Основные правила толерантного поведения — Администрация города Рязани
С целью мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку и поощрения толерантности — сотрудники транспортной полиции Северо-Западного региона России напоминают, что без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно.
Ведь толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантное поведение должны проявлять как отдельные граждане и группы людей, так и государства.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Проявлять толерантность – значит придерживаться основных правил поведения:
— Иметь четкую цель в жизни.
— Стремиться стать лучше.
— Уметь ставить себя на место других.
— Никого и никогда не осуждать.
— Видеть окружающий мир шире: замечать мелочи и тонкости, особенности ситуации, принимать во внимание предысторию.
— Подключать интуицию и воображение.
— Расширять свой круг общения с разными людьми.
— Знакомиться с другими культурами и традициями: язык, рисунки, литература, архитектура, костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
— Наблюдать за окружающим миром.
— Общаться с представителями других культур.
— Улучшать самоконтроль.
— Развивать в себе умение слушать других людей.
— Путешествовать: посещать другие места, ходить друг к другу в гости.
— Уметь приходить к компромиссу в споре с другими людьми.
— Уметь сопереживать чужим людям.
— Не зацикливаться на одной ситуации.
— Вести активный образ жизни.
— Никого никогда не оценивать, не вешать «ярлыки».
Уважаемые граждане! Толерантность — это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными. Умейте обеспечивать устойчивую гармонию между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами. Уважайте разнообразие различных мировых культур, цивилизаций и народов. Будьте готовы к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям!
1.
Научная деятельность: В начало: Ускова М.Ю. 18Александрова Ксения Владимировна,
Ускова Мария Юрьевна,
Дзюба Анна Игоревна,
студентки 1 курса ОФО ИПОСТ ТвГУ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация: в статье раскрывается понятие толерантности, её видов и приводятся результаты эмпирического исследования по изучению общего уровня толерантности у студентов заочной формы обучения с различным стажем работы.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. И такое понятие как «толерантнось» приобретает все большее значение в жизни общества и прочно закрепляется в научно-педагогической литературе.
Развитое толерантное сознание реализуется в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, оно проявляется в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, взглядам, обычаям и верованиям [2].
В Декларации Принципов Толерантности этот термин формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1].
Противоположностью толерантности является интолерантность – нетерпимость [5]. Нетерпимость к другим культурам, национальностям, взглядам. В связи с этим выделяют этническую толерантность – способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т.д. [6].
На нашей планете множество национальностей и народов и всегда остается важным их понимание, терпимость к друг другу и дружеское взаимодействие, и сотрудничество в различных аспектах жизнедеятельности общества. Исходя из этого, выделяют социальную толерантность — это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие в обществе и
признаёт право на объединение людей для защиты своих прав и интересов [2].
Так же важно, чтобы каждый человек в отдельности осознавал, как важна толерантность и как важно, воспитывать ёё в себе, чтобы она стала чертой личности — устойчивой психологической структурой.
В этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Особую роль в формировании толерантности у всех обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы – принадлежит, безусловно, педагогам. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитание культуры толерантности с первых дней обучения. Толерантность это глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [4]. Поэтому важно, чтобы у самих педагогов было сформировано толерантное отношение.
Цель нашего исследования: проанализировать различия в динамике показателей индекса толерантности у студентов ИПОСТ. Объектом исследования являются студенты заочной формы обучения, имеющие педагогический стаж работы, ИПОСТ. Гипотеза: аргумент различия в показателях уровней толерантности у студентов заочной формы обучения.
Методики исследования
Для диагностики общего уровня толерантности мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [3]. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» состоит из 22 утверждений и имеете разделение на 4 субшкалы, что позволяет выявить
отношение испытуемых по конкретным видам толерантности. Субшкала «Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «Социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «Толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Субшкала «Общий уровень толерантности» объединяет все предыдущие и определяет общую оценку (индивидуальную или групповую) уровня толерантности. В исследовании принимали участие студенты заочной формы обучения, с уже имеющимся педагогическим стажем, Института Педагогического образования и социальных технологий города Твери. Всего в исследовании приняли участие 58 студентов-заочников из них 25 человек с педагогическим стажем от 0-5 лет (1 группа), 13 человек с педагогическим стажем от 6-13 лет (2 группа), 6 человек с педагогическим стажем от 11-15 лет (3 группа) и 14 человек со стажем работы более 15 лет (4 группа).
Результаты исследования
По результатам исследования студентов 1 группы было выявлено, что общий уровень толерантности у 2 человек – 100-132 баллов (1 ступень), т.е. они входят в категорию высокого уровня толерантности и обладают выраженными чертами толерантной личности; у 23 человек – 61-99 баллов (2 ступень), т.е. они входят в категорию среднего уровня толерантности, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных (нетерпимых) черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.
По результатам исследования студентов 2 (13 человек) и 3 (6 человек) группы у всех испытуемых было выявлено – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; высокий и низкий уровень толерантности в данных группах отсутствует.
По результатам исследования студентов 4 группы было выявлено, что у 2 человек – 100-132 балла (1 ступень), т. е. они входят в категорию высокого уровня толерантности; у 12 человек – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.
