Совокупность материальных и духовных ценностей жизненных представлений – . ) , , ,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2007/2008 гг РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС — Документ

15

4. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
  1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

  2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.

  3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

  4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

  5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

  6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

  7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

  8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

  9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

  10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера

  11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

  12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.

Определение ____________________________________________________________________

СПАСИБО!

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2007/2008 гг. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС

Фамилия, имя__________________________________________________________

Школа ________________________________________________________________

Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Рядом с заданиями в специальных клетках указывается максимальное количество баллов, которое может быть выставлено за каждое задание. В соседних пустых клетках жюри проставит реально набранные Вами баллы. Успеха Вам!

7

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.

1.2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.

1.3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.

1.4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.

1.5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

1.6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.

1.7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

2

4

. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридмен

____________________________________________________________________________

2.2..Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг знатоков

_______________________________________________________________________________

3

6

. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2.Искусство, наука, здравоохранение, образование _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

4

4

. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Партия, победившая на выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя — _______________________; партия, предлагающая альтернативную правительственной программу общественного развития – оппозиционная партия.

4.2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой – ______________________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций – политическое право.

5

8

. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1. Аграрное общество

2. Индустриальное общество

3.Информационное общество

А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина — Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В. WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

— Экономия времени и денежных средств.

— Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж.Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

6

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. В детскую поликлинику одного из районов Брянска подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.

Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

6.2. 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

textarchive.ru

Онлайн-тесты на oltest.ru: Практическая педагогика

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеПрактическая педагогикавопросы256-270

256. Совместная деятельность учителя и учащегося, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними, называется:
обучением

257. Совокупность всех вещных элементов, применяемых педагогом в профессиональной деятельности, называется:
педагогическим средством

258. Совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения, составляет:
внутреннюю культуру

259. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества, — принято называть:
культурой

260. Совокупность нарушенных учеником норм, согласно которым учитель имеет право контролировать соблюдения определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них, называется:

нормативной властью

261. Совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы составляют:
средства воспитания

262. Совпадение реального поведения личности с прогнозируемыми вариантами и восприимчивость личности ученика к педагогическим воздействиям учителя являются критериями сформированности
системности мышления

263. Согласно социологическим опросам одним из важнейших источников неудовлетворенности работой учителя называют:
перегрузку

264. Согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи называется:
взаимодействием

265. Содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окружающей действительности составляют:

ценностную ориентацию личности

266. Создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики, лежит в основе
самовнушения

267. Сознательно-волевое управление внутренними процессами собственной психики, которое позволяет дать «выход чувства» в форме, не задевающей и не оскорбляющей других, а также целенаправленно влиять на изменение своего эмоционального состояния лежит в основе
саморегуляции

268. Сознательное сосредоточение внимания на определенном объекте называется:
концентрацией

269. Сознательному выполнению каждого задания до конца мешает такое качество, как:
импульсивность

270. Сопоставление себя с предыдущим опытом деятельности, фиксирование динамики движения: прогресса, регресса или остановки, называется __________________ самооценкой.

ретроспективной



oltest.ru

 — возделывать  — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие

Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

В повседневной бытовой практике под культурой понимается:


  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.;

  • воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;

  • искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991

 

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной • среде в лабораторных или промышленных условиях. Твхнические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Фиэическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Философский энциклопедический словарь. М., 1997

 

КУЛЬТУРА (лат. cultura) — первона­чально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее при­годной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле куль­тура — уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение ультуры создает или бескультурье, ии «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология. Культуры психология» Культуры социология. Культуры философия.

^

Культура – это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения в поколение, при этом постоянно изменяющийся. Она включает в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.

К основным особенностям древнерусской культуры следует отнести:

— ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества;

— традиционализм и консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей;

— религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции;

— анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения.

^

История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.

Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.

Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.

Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

После крещения Руси кириллица была положена в основу письменности. Именно в этот период формировался единый древнерусский язык. Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. «В книжное учение» детей знатных родителей отдавал еще Владимир I Святославович. А его сын Ярослав Мудрый основал при новгородском Софийском соборе первую школу и книгохранилище. Носителями грамотности безусловно были в первую очередь представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно горожане. Они для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах.

^

Развитие устного народного творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе язычества у славян сложилось богатое наследие — песни, заклинания, заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и исторические персонажи. Принято считать, что былинный князь Владимир Красно Солнышко имел своим прототипом Владимира I Святославовича, а богатырь Добрыня Никитич — его дядю — боярина Добрыню.

С принятием христианства в X в. началась история русской литературы, складывался единый древнерусский язык. Первые книги были рукописными, написанными на пергамене (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. Священное Писание (Библия) и Священное Предание — произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов церкви — были необходимы для распространения и укрепления христианства.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:

— летописи – хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор считается составителем уникального летописного свода — «Повести временных лет» (1113 г.) – важнейшего источника по истории Древней Руси.

— жития (агиография) – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»).

— «слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру. На Руси существовала торжественная риторика – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей. «Поучение Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя) можно отнести к нравоучительной риторике.

— хождения («хожения») — рассказывали о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.

Музыка

Музыкальная традиция – неотъемлемая часть древнерусской культуры. Но в силу объективных обстоятельств нам известно о ней очень немного. В средневековой Руси получили развитие народное музыкальное творчество и церковно-певческое искусство.

Первое было представлено обрядовым пением и танцами во время языческих ритуалов, сопровождавшихся игрой на различных музыкальных инструментах, среди которых можно назвать гусли, бубны и свирели. Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи – бродячие музыканты, акробаты, фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.

Церковно-певческое искусство заняло прочное место в русской культуре с принятием христианства. Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой человеческий голос. Пению, превратившемуся в часть культа, наряду с иконой или священным текстом, придавалось особое значение. Подобная музыка была призвана  олицетворять своеобразное единение земного и небесного мира.

Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий.

Архитектура

До конца X в. на Руси не существовало монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально и эти постройки были деревянными — дубовая церковь «новгородская София», срубленная в 989 году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Вероятнее всего, первым каменным зданием стала киевская Десятинная церковь, разрушенная во время татаро-монгольского нашествия (1240 г.). Преобладающим в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византийской империи тип крестово-купольного храма. Внутреннее пространство церкви имело крестообразную форму, а венчалось здание цилиндрическим «барабаном» с полусферическим куполом. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045-1060 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Одновременно с храмами из камня строились, но в гораздо меньшем количестве княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Особенно прославились Золотые ворота в Киеве (1037 г.) – крепостная башня с широким проездом и надвратной церковью. Это сооружение, как и храм св. Софии, по мысли Ярослава Мудрого, призвано было уподобить Киев Константинополю.

Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.

Ощущалось и значительное романское влияние. Владимиро-Суздальская школа славилась ажурной каменной резьбой. Воздействие романского стиля выразилось также в применении контрфорсов на внешних стенах, групп полуколонн и пилястров и колончатых поясов на стенах. Шедеврами этой традиции являются Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые ворота во Владимире.

Новгородская и псковская архитектура отличались строгостью и простотой форм. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице в Новгородской земле, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове являются яркими образцами северо-западного архитектурного стиля.

В Смоленской и Черниговской земле раньше всего стали использовать кирпичную кладку, что позволяло создавать более изящные архитектурные произведения.

Наиболее активно застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск.

Живопись

Принятие христианства принесло на Русь такие виды изобразительного искусства, как монументальная живопись – фреска и мозаика, а также станковая живопись (иконопись). Именно греки украшали первые русские христианские храмы, но главное – из Византийской империи пришел художественный канон (особые правила), строго охраняемый церковью. Поэтому византийское влияние в живописи оказалось значительно более устойчивым, чем в архитектуре.

Фреска – живопись красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует прозрачную тончайшую плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Древнейшие фрески, дошедшие до наших дней, украшали стены Софийского собора в Киеве. На стенах храма изображались евангельские сюжеты, лики святых, но также и портреты князя Ярослава Мудрого и его детей, светские жанровые сценки.

Мозаикой называют изображение, набранное из кусочков цветного стекловидного материала (смальты). В киевской Софии сохранилось мозаичное изображение огромной фигуры Богоматери Оранты («Нерушимая стена») и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Известны и мозаики Златоверхого собора Михайловского монастыря (как, например, изображение св. Дмитрия Солунского в золотом панцире). Однако мозаика стоила дорого и была чрезвычайно трудоемка, поэтому к началу XII в. ее практически повсеместно вытеснила фреска.

Икона (образ) – это сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий священной истории, используемое для молитвы в храмах, часовнях и домах. Иконопись является особым видом живописи не использующим натуру, и строго ограниченным каноном. Первые иконы были привезены на Русь в X в. из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой был образ Владимирской Богоматери, написанный на рубеже XI — XII вв. Впоследствии появились и русские школы иконописи: новгородская, псковская, ярославская, киевская. Важное место в интерьере православного храма занимает иконостас – преграда из нескольких рядов икон, отделяющая основную территорию храма от его алтарной части.

Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры – красочной иллюстрации, например в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава».

litcey.ru

Совокупность материальных духовных образований и ценностей — Студопедия.Нет

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Исовский геологоразведочный техникум»

заочное отделение

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы философии»

вариант №9

 

 

Выполнил: Павловец И. Н.

студентка гр. ТА 4-1 (15)

Проверил: Зубарева О. Г.,

преподаватель общественно — гуманитарных дисциплин I категории.

 

 

 

г. Нижняя Тура

 2017 г.

Содержание:

1. Философия XX века. Иррационализм и рационализм.

2. Тест:

1. Массовая культура включает в себя…

2. Культура- это…

3. От какого слова, по мнению некоторых учёных, произошло понятие «культура»?

4. Какие движения приобрели массовый характер в XX веке?

5.Определите, какой из перечисленных элементов культуры относится к материальной культуре.                   

3. Дайте определение следующим понятиям: антропология, индивид, личность, индивидуальность, свобода, творчество, труд.

4. Используемая литература.

 

Философия XX века. Иррационализм и рационализм.

Философия XX века — это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» — являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно — технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

