Управление агрессией
27.11.2012
Существует точка зрения, согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых—уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.
Эти предположения восходят еще к трудам Аристотеля (384-322 до н. э.), считавшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может способствовать «очищению» чувств. Несмотря на то, что сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими другими, в частности Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других.
Согласно этим авторам, «результатом любого акта агрессии является катарсис, который уменьшает вероятность проявления других агрессивных действий». Осуществление одного агрессивного акта — независимо от того, что его породило — снижает желание агрессора прибегать к другим формам насилия. Основываясь главным образом на этом и подобном ему предположениях, целые поколения родителей побуждали своих детей играть в активные игры, тысячи психотерапевтов призывали пациентов освобождаться от враждебных чувств, а сообразительные предприниматели получили весьма солидные доходы от продажи резиновых плеток и подобных средств, предназначенных для достижения эмоционального катарсиса. Оправдывает ли себя эта вера в лечебные свойства катарсиса и деятельности, приводящей к нему?
Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «спустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные исследований подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Однако это не единственный способ достижения подобного эффекта: к снижению уровня эмоционального напряжения может привести совершение индивидом практически любого действия, ослабляющего момент аверсивности в обращении с ним (индивидом) других индивидов. Данные, подтверждающие вторую часть «
Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, т. е. реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов и при умеренной эротической стимуляции. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.
Ключевые слова: Агрессия
Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология
Материалы по теме |
---|
Как побороть гнев Руслан Жуковец, Как укротить эмоции |
Аутоагрессия Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Е.П.Ильин, 2017 |
Гнев, его сущность и роль в общении Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Непосредственные агрессивные реакции на фрустрацию и стресс Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Агрессивная реакция на фрустрацию Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы… |
Агрессия и агрессивное поведение Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010 |
Термин «агрессия» и подходы к его определению Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб… |
Теории агрессии Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010 |
Как справиться с агрессией | Forbes Life
Как справиться с гневом, злостью и раздражительностью без вреда для себя и окружающих людей? Специально для Forbes Life гештальт-терапевт, супервизор и консультант YouTalk Валентин Оськин рассказывает, какие способы помогают выявлять агрессию, контролировать и избавляться от нее
Как распознать агрессию
Закончили чтение тут
Прежде чем говорить о том, как распознать агрессию, особенно свою собственную, стоит узнать, что это такое.
Агрессия — это порыв, направленный на удовлетворение своих потребностей
В психотерапии, в частности в гештальт-подходе, агрессии уделяется много внимания. Принято считать, что здоровая агрессия — это активность, импульс, порыв, направленный на удовлетворение своих потребностей.
Когда потребность не удовлетворяется, если человек не может получить желаемое никакими способами, появляется нездоровая агрессия, выражающаяся в насилии и разрушении. Более того, обычно человек, умеющий распоряжаться своей агрессией, осознающий ее как импульс не к разрушению, а к достижению желаемого, будет более удовлетворен своей жизнью, чем тот, кто боится своей агрессии, подавляет и осуждает ее.Как опознать собственную агрессию? Агрессивным поведением считается любое поведение, направленное на удовлетворение потребностей — просьба уступить место, объятия, выражение злости, отстаивание своих интересов. Пока человек жив, у него есть потребности и необходимость их удовлетворять, и все, что человек делает для этого, он делает благодаря агрессии. Таким образом, агрессию внутри себя можно опознать по импульсу, порыву, движению к чему-то.
Материал по теме
Принято разделять агрессию по способу проявления на активную и пассивную:
- Активная агрессия обычно достаточно очевидна: человек явно говорит о своих желаниях, планах, потребностях. Такой человек берет то, что ему нужно, и отказывается от того, что не нужно. У него хорошо выстроены границы с другими людьми, он не позволяет использовать себя и сам несёт ответственность за свою жизнь.
- Пассивная агрессия сложнее и изощреннее. Она появляется в результате того, что человек научен подавлять свою агрессию, осуждает, стыдится. Пассивно-агрессивный человек не показывает свои потребности (часто он сам их не понимает и не осознает, боится). Однако потребности от этого никуда не деваются, и организм все равно пытается удовлетворить их. И поскольку прямо это сделать невозможно, он будет их удовлетворять иными способами: прокрастинировать, отказываться от своих интересов и потребностей, обесценивать себя или окружающих, разрешать другим людям пользоваться собой, бояться отказать.
Как контролировать гнев
Если агрессия — это импульс к удовлетворению потребности, то злость — это частный случай агрессии. Злость — сильное и обычно неприятное чувство. Его сложно не заметить. Ощущения, возникающие при появлении злости, описывают как бурящий в груди поток, жар, пар из ушей, рвущийся наружу вулкан. Когда человек злится, его лицо напряжено, появляется характерная гримаса, взгляд становится колким, холодным, прищуренным или, наоборот, распахнутым. Чтобы понять, как справиться с агрессией и злостью, нужно разобраться в их механизме.
Функция злости — показать, что происходит что-то неправильное: нарушение границ, угроза тому, что важно для злящегося человека. Злость заставляет человека собраться, ощутить свои силы, и, если человек в хорошем контакте со своей злостью, помогает выбрать направление и действовать. В злости всегда хочется выбрать кратчайший путь решения, буквально выплеснуть ее наружу. Именно в этом и состоит опасность злости для тех, кто не умеет ею управлять, — слишком велик риск сделать что-то неправильное и непоправимое.
Гнев — это сильная злость, длящаяся во времени, возникающая обычно тогда, когда злящегося человека не слышат, не хотят слышать, активно не уважают. Гнев — это способ выражения злости, выражающийся в громких криках, особом выражении лица, топанье ногами, размахивании руками. Гнев нужен, чтобы напугать оппонента, заставив его таким образом себя уважать.
Пожалуй, лучший способ контролировать гнев — осознавать свою злость, говорить о ней
Если же гнев не прекращается, он может перейти в ярость и даже ненависть как высшую форму выражения злости. Обычно именно в этих случаях люди совершают насилие. В таком состоянии человек почти не осознает своих действий, бесполезно его уговаривать, а остановить его можно только превосходящей силой.
Пожалуй, лучший способ контролировать гнев — осознавать свою злость, говорить о ней, не доводя до гнева. Но это возможно далеко не всегда. Важно понимать: гневающийся человек становится очень нечутким, сильная злость даже притупляет чувство боли. Это биологически обосновано — гнев нужен в первую очередь как средство защиты, быстрое и действенное. Гнев подавляет интеллектуальные процессы, ведь когда грозит опасность, нет времени на раздумья. Гневающемуся человеку тяжело думать, смотреть на ситуацию со стороны, он почти не способен воспринимать разумные доводы, как свои внутренние, так и со стороны других. Но бороться с приступом агрессии можно.
Что может помочь: дыхательные техники, например «дыхание по квадрату», техники мышечной релаксации вроде «релаксации по Джекобсону». Эти техники не требуют обдумывания, они быстры в использовании и чрезвычайно эффективны, когда необходимо снизить интенсивность эмоций. Но главное — успеть осознать свой гнев и начать принимать меры по снижению его интенсивности до приемлемой злости и даже раздражения, что позволит более рационально принимать решения и совершать поступки.
В межличностных конфликтах гнев часто сходит на нет, когда люди показывают, что уважают оппонента и его права, и видят ответное уважение.
Материал по теме
Случается так, что у людей происходят немотивированные вспышки ярости и приступы гнева. Здесь проблема может крыться в психических причинах — например, такое свойственно людям, которые держат свои эмоции под тотальным контролем, они мгновенно переходят от раздражения к ярости и гневу. В этом случае можно обратиться к психологу.
Также причина может быть биологическая — ряд заболеваний могут провоцировать такие вспышки. В этом случае необходимо врачебное вмешательство.
Как здраво реализовывать свою агрессию
Нужно пытаться не избавиться от агрессии, а найти возможности реализовать ее. И лучший способ реализовать свою агрессию заключается в том, чтобы чаще задавать себе вопросы «чего я хочу сейчас» и «в чем я нуждаюсь» и предпринимать необходимые действия для достижения этого. Однако часто люди самостоятельно прерывают свой путь к удовлетворению потребностей, и тогда получается что-то из нижеследующего:
- Человек не понимает чего хочет
Он чувствует раздражение, тревогу, но не понимает почему. Чтобы с этим справиться, придется много спрашивать себя, пробовать, рисковать и встречаться с новым опытом. И это не просто делать.
- Человек убежден, что то, чего он хочет, плохо и неправильно
Или, хуже того, что хотеть этого — уже неправильно и ужасно. Любой прорыв такой запретной потребности будет вызывать злость, гнев и осуждение как по отношению к себе, так и к другим. Здесь помогает развитие критического мышления, выделение своих собственных ценностей и постепенное замещение ими ранее присвоенных убеждений, привнесенных извне.
- Человек почему-то отвергает свою потребность или эмоцию, но видит ее в другом
Например, человек хочет разозлиться, но запрещает себе это делать. Тогда он будет видеть злыми и раздраженными других людей, не замечая своей злости.
- Человек все знает про себя, осознает свою потребность, но не решается действовать
Тогда он раздражается и злится, чаще всего сам на себя. Здесь поможет осознание того, что заставляет выбирать останавливаться, в то время когда надо действовать.
- Человек делает для других то, в чем нуждается сам
А если они не принимают его действия, сильно разочаровывается и злится. Важно осознать этот механизм и признать свои потребности.
Как справиться со злостью экологично
Говоря об экологичных способах справляться со злостью, важно помнить, что злость бывает первичная и вторичная: первичная проявляется как реакция на прямую угрозу, нападение. И здесь нет другого пути, кроме как защищать себя всеми доступными способами.
Вторичная злость — реакция на свои собственные эмоции, защита себя от них. Обычно злость защищает нас от страха, вины, стыда, обиды, унижения, отвращения и боли. Здесь важно попытаться осознать эти эмоции и обсудить их с тем, кто нанес оскорбление или обиду. Можно сказать прямо: «Я сейчас на тебя злюсь».
Необязательно говорить о злости: «Твои действия меня пугают, остановись», «Ты сильно меня обижаешь и делаешь больно, не делай так со мной». Дело в том, что, сказав человеку про свою злость, мы вызовем у него ответную злость (это защитный эволюционный механизм), и договориться уже будет сложнее. Но если сказать о тех чувствах , что злость прячет, есть высокие шансы получить сочувствие и понимание.
Материал по теме
Если злость постоянная, ее сложно контролировать, она не мотивирована ничем, и это не является медицинской проблемой, имеет смысл обратиться к профессиональной помощи психолога. Если же такой возможности нет, стоит задать себе следующие вопросы:
- Если ли сейчас в моей жизни длительные, фоновые процессы, которые меня давно беспокоят, пугают, не удовлетворяют, болезненны для меня? Это может быть все что угодно — здоровье, отношения, деньги, работа.
- Могу ли я как-то повлиять на это?
- Делаю ли я достаточно для того, чтобы справиться с этими трудностями?
- Что еще я могу предпринять?
- Что меня останавливает?
- Если я решу ничего с этим не делать, то что заставляет меня сделать такой выбор?
- Если я решу изменить это, что может помочь мне совершить такой выбор?
Как справляться с агрессией, направленной на себя
Самобичевание, внутренний критик — это по своей сути злость, обращенная не на внешний объект, а на самого себя. О том, как справляться с таким отношением к себе, написано много литературы, но суть сводится к следующим пунктам:
- Узнать функцию критика (обычно это защита от негативного опыта прошлого).
- Учиться разделять «могу», «хочу», «надо», «должен/должна».
- Учиться замечать свои потребности.
- Активно удовлетворять свои потребности наиболее подходящими способами.
- Самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и выбор.
Агрессия, злость, гнев, ярость — не одно и то же. И чтобы справляться с этими чувствами, необходимо увидеть эту разницу. Перестать осуждать свою злость, перестать подавлять агрессию. Признать в себе агрессивную часть, разрешить злиться, учиться прямо говорить о своих желаниях или недовольствах и действовать в соответствии со своими потребностями и ценностями. Это трудный путь, поскольку придется не только преодолеть внутренние преграды, но и реакцию других людей на свои изменения. В конечном итоге в окружении такого человека остаются только те, кто ценит и любит его и кого он любит и ценит сам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Управление агрессией — Portico
Из: Глава 4, «Нормальная» агрессия, в Acting Out (© 2007) Даже если вы усердно работаете, чтобы предотвратить это, работая с молодежью, вы, вероятно, рано или поздно столкнетесь с агрессивным поведением. Описанные ниже стратегии помогли снизить интенсивность агрессивного поведения среди детей и молодежи в лечебных учреждениях. Эти стратегии призваны помочь вам разрядить обстановку или успокоить молодого человека; выяснить, что вызвало взрыв, и устранить причину; и построить лучшие отношения с молодыми людьми, чтобы выяснить, нуждаются ли они в особой помощи. С помощью наших жестов, поз и выражений лица мы выражаем физическое, умственное или эмоциональное состояние и сообщаем о нем невербально другим. Наш язык тела и тон голоса могут подчеркивать смысл произнесенных нами слов или противоречить этому сообщению. Если вы столкнулись с молодым человеком, который ведет себя агрессивно или угрожает, обязательно контролируйте язык тела и тон голоса. Определенные типы языка тела и тон голоса могут беспокоить некоторых молодых людей и повышать уровень их агрессии. Делайте: Нельзя: Когда вы сталкиваетесь с ребенком или подростком, который ведет себя агрессивно, вы можете рассердиться или расстроиться. Эти чувства естественны, но если вы их проявите, вы можете еще больше расстроить молодого человека. Подойдите спокойно и постарайтесь, чтобы молодой человек сосредоточился на своих чувствах. Используйте простые утверждения, например: «Похоже, вам тяжело. Так не должно быть». Помните, что когда вы приближаетесь к молодым людям, которые ведут себя агрессивно, они часто становятся вербально агрессивными по отношению к вам. Они могут кричать или ругаться; игнорируй это. Не принимайте на свой счет негативные заявления, сделанные вам в такое время. Также не пытайтесь решить проблему или конфликт, которые привели к агрессивному поведению, пока молодой человек ведет себя агрессивно по отношению к вам. Сначала сосредоточьтесь на том, чтобы дать человеку понять, что вы заботитесь о нем или о ней, обеспокоены происходящим и готовы помочь. Предложите молодому человеку выход из ситуации. Дайте четкий выбор с безопасными ограничениями. Таким образом, вы позволяете молодому человеку сохранять чувство контроля. Вы можете дать человеку возможность сохранить свою самооценку. Например, вы можете спросить: «Хотели бы вы немного посидеть там, чтобы собраться с мыслями?» Когда молодой человек капризничает, попросите сверстников, которые могут наблюдать, покинуть помещение и продолжить свою деятельность. Например, если конфликт между учащимися разгорается в школьном коридоре, направьте учеников, которые не вежливо, но решительно вовлечены, в следующий класс или уведите спорящих учеников подальше от толпы в пустой класс. Реакция толпы может побудить некоторых молодых людей повысить агрессивность своего поведения. Не предупреждайте о последствиях, к которым вы не готовы. Молодые люди не будут хорошо реагировать на предупреждения, если они узнали из прошлого опыта, что им не обязательно придется столкнуться с ними лицом к лицу. Когда молодой человек проявляет очень агрессивное поведение, не поддавайтесь искушению угрожать ему или ей последствиями, которые, как вы знаете, не могут быть выполнены, или последствиями, которые являются неоправданно суровыми. Слова «Ты всегда так делаешь, когда…» подкрепляют негативное поведение. Подождите, чтобы поговорить с молодым человеком о ненадлежащем поведении, пока не закончится инцидент, связанный с агрессией, и все не успокоятся. Убедитесь, что молодые люди и сотрудники, присутствующие во время инцидента, связанного с агрессией, всегда находятся в безопасности. Если вы не можете контролировать ситуацию, будьте готовы позвать на помощь другого сотрудника, администратора или полицию, в зависимости от ситуации. В большинстве случаев дети или подростки, которые угрожают, не выполняют их. Поэтому вы можете использовать многие из советов, перечисленных в этом разделе, для борьбы с угрозами. Ваша главная цель будет состоять в том, чтобы заставить угрожающего молодого человека сосредоточиться на том, что он или она чувствует, и отвлечься от любого объекта агрессии. Вы можете сделать это, комментируя, например: «Вы, должно быть, очень плохо себя чувствуете, раз говорите что-то подобное. Что происходит?» Не всегда легко предсказать, осуществит ли молодой человек угрозу, даже если вы успешно справились с кризисом, во время которого была произнесена угроза. Чтобы определить, будет ли угроза осуществлена, подумайте о прошлом поведении того, кто ее высказал. Молодые люди, которые вели себя агрессивно, портили имущество, поджигали, причиняли вред животным или демонстрировали другие проблемы с поведением в прошлом, с большей вероятностью, чем в среднем, приведут в исполнение угрозу. В таких случаях вам может потребоваться связаться с поставщиком психиатрических услуг или полицией, в зависимости от ситуации. Всегда серьезно относитесь к ситуации, если молодой человек угрожает: После того, как инцидент, связанный с агрессией, закончился и все успокоились, пришло время обсудить ситуацию с молодыми людьми, которые были вовлечены. Затем вы можете помочь им понять, что вызвало инцидент, и придумать способы предотвращения проблем в будущем. Вот несколько советов по работе с молодежью после инцидента: К сожалению, многим из нас приходится иметь дело с агрессивными людьми, будь то на работе или в повседневной жизни. Родители с маленькими детьми часто ежедневно сталкиваются с разочарованием и агрессией, но справиться с этим может быть гораздо легче, чем с агрессией другого взрослого! В конце концов, не совсем приемлемо давать взрослому «тайм-аут», даже если вы думаете, что это, вероятно, поможет вам обоим. При столкновении с агрессией важно правильно реагировать. Гневный ответ почти наверняка приведет к эскалации ситуации и усложнит разрядку, что почти наверняка подтвердят родители малышей. На этой странице представлены некоторые предложения о том, как справляться с агрессией в других, в частности, с помощью как вербального, так и невербального общения. Агрессия часто связана с глубокими эмоциональными реакциями: это реакция на угрозы или гнев. Поэтому он вызывает эмоциональную реакцию у других людей. Если вы собираетесь эффективно справляться с агрессией других, важно, чтобы вы понимали и могли управлять своими эмоциональными реакциями. Например, вам нужно знать, какое поведение или человек вызывает у вас гнев и потенциальную агрессию. Какие виды поведения вызывают у вас «прямо в носу»? Вам также необходимо понять, как вы реагируете, а затем научиться контролировать свои чувства и следить за тем, чтобы ваша реакция соответствовала обстоятельствам. Правильный ответ может помочь другому человеку управлять своими эмоциями, даже бессознательно. Например, напористый ответ (вместо пассивного или агрессивного) может помочь другому человеку стать более напористым, а не агрессивным. Одна из самых важных вещей, которую нужно понять, это то, что это, вероятно, не личное: вы просто находитесь на «линии огня». Поэтому вам не нужно принимать это на свой счет и защищаться, потому что это не критика в ваш адрес. Мы все хотим, чтобы нас слушали, особенно когда мы говорим о чем-то важном для нас. Одним из основных триггеров агрессии является чувство разочарования или гнева. Вы можете распознать эти эмоции в ком-то еще, или вы можете вступить в контакт с кем-то, кто проявляет признаки агрессии (подробнее об этом см. на нашей странице Что такое агрессия? ). При этом важно дать другому человеку время для полного самовыражения . Послушайте, что они говорят, и побудите их рассказать вам о проблеме. Открытый, дружелюбный подход помогает определить ваши отношения как отношения поддержки, а не конфронтации. Проявите сочувствие и понимание их ситуации. СОВЕТ! Особенно полезно распознавать и отражать эмоциональные реакции другого человека. Это показывает, что вы поняли не только ситуацию, но и их чувства. Вы также можете сказать, как вам жаль, что они так себя чувствуют. Например: Следует проявлять осторожность, чтобы не подкреплять агрессивное поведение, особенно агрессивным или оборонительным поведением. Существует ряд факторов, снижающих склонность человека к агрессивному поведению. Они могут быть связаны с человеком, окружающей средой или другими вовлеченными людьми. Например, люди, довольно пассивные по своей природе, с меньшей вероятностью станут агрессивными. Люди также менее склонны к агрессии, если у них есть опыт агрессивного поведения без вознаграждения, или они считают, что агрессия вряд ли поможет. Люди также с меньшей вероятностью станут агрессивными, если они: Спокойная обстановка, в которой большинство людей чувствуют себя комфортно и где к людям относятся с уважением, с меньшей вероятностью вызовет агрессию. Также намного сложнее проявлять агрессию, если все вокруг ведут себя спокойно и уважительно по отношению друг к другу и к вам. Если вы работаете в организации, которой регулярно приходится иметь дело с агрессивными людьми, вам может быть полезно подумать, можете ли вы внести какие-либо изменения в окружающую среду, которые могут снизить вероятность агрессии. Например, менее формальная среда или более эгалитарный подход могут быть менее пугающими и, следовательно, менее опасными, чем столы и барьеры. Предложение чашки чая или стакана воды в качестве рутинной части встречи также может помочь построить отношения заботы с самого начала. Такая простая вещь, как размещение экрана компьютера так, чтобы другой человек мог его видеть, может помочь сделать отношения более равными, особенно если вам нужно делать записи во время встречи. Существует ряд методов борьбы с агрессией, включая как вербальные, так и невербальные действия. Эти техники будут особенно полезны всем, кому приходится справляться с агрессией в ходе своей профессиональной деятельности. Невербальное поведение, которое может помочь разрядить агрессию, включает: Понимание собственного языка тела и демонстрация неугрожающей, открытой позиции. Поддерживайте зрительный контакт, но следите, чтобы он не выглядел конфронтационным. Двигаться медленно и уверенно. Старайтесь, чтобы ваши физические движения были спокойными. Уважение личного пространства другого человека. Вербальное поведение, которое поможет стимулировать уверенные ответы, включает: Слушание того, что говорит другой человек, и принятие, признание и подчеркивание положительных аспектов сказанного, не преуменьшая при этом отрицательных. Демонстрация уважения через вежливые формальности, но стремление к фамильярности. Проявление понимания и сопереживания человеку путем отражения, прояснения и обобщения его мыслей и чувств. Избегайте любых выражений силы, например: «Ты должен успокоиться». Побуждение другого лица взять на себя ответственность за свое поведение и направить его в более творческие или позитивные формы, например, путем подачи письменной жалобы, а не устной критики кого-либо/организации. Реакция людей на опыт агрессии других людей сильно различается. Реакция человека может зависеть от многих факторов, таких как предыдущий опыт и подверженность агрессии, воспитание, нормы поведения, пол, культура, возраст, здоровье и ожидания, а также физиологические различия и реакция на стресс в целом. Способы борьбы с агрессией после ее возникновения включают: Обратитесь к любым руководствам вашей организации . Сообщите о событии руководителю. Расскажите другим о своем опыте . Выражение чувств и реакций может помочь вам смириться с тем, что произошло, и понять, что многие такие реакции являются нормальной реакцией на враждебное поведение. Попытайтесь проанализировать, что произошло , почему другой человек вел себя именно так, а также вашу реакцию. Обсудите это с руководителем или другим членом вашей организации. Применять на практике приемы управления стрессом и методы релаксации . Помните о возможных симптомах, которые могут последовать за таким опытом , например. чувство беспокойства, нарушенный сон, постоянное воспоминание о событии, повторяющиеся сны, физические реакции, депрессия или трудности с концентрацией внимания. Не преуменьшайте стресс события ни для себя, ни для других. Не позволяйте другим относиться к нему как к незначительному. Если это вас огорчает, важно с этим справиться. Контролируйте язык тела и тон голоса
Сохраняйте спокойствие
Предложите выход
Отпугивать прохожих
Не угрожайте
Не делать прогнозов
Дождитесь подходящего момента
Обеспечение безопасности
Правильно реагировать на угрозы
Борьба с агрессией | SkillsYouNeed
Первая линия защиты — самоконтроль
Подробнее об этом можно прочитать на нашей странице Распознавание эмоций и управление ими . Вы также можете найти наши другие страницы на Emotional Intelligence полезными.
Подробнее об этом на наших страницах Настойчивость и особенно на нашей странице Как справиться с неассертивным поведением .
Как важно слушать и принимать
» Я вижу, что это вас очень рассердило, и я не удивлен. Звучит действительно ужасно. »
« Я могу сказать, что ты очень расстроен этим. Мне очень жаль, что тебя заставили так себя чувствовать». Факторы, снижающие агрессивное поведение
Разрядка агрессии в других
См. также наш раздел: Настойчивость
Преодоление агрессии после события