Анализ результатов исследования
Проведена статистическая обработка результатов исследования.
Сравнив средние показатели результатов экспресс-опросника 4 групп по субшкале «Общий уровень толерантности» количество баллов составило 83 – у 1 группы, 78 – у 2 группы, 77 – у 3 группы, 87 – у 4 группы.
Рассмотрев субшкалу «Этническая толерантность» количество баллов показало, что у 1 группы – 25 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 22 балла (2 ступень), у 4 группы – 27 баллов (2 ступень).
Рассмотрев субшкалу «Социальная толерантность» количество баллов показало, что у 1 и 3 группы – по 26 баллов (2 ступень), у 2 группы – 25 баллов (2 ступень), у 4 группы – 29 баллов (2 ступень).
Рассмотрев субшкалу «Толерантность как черта личности» количество баллов показало, что у 1 группы – 30 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 29 баллов (2 ступень), у 4 группы – 31 балл (2 ступень).
Рассматривая средние показатели всех четырех групп, мы сделали вывод, что из интерпретации всех основных субшкал экспресс-опросника «Индекс толерантности» уровень толерантности у всех испытуемых держится на средних значениях.
Вывод
Таким образом, средний показатель результатов у студентов по субшкале «Общий уровень толерантности» выявляет средний уровень толерантности, что указывает на возможность проявления как толерантного, так и интолерантного отношения к людям других культур, их взглядов и убеждений. А также субшкалы «Этническая толерантность», «Социальная толерантность», «Толерантность как черта личности» выявляют у студентов категорию среднего уровня толерантности, что позволяет сделать вывод в различных ситуациях толерантное или интолерантное отношение к людям будет зависеть от их действий, поведения и отношения к окружающим.
Список литературы:
1. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г.
2. По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ Туманова Т. М., г. Сургут «О толерантности и ее актуальности для современного социума».
3. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.
4. Статья Жаровой Татьяны Михайловны «Актуальность толерантности».
5. Философский энциклопедический словарь. – М.,: Советская энциклопедия, 1983 – 840 с
6. Этнопсихологический словарь – М.:МПСИ. В.Г.Крысько. 1999.
Терпимость | социология | Британника
- Похожие темы:
- несогласие отношение религиозная терпимость социальная дифференциация
Просмотреть весь связанный контент →
Понимание письма Джона Локка о веротерпимости
Просмотреть все видео к этой статьеодин не одобряет. Толерантность может проявляться отдельными лицами, сообществами или правительствами по разным причинам. Примеры терпимости можно найти на протяжении всей истории, но ученые обычно находят ее современные корни в борьбе религиозных меньшинств в 16-м и 17-м веках за право на вероисповедание без преследований со стороны государства. Как таковая, толерантность долгое время считалась главной добродетелью либеральной политической теории и практики, ее поддержали такие видные политические философы, как Джон Локк, Джон Стюарт Милль и Джон Роулз, и она занимает центральное место в различных современных политических и юридических взглядах. дебаты, в том числе касающиеся расы, пола и сексуальной ориентации.
Терпимость как отрицательная свобода
Термин терпимость происходит от латинского глагола tolerare — «терпеть» или «терпеть» — и включает в себя двухэтапный процесс, включающий неодобрение и разрешение: человек оценивает группу, практику или веру отрицательно но принимает сознательное решение не вмешиваться и не подавлять его. Например, правящие элиты могут рассматривать нетрадиционную религию как в корне ошибочную, а ее доктрины как совершенно ошибочные, тем не менее поддерживая право ее приверженцев исповедовать ее без юридических наказаний. Точно так же тот, кто не одобряет гомосексуальность, может поддержать закон, запрещающий дискриминацию по признаку сексуальной ориентации, по признаку свободы или равенства. Таким образом, достижение терпимости в любой сфере общества предполагает готовность со стороны отдельных лиц или правительств обеспечить защиту непопулярным группам, даже группам, которые они сами могут считать глубоко заблуждающимися.
По сравнению с более широкими терминами, такими как признание или принятие , допуск довольно минимален. Будучи разновидностью того, что британский философ Исайя Берлин назвал «негативной свободой» — характеризующейся невмешательством или отсутствием внешних ограничений в отношении индивидуальных действий, — веротерпимость исторически имела тенденцию находиться где-то между преследованием, с одной стороны, и полной свободой и равенством, с другой. другой. И все же этот минимальный негативный термин сыграл ключевую роль в затянувшейся борьбе за более широкое понимание политических прав непопулярных меньшинств. Толерационистская политика стремится обеспечить своего рода точку опоры для таких групп, поскольку они создают для себя защищенное социальное пространство; это представляет собой признание как реальности, так и постоянства разнообразия в современных обществах.
В разные времена и в разных местах причины терпимости сильно различались. В некоторых случаях благоразумные, стратегические или инструментальные соображения, включая усталость от социальных издержек продолжающихся преследований, побуждают элиты поддерживать права членов непопулярных групп. В другие периоды истории религиозные убеждения о важности свободного согласия в вопросах веры, такие как мысли Локка, продвигали дело толерантности. Эпистемологический скептицизм, моральный релятивизм и философская приверженность автономии как фундаментальной человеческой ценности также легли в основу толерантистской мысли и практики. Другими словами, практика терпимости (со стороны отдельных лиц или правительств) может отражать, а может и не отражать добродетель или этику «терпимости»; скорее, он может выражать гораздо более конкретные и частные суждения о конкретных ситуациях.
Либерализм и терпимость
Исторически сложилось так, что терпимость чаще всего ассоциировалась с вопросами религии, поскольку маргинализированные группы или религиозные меньшинства добиваются права беспрепятственно следовать своей совести. Ученые прослеживают корни современной терпимости в религиозных войнах в Европе раннего Нового времени и в Англии 17-го века, где религиозные вопросы были тесно связаны с политическими спорами, которые привели к обезглавливанию одного короля (Карла I) и отречению другого ( Джеймс II). В такие исторические эпохи происходило слияние множества аргументов (философских, политических, психологических, теологических, гносеологических, экономических) в поддержку веротерпимости, а также победы толерантных сил в Англии и во Франции (по Нантскому эдикту) и за рубежом. континент. В более ранние эпохи различные виды толерантных систем существовали в Римской империи, в системе османского проса (которая допускала существование автономных немусульманских религиозных общин) и в работах средневековых мыслителей, предполагавших мирное сосуществование приверженцев различных религий.
Однако, несмотря на такие исторические источники, именно либеральная традиция наиболее сильно сформулировала основания, значение и потенциал толерантного идеала в современности. Современная либеральная теория построила свой подход к социальным различиям и многообразию в целом на краеугольном камне толерантности как на плане решения явлений, вызывающих социальные разногласия. Брошюра Джона Мильтона Areopagitica (1644 г.) с призывом к свободе печати также выступала в качестве защиты прав религиозных меньшинств, поскольку цензура, которую осуждал Мильтон, часто была направлена на нетрадиционные религиозные трактаты. Локк Письмо о веротерпимости (1690 г.) обычно считается наиболее важной либеральной защитой религиозной веротерпимости, однако значение формулировки Локка заключается не столько в ее оригинальности, сколько в том, как Локк обобщил более чем столетнюю европейскую толерантность. аргументы, многие из которых глубоко христианские по своей природе. Толерантность Локка, в свою очередь, вошла в американскую традицию благодаря ее влиянию на «Билль об установлении религиозной свободы в Вирджинии» Томаса Джефферсона, впервые составленный в 1779 году.но не проходил до 1786 года.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчасНо, несмотря на свою важность для американского дела, Локк был лишь одной из многих важных фигур раннего Нового времени (наряду с Мишелем де Монтенем, Пьером Бейлем и Бенедиктом де Спинозой, и это лишь некоторые из них), которые способствовали распространению толерантных идей. в Европе. Работы видных французских и немецких мыслителей эпохи Просвещения, например, Вольтера Traité sur la tolérance (1763; Трактат о терпимости ) и «Was ist Aufklärung?» Иммануила Канта. (1784; «Что такое Просвещение?») — поддержал идею терпимости в вопросах религии и послужил образцом для Просвещения, выступающего за свободное исследование, свободу мысли и слова.
Еще позже Милль в своем труде «О свободе » (1859 г.) расширил либеральную защиту совести и слова до теории, отстаивающей право людей действовать в соответствии со своими глубочайшими убеждениями в вопросах, не наносящих вреда другим, и быть свободным не только от политических и юридических санкций, но и от тирании мнения большинства.Толерантность была так же важна на практике, как и в теории, как концептуальная основа для таких основных либеральных практик, как отделение церкви от государства и конституционные усилия по защите способности людей действовать в соответствии со своими глубочайшими убеждениями. Защита совести и религии закреплена в Первой поправке к Конституции США (1789 г.) и во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), и такие права обосновывают множество более широких мер защиты.
Вопросы терпимости выходят за рамки религии и затрагивают другие сферы социальной и политической жизни, где непопулярные или спорные группы сталкиваются с враждебной средой и нуждаются в защите от вмешательства государства или их врагов в гражданском обществе.
Критические перспективы
Как и у любой другой центральной политической концепции, у толерантности всегда были противники. Ранние современные критики рассматривали защиту религиозной ортодоксии как неотъемлемую обязанность законного правительства. При таком понимании религиозная терпимость угрожала подорвать один из ключевых элементов социальной солидарности и ослабить государство, возможно, фатально. В 20-м веке критические теоретики — в первую очередь немецкий американский философ Герберт Маркузе в своем известном эссе «Репрессивная толерантность» — возражали против того факта, что упор толерантности на максимизацию индивидуального выбора оставляет на месте сильное социальное неравенство.
Марксистски информированные критики, такие как Маркузе, стремились раскрыть способы, которыми структуры власти (например, структура капиталистического класса и патриархат) влияют, часто глубоко скрытым образом, на формирование религиозных или политических убеждений, процесс, который кажется упускается из виду принятие толерантностью индивидуальных предпочтений как неприкосновенных. Постмодернисты, теоретики мультикультурализма и те, кто стремится к более позитивному признанию различий, часто критикуют толерантность как недостаточную и скупую, неспособную обеспечить подлинное уважение к разнообразию, лежащему в основе современной социальной жизни. Терпимость, с этой точки зрения, допускает различие, но не восхваляет и не утверждает его. И те, кто ставит социальное единство, религиозную истину или коллективные ценности выше, чем индивидуальную автономию, продолжали возражать или, по крайней мере, ставить под сомнение толерантное отделение политического общества от всеобъемлющих взглядов на хорошую жизнь.Допуск | Lane Kenworthy
Lane Kenworthy, The Good Society
Июль 2016
Толерантность — это точка зрения, согласно которой люди, отличающиеся от вас внешностью, убеждениями или поведением, должны иметь те же права, что и вы, — право свободно говорить, действовать свою веру, жениться на человеке по своему выбору, голосовать, собираться в общественных местах, выбирать, где жить, посещать государственные школы, работать и многое другое. 1 Толерантность лежит в основе демократии и необходима для общества, которое ценит индивидуальную свободу и возможности. 2 Это может иметь дополнительные преимущества, такие как содействие социальной гармонии и сотрудничеству, повышение экономической производительности и увеличение счастья. 3
Терпимость к религиозному разнообразию была одним из основополагающих принципов Америки, и хотя мы не всегда соответствовали этому стремлению, Соединенные Штаты на протяжении своей истории были более терпимы к религиям меньшинств, чем многие другие страны. . За последние полвека мы добились больших успехов в распространении этой терпимости на другие сферы, от расы до сексуальных предпочтений и так далее.
Насколько толерантны американцы? Насколько мы улучшились? В чем мы еще далеки от идеала подлинно и полностью толерантного общества?
Перейти к:
- Насколько толерантны американцы?
- Американцы стали толерантнее?
- Резюме
НАСКОЛЬКО ТОЛЕРАНТНЫ АМЕРИКАНЦЫ?
Традиционная стратегия измерения толерантности заключается в ответах на следующие вопросы опроса общественного мнения.
- «Всегда есть люди, чьи идеи другие люди считают плохими или опасными. Если бы такой человек захотел выступить с речью в вашем городе, поселке или общине, следует ли ему позволить говорить или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Допускать такого человека к преподаванию в колледже или университете или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Если бы некоторые люди в вашем сообществе предложили изъять книгу, которую он написал в поддержку своих взглядов, из вашей публичной библиотеки, поддержали бы вы удаление этой книги или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Есть люди, чьи взгляды большинство считает крайними. Считаете ли вы, что таким людям следует разрешать проводить публичные собрания для выражения своего мнения?» (Международная программа социальных исследований)
- «В этом списке разные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» (Обзор мировых ценностей)
На рис. 1 показана доля взрослых американцев, которые толерантно отвечают на эти вопросы о людях другой расы, иммигрантах, гомосексуалистах, религиозных экстремистах, коммунистах и других меньшинствах или спорных группах.
Рисунок 1. Толерантность американцев
Источники данных: Gallup, «Gay and Lesbian Rights», gallup.com; Gallup, цитируется в Chelsea A. Schafer and Greg M. Shaw, «Tolerance in the United States», Ежеквартальный отчет «Общественное мнение» , 2009 г.; Общий социальный опрос (GSS), sda.berkeley.edu; Международная программа социальных исследований (ISSP), zakat.gesis.org; Обзор мировых ценностей (WVS), worldvaluessurvey.org. Данные Gallup за 2006, 2008 и 2014 годы. Данные GSS за 2014 год. Данные ISSP за 2004 и 2008 годы. Данные WVS за 2011 год. Почти все мы говорим, что нам было бы хорошо иметь соседа, который исповедует другую религию, или принадлежит к другой расе, или является неженатой парой. И почти все выступают за то, чтобы геям или лесбиянкам разрешалось выступать публично или преподавать в университете.
Тем не менее, в остальном уровень толерантности, выраженный в ответах на эти вопросы анкеты, довольно низок. Только 80% взрослых американцев говорят, что они не против иметь соседа-гомосексуалиста или мусульманина, или выступают за то, чтобы кто-то, кто настроен антирелигиозно, выражал это мнение публично. Только 70% выступают за то, чтобы позволить коммунисту или «милитаристу» публично выражать свои взгляды, или за то, чтобы позволить антирелигиозному человеку преподавать в университете, или за то, чтобы секс геев и лесбиянок был легальным. Только 60% выступают за то, чтобы человек, который считает афроамериканцев генетически неполноценными, говорил об этом публично. Всего 57% считают, что геям и лесбиянкам следует разрешить вступать в брак. И только половина или меньше готовы позволить религиозным экстремистам встречаться публично, или разрешить антиамериканскому мусульманскому духовенству публично высказывать свои взгляды, или преподавать в университете, или иметь книгу, выражающую их мнение, в публичной библиотеке.
Насколько толерантны американцы по сравнению с их сверстниками из других богатых стран? Согласно данным на рис. 2 из World Values Survey, мы находимся в середине списка. В этих вопросах опроса респондентов спрашивают, не возражают ли они против того, чтобы определенные группы людей были соседями.
Рисунок 2. Хорошо иметь соседа, который является членом спорной группы или меньшинства
Данные за 2005-2014 гг. Вопрос: «В этом списке разные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» Варианты ответа: упоминал, не упоминал, не знаю. Ответы «не знаю» здесь исключены. Источник данных: World Values Survey, worldvaluessurvey.org.
Ответы показывают, что американцы относятся к числу наиболее терпимых к религиозному многообразию: 97% заявили, что не возражали бы против того, чтобы соседом был человек с другой религиозной верой. Это особенно поразительно, учитывая, что относительно большая часть американцев религиозна. 4 Мы могли бы ожидать большей терпимости к представителям других религиозных традиций в странах, где мало кто заботится о религии.
Нам также кажется, что нам сравнительно комфортно жить рядом с представителем другой расы. Это не означает, что большинство белых американцев хотят жить в районе, в котором преобладают афроамериканцы или латиноамериканцы, но это говорит нам о том, что они не возражают против некоторой степени разнообразия районов. 5
Мы находимся в центре внимания в отношении иммигрантов и лиц, говорящих на другом языке. Тем не менее, тот факт, что только 91% американцев согласны с иммигрантами в качестве соседей, несколько разочаровывает.
Полвека назад неженатые пары, живущие вместе, были относительной редкостью. Сегодня они настолько распространены, что почти не привлекают внимания. Тем не менее, некоторые американцы все еще возражают. По данным Всемирного обзора ценностей, только 92% американцев не против иметь в качестве соседа неженатую пару — это меньше, чем в большинстве других богатых стран.
Хотя американцы стали значительно более терпимыми к гомосексуализму и гомосексуалистам в последние десятилетия (см. ниже), мы менее терпимы в этом отношении, чем жители большинства других богатых стран. Только 80% американцев говорят, что не против иметь соседа-гомосексуалиста.
Еще одно межстрановое исследование, Международная программа социальных исследований (ISSP), спрашивает, следует ли разрешать группам, считающимся экстремистскими, проводить публичные собрания для выражения своего мнения. Результаты, показанные на рис. 3, отличаются от результатов по допуску соседей в двух отношениях. Во-первых, во всех странах терпимость намного ниже, когда речь идет о разрешении публичных собраний предполагаемых экстремистских групп. Во-вторых, в этом аспекте толерантности Соединенные Штаты лидируют. Только половина американцев считает, что религиозным экстремистам или расистам следует разрешить публично встречаться для выражения своих взглядов, но эта доля больше, чем в любой другой богатой стране.
Рисунок 3. Экстремистским группам следует разрешить проводить публичные собрания
Поделитесь высказыванием о том, что экстремистским группам определенно или вероятно следует разрешить проводить публичные собрания для выражения своего мнения. Данные за 2004 и 2008 годы. Вопрос: «Есть люди, взгляды которых большинство считает крайними…. Считаете ли вы, что таким людям следует разрешать проводить публичные собрания для выражения своего мнения?» Варианты ответов: определенно, вероятно, вероятно, нет, определенно нет. Источник данных: Международная программа социальных исследований (ISSP), zakat.gesis.org.
АМЕРИКАНЦЫ СТАЛИ БОЛЕЕ ТОЛЕРАНТНЫМИ?
Вполне вероятно, что в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах терпимость среди американцев возросла, по крайней мере, по отношению к таким группам, как католики, евреи и афроамериканцы. Тем не менее исследователи, которые пытались оценить тенденции толерантности в этот период, пришли к противоречивым выводам: одни обнаружили рост толерантности, а другие не обнаружили никаких изменений. 6 Основная проблема заключается в том, что очень мало данных о толерантности до середины 19-го века.70-е годы.
За период с середины 1970-х годов у нас есть немного больше свидетельств, и это говорит о том, что в целом американцы стали более толерантными. 7 Рисунок 4 показывает неуклонный рост доли тех, кто одобряет смешанные браки на расовой почве. General Social Survey задавал вопросы о выступлениях, обучении и книгах с начала до середины 1970-х годов. Рисунок 5 показывает, что американцы стали значительно более терпимы к гомосексуалистам, антирелигиозным людям, коммунистам и «милитаристам». Исследование World Values Survey задавало соседям вопрос с начала XIX века.80-е годы. Рисунок 6 показывает устойчиво высокий уровень толерантности к лицам другой расы и рост толерантности к гомосексуалистам. На рис. 7 показаны данные Pew, Gallup и GSS о том, должен ли гомосексуальность приниматься обществом, гомосексуалы должны иметь равные права на работу, секс между геями и лесбиянками должен быть законным, однополые браки должны быть законными, а пары геев и лесбиянок должны быть законными. должно быть разрешено усыновлять детей. Это также предполагает увеличение толерантности. 8
Рисунок 4. Одобрение браков между черными и белыми
Вопрос: «Вы одобряете или не одобряете браки между черными и белыми?» Варианты ответа: одобряю, не одобряю, нет мнения. Ответы «нет мнения» здесь опущены. Источник данных: Фрэнк Ньюпорт, «В США 87% одобряют черно-белые браки по сравнению с 4% в 1958 году», gallup.com, 2013 г.
Линии — это лёссовые кривые. Вопросы: «Теперь я хотел бы задать вам несколько вопросов о человеке, который признает, что он [человек, выступающий против церкви и религии («антирелигиозный»), коммунист, гомосексуалист, человек, который выступает за отмену выборов и разрешение военный управляет страной («милитарист»), человек, считающий чернокожих генетически неполноценными («расист»), мусульманский священнослужитель, проповедующий ненависть к США]. (а) Предположим, что этот признанный […] хотел выступить с речью в вашем сообществе. Позволить ему говорить или нет? (б) Следует ли такому человеку разрешить преподавать в колледже или университете или нет? (c) Если бы некоторые люди в вашем сообществе предложили изъять книгу, которую он написал в пользу […], из вашей публичной библиотеки, поддержали бы вы удаление этой книги или нет?» Источник данных: General Social Survey, sda.berkeley.edu, серия spkath, colath, libath, spkcom, colcom, libcom, spkhomo, colhomo, libhomo, spkmil, colmil, libmil, spkmslm, colmslm, libmslm, spkrac, colrac, librac.
Рисунок 6. Хорошо иметь соседа, который является членом меньшинства или спорной группы
Вопрос: «В этом списке есть различные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» Варианты ответа: упоминал, не упоминал, не знаю. Ответы «не знаю» здесь исключены. Источник данных: World Values Survey, worldvaluessurvey.org.
Рисунок 7. Толерантность к гомосексуалистам
Вопрос о праве на равные возможности трудоустройства: «Как вы знаете, в новостях широко обсуждались права гомосексуальных мужчин и женщин. В целом, как вы думаете, гомосексуалы должны или не должны иметь равные права с точки зрения возможностей трудоустройства?» Варианты ответа: да должен, нет не должен, зависит, нет мнения. Здесь исключены ответы «зависит» и «нет мнения». Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа. О гомосексуализме следует принять вопрос: «Я зачитаю вам несколько пар утверждений, которые помогут нам понять, как вы относитесь к ряду вещей. Когда я буду читать каждую пару, скажите мне, первое утверждение или второе утверждение ближе к вашим собственным взглядам, даже если ни одно из них не совсем верно. «гомосексуальность должен быть принят обществом» или «гомосексуальность должен не поощряться обществом». Не знаю ответы исключены. Источник данных: Исследовательский центр Пью. Правовой вопрос о сексе: «Как вы думаете, должны или не должны быть законными отношения геев или лесбиянок между взрослыми по обоюдному согласию?» Варианты ответа: должно быть законным, не должно быть законным. Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа. Правовой вопрос о браке: «Согласны ли вы или не согласны с тем, что гомосексуальные пары должны иметь право вступать в брак друг с другом?» Варианты ответов: полностью согласен, согласен, ни согласен, ни не согласен, не согласен, совершенно не согласен. Линия показывает долю тех, кто полностью согласен или согласен. Источник данных: General Social Survey, sda.berkeley.edu, серия marhomo. Вопрос об усыновлении детей: «Как вы думаете, следует или не следует разрешать геям и лесбиянкам усыновлять детей?» Ответы-мнения не исключаются. Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа.
Толерантность к расистам не увеличилась согласно данным Общего социального исследования на рис. 5. Одна из возможных причин заключается в том, что раса, расовые предрассудки и расовая дискриминация особенно чувствительны в контексте истории Америки. Другая заключается в том, что расизм считается более «политически некорректным», чем другие противоречивые взгляды, даже коммунистические, милитаристские или антирелигиозные убеждения. Или, может быть, это потому, что группа «расисты» определяется неправильным фактическим убеждением («черные генетически неполноценны»), а не предпочтениями (против религии, за то, чтобы военными управляли страной и т. д.).
Толерантность к иммигрантам тоже не увеличилась; действительно, как видно на рис. 6, она несколько снизилась. Около 11 миллионов иммигрантов в Соединенных Штатах находятся здесь нелегально, и вопрос о том, как бороться с нелегальной иммиграцией, привлек значительное внимание политиков и средств массовой информации с 1980-х годов. Это, безусловно, сыграло роль в эволюции терпимости американцев к иммигрантам. Кампания Дональда Трампа по выдвижению кандидата в президенты от республиканцев в 2016 году с его обещанием немедленно депортировать всех нелегальных иммигрантов и построить гигантскую стену вдоль всей американо-мексиканской границы может еще больше ослабить эту терпимость.
Мусульмане — третье исключение в росте толерантности. Учитывая теракты 11 сентября 2001 г. , совершенные радикальными исламистами, неудивительно, что на диаграмме 6 показано снижение после 2001 г. доли американцев, которые говорят, что им было бы хорошо иметь соседа-мусульманина. 9 На рисунке 5 уровень терпимости к антиамериканскому мусульманскому духовенству неизменен, но данные доступны только с 2008 года.
Эти три исключения из роста терпимости могут иметь разные объяснения. Но в случае с расистами и мусульманами может быть общая черта: американцы могут быть менее терпимы к группам, которые считаются нетерпимыми. 10 Эта закономерность — терпимость к большинству «чужих» групп, но не к группам, которые сами нетерпимы — может также объяснить низкий уровень терпимости к расистам и религиозным экстремистам, который мы наблюдаем во всех богатых странах на рис. 3 выше.
Толерантность выражается не только в убеждениях, но и в поведении. Таким образом, индикаторы терпимости могут включать частоту и интенсивность преступлений на почве ненависти, членство в группах ненависти, письма в газеты или избранным политикам, выступающие за ограничение прав определенных групп, попытки студенческого движения помешать спорным ораторам выступать в своем кампусе и т. на. К сожалению, у нас нет систематических данных об этих типах поведения. 11
С середины 1990-х годов ФБР собирает отчеты о преступлениях на почве ненависти из государственных и местных отделений полиции. Поскольку о многих преступлениях на почве ненависти не сообщается, эти данные занижают частоту таких преступлений. Но они могут дать нам достаточно точную картину тенденций, потому что степень занижения данных вряд ли сильно изменилась с течением времени. На рис. 8 показаны модели для восьми целевых групп — евреев, представителей ЛГБТК, мусульман, афроамериканцев, азиатов, выходцев из Латинской Америки, белых и инвалидов. Количество преступлений на почве ненависти в отношении последних четырех из этих групп за два десятилетия было довольно низким. Для евреев, ЛГБТ-американцев и чернокожих он выше, но тенденция снижается. Преступления на почве ненависти в отношении мусульман временно подскочили в 2001 году, после терактов 11 сентября, и с тех пор не изменились.
Рисунок 8. Преступления на почве ненависти
На 100 000 человек в группе жертв. Источники данных: Данные о жертвах преступлений на почве ненависти взяты из ФБР, «Статистика преступлений на почве ненависти», Единые отчеты о преступности, разные годы, таблица 1. Данные о населении взяты из Бюро переписи населения и Гэллапа.
Что вызвало общий рост толерантности в Соединенных Штатах в прошлом поколении? Одна из возможностей состоит в том, что это следствие растущего благосостояния. Толерантность, как правило, выше в более богатых странах. Имея более высокий доход, люди чувствуют себя более защищенными с экономической точки зрения, что позволяет им придавать большее значение свободе, справедливости и возможностям для людей из менее обеспеченных или менее популярных групп. 12 ВВП на душу населения в Америке почти удвоился с середины 1970-х годов. С другой стороны, большая часть прироста доходов в результате этого экономического роста досталась небольшой части домохозяйств, находящихся на вершине лестницы доходов, а экономическая безопасность снизилась для некоторых, а может быть, и для многих домохозяйств, находящихся на средних и нижних ступенях. 13 Таким образом, неясно, следует ли ожидать, что растущее благосостояние страны стало ключевым фактором повышения толерантности.
Образование — еще один кандидат. Люди с более высоким уровнем образования, как правило, более терпимы, а среднее количество лет обучения в школе среди американцев выросло за последние десятилетия. 14 Однако рост уровня образования не был особенно значительным. Более того, согласно одному недавнему исследованию, группа, среди которой толерантность увеличилась больше всего, — это люди с наименьшим образованием — люди с дипломом ниже среднего. 15
Религиозность угасла за последнее поколение. 16 Хотя это могло способствовать росту толерантности к геям и лесбиянкам, неясно, почему это так сильно повлияло на толерантность к другим группам. Также, как и в случае с образованием, ослабла связь между религиозностью и терпимостью к гомосексуалистам; даже очень религиозные люди становятся более терпимыми. 17
Популярная гипотеза гласит, что толерантность возрастает, когда между группами больше межличностных контактов. 18 Это может быть частью истории. Например, в 1985 году только четверть американцев сказали, что у них есть родственники, друзья или коллеги, которых они знают как геев или лесбиянок. К 2003 г. эта доля выросла примерно до половины, а к 2013 г. – до трех четвертей. 19 Однако увеличение контактов вряд ли объясняет большую часть тенденции, которую мы наблюдаем на рис. 5, поскольку большинство американцев, вероятно, не увеличивали свои контакты, например, с коммунистами или милитаристами в этот период. А учитывая значительный рост иммиграции с 1960-х, очень вероятно, что контакты с иммигрантами увеличились, но терпимость к иммигрантам, похоже, снизилась.
Наиболее вероятной причиной роста толерантности является культурный сдвиг, начавшийся в 1960-х или 1970-х годах. Этот сдвиг включает в себя большее признание индивидуальных прав и возможностей и признание справедливости по отношению к традиционно неблагополучным группам. Его распространению способствовали средства массовой информации, в том числе телевидение. 20 Некоторые предполагают, что это феномен поколений («когортный эффект»), 21 , но недавнее исследование показало, что рост толерантности произошел среди всех поколений, а не только среди более молодых. 22
РЕЗЮМЕ
Толерантность жизненно важна для демократического общества, приверженного личной свободе и возможностям. Основное свидетельство, которым мы располагаем для оценки толерантности в Соединенных Штатах, — это ответы на вопросы анкеты. Эти ответы говорят о том, что американцы весьма толерантны в одних отношениях, но на удивление нетерпимы в других. По сравнению с нашими коллегами из других богатых стран, мы находимся либо на среднем уровне терпимости, либо на самом высоком уровне, в зависимости от типа заданного вопроса. Хорошая новость заключается в том, что в последние десятилетия терпимость по отношению к большинству групп растет.
- Толерантность — это не отсутствие предубеждений; вы можете полагать, что члены определенной группы по своей природе ниже других, и все же хотеть, чтобы они имели те же права, что и другие группы. Терпимость — это не то же самое, что моральное принятие; вы можете настаивать на том, что фашисты или гомосексуалы имеют равные права, даже если вы считаете их убеждения или обычаи морально неправильными. Это даже не обязательно подразумевает понимание или сочувствие; вы можете поддержать предоставление сикхам или гаитянским иммигрантам полного набора прав, даже если вы мало знаете об их религии или стране происхождения. «Декларация принципов толерантности», ратифицированная ООН в 1919 г.95, говорится, что «Толерантность — это уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов человеческого бытия… Толерантность – это, прежде всего, активная позиция, вызванная признанием универсальных прав человека и основных свобод других». ↩
- Джон Стюарт Милль, На свободе , 1859; Сеймур Мартин Липсет, «Некоторые социальные предпосылки демократии», , журнал «Американская политическая наука», , 1959 г. ↩
- Ричард Флорида и Гэри Гейтс, «Технологии и толерантность: важность разнообразия для развития высоких технологий», Брукингский институт, 2001 г. ; Рональд Инглхарт, Роберто Фоа, Кристофер Петерсон и Кристиан Вельцель, «Развитие, свобода и растущее счастье», стр. 9.0065 Перспективы психологической науки , 2004 г. ↩
- Лейн Кенворти, «Религия», The Good Society . ↩
- Дэвид Кард, Александр Мас и Джесси Ротштейн, «Всегда ли смешанные районы нестабильны? Двусторонние и односторонние чаевые», Рабочий документ 14470, Национальное бюро экономических исследований, 2008 г. ↩
- Дж. Аллен Уильямс-младший, Клайд З. Нанн и Луис Сент-Питер, «Истоки толерантности: результаты повторения книги Стоуффера о коммунизме, конформизме и гражданских свободах», стр. Социальные силы , 1976; Челси Э. Шафер и Грег М. Шоу, «Толерантность в Соединенных Штатах», Public Opinion Quarterly , 2009 г. ↩
- Шафер и Шоу, «Толерантность в Соединенных Штатах»; Джин М. Твенге, Натан Т. Картер и У. Кейт Кэмпбелл, «Временной период, возрастные и возрастные различия в терпимости к спорным убеждениям и образу жизни в Соединенных Штатах, 1972–2012 гг. », Social Forces , 2015 г. ↩
- Мы наблюдаем аналогичный рост доли тех, кто говорит, что гомосексуальность не является чем-то неправильным. См. Кенворти, «Включение: ЛГБТК», стр. 9.0065 Хорошее общество . ↩
- Линда Дж. Скитка, Кристофер В. Бауман и Элизабет Маллен, «Политическая толерантность и приближение к психологическому завершению после террористических атак 11 сентября 2001 г.: комплексный подход», Бюллетень по психологии личности и социальной психологии , 2004 г. ↩
- Деннис Чонг, «Свобода слова и мультикультурализм в академии и за ее пределами», , политическая психология, , 2006 г. ↩
- По данным Южного юридического центра по борьбе с бедностью, в 2014 году в США действовало 784 активные группы ненависти. См. Марк Поток, «Год в ненависти и экстремизме», Южный юридический центр по борьбе с бедностью. ↩
- Рональд Инглхарт, «Изменение ценностей западной общественности с 1970 по 2006 год», West European Politics, 2008. ↩
- Лейн Кенворти, «Общее процветание», The Good Society ; Кенворти, «Достойный и растущий уровень доходов», , «Хорошее общество», ; Кенворти, «Стабильный доход и расходы», The Good Society . ↩
- Джулианна Оландер, Жанна Баталова и Джудит Триас, «Объяснение влияния образования на отношение к гомосексуальным отношениям», стр. Исследования в области социальных наук , 2005 г. ↩
- Твенге и др., «Период времени, поколения и возрастные различия в толерантности». См. также Майкл Дж. Козлоски, «Гомосексуальное моральное принятие и социальная терпимость: меняется ли влияние образования?», Journal of Homosexuality , 2010 г. ↩
- Кенворти, «Религия», , «Хорошее общество», . ↩
- Козлоски, «Гомосексуальное моральное принятие и социальная терпимость». ↩
- Гордон Олпорт, Природа предрассудков , 1954; Сэмюэл А. Стоуффер, Коммунизм, конформизм и гражданские свободы , 1955.