законодательно запретили убийства (социальная сфера), произошло укрепление власти князя Владимира (политика).
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Создание хорошего общества — Марккула Центр прикладной этики
В Good Society социолог Роберт Белла и его соавторы призывают американцев хорошенько взглянуть на себя. Столкнувшись с растущей бездомностью, растущей безработицей, разрушающимися автомагистралями и надвигающейся экологической катастрофой, мы реагируем на это апатией, разочарованием, цинизмом и уходом в свои личные миры. Авторы утверждают, что социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, в значительной степени являются результатом неудач наших институтов, а наша реакция — в основном результат нашей неспособности осознать, в какой степени наша жизнь формируется институциональными силами и в какой степени мы Россия как демократическое общество может изменить эти силы к лучшему.
Что мешает американцам «взять на себя ответственность», так это, по мнению авторов, наша давняя и неизменная приверженность «индивидуализму» — вере в то, что «хорошее общество» — это такое общество, в котором люди могут свободно преследовать свои личные интересы независимо друг от друга. у других — модель мышления, делающая акцент на личных достижениях и самореализации.
Как отмечают авторы, такой способ мышления о себе и нашем обществе восходит к основателям нашей страны в восемнадцатом веке, в первую очередь к Джону Локку: «Учение Локка было одной из самых сильных когда-либо изобретенных идеологий, если не самой мощный. Он обещал неслыханную степень индивидуальной свободы, неограниченную возможность соревноваться за материальное благополучие и беспрецедентное ограничение произвольных полномочий правительства по вмешательству в индивидуальную инициативу «. Основатели нашей нации, однако, полагали, что свобода людей преследовать свои собственные цели будет сдерживаться «общественным духом» и заботой об общем благе, которые будут формировать наши социальные институты: восемнадцатого века, встроенный в сложную моральную экологию, которая включала семью и церковь, с одной стороны, и, с другой, активную общественную сферу, в которой, как надеялись, экономическая инициатива росла вместе с общественным духом . .. Идея восемнадцатого века о общественность была… дискурсивным сообществом, способным думать об общественном благе».
Именно это чувство общей цели и общественного духа имеет решающее значение для управления институтами в демократическом обществе, которое сегодня отсутствует в нашем обществе. Безжалостный индивидуализм, выражающийся прежде всего в рыночном мышлении, вторгся во все сферы нашей жизни, подорвав такие институты, как семья или университет, которые традиционно функционировали как средоточие коллективных целей, истории и культуры. Это отсутствие общей цели и заботы об общем благе сулит зло людям, претендующим на демократию. Захваченные своими личными делами, мы позволяем работе наших основных институтов — экономики и правительства — идти «через наши головы».
Один из способов подытожить трудности, с которыми американцы сталкиваются в понимании фундаментальных корней своих проблем, состоит в том, чтобы сказать, что у них все еще есть политическая культура Локка, подчеркивающая индивидуальную свободу и стремление к личному богатству (американская мечта) в обществе с самая нелокковская экономика и правительство. У нас есть иллюзия, что мы можем управлять своей судьбой, потому что индивидуальные экономические возможности действительно значительны, особенно если начать с преимуществ среднего класса; и наша политическая жизнь формально свободна. Тем не менее могущественные силы, влияющие на жизнь всех нас, не действуют в соответствии с нормами демократического согласия. В частности, частные правительства крупных корпораций принимают решения, исходя из собственной выгоды, а не общественного блага. Федеральное правительство чрезвычайно увеличило свою власть, особенно в форме военно-промышленного комплекса, способами, которые почти неуязвимы для знания граждан, не говоря уже о контроле, по соображениям национальной обороны. Частные награды и формальные свободы скрыли от нас, как много мы потеряли в подлинно демократическом контроле над обществом, в котором живем.0005
Однако авторы надеются на обновление наших институтов таким образом, чтобы оживить и преобразовать нашу демократию. В культуре индивидуумов, одержимых индивидуализмом, такое преобразование будет непростым. Прежде всего, нам придется сбросить наши индивидуалистические шоры и научиться «обращать внимание» на то, как мы зависим от институтов, формирующих нашу общую жизнь, и несем коллективную ответственность за них.
Во-вторых, нам нужно будет найти или создать пространство в нашей жизни, где мы можем «практиковать» демократию, начиная с наших семей (обязанности распределяются поровну между родителями) и наших рабочих мест (расширенное участие работников). Образовательные и религиозные учреждения, как носители наших нравственных идеалов, также будут играть жизненно важную роль в подготовке нас к активному и разумному участию в общественной жизни. Наши более крупные политические и экономические институты могут быть перестроены для поощрения и развития участия граждан. Например, большее количество решений государственной политики и планирования может быть отнесено к местным уровням, поощряя более широкое участие граждан и ответственность за государственную политику.
В основе этих предложений лежит убеждение, что по мере того, как мы начинаем участвовать в общественных проектах, наши взгляды и заботы будут расширяться. Сосредоточив внимание на себе и рассматривая общество как не связанных между собой автономных личностей, мы придем к тому, чтобы смотреть дальше самих себя и рассматривать себя как членов более крупного сообщества, заботящегося не только о себе, но и о наших соотечественниках, народах других наций, будущем. поколений и нечеловеческой жизни. «Когда граждане думают о целом, они обнаруживают, что их представления о своих интересах расширяются, а их приверженность поиску общего блага углубляется».
Результат: информированная и морально чувствительная общественность, активно обсуждающая и обсуждающая вопросы, начиная от международного финансирования и заканчивая детским садом, в рамках, основанных на общем видении хорошего общества; и граждане, способные провести реформы в наших экономических и политических институтах, чтобы они работали на общее благо всех народов.
Возрождение демократии предлагается не как идеалистический проект, а как практическая необходимость. Авторы пишут, что нигде потребность не является более очевидной, чем в международной сфере, где проблемы не в состоянии решить ни одна нация.
В нашей экономической жизни доминирует динамика огромного мирового рынка, который не может контролироваться действиями какого-либо одного национального государства. Проблемы загрязнения окружающей среды выходят за рамки национальных границ. Распространение ядерного оружия угрожает безопасности всех. Огромное неравенство в глобальном богатстве и власти приводит к затяжным конфликтам, которые ставят под угрозу экономическое здоровье и политическую безопасность во всем мире.
В мире с возрастающей сложностью и взаимозависимостью мы больше не можем позволить себе «идти своим путем». Скорее, нам нужно использовать нашу способность развивать институты, которые признают нашу взаимосвязь, продвигаясь к созданию «хорошего общества», «где общее благо — это стремление к общему благу».
Хорошее общество , Роберт Н. Белла, Ричард Мэдсен, Уильям Салливан, Энн Свидлер и Стивен М. Типтон (Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, Inc., 1991)
Эта статья была первоначально опубликована в Вопросы этики — т. 5, № 1, весна 1992 г.
Религия и общественная сфера – социология
Введение
Религия в общественной сфере (далее РПС) относится к смешению религии с вопросами политика, управление, государство и институты гражданского общества. То, что эта тема представляет интерес для академиков гуманитарных и социальных наук, само по себе является отражением постепенного — на протяжении многих веков — отделения религии от общественных дел в современных, преимущественно светских обществах Запада. Возвращение религии в общественную сферу поднимает несколько ключевых вопросов, не в последнюю очередь связанных с секуляризацией (и степенью, в которой религия была отделена от общественной жизни и принятия политических решений), но также и с возрождением религиозного консерватизма как попытки закрыть открывшуюся брешь. в современности между религией и политикой. Возрождение интереса к религии как к социальной, культурной и политической силе — черта того, что некоторые теперь называют «постсекулярной» — оказалось особенно спорным в разнообразных, многоконфессиональных либеральных демократиях, где попытки оторвать религию от общественной жизни может подрывать включение религиозных меньшинств и выражение религиозной идентичности. Академический интерес к пересечению религии и общественной жизни был сосредоточен в основном среди социологов (религиоведов) и политологов. Возрождение религии в общественной сфере ставит в тупик широко распространенное мнение современных социальных и политических теоретиков; а именно, что религия как элемент общественной жизни увядает по мере того, как общества подвергаются процессу модернизации, а там, где религия вообще продолжает существовать, она ограничивается частной, домашней сферой и сферой индивидуальных верований. Особый интерес вызывают споры, разоблачающие неприятный характер попыток ограничить или воспрепятствовать допуску религии в общественную жизнь; такие как 1962 постановление Верховного суда США об исключении молитвы из государственных школ (в духе Первой поправки к Конституции США) или, совсем недавно, о запрете религиозных хиджабов (и других «показных» символов религии) в государственных школах в 2004 г. французскими властями (в духе секуляризма — или laïcité ), закрепленное в статье 1 Конституции Франции). Попытки разрушить «разделительную стену» между религией и государством, впервые предложенную Томасом Джефферсоном, можно увидеть в попытках американских религиозных консерваторов отменить «прогрессивное» законодательство об абортах, правах геев и однополых браках. Недавнее противодействие мусульманских консерваторов в Соединенном Королевстве образованию ЛГБТ в государственных школах иллюстрирует чувствительность и напряженность, связанные с проявлениями РПС в современных западных обществах.
Учебники
Нет учебников, посвященных исключительно религии и общественной сфере. Вместо этого в большинстве учебников по социологии религии некоторое место отведено освещению РПО. Многие опираются на тематические исследования, связанные с RPS в отношении конкретных социально-исторических образований, особенно современных национальных государств. Roberts and Yamane 2016 и Johnstone 2016 обсуждают конкретные случаи в Соединенных Штатах, когда религия входит в общественную сферу. Davie 2013 подчеркивает возрождение — в постсекулярных европейских обществах — религии в общественной жизни как выражения идентичности и прав религиозного меньшинства. Такая дискуссия иллюстрирует напряженность, возникающую, когда религия входит в общественную сферу, не в последнюю очередь потому, что она опровергает предположения о том, что секуляризм неизбежно следует за модернизацией. Furseth and Repstad 2006 напоминают читателям, что приватизация религии и ее отщепление от общественной жизни и политической сферы распространяется только на современные промышленно развитые страны Запада — особенность, подчеркиваемая тем фактом, что до относительно недавнего времени дискуссии о РПС были сформулированы в терминах «церковно-государственных» отношений, различия, в значительной степени неизвестного за пределами христианского мира. RPS принимает различные формы. Furseth и Repstad 2006 используют следующую номенклатуру в качестве организующего принципа: (1) общества, в которых существует официальная религия государства ; (2) общества, в которых, как говорят, существует «гражданская религия», такие как Соединенные Штаты, где все члены общества, независимо от их вероисповедания, объединены общим набором ценностей и верований; (3) «общественная религия», посредством которой низовые религиозные движения пытаются внести свой вклад в публичные дебаты по целому ряду социальных, политических, экономических и моральных вопросов; (4) случаи, когда религия явно действует как средство легитимации политической власти ; и (5) «политическая религия» или «религиозный национализм», с помощью которых нация сакрализуется как объект популярной мифологии — примеры тоталитарных режимов, таких как СССР и нацистская Германия. Олдридж, 2007, дает поучительное обсуждение последнего наряду с применением понятия «гражданская религия». Кристиано и др. 2015 обсуждают RPS в проявлениях фундаментализма после 11 сентября, а также в исторических попытках женщин-квакеров оказать религиозное влияние в их противостоянии рабству и кампаниям за трезвость, тюремную реформу и избирательное право женщин.
Олдридж, Алан. 2007. Религия в современном мире: социологическое введение . 2 изд. Кембридж, Великобритания: Полиция.
RPS рассматривается в главе 7, представляющей собой полезное и живое введение в успешные и неудачные применения «гражданской религии» в Соединенных Штатах, Канаде и Северной Ирландии; и к «политической религии» в случае бывшего СССР и нацистской Германии. Третье издание, опубликованное в 2013 году, включает в себя обсуждение глубоко оспариваемого характера Европейского Союза как «незавершенного проекта» общеевропейской культурной идентичности.
Кристиано, Кевин Дж. , Уильям Х. Сватос-младший и Питер Кивисто. 2015. Социология религии: современные разработки . 3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
RPS кратко обсуждается (в главе 7) в связи с исключением женщин из общественной жизни и руководящей роли в организованной религии; но также с точки зрения их влияния на общественную сферу посредством, например, министерской деятельности женщин-квакеров и участия в движениях за социальные реформы. Обеспечивает глубокое обсуждение (в главе 9) смешения религии и политики христианскими правыми в Соединенных Штатах после 11 сентября.
Дэви, Грейс. 2013. Социология религии: критическая повестка дня . 2 изд. Лос-Анджелес: SAGE.
RPS обсуждается — как часть «критической повестки дня» книги — как центральное место в дебатах о секуляризации, модернизации, фундаментализме и идентичности. Обсуждаются долгосрочные процессы секуляризации, происходящие одновременно с возрождением РПС. Дает полезное обсуждение того, каким образом религиозно-культурная идентичность начала проникать в общественную сферу, не в последнюю очередь во Франции, где утверждение религиозной идентичности меньшинства послужило подрыву принципа светский .
Фурсет, Ингер и Пал Репстад. 2006. Введение в социологию религии: классические и современные взгляды . Олдершот, Великобритания: Ашгейт.
Содержит главу о RPS (глава 6), которая помогает получить панорамный обзор поля. Знакомит читателей с различными выражениями RPS, используя таксономию (см. выше), чтобы проиллюстрировать ее конкретные формы. Полезно для новичков в этой области, особенно при картографировании местности, представлении теоретических и эмпирических исследований и предоставлении предложений для дальнейших исследований.
Джонстон, Рональд Л. 2016. Религия в обществе: социология религии . 8-е изд. Абингдон, Великобритания: Рутледж.
Охватывает взаимосвязь между религией и поведением при голосовании в Соединенных Штатах, а также влияние религии — как попытки узаконить мораль — на формирование государственной политики, где аборты, молитвы в государственных школах и Сухой закон являются предметом тематических исследований.