Совесть, стыд и вина: что это такое и как рассказать о них ребенку
О том, рождается ли человек совестливым или становится таким в процессе воспитания, что будет с ребенком, родители которого переусердствовали с формированием чувства вины и стыда, рассуждают сотрудники кафедры среднего общего образования и социального проектирования ПсковГУ — заведующая кафедрой Светлана Калинина и доцент Светлана Буренина.
Каждый из нас знает, что такое стыд, испытывал чувство вины и хотя бы однажды слышал голос совести. Все близко, знакомо, однако если попросить объяснить хотя бы одно такое состояние или дать даже вполне бытовое определение понятиям, то, пожалуй, многие зайдут в тупик. А все потому, что эти самые знакомые нам слова являют собой действительно нечто грандиозное и потрясающее. Между тем в различных словарях можно найти следующие определения понятий «стыд», «вина» и «совесть».
Стыд
Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он действовал нечестно или смехотворно. Стыд можно испытывать не только за себя, но и за поступки близких людей.
Вина
Эмоциональное состояние, вызываемое осознанием человеком того, что он нарушил моральные нормы. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.
Юридически вина означает положение, в котором оказывается человек, нарушивший правовые нормы, совершивший преступление. В этих случаях вина является основанием для привлечения виновного к ответственности и определения судом соответствующего наказания.
Совесть
Нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо или плохо, справедливо или несправедливо, субъективное сознание соответствия/несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.
Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать, переживать свое несоответствие должному. Можно ли развить эту способность?
Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными.
Иными словами, быть совестливым можно научиться.
Как это работает
Вина лежит в основе реагирования на ситуацию. Совершается проступок — возникает вина — становится стыдно. Начинает мучить совесть. Совесть — понятие корневое, это весть изнутри человека, знания о правильности или неправильности поступка. В результате человек приходит к раскаянию и искуплению вины.
Раскаяние — это признание человеком собственной вины, осуждение им своих поступков или преступлений. Выполняет роль нравственной самооценки личности.
Искупление — снятие с себя вины путем полного признания своей виновности, понесения наказания или совершения положительных поступков.
Ребенка важно научить слышать голос совести, голос его духовного «Я», которое живет в каждом и противоборствует «Я» наличному.
Начать с себя
Прежде чем начать беседу с сыном или дочерью о моральных и нравственных ценностях, о совести, родителям стоит задать вопросы себе. Например, такие:
- Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?
- Нужно ли стыдиться физических недостатков, неблаговидных поступков, поношенной, но аккуратной одежды, неряшливого вида, социального положения родителей, невежества, своей внешности, бездушного отношения к окружающим или чего-то еще?
- Стыдно обманывать других людей, а можно ли обманывать себя? Какова природа совести?
- Как вы думаете, это чувство врожденное? Испытывали ли вы муки совести?
- Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
- Как пробудить совесть в бессовестном человеке?
Вместе с ребенком можно обсудить следующие вопросы:
- Как ты поступил бы в той или иной ситуации?
- Если чьи-то действия не вредят другим людям, но все же являются бесчестными, можно ли их совершать?
- Почему говорят, что если в некоторых ситуациях трудно сделать правильный выбор, то тогда лучше всего действовать так, как подсказывает совесть?
Если совесть — это работа ума и сердца, то такая работа-упражнение необходима для развития внутреннего голоса «Я» с малых лет.
Если боль сигнализирует о нарушениях физиологических, то совесть — о нарушениях этических. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. Важна реакция окружения, социума, близких. Но во всем необходимо знать меру. Если постоянно стыдить ребенка и делать это неправильно, последствия могут быть достаточно серьезными.
Если перегнуть палку
К чему может привести формирование гипертрофированного чувства стыда у ребенка.
- В будущем такие дети будут бояться самораскрытия.
- Могут стать крайне застенчивыми, будут смущаться, будут чувствовать себя неполноценными.
- Повзрослев, могут чувствовать себя униженными, если им укажут на их ошибки или несовершенство.
- Чувствуют себя ненужными, нелюбимыми и никчемными, что бы они ни делали. Они считают себя безобразными, несовершенными.
- Вырастая, страдают от чувства вины. Они считают себя виноватыми в бедах других, особенно — близких людей.
- Испытывают чувство одиночества на протяжении всей жизни, при том что их могут окружать по-настоящему любящие люди.
- Во взрослом возрасте постоянно страдают от того, что думают, будто их осуждают окружающие.
- Осуждают те качества, которых стыдятся в себе, и, как правило, начинают стыдить других.
- Могут блокировать свое чувство стыда, прибегая к компульсивному поведению, то есть могут стать трудоголиками, шопоголиками и т. п.
Как найти золотую середину?
- Ребенок должен чувствовать себя желанным. Самый главный метод воспитания ребенка — любовь.
- Нельзя стыдить и унижать ребенка публично. Лучше уединиться с ребенком и спокойно объяснить, почему так делать нельзя. Не кричать, не ругаться, не оскорблять.
- Если вы не одобряете поведение или поступок ребенка, то говорите конкретно о его поведении или поступке, а не о самом ребенке, не переходите на личность.
- Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть, вместе с его потребностями, ошибками, болезнями, слезами, радостями и пр.
- У ребенка должны быть личные границы. То есть не нужно врываться в его комнату без стука.
- Будьте внимательны к ребенку, разделяйте с ним его важные события, радуйтесь его подаркам.
- Не перекладывайте на ребенка ответственность за свое эмоциональное состояние или поступки.
- Не применяйте в качестве наказания молчание или игнорирование. Обсудите с ребенком его проступок, узнайте причины его действий, объясните, почему так делать нельзя, расскажите о последствиях, но только не молчите.
Памятка для родителей
Чувство стыда — не врожденное. Оно зарождается примерно к 2–3 годам, а совесть и самодисциплина «просыпаются» в ребенке к 6–7-летнему возрасту.
Стыдить ребенка дошкольного возраста бесполезно. Основная задача родителей малышей — учить, показывать правильный пример, объяснять, почему так делать нельзя и как нужно.
Вместо того чтобы каждый раз стыдить сына или дочь, старайтесь развивать в них чувство ответственности за свои поступки. При этом нужно учитывать возраст ребенка, чтобы он смог признать совершенную ошибку без самоунижения.
Чувство стыда — не инструмент для манипулирования ребенком и не рычаг воспитания.
Эмоции играют важную роль в развитии детей. Только через диалог можно понять ребенка и дать ему необходимый совет.
Совесть — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Совесть Сокровищница духовной мудрости
- Совесть Библейский словарь
- Учение св. Иоанна Златоуста о совести прот. Пётр Лепорский
- О совести свмч. Сергий Мечёв
- Совесть М. Олесницкий
- Совесть Г.И. Шиманский
- Совесть свт. Игнатий (Брянчанинов)
- О совести преп. авва Дорофей
- Состояние совести свт. Феофан Затворник
- Совесть — голос Божий в человеке еп. Александр (Милеант)
- Совесть прот. Евгений Горячев
- Совесть свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Совесть схиархим. Иоанн (Маслов)
- Совесть игум. Марк (Лозинский)
- Совесть прот. Григорий Дьяченко
- Теории совести архим. Платон (Игумнов)
- Совесть в Ветхом Завете Алексей Леонов
- Совесть прот. Николай Стеллецкий
Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей).
Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.
Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.
Как услышать голос совести?
Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.
Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.
Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).
В отношении определения состояний совести в Нравственном богословии употребляются такие прилагательные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожженная» (1Тим.4:2), «порочная» (Евр.10:22), «оскверненная» (Тит.1:15) и др.
Три основные функции совести
Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом нравственному закону. Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и скорбь, либо радость и удовлетворение от совершенного действия.
Как очистить совесть?
Основной же способ очищения совести есть покаяние, для чего установлено церковное Таинство покаяния.
«Трезвение до блистания очищает совесть. Совесть же, будучи так очищена, изгоняет из внутрь всякую тьму, подобно свету вдруг воссиявающему по снятии лежащего на нем покрова. А по изгнании тьмы, совесть, при непрерывно продолжающемся истинном трезвении, снова показывает то, что было забыто или что скрывалось, не будучи сознаваемо». (прп. Филофей Синайский)
Есть ли в христианстве понятие свободы совести?
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер: “В православном богословии нет такого понятия, как «свобода совести»: либо человек совестливый, либо бессовестный, зато есть такое понятие, как «свобода воли». С точки зрения Православия понятие «свобода совести» ‒ это нонсенс. Возьмите этимологию слова «совесть». Приставка со‒ указывает на сотрудничество: сотрудник, соратник, советник, соработник. Корень ‑весть ‒ это весть от Бога, значит, свобода может быть только в состоянии совести, а потому выражение «свобода совести» ‒ это тавтология. Ведь свобода ‒ это прежде всего независимость от греха. Как только мы начинаем зависеть от греха, вся наша свобода совести пропадает”.
Цитаты о совести
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
свт. Игнатий Брянчанинов
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».
ств. Феофан Затворник
«Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: “Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает”.
Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни».
патриарх Кирилл. Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года
«Бог не сделал обличение совести ни непрерывным (ибо мы, непрестанно быв обличаемы, не снесли бы этой тяжести), ни столь слабым, чтобы она, после первого или второго увещания, прекратила его. Если бы она стала угрызать нас каждый день и час, мы были бы подавлены унынием; а если бы, напомнив однажды или дважды, перестала обличать, мы не много получили бы пользы. Поэтому Он сделал это обличение, хотя и всегдашним, но не непрерывным: – всегдашним, чтобы мы не впали в беспечность, но, слыша всегда её напоминания, пребыли до самой кончины бдительными; – не непрерывным и не непрестанным, чтобы мы не падали духом, но ободрялись, получая некоторое облегчение и отраду. Как совершенное равнодушие ко грехам пагубно и порождает в нас крайнюю бесчувственность, так непрерывное и чрезмерное сокрушение о них вредно. Чрезмерное уныние, нередко отнимая естественную рассудительность, может подавить душу и сделать неспособной ни к чему доброму. Посему Бог и устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко и обыкновенно уязвляет грешника сильнее всякого острия».
свт. Иоанн Златоуст
«Хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место».
прп. авва Дорофей
«Совесть вовсе не есть с первой минуты бытия души нашей какой-то готовый, полный и организованный закон, имеющий у всех людей одинаковое и всегда равное содержание. Наоборот, она нуждается в образовании и воспитании, в своем развитии находится в связи с развитием ума и сердца и подвержена всему тому, чему подвержена деятельность этих последних. При недостаточном развитии ее самой как нравственного сознания или других соприкосновенных с нею душевных способностей деятельность совести, конечно, будет обнаруживаться неправильно.
Неправильное обнаружение совести может, например, произойти от того, что мы дошли до ложных принципов вследствие дурного воспитания или же чтения нехороших книг. К особенно неблагоприятным условиям для ее деятельности надобно отнести испорченное чувство или развращенное сердце и умственное помрачение или невежество. Поэтому-то человеческие мысли о законе и его приложении к отдельным случаям жизни, по выражению ап. Павла, выступают перед судом совести, то обвиняя, то оправдывая одна другую (Рим. 2:15). […]
Всякий человек убежден, что должно делать добро, избегать зла и т.д. На основании этих всеобщих принципов он путем умозаключения доходит до познания отдельных заповедей и запрещений. Но чем больше он входит в подробности, тем менее ясными становятся нравственные требования и тем легче может вкрасться заблуждение вследствие превратного воспитания или дурных наклонностей. Злая, страстная воля производит могущественное влияние на разум (и на сердце) и мутит очень часто его суждения».
протоиерей Николай Стеллецкий
Добро пожаловать в службу поддержки клиентов Macmillan Education
Фильтр по
Популярные названияВсе названияЗапросы на продажуДругие запросы
Навио
Разумная серия, 2-е издание
Открытый разум
Прорыв плюс 2-е издание
Приложение Macmillan Education для учителей
Приложение Macmillan Education для студентов
Шлюз 2-е издание
В компании 3.
0Дай пять!
Звезды Академии
Оптимизировать
Английский кампус Macmillan
onetopанглийский
Языковой центр
Умелое 2-е издание
Поделиться!
Дудл-Таун, 2-е издание
Ворота в мир
Втягиваться!
Счастливые отдыхающие, 2-е издание
Образование Macmillan повсюду
Готов к B2 Первое 4-е издание
Готов к C1 Advanced, 4-е издание
Совесть Определение и значение | Британский словарь
3 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:
- совесть (существительное)
- угрызенный совестью (прилагательное)
- узник совести (существительное)
совесть /ˈkɑːnʃəns/ существительное
множественное число совесть
совесть
/ˈkɑːnʃəns/
существительное
множественное число совесть
Британский словарь, определение СОЗНАНИЯ
1 : часть разума, которая заставляет вас осознавать свои действия как морально правильные или неправильные[число]
— обычно в единственном числеВы должны решить, что делать в соответствии со своими совесть .
Ее совесть беспокоила ее, поэтому она, наконец, сказала правду.
Кажется, у него нет совести . [= кажется, не знает или не заботится о том, что является морально правильным]
Я не могу делать ничего, что противоречит моей совести . [=что я считаю морально неправильным]
После поиска своей совести я понял, что не могу принять их предложение.
По крайней мере, теперь я могу встретиться с ним с чистой совестью. [=без вины]
У нее были угрызения совести. [=у нее было чувство вины за что-то, что она сделала]
Я призвал сенатора проголосовать по совести [= проголосовать так, как он считает нужным], даже если это противоречит линии партии.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
[не в счет]
Вопрос касается (личной) совести. [=то, что люди должны решать в соответствии с тем, что они считают морально правильным]
Я не могу работать в компании, у которой нет социальной совести. [=компания, которую не волнуют важные социальные вопросы]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— см. также узник совести 2 [не в счет] : ощущение, что что-то, что вы сделали, является морально неправильнымОна почувствовала укол совести [= вина ] из-за того, что не пригласила его.
У вора, должно быть, случился приступ совести , потому что он вернул бумажник, в котором ничего не пропало.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
в (всех/хороших) совести
формальный◊ Если вы не можете что-то сделать с (всей/чистой) совестью , вы не можете этого сделать, потому что считаете это аморальным.
Я не могу с чистой совестью позволить этой ситуации продолжаться.
Она не могла по совести молчать.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
на твоей совести
◊ Если что-то на вашей совести , это заставляет вас чувствовать себя виноватым.