Наступление XX века ознаменовалось огромными переменами во всех сферах жизни общества: значительно усилилось влияние науки и возросла ее роль в жизни всего мирового сообщества. В первом десятилетии специальная теория относительности А. Эйнштейн перевернула все устоявшиеся представления о пространстве, времени и движения. М. Планк открыл дискретное излучение энергии. Во — втором десятилетии А. Эйнштейн предложил общую теорию относительности, предполагающую взаимодействие всех масс во Вселенной и связанное с этим искривление пространства. В третьем десятилетии была открыта двойственная природа электрона, соединяющего в себе свойства частицы и волны, создана квантовая механика, установлен принцип неопределенности В. Гейзенберга и принцип дополнительности Н. Бора. Начались непрекращающиеся открытия все новых и новых микрочастиц, а затем и предполагаемых их составных частиц – кварков. В 30-е годы обнаружено «красное смещение» в спектрах далеких галактик, истолкованное как их «разбегание». Вскоре встал до сих пор не решенный вопрос о характере Вселенной: то ли она беспредельно расширяющаяся, то ли пульсирующая. В биологии был выяснен механизм наследственности, открыты носители и передатчики ее – гены. Усиливается связь развития науки с развитием и совершенствованием техники. Создание электронных микроскопов, дающих увеличение в сотни тысячи раз, сделало возможным исследование микроструктур. Летательные аппараты, автомобили, беспроволочный телеграф необычайно сблизили самые отдаленные точки земного шара. Радио, телевидение, кино стали основными средствами информации и самыми массовыми из искусств. В 40-х годах создается атомное оружие, а чуть позже его антипод — атомная энергетика. Первые успехи делает реактивная техника. Благодаря открытиям в области здравоохранения (антибиотики, профилактические прививки и многое другое) возросли, хотя и неравномерно, уровень, и продолжительность жизни. Однако в области общественной жизни и политики происходит обострение межгосударственных и социальных противоречий внутри отдельных стран, которые выливаются в мировые и гражданские войны, революции и различного рода кризисы. Все эти процессы оказали сильнейшее влияние на развитие, проблематику, специфические черты, тенденции и даже на оппозиционность философии XX вв. В XX веке философия отражает, как и прежде, процессы, связанные с потрясениями общества и личности, изменением статуса науки. Как и прежде перед ней были поставлены вопросы: что может и что должна философия, каков ее предмет и статус, есть ли будущее в развитии человека и культуры. Ответы давались многообразные по форме и по содержанию, потому что философия XX века — это не целостна система, а большое разнообразие многочисленных школ, направлений, течений, концепций, которые несут в себе новые подходы, идеи, точки зрения, методы. Особенностью современной западной философии является не кризис, не измельчание, а возникновение нового типа философствования, в недрах которого воссоздается наиболее актуальная проблематика, осуществляется как прорыв в самые перспективные области философской мысли, так и обращение с новых позиций к традиционной тематике. Не снимается, например, вопрос о том, что мы сейчас понимаем под философией. Современные мыслители дают разнообразные и неординарные представления о ее развитии, основаниях, функциях, детерминантах. Это связано с кризисом рациональности, культуры, крахом тоталитарной мысли и идеологии, исчерпанностью ряда естественнонаучных установок, которые теряют популярность и постепенно пересматриваются. Остро встает проблема смены и разработки научной парадигмы. Новая философская парадигма вводит в анализ и рефлексию традицию и ритуал, жест и артефакт, власть и культуру, игру со смертью и топологию тела, одиночество и смысл, которые замещают собой логос, рациональность, разум. Актуализируя примат человека и его сознание в системе саморазвития общества, она переключается на индивида и освоение им мира, культуры, мифа, утопий, тела, повседневности, практики коммунилогического бытия, воли и ненасилия, справедливости и свободы. Важно отметить, что философский дискурс XX века обращен ко всем людям планеты, а не только к профессионалам, и при этом опирается на признание истины, человеческие моральные нормы, апеллирует к долгу каждого разумного существа.

Философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

Отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, ориентированного на определенные — политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога.

Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля.

Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды «основоположников марксизма» и партийные документы.

В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно.

Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.

Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современногомира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего «Я» и реализации своего творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе. Даже краткий обзор развития философского знания в XX веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за истекшее столетие.

Философия XIX и XX веков характеризуется борьбой двух тенденций – рационализма и иррационализма.

В философии Нового времени, рационализм рассматривался как альтернатива эмпиризму и сенсуализму («в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума»). В этом контексте рационализм — это методологическая установка, согласно которой разум является основой познания и достижения истины. Следует отметить, что и рационалисты, и эмпиристы, несмотря на все их разногласия по вопросу основания достоверного знания, верили в безграничные возможности разума и науки. Но рационализм можно понимать шире, не только применительно к теории познания. К рационализму принадлежат и те мыслители, которые полагают разум основой поведения людей, высшей частью (ядром) структуры личности, основанием бытия. И эта более широкая трактовка рационализма будет заключаться в следующем: рационализм — это философско — методологическая установка, согласно которой основанием бытия, познания и поведения людей является разум.

Рационалистическая тенденция в философии и культуре в целом была заложена еще в античности. Можно вернуться к античной философии и отметить, что древнегреческие философы традиционно выделяли в структуре человеческой души такие элементы, как разум, воля, чувства. Главенствующая роль неизменно отводилась разуму, он считался высшей частью души, подчинил себе волю и чувства. Даже когда речь заходила об основаниях природы, космоса, бытия в целом, то и здесь обнаруживалась его ведущая роль. Вода у Фалеса, лежащая в основе всего, разумная, как и огонь у Гераклита.

Анаксагор же прямо называл основой всего нус – разум. Еще более отчетливо рационализм в античной философии проявляется во взглядах Сократа, который полагал, что человек, знающий, что такое добро, будет добрым; знающий, что такое храбрость, будет храбрым («рационалистическая этика»). Таким образом, даже в основе нравственных качеств, по Сократу, лежит разум. Ученик Сократа Платон называет эйдосы (идеи) подлинным бытием, а во главе его идеального государства стоят философы — мудрецы, у которых наиболее развита именно высшая часть души — разум.

Культ разума проявлялся в дальнейшем в концепциях многих европейских философов и целых философских направлений (Спиноза, Лейбниц, немецкая классическая философия и др.). В XIX и в XX веках высокая оценка роли разума в жизни людей наиболее полно выражается в таких направлениях, как позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Но в XIX веке вера в широкие возможности разума значительно пошатнулась, рационалистическая установка подвергается критике, набирает силу противоположная тенденция – иррационализм.

Иррационализм — это философско — методологическая установка, согласно которой ограничивается, принижается или отрицается решающая роль разума в познании, структуре личности, поведении людей.

Усиление иррационалистических тенденций в XIX веке во многом определяется реакцией на гегелевский рационализм наиболее полно проявляется в философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в психоаналитической концепции и экзистенциализме. Разум теряет свои главенствующие позиции, уступая место воли к жизни (А. Шопенгауэр), воли к власти (Ф. Ницше), бессознательному (психоанализ), интуиции (А. Бергсон).

 

Тест.

1. Массовая культура включает в себя…

Карнавальные шествия

2) популярную и эстрадную музыку

3) шлягеры

4) легенды, сказания, эпос

5) частушки

6) порнографическую литературу.

 

2. Культура- это…

1) всё, что создано людьми

2) это социальный опыт

совокупность материальных духовных образований и ценностей

4) это образ жизни.

 

studopedia.net

Готовый кроссворд по обществознанию — на тему «Духовная жизнь человека и общества»

По горизонтали
2. Медленные и постепенные, количественные изменения
8. Системы ценностей,установок,стилей жизни отдельных социальных групп
9. Знание, соответствующее действительности
10. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека
13. Совокупность взглядов и представлений,оценок или норм
15. Процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию у него определенных качеств
18. Процесс взаимодействия двух или более индивидов
По вертикали
1. Убеждения, разделяющиеся большинством общества, относительно цели деятельности и средств их достижения
3. Отображение действительности в словестно-письменных образах
4. Изменения во всех или большинстве сфер жизни общества,сопровождающиеся изменениями существующего социального строя
5. Отображение действительности на определенной поверхности при помощи цвета
6. Разновидность духовной деятельности людей, представляющее собой отражение действительности в художественных образах
7. Знание,не соответствующее обьективной реальности
11. Отставание от достигнутого (движение назад
12. Проявление активности человека в какой либо сфере его существования
14. Спецефические черты, выделяющие человека из совокупности себе подобных
16. Изучает вопросы формирования личности,ее взаимодействие с различными людьми в больших или малых групп,и общества в целом
17. Одна из форм мировоззрения,одна из сфер духовной жизни общества,социальных групп или индивидов

spisok-literaturi.ru

Национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия

Этнопсихологические исследовательские методики, основанные на изучении строения и функционирования индивидуальной системы значений слов, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т.д., называются
(*ответ*) психосемантическими
 идентификационными
 тестовыми
 проективными
Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями:
(*ответ*) верно
 неверно
Анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей различных этносов, специфики их культурных связей с другими людьми осуществляет:
(*ответ*) этнография
 социология
 философия
 история
В этнопсихологии понятия «психический склад нации» и «национальная психология» являются синонимами:
(*ответ*) да
 нет
Возможность психологам точно интерпретировать факты и источники формирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их развития дает:
(*ответ*) история
 социология
 этнология
 педагогика
Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах, ядром которых является комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках, а также суждения относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа:
(*ответ*) верно
 неверно
Исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности, проявляющееся в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке, получило название:
(*ответ*) национальные вкусы
 национальные интересы
 национальные склонности
 национальная направленность
Культура межличностных отношений — совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе представителей различных наций:
(*ответ*) верно
 неверно
Локальное или региональное самосознание преобладает у жителей:
(*ответ*) села
 столичного города
 приграничного города
 регионального центра
На подчинение личных интересов человека ценностям группы, членом которой он является ориентирует культура:
(*ответ*) Востока
 Европы
 Северной Америки
 России
Национальная гордость — патриотические чувства любви к своей Родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии:
(*ответ*) верно
 неверно
Национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей:
(*ответ*) верно
 неверно

www.soloby.ru

«Совокупность существующих в обществе материальных и духовных правовых ценностей»?

1. Правосознание.

2. Правовая идеология.

3. Правовая психология.

Правовая культура.

5. Правовая убежденность.

 

Каковы основные пути преодоления правового нигилизма?

1. Совершенствование правотворчества.

2. Упрочение законности.

3. Улучшение работы правоохранительных органов, правовое воспитание населения.

4. Совершенствование правотворчества + Упрочение законности + Улучшение работы правоохранительных органов, правовое воспитание населения.

5. Развитая экономика, высокий уровень благосостояния.

 

Что обозначает данное понятие: «Целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию правового сознания и правовой культуры»?

1. Правовое сознание.

2. Правовая культура.

Правовое воспитание.

4. Правовая идеология.

5. Правовая ассимиляция.

Какие элементы включает структура правосознания по субъектам?

1. Правовая идеология и психология.

Общественное, групповое, индивидуальное правосознание.

3. Обыденное, научное, профессиональное.

4. Правовая идеология и психология + Общественное, групповое, индивидуальное правосознание +Обыденное, научное, профессиональное.

5. Эмпирическое и теоретическое.

 

Что является характерной чертой всех форм нигилизма?

 

Отрицание.

2. Критика.

3. Непризнание.

4. Разграничение.

5. Конфронтация.

 

Что такое правовой идеализм?

 

1. Недооценка права.

Переоценка права.

3. Не признание права.

4. Недооценка права + Переоценка права.

5. Объективная оценка права.

 

Тест Б

В заданиях даны несколько правильных ответов

1. Правосознание – это совокупность:

 

Идей, понятий, теорий о государстве и праве

Взглядов, представлений о государстве и праве

Эмоций, оценок о государстве и праве

4. Правоотношений и правореализации

5. Норм и принципов права

 

2. Правосознание включает в себя:

 

Знание права

2. Гипотезу, диспозицию, санкцию

Отношение к праву

4. Правотворчество

Навыки правомерного поведения

3. Признаки правосознания:

 

1. Неперсонифицированность

2. Процессуальность

Специфическая форма общественного сознания

Содержание правосознания составляют: идеи, теории, чувства, настроения, эмоции по отношению к государству и праву

Является духовным источником права

4. Функции правосознания:

 

Познавательная – отражает и познает правовые явления в форме юридических знаний

Оценочная (положительная или негативная) – предполагает определенное эмоциональное отношение к явлениям правовой и государственной жизни

Регулятивная – регулирует поведение людей

4. Охранительная – защищает общественные отношения, взятые под защиту права

5. Экологическая – включает позитивное отношение к природе

 

5. Структура правосознания:

 

Индивидуальное, групповое, общественное (массовое)

2. Философское, религиозное, нравственное сознание

Обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое), профессиональное (юридическое)

Правовая идеология и правовая психология

5. Идеальное и материальное

 

Тест В

1. Соотнесите понятия и их содержание:

 

1. Правосознание 2. Индивидуальное правосознание 3. Групповое правосознание 4. Научное (теоретическое) правосознание А. Присуще определенным группам людей, выступает в качестве сплава индивидуальных сознаний Б. Базируется на базе глубоких исследований социальной действительности и широких правовых обобщений, знания закономерностей В. Это правовой мир личности, который формируется на фоне общественного и группового правосознания Г. Совокупность идей, понятий, теорий, концепций, взглядов, представлений, эмоций о государстве и праве, их роли в обществе

 

А2Г3Б4В

Г2В3А4Б

Б2Г3А4В

Г2А3Б4В

 

2. Соотнесите понятия и их содержание:

 

1. Профессиональное правосознание 2. Обыденное (эмпирическое) правосознание 3. Правовая идеология 4. Правовая психология А. Система теоретических взглядов, отражающих государственно-правовые явления общества Б. Эмоциональный, оценочный уровень государства и права В. Складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта, конкретных фактов Г. Научные, теоретические, идеологические знания, оценки юристов

 

Г2В3А4Б

А2Б3Г4В

А2В3Г4Б

Б2А3Г4В

В 3. Соотнесите понятия и их содержание:

 

1. Правовой нигилизм 2. Правовой идеализм 3. Правовое воспитание 4. Общественное (массовое) правосознание А. Принадлежит обществу, массам, оно анонимно, диалектически противоречиво, многопланово, разносторонне; является сплавом группового и индивидуального правосознания Б. Направление общественно-правовой мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее эффективным способом регулирования В. Целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры Г. Абсолютизация, преувеличение роли права в обществе.

 

А2Г3Б4В

Г2А3Б4В

Б2Г3В4А

В2Г3Б4А

Блок XIII.

Правовые отношения.

Тест А

 

К какому виду общественных отношений относятся: «Отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормой права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей»?

1. Политические.

2. Религиозные.

3. Экономические.

Правовые.

5. Государственные.

 

Какой из названных признаков не обязателен для физического лица?

1. Обладать именем.

2. Обладать способностью самостоятельно принимать решения.

Обладать обособленным имуществом.

4. Быть способным самостоятельно выражать свою волю.

5. Обладать свободой, автономией личности.

 

3. Что обозначает данное понятие: «Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»?

Юридическое лицо.

2. Политическая партия.

3. Религиозная организация.

4. Физическое лицо.

5. Благотворительный фонд.

 

С какого возраста наступает полная дееспособность?

С 18 лет.

2. С 16 лет.

3. С 14 лет.

4. С 21 года.

5. С 19 лет.

 

Что означает понятие: «Вид и мера возможного поведения субъектов»?

1. Объективное право.

Субъективное право.

3. Юридическая обязанность.

4. Правоспособность.

5. Соблюдение права.

 

Что означает понятие: «Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или отмену правовых отношений»?

Юридические факты.

2. Правовые презумпции.

3. Правовые фикции.

4. Юридически обязанности.

5. Преюдиции.

7. Как называется предположение о существовании юридических фактов, подтвержденное предшествующим жизненным опытом и закрепленное в последующем в нормах права?

 

Правовая презумпция.

2. Правовая фикция.

3. Юридический состав.

4. Объект правоотношения.

5. Юридическая коллизия.

8. Какие юридические факты не зависят от воли людей и их действий?

 

1. Деяния.

2. Юридические акты.

3. Юридические поступки.

4. События.

5. Сделки.

Что такое преюдиция?

1. Совокупность юридических фактов.

2. Правовая презумпция.

3. Юридическая фикция.

Юридическое предрешение наличия и истинности фактов, установленных законным путем.

5. Снижение брачного возраста.

Что относится к объектам правоотношений?

1. Деяния субъектов, поступки людей.

2. Материальные и нематериальные блага.

3. Результаты действий участников, ценные бумаги.

4. Деяния субъектов, поступки людей + Материальные и нематериальные блага + Результаты действий участников, ценные бумаги.

5. Сделки и преюдиции.

 

Тест Б

В заданиях даны несколько правильных ответов

1. Признаки правоотношений:

 

Общественные, социально необходимые отношения, имеющие государственно-правовую значимость

Отношения индивидуализированные

Четко определены юридические права и обязанности субъектов

4. Связанные законностью и правопорядком

5. Имеют политическую ценность

 

2. Черты правоотношений:

 

Существуют в неразрывной связи с юридическими нормами

2. Являются неперсонифицированными

3. Устанавливаются между личностями

Носят волевой характер

Обеспечиваются возможностью государственного принуждения

 

3. Структура правоотношений:

 

Субъекты

Объекты

Содержание

4. Юридические факты

5. Юридические презумпции

 

4. Субъекты правоотношений:

 

Государство


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *