Социальное и биологическое в личности: 16. Биологическое и социальное в личности.

16. Биологическое и социальное в личности.

Проблема соотношения биолог и соц-го и психического в личности – центральная проблема современ психологии.

Биологическое это человек как ВИД, а личность относится к социальному. Биологическое это организация человека как вида, а социальное это личность и её направленность. Личность развивается усвоение соц. Норм и ценностей.

Биологическое это

  • Прямохождение

  • Строение руки

  • Особенности строения сенсорных систем

  • Мозг и нервная система (сложность)

  • Строение артикуляционного аппарата

  • Долгое детство

  • Пластичность врожденных импульсов и потребностей (отсутствие жестких механизмов инстинктов)

  • Устойчивость сексуального влечения

Социальное: Свойства человека, как индивида, личности, субъекта.

Можно выделить несколько концепций, которые по разному трактуют это соотношение:

  1. Концепции, доказывающие спонтанность психического развития. Психическое- явление, полностью подчиненное своим законам и не связанное ни с биол-им ни с соц-ым. Эти авторы чаще дока-ют божественное происхождение псих.явлений.

  2. Биологизаторские концепции, где психическое это линейная функция развития организма. Т.е все особенности псих процессов опред-ся особенностями биологической структуры, и их развитие подчинено биологическому. Для объяснения психического развития приводится закон об рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюции вида. Данная концепция распространена среди физиологов, в том числе и Павлова.

  3. Социологизаторские концепции, где псих развитие индивида воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества (его культуры,дух.жизни). В.Штерн – трактует принцип рекапитуляции, который охватывает и эволюцию психики животных и историю дух.развития общества.

При рождении человек развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества. Многие исследования закономерностей псих развития говорят о том, что исходной предпосылкой псих развития индивида явл-ся его биологич развитие. При рассмотрении этой проблемы необходимо выделять три уровня организации человека: уровень биологич организации, соц.уровень, уровень псих организации.

Представления о психологической сущности личности в отечеств психологии:

  1. Первоначально личность выступала как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. Но этот подход имел недостатки, утверждалось, что личность как котел может вмещать в себя все, и не было никакой категориального содержания.

  2. В 60-ые годы попытались прийти к структурированию. К.К.Платонов понимал под личностью биосоциальную иерархическую структуру. Выделил подструктуры: направленность, опыт, ощущение восприятие, объединенные св-ва темперамента.

  3. К концу 70-ых – развитие системного подхода А. Н. Леонтьевым. Личность по Леонтьеву – психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Считал, что личность формируется в процессе соц развития. К личности он не относил биологические или физические харки, темперамент, знания, умения. Эти категории он относил к индивидным св-вам человека. Таким образом Леонтьев разделил харак-ки человека на индивидные и личностные, при этом индивидные хар-ки могут меняться в ходе жизни человека, но они не становятся личностными, так как личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности.

  4. Развитие идей Леонтьева представителем московской школы А.В.Петровским. Считал, что личность это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные отношения. Поэтому личность можно изучать только в контексте опред соц условий и кокретной исторической эпохи. Петровский считает, что личность опред человека может продолжаться в других людях и со смертью индивида она полностью не умирает.

Вывод по московской школе: личность и ее хара-ки сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека; личность рассматр-ся как продукт социальный, не связанный с биологическим. Значит социальное больше влияет на психическое развитие.

  1. Санкт-Петербург психологическая школа – Ананьев. В отличаи от москв школы (они рассматривают 3 уровня организации – индивид,личность,индивид-ть) он выделяет следующие уровни: индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность.

По его мнению, личность это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Следовательно, как и в московской школе, в пет школе включаются соц характеристики в понятие личность.

НО основное различие между школами в понимании вопроса об участии биологических детерминант в формировании личности. Человек по мнению Ананьева, рождается биологическим сущ-вом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения обществ-исторического опыта человечества.

Представителям СПБ школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли соц факторов.

  1. Ломов. Проблема соотношения биологич и социального выступает как проблема соотношения организма и личности В понятии организм вкладывается структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятие личность – включенность человека в жизнь общества. Личность- соц качесво индивида, которое невозможно изучать вне общества. Формирование личности происходит при усвоении соц программ , сложившихся в данном обществе.

Общий вывод: вряд ли сущ-вует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы. Биологическое может быть предпосылкой развития психического, как фактор, влияющий на псих явления, как причина отдельных актов поведения.

Биологическое и социальное в личности человека | Консультация по коррекционной педагогике на тему:

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Наше общество не стоит на месте, оно стремительно развивается. И чем больше человечество узнает, тем чаще встаёт вопрос — что же такое личность, как воздействовать на неё, как её развивать? А может и не стоит ни на что воздействовать и развивать? Но ведь наше общество развивается в рамках определённого правового поля, которое требует, или иначе говоря, ожидает от каждого человека определённых действий, определённого поведения, приемлемого как для отдельной личности, так и для общества в целом. То есть получается, что какое -то воздействие все таки должно быть. Но какое? На что необходимо воздействовать —  на биологическую или на социальную составляющую личности? А для того чтобы понять каким это воздействие должно быть,  нам, в данной работе, необходимо:

  • изучить научную литературу по теме работы и
  • определить что же такое личность,
  • определить что является биологическим и социальным в развитии личности человека,
  • определить роль и взаимосвязь биологического и социального в развитии личности человека.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие личности

Если обратиться к интернет ресурсам, то в словаре википедии можно найти следующие понятия личности: ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В психологии понятие «личность» относится к числу базовых, но оно  изучается не только в психологии, а и всеми общественными науками, такими как философия, социология, педагогика и другими.

В учебнике для вузов «Общая психология» А.Г. Маклаков пишет о многообразии существующих теорий и понятий личности, он отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его  познавательных психический процессов или индивидуальный стиль. Деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, он пишет, что «личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. »[1].

Если исходить из приведённого выше определения, по мнению выше указанного автора, оно основывается на том, что каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определённых биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трёх уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа2.

Итак мы определили что же такое личность. Следующим этапом нашей работы будет определение роли и взаимосвязи биологического и социального в личности человека.

Роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека  

Изучив ряд литературных источников столкнулась с тем, что издавна и по сей день существует множество теорий и течений о биологической и социальной сторонах в понятии личность, человек. Одни авторы предлагают и научно доказывают преимущество биологического начала, другие доказывают первенство социального, а некоторые ставя во главу что то одно (допустим социальное) полностью отметают что то другое (например биологическое). На мой взгляд, в личности человека огромную роль играет и биологическое и социальное, т.е. мы согласны с теми авторами, которые говорят о взаимосвязи одного с другим.

В своей книге «Общая психология» А.Г.Маклаков  указывает, что проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии[2].  Автор говорит, что «никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определённого биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определённом социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.»2. А.Г.Маклаков говорит о том, что эти две тенденции находят своё отражение в закономерности развития человека, они находятся в постоянном взаимодействии, и для психологии важно выяснить характер их взаимосвязи.

В этой же книге А.Г. Маклаков говорит о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определённым набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.[3]3

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека А.Г.Маклаков выделяет три уровня организации человека:

  • биологической организации
  • социальный уровень
  • уровень психической организации,

которые находятся во взаимодействии, что формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Т.е. «личность – это социальное качество индивида, в котором предстаёт человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид – общество» оно не может быть понято.  Формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Из сказанного выше видно, что факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т.е. на каждом этапе развития они играют разлиную роль. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны.»1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много теорий и практик в изучении вопросов биологического и социального в личности человека. Это говорит о важности изучаемого вопроса.

Мы увидели, что связи биологического и социального многоплановы и многогранны и у каждой личности они будут носить индивидуальный характер.

Но тем не менее, умение оперировать понятием личность, умением определить биологическое и социальное в развитии конкретной личности, группы лиц или даже народностей, их взаимодействии в отдельном конкретном случае, помогает нам  предвидеть и прогнозировать развитие личности, при необходимости внося корректировки.

То есть данная работа помогла нам обобщить теоретические знания в области понятия личности, осмыслить роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека, что должно способствовать  в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р.С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.-  688 с.
  2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ в трёх книгах Книга 2 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ/ Р.С. Немов. — Москва, Владос, 2002. – 608с.
  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие./ В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. -89 с.
  1. Мельник С.Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ/ С.Н.Мельник. – Владивосток. 2004г. – 97с.
  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер. 2008 – 583 с.
  1. Бодалев А.А. Психология о личности/ А. А. Бодалев —  М: Издательство Московского университета. 1988 – 188 с.

[1] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер, 2008. – С.471 — 472.

2 Там же. – С.472.

[2] Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 474.

2 Там же.  С. 476.

[3]3 Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 477.

Биология личности — эволюция, генетика и мозг

Эволюция, генетика и мозг

Эволюция, генетика и мозг

Личность — это действительно сложная область исследований, в которой эволюция, генетика и биология изучались объяснять разные его аспекты.

Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Культура
  2. Психодинамические теории
  3. Бихевиоризм
  4. Теории социального познания
  5. Теория черт

Личность и эволюция

Существует несколько теорий, которые могут показать нам эволюционные взгляды теоретиков на личность. К двум наиболее распространенным теориям относятся:

1. Теория естественного отбора

Эта теория описывает процесс адаптации людей к изменяющейся окружающей среде. Эта теория основана на принципе «выживания наиболее приспособленных», согласно которому биологические изменения, называемые «вариантами», позволяют нам превзойти другие организмы или даже силы природы. Атрибуты, которые мы использовали, чтобы выжить в повседневных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся, являются компонентами нашей личности.

2. Теория полового отбора

Эта теория утверждает, что вместо того, чтобы ради выживания, наши характеристики развивались с течением времени благодаря преимуществам максимального репродуктивного успеха. привлечение противоположного пола и межполовой отбор, которые являются характеристиками, направленными на запугивание или поражение соперников своего пола. Что касается личности, то эти два различных способа осуществления полового отбора позволяют нам выработать способ, которым мы реагируем на конкуренцию и другие повседневные обстоятельства, формируя таким образом наши личностные черты.

Генетика и личность

Одной из самых увлекательных областей изучения личности является генетика личности. Эта научная область включает генотипирование субъектов и количественную оценку их личности с помощью стандартизированного теста личности. За прошедшие годы исследователи обнаружили, что несколько генов могут быть связаны с появлением черт личности. Например, существует возможная связь между геном переносчика серотонина и чертой, называемой невротизмом, или тенденцией испытывать негативные эмоциональные состояния, такие как гнев, тревога и одиночество. Другой ген, называемый AVPR1A, связан с «чертой безжалостности человека». Еще один ген, сокращенно МАОА, может быть ответственен за смелую, воинственную черту характера.

Мозг и личность

Современные ученые-психологи обнаружили, что размеры различных частей мозга связаны с различными чертами личности. В исследовании, проведенном в Университете Миннесоты, приняли участие 116 испытуемых, которых попросили ответить на личностный опросник и пройти тест на визуализацию мозга, в ходе которого измерялись размеры областей их мозга. Они отсортировали этих людей по пяти факторам личностных качеств, называемых Большой пятеркой (сознательность, доброжелательность, экстраверсия, открытость и невротизм). Действительно, исследователи выяснили, что у экстравертированных людей значительно больше медиальная орбитофронтальная кора, которая расположена над и позади глаз. У добросовестных людей, как правило, больше латеральная префронтальная кора; у невротиков большие области мозга, отвечающие за негативные эмоции; у приятных есть более крупные области, которые позволяют нам понимать эмоции и мысли других. Области мозга, соответствующие открытости/интеллекту, до сих пор не ясны. Однако это интересное исследование внесло большой вклад в наше понимание взаимосвязи между мозгом и нашей личностью.

Некоторые люди считают, что биология как-то связана с развитием соответствующих типов личности; другие нет. Согласны ли вы с взаимосвязью между биологией и личностью, важнее то, что мы стремимся развивать положительные черты личности и искоренять отрицательные.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

wilderdom.com

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Факторы личности, биологические, социальные, культурные и ситуационные

Факторы личности

Следующие f ive факторы личности вносят огромный вклад в формирование и развитие человеческой личности.

  1. Биологические факторы
  2. Социальные факторы
  3. Культурные факторы
  4. Физическая среда
  5. Ситуационные факторы

1. Биологические факторы личности

Биологические факторы личности очень важны для формирования личности человека. Дети рождаются в семье; наследуют многие черты и черты от своих родителей. Дети получают физические и психологические характеристики от своих родителей, которые становятся частью их личности. Некоторые из унаследованных черт — отвага, трусость, ум, слабость и т. д.

Например, на неграх экспериментировали, что они биологически неполноценны. Нормальный здоровый мужчина имеет некоторые физические сходства, такие как две руки, пять чувств, два глаза, и эти биологические сходства помогают объяснить некоторые сходства в поведении.

Он отделяет людей друг от друга и их различные физические характеристики, за исключением однояйцевых близнецов, имеющих одинаковые физические качества. Итак, биологические факторы личности ответственны за развитие личности.

2. Социальные факторы личности. человек имеет групповой опыт и контакт с другими личность человека находится под влиянием других может быть плохим или хорошим, но зависит от ассоциации, в которой он/она держится. В обществе каждый человек играет определенную роль и статус.

Например, в нашем обществе младшие должны уважать старших. Многие другие социальные факторы, такие как окружающая среда, групповая жизнь, семья, средства массовой информации, с которыми человек взаимодействует в своей повседневной жизни в обществе, формируют его личность. Мы можем сказать, что все, что соприкасается с социальной жизнью человека, влияет на личность этого человека и развивает хорошую или плохую личность.

3. Культурные факторы личности

Как материальная, так и нематериальная культура влияет на личность человека. Человек, живущий в своей культуре, сознательно или бессознательно перенимает черты и действует соответственно. Культура любого общества определяет поведение и личность человека, и ожидается, что он будет действовать в соответствии с культурой. Человек следует всем социальным нормам культуры, что приводит к формированию хорошей личности, а несоответствие культурным правилам развивает ненормальную или плохую личность. Итак, культура, в которой человек ищет удовлетворения, приспосабливает себя и развивает личность.

4. Физическая среда

Физическая среда также определяет личность человека. Факторы окружающей среды включают землю, реку, горы, холмы, леса, равнину, атмосферу и т. д., которые влияют на то, чтобы личность была хорошей или плохой, здоровой или слабой. Все чувства, эмоции, идеи, взгляды, привычки и поведение, а также структура тела являются результатом физической среды, к которой принадлежит человек. Например, строение тела, телосложение, цвет и здоровье сельских жителей отличаются от горожан. У этих людей разная среда, благодаря которой у них развиваются разные личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *