Социометрия является методом диагностики: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

Содержание

Социометрический метод и его использование для диагностики межличностных взаимоотношений.

Социометрический метод — метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

социально-психологических отношениях в группе;

статусе людей в группе;

психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;

  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап — Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап — Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе.

Типы критериев:

  • формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.

  • двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

  • прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

  • сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т. е. всех, кроме самого себя.

Параметрическая процедура Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов).

4-й этап Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

5-й этап Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов.

Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

6-й этап Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено) | Учебно-методический материал по психологии:

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)

Цель методики: диагностика межличностных отношений.

Возраст применения: с 5 лет

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Подготовить вырезанные из бумаги цветочки, сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть одинаковыми.
  2. Психолог при себе должен иметь распечатанный список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Вырезанные из цветной бумаги цветочки (или любые другие предметы) в качестве подарка.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ И ИНСТРУКЦИЯ

Перед началом обследования психолог сообщает детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс может воспитатель).

Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде номера шкафчики в списке детей.

ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо шкафчике положить его самому.

ПРОЦЕДУРА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1 ЭТАП. ЗАПОЛНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ. 

Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу. Социометрическая матрица составляется следующим образом:

  1. По вертикали прописываем порядковый номер и фамилии, и имена детей (это те, кто выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.
  2. В рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.
  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива.
  4. Далее в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

2 ЭТАП. СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИОГРАММЫ. 

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.

В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:

n — – количество членов коллектива.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов коллектива, набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения членов коллектива, не получивших ни одного выбора.

Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или о том, что в целом, разобщенном коллектива, имеется сплоченное «ядро».

3 ЭТАП. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ.

Подсчитываем коэффициент групповой сплоченности по формуле:

Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%

По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

  • I – 15-20% — низкий уровень
  • II – 21-30% — средний уровень
  • III – 31-40% — высокий уровень
  • IV – 40% и выше — сверхвысокий уровень.

К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Подсчитываем коэффициент удовлетворённости по формуле:

Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%

Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.

Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.

Подсчитываем социометрический статус по формуле:

Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.

Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%

По социометрическому статусу дети могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий:

  • «популярные»,
  • «предпочитаемые»,
  • «принятые»,
  • «изолированные».

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.

Подсчитываем индекс изолированности.

Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

4 ЭТАП. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ (ПРИМЕР).

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)

Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:

  • имеет сплоченное «ядро»,
  • частично сплочен,
  • частично разобщен,
  • половина коллектива сплочена, половина разобщена,
  • в коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.

Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ребёнка, это № 1 и № 5. № 1 получил максимальное количество выборов равное …, № 5 получил количество выборов равное…  КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными. Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №, №) хотели бы войти в данную группировку).

Самые популярные дети состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в коллективе имеются два ядра, два актива).

Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.

Социометрический подход (социограмма) — диагностический процесс

Мариям Фараз

Мариям Фараз

Оптимизация организационной деятельности | Стратегический эксперт по кадрам, финансам и операциям | Сильные навыки решения проблем

Опубликовано 5 октября 2018 г.

+ Подписаться

Сегодняшняя интенсивная глобальная конкуренция и дерегулирование создали большую неопределенность для компаний практически во всех отраслях. Рост конкуренции требует постоянной реакции на инициативы других фирм. Это требует постоянного улучшения качества и продукции при одновременном снижении затрат.

Что такое диагностика?

Системный подход к пониманию и описанию текущего состояния организации.

Он включает в себя систематический анализ данных об организационных процессах и культуре с целью выявления проблем и подготовки выводов о программах действий по улучшению.

Цель диагностики —

Целью диагностики является:

  • сбор информации для точного определения характера проблемы, требующей решения;
  • для выявления основных причинных сил; и
  • , чтобы обеспечить основу для выбора эффективных стратегий и методов изменений.

Результат слабого, неточного или ошибочного диагноза — является дорогостоящей и неэффективной программой развития организации.

СОЦИОГРАММА — Социометрический подход

Что такое социограмма?

Техника сбора данных о рабочих группах. Он предоставляет средства для анализа данных о выборе или предпочтениях в рабочей группе.

Как собрать данные из рабочей группы?

Социометрический инструмент задает конкретные вопросы, такие как:

Q1- С кем вы предпочитаете работать?

Q2- С кем вы общаетесь?

Q3- Кто больше всего помогает вам с техническими проблемами

Результаты и диаграмма

Результаты представлены в виде диаграммы (структуры и модели группового взаимодействия), которая называется Социограммой .

Начато: — избранные люди или сотрудники.

Изоляты: те, у кого почти нет выбора.

Взаимный выбор: определенные лица/сотрудники будут выбирать друг друга.

Односторонний выбор: Человек/сотрудник выбирает другого, но взамен его не выбирают.

Клика: когда три или более человека/сотрудника в большой группе выбирают друг друга (взаимный выбор).

Круг представляет каждого члена группы, варианты выбора обозначены стрелками, указывающими направление выбора.

Количество вариантов может быть указано в кружке под именем человека или кодовой буквой.

Социометрический метод полезен, потому что он:

1- обеспечивает понимание структуры неформальной организации.

2- указывает на сплоченность группы.

3- помогает выявить возможные проблемы в работе.

Согласен? Использует ли ваша организация какой-либо из социометрических методов, а также помогает ли он диагностировать проблему?

Социальный атом Морено: инструмент диагностики и лечения для изучения межличностных отношений

The Social Networks Inventory

    T. Treadwell, Evan A. Leach, S. Stein

    Psychology

  • 1993

Литература о конструкции социального атома имеет прочную теоретическую основу, вытекающую из теории спонтанности Морено, но является психоаналитической. метрически ограничен. Большинство версий теста «социальный атом»…

Социометрическая оценка и письменные психодраматические интервенции в индивидуальной практике социальной работы

    Скотт Джакомуччи

    Психология

    Социальная работа, социометрия и психодрама

  • 2021

Применение социометрических оценок и письменных психодраматических вмешательств в условиях индивидуальной социальной работы находится в центре внимания этой главы. Охватываемые вмешательства включают социальный атом,…

Практическое применение поэтапной социометрии: повышение социометрического интеллекта посредством самораскрытия и связи

    Д. Бьюкенен

    Психология

  • 2016

Это краткая статья об исторических, теоретическое и практическое применение поэтапной социометрии. Предоставляются инструкции и рекомендации по использованию демократического вмешательства. Особое внимание…

PILAR: Модель сотрудничества для инкапсуляции социальной психологии

    Бенджамин Хеслоп, Э. Стояновски, Джонатан Пол, Кайли Бейли

    Психология

    Обзор общей психологии

  • 2018
  • 9004 1

    В этой статье представлено повторное исследование обоснованной теории сотрудничества в сочетании с литературой по социальной психологии. Результат PILAR (Prospects, Involved, Liked, Agency,…

    Серия диагностических рисунков: систематический подход к оценке и исследованиям арт-терапии

      B. M. Cohen, J. Hammer, S. Singer

      Психология

    • 1988

    Изучение досуга молодых людей с травмой или заболеванием спинного мозга

      K. Hynes, Jane Galvin, L. Howie

      Медицина 9 0003

      Развитие нейрореабилитация

    • 2012
    Клиницисты, семьи и педагоги должны изучать предпочтения молодых людей с ТСМ/Д в отношении досуга и поддерживать их участие в мероприятиях, которые приносят удовольствие, дружбу и чувство достижения.

    Взгляд в будущее: подростки с церебральным параличом рассказывают о своих стремлениях – нарративное исследование

      А. Кассен, Л. Хоуи, К. Иммс

      Психология, медицина

      Инвалидность и реабилитация

    • 2012
    9 0002 Первый недавний описывается исследование, посвященное стремлениям подростков с церебральным параличом, в котором подчеркивается необходимость того, чтобы работники образования и здравоохранения были ориентированы на будущее и рассматривали перспективу продолжительности жизни при работе с подростками с детской инвалидностью.

    Золотой век психодрамы в больнице Святой Елизаветы (1939–2004 гг.) Л. Морено, доктор медицины, и в профессии 65 лет. Можно привести убедительные доводы в пользу того, что рядом с Морено…

    Объединение родителей детей с хронической болью посредством арт-терапии.

      М. Пиелех, К. Зиберг, Л. Саймонс

      Психология, медицина

      Клиническая практика в детской психологии

    • 2013
    Первые результаты обещают, что групповая арт-терапия является подходящим и полезным средством поддержки родителей детей с хронической болью во время междисциплинарной реабилитации боли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *