2.Личность и социальные роли
Концепция социальных ролей – одна из самых популярных в современной социологии. В разных вариантах она используется и в функционализме, и в интеракционизме, и в других социологических теориях. Она привлекательна тем, что с её помощью можно исследовать как социальные структуры общества, так и личность и связанные с нею проблемы. Другими словами, эта концепция способна соединить воедино микро- и макроуровни социологического исследования. Личность в её рамках рассматривается через совокупность ролей, которые играет человек в каждый данный период времени и на протяжении всей его жизни.
Т
от факт, что каждый человек играет или выполняет некие социальные роли, казалось бы, виден и невооруженным глазом. Скажем, муж или жена, студент или преподаватель, следователь или заключенный выполняют определённые функции. Взаимодействия с другими людьми, связанные с выполнением этих функций, имеют устойчивый, более или менее стандартный характер.
Всякая роль непосредственно связана с социальным статусом. Социальный статус, в самом широком смысле слова, это положение человека, которое он занимает в обществе в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п. Другими словами, это место, или позиция человека в системе социальных взаимоотношений, среди людей, среди других статусов. В свою очередь, эти отношения (например, производственные или политические) можно представить как систему социальных статусов, которые тесно связаны между собой, взаимообусловлены, представляют собой некую иерархию и т.п., следовательно, социальную структуру. Как писал Т. Парсонс, люди не образуют социальные системы, они в них участвуют.
Обычно социальные статусы делят на две категории – статусы предписанные и достигнутые. Первые, как правило, даны, человеку от рождения, они определяются этнической принадлежностью, социальным происхождением, полом, местом рождения человека и т.п. Их особенностью является то, что они не зависят от личных усилий человека, его достоинств и недостатков. Соответственно, они слабо характеризуют индивидуальность, но, однако, в значительной мере предопределяют жизнь и судьбу индивида.
Достигнутые статусы – положение человека в системе социальных взаимосвязей, полученное в результате усилий с его стороны. Это, например, профессиональный статус, статус чемпиона страны, автора популярных книг, статусы, определяемые высшим образованием и т.п. Естественно, достигнутые статусы могут как приобретаться, так и утрачиваться (например, положение политического лидера). Некоторые из них, однако же, переходят в предписанные: у человека, получившего высшее образование, можно отнять диплом, но не это образование.
Каждый человек имеет целый комплекс социальных статусов. Собственно, наложение или пересечение предписанных и достигнутых статусов, их изменение и динамика характеризуют то своеобразное положение в системе социальных отношений, которое занимает данный индивид. Но среди набора статусов выделяются особые, которые признаются в данном социальном сообществе основными или главными, т.е. с их помощью человек характеризуется в первую очередь, на их достижение люди ориентированы прежде всего. В современном обществе они связаны с профессией человека, объемом власти и его материальным достатком.
Вернемся к социальной роли. С каждым статусом ассоциируются определенные поступки, действия, поведение в целом. Другими словами, от человека, занимающего какое-то положение среди других, ждут действий, вытекающих из этого положения. Например, от судьи ожидают объективного разбора дела, беспристрастного отношения к подсудимому, четкого следования закону, выполнения всех процессуальных требований и т.п. А от адвоката, напротив, ожидают заинтересованности в его подзащитном и его победе, в том, что адвокат будет действовать, так сказать, не в интересах истины, а в интересах обвиняемого.
Главное заключается в том, что социальную роль образует именно ожидаемое поведение, социальная роль – это ожидаемое поведение, которое ассоциируется с социальным статусом человека. Другими словами, она формируется из тех требований, ожиданий, которые предъявляют носителю определённого статуса окружающие. Не было бы этих ожиданий, не было бы и социальной роли, а были бы какие-то произвольные поступки, всецело обусловленные интересами и желаниями индивида. Иногда говорят, что «статус, в отличие от обладающей им личности, просто-напросто совокупность прав и обязанностей», а «роль представляет собой динамический аспект статуса. Осуществляя права и обязанности, составляющие ее статус, личность играет определённую роль» (Р. Линтон). Всё это так, но при одном, специфическом для социальных ролей условии: эти права и обязанности должны так или иначе, явственно или скрыто иметь форму ожиданий или требований, идущих со стороны окружающих.
Из того факта, что социальную роль образует ожидаемое поведение, вытекают две важные констатации. Во-первых, ожидания могут казаться индивиду как внешними по отношению к нему требованиями, так и его внутренними побуждениями. Однако в любом случае в их основе лежат факторы внешнего и объективного по отношению к данному индивиду характера. Во-вторых, сама социальная роль – это взаимодействия между людьми, а не просто действия носителя социального статуса. Можно сказать и так: не всякие действия индивида вписываются в социальную роль, а лишь те, которые предполагают контакт между людьми. Собственно, смысл понятия «социальная роль» в том и состоит, чтобы особым образом интерпретировать такие взаимодействия.
Карта сайта
Карта сайта
|
|
Понимание психологии социальных ролей
Что именно психологи подразумевают под «социальными ролями»? Как соблюдение социальных ролей меняет поведение?
В психологии социальные роли относятся к поведенческим ожиданиям людей с данным социальным статусом, отношениями или родом занятий. Одним из наиболее примечательных открытий является то, что социальные роли могут заставлять людей вести себя очень необычно и даже превалировать над личностными наклонностями.
Продолжайте читать, чтобы узнать, как социальные роли влияют на поведение и отношения людей.
В психологии социальные роли широко изучались, особенно в отношении того, как приверженность социальным ролям меняет то, как мы в противном случае вели бы себя и формировали отношения. Эта гипотеза была доказана в 1970-х годах в ходе спорного Стэнфордского тюремного эксперимента. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, была ли жестокость охранников в американских тюрьмах обусловлена расположением охранников и заключенных или жесткими структурами власти и социальными ролями, созданными самой тюремной системой. Эксперимент пришел к выводу, что жестокость охранников по отношению к заключенным была связана с задействованными властными структурами и ролями.
В ходе эксперимента участникам дали роль либо заключенного, либо охранника и проинструктировали разыгрывать эти роли в смоделированных условиях тюрьмы в течение одной-двух недель. Однако через несколько дней между заключенными и охранниками начало вспыхивать насилие.
Охранники начали развивать жестокий комплекс превосходства, выполняя свою роль, которая заключалась в том, чтобы «делать все необходимое для поддержания порядка, кроме применения насилия». Их обращение и наказание заключенных стали крайними и необычными. Следовательно, заключенные начали сопротивляться такому обращению, что привело к ужесточению наказаний со стороны охранников, пока они не стали жестокими. К шестому дню эксперимент был отменен, так как ролевая игра стала настолько интенсивной, что она очень точно имитировала девятку.0013 фактическое насилие и жестокость, происходящие в реальных тюрьмах.
В конце концов, исследователи пришли к выводу, что насилие в тюрьмах не обусловлено естественным расположением заключенных и охранников, а результатом жестких структур власти и иерархических ролей в тюрьмах, которые диктуют поведение людей.
Экхарт Толле утверждает, что когда мы придерживаемся социальных ролей, мы действуем, основываясь на том, что мы думаем, эта роль требует, а не на том, как мы 0013 действительно чувствую. Когда это происходит, наши отношения могут стать искусственными. Например, когда мы играем роль родителя, мы можем вести себя высокомерно, потому что мы «осведомленные взрослые», и поэтому мы можем в конечном итоге упустить более подлинную эмоциональную связь, в которой нуждается наш ребенок. В экстремальных формах ролевые отношения могут привести к жестокому обращению с людьми, например, раб против хозяина, или в повседневных формах, например, к жестокому начальнику и покорному сотруднику. В конечном счете, когда мы воспринимаем другого человека как ярлык — ребенка, раба, работника и т. д., а не человека, наши отношения с ним формируются в соответствии с этим ярлыком, а не нашими чувствами к ним.
Индивидуальная личность и социальные роли
Индивидуальная личность и социальные ролиРеклама
1 из 55
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения в автономном режиме
Реклама
Реклама 9 0003
Индивидуальная личность и социальные роли
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАНИЯ Миссис Элеонора Ф. Морено
- ЦЕЛИ: 1. Дайте определение личности 2. Определите природу и теории личность 3. Понять социологические теории развитие человека 4. Определите социальные роли и поймите различные концепции, связанные с социальными ролями 5. Придайте социологическую значимость социальной роли
- 6. Дайте определение социальной структуре 7. Обсудите макдональдизацию общества 8. Обсудите социологические взгляды на образование 9. Обсудите явное и скрытое функции образования 10. Обсудите точки зрения на конфликт образование 11. Проблемы в образовании
- Личность — некоторые теоретики предпочитают рассматривать личность как единую весь — другие сосредоточены на конкретных черты Определение — «Те внутренние психологические характеристики, которые оба определить и отразить, как человек отвечает на свой среда.»
- Характер личности 1. Личность отражает индивидуальность различия 2. Личность постоянна и устойчива 3. Личность может измениться
- Теории личности А. Теория Фрейда Б. Нео – теория Фрейда C. Теория черт
- А. Теория Фрейда Личность состоит из трех взаимодействующих системы: а. Id — связанный с физиологическим или импульсивным потребности, к которым стремятся немедленно удовлетворение б. Эго — сознательный контроль индивидуума в. Супер Эго — внутренние личности выражение морально-этических кодексов руководить ; или обычно называют совесть
- Теория Фрейда Основан на предположении, что бессознательное потребности или влечения, особенно сексуальные и другие биологические влечения лежат в основе человеческая мотивация – скрытые мотивы. Хотя Эго способно решать многие конфликтов, возникающих между компоненты личности; есть определенные случаи, когда не может быть никаких решений достигнуто, что привело к напряженности внутри
- Защитные механизмы а. Репрессии – разрешение конфликта путем сведение к минимуму аспектов конфликтная ситуация б. Проекция — чувства, порожденные индивидуальное id или супер-эго приписывается другому лицу или группа
- в. Идентификация — физическое лицо бессознательно подражает поведение другого человека, который успешно справился с подобным конфликт д. Формирование реакции — бессознательное чувства по отношению к другим являются сознательно выражается как противоположности
- Б. Нео – Теория Фрейда Социальные отношения лежат в основе формирование личности (Фрейд – импульсивное и сексуальный характер) Три группы личности 1. Компетентные лица 2. Агрессивные личности 3. Отдельные особи
- C. Теория признаков Отход от качественных показателей, олицетворяют более ранние теории. Количественный или эмпирический подход Измерение личности с точки зрения определенные психологические особенности, называемые «черты» Проверяет черты личности, связанные с тем, как потребитель делает свой выбор
- Теория черт основана на трех предположения: 1. Индивидуумы обладают относительно стабильной поведенческие тенденции. 2. Разные люди различаются по степени они обладают этими тенденциями. 3. При выявлении и измерении эти относительные различия между людьми полезно для характеристики их личности.
- СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА С социологической точки зрения мы не может сформировать ощущение себя или личности идентичность без интенсивных социальных контактов с другими. Самость представляет собой совокупность представления и чувства, которые человек быть отдельной, уникальной личностью – ощущение того, кто и что есть.
- Я-концепция – совокупность наших убеждений и чувства к себе Четыре компонента самооценки 1. Физическое «я» («Я высокий»). 2. Активное «я» («Я хорошо играю в бадминтон»). 3. Социальное «я» («Я хорошо отношусь к другим»). 4. Психологическое Я («Я верю в мир мир.
- Самоидентификация наше представление о том, какой человек мы мы получаем информацию о себе в основном через язык, символы и взаимодействие с другими
- А. Кули и Зазеркалье Себя Зеркальное Я – это Я-концепция, полученная из трехэтапный процесс: 1. Мы представляем, как наша личность и внешний вид будет выглядеть на других людей. 2. Мы представляем себе, как другие люди оценивают внешний вид и личность, которые, как мы думаем, мы представлять. 3. Развиваем самооценку.
- B. Мид и ролевые игры Принятие роли – процесс, посредством которого человек мысленно принимает на себя роль другого человека или группа, чтобы понять мир с точки зрения этого человека или группы Часто происходит через игры и игры, т.к. дети пробуют разные роли (например, быть мамой, папой, врачом или учителем) и заслужить их уважение
- Шаги: а. Принятие ролей – люди приходят, чтобы взять на себя роль другого б. Создание ролей – человек начинает конструировать свои собственные роли и предвидеть ответы другого человека в. Ролевая игра – человек играет в ее / его особая роль
- Другие важные лица это лица, чьи забота, ласка и одобрение по существу желательны и кто самое важное в разработка
- Мид разделил себя на «я» и тема» а. «Я» — субъективный элемент самости и представляет спонтанное и уникальное черты каждого человека б. «я» — цель самости, которая состоит из интернализированных установок и требования других членов общества и осведомленность человека об этих требованиях
- Три стадии саморазвития: 1. Подготовительный этап – примерно до возраста в-третьих, взаимодействиям не хватает смысла, и дети во многом подражают окружающим их — На этом этапе дети готовятся к роль
- 2. Игровая площадка – примерно с трех лет до пяти дети учатся использовать язык и другие символы, что позволяет им претендовать на роль конкретных люди — На этом этапе они начинают видеть себя по отношению к другим, но они не считают взятие ролей чем-то, что они нужно сделать
- 3. Этап игры — начинается в начальной школе лет дети понимают не только свои социальное положение, но и положение других вокруг них В отличие от игры, игры структурированы правила, часто носят конкурентный характер и предполагают количество других игроков В это время дети становятся обеспокоенными о требованиях и ожиданиях других и всего общества
- Обобщенные Прочие относится к осознанию ребенком требования и ожидания от общества в целом или ребенка субкультура
- СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ Роль — это динамический аспект статуса. Принимая во внимание, что мы занимаем статус, мы играем роль.
- Роль — набор поведенческих ожиданий связанный с определенным статусом Ролевые ожидания — группы или общества определение того, как конкретная роль должна быть сыгранным — Обычно на основе ряда приемлемое поведение, а не на строго определенные стандарты
- Неоднозначность ролей — возникает, когда ожидания, связанные с ролью, не понятно Ролевое исполнение — как человек на самом деле играет роль
- Ролевая деформация – возникает, когда несовместимые требования встроены в единственный статус, который занимает человек (Гуд, 1960) Ролевой конфликт возникает, когда предъявляются несовместимые ролевые требования на человека двумя и более статусами проводится одновременно Может возникнуть в результате изменения статусы и роли в обществе
- Люди используют методы дистанцирования, когда они не хотят, чтобы другие воспринимали их как «я», подразумеваемое в конкретном роль, особенно если они думают, что роль «под ними» Ролевое дистанцирование – происходит, когда люди сознательно создавать впечатление отсутствия приверженности или привязанности к особую роль и просто пройти через движения ролевого исполнения (Гоффман, 1961б)
- Выход из роли — происходит, когда люди отказаться от социальных ролей, которые занимал центральное место в их самоидентификации (Эбо, 1988)
- Четыре этапа выхода из роли 1. Сомнение – люди испытывают разочарование или выгорание, когда они размышляют о своих существующих ролях 2. Искать альтернативы — люди могут взять отпуск на работе или временно отдельно от своего партнера по браку 3. Поворотный момент – люди осознают, что они должен предпринять какое-то последнее действие, например, выйти из их работа или развод 4. Создание новой личности
- СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ Социологическая значимость ролей заключается в том, что что они излагают то, что ожидается от людей. Они как забор. Они позволяют нам определенное свободы, но для большинства из нас это свобода далеко не уйдет. Почти все мы оставаться в пределах заборов, которые отмечают то, что «соответствует» нашим ролям. Большинство из нас мало обеспокоены такими ограничениями для нашего социализация настолько основательна, что мы обычно хотите сделать то, на что указывают наши роли, соответствующий.
- СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Каркас, который нас окружает, состоящий из отношения людей и групп к одному другой, который дает направление и устанавливает ограничения поведения Склонен пренебрегать личными чувствами и желаниями. Дает нам возможность интерпретировать социальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся Создает границы, которые определяют, какие люди или группы будут «инсайдерами» и которые будут быть «аутсайдерами» Решающее влияние на то, кто мы есть и что мы нравиться
- МАКДОНАЛЬДИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВО Процесс, посредством которого обычные аспекты жизнь становится рационализированной и эффективной приходит править ими, включая такие вещи, как приготовление пищи.
- Как социолог Джордж Ритцер (1993, 1998, 2001) скажем, наши будни жизни «макдональдизируются»; который означает, что стандартизация повседневная жизнь — относится не только к роботоподобным сборка еды. Как указывает Ритцер вне, этот процесс происходит во всем обществе, и это преображая нашу жизнь.
- Эффективность обеспечивает надежность и эффективность также снижает цены. Но эффективность имеет свою цену. Предсказуемость смывает спонтанность, изменение качества нашего жизни. Он производит тождество; мягкий версия того, что раньше было уникальным.
- СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАНИЯ Образование — социальное учреждение ответственный за систематическое передача знаний, умений и культурные ценности в рамках формально организованная структура
- Функционалистские взгляды на образование а. Воспринимайте образование как одно из важнейших компоненты общества б. По Дюркгейму, образование – это «влияния, оказываемые взрослыми поколениями на тех, кто еще не готов к общественной жизни». в. Дюркгейм утверждал, что моральные ценности фундамент сплоченного общественного порядка и что школы несут ответственность за обучение приверженность общей морали. д. Эциони предлагает, чтобы «общие» ценности передаваться школами из детского сада через колледж.
- Основные функции образования Некоторые функции образования функции манифеста, ранее определенные как открытые, заявленные и предполагаемые цели или последствия деятельности в рамках организация или учреждение. Примеры явные функции в образовании включают преподавание конкретных предметов, таких как наука, математика, чтение, история и Английский.
- Пять основных функций в обществе: 1. Социализация — от детского сада до колледж, школы учат студентов студенту роли, конкретных академических предметов и политических социализация. В первичном и вторичном школах, учащимся преподаются определенные предметы соответствующие их возрасту, уровню квалификации и предыдущему образовательный опыт. В колледже уровне, учащиеся сосредотачиваются на более детальном знании предметы, которые они ранее изучали, а также знакомство с новыми областями изучения и исследований.
- 2. Передача культуры — школы передавать культурные нормы и ценности каждому нового поколения и играть активную роль в процесс ассимиляции, при котором недавние иммигранты изучают доминирующие культурные ценности, взгляды и поведение, чтобы они могут быть продуктивными членами общества.
- 3. Социальный контроль — Школы ответственность за обучение таким ценностям, как дисциплинированность, уважение, послушание, пунктуальность, и настойчивость. Школы учат соответствие путем поощрения молодых людей быть хорошими учениками, добросовестное будущее работников и законопослушных граждан.
- 4. Социальное размещение – Школы отвечает за выявление наиболее квалифицированные люди для заполнения вакансий в общество. В результате учащиеся направляются в программы, основанные на индивидуальных способностях и успеваемость. Выпускники получить соответствующие полномочия для вхождение в состав оплачиваемой рабочей силы.
- 5. Изменения и инновации. Школы являются источником изменения и инновации. По мере изменения контингента учащихся со временем вводятся новые программы для удовлетворения общественные потребности; например, половое воспитание, наркотики наркомании и мультикультурных исследований. внедрены в некоторых школах, чтобы помочь учащимся учиться о насущных социальных проблемах. Инновация в виде от колледжей и университетов требуются новые знания. Преподаватели поощряются, а иногда требуется, чтобы заниматься исследованиями и делиться результатами со студентами, коллегами и др.
- Скрытые функции образования Помимо явных функций, все социальные институты, в том числе образования имеют некоторые латентные функции; которые скрыты, не указаны и иногда непредвиденные последствия деятельности внутри организации или учреждение.
- 1. Ограничение некоторых видов деятельности В начале ХХ века все государства были приняты законы об обязательном образовании, которые требовать от детей посещения школы до тех пор, пока они достижения определенного возраста или до завершения минимальный уровень формального образования. Снаружи эти законы, студентов не пускали на улицы и из рынка труда на полный рабочий день для количество лет, тем самым помогая сохранить безработицы в разумных пределах. (Браверман, 1974).
- 2. Сватовство и производство социальная сеть Потому что школы объединяют люди одного возраста, социального положения и раса/этническая принадлежность, молодые люди часто встречаются будущие партнеры по браку и развивать социальные сети, которые могут длиться годами.
- 3. Создание разрыва между поколениями Учащиеся могут изучать информацию в школа, которая противоречит убеждениям, которых придерживаются их родители или их религия. Когда образовательные конфликты с родителями отношения и убеждения, разрыв между поколениями создается, если учащиеся принимают вновь обретенный ракурс.
- Конфликтные взгляды на образование В отличие от функционализма точки зрения, теоретики конфликта утверждают, что все школы часто увековечивают классовые, расовые – этническое и гендерное неравенство, как некоторые группы стремятся сохранить свои привилегированные положение за счет других (Баллантайн, 2001).
- а. Культурная столица и класс Воспроизведение социальные активы, включающие ценности, убеждения, взгляды и компетентность в языке и культуре (Бурдье и Пассерон, 1990 г.) Культурный капитал предполагает «правильное» отношение к образованию, социально одобренная одежда и манеры, и знания о книги, искусство, музыка и другие формы высокой и популярная культура
- б. Отслеживание и социальное неравенство относится к практике назначения студентам к определенным учебным группам и курсам на основании результатов тестов, предыдущих оценки или другие критерии Сторонники теории конфликтов считают, что отслеживание серьезно влияет на многих студентов успеваемость и их общее академические достижения.