Какие нормы регулируют отношения в семье: 1.Какие нормы регулируют отношения в семье? 2.Каково социальное назначение института брака?

Ст. 2 СК РФ. Отношения, регулируемые семейным законодательством


Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

См. все связанные документы >>>

< Статья 1. Основные начала семейного законодательства

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права >

Последняя редакция комментируемой статьи содержит целый ряд изменений.

Прежде всего, в нее введено новое положение о том, что семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот. Следует отметить, что соответствующие нормы существовали в Семейном кодексе РФ и ранее (см. комментарий к ст. ст. 7, 6, 122, 155.1, 155.2, 155.3). Таким образом, новая формулировка статьи является юридически более четкой, хотя и не вносит кардинальных изменений в СК.

В комментируемой статье говорится о предмете правового регулирования семейного законодательства, или, другими словами, об отношениях, регулируемых семейным правом. Следует отметить, что легального (зафиксированного в норме закона) определения семьи в Семейном кодексе РФ нет. В то же время в законодательстве некоторых стран подобное определение есть в аналогичных правовых актах. Так, ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Различают понятие семьи в социологическом и юридическом смысле. В социологическом смысле семья — это объединение лиц, основанное на браке или родстве, связанное личными неимущественными и имущественными отношениями, взаимной поддержкой и воспитанием детей.

В юридическом смысле семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семья в социологическом смысле может распасться в случае прекращения фактических брачных отношений, однако в юридическом смысле может сохраниться (например, супруги фактически не живут вместе, однако юридические права и обязанности существуют).

В РФ единственным правовым актом, в котором дано определение семьи, является Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012). В ст. 1 указанного Закона она определяется как лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Как следует из комментируемой статьи, предметом семейного права, так же как и гражданского, являются имущественные и неимущественные отношения. Однако в семейном праве имущественные отношения обладают определенной спецификой, поскольку не обязательно носят стоимостный характер. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Точно так же при разделе общего имущества супругов при отсутствии брачного договора доли супругов признаются равными независимо от того, каков был фактический вклад каждого из супругов в приобретение этого имущества.

Что касается личных неимущественных отношений, то они также обладают определенными особенностями. Так, в отличие от гражданско-правовых отношений они формируются только между конкретными, строго определенными субъектами. Регулируемые семейным правом отношения неразрывно связаны с состоянием в браке или с родственными отношениями.

Хотя личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях, правом регулируется лишь их небольшая часть. Это объясняется тем, что основная часть этих отношений лежит вне пределов права и может регулироваться только нормами морали. Так, право по определению не может вмешиваться в лично-доверительные отношения любви, дружбы, взаимного уважения и т.д. К тому же невозможно с помощью нормы права заставить одного супруга любить другого супруга.

Вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений является дискуссионным. Следует отметить, что не все юристы разделяют точку зрения, согласно которой именно личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях. Так, по мнению М.А. Антокольской, такая точка зрения справедлива по отношению к семье как социальному институту. Но, если говорить о том же соотношении в семейном праве, картина получается обратная . Однако такая точка зрения не является преобладающей.

———————————

Антокольская М.В. Цит. соч. С. 14.

Субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В него входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица) и в отдельных случаях — иные лица, прямо предусмотренные в нормах семейного законодательства. Среди таких лиц можно назвать органы опеки и попечительства. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы.

В предмет семейного права также включены отношения, связанные с определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к разделу VI).

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Укрепление защиты семьи путем защиты родительства

28 июля 2022

ЗаконодательствоСемейное право

Семейное законодательство – отрасль весьма своеобразная. С одной стороны, она кодифицирована еще с советских времен, что в прошлые десятилетия было отличительным признаком далеко не всех отраслей права, – и это показывает признание государством важности норм данной отрасли. С другой – создается впечатление, что в повседневных социально-экономических условиях нормы семейного права теряются, отходят на второй, а то и третий план, как прогулочная яхта неизбежно теряется на фоне лайнеров и танкеров, поскольку нормы других отраслей кажутся более насущно-важными.

Однако важно понимать, что в действительности нормы семейного права имеют первостепенное значение, ибо регулируют отношения внутри семьи, – то есть в самом ближнем круге каждого гражданина, особенно несовершеннолетнего. Если в семье все благополучно, мирно, спокойно и стабильно, если семья является надежным тылом, гражданам проще решать социальные, экономические и любые другие жизненные вопросы.

Именно поэтому считаю, что предлагаемые группой членов Совета Федерации и депутатов Госдумы изменения в Семейный кодекс РФ и ряд профильных федеральных законодательных актов (законопроект № 157281-8) можно приветствовать как направленные на укрепление защиты семьи путем защиты родительства.

Читайте также

Отобрание детей при угрозе их жизни хотят сделать исключительной мерой

Вместо этого предлагается передача ребенка под временную защиту его родственникам или в специальную организацию

11 июля 2022 Новости

Отдельно подчеркну, что направленность положений законопроекта на защиту семьи и родительства важна основной целью – защитой детства как того важнейшего, что необходимо бережно защищать и государству, и всем гражданам.

При этом отмечу логичность предлагаемых новелл – в свете изменений, внесенных в 2020 г. в Конституцию РФ и требующих внесения соответствующих поправок в профильные законы. Рассматриваемый законопроект направлен на законодательное развитие введенного в ст. 72 Конституции п. «ж.1», согласно которому в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

И уже первая новелла, предложенная в виде абз. 2 п. 1 ст. 1 Семейного кодекса, демонстрирует уточненный вектор государственной политики в семейно-правовой сфере, а именно: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления и защиты семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, укрепления авторитета родителей в семье и обществе, уважения к семейным и нравственным ценностям народов России, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Пункт 3 ст. 1 предлагается изложить в следующей редакции: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей жизни и разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, презумпции добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, недопустимости разрушения или создания угрозы разрушения семьи вопреки воле ее членов, в том числе в случае защиты прав и законных интересов отдельных членов семьи, которые в силу беспомощного состояния или возраста не могут защитить себя самостоятельно».

По моему представлению, в этих двух новеллах конкретизированы традиционные ценности, которые предполагается положить в основу государственной политики в семейной сфере, а в широком смысле – в основу политики государства в целом. При всей очевидной консервативности этих ценностей трудно оспаривать их естественность, а потому – логичность необходимости их закрепления в Семейном кодексе в развитие соответствующих конституционных новелл.

Названные два качества законопроекта – направленность на защиту семьи, родительства и детства и логичность развития конституционных новелл – четко просматриваются в том, как в Семейном кодексе и иных законах последовательно предлагается замена ставшего стандартно-привычным словосочетания «лица, заменяющие родителей» формулировкой «иные лица, на попечении которых находятся дети». Так, в законопроекте предлагается четко и однозначно зафиксировать, что родители – единственны, уникальны, заменить их нельзя даже в случае их отсутствия или недобросовестности (т. е. даже если произойдет расставание детей с родителями). По моему мнению, это исключительно значимое изменение, имеющее не только важное терминологическое, но и весомое идеологическое значение – установка государства на то, что родители навсегда остаются родителями, что бы ни случилось. Можно рассматривать это как важный сигнал верховной государственной власти, адресованный как обществу, так и – что немаловажно – чиновникам.

Этот аспект важно обозначить в свете деятельности органов опеки и попечительства, к работе которых у многих граждан, в том числе практикующих адвокатов, есть существенные претензии. Известны случаи, когда сотрудники органов опеки и попечительства не забирали (или забирали, но не сразу) из семей детей, подвергающихся жестокому отношению со стороны родителей (вплоть до избиения и иных проявлений насилия), но при этом изымали детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и едва справляющихся с содержанием детей, но все же старающихся создать им наилучшую обстановку, вместо того, чтобы по инициативе властей помочь таким семьям, так как обстановка в них была для детей благоприятной. Предлагаемые изменения направлены на то, чтобы вмешательства в дела семьи посторонних лиц, включая органы власти, по общему правилу не было.

В то же время недостаток законопроекта видится в том, что правило недопущения внешнего вмешательства в дела семьи не уравновешено возможностью принудительной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Считаю необходимым конкретизировать (хотя бы в виде примерного перечня) возможные виды вреда здоровью ребенка (причем не только физического, но и психологического), причинение которого подлежит однозначному исключению из методов воспитания. Никакое положение закона не должно быть истолковано как путь к допущению какого бы то ни было насилия по отношению к детям, и никакими традициями такое насилие оправдывать нельзя.

Не менее значимым представляется наличие определений понятий брака, семьи, родителей, близких родственников, родственников, свойственников – это необходимо для однозначного толкования и правоприменения.

Важно, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, не лишались общения с другими родственниками. На это направлена, в частности, новая редакция п. 3 ст. 54 Кодекса: «Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства…» – т.е. четко обозначается приоритет передачи таких детей прежде всего их родственникам, а не социальным организациям. Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 54: «Ребенок, нуждающийся во временной защите в случаях, предусмотренных статьей 79.2 настоящего Кодекса, или оставшийся без попечения родителей, имеет право на сохранение своего семейного окружения и устройство на попечение родственников, свойственников или фактических воспитателей, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом».

С учетом предлагаемого определения семьи как общности людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом, очевидно, что в случае отсутствия родителей дети могут быть переданы не только старшим родным братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам (как обычно практикуется), но и другим родственникам – например, дядям и тетям, взрослым кузенам. Разумеется, предполагается, что передача детей их родственникам возможна лишь с согласия как детей, так и их родственников. В свете этого считаю необходимым отметить, что изменения – как внесенные в Конституцию, так и предлагаемые к внесению в Семейный кодекс и профильные законы – должны сопровождаться основательной разъяснительной и просветительской работой в обществе, чтобы эти новеллы были восприняты гражданами как руководство к повседневной жизни: в частности, чтобы для родственников осиротевших детей было само собой разумеющимся взять их на воспитание.

Предлагаемые новеллы масштабны, массивны, многогранны, вследствие чего требуют широкого обсуждения, в том числе в адвокатском сообществе. Уверен, что нужно всесторонне рассмотреть их, чтобы в случае принятия поправок в кратчайшие сроки определить практику их применения, так как от нее в высокой степени будут зависеть интересы детей.

28 июля 2022

ЗаконодательствоСемейное право

Семьи и дети | Суды Калифорнии

Перейти к основному содержанию

Виды судебных дел и темы, касающиеся семьи и детей.

  • Развод

    Расторжение брака или раздельное проживание.

  • Отцовство

    Юридическое решение о том, является ли кто-либо законным родителем ребенка.

  • Опека над ребенком и время воспитания

    Юридические права и обязанности родителей, когда они проводят время со своим ребенком (посещение).

  • Алименты на содержание ребенка

    Деньги, которые родитель платит на проживание своего ребенка.

  • Запрет на насилие в семье

    Защита от человека, с которым вы состоите или состояли в отношениях или с которым вы тесно связаны.

  • Опекунство

    Когда взрослый, не являющийся родителем ребенка, получает право опеки над ребенком.

  • Усыновление

  • Освобождение

  • Посещение бабушки и дедушки

  • Несовершеннолетняя зависимость

  • Ювенальная юстиция

  • Помощь молодому человеку с нарушением развития

  • Право на специальное образование

Семейное участие | ECLKC

Взаимодействие с семьей — это основанный на сильных сторонах процесс сотрудничества, посредством которого специалисты по раннему развитию, семьи и дети строят позитивные и целеустремленные отношения. Это общая ответственность семей и сотрудников на всех уровнях, которая требует взаимного уважения ролей и сильных сторон каждого из них. Взаимодействие с семьей направлено на построение отношений с ключевыми членами семьи в жизни ребенка с учетом культурных и языковых особенностей. К таким людям относятся беременные женщины и будущие семьи, матери, отцы, бабушки и дедушки и другие взрослые лица, осуществляющие уход. Для этого необходимо взять на себя обязательство создавать и поддерживать постоянное партнерство, поддерживающее семейное благополучие. Он также уважает и поддерживает отношения между родителями и детьми, которые имеют решающее значение для здорового развития ребенка, его готовности к школе и благополучия. Программа Office of Head Start по взаимодействию с родителями, семьей и сообществом представляет собой руководство по изучению того, как участие семьи способствует позитивным и устойчивым изменениям для детей, семей и сообществ.

Программа взаимодействия с родителями, семьей и сообществом

Схема взаимодействия родителей, семьи и сообщества Head Start (PFCE) представляет собой дорожную карту для достижения прогресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *