Совесть это чувство или качество: что это такое, примеры проявления, отличия от стыда

Значение слова «совесть»

12.05.2020

Совесть в философии — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль на основе различения добра и зла, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности, ответственности за свое поведение.

Совесть в психологии — это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием  личностью своего долга  и ответственности  как перед отдельными людьми, так и перед обществом.

К. К. Платонов в работе «Об изучении психологии учащихся» (1961) говорит о совести как о моральном качестве личности , как о самооценке поступков с позиции усвоенных нормативов поведения. А. Г. Ковалев (1960) определяет совесть как эмоционально-оценочное отношение

  личности к собственным поступкам и поступкам других людей, за поведение которых личность несет ответственность как член коллектива. О. П. Рылько (1972) тоже рассматривает совесть как отношение  личности к соблюдению нравственных норм и правил, которое может становиться чертой характера.

В Историческом словаре совесть определяется как нравственное чувство,  сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений.

В Психологическом словаре (под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) совесть обозначается как одно из выражений нравственного самосознания личности,  проявляющееся как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (1985, с. 825. В последующих изданиях в основном излагается данная трактовка).

«Поступить по совести» — значит действовать в соответствии с нравственными принципами, установленными в данном сообществе, невзирая на свои (личные) интересы. Как писал Даль, совесть — это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. А Лев Толстой говорил, что совесть — это закон, живущий в нас, и что совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Недаром народная мудрость гласит: «Совесть не пропьешь, в карман не положишь».

Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, совещание) и «весть», то есть информация о чем-то. Совесть — согласие с самим собой, душевный покой. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия личности в социуме.
Совесть человека не зависит от мнения других людей, соотносясь только с долгом. Руководствуясь своей совестью, человек судит свои поступки как бы от своего имени. Поэтому совесть действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует.

Австрийский психиатр В. Франкл именует совесть органом смысла, с помощью которого субъект получает способность обнаруживать личностную значимость каждой переживаемой ситуации. При этом совесть нередко помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям. Повседневная жизненная практика изобилует примерами того, как при определенных обстоятельствах чисто теоретические понятийные оценки совести становятся мощными, практически действенными стимулами, способными противостоять труднейшим обстоятельствам реальной жизни.

Оценке совести прежде всего подлежит все, что произвольно, то есть обусловленные мотивами деятельность и поведение человека. Однако и непроизвольные реакции человека могут подвергаться суду совести, например осуждение себя за проявленную трусость из-за возникшего страха.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Д. Дидро
 
Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца.
Л. Фейербах

В качестве нравственного регулятора совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями и выражает ответственность человека прежде всего перед самим собой.

Ключевые слова: Совесть

Источник: Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN 978-5-496-01970-5

Материалы по теме

Роль и функции совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Генезис (происхождение) совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Манипуляция совестью

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Совестливость и бессовестность как свойства личности

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN. ..

Соблюдение долга как основа совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Честность и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Совесть и честь в современном мире

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Стыд и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Что такое совесть — определение и рассуждение

Понятием совесть принято именовать способность личности, выражаемую в самостоятельной формулировке нравственного долга, норм и реализации морального самоконтроля, требовании от собственной персоны их выполнения и оценивании производимых самой личностью деяний. Являет собой одно из проявлений нравственного самосознания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Проще говоря, описанные два аспекта связывают воедино эмоциональную составляющую с разумом.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Как её воспитывать

Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.

Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.

Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.

Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.

Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.

Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.

У малышей следует выработать:

– внутренний навык нравственное решение;

– способность распознавать добро и зло;

– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;

– реакцию на отклонение от собственных ценностей;

– желание действовать правильно.

Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.

Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.

Какой человек без совести

Анализируемое понятие является своеобразным механизмом нравственной оценки действий, поведения и слов. Сопоставление происходит с духовной системой ценностей. Как раз поэтому часто бывают бесполезны попытки пристыдить громкую молодёжь либо призвать пьяницу к совести. Невозможно вызвать чувство стыда у людей, когда происхождение проблемы или подоплёка разговора для индивида не представляет ценности. Вот что такое совесть, примеры которой наряду с примерами её отсутствия постоянно можно увидеть в повседневной жизни.

Совесть рознится от субъекта к субъекту. На выработку внутренних нравственных ориентиров влияет манера семейного воспитания, индивидуально-психологические личностные особенности, социальная среда и условия развития, состояние социума, уровень интеллекта, общественная культура. Таким образом, описываемая способность является отражением внутренних принципов, установок и ценностей индивида, его внутреннего мира.

Невзирая на то, что совесть разнится, она присутствует у всех здоровых индивидов и отсутствует у психопатов – лиц, имеющих асоциальное личностное расстройство. Такие индивиды не способны сочувствовать, эмпатия им неизвестна, эмоции они не понимают и не признают потребности других индивидов. Для них существуют лишь они сами и их персональные цели.

Однако не только лица, имеющие отклонения психики, бывают бессовестными. Здоровые лица также страдают отсутствием «внутреннего цензора». Бессовестные люди, прежде всего, являются агрессорами, им неведома жалость. Они считают себя сильными, умными, ловкими, хитрыми. Вначале их жизненной стези им везёт, они на гребне успеха. Люди, не имеющие совести, наслаждаются благами цивилизации, постепенно теряя душу. Сегодня они обманули, завтра перешагнули через родню, предали любовь, продали дружбу. Так и шагают по жизни бессовестные лица, теряя близких, постепенно становясь ненужными никому. Не существует вещей страшнее одиночества и забвения. Лица без совести несчастные люди.

В учебных заведениях часто задают написать сочинение-рассуждение, что такое совесть, дабы заставить будущее поколение задуматься насколько важен «внутренний цензор» в жизни. Ведь нет будущего у общества без совести. Определение данного понятия представляет собой нравственное сознание индивида. Совесть хранит шаблоны хорошего и дурного, правильного и неверного. Также она ответственна за реагирование на противоречие или соответствие действий другого человека или своих нравственных ценностей.

Что делать, если настигли муки совести

Убежать от поедания совести невозможно. Она словно карающий меч настигнет везде. Поэтому и бегать от неё не стоит. Бороться с «внутренним цензором» тоже бесполезно. А раз нельзя побороть, то следует подружиться с ним. Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих ликвидировать муки совести.

Как уже писалось, не следует убегать от испытываемых ощущений, равно как и заглушать их глас. Нужно устроить «рандеву» с причиной, породившей чувство вины, дабы разобраться, что препятствует душевному спокойствию. Установив причину можно действовать, например, попытавшись исправить, либо осознать, что былые действия хоть и неблаговидные, но они уже совершенны, поэтому надобно сделать вывод, дабы в дальнейшем избегать таких действий и шагать дальше по жизни под внимательным руководством совести.

А может просто следует переоценить собственные установки, вооружившись приобретённым жизненным опытом: ведь бывает, что мучает уже неактуальная проблема. Некоторые убеждения в процессе бытия переосмысливаются людьми, а принципы делаются личным достижением. Ведь совесть также даёт толчок к самосовершенствованию.

Самым действенным методом считается раскаяние и следующее за ним искупление. Порой индивиды долгие годы стараются побороть чувство вины, оправдываясь обстоятельствами, не признавая собственную вину. В определённый момент его силы в этом противостоянии подходят к концу. Следствием становится понимание, что именно он ответственен за собственный проступок, а не окружение или обстоятельства. После чего остаётся лишь отыскать способ устранить ошибку прошлого. Нередко случается, так что выполнить это не представляется возможным, но глас совести обязательно намекнёт на выход.

Тихая совесть – понятие неоднозначное. Конечно, приятно погружаться в Морфеево царство, не ощущая её голоса, мечтать, представляя светлое будущее, не обременённое тяжестью вины. Дабы так жить, следует в любых действиях прислушиваться к «внутреннему цензору».

Однако, с иной стороны, голос совести необходим словно дыхание. Он является той путеводной звездой, направляющей человека к светлому будущему.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. мотивация совести, вытекающая из этических или моральных принципов

  2. род Annona тип рода рода Annonaceae

  3. согласие дать утвердительный ответ; ответьте положительно на

  4. согласие в суждениях группы в целом

  5. 24″>

    созвучие гармоничное положение вещей и их свойств

  6. согласный звук речи, не являющийся гласным

  7. уступка акт уступки

  8. знающий, обладающий или демонстрирующий знание, понимание или реализацию

  9. передать другому на попечение или хранение

  10. род Cuon азиатская дикая собака

  11. род Unio type род семейства Unionidae

  12. род Pan шимпанзе

  13. знание знание

  14. род Девясил род трав или полукустарников Старого Света: девясила

  15. род Ananas род тропических американских растений с мечевидными листьями и мясистыми сложными плодами, состоящими из плодов нескольких цветов (например, ананасов)

  16. род Ononis Род европейских полукустарников или трав с розовыми, лиловыми или желтыми одиночными или собранными в группы цветками: щитовка

  17. 26″>

    род Nasua Coatis

  18. род Usnea широко распространенные лишайники, обычно имеющие сероватое или желтое свисающее свободно разветвленное слоевище

  19. осведомленный (иногда за которым следует слово «из»), обладающий или демонстрирующий знание, или понимание, или осознание, или восприятие

  20. подлинный, не поддельный или контрафактный

Что такое совесть? — Арлингтонский католический вестник

Поиск

Колонны

Джозеф Ариас | Специально для «Католического вестника»

10.06.20

Согласно параграфу 1778 «Катехизиса Католической церкви», совесть есть «суждение разума, посредством которого человек признает нравственное качество конкретного действия, которое он совершает». собирается исполнить, находится в процессе исполнения или уже завершено». Чтобы лучше понять это определение, полезно прежде всего указать, чем не является совесть. Это не эмоция или чувство, даже не «внутреннее чувство», как часто говорят. Скорее, совесть есть действие интеллекта, суждение разума.

Это не означает, что эмоции или чувства не важны или неуместны с моральной точки зрения, но их нельзя отождествлять с самой совестью. Если они исходят из добродетельных наклонностей, эмоции могут быть очень полезными, помогая разуму судить о том, является ли действие морально хорошим или плохим. Мы можем думать о человеке, который всегда соблюдал справедливость в своих отношениях с другими; ее чувства по поводу того, является ли предлагаемая деловая сделка справедливой или уместной, могут иметь большое значение для ее совести. С другой стороны, неуправляемые или порочные эмоции могут создавать препятствия или помехи для формирования правильных моральных суждений о конкретных действиях. Следовательно, крайне важно, чтобы правильный разум оказал влияние на эмоции, прежде чем можно будет доверять эмоциям, чтобы помочь в моральных суждениях разума.

Также по определению совесть есть суждение о моральном качестве конкретного поступка. Этот акцент делается для того, чтобы отличить моральное суждение совести от морального суждения в классе. Например, на занятиях по этике или моральному богословию участники выносят множество суждений о моральных качествах человеческих действий, но обычно они делают это, рассматривая эти действия абстрактно и часто гипотетически. Мы могли бы изучить условия, необходимые для справедливой войны, и вынести суждения о нравственности вступления в войну в определенных воображаемых случаях. Мы могли бы даже применить полученные знания о моральных принципах для вынесения качественных суждений о человеческих действиях, совершенных в исторически реальных войнах или сражениях (например, о бомбардировке определенного города или деревни в ходе конкретной войны). Но ни одно из этих суждений не будет касаться конкретного действия в том смысле, в каком этот термин используется в катехизисе. Оно означает конкретное в том смысле, что индивидуум оценивает свое собственное действие, рассматривается ли оно в будущем, в настоящем или в прошлом.

Суждение о нравственном качестве собственного поступка может принимать различные формы в зависимости от того, является ли действие предвосхищаемым (либо в далеком будущем, либо даже в следующий момент) или уже совершенным. Человек может решить, что определенное действие является обязательным и должно быть выполнено; здесь говорят, что совесть командует. Или он может решить, что действие греховно и поэтому должно быть опущено; в этом случае говорят, что совесть запрещает. В качестве альтернативы он может решить, что действие может быть совершено как законное, но не обязательно; поскольку такая совесть, как говорят, позволяет. Наконец, с предвосхищаемой стороны человек может решить, что действие желательно как лучший, но, возможно, не только законный вариант; таким образом, говорят, что совесть консультирует. Однако, если суждение приходит после совершения действия, совесть может либо оправдывать, либо одобрять, либо осуждать, в зависимости от различных факторов в конкретном случае.

Поскольку совесть является актом морального суждения отдельного человека, ее безошибочность не гарантируется. Соответственно, совесть можно дополнительно разделить на истинную (правильно оценивающую нравственность поступка) и ложную (неверно оценивающую). Поскольку часто есть несколько способов ошибиться, ложная совесть может быть либо щепетильной, либо слабой. Первый бывает, когда человек без достаточных оснований судит о том, что действие является греховным или что есть тяжкий грех, когда объективно есть только простительный грех. Вторая связана с противоположной ошибкой, когда человек без достаточных оснований считает себя свободным от реальных моральных обязательств.

Конечно, хотя иногда мы можем ошибаться, несмотря на все наши усилия, моральная ответственность требует, чтобы мы всегда стремились обладать истинной совестью. Именно здесь как моральные принципы, усвоенные в процессе обучения, так и наш конкретный опыт из прошлого становятся незаменимыми. К счастью, в естественном законе, сверхъестественном откровении (находящемся в Священном Писании и священном предании) и постоянном руководстве церкви Бог в изобилии предоставил ресурсы, необходимые для пожизненной задачи и привилегии формировать нашу совесть согласно Его любящей воле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *