Современные проблемы физического воспитания дошкольников статья – Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования



Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин — достаточно заказать доставку… В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается.

Современные дети — это продукт нашего современного мира, объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто другие. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживаетсядва направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств. Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.

ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Трудности физического развитиядетей объясняются тем, что все большее количество детей имеют неблагоприятную картину здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30–40 % детей имеют избыточный вес).

Естественно, для того, чтобы научить ребенка чему либо, нужен пример в первую очередь — родительский. Что бы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и заниматься спортом необходимо, что бы они понимали сколько удовольствия и позитивных эмоций они от этого могут получить. Если родители с детьми играют в мяч, волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон или просто догонялки, делают зарядку, посещают спортзал или спортивную площадку, ходят в бассейн — то хотя бы одно из этих занятий будет прекрасным примером для подрастающего поколения. Если мама и папа все выходные лежат на диване у телевизора — то и ребенку не будет никакого дела до спорта.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения — важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание создает условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия- самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребенка в движении в течение дня.

Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуры.

Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями — видоизменять, придумывать, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Следует активно поддерживать в детях стремление к творчеству на физкультурных занятиях, утренних гимнастиках, прогулках и в самостоятельной деятельности детей.

Понимание педагогом специфики различных физических задач, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, — условие и средство развития детского двигательного творчества.

Ребенок будет экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации и конкретных педагогических задач, особенно, если весь педагогический процесс имеет творческую направленность. В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.

Литература:

  1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38) /2013.
  2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/
  3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013. С.45.
  4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013.С 67.
  5. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013. С. 21.
  6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: http://standart.edu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.

moluch.ru

Статья на тему: Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников.

Автор:

Инструктор по физической культуре

Первой категории Савельева Светлана Александровна

Место выполнения работы:

Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Машенька»

Актуальные проблемы физического воспитания  дошкольников.

По своему действию движение

вполне может заменить собой любое лекарство,

 но ни одно лекарство мира не может заменить движение.

                                                                     Врач А. Труссо

      Двадцатый век дал людям много благ: электричество, телевидение, компьютер, интернет, современный транспорт и пр. Медицинская наука избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако двадцатый век принес уменьшение двигательной активности, увеличение нервно — психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и другие негативные явления, связанные с научно – техническим прогрессом. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека.

      Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является актуальной проблемой физического воспитания дошкольников. В настоящее время проблема профилактики и оздоровления дошкольников приобрела особую актуальность для большинства дошкольных образовательных учреждений. Это неслучайно, так как социально – экологическая обстановка многих городов России является неблагоприятной для развития детского организма. В тоже время к ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни.

      Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени находятся в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и т.д. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто. Неумение ребенка правильно держать своё тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно — сосудистой системы, дыхательного аппарата.

      Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно, как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

     Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата (известно, что более 50% обучающихся начальной школы имеют нарушения осанки). В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и оздоровительной направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, в частности, детского сада, где ребенок находится ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических и оздоровительных воздействий.

       Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на профилактических и оздоровительных мероприятиях, создании определенных условий для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования направлен на решение многих задач, в том числена охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

      Такую работу в детском саду должны осуществлять инструктор по физической культуре и воспитатели. На базе детского сада для оздоровления детей можно организовать методическое объединение «Здоровьесберегающие технологии в ДОО», которое будет решать вопросы профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата и оздоровление дошкольников средствами физического воспитания. Прежде, чем начать работу по профилактике нарушений ОДА и оздоровлению дошкольников, воспитателям методического объединения необходимо пополнить знания: что такое опорно-двигательный аппарат, причины его заболеваний, типы нарушений осанки (работа с интернетом, консультации медицинского персонала и инструктора по физическому воспитанию). В начале года, совместно с медицинским персоналом необходимо провести мониторинг здоровья, а затем определить план мероприятий на год. В каждой возрастной группе составить план – схему для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в режиме дня. На протяжении всего дня в группе необходимо поддерживать оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, здоровьесберегающие технологии в режиме дня. Для поставленной цели ставятся следующие задачи:

— формировать у детей навык правильной осанки;

— развивать гибкость и подвижность в суставах;

— укреплять мышечную систему ребенка;

— учить детей напрягать и расслаблять мышцы;

— формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.

      Формировать у детей желание быть здоровыми надо начинать с бесед об осанке, какая она должна быть, для чего нужно сохранять осанку?

На первых занятиях учить детей правильно принимать основные исходные положения: стоя, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке и другие. В каждом последующем занятии закреплять пройденный материал.

В игровой форме детей знакомить в доступной форме со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Учить элементарным навыкам ухода за собой. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети будут закреплять в самостоятельной деятельности.  

 Для занятий подбирать физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем. Такие упражнения действуют на организм всесторонне. Под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению.

Какие же средства физического воспитания рекомендуется включать в работу для профилактики и оздоровления дошкольников.

1.Физические упражнения: с предметами, без предметов, из разных исходных положений, с использованием спортивного инвентаря, нестандартного оборудования.

2.Физические упражнения силового и расслабляющего характера.

3.Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н.: «Ладошки», «Ушки», «Погончики», «Кошка». «Обними плечи».

4.Закаливающие процедуры, доступные в условиях дошкольного учреждения: промывание носа проточной водой, обширное умывание, точечный массаж в области носа, самомассаж; оздоровительные занятия проводить с открытой фрамугой, босиком, в облегченной одежде (шорты, майка, носки), сухое растирание махровой рукавичкой.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью регулярно проводить родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия, спортивные досуги, праздники и развлечения.Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений, на развитие у них культуры и желания вести здоровый образ жизни. Родители объясняют детям, как важно утром спешить в детский сад на утреннюю гимнастику. К приобщению здорового образа жизни помогают совместные оздоровительные занятия, спортивные мероприятия.

Формы проведения утренней гимнастики: танцевальные движения, основные движения, подвижные игры, зарядка с одним спортивным предметом «Зарядка с мячом», «Зарядка с обручем», беговые задания, «Дорожка здоровья», силовая зарядка.

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе – это физическая культура, дающая людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни.

      Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается физкультурой или каким-либо видом спорта.

    Здоровье человека зависит от его образа жизни, воспитания с раннего детства здоровых привычек и навыков, двигательной активности.          

       Проблема оздоровления детей это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива дошкольной образовательной организации и родителей. Именно такая форма совместной деятельности воспитывает у детей культуру ценностей и знаний, которые используются для развития физических и интеллектуальных способностей человека, для укрепления и сохранения здоровья.

nsportal.ru

Статья по теме: Актуальные проблемы физического воспитания дошкольников в свете современных требований

Л.Ф.Кафиева,

г.Челябинск

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 

Аннотация: В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка,  развития у него физических навыков и умений  является дошкольное детство. На сегодняшний день перед образовательными учреждениями стоит сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Ключевые слова: дошкольное образование, деятельность  детей, формирование начальных представлений, физическое воспитание.

L. F. Kapieva,

Chelyabinsk

ACTUAL PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE LIGHT OF MODERN REQUIREMENTS

Annotation: In recent years, along with other problems, is particularly relevant physical education of children in the context of the GEF and another important stage in the formation of the child’s health, the development of his physical skills and abilities is pre-school childhood. For today the educational institutions a difficult but very important task-not only to improve the quality of education, but also to implement it without loss of health, as well as to improve the physical fitness of the younger generation.

According to statistics, the XXI century began with a sharp deterioration in the health of preschoolers and the main problem is hypokinesia. Not without reason the outstanding teacher V. A. Sukhomlinsky emphasized that their spiritual life, Outlook, mental development, durability of knowledge, belief in the forces depends on health, cheerfulness of children. The only correct way to counteract this influence is the correct organization of physical education from early childhood.

Keyword: preschool education, children’s activities, the formation of initial ideas, physical education.

Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья. Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.

Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30–40 % детей имеют избыточный вес).

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии в следующих направлениях:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Все вышеперечисленные технологии должны применяться в ДОУ комплексно, при участии всего кадрового состава ДОУ, (воспитатель, медицинский работник, логопед, старший воспитатель, инструктор физической культуры) только при комплексном подходе можно выполнить поставленную задачу, а именно сохранить здоровье наших детей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т.д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

    Делая вывод моего выступления, главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований — охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Это остается приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. За многие годы коллективом всех ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38) /2013. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/ 
  2. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований»/С.В. Никитина. М.: Изд-во Перо,2013 —  45с.
  3.  Сомкова, О.Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду» /О.Н Сомкова. М., 2013 – 67с.

nsportal.ru

Актуальность проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Что же такое физкультурное занятие?

Физкультурное занятие – основная форма организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

— удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

— формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

— дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

— создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встречи с красивым и увлекательным миром.

Иными словами, на занятиях по физкультуре решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Опыт работы ДОУ показывает, что физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ. Многие инструкторы творчески подходят к организации методики физкультурных занятий, придумывают интересные формы физкультурных занятий, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься физкультурой. Но в то же время в ряде ДОУ не всегда решаются полноценно задачи физического воспитания, формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия учебно-тренирующего характера. Физкультурные занятия сухие, однообразные, и как следствие этого – отсутствие интереса, желания заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Ведущее место занимают нетрадиционные физкультурные занятия.

infourok.ru

Статья по физкультуре на тему: Проблемы физического воспитания дошкольников

 

Д.биол.наук, проф. И.М.Козлов,
Санкт-Петербургская государственная академия
физической культуры им. П.Ф.Лесгафта 

П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей.

Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое — неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе — значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе профтехобразования.

Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного образования используется лишь первое направление — обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова И.М.Сеченова [3]:»Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению». Но не заказан и обратный маршрут — от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей.

Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке [2] в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы — буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития.

Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду — воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей.

Противоречия между социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не «подсобный», статический характер их работы необходимы для формирования «мышечного депо» (структурных и энзимных белков).

В возрасте от двух до пяти лет происходит становление «схемы тела» [1] — двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. «Схема тела» или «модель тела» — функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании «схемы тела». Это важно, во-первых, потому, что «рефлексогенными зонами», стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления «схемы тела» является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.

Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды.

Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах [4], полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата.

nsportal.ru

Физическое воспитание дошкольников как основа здоровья современного общества Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ПЛЕНАРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

УДК: 796

Баршай В. М.

К.п.н., профессор, Академия физической культуры и спорта

Южный федеральный университет

Кривсун С. Н.

К.п.н., доцент, Академия физической культуры и спорта

Южный федеральный университет

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье представлены основные направления приобщения детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой на основе интеграции процесса обучения, направленного на изучение различных предметов в контексте двигательной деятельности, как основы формирования активной жизненной позиции относительно занятий физической культурой, направленных на формирование ценностного потенциала здоровья современного общества.

Ключевые слова: дошкольники, здоровье, интеграция, совокупность развития, физическая культура, занятия.

Образовательные реформы, которые проводятся в Российской Федерации не первый год, в глобальном понимании определяют изменения во всех сферах жизни человека на сегодняшний момент времени. При этом необходимо отметить, что физическая культура на сегодняшний момент времени является одной из наиболее популярных сфер деятельности, так как пришло понимание того, что физическое воспитание имеет немаловажное значение в процессе воспитания подрастающего поколения и как основа дальнейшего эффективного развития общества и в частности России.

Системность образования, и в том числе в сфере физической культуры, на сегодняшний момент времени является одним из важных направлений, так как отвечает дидактическому принципу системности и последовательности в обучении. Данный аспект имеет немаловажное значение именно как основа здорового социума и, следовательно, эффективного развития общества на длительный период времени, ибо ценности, заложенные в дошкольном возрасте, рассматриваются различными специалистами как основополагающие на протяжении всей жизни.

При этом необходимо учитывать, что на сегодняшний момент времени определенны различные несоответствия между реальными и прогрессивно растущими потребностями современного общества, и одной из этих потребностей является именно здоровье детей, так как одна из проблем современной России проявляется именно в увеличении детей как школьного, так и дошкольного возраста с ослабленным здоровьем или же с различными психосоматическими заболеваниями [3].

В дошкольном возрасте формируются основополагающие знания по многим дисциплинам при этом необходимо учитывать, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую действительность, языком звуков, красок, эмоций, при этом он мыслит целостно, не отделяя один раздражитель от другого. Поэтому решение целей образовательного процесса в области физической культуры, необходимо увязывать с развитием целостного восприятия дошкольника как активную личность в деятельности.

Это является важнейшей теоретическо-методологической и содержательно-организационной составляющей целенаправленного диалога как руководителей физической

культуры, так и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в области физической культуры.

Необходимо отметить, что узконаправленное изучение определенного материала не дает эффективного обучения и не может приобщить ребенка к ценностям телесно-двигательной культуры и основ здоровья, так как это необходимо формировать в целостном представлении на основе интегрированного процесса обучения в который вовлечены все участники, а не только узконаправленные специалисты [1].

На сегодняшний момент развития общества необходимо у дошкольника формировать целостное представление не только об обучении и воспитании, но и о внутренней природе человека как основы развития во всех сферах жизни, что будет гарантом целостного образовательного процесса дошкольников, а также сформирует для дальнейшей жизнедеятельности главные направления деятельности основанные на понимании ценности занятий физической культурой и ведения здорового образа жизни.

Сосредоточенность воспитателей и руководителей физической культуры дошкольного образовательного учреждения на интеграции процесса физического воспитания в различные области образования дошкольников должна основываться на следующих предпосылках:

— образованность воспитателей в сфере физической культуры должна основываться на специфике обучения различным направлениям деятельности на основе физической культуры, то есть происходит формирование телесно-двигательной культуры;

— воспитателю необходимо владеть умениями и навыками формирования двигательных действий не только прикладного характера, но и направленного, что будет способствовать оздоровительной составляющей образовательного процесса дошкольников;

— в процессе деятельности руководитель физической культуры должен не только учитывать возрастные физиологические особенности деятельности детей дошкольного возраста, но и их предметно-смысловое развитие;

— воспитателю в собственной деятельности необходимо основываться на интеграции процесса умственной и физической составляющей, что является немаловажным в процессе формирования личности ребенка;

— руководитель физической культуры в процессе деятельности должен применять различные формы и методики развития дошкольников в контексте интеграции различных предметов.

В процессе деятельности как воспитатель, так и руководитель физической культуры являются системообразующими факторами педагогического организационно-интегрирующего обеспечения физкультурного образования дошкольников, их физического воспитания и формирования физической культуры личности.

На сегодняшний момент времени многие дошкольные образовательные учреждения пытаются внедрять программы различной направленности, которые не всегда являются эффективными, при этом адаптация программ часто приводит к искажению сути, так как разрабатываясь как инновационные они не всегда отвечают материально-технической базе учреждения, квалификации кадров, применяемым методикам и уровню физического развития детей в конкретном учреждении. При этом необходимо учитывать, что не все применяемые методики способны в полной мере реализовать необходимый объем двигательной активности подрастающего организма.

В современной системе образования в области физической культуры реализуются программы, технологии и методики, направленные на снижение уровня заболеваний, повышение физиологических и психологических функций организма ребенка, а, следовательно, и его умственного и образовательного потенциала [4].

Поэтому необходимо, чтобы двигательная деятельность ребёнка дошкольного возраста занимала в режиме дня до 50% ежедневного бюджета времени, при этом на основе анализа различных литературных источников мы можем заключить, что это не всегда

обоснованно, да и в различных отечественных и зарубежных дошкольных образовательных программах к этому не однозначное отношение, так как программы которые на сегодняшний момент времени реализуются в дошкольных образовательных учреждениях отводят целенаправленной двигательной активности не более 20% общего бюджета времени дневного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, что вряд ли может быть достаточным для решения оздоровительных, а, следовательно, и образовательных задач, поскольку эти процессы взаимообусловлены.

При этом не учитывается, что целенаправленная двигательная деятельность может проходить не только на занятиях физической культурой с руководителем физического воспитания, а также в процессе проведения воспитателем утренней гимнастики, физкультпауз и физкультминуток в рамках занятий по предметам, формирование у дошкольников различных знаний в интеграции занятий физическими упражнениями, прогулок на свежем воздухе с проведением подвижных игр и элементов спортивных игр. Данный подход обеспечит не только повышение двигательной активности детей, но и будет способствовать более эффективному образовательному процессу, так как умственная деятельность основанная или переплетенная с двигательной деятельностью формирует более устойчивую познавательную активность именно у детей дошкольного возраста.

На основании данного подхода у дошкольников происходит формирование осмысленного представления о потенциале физической культуры и его использование в различных аспектах, овладение понятийным аппаратом и основами его применения не только в процессе физкультурной деятельности, понимании механизмов двигательной деятельности, основанном на образном сравнении и полученных знаниях в процессе интеграции физической культуры с другими предметами, создаются предпосылки для формирования личной ориентации в выборе форм и средств двигательной активности в дальнейшей жизнедеятельности и следовательно формируется активная позиция относительно занятий физической культурой и все что с этим связано [2].

Следовательно, можно заключить, что двигательная деятельность является основополагающим в дошкольном образовании так как не только формирует естественные двигательные навыки, обеспечивает полноценное физическое развитие, развитие физических качеств и способностей, но и формирует социальный, коммуникативный, мотивационный, потребностный, познавательный, деятельностный, интеллектуальный, и речевой потенциал. Все вышеизложенное в совокупности не только развивает личность в целом, а формирует ценностное отношение дошкольников к собственному здоровью и, следовательно, является основой дальнейшего эффективного развития Российского общества.

Литература

1. Курысь В. Н., Евстигнеева М. И. Содержание и соотношение понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура» Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 1 (95). С. 84-89.

2. Курысь В. Н., Сляднева Л. Н., Шиянова Г. В. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры — теорет. аспект : [монография] / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова; М-во образования и науки РФ, М-во образования Ставропол. края. Ставрополь, 2006.

3. Мавропуло О. С., Кривсун С. Н. Здоровье и двигательная активность человека — Ростов-на-Дону: Материалы сборника научных трудов. Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Редколлегия: Ильин В. Г., Минасян Л. А., 2012. С. 73-75.

4. Хренкова В. В., Абакумова Л. В., Лысенко А. В., Баршай В. М., Рогинская А. А., Карсакова А. А., Журавлева М. В. Вариационная кардиоинтервалометрия как метод экспресс-оценки функционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности — Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1090-1093.

cyberleninka.ru

Статья на тему: Физическая культура в современном детском саду — проблемы, пути решения

Физическая культура в современном детском саду

Карелина М.П. инструктор по физкультуре

 МБДОУ «ЦРР –д/с № 121»

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший социоформирующий фактор.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут.

         Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Недостаточность внимания к созданию условий  для физического воспитания может повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре в детском требует строгого соблюдения правил техники безопасности. 

Введение современных образовательных стандартов предполагает необходимость дать возможность ребенку самому выбирать, чем бы он хотел заниматься. А задачей педагога является умение создавать учебные ситуации как особые структурные единицы игровой деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в игровую ситуацию. Традиционный подход к образовательной деятельности в ДОУ ушел в прошлое. Федеральные Государственный Образовательный Стандарт требует замены планов-конспектов технологическими картами основной образовательной деятельности.

Реализация стандарта меняет представление педагога о современном занятии: ребенок выступает не объектом, а субъектом образовательной деятельности; он активно участвует в педагогическом процессе; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы создать мотивацию для изучения предлагаемых упражнений, умело направить желание ребенка просто  подвигаться в целенаправленное освоение двигательных навыков.

Современное физкультурное занятие должно отвечать требованиям ФГОС:

  • Нацеленность деятельности на формирование  желания у ребенка заниматься физкультурой.
  • Использование современных технологий: ИКТ, проектная деятельность для эмоциональной поддержки.
  • Физкультурная деятельность должна проводиться с учетом возрастных особенностей, а так же соответствовать требованиям программы.
  • Связь теории с практикой предполагает использование полученных на физкультурных занятиях умений в самостоятельной подвижной деятельности.
  • Реализация дифференцированного обучения. Работа с часто болеющими детьми и детьми, имеющими показатели  физического развития выше средних значений.
  • Осуществление обратной связи: педагог-ребенок. Согласно ФГОС, ребенок может предложить какой-либо вариант двигательной деятельности. Задача педагога так грамотно построить обучение, чтобы в рамках образовательной  деятельности были учтены пожелания ребенка.

