Социальный детерминизм и его виды: Социальный детерминизм | Понятия и категории

Социальный детерминизм | Понятия и категории

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ — понятие, предполагающее раскрытие движущих сил общественного развития. Одни мыслители утверждают, что в качестве детерминанты исторического процесса выступают сверхъестественные силы (религиозные философы), другие — что географический фактор (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников), третьи — что идеи (французские философы XVIII в., В. Гегель, О. Конт и др.), четвертые — что материальный фактор (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и др.). Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти.

Но в то же время, Монтескье считает, что они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа. В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому там отсутствует деспотическая форма правления.

В распространении географического детерминизма важную роль сыграл Л.И. Мечников. Исследуя причины возникновения цивилизации, он главное внимание обращает на географическую среду, которая, по его мнению, сыграла решающую роль в генезисе и формировании цивилизации. Великие реки Л.И. Мечников считал основным фактором, определившим зарождение и развитие цивилизации. «Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах великих рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга;

ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотамской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием Нила»» (Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 328-329). Поскольку эти цивилизации возникли на берегах рек, русский ученый называет их речными. Они, продолжает Л.И. Мечников, были изолированы друг от друга и поэтому сильно различались. По мере их распространения на побережья морей и тем более океанов они стали охватывать более широкий круг народов. Освоение океанов приводит к возникновению океанской цивилизации, которая начинается с открытия Америки. Сторонники географического детерминизма внесли определенный вклад в изучение причин общественного развития. Вместе с тем нельзя не отметить, что они не учитывали качественного своеобразия общества и все объясняли лишь географическими условиями.

Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII в. объясняли все социальные процессы из принципа: «Мнения правят миром». Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях» (Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900. С. 21). Но такой подход не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах.

Гегель, как и его предшественники, исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. «Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь… Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина…» ( Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 64).

Маркс к изучению истории подошел с диаметрально противоположных позиций, считая, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. «Предпосылки, с которых мы начинаем, — не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только и воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью» (Маркс К.

, Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 18). Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ и существующие независимо от воли и сознания человека, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д. Мораль, религия, философия и другие формы общественного сознания отражают материальную жизнь общества.

Детерминирующая роль материального фактора раскрывается путем анализа сфер общественной жизни. Общество возникло на определенном этапе эволюции природы. Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличается от нее. Оно есть сложное структурированное целое, все элементы которого находятся в постоянном взаимодействии. В этом структурированном целом разные сферы выполняют разные функции, различающиеся по значимости для субъектов истории.

Чтобы общество функционировало как целостное социальное образование, необходимо прежде всего производство и воспроизводство непосредственной жизни. Иначе говоря, нужно постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, заводы, фабрики, производить пищу, одежду и т.д. Это естественный процесс исторического развития общества. Поэтому Маркс и утверждал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Другими словами, экономический фактор выступает в конечном счете как одна из детерминант, как одна из движущих сил исторического процесса.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Все сферы находятся в единстве и ни одна из них не предшествует другой. Экономика детерминирует исторический процесс в целом, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, т.е. могут играть господствующую роль.

Возьмем, например, политику. Она нередко играла доминирующую роль в тех или иных общественных процессах.

Таким образом, различные сферы общества вариантны, и каждая из них может доминировать в конкретных исторических условиях. Экономическая сфера — это детерминанта. Она имманентно варианта, но для всего исторического процесса инвариантна. 

Доминанты и детерминанты находятся в диалектическом единстве и постоянно взаимодействуют.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 537-539.

Tags: 

История

Социология

Понятие: 

Социальный детерминизм

Программа по социальной философии

скачать Автор: Гобозов И. А. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(66)/2012 — подписаться на статьи журнала

Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Возникновение социальной философии как закономерный процесс развития философии. Специфика социально-философского анализа социальной действительности. Единство онтологического и гносеологического в социальной философии. Функции социальной философии. Место социальной философии в системе обществознания. Социальная философия и философия истории, социальная философия и социология, социальная философия и политология, социальная философия и историческая наука.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Специфика социального познания. Общество как субъект и объект познания. Непосредственное и опосредованное отражение действительности. Виды социального познания (социологическое, политическое, историческое и др.). Методы социально-философского исследования: диалектика, герменевтика, системный подход, синергетический подход. Социально-философские категории как инструменты познания.

Социальное познание и социальная память.

Роль практики в социальном познании.

Тема 3. ОБЩЕСТВО – ЦЕЛОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Общество – продукт эволюции природы. Антропогенез и социогенез как единый процесс. Общество – качественно новое образование, коренным образом отличающееся от природы.

Возникновение и структура орудийной деятельности. Происхождение человека разумного. Роль труда в становлении общества. Зарождение мышления и языка, их социальные функции. Становление трудовых коллективов и общественных отношений. Потребности и интересы людей. Сферы общественной жизни. Современные интерпретации понятия общества.

Законы природы и законы общества. Их сходство и различие.

Взаимодействие природы и общества и современная экологическая ситуация.

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Проблема движущих сил общественного развития. Географический детерминизм (Ш. Л. Монтескьё, Л. И. Мечников). Идеалистический детерминизм.

Материалистический детерминизм. Материалистическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Общество как структурированное целое. Сферы общественной жизни. Варианты и инварианты. Проблема детерминанты и доминанты.

Теория факторов.

Технологический детерминизм.

Тема 5. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Философско-исторические концепции Дж. Вико, французских мыслителей Кондорсе, Сен-Симона, Конта.

Гегель и периодизация всемирной истории. Логическое и физическое начало истории. Европоцентристская концепция Гегеля. Сравнение этапов развития мирового духа с возрастным развитием человека. Восток – детство человеческого рода. Греческий мир – период юности. Рим – период возмужания духа. Германия – период подлинной зрелости и расцвета сил.

Тема 6. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Формирование понятия общественно-экономической формации. Категория общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Формация как развивающаяся историческая система. Формация и социальный организм. Структура формации. Формация и историческая эпоха. Основные типы общественно- экономических формаций. Ступени развития формаций. Развитие формации как естественно-исторический процесс. Проблема азиатского способа производства.

Современные концепции периодизации исторического процесса (Арон, Ростоу, Валлерстайн и др. ).

Тема 7. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Появление термина «цивилизация». Генезис цивилизации. Переход от присваивающего хозяйства к производящему и формирование цивилизации. Единство материальных и духовных ценностей в общественном богатстве. Человек – главный критерий цивилизации. Сущностные характеристики цивилизации.

Концепции цивилизации Н. Я. Данилевского. Культурно-исторические типы и их отличительные черты.

О. Шпенглер и проблемы цивилизации.

А. Тойнби и его теория происхождения и существования цивилизации. Проблема локальности цивилизации. Отношение А. Тойнби к единству цивилизаций.

Современная эпоха и мировая цивилизация.

Тема 8. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

Понятие культуры. Генезис культуры. Культура – способ проявления сущностных сил человека. Культура как система. Культура, общество, человек.

Виды культуры.

Культура и ее роль в развитии человечества. Культурное и информационное пространство. Зависимость влияния культуры от размеров информационного пространства.

Соотношение цивилизации и культуры.

Тема 9. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сущность социального пространства. Пространственная среда. Расширение границ человеческого общежития.

Становление единого социального и исторического пространства. Роль производительных сил торговли в формировании единого исторического пространства.

Экономическое пространство – составная часть исторического пространства. Неравномерность экономического развития мировой истории и ее влияние на экономическое пространство.

Географическое и экономическое пространство. Историческое и политическое пространство. Формирование политического пространства как длительный процесс. Роль насилия в формировании политического пространства. Геополитическое пространство.

Информационное пространство.

Современный мир и единое социальное пространство.

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Социальное время – объективная форма бытия социальной материи (общества). Объективное и субъективное время. Осевое время. Последовательность событий и «направление времени». Время и периодизация истории. Время и повторяемость в истории. Календарное время. Аспекты изучения исторического времени. Гносеологический аспект, онтологический аспект.

Время и историческая эпоха. Временной менталитет. Зависимость исторического времени от содержания фактов и событий. Индивидуальное время.

Деятельность людей – содержание исторического времени. Время – это простор для проявления сущностных сил человека (физических и духовных потенций).

Тема 11. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Проблема единства истории в социальной философии. Плюралистская и унитаристская концепции. Становление единой всемирной истории как длительный эволюционный и революционный процесс.

Материальные основы единства всемирной истории. Производство материальных ценностей – главное и необходимое условие жизнедеятельности людей в любом уголке земного шара. Многообразие в сфере материального производства. Влияние географического, психического, расового и других факторов на производство материальных благ.

Духовные основы единства всемирной истории. Взаимовлияние культур народов мира.

Социальные основы единства мировой истории.

Политические основы единства исторического процесса.

Многообразие общества.

Диалектика общего, особенного и единичного во всемирной истории.

Современная эпоха и единство мировой истории. Противоречивый характер современного мира.

Тема 12. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

Понятие этнической общности людей. Основные формы этноса.

Воззрения Л. Н. Гумилева на этногенез. Отличительные признаки этноса. Этнос и род. Этнос и племя. Экономическая база этноса. Этнические территории. Этнические общности разных порядков. Этносы и этнические интересы. Этническая идентичность. Кризис этнической идентичности. Крах мультикультурализма.

Понятие расы. Раса как сумма индивидов. Модусы расообразования. Географический критерий расовой изменчивости. Современная эпоха и проблема расообразования.

Тема 13. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ

Понятие субъектов истории. Понятия «народ», «толпа», «личность». Роль народа в истории. Понятие выдающейся личности. Харизматический лидер.

Понятие социального класса. Происхождение классов. Основные и неосновные классы. Классы и интеллигенция. Роль интеллигенции в обществе.

Касты и сословия.

Понятие нации. Формирование нации и национальных отношений. Нация и отечество. Нация и форма государственного образования. Нация и национальный менталитет. Нация и национальная идентичность. Моноэтнические и полиэтнические государства. Роль разных народов и наций в мировой истории.

Тема 14. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Проблема человека – важная проблема социальной философии. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность». Человек – биосоциальное существо. Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Теоретические и практические аспекты изучения человека. Идея первичности человека по отношению к обществу. Философская антропология. Социум – ключ к изучению человека. Включенность человека в общественные отношения.

Гуманизм и человек. Человек как высшая ценность истории. Человек и свобода. Детерминация свободы. Свобода, волюнтаризм и фатализм. Аспекты свободы (экономический, социальный, политический, духовный).

Свобода и ответственность. Элементы ответственности (моральные и юридические принципы и нормы).

Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Драматизм истории и драматизм человека.

Тема 15. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Вопросы прогресса в философско-исторических концепциях Тюрго, Кондорсе, Гердера, Гегеля.

Соотношение понятий «прогресс», «развитие», «изменение».

Общественный прогресс и регресс в истории. Противоречивый характер социального прогресса. Жертвы общества и осуществление прогресса.

Структура общественного прогресса: объективный и субъективный элементы.

Критерий общественного прогресса. Экономический критерий. Философский критерий. Прогресс и свобода человека.

Современные интерпретации социального прогресса.

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Сущностные характеристики глобализации. Экономический аспект глобализации. Политический аспект глобализации. Духовный аспект глобализации. Социальный аспект глобализации. Глобализация и культура.

Противоречивый характер общественного прогресса в условиях глобализации.

Субъективный характер глобализации. Объективный характер интернационализации.

Тема 17. ЭВОЛЮЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Понятия эволюции и революции в философии. Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения в обществе. Эволюция и реформы. Сущностные характеристики реформ и их необходимость. Революция – коренные качественные изменения общественных отношений. Революция и скачки. Виды революций (научная, техническая, социальная, политическая, культурная и др. ). Типы социальных революций.

Основной вопрос революции. Революция и реформа. Революция и контрреволюция. Революция и анархия.

Гетерогенность социальных организмов и гетерогенность общественного развития.

Тема 18. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Философия политики и политическая философия.

Генезис политики. Место и роль политики в общественной жизни.

Соотношение экономики и политики в историческом процессе.

Политический интерес и политические отношения. Политический интерес и политическая борьба.

Внутренняя и внешняя политика. Их взаимодействие.

Политическая власть, ее сущностные черты и особенности. Элементы политической власти.

Политическая демократия, ее формирование и становление. Политическая демократия и политическая культура. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры. Политическая ответственность.

Возникновение политических партий. Политические партии, классы и политические интересы.

Современное политическое пространство и международные отношения.

Политика и предвидение.

Война и политика. Генезис войн. Исторический характер войн. Мир как идеал и мир как реальность.

Тема 19. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Социально-философский анализ возникновения государства. Воззрения Платона и Аристотеля на генезис государства. Договорная теория происхождения государства (Гоббс, Спиноза, Локк, Руссо).

Гегелевская концепция государства. Государство – шествие Бога в мире. Государство как мыслимое понятие и государство как реальная действительность.

Марксистская теория происхождения государства. Классовый характер го­сударства. Элементы государства.

Типы государства. Их зависимость от способа производства.

Виды государства (демократические, диктаторские). Формы государственного правления. Теория разделения власти.

Роль государства в современном обществе.

Тема 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Социально-философские представления о гражданском обществе в истории философии. Гегелевское понимание гражданского общества. Марксов анализ гражданского общества.

Возникновение гражданского общества. Гражданское общество и буржуазный способ производства. Признаки гражданского общества. Гражданское общество и личностное начало. Отличие гражданского общества от традиционного общества. Классические и неклассические гражданские общества. Гражданское общество и будущее человечества.

Тема 21. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

Проблемы политики и морали в истории философии. Воззрения Макиавелли на политику и мораль. Кант о единстве морали и политики. Концепция В. С. Соловьева.

Сфера политики и сфера морали. Политические интересы. Классификация политических интересов.

Моральные нормы и ценности. Демаркационная линия между политикой и моралью. Политика и моральное совершенствование общества.

Моральные преступления. Политические преступления. Политик как политик и политик как человек. Политика и общечеловеческие ценности.

Тема 22. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

Современная эпоха и состояние гуманитарного знания. Парадоксы времени: высокие технологии и господство иррационализма. Возникновение постмодернизма в обществознании. Теоретические истоки постмодернистской философии. Ницше и философия. Отрицание постмодернистами классических философских традиций. Критика постмодернистами рационалистической философии. Неупорядоченность постмодернистского мышления. Отрицание истины. Сведение философии к пустому дискурсу. Постмодернизм – смерть философии.

Литература

Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – М., 1998.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. – М., 1980.

6. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

7. Луман Н. Общество как социальная система. – М., 2004.

8. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. – М., 2012.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – C. 76–86.

2. Барг М. А. Эпохи и идеи. – М., 1987.

3. Гадамер Х. Г. Истина и метод. – М., 1988.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.

6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

7. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

8. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. – М., 2000.

Тема 3. ОБЩЕСТВО – ЦЕЛОСТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

3. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – М., 1998.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Лоренц К. Оборотная сторона медали. – М., 1998.

6. Маркс К. Капитал. – Т. 1. – гл. V / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 23.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

8. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

3. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

6. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 13.

7. Монтескьё Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

8. Мечников Л. Цивилизации и великие исторические реки. – М., 1995.

9. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

Тема 5. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – М., 1940.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

5. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

6. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

7. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

Тема 6. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

3. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

4. Илюшечкин В. П. Сословие – классовое общество в истории Китая. – М., 1986.

5. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. – М., 1977.

Тема 7. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010 г.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

3. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия / сост. Б. С. Ерасов. – М., 1998.

4. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб., 1995.

6. Февр Л. Бои за историю. – М., 1991.

7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21.

Тема 8. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВА

1. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры. Избранное. – М., 1994.

2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры. Антология. – М., 1995.

3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

4. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Культурология. XX век. Антология. – М., 1995.

5. Маркс к. Из рукописного наследства К. Маркса / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 12.

6. Сорокин П. А. Социокультурная динамика. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

7. Хёйзинга И. Осень Средневековья. – М., 1988.

8. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Тема 9. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

3. Грюнбаум М. А. Философские проблемы пространства и време-ни. – М., 1969.

4. Забелин И. Человек и человечество. – М., 1970.

5. Зборовский П. Е. Пространство и время как формы социального бытия. – Свердловск, 1974.

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. – М., 1977.

3. Артемов В. А. Социальное время. – М., 1987.

4. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

5. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. – М., 1987.

6. Штомпель Л. A. Лики времени. – Ростов н/Д., 1997.

Тема 11. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990.

2. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

3. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. – М., 1981.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

6. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб., 1995.

7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

8. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М., 1991.

Тема 12. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Алексеев В. П. Становление человечества. – М., 1984.

3. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. – М., 2000.

4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 1993.

6. Козлов В. И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблема-тика. – М., 1999.

7. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

8. Этнос и политика. Хрестоматия. – М., 2000.

Тема 13. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избр. произв. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

4. Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1993.

5. Ленин В. И. Великий почин / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 39.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 2.

7. Михайловский Н. К. Герои и толпа / Н. К. Михайловский // Соч. – Т. 6.

8. Психология масс. Хрестоматия. – М., 2000.

9. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

10. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос / И. В. Сталин // Соч. – Т. 2.

11. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997.

12. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья: сб. – М., 1990.

13. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб., 1998.

Тема 14. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Бубер М. Проблема человека. – М., 1993.

3. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983.

5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 42.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

7. Миголатьев А. А. Философия человека. – М., 1999.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.

9. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1990.

Тема 15. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

3. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. – М., 1936.

4. Семенов Ю. И. Философия истории. – М., 2003.

5. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. – М., 1995.

6. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

Тема 16. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2002.

3. Хомский Н. Прибыль на людях. – М., 2002.

4. Мартин Г. П., Шуманн X. Западня глобализации. – М., 2001.

5. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. – М., 2003.

6. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003.

Тема 17. ЭВОЛЮЦИОННОЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Ленин В. И. Что делать? / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 6.

3. Ленин В. И. Государство и революция / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 33.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 4.

5. Маркс К. Гражданская война во Франции / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 17.

6. Маркс К. Критика Готской программы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 19.

7. Бакунин М. А. Государственность и анархия. Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

9. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789–1793. – М., 1979.

Тема 18. ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

4. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. – М., 1978.

5. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

6. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 8.

7. Панарин А. С. Философия политики. – М., 1994.

8. Поздняков Э. А. Философия политики. – М., 1993.

9. Ясперс К. Духовная ситуация времени. – М., 1990.

Тема 19. ГОСУДАРСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

1. Гобозов И. А. Социальная философия. – М., 2010.

2. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

3. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. – М., 1978.

4. Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. – Т. 2. – М., 1964.

5. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

6. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве / И. А. Ильин // Собр. соч. – Т. 4. – М., 1994.

7. Ленин В. И. Государство и революция / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 33.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 21.

Тема 20. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

1. Гобозов И. А. социальная философия. – М., 2010.

2. Автономов А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления. – М., 1998.

3. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. – М., 1995.

4. Бессонов Б. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития. – М., 1998.

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М., 1990.

6. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. – М., 1995.

7. Маркс К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 1.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 3.

9. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. – М., 2001.

Тема 21. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ

1. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990

2. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 2002.

3. Грамши А. Тюремные тетради. – Ч. 1. – М., 1991.

4. Кант И. К вечному миру / И. Кант // Соч.: в 6 т. – Т. 6. – М., 1966.

5. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М., 1996.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 20.

Тема 22. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПОСТМОДЕРНИЗМ

1. Гобозов И. А. Кому нужна такая философия? – М., 2011.

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. – Екатеринбург, 2000.

3. Делёз Ж. Различие и повторение. – СПб., 1998.

4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.

5. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке XX ве-ка. – М., 1998.

6. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. – М., 2002.

Определение и 16 примеров (2023)

Социологический детерминизм предполагает, что все, что мы делаем, с точки зрения нашего социального поведения, предопределено биологическими факторами, такими как наша ДНК.

Детерминисты считают, что люди мало контролируют свои действия и что концепция свободы воли — не более чем иллюзия.

Этот подход, как правило, используется для изучения и объяснения социального неравенства, правонарушений и неспособности достичь социальной мобильности. Он утверждает, что люди фундаментально ограничены социальной структурой, которую они не могут изменить и которая во многом определяет то, что происходит в их жизни.

Детерминизм в социологии (определение и обзор)

Детерминисты, будь то в области философии, социологии или психологии, верят, что наши действия и, в свою очередь, реакции , каким-то образом предопределены по либо биология , наша окружающая среда,  или, во многих случаях, и то, и другое.

Более того, они утверждают, что крайне маловероятно, что человек сможет изменить свой неизбежный путь или выбор из-за своих биологических условий или условий окружающей среды.

И социолог Карл Маркс (1818-1883), и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) внесли значительный вклад в разработку принципов детерминизма. Маркс был сосредоточен на экономическом детерминизме, в то время как Фрейд был сосредоточен на психическом детерминизме:

  • Экономический детерминизм: Карл Маркс придерживался идеи, что «…экономический элемент определяет все другие фазы или обусловливает их таким образом, что их форма и выражение фиксированы» (Элвуд, 1911, стр. 40). Другими словами, экономический класс человека предопределяет его жизнь, имеющиеся у него шансы и его шансы на социальную мобильность.
  • Психический детерминизм: Зигмунд Фрейд, с другой стороны, утверждал, что бессознательное определяет все поведение человека. Действия людей были результатом воздействия окружающей среды в детстве. Это было названо психическим детерминизмом. Он считал, что моральные решения, которые кто-то принимает, «зависят главным образом от гипотезы бессознательного» и «что наш характер и действия не только обусловлены, но и что мы никогда не несем моральной ответственности за наши действия» (стр. 1).

Детерминизм был впервые введен греческими философами-досократами Гераклитом и Левкиппом в 6-м и 7-м -м веках до нашей эры, и получил дальнейшее развитие в учении Аристотеля.

Позднее он был развит другими философами-стоиками.

Хотя Феррайоло (2006) отмечает, что стоическая философия имела явную «несовместимость между ее детерминистическим мировоззрением и защитой различных методов самодисциплины, направленных на самосовершенствование» (стр. 205), они по-прежнему считают, что «а конкретное событие происходит именно благодаря сложному взаимодействию между цепью (или паутиной) антецедентов, следствий и законов, принципов или других механизмов, управляющих взаимосвязями между ними» (стр. 212).

Примеры детерминизма (социология)

  1. Экономический детерминизм: Все аспекты общества определяются экономическими системами в этом обществе. Рождение в бедности предопределяет вашу бедность в вашей жизни.
  2. Детерминизм и социальная девиация: Ребенок растет в условиях домашнего насилия, ежедневно становится свидетелем насилия, а когда становится старше, совершает насильственные преступления.
  3. Технологический детерминизм: Технологические детерминисты рассматривают фундаментальное влияние достижений в области технологий и определяют развитие и изменения общества (см. тематическое исследование далее в этой части для критики этой точки зрения).
  4. Детерминизм окружающей среды: Окружающая среда, в которой вы живете, влияет на ваши результаты. В прошлом это вызывало споры о взаимосвязи между климатом пустыни и культурным развитием — см. Детерминизм окружающей среды .
  5. Гендерный детерминизм: Вера в то, что ваша жизнь определяется вашим полом. Например, верить, что ты никогда не сможешь стать президентом, потому что ты женщина.
  6. Лингвистический детерминизм: Язык, на котором вы говорите, определяет ваши ценности и мировоззрение, поскольку он структурирует ваши мыслительные процессы – см. примеры лингвистического детерминизма.
  7. Религиозный детерминизм: Вера в то, что людям определенной религиозной традиции суждено попасть на небеса, потому что они «божьи люди». Социологи могут изучить, как это убеждение влияет на культуру конкретной религиозной группы.
  8. Расовый детерминизм: Вера в то, что людям, основанным на их расе или этнической принадлежности, суждено быть определенным типом личности, суждено править и так далее.
  9. Образовательный детерминизм: Утверждается, что уровень образования человека определяет его возможности. Это можно подвергнуть критике, продемонстрировав, как много высокообразованных людей могут в конечном итоге потерпеть неудачу в бизнесе и на рабочем месте или вообще отказаться от идеи карьеры.
  10. Кастовый детерминизм: Общество, которое считает, что человек должен и должен принадлежать к определенной профессии, жениться определенным образом и т. д., в зависимости от того, кем были его родители.
  11. Биологический детерминизм : Этот подход, также известный как генетический детерминизм, предполагает, что наша жизнь определяется процессами генетических или биологических функций, которые мы не можем изменить.
  12. Культурный детерминизм: Молодой человек вырос в районе итальянских иммигрантов в Нью-Йорке. Он склонен иметь точку зрения на мир и культурные нормы, которые аналогичны людям в его окружении.
  13. Неизбежные цепочки событий: События вызваны цепью предыдущих событий, и их неизбежное возникновение.
  14. Неизбежный цикл войны: Исторически люди воевали друг с другом. Определено, что они будут продолжать это делать.
  15. Решимость преуспеть: Бессознательное желание быть богатым движет всеми решениями, которые мы принимаем в жизни, для получения финансовой выгоды.
  16. Биологический детерминизм: Вера в то, что ваша нервная личность обусловлена ​​вашими генетическими особенностями, и вы ничего не можете с этим поделать.
  17. Подбрасывание монеты 5000 раз: Аналогией детерминизма является подбрасывание монеты: если вы подбросите монету 5000 раз, весьма вероятно, что выпадет 2500 орлов и 2500 решек. Это предопределено.

Практические примеры и исследовательская база

1. Технологический детерминизм

Предпосылка: Новые технологии, такие как ИИ, коренным образом изменят общество и определят будущее каждого.

Технологический детерминизм утверждает, что технологии коренным образом влияют на нашу жизнь. Хорошим примером здесь является страх перед ИИ. Когда общий ИИ получит широкое распространение в обществе, мы, возможно, не сможем его контролировать, и в конечном итоге ИИ полностью будет контролировать наше будущее.

Критики этой точки зрения считают, что у нас есть право выбирать, как мы будем использовать технологию , а это означает, что внедрение новой технологии в общество не обязательно будет напрямую соответствовать тому, как люди в конечном итоге будут ее использовать.

Многие социологи-педагоги рассматривают эту концепцию.

Например, Дрю (2018) провел исследование, изучая, как его университет внедрил iPad для всех студентов, рассчитывая, что это изменит образовательную практику.

Но на самом деле и ученики, и учителя отказываются от использования технологий, потому что считают, что технологии не оказывают достаточного положительного влияния на их жизнь. Это социологическое исследование прямо опровергло теорию технологического детерминизма в образовании.

2. Экономический детерминизм

Посылка: Все грани общества определяются экономическими системами внутри этого общества.

Экономический детерминизм — философская и социологическая точка зрения, утверждающая, что экономическая система внутри общества является основным фактором, формирующим его социальные, политические и культурные компоненты.

Более того, экономические условия рассматриваются как главный двигатель всех социальных изменений и являются основой, на которой строятся все другие организации.

Таким образом, изменения в этой экономической системе общества неизбежно вызовут изменения во всех других частях общества.

Кроме того, люди, рожденные в низших социально-экономических классах, могут быть не в состоянии улучшить свое экономическое положение в жизни из-за отсутствия возможностей, образования или ресурсов, которые были им предоставлены.

Дарк (2000) поясняет это следующим образом:

 «Это выражение используется во многих академических дисциплинах для обозначения теоретической парадигмы, согласно которой «экономические факторы» — обычно определяемые просто как производство материальных ресурсов и контроль над ними в таком анализе — определяют историю всех неэкономических аспектов человеческой деятельности. Экономическая детерминистская парадигма в этом смысле лежит в основе большинства материалистических концепций человеческой истории, включая классический марксизм. Эта парадигма предполагает, что «экономические изменения», понимаемые таким ограниченным образом, являются основой всех других изменений в человеческих обществах» (стр. 183).

2. Биологический детерминизм

Предпосылка: Биологический детерминизм или генетический детерминизм предполагает, что наша жизнь определяется процессами генетических или биологических функций, которые мы не можем изменить.

Идея биологического детерминизма (зародившаяся в 18 и 19 веках) вызывала ожесточенные споры и подвергалась резкой критике из-за утверждений о том, что специфические черты человеческого поведения и другие социальные результаты являются прямым результатом биологические аспекты этого человека.

В частности, в социологии этот принцип подвергался критике за его чрезмерное упрощение и смелые утверждения о поле и расе; используя их для объяснения различий в интеллекте, поведении и социальном положении.

Социологи также осудили биологический детерминизм за то, что он используется для подтверждения неравенства и дискриминации.

Левонтин (1976) объясняет, что:

«формы биологического детерминизма со временем сильно изменились. В 19ХХ века именно морфология особей рассматривалась как ключ к их биологической природе. У нас есть, например, френология, где по шишкам на голове можно было судить о характере людей»….. однако «морфология была очень важна, и люди постоянно приводили доказательства неравенства рас, в частности, или наций на основе их морфология» (п. 9: п. 10).

Он добавляет,

«Идеология говорит, что существуют биологические различия между индивидуумами и между группами. Какие биологические различия имеют большое значение в определении дифференциальных способностей этих людей. Например, в нем утверждается, что «некоторые из нас рождаются банкирами, другие рождаются профессорами, третьи рождаются уборщиками, третьи рождаются безработными и так далее» (параграф 23).

3. Социальный детерминизм

Посылка: Ребенок, выросший в более высокой социально-экономической среде, имеет лучшее образование и работу, чем ребенок, выросший в более низкой социально-экономической среде.

Социальные детерминисты считают, что поведение человека определяется его прошлыми социальными отношениями и взаимодействием с семьей (а не в первую очередь его генетической структурой).

Социальный детерминизм может учитывать чьи-то обычаи, культурные традиции или среду детства.

Исследования показали, что дети из домохозяйств с более высоким социально-экономическим положением (СЭС), как правило, имеют более благоприятные результаты в образовании и работе, чем дети из домохозяйств с более низким СЭС.

Это в основном потому, что они имеют лучший доступ к качественному образованию, качественному медицинскому обслуживанию и социальным сетям высшего класса, но также могут отражать социальные предрассудки, которые влияют на жизнь человека и находятся вне их контроля.

В то же время дети из семей с низким СЭС могут столкнуться с препятствиями в получении тех же ресурсов. Это ставит их в невыгодное положение в жизни.

Маркуссон и Роед (2022) обсуждают район и среду, в которой растут дети, и то, как это может оказать существенное влияние на них, когда они станут старше:

«Причинно-следственные связи делятся на две основные категории: связанные с характеристиками самого района и связанные с живущими в нем людьми. Первая категория включает в себя такие факторы, как физическая среда (качество воздуха и воды, транспортный шум, доступ к паркам и игровым площадкам), общественные удобства (качество школ и детских учреждений) и инфраструктура. Вторая включает в себя качество социальной среды, наличие хороших и плохих образцов для подражания и других влияний сверстников» (параграф 12. Они добавляют, что «имеется большое количество литературы по эффектам соседства, охватывающей широкий спектр результатов, от физических до психическое здоровье, преступное поведение, образование и заработок для взрослых» (параграф 24) 9. 0005

Критика детерминизма в социологии

Два ключевых социологических критических замечания в отношении детерминизма относятся к власти и действию.

  • Детерминистский взгляд на власть: Детерминисты склонны рассматривать социальные структуры как фиксированные, а власть распределяется таким образом, что ее нельзя коренным образом изменить. Часто это исходит из марксистской точки зрения, согласно которой власть рассматривается как находящаяся в руках класса капиталистов и над рабочими. Этот взгляд на власть подвергается критике со стороны постструктуралистов и постмодернистов, которые считают власть более расплывчатой, а это означает, что люди могут осуществлять власть посредством актов подрывной деятельности, языка, который они используют, способов, которыми они изменяют и бросают вызов метанарративам, и т. д. (см. также: постмодернизм ).
  • Детерминистский взгляд на свободу воли: Точно так же детерминизм, по-видимому, в корне противоречит представлению о том, что у людей есть свобода воли (имеется в виду способность совершать действия по своей воле, которые могут повлиять на их жизнь). Эта точка зрения несколько фаталистична и не принимает того факта, что у людей всегда есть выбор в том, как им поступать, даже если они частично (но не полностью) ограничены социальными структурами и режимами угнетения.

Не путать с взаимным детерминизмом

Реципрокный детерминизм из психологии относится к факторам, влияющим на поведение человека. Это не пример социологического детерминизма, потому что он не предполагает отсутствия действия или неизбежности. Скорее, это психологическая концепция, относящаяся к тому, как множество фактов (человек, окружающая среда и поведение) взаимодействуют и влияют на людей и ситуации. Подробнее см. в нашей статье о взаимном детерминизме.

Заключение

В социологии детерминизм — это концепция, утверждающая, что социальные результаты предопределены силами, неподконтрольными индивидуумам. Эти силы могут включать экономическую, классовую, падежную, гендерную, технологическую, расовую или другую социальную иерархию. Критики, однако, считают, что люди ограничены социальными силами, но при этом обладают способностью проявлять свободу воли.

По сути, эта социологическая точка зрения находится под влиянием философских взглядов, связанных со свободной волей, согласно которым некоторые школы считают, что у людей есть свобода воли, в то время как другие считают, что свобода воли — это иллюзия.

Ссылки

Колвин С.С. (1904). Проблема психологического детерминизма. Журнал философии, психологии и научных методов , 1 (22), 589–595. https://doi.org/10.2307/2011211

Дейли, Дж. В. (1971). Фрейд и детерминизм. The Southern Journal of Philosophy , 9 (2), 179–188. https://doi.org/10.1111/j.2041-6962.1971.tb02196.x

Дарк, К. (2000). Культура и миф об экономическом детерминизме в глобальной истории и мировой политике. Исследования по экономической этике и философии , 182–209. https://doi.org/10.1007/978-3-642-57223-4_8

Эллвуд, Калифорния (1911 г. ). «Экономический детерминизм» Маркса в свете современной психологии. Американский журнал социологии , 17 (1), 35–46. http://www.jstor.org/stable/2763254

Феррайоло, Б. (2006 г.). Свобода воли, детерминизм и стоический совет. Ars Disputandi , 6 (1), 204–210. https://doi.org/10.1080/15665399.2006.10819927

Левонтин, Р. К. (1976). Биологический детерминизм как социальное оружие. Специальные коллекции: Специальные коллекции ораторов штата Орегон и университетские архивы . https://pdxscholar.library.pdx.edu/orspeakers/92

Маркуссен, С., Роед, К. (2022) Всегда ли более богатые районы лучше для детей? Журнал экономической географии , lbac031, https://doi.org/10.1093/jeg/lbac031

Грегори Пол К. (Массачусетс)

+ сообщения

Грегори Пол К. является лицензированным преподавателем социальных наук и преподает социальные науки в той или иной степени в течение 13 лет. В настоящее время он работает в университете на факультете международных гуманитарных наук, преподает кросс-культурные исследования в регионе Тюугоку в Японии. Кроме того, он руководит семестровыми программами обучения за границей для японских студентов и готовит их к трудностям, с которыми они могут столкнуться, живя в разных странах в краткосрочной перспективе.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»