Итак, рассмотрев Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, можно видеть, что обучение ребенка физической культуре уже не является обучением, а это игра в физическую культуру, предложенная педагогом. Как и в любой игре, здесь есть правила, которые ребенок и взрослый должны выполнять.

  • ПРАВИЛО №1 СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
  • ПРАВИЛО №2 КОНТРОЛЬ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
  • ПРАВИЛО №3 МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Если соблюдать все эти несложные правила, то травматизм в организованной деятельности по физической культуре можно свести  к нулю.

Но современные реалии таковы, что основной причиной травматизма в ДОУ можно назвать проведение занятий с большим числом детей на одного инструктора, чем полагается, а так же несоответствие площади спортивного зала количеству занимающихся. Отсюда недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.  Ни для кого не секрет, что в современных детских садах количество детей в группах превышает  норму в 1.5 – 2 раза!  Опытный инструктор организует физкультурную деятельность введением подгрупповых занятий: например, половина дошкольников выполняет отбивания мяча от пола на одном месте, стоя на одном месте. В это же время вторая половина занимается выполнением упражнений, требующей страховки и непосредственного контакта с инструктором.

Возможно деление на три-четыре подгруппы, если даются хорошо усвоенные упражнения, не требующие непосредственной страховки. Неправильная страховка, неподходящая одежда и обувь  может стать причиной  травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях.        

Работа с родителями  – важнейший компонент успеха. Недаром говорится, что за каждым чемпионом стоит его мама.

Отсутствие надлежащего медицинского контроля, допуск к занятиям после болезни без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций также способствует увеличению травмвтизма. Более того, в справках о разрешении на посещение дошкольного учреждения, никогда не указывается медотвод от занятий физической культурой после болезни.

 К сожалению, статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников резко ухудшился по сравнению со статистикой второй половины ХХв. Крайнюю обеспокоенность вызывает и тот факт, что каждый третий ребенок уже с периода новорожденности имеет различные болезни и отклонения в состоянии здоровья.   Исследования, проводимые в 2007-2015 годах, показывают, что  значительно снизилось число абсолютно здоровых детей. Так, среди детей 5-9 лет их число не превышает 10-12%.  С увеличением возраста увеличивается число детей, имеющих несколько диагнозов. Дошкольники 5-6 лет имеют в среднем 2 диагноза, 7-9 лет — 3 диагноза. Часто из-за нехватки кадров, медицинское обследование дошкольников проводится с запозданием. При этом инструктор по физкультуре не проинформирован о точном диагнозе или группе здоровья, поэтому не может правильно распределить нагрузку для таких детей.

Серьезным индикатором ухудшения состояния здоровья детей является рост числа детей – инвалидов. Инклюзивное образование  в дошкольных учреждениях– веяние современности предусмотренное ФГОС. Однако, внедрение таких детей в общеобразовательные группы, является неоднозначным, т.к. наличие инклюзивных детей в группах требует закрепления за каждым ребенком тьютора. Им требуется индивидуальная программа, в том числе и по физическому воспитанию. За работу с детьми-инвалидами должна начисляться дополнительная оплата. Дошкольные учреждения пока не готовы к полноценному внедрению инклюзивного образования. Дети занимаются по основной программе с учетом особенностей, что создает инструктору по физкультуре дополнительную нагрузку, т.к. он следит, чтобы инклюзивному ребенку было максимально комфортно А как этого трудно добиться, ведь именно в движении более резко проявляется грань между «обычными» и «особенными» детьми!

Гипокинезия – болезнь современного ребенка. Компьютерные игры, всевозможные гаджеты только способствую малоподвижному образу жизни.  Во избежание этого инструктор контактирует с родителями, приглашает их на консультации, открытые занятия, проводит анкетирование, разъяснительные беседы, с помощью ИКТ показывают, как ведется физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, знакомит с результатами мониторинга.

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев в образовательной области «физическая культура» является одной из важнейших задач инструкторов, медицинского персонала и воспитателей в МБДОУ. Изучение процессов роста и развития детей показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.

Таким образом, в решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия, как системы образования, так и здравоохранения.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *